Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 30 августа 2017 г. № 64/5 |
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
для 8 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Синяева Юлия Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
базовой квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 год
Настоящая рабочая программа по литературе для 8 специального (коррекционного) класса VII вида разработана в соответствии с:
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденным приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированной образовательной программой МОУ «СОШ №9», утвержденной 31 августа 2015 г. приказом № 67/1;
Авторской программой «Литература» (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева]. — М.: Просвещение, 2014).
Для реализации программного содержания используется учебник Литература. 8 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2015.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение литературы во 8-м специальном (коррекционном) классе VII вида отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного);
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание учебного предмета «Литература»
Введение (1ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Основные виды учебной деятельности: чтение учебника, ответы на вопросы, тестирование, составление тезисов лекции, плана статьи.
Устное народное творчество (2ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Основные виды учебной деятельности: чтение и пересказ статей, ответы на вопросы, сообщение о жанрах устного народного творчества, выразительное чтение, инсценирование обрядовой песни, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
Из древнерусской литературы (2ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Основные виды учебной деятельности: чтение статьи о древнерусской литературе; осмысление сюжета, характеров, событий; ответы на вопросы; чтение по ролям отдельных фрагментов; пересказ эпизодов; сопоставление с произведениями устного народного творчества.
Из литературы XVIII века (3ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Р. р. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.
Из литературы XIX века (36ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт, «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Р. р. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).
Р.р. Н. В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Основные виды учебной деятельности: чтение стихотворений, ответы на вопросы, анализ стихотворений; чтение статьи в учебнике о писателе, сообщение о писателе, сжатый пересказ статьи, осмысление сюжета произведения, пересказ отдельных эпизодов, анализ текста; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; выразительное чтение наизусть, рассказ по плану; устное словесное рисование сцен, чтение по ролям, комментированное чтение произведения.
Из русской литературы XX века (19ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме
Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.)
Сатира и юмор в рассказах.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Оте чественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о родине, родной природе (обзор)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.
Основные виды учебной деятельности: чтение статьи о писателе, сообщение о писателе; ответы на вопросы, художественный пересказ отдельного фрагмента, чтение по ролям, анализ произведения, устное словесное рисование, самостоятельный поиск на проблемный вопрос, пересказ отрывков, чтение в лицах, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение художественного текста, выразительное чтение, сравнительный анализ произведений.
Из зарубежной литературы (5 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
Основные виды учебной деятельности: чтение статьи о писателе, сообщение о писателе; ответы на вопросы, художественный пересказ отдельного фрагмента, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; выразительное чтение наизусть, рассказ по плану; устное словесное рисование сцен, чтение по ролям, комментированное чтение произведения.
Учебно-тематический план
Название раздела | Кол-во часов | Причина изменений | Уроки развития речи | Уроки вн. чтения |
По программе | С изменениями |
Введение | 1 | 1 | | | |
Устное народное творчество | 2 | 2 | | | |
Из древнерусской литературы | 2 | 2 | | | |
Из литературы XVIII века | 3 | 3 | | 1 | 1 |
Из литературы XIX века | 36 | 36 | | 4 | 4 |
Из литературы XX века | 21 | 19 | Согласно учебному плану МОУ «СОШ №9» на 2017-2018 учебный год на изучение литературы в 8 классе отводится 68 часов, в авторской программе - 70. | 2 | 2 |
Из зарубежной литературы | 5 | 5 | | | 1 |
ИТОГО | 70 | 68 | | 7 | 8 |
Календарно - тематический план
по литературе для 8 Б класса
на 2017 - 2018 учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение (1 ч) |
1 | 1 | Русская литература и история. | 01.09-08.09 | |
Устное народное творчество (2 ч) |
2 | 1 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Частушки как малый песенный жанр. | 01.09-08.09 | |
3 | 2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорение Сибири Ермаком». | 11.09-15.09 | |
Из древнерусской литературы (2 ч) |
4 | 1 | Из «Жития Александра Невского». Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. | 11.09-15.09 | |
5 | 2 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | 18.09-22.09 | |
Из литературы XVIII века (3 ч) |
6 | 1 | Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика комедии. | 18.09-22.09 | |
7 | 2 | «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | 25.09-29.09 | |
8 | 3 | Р. р. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | |
Из литературы XIX века (36 ч) |
9 | 1 | И.А. Крылов. Краткий рассказ о писателе. «Обоз» - басня о войне 1812 года. | 02.10-11.10 | |
10 | 2 | К.Ф. Рылеев. Краткий рассказ о писателе. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. | |
11 | 3 | Вн. чт. А.С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачёва» | 16.10-20.10 | |
12 | 4 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. | |
13 | 5 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ главного героя. | 23.10-27.10 | |
14 | 6 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Система образов романа. | |
15 | 7 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Нравственный идеал А. С. Пушкина в образе Маши Мироновой | 30.10-03.11 | |
16 | 8 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ предводителя народного восстания, его окружение. | |
17 | 9 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Особенности содержания и структуры. | 06.11-10.11 | |
18 | 10 | Р.р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | |
19 | 11 | А.С. Пушкин «Туча», «19 октября»: их основные темы и мотивы. | 13.11-17.11 | |
20 | 12 | Вн. чт. А. С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье…») и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества. | |
21 | 13 | Проверочная работа по творчеству А.С. Пушкина. | 27.11-01.12 | |
22 | 14 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение их в его творчестве. «Мцыри» как романтическая поэма. | |
23 | 15 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | 04.12-08.12 | |
24 | 16 | «Мцыри». Особенности композиции поэмы. | |
25 | 17 | Р. р. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 11.12-15.12 | |
26 | 18 | Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор» как социальная комедия. | |
27 | 19 | Н.В. Гоголь. История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор в оценке современников». | 18.12-22.12 | |
28 | 20 | «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. | |
29 | 21 | «Ревизор». Образ Хлестакова. | 25.12-29.12 | |
30 | 22 | Р.р. Н. В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | |
31 | 23 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | 09.01-12.01 | |
32 | 24 | «Шинель». Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. | |
33 | 25 | Проверочная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя | 15.01-19.01 | |
34 | 26 | Вн. чт. И. С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. | |
35 | 27 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «История одного города»: сюжет и герои. | 22.01-26.01 | |
36 | 28 | «История одного города»: средства создания комического. | 22.01-26.01 | |
37 | 29 | Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений»: сюжет и герои. | 29.01-02.02 | |
38 | 30 | «Старый гений»: проблематика и поэтика. | |
39 | 31 | Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «После бала»: проблемы и герои. | 05.02-09.02 | |
40 | 32 | «После бала»: особенности композиции, поэтика рассказа. | |
41 | 33 | Проверочная работа по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого | 12.02-16.02 | |
42 | 34 | Р. р. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века. | |
43 | 35 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье. | 19.02-21.02 | |
44 | 36 | Вн. чт. А. П. Чехов. «Человек в футляре». «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем. | |
Из русской литературы XX века (19 ч) |
45 | 1 | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных обстоятельствах. | 26.02-02.03 | |
46 | 2 | А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени»: история счастливой любви. | |
47 | 3 | Проверочная работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | 05.03-09.03 | |
48 | 4 | А.А. Блок. Краткий рассказ о поэте. «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. | |
49 | 5 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. | 12.03-16.03 | |
50 | 6 | Р. р. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. | |
51 | 7 | И.С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. | 19.03-23.03 | |
52 | 8 | М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне»: сочетание фантастики и реальности в рассказе. | |
53 | 9 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. | 26.03-30.03 | |
54 | 10 | Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах. | |
55 | 11 | Вн. чт. М.Зощенко. «История болезни». Смешное и грустное в его рассказах. | 02.04-06.04 | |
56 | 12 | А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин»: человек и война. | 02.04-06.04 | |
57 | 13 | «Василий Теркин». Образ главного героя. | 16.04-20.04 | |
58 | 14 | «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы. | |
59 | 15 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 23.04-27.04 | |
60 | 16 | В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Картины военного детства. Образ главного героя. | |
61 | 17 | Р. р. В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. | 30.04-04.05 | |
62 | 18 | Русские поэты о Родине, родной природе. Образы родной природы и родины в стихотворениях поэтов XX века. | 30.04-04.05 | |
63 | 19 | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. | 07.05-11.05 | |
Из зарубежной литературы (5 ч) |
64 | 1 | У.Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. | 07.05-11.05 | |
65 | 2 | Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. | 14.05-18.05 | |
66 | 3 | Вн. чт. Ж.Б.Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. | |
67 | 4 | Вн.чт. В.Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. | 21.05-25.05 | |
68 | 5 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | | | уроков развития речи |
по программе | 68 | 1 | | | 7 |
выполнено | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Андреева М.М./
«28» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,
рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «29» августа 2017 г.
Руководитель ШМО _____________ /Хуртина Л.А./