СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику В.Я.Коровиной создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений "Литература" 5-11 классы (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин, Н.В.Беляев, под редакцией В.Я.Коровиной - Москва, "Просвещение", 2011

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6



«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР

________ О.Н. Назарова

«29» август 2015 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №6

___________ Л. А. Захаренко

Приказ №342

«30» август 2015 г.


«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________ М.Г. Ухабина

Протокол № 1

«26» августа 2015г.













РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по литературе

учителя первой категории

Казарлыги Елены Константиновны

для 8 «Б» общеобразовательного класса

(модифицированная)








Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень):


В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. Литература. 5-11 классы – М.: Просвещение 2011



Количество часов по учебному плану школы – 70 (2 ч/неделю )







2015-2016

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной.– М.: Просвещение 2011). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

На изучение предмета «Литература» в 8 классе согласно учебному плану школы отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; критерии оценивания достижений обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи обучения:

  • -приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе от средних веков до 20 века;

  • -овладение теоретико-литературными понятиями,

  • -формирование способности к анализу художественных произведений, умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации,

  • -приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – история и литература,

Чтение произведений зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Кол-во чч.

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Форма контроля

1.

1

Введение

1.1.

1

Введение. Литература и история.

Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

Историзм

Фронтальный опрос:

Назовите характерные черты ебнорусской литературы;

-Что такое историзм?

2.

3

Устное народное творчество

2.1

1

Устное народное творчество.

Народные песни. Лирические и хороводные песни. Частушки

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр.

Классификация народной песни: лирическая песня», хороводная, игровая и т.д. Частушка

Обучение выразительному чтению (исполнению)

преданий, песен, частушек

2.2.

1

Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Особенности художественной формы фольклорных произведений

историческая песня

Пересказ

Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях

2.3.

1

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Предание

Проверка и оценка сообщений учащихся, выборочных пересказов

Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения

3.

2

Из древнерусской литературы

3.1.

1

Житийная литература - особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Житие, житийная литература

Фронтальный опрос

Сопоставительный анализ личности князя Александра Невского по тексту «Жития» и картине К.Васильевой «Александр Невский»

3.2.

1

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Сатира, пафос

Выразительное чтение

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

4.

3

Из русской литературы XVIII века

4.1.

3

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».


Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Смысл названия пьесы Предмет высмеивания в комедии. Каковы основные черты эпохи классицизма в искусстве Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 - 2 произведений)

Литературные роды, драматургия, комедия Афоризм Понятие «Классицизм»

Беседа с целью выявления знаний по уроку:

-Восстановить основные этапы жизненного пути писателя.

-История создания пьесы

анализ текста, характеристика героев. Объяснять новаторство Фонвизина-драматурга

5.

37

Из русской литературы XIX века

5.1.

3

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Басни (по выбору учащихся)

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Лягушки, просящие царя» Историческая основа басен.

Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец.

Аллегория, эзопов язык, иносказание, басня, мораль

Оценка сообщений учащихся.

Викторина. Устный анализ басни. Басенный калейдоскоп

5.2.

2

К.Ф. Рылеев.

Дума «Смерть Ермака»

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Особенности жанра думы в творчестве поэта. Историзм думы о Ермаке

Дума, гражданственность, патриотизм

Выразительное чтение произведения. Сравнительный анализ текста думы и предания

5.3.

9

А.С. Пушкин. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История пугачевского бунта». Повесть «Капитанская дочка». Лирика

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История пугачевского бунта». Повесть «Капитанская дочка». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателе. Нравственная оценка личности Петра Гринёва. Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. Смысл названия повести Понятие о романе и реалистическом произведении. Темы любви, дружбы в стихотворениях «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Особенности поэтической формы Человек и природа в стихотворении «Туча»

Повесть,

роман, семейные записи, хроника, прототип, прообраз, романтический герой интонация, композиция, кульминация, лирический герой, звукопись, аллитерация, ассонанс, мотив.

Выборочный пересказ статьи. Сообщения учащихся.

Характеристика героя.

Пересказ фрагментов.

Фронтальный опрос.

Сочинение-характеристика образа. Письменная работа. Доказать, что стихотворение сюжетно. В чем смысл выражения «лицейское братство»? В чем для Пушкина высочайшая ценность дружбы? Отнесите стихотворение к одному из жанров лирики (вольнолюбивая или пейзажная), объясните почему

5.4.

4

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри»

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного 6-7 классах) Своеобразие сюжета и композиции поэмы М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: Образная характеристика Мцыри.

Романтизм, романтическая поэма, романтический герой антагонизм

Фронтальный опрос с целью выявления знаний.

Анализ лирического произведения. Составление характеристики Мцыри. (письменно)

Сообщения учащихся. (реализация домашнего задания). Письменная работа.

5.6.

7

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первая постановка

Разоблачение пороков чиновничества

в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Приемы сатирического изображения персонажей в комедии «Ревизор»

Хлестаков и «хлестаковщина».

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии Вн. чтение. Н.В.Гоголь «Шинель»

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор) «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Роль фантастики в повествовании

Драматическое произведение, акт, явления, монолог, диалог

экспозиция, завязка, кульминация

конфликт, кульминация, развязка одиночество, косноязычие фантастика

Почему комедия была воспринята миром чиновников отрицательно?

Индивидуальный и фронтальный опрос

Ответить на вопрос:

Что такое "хлестаковщина"?

Подробный пересказ отрывка

Анализ текста

Комментированное чтение Индивидуальный развернутый ответ на вопрос «Чем стала шинель для героя повести?»

Сценарий по эпизодам

5.7.

1

Контрольный урок

Урок контроля по произведениям А.Пушкина «Капитанская дочка», М.Лермонтова «Мцыри», Н.В.Гоголя «Ревизор»


Письменное высказывание

5.8.

2

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

(отрывок)

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.

Художественные тропы: ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык

Проверка конспекта лекции учителя

Фронтальный опрос

5.9.

2

Вн. чт. И.С. Тургенев. Повесть «Ася»

И.С. Тургенев. Повесть «Ася»

Автобиографический характер повести История любви как основа сюжета повести. Образ героя – повествователя. Образ тургеневской девушки. Психологизм и лиризм писателя

Повесть, герой-повествователь, психологизм, тургеневская девушка

Аналитическая беседа. Просмотр худ. фильма «Ася» (фрагменты), Фронтальный опрос. Мини-сочинение «Моё прочтение повести И.С. Тургенева «Ася»

5.10

1

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Рассказ, сюжет

Работа по тексту. Фронтальный и индивидуальный опрос

5.11

4

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».

Вн. чт. Повесть «Отрочество»



Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Особенности композиции. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею произведения. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

Повесть, рассказ

Антитеза, портрет

Проверка конспектов лекции учителя. Реализация домашнего задания

Проверка домашнего задания: что нового узнали о писателе; оценка сообщений

уч-ся; выборочный пересказ статьи учебника

Уметь объяснять истоки гуманизма Толстого

5.12

1

Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.Тютчев, А.Фет

Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. А. Фет, Ф. Тютчев

Лирика, эпитет, метафора, олицетворение, лирический герой

Совершенствование навыков анализа лирического произведения

5.13

1

А.П.Чехов. Рассказ «О любви»

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Рассказ, конфликт

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя; проверка знаний содержания рассказа

6.


Из русской литературы XX века.

6.1

1

И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ»

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема счастья в рассказе «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

Сюжет, конфликт, образ

Фронтальный и индивидуальный опрос; цитатный план по рассказу; художественный пересказ; анализ пейзажных зарисовок

6.2.

1

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Основная сюжетная линия и подтекст рассказа.

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

Сюжет, фабула

Работа над вопросами

Определить, что можно считать экспозицией, где происходит кульминация, когда наступает развязка

6.3.

1

А.А.Блок. Слово о поэте. Судьба России в цикле стихотворений «На поле Куликовом

А. А. Блок. Слово о поэте. Образ Родины в лирическом цикле «На поле Куликовом». Обучение выразительному чтению

Цикл

Фронтальный индивидуальный опрос

6.4.

1

С.Есенин. Слово о поэте.

«Пугачев – поэма на историческую тему»

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Драматическая поэма

Реализация домашнего задания

Выразительное чтение фрагментов

Письменный анализ лирического произведения

6.5.

1

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству


Индивидуальный и фронтальный опрос

6.6

1

М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне».

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Метафора, олицетворение

Устное словесное рисование

6.7.

1

Журнал «Сатирикон» Писатели улыбаются.


Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Иронии повествование о прошлом и современности.

Юмор, сатира

Индивидуальный и фронтальный опрос

6.8.

1

Художественное своеобразие рассказов Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»

Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни»

Гипербола, гротеск

Пересказ рассказов

6.9.

3


А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»

«Василий Теркин» - книга про бойца и для бойца.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» Героика и юмор в поэме «Василий Теркин».

Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме А. Т. Твардовского. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

Публицистика

Героическое, рефрен

Героика, юмор

Чтение отдельных страниц «Книги про бойца»

Обсуждение прочитанного

Выразительное чтение

Реализация домашнего задания

Индивидуальный опрос

6.10

1

А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа


Фронтальный опрос

Аналитический пересказ

6.11

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша»,

«Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»)


Реализация домашнего задания

Анализ стихотворений

6.12

1

В.П.Астафьев.

Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

Герой-повествователь

Работа по тексту

Оценка ответов на вопросы в процессе работы по тексту

6.13

1

Р.Р.Отзыв на произведение о Великой Отечественной войне

Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века»


Письменная работа

6.14

1

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова.

Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

Лирика, лирический герой, тропы

Метафора, эпитет, лирический поэт

Анализ стихотворений

Реализация домашнего задания

Индивидуальный опрос

Чтение наизусть

7.

4

Зарубежная литература

7.1

2

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

У.Шекспир Сонеты

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Белый стих, ямб, метафора

Сонет

Почему трагедию называют «оптимистической»

Беседа

Чтение

7.2

1

Ж.Б.Мольер История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Комедия нравов

Ответы на вопросы

Черты классицистической комедии

7.3.

1

Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман Средневековая Англия в романе. Герои и события.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

Исторический роман,

Анализ романа В.Скотта и А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

8.

4

Контрольный урок

Контрольный урок по изученным материалам


Тест, контрольные вопросы, игра-викторина







Календарно- тематическое планирование

п/п

Дата

Фактичес-ки прове-дено

Тема

Основное содержание урока

Самостоятельная работа (лабораторная, практическая и т.д.)

Примечание


4.09

4.09

Введение. Литература и история.

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

Чтение вводной статьи, составление плана статьи, пересказ


7.09

7.09

Устное народное творчество.

Народные песни. Лирические и хороводные песни. Частушки

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика.

Чтение статьи «Русские нар. песни», сообщения о жанрах рус. фольклора, выразительное чтение, комментирование худ. текста


11.09

11.09

Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Особенности художественной формы фольклорных произведений

Сообщение о жанрах УНТ, выразительное чтение, сопоставление ист.песен с былинами

Дистанционно

14.09

14.09

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Работа с учебником

Беседа

Комментированное чтение

преданий


18.09


Житийная литература - особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

Беседа

Работа над «Житием…» Работа с репродукцией. Работа

с учебником


21.09


Особенности содержания и формы жития и воинской повести

Особенности содержания и формы воинской повести и жития


Письменный анализ по предложенному алгоритму


25.09


«Шемякин суд» - сатирическое произведение XVII в.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Беседа

Работа с иллюстрациями



28.09


Р.р. Письменная работа по материалам фольклора и древнерусской литературы




2.10


Д.И.Фонвизин. «Недоросль».


Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

Чтение и восприятие худ.произведения. Беседа с элементами комментированного чтения. Сообщение ученика



5.10


Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Смысл названия пьесы. Чем в настоящее время интересна комедия. Предмет высмеивания в комедии. Какие вопросы возникли при чтении комедии? Смысл названия комедии «Недоросль» Кто главный герой пьесы?

Аналитическая беседа

с чтением по ролям


9.10


Понятие классицизм основные правила классицизма в драматическом произведении

Периодизация, основные черты классицизма. Какие из произведений искусства эпохи классицизма вам известны? Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 - 2 произведений)

Лекция

Работа по тексту составление плана сочинения


р/р

12.10


И.А.Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя»,

И.А. Крылов. Историческая основа басен

Викторина.

Чтение басни, Беседа по басни

Сообщения учащихся


16.10


И.А. Крылов. Басня«Обоз» Историческая основа басен

И.А. Крылов. Историческая основа басен

Анализ текста


19.10


И.А.Крылов – поэт и мудрец.

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

Сообщения учащихся

Беседа


Вн.чт

23.10


К.Ф. Рылеев. Дума в творчестве поэта

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте.. Особенности жанра думы в творчестве К.Ф. Рылеева.

Пересказ, конспект теоретического материала


26.10


К.Ф. Рылеев.

