Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, с.Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru
Принята решением педагогического совета 28 августа 2015 года ( протокол №1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ №64 от 31.08.2015 года. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
6 класс
УМК: 1. Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авт.-сост. Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый– 3 -издание, исправленное – М: Мнемозина, 2010г.
2. Хренова, О.М. Учебник-хрестоматия. Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. О.М.Хренова, М.А.Снежневская,–7-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2010г.;
3.Интернет-ресурсы.
Составила: Слабженинова Л.В._____
учитель русского языка и литературы
с. Листопадовка
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы. Г. И. Беленький, М. А. Снежневская, О. М. Хренова и др.»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта О.М.Хренова, М.А. Снежневская, «Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях/ авт. сост. О.М.Хренова, М.А. Снежневская, - М.: «Мнемозина», 2008г.
Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому особое внимание (обязательное чтение и подробный анализ с опорой на художественный текст) планируется уделить произведениям, рекомендованным для чтения и изучения (В.А Жуковский, А.С.Пушкин, Н.М. Языков, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, А.П. Платонов, М.М. Пришвин, В.Г.Распутин, Д.Олдридж, Н.М.Рубцов). Остальные произведения рассматриваются на уроках обзорно, с позиций главной идеи или идейно-художественных особенностей. Ряд произведений, предложенных программой для самостоятельного изучения включены в календарно-тематическое планирование в рамках уроков внеклассного чтения.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа/неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
I Былины
Для чтения и изучения
«Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Былина как один из видов устного народного творчества. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Для самостоятельного чтения
Былины об Илье Муромце (в пересказе Б. В. Шергина); «Вольга и Микула Селянинович»; «Болезнь и исцеление Ильи», «Святогор и Илья Муромец», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей»; «На Буяне, славном острове»: Сборник русского фольклора. Былины, героические предания, исторические и старые солдатские песни; Десять былин. Сост. В. П. Аникин; Былины в пересказе для детей И. В. Карнауховой; Былины / Сост. Ю. П. Круглов.
II «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А. С. Пушкин)
Древнерусская повесть
Для чтения и бесед
«Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царь-град, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).
«Слово о погибели Русской земли».
Для чтения и изучения
«ЕвпатийКоловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение ЕвпатияКоловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Для самостоятельного чтения
Рассказы из начальной русской летописи; рассказы из русских летописей XII—XIV веков.
Баллады
В. А. Жуковский — оригинальный поэт и переводчик.
Для чтения и изучения
«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр. Для чтения и бесед
«Лесной царь» И. В. Гёте; «Перчатка» Ф. Шиллера.
А. К. Толстой. Сведения о жизни поэта. Для чтения и бесед «Канут».
А. Н. Майков. «Емшан»;
Для самостоятельного чтения
В. А. Жуковский. «Кубок» (из И. Ф. Шиллера), «Певец во стане русских воинов» (отрывок); А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Курган».
III Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека.
А. С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность; отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни...». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.
Для чтения и бесед
«Цветок», «Узник», «Туча».
«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство, власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для самостоятельного чтения
«Барышня-крестьянка», «Выстрел».
Н. М. Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры.
Для чтения и бесед
«Песня» («Из страны, страны далекой...»), «Пловец».
М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувства одиночества и грусти поэта.
Для чтения и изучения
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения.
Стихотворные размеры.
Для чтения и бесед
«Утес», «На севере диком стоит одиноко...», «Казачья колыбельная песня».
Н. В. Гоголь. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
«Ночь перед Рождеством».
Для самостоятельного чтения «Вечера на хуторе близ Диканьки».
С.Т.Аксаков.
Для чтения и бесед.
«Очерк зимнего дня».
К.М.Станюкович.
Внеклассное чтение. «Человек за бортом».
IV Смешное в жизни и литературе.
А. П. Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения
«Толстый и тонкий». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.
Для чтения и бесед
«Смерть чиновника». «Пересолил».
Для самостоятельного чтения
«Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и другие ранние рассказы. М. М. Зощенко. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Бедный Федя», «Не надо врать».
V Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах
В. Г. Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения
«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя.
Н. Д. Телешов.
Для чтения и бесед. «Домой»;
Для самостоятельного чтения
В. Г. Короленко. Главы из «Истории моего современника» («Раннее детство», «Начало учения», «В уездном городе», «Ученические годы»); А. И. Свирский. «Рыжик».
А. П. Платонов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Ее самоотверженность, доброта, отзывчивость.
Для самостоятельного чтения «Сухой хлеб», «Корова», «Никита».
М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед. «Не надо врать», «Бедный Федя».
М. М. Пришвин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы,ее участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл назван» произведения. Пейзаж и его роль в сказке-были.
Для самостоятельного чтения
М. М. Пришвин. Страницы из дневника «Дорога к другу» (в изд. для детей), сб. «В краю дедушки Мазая», рассказы «Анчар», «Друг человека» «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», «Вася Веселкин»; С. Т. Аксаков. Рассказы о родной природе; Ю. М. Нагибин. «Старая черепаха»; А. Я. Яшин. «Пустырь», «Люблю все живое»; А. В. Жигулин. «Бурундук», «По земному перелогу...», «Засыпают землею овраг...».
В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения
«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Н.М.Рубцов. Лирика.
VI Изображение человека в эпическом произведении.
Для чтения и бесед
Ю.Нагибин. «Старая черепаха»
Д. Олдридж. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Для чтения и изучения.
А.Доде. «Маленький шпион».
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка |
План. | Факт. |
1 | Введение. О главном в литературе. О книге. | 1 | | | |
2 | Мой читательский дневник. Урок внеклассного чтения. | 1 | | | |
3 | РР Проверкатехникичтения. | 1 | | | |
Тема1.Устное народное творчество(2ч) |
4 | О былине и её героях. О построении и языке былины. | | | | |
5 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. | | | | |
Тема2.Из литературы Древней Руси(4ч) |
6 | Письменная литература Древней Руси. | | | | |
7 | «Повесть временных лет». Прославление патриотического подвига русских воинов. | | | | |
8 | «ЕвпатийКоловрат». Лиризм повествования, сочувствие рязанцам. | | | | |
9 | «Слово о погибели Русской земли» | | | | |
Тема3.Баллады(7ч) |
10 | В.А.Жуковский «Светлана». Фольклорная основа баллады. | | | | |
11 | И.В.Гёте. «Лесной царь». Особенности балладного сюжета. | | | | |
12 | Ф.Шиллер «Перчатка». Лирико-романтическая окрашенность повествования. | | | | |
13 | А.Н.Майков «Емшан». Картины природы. | | | | |
14 | А.К.Толстой «Канут». Нравственный смысл баллад. О рифме и строфе. | | | | |
15 | РР Проверка техники чтения. | | | | |
16 | Сочиняем балладу. Внеклассное чтение. | | | | |
Тема4.Из литературы ХIХ века(34ч) |
16 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни. | | | | |
17 | Как учить стихи наизусть. Чтение отрывка наизусть. | | | | |
18 | «Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики. | | | | |
19 | «Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств. Роль глаголов, передающих динамику действия. | | | | |
20 | Избранные стихи: «Узник», «Цветок», «Туча». Исполнение лирического произведения. | | | | |
21 | Роман «Дубровский». История создания, сюжет. | | | | |
22 | Троекуров и Дубровский. Столкновение чести с произволом. | | | | |
23 | «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Владимир и Маша. | | | | |
24 | Мастерство Пушкина-прозаика. | | | | |
25 | Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | | | | |
26 | Н.М.Языков «Песня», «Пловец». | | | | |
27 | М.Ю.Лермонтов «Парус». Обобщённый смысл стихотворения. | | | | |
28 | «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. | | | | |
29 | Избранные произведения поэта. О стихотворных размерах. | | | | |
30 | Исполнение стихотворения М.Ю. Лермонтова. | | | | |
31 | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Сюжет. | | | | |
32 | Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. | | | | |
33 | «Ночь перед рождеством». Комический сюжет повести. Герои. Внеклассное чтение. | | | | |
34 | О повести. С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня». | | | | |
