Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» Железногорского района Курской области
Принята Утверждаю
на заседании методического совета школы Директор школы
Протокол № 2017 г. ____________Марахин И. Д.
Председатель методического совета школы Приказ №
______________ от 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
ДЛЯ 8 КЛАССА НА 2017-2018 УЧ. ГОД
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Составитель Алфимова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
п. Магнитный, Железногорский район, Курская область
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы и программы, лежащие в основе учебного предмета «Литература»
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 (гл.2, ст. 11, 12,13);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта ООО (приказ Министерства образования и науки от 17. 12. 10 г. № 1897);
-Примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru.2.)
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2011 г.;
- Учебного плана МКОУ «Курбакинская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
- Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская СОШ».
Рабочая программа ориентирована на учебник - хрестоматию в двух частях, «Литература 8 класс», авторы-составители, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2015 г.
Настоящая программа составлена на 105 часов (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня.
Специфика и значение предмета «Литература» для решения общих целей и задач образования
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет « Литература » тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета « Литература » определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Введение (1ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства, связь литературы и истории;
уметь:
- составлять тезисы и планы прочитанного; владеть различными видами пересказа.
Фольклор (2ч.)
Отражение жизни народа в народных песнях. Предания как исторический жанр народной прозы. Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- знать содержание и историческую основу преданий о Пугачёве, о покорении Сибири Ермаком;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения.
Из древнерусской литературы (2ч.)
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Шемякин суд как сатирическое произведение.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- особенности жития и сатирической повести как жанров литературы, содержание и историческую основу жития об Александре Невском;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст, определять род и жанр произведения.
Из русской литературы 18 века (3ч.)
Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Герои комедии. Мир Простаковых и Скотининых. Тема воспитания и образования дворянства в пьесе Фонвизина «Недоросль». Добрые герои в комедии Фонвизина. Черты классицизма в комедии. Сатирическая направленность комедии. Особенности построения сюжета и композиции.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- содержание пьесы, черты классицизма;
уметь:
- анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения, составлять план, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.
Из русской литературы 19 века (34 ч.)
И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- историческую основу басен И. А. Крылова, определение басни, морали, аллегории;
уметь:
- анализировать образы басен, определять тематику и проблематику басен.
К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. Патриотизм и героизм народных героев.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- содержание дум К. Ф. Рылеева;
уметь:
- анализировать образы дум, определять тематику и проблематику.
Творчество А. С. Пушкина
А. С. Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта». Повесть Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения А. С. Пушкина. Истоки формирования личности Гринёва. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин. Пугачёв и народ в повести. Лирика. Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Стихотворение «19 октября». «Туча», «К***». «Пиковая дама». Темы лицейской дружбы, любви, русской природы в произведениях поэта. А. С. Пушкин.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина, исторические источники; содержание изучаемого материала; систему художественных образов; этапы формирования характера Гринёва; исторические сведения о Пугачёвском восстании; позицию автора по проблеме народного восстания;
уметь:
- владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать своё отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию; характеризовать особенности сюжета, композиции.
Творчество М. Ю. Лермонтова
М. Ю. Лермонтов и история. Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания. Мцыри как романтический герой.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, содержание поэмы «Мцыри», оценку образа В. Г. Белинским; понятие поэмы и романтического героя;
уметь:
- анализировать поэму, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительных средств; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, делать выводы в результате анализа текста.
Творчество Н. В. Гоголя
Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина. Приёмы сатирического изображения.
Особенности гоголевской речи. Речевая характеристика городничего.
Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творчества Н. В. Гоголя; особенности драматического произведения, литературного жанра, определение понятия «комедия», содержание комедии «Ревизор», основы сценического поведения; позицию автора по отношению к каждому герою; содержание статьи В. Г. Белинского о комедии «Ревизор»; определение понятия «хлестаковщина»;
уметь:
- владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выразительно читать фрагменты комедии, выражать своё отношение к прочитанному, составлять тезисы к статье, писать отзывы о героях.
Русская литература 2-ой половины 19 века
Вн. чт. И. С. Тургенев. «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Разоблачение пороков чиновничества. Сатирическая направленность «Истории одного города».
Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творчества Салтыкова-Щедрина, сатирическую направленность «Истории одного города»;
уметь:
- владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выразительно читать фрагменты, выражать своё отношение к прочитанному
Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Иносказательный смысл произведений писателя.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творчества Н. С. Лескова; содержание нравственные проблемы, иносказательный смысл произведения «Старый гений»;
уметь:
- сопоставлять эпизоды, выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа, композицию произведения, роль антитезы;
уметь:
- анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного, формулировать тему, идею, проблематику произведения; сопоставлять эпизоды рассказа, выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.
Родная природа в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова (1 час)
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, посвящённые теме природы;
уметь:
- анализировать поэтические произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительных средств; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.
А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Вн. чт. А. П. Чехов «Человек в футляре».
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творческого пути А. П. Чехова; содержание рассказа «О любви»; «Человек в футляре».
уметь:
- анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному.
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина; содержание рассказа;
уметь:
- анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному.
А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа; понятие сюжета и фабулы;
уметь:
- анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать своё отношение к прочитанному.
Русская литература начала 20 века (20ч)
А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте.
Лирика. Тема Родины в творчестве писателя. Отношение А.А. Блока к революционным событиям в стране. Образ России.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творчества поэта; отношение Блока к революционным событиям в стране;
уметь:
- анализировать поэтические произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительных средств; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.
С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Песенная основа лирики
поэта. Историзм произведений. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ Пугачёва у Пушкина и Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творчества поэта; песенную основу его лирики; историзм произведений Есенина; образ Пугачёва; понятие «драматическая поэма»;
уметь:
- анализировать поэтические произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительных средств; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.
И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- основные факты жизни и творчества И. С. Шмелёва; содержание изучаемого произведения;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному.
М. А. Осоргин. «Пенсне». Особенности изображения жизни
простых вещей.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- - основные факты жизни и творчества М. А. Осоргина; содержание изучаемого произведения;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному.
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- историю журнала «Сатирикон»;
- содержание изучаемых произведений;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выявлять авторскую позицию.
Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. М. Зощенко «История болезни»
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- содержание изучаемых произведений, образную природу словесного искусства;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выявлять авторскую позицию.
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- факты биографии А. Т. Твардовского;
- историю создания, композицию поэмы «Василий Тёркин»;- идейно-художественное своеобразие поэмы;
-уметь:
- характеризовать особенности сюжета, композиции;
- выделять основные темы и проблемы поэмы;
- выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному.
А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- факты биографии А. П. Платонова;
- содержание рассказа «Возвращение»;
- тему, идею, проблематику произведения;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- давать характеристику героям;
- выражать свою точку зрения.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги»; Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- поэтов военного времени, их творчество, знать стихотворения наизусть;
уметь:
- выразительно читать поэтические произведения;
- соблюдать нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным стихотворениям.
Е. И. Носов. «Шопен, соната номер два».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- факты биографии Е. И. Носова;
- содержание повести «Шопен, соната номер два»
- тему, идею, проблематику произведения;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- давать характеристику героям;
- выражать свою точку зрения.
В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».
Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- факты биографии В. П. Астафьева; автобиографический характер рассказа;
- содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»;
- тему, идею, проблематику произведения;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- давать характеристику героям;
- выражать свою точку зрения;
-владеть различными видами пересказа.
Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето», И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- русских поэтов, их творчество, знать стихотворения наизусть;
уметь:
- выразительно читать поэтические произведения;
- соблюдать нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным стихотворениям.
Зарубежная литература (8ч)
У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
У. Шекспир. Сонеты. «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- факты биографии Шекспира;
- содержание трагедии «Ромео и Джульетта»;
- тему, идею, проблематику произведения;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- характеризовать особенности сюжета, композиции;
- давать характеристику героям;
- выражать свою точку зрения;
-владеть различными видами пересказа.
Ж.-Б. Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- факты биографии Мольера;
- содержание комедии «Мещанин во дворянстве»;
- тему, идею, проблематику произведения;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- характеризовать особенности сюжета, композиции;
- давать характеристику героям;
- выражать свою точку зрения;
-владеть различными видами пересказа.
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- характеризовать особенности сюжета, композиции;
- давать характеристику героям;
- выражать свою точку зрения;
-владеть различными видами пересказа.
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- факты биографии Свифта;
- содержание «Путешествия Гулливера»;
- тему, идею, проблематику произведения;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- характеризовать особенности сюжета, композиции;
- давать характеристику героям;
- выражать свою точку зрения;
-владеть различными видами пересказа.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
- факты биографии Вальтера Скотта;
- содержание «Айвенго»;
- тему, идею, проблематику произведения;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- характеризовать особенности сюжета, композиции;
- давать характеристику героям;
- выражать свою точку зрения;
-владеть различными видами пересказа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Обучающийся научится:
1) понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственные ценности и их современное звучание;
3) уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно — выразительные средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщаться к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6) формулировать собственное отношения к произведениям литературы, их оценке;
7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8) понимать авторскую позиции и выражать своё отношение к ней;
9) воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватное восприятие;
10) уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
12) понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; формировать эстетический вкус;
13) понимать роль изобразительно — выразительных языковых средств в создании
произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
14) выбирать произведения для самостоятельного чтения;
15) анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
16) создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
-17)сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Обучающийся получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанных произведениях, обосновывая свой выбор;
- придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
Формы организации учебных занятий
Урок «открытия нового знания»
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
Урок-заочная экскурсия
Урок-практикум
Урок-деловая игра
Урок-защита проекта
Урок-КВН
Урок-аукцион знаний
Урок-семинар
Урок-дискуссия
Урок-конкурс
Урок-конференция
Урок творчества
Урок-зачёт
Урок-соревнование
фронтальная
индивидуальная форма организации работы
групповая форма организации учебной деятельности
парная форма учебной работы
индивидуально-групповая форма
Основные виды учебной деятельности
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному.
Различные виды пересказов.
Выявление элементов сюжета.
Выявление тем, образов и приёмов изображения человека в произведениях литературы.
Составление плана характеристики героя, сравнительной характеристики героев.
Устный и письменный анализ эпизода.
Устные и письменные ответы на вопросы, проблемные вопросы.
Устное и письменное высказывание по плану.
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана (тезиса) статьи учебника.
Работа над коллективным (индивидуальным) проектом.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Устная и письменная характеристика героев.
Нравственная оценка персонажей.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Решение тестов.
Формулировка вопросов по тексту произведений.
Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей, справочной литературы, ресурсов Интернета.
Самостоятельный поиск материала с использованием ресурсов Интернета.
Обсуждение произведений книжной графики.
Анализ различных форм выражения авторской позиции.
Обсуждение и рецензирование фрагмента из кинофильма.
Конкурсы, викторины, литературные игры.
Подбор материалов и цитат на заданную тему.
Отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов.
Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
Конкурс на лучшее исполнение стихотворения
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
Практические работы. Анализ эпизодов произведений разных жанров. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Подготовка и рецензирование рефератов и докладов по русской литературе XX века.
30. Контрольные работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» НА ПРЕДМЕТНОМ УРОВНЕ
Знать/понимать
содержание изученных литературных произведений,
основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,
знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
определять тему и основную мысль произведения
владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные; выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к литературе;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования литературы как средства получения знаний и продолжения образования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количеств часов (всего) | Из них (количество часов) |
развит. речи | практич. работа | вн. чтение | контрольн. работы |
1 | Введение | 1 | | | | |
2 | Устное народное творчество | 2 | | | | |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | | | | |
4 | Из русской литературы XVIII века | 7 | | 1 | | |
5 | Из русской литературы XIX века | 52 | 5 | 5 | 6 | 1 |
6 | Из русской литературы XX века | 32 | 2 | 1 | 6 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы | 9 | | | 2 | |
Итого | 105 | 15 | 7 | 14 | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
№ уроков | Тема урока | К-во часов | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Примечан. |
Введение – 1 час |
|
1 | Русская литература и история | 1 | | | |
Устное народное творчество – 2 часа |
2 | Русские народные песни | 1 | | | |
3 | Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | | | |
Из древнерусской литературы – 2 часа |
4 | Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | 1 | | | |
5 | Повесть о Шемякином суде | 1 | | | |
Из русской литературы XVIII века – 7 часов |
6 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Герои комедии. Мир Простаковых и Скотининых | 1 | | | |
7 | Добрые герои в комедии Фонвизина | 1 | | | |
8-9 | Тема воспитания и образования дворянства в пьесе Фонвизина «Недоросль». Черты классицизма в комедии. | 2 | | | |
10 | Практическая работа. Анализ эпизода комедии | 1 | | | |
11-12 | Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | 2 | | | |
Из русской литературы XIX века – 52 часа |
13-14 | И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | 2 | | | |
15 | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. | 1 | | | |
16 | Практическая работа. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека | 1 | | | |
17 | А. С. Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта» | 1 | | | |
18 | Роман Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. | 1 | | | |
19 | Практическая работа. Составление лексических и историко-культурных комментариев | | | | |
20 | Истоки формирования личности Гринёва (анализ I-II глав) | 1 | | | |
21-22 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора вромане. Гринёв и Швабрин (анализ III-Vглав) | 2 | | | |
23 | Пугачёв и народ в повести. Анализ VI-VII глав | 1 | | | |
24-25 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа. | 2 | | | |
26 | Анализ эпизода романа «Капитанская дочка» | 1 | | | |
27 | Проект. Составление электронной презентации «Герои романа «Капитанская дочка и их прототипы» | 1 | | | |
28 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | | | |
29 | Р.р. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | | | |
30 | Р. р. Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | | | |
31 | А. С. Пушкин. Стихотворение «19 октября» | 1 | | | |
32 | Стихотворения А. С. Пушкина «Туча», «К***» | 1 | | | |
33-34 | Вн. чт. А. С. Пушкин. «Пиковая дама» | 2 | | | |
35 | М. Ю. Лермонтов и история | 1 | | | |
36 | Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | | | |
37-38 | Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания | 2 | | | |
39 | Практическая работа. Анализ эпизода поэмы «Мцыри» («Бой с барсом») | 1 | | | |
40-41 | Р.р. Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | 2 | | | |
42 | Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией | 1 | | | |
43 | Практическая работа. Анализ эпизода комедии «Ревизор» (Сцена вранья») | | | | |
44-45 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения | 2 | | | |
46 | Хлестаков и хлестаковщина | 1 | | | |
47-48 | Р. р Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | 2 | | | |
49-50 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе | 2 | | | |
51 | Вн. чт. И. С. Тургенев. «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. | 1 | | | |
52 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». | 1 | | | |
53-54 | Сатирическая направленность «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина | 2 | | | |
55 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | | | |
56 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» | 1 | | | |
57-58 | Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа | 2 | | | |
59-60 | Вн. чт. Родная природа в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | 2 | | | |
| | | | | |
61 | Практическая работа. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения | 1 | | | |
62 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | | | |
63 | Вн. чт. А. П. Чехов «Человек в футляре» | 1 | | | |
64 | Контрольная работа по литературе 19 века | 1 | | | |
Из литературы XX века – 32 часов |
65 | И. А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ» | 1 | | | |
66 | Нравственные проблемы рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» | 1 | | | |
67 | Письменный ответ на проблемный вопрос: Каков нравственный смысл историй любви в рассказах русских писателей? | 1 | | | |
68 | Практическая работа. Подготовка и рецензирование рефератов и докладов по русской литературе XX века | 1 | | | |
| | | | | |
| | | | | |
69 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока | 1 | | | |
70-71 | С. А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв» | 2 | | | |
72 | Письменный ответ на проблемный вопрос: В чём общность и различие образа Пугачёва в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина? | 1 | | | |
73 | И. С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» | 1 | | | |
74 | М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | | | |
75-76 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко | 2 | | | |
77-78 | Вн. чт. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. М. Зощенко «История болезни» | 2 | | | |
79 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. | 1 | | | |
80-81 | Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор | 2 | | | |
82-83 | Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» | 2 | | | |
84-85 | А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» | 2 | | | |
86 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 | | | |
87 | Проект. Составление литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни, приближавшие Победу» | 1 | | | |
88-89 | Вн. чт. Е. И. Носов. «Шопен, соната номер два» | 2 | | | |
90-91 | В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 2 | | | |
92-93 | Письменный ответ на проблемный вопрос: Какие испытания пережил человек в военное время? (На примере 1-2 произведений писателей века о Великой Отечественной войне») | 2 | | | |
94-95 | Вн. чт. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине | 2 | | | |
96 | Контрольная работа по литературе 20 века. | 1 | | | |
Из зарубежной литературы- 9 часов |
|
|
97-98 | У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта» | 2 | | | |
99 | У. Шекспир. Сонеты | 1 | | | |
100-101 | Жан –Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа | 2 | | | |
102-103 | Вн. чт. Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 2 | | | |
104-105 | Вн. чт. Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман | 2 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Основная литература
1. Учебник. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Литература : 8 класс : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015
Дополнительная литература
1. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 8 класс - М.: Просвещение, 2009 год
2. Р. Г. Ахмадуллина. Рабочая тетрадь. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях. – М. : Просвещение, 2016
Авторские методические разработки
Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебникам В. Я. Коровиной и др., Т. Ф. Курдюмовой. 7 класс. – М. : ВАКО, 2015
Технические и электронные средства обучения
Все образование Интернета http://all.edu.ru/
Газета «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/
Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/
Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/
Учительская газета http://www.ug.ru/
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
25