Дума «Смерть Ермака»

Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей

Рассказ учителя

Сообщения уч-ся

Чтение Думы Беседа


30.10


Контрольный урок по изученному материалу

Контрольный урок по устному народному творчеству, древнерусской литературе, комедии Д.И. Фонвизина, творчеству И.А, Крылова и К.Ф. Рылеева

Тест, контрольная работа


2.11


А.С. Пушкин. Историческая тема в творчестве Пушкина.

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного 6-7 классах)

Чтение и пересказ статей учебника

Сообщения учащихся




А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта»

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателе. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

Пересказ статей учебника

Сообщения учащихся





А.С.Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.

Сообщение об истории создания произведения.

Сопоставление романа и «Истории Пугачевского бунта»




Формирование характера Петра Гринева.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ содержания глав




Становление личности Гринёва под влиянием «благих потрясений»

Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин. Обучение устному рассказу

Характеристика образа героя, комментирование текста, пересказ главы «Крепость»

р/р



Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. Нравственная красота героини

Сжатый пересказ Аналитическая беседа (сопоставительный анализ эпизодов «Спасение Маши от рук Швабрина» и «Встреча Маши с императрицей»)

Чтение эпизодов
Просмотр эпизодов х.ф.




Образ Пугачёва в произведениях А..С.Пушкина

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С. Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Аналитическая беседа Комментированное чтение эпизодов

Словесное рисование (портреты «наперсников самозванца» - Белобородова, Хлопуши)




Сочинение по роману А.С .Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» «Гринёв в жизненных испытаниях»

Написание классного сочинения

р/р.



Лирика А.С.Пушкина

«Память сердца» в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября». Особенности поэтической формы. Человек и природа в стихотворении «Туча»

Чтение стихотворения, ответы на вопросы, сообщение об истории создания стихотворения, выразительное чтение




М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного 6-7 классах) Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»

Сообщения о судьбе Лермонтова, чтение статьи учебника и поэмы, комментирование художественного текста




Судьба свободолюбивой личности в поэме «Мцыри»

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

Лекция

Аналитическое чтение




Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы.

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний в поэме. Развитие представлений о жанре романтической поэмы

Беседа

Анализ лирического текста

Выразительное чтение наизусть фрагмента




Обучающее сочинение по характеристике лирического героя. «Образ Мцыри в одноимённой поэме М.Ю .Лермонтова.

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри»

Написание сочинения

р/р



Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первая постановка

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н. В. Гоголя (с обобщением изученного 5-7 классах)

Чтение статьи учебника

Сообщения учащихся

Презентации

Заочная экскурсия «Петербург, 19 апреля 1836 года»





Разоблачение пороков чиновничества

в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

Беседа о театре

Чтение кратких характеристик «Замечания для гг.актеров»

Аналитическое чтение первого действия комедии анализ текста пьесы




Приемы сатирического изображения персонажей в комедии «Ревизор»

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Чтение отдельных явлений

Беседа

Реконструкция внесценических эпизодов





Хлестаков и «хлестаковщина».

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

Пересказ

Аналитическая беседа

Работа с иллюстрациями




Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Беседа

Групповая работа

Работа с текстом

р/р



Контрольный урок

Урок контроля по произведениям А.Пушкина «Каитанская дочка», М.Лермонтова.»Мцыри»,Н.В.Гоголя «Ревизор»

Развернутый ответ на проблемный вопрос




Вн. чтение. Н.В.Гоголь «Шинель»- одна из петербургских повестей

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиньм лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Литературное исследование

Беседа


Вн.чт.



Гуманистический смысл повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

Работа по тексту

Вн.чт.



М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

(отрывок)

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. язык

Лекция

Беседа

Чтение




М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

(отрывок)

Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Эзопов язык. Пародия. На официальные исторические сочинения

Анализ




Вн.чт. И.С, Тургенев. Повесть «Ася»


И.С. Тургенев. Слово о писателе. Автобиографический характер повести История любви как основа сюжета повести. Образ героя – повествователя.

Аналитическая беседа,

Просмотр худ. фильма «Ася» (фрагменты)

Фронтальный опрос

Вн.чт.



Образ «тургеневской девушки»


Образ тургеневской девушки Психологизм и лиризм писателя

Анализ 16 главы

Характеристика образа героини

Чтение по ролям

Вн.чт.



Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Беседа

Комментированное чтение

Анализ эпизодов




Л.Н.Толстой. О писателе. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Лекция учителя

с элементами беседы




Л.Н.Толстой После бала». Особенности композиции

Особенности композиции. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею произведения





Особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Автор и рассказчик в произведении.

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Беседа

Чтение отдельных эпизодов

Аналитическая беседа





Вн.чт. Л.Н.Толстой «Отрочество».

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

Пересказ глав, поиск ответа на проблемный вопрос

Комментирование художественного произведения

Вн.чт



Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.Тютчев, А.Фет

Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. А. Фет, Ф. Тютчев

Урок-практикум





А.П.Чехов. Рассказ «О любви»

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Беседа

Работа с текстом

Инд. сообщения учащихся




И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ»

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема счастья в рассказе «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

Аналитичес-кая

Беседа

Рассказ учителя




А.И.Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Счастье семьи Алмазовых

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

Беседа

Работа

с текстом

Чтение эпизодов





С.Есенин. Слово о поэте.

«Пугачев – поэма на историческую тему»

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Выступления учащихся

Аналитическое чтение

Работа над фрагментами поэмы




А.А.Блок. Слово о поэте. Судьба России в цикле стихотворений «На поле Куликовом

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению.

Образ Родины в лирическом цикле А. А. Блока «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению

Аналитическая беседа





И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Рассказ учителя

Чтение рассказа

Выборочный пересказ

Беседа




М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне».

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Аналитическая беседа

Рассказ учителя




Журнал «Сатирикон» Писатели улыбаются.


Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ирони повествование о прошлом и современности.

Беседа

Сообщения учащихся

Чтение




Художественное своеобразие рассказов Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»

Теффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни»

Сообщения о писателях, анализ текста




А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»

Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками


Лекция учителя

Сообщения учащихся





«Василий Теркин» - книга про бойца и для бойца.

Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме А. Т. Твардовского

Комментирование худ. текста

Анализ глав




Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» Героика и юмор в поэме «Василий Теркин».

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

Эвристическая беседа

Чтение наизусть отрывков из главы «Переправа» и др.




А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Беседа

Комментированное чтение

Анализ эпизодов




Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша»,

«Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»)

Урок-концерт

Выступление учащихся, выразительное чтение стихотворений наизусть; прослушивание песен о ВОВ




В.П.Астафьев.

Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Рассказ учителя

Аналитическая беседа

Выборочный пересказ




Р.Р.Отзыв на произведение о Великой Отечественной войне

Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века»

Написание отзыва

р/р



Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий

Выразительное чтение наизусть

Анализ стихотворений




Контрольный урок по литературе XX века

Контрольный урок по творчеству писателей XX века

Самостоятельная тестовая письменная работа




У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

Беседа

Чтение

Просмотр фрагментов из х.фильма




У.Шекспир. Сонеты

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

Беседа

Чтение

Сообщения уч-ся





Ж.Б.Мольер История создания комедии «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Чтение пьесы в лицах, ответы на вопросы, комментирование текста




Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман Средневековая Англия в романе. Герои и события.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

Ответы на вопросы


Содержание тем учебного курса.

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей. К историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. «Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Из жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги А. Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.XIX

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора». Мораль басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Осмеяние пороков: самонадеянности, зазнайства.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Тема расширения русских земель.

Теория литературы. Дума (начальное представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе, о его отношении к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«19 октября». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень избранных.

«История Пугачева» (отрывки) Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальное представлений). Роман. Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция : система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, о его отношении к истории и исторической теме в литературе.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении. Романтически-условный

Теория литературы. Поэма (развитие представления), романтический герой, романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, о его отношении к истории и исторической теме в литературе.

«Ревизор». Комедия «Со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Социальная тема. Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены, своеобразие пьесы. Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представления), сатира и юмор (развитие представления).

«Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения

Теория литературы. Гипербола, гротеск, литературная пародия. Эзопов язык.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений), художественная деталь (развитие представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений), художественная деталь . Антитеза (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.

А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы.(развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о пи­сателе.

«На поле Куликовом». Историческая тема в произведении. Его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о писателе.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа Пугачева в разных произведениях.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальное представление)

И.С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. Всеобщая история, обработанная сатириконом (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник».

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении поэта. Поэтическая энциклопедия Вов. Тема служения Родине.

Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Стихотворения и песни, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги» и др.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Изображение быта и жизни сибирской деревни в военные годы. Автобиографичность рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Речевая характеристика героя. Герой-повествователь.

