СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена по учебнику В. Я. Коровиной и других. Рассчитана на 105 часов.

Просмотр содержимого документа
«105-8л»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» Железногорского района Курской области





Принята Утверждаю

на заседании методического совета школы Директор школы

Протокол № 2017 г. ____________Марахин И. Д.

Председатель методического совета школы Приказ №

______________ от 2017 г.



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

ДЛЯ 8 КЛАССА НА 2017-2018 УЧ. ГОД

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)











Составитель Алфимова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

















п. Магнитный, Железногорский район, Курская область

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы и программы, лежащие в основе учебного предмета «Литература»

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 (гл.2, ст. 11, 12,13);

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта ООО (приказ Министерства образования и науки от 17. 12. 10 г. № 1897);

-Примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru.2.)

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2011 г.;

- Учебного плана МКОУ «Курбакинская СОШ» на 2017-2018 учебный год;

- Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская СОШ».

Рабочая программа ориентирована на учебник - хрестоматию в двух частях, «Литература 8 класс», авторы-составители, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2015 г.

Настоящая программа составлена на 105 часов (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня.



Специфика и значение предмета «Литература» для решения общих целей и задач образования


Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет « Литература » тесно связан с предметом «Русский язык». Русская  литература  является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета « Литература » определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Введение (1ч.)

 Русская литература  и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства, связь литературы и истории;

уметь:

- составлять тезисы и планы прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Фольклор (2ч.)

Отражение жизни народа в народных песнях. Предания как исторический жанр народной прозы. Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- знать содержание и историческую основу преданий о Пугачёве, о покорении Сибири Ермаком;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения.

Из древнерусской литературы (2ч.)

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Шемякин суд как сатирическое произведение.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- особенности жития и сатирической повести как жанров литературы, содержание и историческую основу жития об Александре Невском;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст, определять род и жанр произведения.

Из русской литературы 18 века (3ч.)

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Герои комедии. Мир Простаковых и Скотининых. Тема воспитания и образования дворянства в пьесе Фонвизина «Недоросль». Добрые герои в комедии Фонвизина. Черты классицизма в комедии. Сатирическая направленность комедии. Особенности построения сюжета и композиции.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- содержание пьесы, черты классицизма;

уметь:

- анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения, составлять план, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.

Из русской литературы 19 века (34 ч.)

И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- историческую основу басен И. А. Крылова, определение басни, морали, аллегории;

уметь:

- анализировать образы басен, определять тематику и проблематику басен.

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. Патриотизм и героизм народных героев.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- содержание дум К. Ф. Рылеева;

уметь:

- анализировать образы дум, определять тематику и проблематику.


Творчество А. С. Пушкина

А. С. Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта». Повесть Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения А. С. Пушкина. Истоки формирования личности Гринёва. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин. Пугачёв и народ в повести. Лирика. Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Стихотворение «19 октября». «Туча», «К***». «Пиковая дама». Темы лицейской дружбы, любви, русской природы в произведениях поэта. А. С. Пушкин.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина, исторические источники; содержание изучаемого материала; систему художественных образов; этапы формирования характера Гринёва; исторические сведения о Пугачёвском восстании; позицию автора по проблеме народного восстания;

уметь:

- владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать своё отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию; характеризовать особенности сюжета, композиции.

Творчество М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов и история. Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания. Мцыри как романтический герой.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, содержание поэмы «Мцыри», оценку образа В. Г. Белинским; понятие поэмы и романтического героя;

уметь:

- анализировать поэму, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительных средств; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, делать выводы в результате анализа текста.


Творчество Н. В. Гоголя

Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина. Приёмы сатирического изображения.

Особенности гоголевской речи. Речевая характеристика городничего.

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творчества Н. В. Гоголя; особенности драматического произведения, литературного жанра, определение понятия «комедия», содержание комедии «Ревизор», основы сценического поведения; позицию автора по отношению к каждому герою; содержание статьи В. Г. Белинского о комедии «Ревизор»; определение понятия «хлестаковщина»;

уметь:

- владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выразительно читать фрагменты комедии, выражать своё отношение к прочитанному, составлять тезисы к статье, писать отзывы о героях.

Русская литература 2-ой половины 19 века

Вн. чт. И. С. Тургенев. «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Разоблачение пороков чиновничества. Сатирическая направленность «Истории одного города».

Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творчества Салтыкова-Щедрина, сатирическую направленность «Истории одного города»;

уметь:

- владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выразительно читать фрагменты, выражать своё отношение к прочитанному

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Иносказательный смысл произведений писателя.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творчества Н. С. Лескова; содержание нравственные проблемы, иносказательный смысл произведения «Старый гений»;

уметь:

- сопоставлять эпизоды, выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа, композицию произведения, роль антитезы;

уметь:

- анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного, формулировать тему, идею, проблематику произведения; сопоставлять эпизоды рассказа, выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.

Родная природа в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова (1 час)

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, посвящённые теме природы;

уметь:

- анализировать поэтические произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительных средств; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Вн. чт. А. П. Чехов «Человек в футляре».

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творческого пути А. П. Чехова; содержание рассказа «О любви»; «Человек в футляре».

уметь:

- анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному.

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина; содержание рассказа;

уметь:

- анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному.

А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа; понятие сюжета и фабулы;

уметь:

- анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать своё отношение к прочитанному.

Русская литература начала 20 века (20ч)

А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте.

Лирика. Тема Родины в творчестве писателя. Отношение А.А. Блока к революционным событиям в стране. Образ России.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творчества поэта; отношение Блока к революционным событиям в стране;

уметь:

- анализировать поэтические произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительных средств; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Песенная основа лирики

поэта. Историзм произведений. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ Пугачёва у Пушкина и Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творчества поэта; песенную основу его лирики; историзм произведений Есенина; образ Пугачёва; понятие «драматическая поэма»;

уметь:

- анализировать поэтические произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительных средств; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творчества И. С. Шмелёва; содержание изучаемого произведения;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному.

М. А. Осоргин. «Пенсне». Особенности изображения жизни

простых вещей.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- - основные факты жизни и творчества М. А. Осоргина; содержание изучаемого произведения;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному.

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- историю журнала «Сатирикон»;

- содержание изучаемых произведений;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выявлять авторскую позицию.

Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. М. Зощенко «История болезни»

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- содержание изучаемых произведений, образную природу словесного искусства;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выявлять авторскую позицию.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- факты биографии А. Т. Твардовского;

- историю создания, композицию поэмы «Василий Тёркин»;- идейно-художественное своеобразие поэмы;

-уметь:

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- выделять основные темы и проблемы поэмы;

- выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному.

А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- факты биографии А. П. Платонова;

- содержание рассказа «Возвращение»;

- тему, идею, проблематику произведения;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- формулировать тему, идею, проблематику произведения;

- давать характеристику героям;

- выражать свою точку зрения.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги»; Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- поэтов военного времени, их творчество, знать стихотворения наизусть;

уметь:

- выразительно читать поэтические произведения;

- соблюдать нормы литературного произношения;

- участвовать в диалоге по прочитанным стихотворениям.

Е. И. Носов. «Шопен, соната номер два».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- факты биографии Е. И. Носова;

- содержание повести «Шопен, соната номер два»

- тему, идею, проблематику произведения;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- формулировать тему, идею, проблематику произведения;

- давать характеристику героям;

- выражать свою точку зрения.


В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- факты биографии В. П. Астафьева; автобиографический характер рассказа;

- содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»;

- тему, идею, проблематику произведения;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- формулировать тему, идею, проблематику произведения;

- давать характеристику героям;

- выражать свою точку зрения;

-владеть различными видами пересказа.


Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето», И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- русских поэтов, их творчество, знать стихотворения наизусть;

уметь:

- выразительно читать поэтические произведения;

- соблюдать нормы литературного произношения;

- участвовать в диалоге по прочитанным стихотворениям.


Зарубежная литература (8ч)

У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

У. Шекспир. Сонеты. «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- факты биографии Шекспира;

- содержание трагедии «Ромео и Джульетта»;

- тему, идею, проблематику произведения;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- формулировать тему, идею, проблематику произведения;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- давать характеристику героям;

- выражать свою точку зрения;

-владеть различными видами пересказа.


Ж.-Б. Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- факты биографии Мольера;

- содержание комедии «Мещанин во дворянстве»;

- тему, идею, проблематику произведения;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- формулировать тему, идею, проблематику произведения;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- давать характеристику героям;

- выражать свою точку зрения;

-владеть различными видами пересказа.

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- формулировать тему, идею, проблематику произведения;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- давать характеристику героям;

- выражать свою точку зрения;

-владеть различными видами пересказа.


Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- факты биографии Свифта;

- содержание «Путешествия Гулливера»;

- тему, идею, проблематику произведения;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- формулировать тему, идею, проблематику произведения;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- давать характеристику героям;

- выражать свою точку зрения;

-владеть различными видами пересказа.


Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать:

- факты биографии Вальтера Скотта;

- содержание «Айвенго»;

- тему, идею, проблематику произведения;


уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- формулировать тему, идею, проблематику произведения;

- характеризовать особенности сюжета, композиции;

- давать характеристику героям;

- выражать свою точку зрения;

-владеть различными видами пересказа.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Обучающийся научится:

1) понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2) понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственные ценности и их современное звучание;

3) уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно — выразительные средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщаться к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно — нравственными ценностями других народов;

6) формулировать собственное отношения к произведениям литературы, их оценке;

7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8) понимать авторскую позиции и выражать своё отношение к ней;

9) воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватное восприятие;

10) уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11) писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;

12) понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; формировать эстетический вкус;

13) понимать роль изобразительно — выразительных языковых средств в создании

произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

14)  выбирать произведения для самостоятельного чтения;

15) анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

16) создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

-17)сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Обучающийся получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанных произведениях, обосновывая свой выбор;

-  придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

- выбирать произведения разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;





Формы организации учебных занятий

Урок «открытия нового знания»

Урок общеметодологической направленности

Урок развивающего контроля

Урок-заочная экскурсия

Урок-практикум

Урок-деловая игра

Урок-защита проекта

Урок-КВН

Урок-аукцион знаний

Урок-семинар

Урок-дискуссия

Урок-конкурс

Урок-конференция

Урок творчества

Урок-зачёт

Урок-соревнование

  • фронтальная 

  • индивидуальная форма организации работы

  • групповая форма организации учебной деятельности

  • парная форма учебной работы

  • индивидуально-групповая форма


Основные виды учебной деятельности

  1. Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному.

  2. Различные виды пересказов.

  3. Выявление элементов сюжета.

  4. Выявление тем, образов и приёмов изображения человека в произведениях литературы.

  5. Составление плана характеристики героя, сравнительной характеристики героев.

  6. Устный и письменный анализ эпизода.

  7. Устные и письменные ответы на вопросы, проблемные вопросы.

  8. Устное и письменное высказывание по плану.

  9. Участие в коллективном диалоге.

  10. Составление плана (тезиса) статьи учебника.

  11. Работа над коллективным (индивидуальным) проектом.

  12. Работа со словарём литературоведческих терминов.

  13. Устная и письменная характеристика героев.

  14. Нравственная оценка персонажей.

  15. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

  16. Решение тестов.

  17. Формулировка вопросов по тексту произведений.

  18. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей, справочной литературы, ресурсов Интернета.

  19. Самостоятельный поиск материала с использованием ресурсов Интернета.

  20. Обсуждение произведений книжной графики.

  21. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

  22. Обсуждение и рецензирование фрагмента из кинофильма.

  23. Конкурсы, викторины, литературные игры.

  24. Подбор материалов и цитат на заданную тему.

  25. Отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов.

  26. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  27. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения

  28. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  29. Практические работы. Анализ эпизодов произведений разных жанров. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Подготовка и рецензирование рефератов и докладов по русской литературе XX века.

30. Контрольные работы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» НА ПРЕДМЕТНОМ УРОВНЕ


          Знать/понимать

  •  содержание изученных литературных произведений,

  •  основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,

  •  знать основные теоретико-литературные понятия.



Уметь:

  • определять тему и основную мысль произведения

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные; выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к литературе;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования литературы как средства получения знаний и продолжения образования.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела, темы

Количеств часов (всего)

Из них (количество часов)

развит. речи

практич. работа

вн.

чтение

контрольн.

работы

1

Введение

1





2

Устное народное творчество

2





3

Из древнерусской литературы

2





4

Из русской литературы XVIII века

7


1



5

Из русской литературы XIX века

52

5

5

6

1

6

Из русской литературы XX века

32

2

1

6

1

7

Из зарубежной литературы

9



2


Итого

105

15

7

14

2

































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

уроков

Тема урока

К-во

часов

Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Примечан.

Введение – 1 час



1

Русская литература и история

1




Устное народное творчество – 2 часа

2

Русские народные песни

1




3

Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

1




Из древнерусской литературы – 2 часа

4

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

1




5

Повесть о Шемякином суде

1




Из русской литературы XVIII века – 7 часов

6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Герои комедии. Мир Простаковых и Скотининых

1




7

Добрые герои в комедии Фонвизина

1




8-9

Тема воспитания и образования дворянства в пьесе Фонвизина «Недоросль». Черты классицизма в комедии.

2




10

Практическая работа. Анализ эпизода комедии

1




11-12

Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

2




Из русской литературы XIX века – 52 часа

13-14

И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

2




15

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева.

1




16


Практическая работа. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека

1




17

А. С. Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта»

1




18

Роман Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения.

1




19


Практическая работа. Составление лексических и историко-культурных комментариев





20

Истоки формирования личности Гринёва (анализ I-II глав)

1




21-22

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора вромане. Гринёв и Швабрин (анализ III-Vглав)

2




23

Пугачёв и народ в повести. Анализ VI-VII глав

1




24-25

Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа.

2




26

Анализ эпизода романа «Капитанская дочка»

1





27

Проект. Составление электронной презентации «Герои романа «Капитанская дочка и их прототипы»

1




28

Р.р. Подготовка к сочинению по повести Пушкина «Капитанская дочка».

1




29

Р.р. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1




30

Р. р. Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1




31

А. С. Пушкин. Стихотворение «19 октября»

1




32

Стихотворения А. С. Пушкина «Туча», «К***»

1




33-34

Вн. чт. А. С. Пушкин. «Пиковая дама»

2




35

М. Ю. Лермонтов и история

1




36

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1




37-38

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

2





39

Практическая работа. Анализ эпизода поэмы «Мцыри» («Бой с барсом»)

1




40-41

Р.р. Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

2




42

Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией

1




43


Практическая работа. Анализ эпизода комедии «Ревизор» (Сцена вранья»)





44-45

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения

2




46

Хлестаков и хлестаковщина

1




47-48

Р. р Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

2




49-50

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе

2




51

Вн. чт. И. С. Тургенев. «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

1




52

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».

1




53-54

Сатирическая направленность «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

2




55

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1




56

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

1




57-58

Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа

2




59-60

Вн. чт. Родная природа в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

2










61


Практическая работа. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения

1




62

А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1





63

Вн. чт. А. П. Чехов «Человек в футляре»

1




64

Контрольная работа по литературе 19 века

1




Из литературы XX века – 32 часов

65

И. А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»

1




66

Нравственные проблемы рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»

1





67

Письменный ответ на проблемный вопрос: Каков нравственный смысл историй любви в рассказах русских писателей?

1





68

Практическая работа. Подготовка и рецензирование рефератов и докладов по русской литературе XX века

1
















69

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока


1




70-71

С. А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв»

2




72


Письменный ответ на проблемный вопрос: В чём общность и различие образа Пугачёва в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина?

1




73

И. С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем»

1




74

М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1




75-76

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко

2




77-78

Вн. чт. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. М. Зощенко «История болезни»

2




79

А. Т. Твардовский. Слово о поэте.

1




80-81

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор

2




82-83

Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

2




84-85

А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

2




86

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1




87

Проект. Составление литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни, приближавшие Победу»

1




88-89

Вн. чт. Е. И. Носов. «Шопен, соната номер два»

2




90-91

В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

2





92-93

Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие испытания пережил человек в военное время? (На примере 1-2 произведений писателей века о Великой Отечественной войне»)

2




94-95

Вн. чт. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине

2




96

Контрольная работа по литературе 20 века.

1




Из зарубежной литературы- 9 часов



97-98

У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»

2




99

У. Шекспир. Сонеты

1




100-101

Жан –Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа

2




102-103

Вн. чт. Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

2




104-105

Вн. чт. Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман

2












УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Основная литература

1. Учебник.  В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Литература :  8  класс : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература

1. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы:  8   класс  - М.: Просвещение, 2009 год

2. Р. Г. Ахмадуллина. Рабочая тетрадь. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях. – М. : Просвещение, 2016

Авторские методические разработки

Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебникам В. Я. Коровиной и др., Т. Ф. Курдюмовой. 7 класс. – М. : ВАКО, 2015


Технические и электронные средства обучения


  1. Все образование Интернета http://all.edu.ru/

  2. Газета «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/

  3. Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/

  4. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

  5. Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/

  6. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru

  7. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/

  8. Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/

  9. Учительская газета http://www.ug.ru/

  10. Компьютер

  11. Проектор

  12. Интерактивная доска

  13. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

  14. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

  15. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

  16. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

  17. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

  18. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  19. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  20. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»











25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!