35 | Подготовка к домашнему сочинению «Однажды мне довелось увидеть». | | | | |
36 | Страницы поэзии. Родное. Исполнение лирического произведения. | | | | |
37 | К.М.Станюкович «Человек за бортом». Внеклассное чтение. | | | | |
38 | А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта. | | | | |
39 | О смешном в художественном произведении. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя. | | | | |
40 | «Смерть чиновника», «Пересолил». | | | | |
41 | Рассказы А.П.Чехова. Чтение по ролям. | | | | |
42 | Инсценировка рассказа Чехова. | | | | |
43 | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вера писателя в человека . | | | | |
44 | Нравственная суть взаимоотношений героев. | | | | |
45 | Труд в жизни детей. | | | | |
46 | Участие природы в судьбе героев. Портрет литературного героя. | | | | |
47 | Сочинение по повести «В дурном обществе». | | | | |
48 | Н.Д.Телешов «Домой». Сюжет, герои. | | | | |
49 | Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения. | | | | |
Тема5.Из литературы ХХ века |
50 | А.П.Платонов. «Песчаная учительница». Самоотверженность, доброта, отзывчивость героини. | | | | |
51 | Произведения А.П. Платонова. | | | | |
52 | М.М.Зощенко. Сведения о писателе. «Не надо врать», «Бедный Федя». | | | | |
53 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Сюжет, герои. | | | | |
54 | Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. | | | | |
55 | Значение истории Травки для понимания идей повести. | | | | |
56 | Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. | | | | |
57 | Сочинение по сказке-были «Кладовая солнца». | | | | |
58 | Страницы поэзии. Весна в произведениях русских поэтов. Исполнение лирического произведения. | | | | |
59 | В.Г.Распутин «Уроки французского». Сюжет, герои. | | | | |
60 | Взаимоотношения главного героя с окружающими. | | | | |
61 | Главный герой и учительница. Уроки доброты и милосердия. | | | | |
62 | Н.М.Рубцов. Лирика. Патриотический характер лирики. | | | | |
63 | Исполнение стихов русских поэтов о природе. | | | | |
64 | Юрий Нагибин «Старая черепаха». | | | | |
65 66 | Д.Олдридж «Последний дюйм». Сюжет, герои. Поведение людей в экстремальных ситуациях. Мужество, упорство героев. | | | | |
67 | Альфонс Доде «Маленький шпион». | | | | |
68 | РР Проверка техники чтения. | | | | |
69 | Приглашаем в библиотеку. Внеклассное чтение. | | | | |
70 | Рекомендации для летнего чтения | | | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Осваивая художественные произведения, указанные в программе, учащиеся к концу 6-го класса должны знать и уметь применять на практике:
понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев — портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;
характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих методов: предварительный, текущий, итоговый.
Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, сообщения на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками;
составление планов, тезисов;
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
Итоговый:
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Классное сочинение № 1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский».
Примерные темы:
- Забавы и развлечения русского барина.
- Отец и сын Дубровские.
- Благородный разбойник Дубровский.
- Мое мнение о Троекурове.
- Спицын в медвежьей комнате.
2.Домашнее сочинение №1. «Однажды мне довелось увидеть…».
3.Классное сочинение № 2 по повести В.Короленко «Дети подземелья».
Примерные темы:
- Как дружба Васи, Валека и Маруси скрасила их жизнь?
- Любимые страницы повести.
- Утверждение в повести доброты и уважения к человеку.
4.Классное сочинение № 3 по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Примерные темы:
- Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе.
- Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Учебно-методическая литература
1. Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авт.-сост. Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый– 3 издание, исправленное – М: Мнемозина, 2010г.
2. Хренова, О.М. Учебник-хрестоматия. Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. О.М.Хренова, М.А.Снежневская,–7-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2010г.;
Дополнительная учебная литература
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы.