Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Байгильдинская средняя общеобразовательная школа” Канашского района Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано Утверждаю
учителей социально-гуманитарного Зам. директора по УВР Директор МБОУ
цикла ________Н.И. Данилова «Байгильдинская СОШ»
Протокол №1 «31» августа 2017 г. ________В.Г. Ильин
от 31.08.2017 Приказ № 60 от 31.08.2017 Руководитель ШМО
_____С.К. Антонова
Рабочая программа
по литературе
основного общего образования
для 6 класса
Срок реализации – 2017-2018 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе к учебнику для образовательных организаций: Г.С. Меркин. «Литература. 6 класс в 2 ч.» - М.: «Русское слово», 2015 г.
Составила: И.В.Зайцева
Планируемые результаты освоения предмета «Литература»
Личностными результатами являются:
воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Познавательные УУД
умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
владение всеми видами речевой деятельности;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Предметные результаты:
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Обучающийся научится:
определять тему и основную мысль произведения, владеть различными видами пересказа, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).
Обучающийся получит возможность научиться:
рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
Содержание учебного предмета
Из греческой мифологии
Литература и мифология. Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории. Стремление познать мир и реализовать свою мечту. Прославление человеческих достоинств в мифах о двенадцать подвигах Геракла.
Из устного народного творчества
Легенды, предания, сказки. Легенда «Солдат и смерть». Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели.
Из эпоса народов России. Нартский эпос. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Художественные особенности предания.
Из древнерусской литературы. Древнерусская литература и её жанры: сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Поучение...» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Воинская повесть Поучительный характер древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Иносказание.
Из русской литературы XIX века
В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана». Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета баллады «Светлана». Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала поэмы.
А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Стихотворения: «Деревня», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике А.С. Пушкина. Антитеза как основной художественный приём стихотворения. Лирика природы. Конкурс выразительного чтения стихотворений о природе русских и чувашских поэтов
«Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Отец и сын. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Нравственная проблематика произведения.
М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове (годы учения, ссылка на Кавказ). Стихотворения: «Тучи», «Парус», «Листок». Чувство трагического одиночества в стихотворении Лермонтова. Риторические вопросы. Вольнолюбивые мотивы стихотворения Лермонтова. Антитезы и инверсии. Многозначность художественного образа.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». История создания повести. Запорожская сечь как прославление боевого товарищества. Степь как образ Родины в повести Гоголя. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристики. Остап и Андрий. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.
И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника в рассказе «Бирюк», позиция писателя. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Темы народного труда и «долюшки женской» в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...»
Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman», «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа». Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство».
А.Н. Толстой. Автобиографическая повесть «Детство Никиты».
В.Г. Короленко. Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дружба Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести «В дурном обществе». Отношения автора к героям.
А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали. Изображение степи в повести «Степь». Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка» «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия». Особая роль события рассказывания. А.П. Чехов Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций в рассказе А.П. Чехова.
Из русской литературы XX века
И.А. Бунин. Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина. И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...».
А.И. Куприн. Детские годы А.И. Куприна. Внутренний мир человека в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель». «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна.
Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».
С.А. Есенин. Краткие сведения о С.А. Есенине. Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина. Стихотворения: «Разбуди меня завтра рано...», «Песнь о собаке». Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.
Образы животных в произведениях художественной литературы. Рассказ Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пёс», рассказ В.П. Астафьева «Жизнь Трезора». Нравственные проблемы в произведениях о животных.
М.М. Пришвин. Краткие сведения о М.М. Пришвине. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей: Настя и Митраша. Смысл названия сказки-были.
А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Мужество». Основные темы и образы поэзии. Тема Родины. Роль художественной детали, её многозначность.
Военная тема в русской литературе. Д.С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые…». К.М. Симонов. Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…». М.В. Исаковский. Стихотворение «В лесу прифронтовом…», С.С. Орлов. Стихотворение «Его зарыли в шар земной…», Р. Гамзатов. Стихотворение «Журавли» и др.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка».
В.П. Астафьев. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. История создания книги «Последний поклон». Тематика и проблематика рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Н.М. Рубцов. Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Стихотворения: «Тихая моя родина», «Звезда полей». Картины природы в стихотворениях. Лирический герой и его мировосприятие.
Из зарубежной литературы
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Карело-финский героический эпос «Калевала». Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса.
«Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой.
