МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УМАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано: Заместитель директора по УВР ______________ Е.С.Курылева _____ ______ _________ | Утверждаю: Директор школы ____________Л.В.Семина Приказ №____от_______ |
Рабочая программа основного общего образования
по учебному предмету
« Литература»
в 7 классе
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Крылкова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы 1 категории
с. Умай
2017 г.
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 9,34,35,45). Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями), основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Умайская основная общеобразовательная школа»( МАОУ «Умайская ООШ»); (рассмотренной и принятой на педагогическом совете от 17.06.2015г № 8 и утвержденной приказом директора школы от 29.06.2015 № 146); с изменениями в части учебного плана, рассмотренными и принятыми на педагогическом совете от 24.03.2017года, протокол № 4, утвержденными приказом директора школы № 52, и изменениями в части календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год, рассмотренными и принятыми на педагогическом совете ( протокол от 29.08.2017г №1, и утвержденными приказом от 29.08.2017г №172), на основе авторской учебной программы по литературе для 5-9 классов (Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной и др. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций- М.: Просвещение, 2016) к учебнику «Литература. 7 класс.Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч. [В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин], – М.:Просвещение,2017, и в соответствии Положением о Рабочей программе учебных предметов, индивидуально-групповых занятий, курсов внеурочной деятельности в МАОУ «Умайская ООШ» (Приказ директора школы от 26.03.2016г. № 52)
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МАОУ «Умайская ООШ» на изучение литературы в 7 классе отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Программа | Авторская учебная программа по литературе для 5-9 классов (Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной и др. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций- М.: Просвещение, 2016) |
Учебник | «Литература. 7 класс.Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч. [В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин], – М.:Просвещение,2017 |
Общая характеристика учебного предмета
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениямихудожественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2017.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия. Фонохрестоматия для учебника литературы 7 класс. Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. И.В.Золотарева, Н.В. Егорова. Москва «ВАКО» 2010 ( к учебным комплектам В.Я. Коровиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
Основной инструментарий для оценивания результатов
Стартовая диагностика (контрольная работа, диагностирование УУД)
Текущее оценивание (Промежуточные проверочные работы, срезовые работы, диагностика УУД, накопительная оценка, приемы оценки на уроке)
Итоговое оценивание (Итоговые работы по предметам, защита индивидуального проекта)
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольные работы
№ | Темы контрольных работ |
1 | Контрольная работа № 1 по творчеству Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого |
2 | Контрольная работа № 2 за курс 7 класса |
Сочинения
№ | Темы сочинений |
1 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов |
2 | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) |
.
Содержание тем учебного курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Михаил . Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
Таблица тематического распределения часов
Раздел | Количество часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы | Проекты |
Введение | 1 | | | | |
Устное народное творчество | 6 | | 2 | | 4 |
Древнерусская литература | 2 | | | | 1 |
Русская литература XVIII века | 2 | | | | |
Русская литература XIX века | 26 | 2 | 3 | 1 | 4 |
Русская литература XXвека | 23 | 1 | 4 | | 2 |
Литература народов России | 1 | | | | |
Зарубежная литература | 6 | | 2 | 1 | |
Итого | 68 | 3 | 11 | 2 | 11 |
Всего 68 часов, по 2 часа в неделю, из них на работы по развитию речи –3 часа, внеклассное чтение – 11часов, контрольные работы – 2 часа, проекты -11 часов
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока. Основное содержание | Домашнее задание |
1 | 04.09 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | |
2 | 08.09 | Устное народное творчество. Предания. | Пересказ преданий |
3 | 11.09 | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». | Выразительное чтение |
4 | 15.09 | Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок внеклассного чтения №1) | Рассказ о герое |
5 | 18.09 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос (урок внеклассного чтения №2) | Рассказ о героях |
6 | 22.09 | «Песнь о Роланде» (фрагменты) | Рассказ о герое |
7 | 25.09 | Пословицы и поговорки. | Подготовить рассказ по одной из пословиц |
8 | 29.09 | Из древнерусской литературы. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам») | Составить поучение |
9 | 02.10 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление верности и любви | Рассказ о герое |
10 | 06.10 | Из русской литературы XVIII века. М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок) | Рассказ о Ломоносове, выразительное чтение отрывка |
11 | 09.10 | Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». | Учить стихотворение |
12 | 13.10 | Из русской литературы XIX века. А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок). | Рассказ о писателе. Выразительное чтение |
13 | 16.10 | А.С.Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). | Учить стихотворение |
14 | 20.10 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. | Учить стихотворение |