Родная природа в русской поэзии XX века

И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок»; Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Н. Оцуп, «Мне трудно без России», З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть», Дон-Аминадо «Бабье лето», И. Бунин «У птицы есть гнездо». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Уильям Шекспир. Рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Краткий рассказ о писателе.

«Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство, невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.

Вальтер Скотт. Рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе.

Произведения для самостоятельного чтения

Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буй­ные...». Авдотья Рязаночка.

Из русской литературы XVIII века

Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.

К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.

П. А. Вяземский. Тройка.

Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.

А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука.

А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина.

М. Ю. Лермонтов. Маскарад.

Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».

Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечер­нем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».

А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».

И. С. Тургенев. Певцы.

А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.

Из русской литературы XX века

В. Г Короленко. Мгновение.

М. Горький. Старуха Изергиль.

И. Ф. Анненский. Снег.

Д.С.Мережковский, Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».

К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».

А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).

А. Белый. Заброшенный дом.

М. А. Волошин. Коктебель.

А.А. Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом...». «Проводила друга до передней...».

С. А. Есенин. Письмо матери.

Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...».

А. Т. Аверченко. О шпаргалке.

А. Т. Твардовский. Теркин на том свете.

В. П.Астафьев. Ангел-хранитель.

А. С. Грин. Бегущая по волнам.

Н. Н. Дубов. Горе одному.

Ч. Айтматов. Ранние журавли.

Л. С. Соболев. Морская душа.

В. Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

В. Скотт. Айвенго,

П. Мериме. Таманго.

Г Уэллс. Война миров.

Э. По. Золотой жук.

Произведения для самостоятельного чтения летом

«Слово о полку Игореве»(по Д.С.Лихачеву)

Г.Р. Державин, «Фелица», «Памятник», «Властителям и судиям»

М.В. Ломоносов, Оды

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

В. Жуковский. Лирика («Перчатка», «Вечер», «Светлана»….)

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери», лирика («Вольность», «Поэт», «К Чаадаеву», «К морю»

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», лирика («Смерть поэта», «Дума», «Родина» … )

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души», «Старосветские помещики»

Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

А.Н.Островский. Пьесы ( «Бедность не порок» и др.)

И.С. Тургенев. «Первая любовь», «Месяц в деревне»

Ф.И. Тютчев. Лирика

Н.А. Некрасов. Лирика («Родина»…)

А.А. Фет. Лирика

Л.Н. Толстой. «Отрочество», «Юность»

А.П. Чехов» Рассказы ( «Смерть чиновника», «Тоска», «Крыжовник», «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви»)

М. Горький. «Мои университеты»

А.А. Блок. Лирика

И.А. Бунин. Рассказы. «Темные аллеи»

С.А. Есенин. Лирика

В.В. Маяковский. Лирика

А. Ахматова. Лирика

Б.Л.Пастернак. Лирика

Н.А.Заболоцкий. Лирика

М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Белая гвардия»

М. Шолохов. «Судьба человека»

К.Г. Паустовский. «Радость творчества»

В.Астафьев «Царь-рыба»

В. Распутин. «Деньги для Марии»

А.И.Солженицын. «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Для пользы дела»

В. Шукшин. «До третьих петухов» и др. рассказы

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Данте Алигьери «Новая жизнь», «Божественная комедия»

У.Шекспир «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Ричард III»

И.В.Гете «Страдания молодого Вертера», «Лесной царь», «Фауст»

Дж. Г. Байрон. Стихотворения.

О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

Учащиеся должны знать:

- Авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предания, житие как жанр литературы, понятие о классицизме, историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, литературная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы; конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции, герой-повествователь.

Учащиеся должны уметь:

-видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

-обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографий писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

-различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и различие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно- историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения.

Критерии оценивания достижений обучающихся

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

  • Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

  • Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  • Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

  • Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 75 – 89 %;

«3» - 60 – 74 %;

«2»- менее 59 %.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература

Коровина В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы – М.: Просвещение, 2011

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник: в 2-х частях. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2010- -2012.

Поурочные разработки по зарубежной литературе 5 – 9 классы. Автор Н. В. Егорова, М., 2012

И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2008

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:8 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 7-8 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Мультимедийные пособия:

Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Интернет- источники:

http://www.proshkolu.ru,

http://metodisty.ru,

http://pedgazeta.ru,

http://www.prodlenka.org/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!