УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Рассмотрена Утверждена
Заседанием Пр № 159-ОД от «31 » 08. 2017г.
Методического совета Директор МБОУ СОШ № 1:Г.В.Крутых
Протокол № 1 от «31 » 08.2017г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Филология
Литература 9 класс ГОС
базовый уровень 3 ступень
Срок реализации программы – 5 лет
Составлена на основе Федерального Государственного Стандарта среднего (полного) общего образования и программы общеобразовательных учреждений по литературе 5 – 11 классы. Москва, Просвещение, 2008 год, под редакцией В.Я.Коровина.
Составила: Максютова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.
Александровск-Сахалинский
2017
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе 5 -11 классы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровина, Москва, Просвещение, 2008год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 102 учебных часа, из расчёта 3 учебных часа в неделю
Главная задача изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными фактами, необходимыми для понимания, включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой культуры. Следовательно, цель литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеи, воспитывающие высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе изучение литературы идёт на принципиально новой основе – подводятся итого работы за предыдущие годы. Расширяются сведения о биографии писателей, происходит знакомство с новыми терминами, проблемами, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем, в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Реализация учебной программы способствует на формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (осмысление, понимание, восприятие, анализ, интерпретация, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить прочитанное произведение, высказать своё развёрнутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе. В решении этой важной задачи особую роль играют связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определённой литературной школы, направлениям, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Настоящая программа по литературе рассчитана на 103 часа в год из расчета 3 учебных часов в неделю в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В. Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.
В авторской программе отсутствует раздел «Внеклассное чтение», поэтому считаю возможным включить в рабочую программу 9 уроков внеклассного чтения при изучении разделов «Из литературы XVIII века», «Из русской литературы XIX века», «Из поэзии XIX века», «Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков», «Из зарубежной литературы. Античная литература» с целью расширения круга чтения, формирования у обучающихся читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В рабочей программе при изучении разделов «Из русской литературы XIX века», «Из русской поэзии XX века» предусмотрены 5 часов на развитие устной и письменной речи обучающихся с целью формирования коммуникативной компетенции (владение всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения (сочинение – 6).
Запланированы уроки для проведения контрольных и самостоятельных работ (контрольных работ – 2, самостоятельных работ -1) с целью выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся; сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Предусмотрен заключительный урок, на котором в занимательной форме обобщается изученный материал, даются рекомендации для чтения литературы летом.
Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется на основании существующих нормативов.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, видеть их порядок, отношения между ними.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений, составление и решение тестовых заданий по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать произведения, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Ведущие формы и методы, необходимые для реализации рабочей учебной программы: лекция, семинар, практическая работа с текстом, дискуссия, выразительное чтение, чтение наизусть, уроки внеклассного чтения, уроки развития речи, частично – поисковый, исследование.
Для реализации данной программы необходим учебно – методический комплекс.
Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы, Москва, Просвещение, 2008 год, авторы – В.Я.Коровина, В.П,Журавлёв, В.И.Коровин.
Учебник « Литература в 2 частях», 9 класс, Москва, Просвещение, 2009 год, под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва. В.И.Коровина.
Тематический план по литературе в 9 классе
№ | Название раздела | Количество часов | В том числе на развитие речи, внеклассное чтение, контрольные работы |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Из древнерусской литературы | 3 | |
3. | Из литературы 18 века. | 10 | 1 – развитие речи 1– внеклассное чтение |
4. | Из русской литературы 19 века | 53 | 1 –мини –тест 1 – самостоятельная работа 4 – развитие речи 4 –внеклассное чтение |
5. | Из русской литературы 20 века | 10 | 1 – контрольная работа |
6. | Из русской поэзии 20 века. | 17 | 1 – контрольная работа 2 – внеклассное чтение |
7. | Из зарубежной литературы. | 9 | 2 – внеклассное чтение |
| Итого: | 102 часа | |
Перечень обязательных самостоятельных работ.
Написать сочинений -5 Внеклассное чтение – 9 Контрольные и проверочные работы -4
Домашние сочинения:
«Слово о полку Игореве» - исторический памятник древнерусской литературы.
Литература 18 века в восприятии современного читателя.
Сочинение по произведению А.С.Грибоедова « Горе от ума».
Сочинение по произведению АС.Пушкина « Евгений Онегин».
Сочинение по произведению М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени».
« В чём особенность изображения внутреннего мира героев 19 века?» - сочинение – ответ на проблемный вопрос.
Произведения для заучивания наизусть.
« Слово о полку Игореве» ( вступление или « Плач Ярославны».
М.В.Ломоносов « Вечернее размышление» ( отрывок).
Г.Р.Державин « Властителям и судиям» , « Памятник» ( по выбору).
А.С.Грибоедов « Горе от ума» ( монолог Чацкого).
А.С.Пушкин « К Чаадаеву», « Анчар», « Я вас любил…», « Евгений Онегин» (отрывок )
М.Ю.Лермонтов « Смерть поэта», « И скучно, и грустно», « Молитва» (по выбору)
А.А.Блок « Ветер принёс издалёка», « О, весна без конца…», « О, я хочу безумно жить» (на выбор)
С.А.Есенин « Край ты мой заброшенный», «Не жалею, не зову, не плачу…», « Разбуди меня завтра рано…», « Отговорила роща золотая…» (по выбору)
В.В.Маяковский « Люблю» (отрывок)
М.И.Цветаева « Идёшь, на меня похожий» , « Мне нравится», « Стихи о Москве» ( по выбору)
Н.А.Заболоцкий « Я не ищу гармонии», « Можжевеловый куст» ( по выбору)
А.А.Ахматова « Сероглазый король», « Молитва» ( по выбору)
13. А.Т.Твардовский « Весенние строчки», « Я убит подо Ржевом».