15 | 23.10 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | Выразительное чтение по ролям |
16 | 27.10 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека» | Рассказ о писателе |
17 | 06.11 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои | Рассказ о героях |
18 | 10.11 | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов | Рассказ о писателе, выразительное чтение |
19 | 13.11 | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика | Учить отрывок |
20 | 17.11 | М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»…, «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы | Учить стихотворение |
21 | 20.11 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы | Рассказ о героях |
22 | 27.11 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий | Рассказ о героях |
23 | 01.12 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов (урок развития речи 1). | Дописать сочинение |
24 | 04.12 | И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой | Художественный пересказ текста |
25 | 08.12 | И.С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа | Анализ эпизода |
26 | 11.12 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача» | Учить стихотворение |
27 | 15.12 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» | Выразительное чтение |
28 | 18.12 | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины (урок внеклассного чтения №3) | Выразительное чтение |
29 | 22.12 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады | Рассказ о героях |
30 | 25.12 | Смех сквозь слезы, или уроки Щедрина. М.Е.Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Рассказ «1 день генералов на необитаемом острове» |
31 | 29.12 | М.Е.Салтыков - Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки (урок внеклассного чтения №4) | Анализ рассказа |
32 | 12.01 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | Рассказ о писателе |
33 | 15.01 | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство» и его духовный мир | Рассказ о герое |
34 | 19.01 | Контрольная работа № 1 по творчеству Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого | |
35 | 22.01 | Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П.Чехов. «Хамелеон» - проблематика поэтика рассказа | Выразительное чтение |
36 | 26.01 | А.П.Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (урок внеклассного чтения №5) | Пересказ и анализ рассказов |
37 | 29.01 | «Край ты мой. Родимый край…» (обзор). В.А.Жуковский «Приход весны», И.А.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…» (урок развития речи 2). | Учить стихотворение |
38 | 02.02 | Из русской литературы XX века. И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания взрослых и детей | Рассказ о писателе |
39 | 05.02 | И.А.Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения №6) | Рассказ о героях |
40 | 09.02 | М.Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни | Рассказ об отрицательных героях |
41 | 12.02 | М.Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни | Рассказ о положительных героях |
42 | 16.02 | М.Горький. « Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»): | Выразительное чтение |
43 | 19.02 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». | Рассказ о героях |
44 | 26.02 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Выразительное чтение |
45 | 02.03 | В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | Выразительное чтение |
46 | 05.03 | А.П.Платонов. «Юшка» | Рассказ о героях |
47 | 12.03 | А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения №7) | Рассказ о героях |
48 | 26.03 | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) (урок развития речи 3). | Дописать сочинение |
49 | 19.03 | Б.Л.Пастернак. Слово о писателе. «Июль». «Никого не будет в доме»… | Учить стихотворение |
50 | 23.03 | А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие», «Июль-макушка лета». «На дне моей жизни…» | Учить стихотворение |
51 | 02.04 | На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др. (урок внеклассного чтения №8) | Учить стихотворение |
52 | 06.04 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Экологические и нравственно- эстетические проблемы рассказа | Рассказ о героях |
53 | 09.04 | Е.И.Носов «Кукла» («Акимыч») | Рассказ о герое |
54 | 13.04 | Е.И.Носов «Живое пламя» | Рассказ о героях |
55 | 16.04 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро». | Рассказ о героях |
56 | 20.04 | Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы). | Письменный ответ на вопрос |
57 | 27.04 | М.М.Зощенко. «Беда» и другие рассказы (урок внеклассного чтения №9) | Выразительное чтение |
58 | | «Тихая моя Родина». Стихи В.Я. Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого и др. | Учить стихотворение |
59 | | Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге»… | Выразительное чтение |
60 | 04.05 | Из литературы народов России. Р.Гамзатов. Слово о поэте. «Опять за спиною родная земля»…»Я вновь пришел сюда и сам не верю»… (из цикла «Восьмистишья»), «О моей Родине». | Выразительное чтение |
61 | 07.05 | Из зарубежной литературы. Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения №10) | Выразительное чтение |
62 | 11.05 | Дж.Г. Байрон. «Душа моя мрачна… » | Учить стихотворение |
63 | 14.05 | Японские хокку (трехстишия). | Написать хокку |
64 | 18.05 | Контрольная работа № 2 за курс 7 класса | |
65 | 21.05 | О Генри. «Дары волхвов». | Рассказ о героях |
66 | 25.05 | Р.Д. Бредбери. «Каникулы». | Рассказ о героях |
67 | 28.05 | Детективная литература (урок внеклассного чтения №11) | |
68 | 28.05 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето | |
Учитель_______________С.В.Крылкова
Лист корректировки рабочей программы
№ урока (согласно плану) | Название темы | Причина корректировки | Пути ликвидации отставаний в программном материале (сокращено, объединено и т.п.) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |