СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 6класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6класса составлена на основе "Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11классы. Г.И.Беленький, М.А.Снежневская, О.М.Хренова и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 6класса»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Листопадовская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области

397223, с.Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru



Принята решением педагогического совета

28 августа 2015 года

( протокол №1)

«Утверждаю»

Директор школы _______Л.А.Чернавина

Приказ №64 от 31.08.2015 года.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

6 класс

УМК: 1. Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авт.-сост. Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый– 3 -издание, исправленное – М: Мнемозина, 2010г.

2.  Хренова, О.М. Учебник-хрестоматия. Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. О.М.Хренова, М.А.Снежневская,–7-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2010г.;

3.Интернет-ресурсы.





Составила: Слабженинова Л.В._____

учитель русского языка и литературы

















с. Листопадовка

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы. Г. И. Беленький, М. А. Снежневская, О. М. Хренова и др.»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта О.М.Хренова, М.А. Снежневская, «Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в  двух частях/ авт. сост. О.М.Хренова,  М.А. Снежневская, - М.: «Мнемозина», 2008г.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому особое внимание (обязательное чтение и подробный анализ с опорой на художественный текст) планируется уделить произведениям, рекомендованным для чтения и изучения (В.А Жуковский, А.С.Пушкин, Н.М. Языков,  М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, А.П. Платонов, М.М. Пришвин, В.Г.Распутин, Д.Олдридж, Н.М.Рубцов).  Остальные произведения рассматриваются на уроках обзорно, с позиций главной идеи или идейно-художественных особенностей. Ряд произведений, предложенных программой для самостоятельного изучения включены в календарно-тематическое планирование в рамках уроков внеклассного чтения.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа/неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

I Былины

Для чтения и изучения

«Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Былина как один из видов устного народного творчества. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Для самостоятельного чтения

Былины об Илье Муромце (в пересказе Б. В. Шергина); «Вольга и Микула Селянинович»; «Болезнь и исцеление Ильи», «Святогор и Илья Муромец», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей»; «На Буяне, славном острове»: Сборник русского фольклора. Былины, героические предания, исторические и старые солдатские песни; Десять былин. Сост. В. П. Аникин; Былины в пересказе для детей И. В. Карнауховой; Былины / Сост. Ю. П. Круглов.

II «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А. С. Пушкин)

Древнерусская повесть

Для чтения и бесед

«Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царь-град, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).

«Слово о погибели Русской земли».

Для чтения и изучения

«ЕвпатийКоловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение ЕвпатияКоловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

Для самостоятельного чтения

Рассказы из начальной русской летописи; рассказы из русских летописей XII—XIV веков.

Баллады

В. А. Жуковский — оригинальный поэт и переводчик.

Для чтения и изучения

«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр. Для чтения и бесед

«Лесной царь» И. В. Гёте; «Перчатка» Ф. Шиллера.

А. К. Толстой. Сведения о жизни поэта. Для чтения и бесед «Канут».

А. Н. Майков. «Емшан»;

Для самостоятельного чтения

В. А. Жуковский. «Кубок» (из И. Ф. Шиллера), «Певец во стане русских воинов» (отрывок); А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Курган».

III Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека.

А. С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность; отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни...». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях. Роль глаголов, эпитетов, передающих динамику действия и переживаний.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.

Для чтения и бесед

«Цветок», «Узник», «Туча».

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство, власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Для самостоятельного чтения

«Барышня-крестьянка», «Выстрел».

Н. М. Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры.

Для чтения и бесед

«Песня» («Из страны, страны далекой...»), «Пловец».

М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувства одиночества и грусти поэта.

Для чтения и изучения

«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения.

Стихотворные размеры.

Для чтения и бесед

«Утес», «На севере диком стоит одиноко...», «Казачья колыбельная песня».

Н. В. Гоголь. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

«Ночь перед Рождеством».

Для самостоятельного чтения «Вечера на хуторе близ Диканьки».

С.Т.Аксаков.

Для чтения и бесед.

«Очерк зимнего дня».

К.М.Станюкович.

Внеклассное чтение. «Человек за бортом».

IV Смешное в жизни и литературе.

А. П. Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.

Для чтения и изучения

«Толстый и тонкий». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

Для чтения и бесед

«Смерть чиновника». «Пересолил».

Для самостоятельного чтения

«Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и другие ранние рассказы. М. М. Зощенко. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Бедный Федя», «Не надо врать».

V Дети и взрослые в чрезвычайных обстоятельствах

 В. Г. Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Портрет литературного героя.

Н. Д. Телешов.

Для чтения и бесед. «Домой»;

Для самостоятельного чтения

В. Г. Короленко. Главы из «Истории моего современника» («Раннее детство», «Начало учения», «В уездном городе», «Ученические годы»); А. И. Свирский. «Рыжик».

А. П. Платонов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Ее самоотверженность, доброта, отзывчивость.

Для самостоятельного чтения «Сухой хлеб», «Корова», «Никита».

М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед. «Не надо врать», «Бедный Федя».

М. М. Пришвин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы,ее участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл назван» произведения. Пейзаж и его роль в сказке-были.

Для самостоятельного чтения

М. М. Пришвин. Страницы из дневника «Дорога к другу» (в изд. для детей), сб. «В краю дедушки Мазая», рассказы «Анчар», «Друг человека» «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», «Вася Веселкин»; С. Т. Аксаков. Рассказы о родной природе; Ю. М. Нагибин. «Старая черепаха»;   А. Я. Яшин. «Пустырь», «Люблю все живое»; А. В. Жигулин. «Бурундук», «По земному перелогу...», «Засыпают землею овраг...».

В. Г. Распутин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения

«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

Н.М.Рубцов. Лирика.

VI Изображение человека в эпическом произведении.

Для чтения и бесед

Ю.Нагибин. «Старая черепаха»

Д. Олдридж. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Для чтения и изучения.

А.Доде. «Маленький шпион».























Календарно-тематическое планирование

№ урока



Тема урока

Количество часов


Дата


Корректировка

План.

Факт.

1

Введение. О главном в литературе. О книге.

1




2

Мой читательский дневник. Урок внеклассного чтения.

1




3

РР Проверкатехникичтения.

1




Тема1.Устное народное творчество(2ч)

4


О былине и её героях. О построении и языке былины.





5

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.





Тема2.Из литературы Древней Руси(4ч)

6

Письменная литература Древней Руси.





7

«Повесть временных лет». Прославление патриотического подвига русских воинов.





8

«ЕвпатийКоловрат». Лиризм повествования, сочувствие рязанцам.





9

«Слово о погибели Русской земли»





Тема3.Баллады(7ч)

10

В.А.Жуковский «Светлана». Фольклорная основа баллады.





11

И.В.Гёте. «Лесной царь». Особенности балладного сюжета.





12

Ф.Шиллер «Перчатка». Лирико-романтиче­ская окрашенность повествования.





13

А.Н.Майков «Емшан». Картины природы.





14

А.К.Толстой «Канут». Нравственный смысл баллад. О рифме и строфе.





15

РР Проверка техники чтения.





16

Сочиняем балладу. Внеклассное чтение.





Тема4.Из литературы ХIХ века(34ч)

16

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни.





17

Как учить стихи наизусть. Чтение отрывка наизусть.





18

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики.





19

«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств. Роль глаголов, передающих динамику действия.





20

Избранные стихи: «Узник», «Цветок», «Туча».

Исполнение лирического произведения.





21

Роман «Дубровский». История создания, сюжет.





22

Троекуров и Дубровский. Столкновение чести с произволом.





23

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Владимир и Маша.





24

Мастерство Пушкина-прозаика.





25

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».





26

Н.М.Языков «Песня», «Пловец».





27

М.Ю.Лермонтов «Парус». Обобщённый смысл стихотворения.





28

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.





29

Избранные произведения поэта. О стихотворных размерах.





30

Исполнение стихотворения М.Ю. Лермонтова.





31

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Сюжет.





32

Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви.





33

«Ночь перед рождеством». Комический сюжет повести. Герои. Внеклассное чтение.





34

О повести. С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня».





35

Подготовка к домашнему сочинению «Однажды мне довелось увидеть».





36

Страницы поэзии. Родное. Исполнение лирического произведения.





37

К.М.Станюкович «Человек за бортом». Внеклассное чтение.





38

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта.





39

О смешном в художественном произведении. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя.





40

«Смерть чиновника», «Пересолил».





41

Рассказы А.П.Чехова. Чтение по ролям.





42

Инсценировка рассказа Чехова.





43

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вера писателя в человека .





44

Нравственная суть взаимоотношений героев.





45

Труд в жизни детей.





46

Участие природы в судьбе героев. Портрет литературного героя.





47

Сочинение по повести «В дурном обществе».





48

Н.Д.Телешов «Домой». Сюжет, герои.





49

Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения.





Тема5.Из литературы ХХ века

50

А.П.Платонов. «Песчаная учительница». Самоотверженность, доброта, отзывчивость героини.





51

Произведения А.П. Платонова.





52

М.М.Зощенко. Сведения о писателе. «Не надо врать», «Бедный Федя».





53

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Сюжет, герои.





54

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.





55

Значение истории Травки для понимания идей повести.





56

Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.





57

Сочинение по сказке-были «Кладовая солнца».





58

Страницы поэзии. Весна в произведениях русских поэтов. Исполнение лирического произведения.





59

В.Г.Распутин «Уроки французского». Сюжет, герои.





60

Взаимоотношения главного героя с окружающими.





61

Главный герой и учительница. Уроки доброты и милосердия.





62

Н.М.Рубцов. Лирика. Патриотический характер лирики.





63


Исполнение стихов русских поэтов о природе.





64

Юрий Нагибин «Старая черепаха».





65 66

Д.Олдридж «Последний дюйм». Сюжет, герои. Поведение людей в экстремальных ситуациях. Мужество, упорство героев.





67

Альфонс Доде «Маленький шпион».





68

РР Проверка техники чтения.





69

Приглашаем в библиотеку. Внеклассное чтение.





70

Рекомендации для летнего чтения













































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, учащиеся к концу 6-го класса должны знать и уметь применять на практике:

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;

  • понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев — портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • понятия,   характеризующие   родо-жанровые   особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

  • выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

  • давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

  • писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;

  • писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих методов: предварительный, текущий, итоговый.

Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • подготовка доклада, сообщения на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

  • работа с внетекстовыми источниками;

  • составление планов, тезисов;

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

Итоговый:

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

  • творческий зачёт;

  • защита проектов


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Классное  сочинение № 1  по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Примерные темы:

- Забавы и развлечения русского барина.

- Отец и сын Дубровские.

- Благородный разбойник Дубровский.

- Мое мнение о Троекурове.

- Спицын в медвежьей комнате.

2.Домашнее сочинение №1. «Однажды мне довелось увидеть…».

3.Классное сочинение № 2  по повести В.Короленко «Дети подземелья».

Примерные темы:

- Как дружба Васи, Валека и Маруси скрасила их жизнь?

- Любимые страницы повести.

- Утверждение в повести доброты и уважения  к человеку.

4.Классное сочинение № 3    по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Примерные темы:

- Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе.

- Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.


































Учебно-методическая литература

1. Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авт.-сост. Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый– 3 издание, исправленное – М: Мнемозина, 2010г.

2.  Хренова, О.М. Учебник-хрестоматия. Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. О.М.Хренова, М.А.Снежневская,–7-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2010г.;

Дополнительная учебная  литература

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.

  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.

  4. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

  1. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  2. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

Интернет-ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!