СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Белгорода


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Бородина Н.В._______

Протокол №______ от

«_____»__________2017 г.


« Согласовано»

Заместитель директора МБОУ СОШ № 21

Телушкина З.А.___________ «____»_____________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №21

Галкина М.А.________

Приказ № ___ от

«___ » августа 2017 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Олейник Натальи Юрьевны

8 «Б», 8 «В» классы














2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. М.: «Русское слово», 2010., в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Белгородской области 2017-2018 учебном году», с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного образования и рабочей программы основного общего образования по литературе МБОУ СОШ №21 г. Белгорода.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.


Наименование учебно-методического комплекта

  1. Программа по литературе – 5-11 классы общеобразовательной школы /Автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, М.: «Русское слово» 2013 г

  2. Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г.С. Меркин, 8-ое издание, М., Мнемозина, 2017 г.

  3. Методическое пособие к учебнику «Литература 8 класс» Меркина Г.С. «Уроки литературы 8 класс» Фаина Соловьева, Русское слово, 2012г.


Выбор авторской программы обусловлен особенностями ОУ. Предмет изучается на базовом уровне. В соответствии с положением о промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №21 на изучение предмета отводится в 8 классе 65ч. (из расчета 2 часа в течение 34 недель).


Обоснование изменений и корректировок, внесенных в рабочую программу


Рабочая программа соответствует ООП по литературе, разработанной МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №21 г. Белгорода.

Обоснование отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой. В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений при изучении ключевых тем курса нет. Уменьшено количество часов на изучение творчества Заболоцкого (вместо двух 1 час), Исаковского (вместо двух 1 час), Астафьева (вместо двух 1 час) в связи с нехваткой уроков в мае.





урока

Содержание

Кол-во

часов

Дата

плану

факти

чески

1

Введение. Художественная литература и её история

1

5,09


Из устного народного творчества

2

Исторические песни 16 века. «Иван Грозный молится по сыне»

1

8,09


3

Исторические песни 17 века. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета»

1

12,09


4

Песни о Степане Разине. Нравственная проблематика, особенности поэтики. Солдатские песни

1

14,09


Из древнерусской литературы

5

«Житие Сергия Радонежского». Нравственные проблемы житийной литературы.

1

19,09


6

«Жития Александра Невского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке

1

21,09


7

«Слово о погибели Русской земли». Тематическое многообразие древнерусской литературы

1

26,09


Из литературы 18 века

8

Поэт и государственный чиновник Г. Р. Державин. «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии

1

28,09


9

Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин

1

3,10


10

Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность

1

5,10


11

Повесть «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы

1

10,10


Из литературы 19 века

12

В. А Жуковский. Слово о поэте. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море». Основные темы, мотивы

1

12,10


13

К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский. Сведения о поэтах. «Мой гений», «Чудный град порой сольется»…

1

17,10


14

А. А. Дельвиг. Н.М.Языков. Краткие сведения о поэтах. Художественное богатство произведений

1

19,10


15

Вн. чт. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга)

1

24,10


16

А. С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения

1

26,10


17

«Пиковая дама». История написания и основная проблематика

1

9,11


18

Повесть «Капитанская дочка»; проблематика (любовь и дружба, любовь и долг)

1

14,11


19

Система образов романа

1

16,11


20

Отношение писателя к событиям и героям

1

21,11


21

Новый тип исторической прозы

1

23,11


22

РР Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

1

28,11


23

РР Написание сочинения по повести «Капитанская дочка»

1

30,11


24

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве

1

5,12


25

Поэма «Мцыри»: свободолюбие. Художественная идея; образ-персонаж

1

7,12


26

«Мцыри» - любимый идеал Лермонтова

1

12,12


27

Проверочная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

14,12


28

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь

1

19,12


29

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы

1

21,12


30

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя

1

26,12


31

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения

1

11,01


32

РР Подготовка к сочинению по пьесе «Ревизор» Н.В. Гоголя

1

16,01


33

РР Написание сочинения по пьесе «Ревизор»

1

18,01


34

Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Шинель»

1

23,01


35

Основные вехи биографии И.С. Тургенева

1

25,01


36

Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев

1

30,01


37

Образ «Аси»: любовь, нежность, цельность характера - основное в образе героини

1

1,02


38

Классное сочинение

1

6,02


39

Вн.чт. И.С.Тургенев «Первая любовь»

1

8,02


40

Н.А. Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта

1

13,02


41

А.А.Фет. Мир природы и духовности в поэзии

1

15,02


42

Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века

1

20,02


43

А.Н.Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»

1

22,02


44

Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора

1

27,02


45

Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести)

1

1,03


46

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола - рассказ «После бала»

1

6,03


47

Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения

1

13,03


48

РР Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

1

15,03


49

РР Написание сочинения по рассказу «После бала»

1

20,03


Из литературы 20 века

50

М.Горький. Биография писателя. «Песня о Соколе», «Макар Чудра»

1

22,03


51

Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни

1

3,04


52

В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах поэта

1

5,04


О серьезном - с улыбкой

53

Н.А.Тэффи «Свои и чужие». М.М.Зощенко «Обезьяний язык»

1

10,04


54

Н.А.Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н Заболоцкого 50 – 60 годов

1

12,04


55

М.В.Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения. Продолжение в творчестве М.В.Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века

1

17,04


56

В.П.Астафьев. Человек и война, литература и история в творчестве. «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. Отношение автора к событиям и персонажам

1

19,04


57

Вн.чт. В.П.Астафьев. « Ангел – хранитель»

1

24,04


58

А.Т.Твардовский. Основные вехи биографии

1

26,04


59

Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль». Россия на страницах поэмы.

1

3,05


60

В.Г.Распутин. Основные вехи биографии. Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повествования. Мотивы милосердия

1

8,05


61

Вн.чт. В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин». В.Ф.Тендряков. «Весенние перевертыши»

1

10,05


Из зарубежной литературы

62

У.Шекспир. Сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта»

1

15,05


63

М. Сервантес. Сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея

1

17,05


64

Вн.чт. В. Гюго «Девяносто третий год»

1

22,05


65

Контрольная работа (тестирование) за курс 8 класса. Задания для летнего чтения

1

24,05



Сочинений -5, контрольных работ -2.


Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

конт-

роль-

ные

РР

вн.чт.

1

Введение

1




2

Из устного народного творчества

2




2.1.

Исторические песни





2.2.

Песни-плачи





3

Из древнерусской литературы

4




3.1.

«Сказание о Борисе и Глебе»





3.2.

«Житие Сергия Радонежского»





3.3.

«Жития Александра Невского»





3.4.

«Слово о погибели Русской земли»





4

Из литературы 18 века

4




4.1.

Г.Р.Державин





4.2.

Н.М.Карамзин





5

Из литературы 19 века

38




5.1.

Поэты пушкинского круга




1

5.2.

А.С.Пушкин



2


5.3.

М.Ю.Лермонтов


1



5.4.

Н.В.Гоголь



2

1

5.5.

И.С.Тургенев



1

1

5.6.

Н.А.Некрасов





5.7.

А.А.Фет




1

5.8.

А.Н.Островский





5.9.

Л.Н.Толстой



2


6

Из литературы 20 века

12




6.1.

М.Горький





6.2.

В.В.Маяковский





6.3.

О серьёзном – с улыбкой. Н.А.Тэффи





6.4.

Н.А.Заболоцкий





6.5.

М.В.Исаковский





6.6.

В.П.Астафьев




1

6.7.

А.Т.Твардовский





6.8.

В.Г.Распутин




1

7

Из зарубежной литературы

3




7.1.

У.Шекспир.





7.2.

М.Сервантес




1

8

Итоговый урок

1

1




Итого

69

2

7

7


Формы и средства контроля


Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный


Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый


Приложение


Проверочная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова


1) Произведение «Капитанская дочка» по жанру

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) повесть


2) Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым

а) «Вожатый»

б) «Незваный гость»

в) «Пугачевщина»

г) «Сержант гвардии»


3) Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич


4) В какой семье был рожден Петр Гринев («Капитанская дочка»)?

а) в семье крестьян

б) в семье врача

в) в семье военного

г) в семье городничего


5) Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) «Служи верно, кому присягнешь»

б) «Слушайся начальников»

в) «Служи в армии, тяни лямку»

г) «Береги платье снову, а честь смолду»


6) Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе


7) Каков эпиграф к поэме «Мцыри»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

8) Действие поэмы «Мцыри» происходит

а) в Грузии

б) в Москве

в) в Германии

г) в Турции


9) Какова форма поэмы «Мцыри»

а) рассказ героя

б) исповедь героя

в) рассказ автора о Мцыри

г) рассказ монаха о Мцыри


10) Зачем в поэме «Мцыри» эпизод встречи с грузинкой?

а) чтобы показать, что Мцыри чужд любви

б) для создания любовного сюжета

в) чтобы показать, что три дня на воле равнозначны всей жизни героя

г) чтобы показать, что свобода для героя важнее любви


ОТВЕТЫ:

1-г, 2-а, 3-б, 4-в, 5-г, 6-а, 7-б, 8-а, 9-б, 10-в.


Итоговое тестирование за курс 8 класса

Вариант 1

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма

2. Назовите героев исторических песен:

А) Ермак Тимофеевич; Б) Князь Потемкин; в) Емельян Пугачев; г) М.И. Кутузов

3. Отчего погиб герой «Жития…» Александр Невский?

А) в сражении с литовцами; б) предположительно был отравлен в ставке хана Батыя; в) он не погиб, а умер своей смертью, прожив долгую жизнь

4. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

А) романтизм; б) сентиментализм; в) реализм; в) есть черты и сентиментализма, и романтизма

5. Кого присылал Бог лягушкам в качестве царя в басне И.А.Крылова?

А) осиновый чурбан; б)цаплю; в) журавля

6. Свою работу по исследованию Пугачевского бунта А.С.Пушкин начал

А) с «Истории Пугачевского бунта»; б) с «Капитанской дочки»; в) с книги «Крестьянские бунты»

7. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?

А) Савельича; б) Петра Гринева; в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева

8. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

А) царя; б) висельника; в) посаженного отца

9. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?

А) уж и сокол; б) орел и ворон; в) аист и заяц

10. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

А) повесть; б) стихотворение; в) поэма

11. Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…

А) эпизод борьбы Мцыри с барсом; б) встреча с грузинкой; в) сон о золотой рыбке

12. О чем говорит Мцыри «За эти несколько минут…Я б рай и вечность променял…»?

А) за время встречи с грузинкой; б) за ночь бегства из монастыря; в) за возможность попасть на родину

13. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

А) «Не в свои сани не садись»; б) «На всякого мудреца довольно простоты»; в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

14.Знакомством с каким писателем хвалится Хлестаков?

А) с Гоголем; б) с Пушкиным; в) с Лермонтовым

15. Каков основной композиционный прием в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

А) контраст; б) преувеличение; в) сопоставление

16. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

А) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке; б) старушка не хотела отдавать долг франту; в) у старушки заболела внучка

17. Чем закончилась история любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»?

А) герои остались вместе; б) у героини родился ребенок; в) муж героини застрелился, не вынеся бесчестия измены жены

18. Почему А.Блок обратился к теме истории в цикле стихов «На поле Куликовом»?

А) ему был интересен этот период; в) видел в исторических событиях связь с современностью;

в) идеализировал Дмитрия Донского, победившего татар

19. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский)

А) с Рязанщины; б) с Орловщины; в) со Смоленщины

20. Почему герой рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» не попал на съемку?

А) не захотел фотографироваться; б) заболел; в) обиделся на то, что его хотели поставить последним в ряду

Критерии оценки:

Количество правильных ответов

Оценка

Менее 13 ответов

2 (неудовлетворительно)

13-15

3 (удовлетворительно)

15-18

4 (хорошо)

19-20

5 (отлично)


Итоговое тестирование за курс литературы 8 класса

Вариант 2

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) повесть; б) пословица; в) народная песня; г) частушка

2. Назовите героев преданий:

А) Ермак Тимофеевич; Б) Николай Первый; в) Степан Разин

3. Каково основное назначение лирических народных песен?

А) передавать чувства, мысли конкретного лирического героя; б) рассказывать о последовательности событий в жизни героя; в) описывать природные явления; г) нет конкретного назначения, поются просто по настроению

4. Что означает образное выражение «Шемякин суд»?

А) суд неправый, корыстный; б) суд справедливый; в) суд конкретного исторического лица Василия Шемяки над крестьянином

5. Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»?

А) свинья; б) мартышка; в) лошадь

6. От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?

А) от имени автора-рассказчика; б) от имени Петра Гринева; в) повествование ведется от 3го лица

7. Коварного, злого человека, «антигероя», вредившего Гриневу, звали:

А) Алексей Швабрин; б) Иван Зурин; в) Иван Игнатьич

8. «Мцыри» в переводе с грузинского – это…

А) одинокий; б) пленник; в) послушник, который живет при монастыре

10. Какое образное средство употребил М.Ю.Лермонтов в строках «Мцыри» «…И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота Из ветви каждого куста…»?

А) олицетворение; б) метонимия; б) литота

11. Кто из героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?

А) Бобчинский; б) Хлестаков; в) городничий

12. Откуда чиновники города Н. узнают о том, что ревизор ненастоящий?

А) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером; б) Хлестаков сам признался в обмане; в) проговорился Осип, слуга Хлестакова

13. Форма рассказа Л.Н.Толстого «После бала» - это

А) полилог; б) «рассказ в рассказе»; в) рассуждение

14. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

А) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом; в)он ее не оставлял

15. Почему герои рассказа А.П.Чехова «О любви» не остались вместе?

А) оба были несвободны; б) побоялись изменить свою жизнь и жизнь близких; в) их развел случай

16. Кто помог разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?

А) жена героя Вера; б) сам герой – Николай Алмазов; в) старый профессор, принимавший экзамен

17. Какой прием лежит в основе рассказа М.Осоргина «Пенсне»?

А) литота; б) антитеза; в) олицетворение

18. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»?

А) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!»

19. Каков был жанр произведения «Василий Теркин» в определении автора - А.Твардовского?

А) «Книга про бойца»; б) «Поэма о войне»; в) «Роман в стихах»

20. Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»?

А) в разведку; б) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку;

в) наладить сорванную переправу


Критерии оценки:

Количество правильных ответов

Оценка

Менее 13 ответов

2 (неудовлетворительно)

13-15

3 (удовлетворительно)

15-18

4 (хорошо)

19-20

5 (отлично)



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!