Братья Гримм. Краткие сведения о братьях Гримм. Тематика и проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка». Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм
«Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
О. Генри. Краткие сведения об О. Генри. Новеллы: «Вождь краснокожих», «Дары волхвов». Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Жанровые признаки. Тема бедности, любви и счастья. Особая необычность сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения.
История жанра новеллы. П. Мериме «Видение Кала XI». Э.А. По «Низвержение в Мальстрем».
Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы». Рассказ «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге.
Национально – региональный компонент реализуется через уроки:
№22 Русская басня в XX веке. Жанр басен в родной литературе
№29 «В литературной гостиной». Поэзия XIX века о родной природе
№ 87 Родная природа в произведениях русских и чувашских писателей XX века
Используются элементы НРК и на остальных уроках.
Тематическое планирование по литературе 6 класс |
№ урока п/п | Тема урока | Количество часов |
Введение |
1 | О литературе, читателе и писателе. Литература и другие виды искусства | 1 |
Из греческой мифологи |
2 | Литература и мифология. Миф «Пять веков» | 1 |
3 | Миф «Прометей» | 1 |
4 | Миф «Яблоки Гесперид» | 1 |
Из устного народного творчества |
5 | Легенда «Солдат и смерть» | 1 |
6 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». | 1 |
7 | Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1 |
Из древнерусской литературы |
8 | Древнерусская литература и её жанры. «Сказание о белгородских колодцах» | 1 |
9 | Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем» | 1 |
10 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение...» Владимира Мономаха | 1 |
Из литературы XVIII века |
11 | М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. Р.Р. Составление устного портрета Ломоносова. | 1 |
12 | «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Иносказание. | 1 |
Из русской литературы XIX века |
13 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Элегия как жанр. | 1 |
14 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана» | 1 |
15 | Своеобразие сюжета баллады «Светлана» | 1 |
16 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Инсценирование эпизода «Экзамен». | 1 |
17 | «Деревня». Антитеза как основной художественный приём стихотворения. | 1 |
18 | А.С. Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро», «Зимний вечер». Самостоятельный анализ стихотворения по плану. | 1 |
19 | Р.Р. Конкурс выразительного чтения стихотворений о природе русских и чувашских поэтов | 1 |
20 | Стихотворные размеры. Двусложные размеры стиха. Стихотворный ритм. | 1 |
21 | А.С.Пушкин. «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. | 1 |
22 | Образы Дубровского и Троекурова. | 1 |
23 | Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Отец и сын | 1 |
24 | Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Образы крепостных. | 1 |
25 | История любви Маши и Владимира | 1 |
26 | Нравственная проблематика произведения | 1 |
27 | Р.Р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 |
28 | Анализ письменных работ учащихся | 1 |
29 | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове (годы учения, ссылка на Кавказ) | 1 |
30 | Чувство трагического одиночества в стихотворении Лермонтова «Тучи» | 1 |
31 | Вольнолюбивые мотивы стихотворения Лермонтова «Парус». Антитезы и инверсии в стихотворении. Исследовательская работа с текстом | 1 |
32 | М.Ю. Лермонтов «Листок». Составление сравнительной характеристики листка и чинары | 1 |
33 | Р.Р. Конкурс творческих работ «Красота родного края». | 1 |
34 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». История создания повести | 1 |
35 | Запорожская сечь как прославление боевого товарищества. Степь как образ Родины в повести Гоголя. | 1 |
36 | Тарас и его сыновья. Остап и Андрий (сравнительная характеристика) | 1 |
37 | Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев | 1 |
38 | Роль детали в раскрытии характеров герое. Смысл финала повести | 1 |
39 | Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 |
40 | РР. Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 |
41 | И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1 |
42 | И.С. Тургенев. «Бирюк». Образ лесника. | 1 |
43 | «В дороге» | 1 |
44 | Контрольная работа по произведениям литературы 19 века | 1 |
45 | Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...» | 1 |
46 | Трёхсложные размеры стиха | 1 |
47 | Л.Н. Толстой. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» | 1 |
48 | Взаимоотношения в семье, описанные в повести Л.Н. Толстого «Детство». Анализ глав: «Maman», «Детство» | 1 |
49 | Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого («Что за человек был мой отец?», «Папа») | 1 |
50 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Проблематика рассказа «Бедные люди» и его внутренняя связь с повестью «Детство» | 1 |
51 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Какие чувства и мысли вызвал у меня рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди» | 1 |
52 | Внеклассное чтение. Автобиографическая повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» | 1 |
53 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» | 1 |
54 | Дружба Васи, Валека и Маруси. | 1 |
55 | Доброта и сострадание героев повести | 1 |
56 | Дети и взрослые в повести «В дурном обществе». Отношение автора к героям | 1 |
57 | Р.Р. Сочинение-рассказ (о встрече повзрослевших Валека и Васи либо продолжение рассказа Короленко) | 1 |
58 | А.П. Чехов – непревзойдённый мастер детали | 1 |
59 | Сопоставление изображения степи у А.П. Чехова в повести «Степь» и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 |
60 | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: «Налим», «Шуточка». | 1 |
61 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Инсценирование рассказа. | 1 |
62 | Внеклассное чтение. А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Составление диафильма | 1 |
Из русской литературы XX века |
63 | Мир природы и человека в произведениях И.А. Бунина | 1 |
64 | И.А. Бунин «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. | 1 |
65 | Картины родной природы в стихотворении И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...» | 1 |
66 | Детские годы А.И. Куприна | 1 |
67 | А.И. Куприн. «Белый пудель». Внутренний мир человека в рассказе. | 1 |
68 | «Тапер» - рождественский рассказ А.И. Куприна | 1 |
69 | Внеклассное чтение. Ф.М. Достоевский. Святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». | 1 |
70 | Р.Р. Письменный отзыв об эпизоде | 1 |
71 | Краткие сведения о С.А. Есенине. | 1 |
72 | Лирический герой и мир природы в стихотворении С.А. Есенина «Разбуди меня завтра рано...». | 1 |
73 | Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. «Песнь о собаке» | 1 |
74 | Внеклассное чтение. Образы животных в произведениях русских и чувашских писателей | 1 |
75 | Краткие сведения о М.М. Пришвине | 1 |
76 | «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра | 1 |
77 | Образы детей: Насти и Митраши | 1 |
78 | Смысл названия сказки-были | 1 |
79 | Р.Р. Сочинение-отзыв о произведении Пришвина «Кладовая солнца» | 1 |
80 | А.А. Ахматова. Основные темы и образы поэзии. «Перед весной бывают дни такие…» | 1 |
81 | Тема Родины в стихотворении Ахматовой «Родная земля». «Мужество» | 1 |
82 | Военная тема в русской литературе. Д.С. Самойлов. «Сороковые…». К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…» | 1 |
83 | Р.Р. Литературно-музыкальная композиция «Строки, опалённые войной» (ВО война в стихотворениях русских и чувашских поэтов) | 1 |
84 | Внеклассное чтение. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. В.П. Катаев. Повесть «Сын полка» | 1 |
85 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. История создания книги «Последний поклон» | 1 |
86 | Тематика и проблематика рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 |
87 | Р.Р. Словесные портреты Саньки, Вити, бабушки | 1 |
88 | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. Картины природы в стихотворении «Звезда полей» | 1 |
89 | Н.М. Рубцов. Стихотворение «Тихая моя родина». Лирический герой и его мировосприятие. | 1 |
Из зарубежной литературы |
90 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика | 1 |
91 | Внеклассное чтение. Карело-финский героический эпос «Калевала». | 1 |
92 | Внеклассное чтение. «Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах». | 1 |
93 | Краткие сведения о братьях Гримм. Тематика и проблематика сказки братьев Гримм «Снегурочка» | 1 |
94 | Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | 1 |
95 | Краткие сведения об О. Генри. Новелла «Вождь краснокожих». | 1 |
96 | О. Генри. Новелла «Дары волхвов». Тема бедности, любви и счастья. | 1 |
97 | Внеклассное чтение. История жанра новеллы. П. Мериме «Видение Кала XI». Э.А. По «Низвержение в Мальстрем». | 1 |
98 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» | 1 |
99 | Рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» - гимн мужеству и отваге. | 1 |
100 | Р.Р. Творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона» | 1 |
Итоги |
101 | Семинар «Автор и его герой» | 1 |
102 | Внеклассное чтение «По страницам прочитанных произведений» | 1 |
103 | Литературная викторина | 1 |
104 | Контрольная работа. | 1 |
105 | Подведение итогов года. Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
| Итого | 105 |