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе.
К концу 9 класса учащиеся должны уметь:
правильно бегло и выразительно читать художественные и учебные тексты;
пересказывать тексты с максимальным использованием художественных особенностей текста;
давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
рассказывать о литературном герое;
характеризовать героя или героев;
составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
использовать словари (орфографический, орфоэпический, энциклопедический) , каталоги;
создавать план будущего сочинения, доклада.
В результате изучения литературы ученик 9 класса должен знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученного литературного произведения;
литературоведческие термины;
основные факты жизни и творчества писателей, классиков, этапы их творческой эволюции;
основные признаки литературных направлений.
Календарно – тематическое планирование по литературе в 9 классе
№ урока | Тема урока | Количество часов | дата | Дано по факту |
Введение -1 час
1. | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека | 1 | 1.09 | |
Из древнерусской литературы -3 часа
2. | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. | 1 | 4.09 | |
3. | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Русская история в «Слове…». История открытия памятника, проблема авторства. | 1 | 6.09 | |
4. | Художественные особенности «Слова»: самобытность, специфика жанра, образов, языка. | 1 | 8.09 | |
Из литературы 18 века-10 часов
5. | Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. | 1. | 11.09 | |
6. | М.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения.» Вечернее размышление…». | 1 | 13.09 | |
7. | М.Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол…».Ода как жанр лирической поэзии. | 1 | 15.09 | |
8. | Г.Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям». | 1 | | |
9. | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. « Памятник». Оценка собственного поэтического мастерства. Мысль о бессмертии поэта. | 1 | | |
10.в.чт. | А.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». (главы). Изображение российской действительности. | 1 | | |
11. | Особенности повествования «Путешествия». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | | |
12. | Н.Карамзин. Слово о писателе. Понятие о сентиментализме Повесть « Бедная Лиза». « Осень». | 1 | | |
13. | Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы. | 1 | | |
14.р.р | Подготовка к сочинению: «Литература 18 века в восприятии современного читателя». | 1 | | |
Из русской литературы 19 века- 53 часа
15. | Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. | 1 | | |
16. | В.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого. | 1 | | |
17. | В.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. | 1 | | |
18. | Светлана – пленительный образ русской девушки. | 1 | | |
19. | А.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Обзор содержания. | 1 | | |
20. | Картина нравов, галерея живых типов, острая сатира. | 1 | | |
21 -22. | Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 2 | | |
23. | Меткий афористический язык. Особенности композиции. | 1 | | |
24.рр | И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | | |
26. | А.С.Пушкин .Жизнь и творчество. Одухотворённость, чистота, чувство любви.. | 1 | | |
27.. | Дружба и друзья в лирике Пушкина. | 1 | | |
28. | Раздумья о смысле жизни, о поэзии. | 1 | | |
29. | Роман А.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история. Образы главных героев романа. | 1 | | |
30. | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. | 1 | | |
31 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | | |
32 | Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа. | 1 | | |
33 | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Белинский, Д.Писарев, А.Григорьев, философская критика начала 20 века. | 1 | | |
34.р.р. | Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина « Евгений Онегин». | 1 | | |
35-36. в.ч. | А.Пушкин. Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | 2 | | |
37. | М.Лермонтов. Жизнь и творчество. Пафос вольности, чувство одиночества.. « Нет, я не Байрон», « Молитва», « Парус», « И скучно, и грустно». | 1 | | |
38. | Поэта и поэзия в лирике М. Лермонтова. « Смерть поэта». « Поэт», « Я жить хочу». « Есть речи – значенье». | 1 | | |
39. | Тема любви в лирике М. Лермонтова. « Нет, не тебя так пылко …», « Расстались мы», « Нищий». | 1 | | |
40 | М. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности | 1 | | |
41,42. | Особенности композиции. Печорин – «самый любимый предмет своих наблюдений». | 2 | | |
43,44, 45. | Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. | 3 | | |
46,47. | Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». | 1 | | |
48. | Споры о реализме и романтизме романа «Герой нашего времени». | 1 | | |
49.рр | Подготовка к сочинению по роману М.Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | | |
50. | Контрольная работа по роману « Герой нашего времени». | 1 | | |
51. | Н.В.Гоголь. жизнь и творчество. « Мёртвые души»- поэма о величии России. История создания. Смысл названия поэмы. | 1 | | |
52,53,54. | Система образов поэмы «Мёртвые души» . | 3 | | |
55. | Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. | 1 | | |
56. | Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. | 1 | | |
56,57.рр | Поэма в оценках В.Г.Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Сочинение по произведению Н.Гоголя «Мёртвые души». | 2 | | |
58. | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок» Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | | |
59. | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев . | 1 | | |
60,61. | Ф. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | 2 | | |
62. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | 1 | | |
63.в.ч. | Л. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести. | 1 | | |
64. | А.Чехов. «Тоска». Истинные и ложные ценности героев рассказа. | 1 | | |
65. | А. Чехов, «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. | 1 | | |
66.рр | Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?». | 1 | | |
67.в.ч. | Из поэзии 19 века. Беседа о стихах Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. | 1 | | |
Из русской литературы 20 века – 10 часов
68. | Богатство и многообразие жанров и направлений в русской литературе 20 века. | 1 | | |
69. | Из русской прозы 20 века. Разнообразие видов и жанров прозаических произведений 20 века, ведущие прозаики России. | 1 | | |
70. | И .Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. | 1 | | |
71. | М. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов. | 1 | | |
72. | Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». | 1 | | |
73. | М. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины. Композиция рассказа. | 1 | | |
74. | Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. | 1 | | |
75. | А. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. | 1 | | |
76. | . Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. | 1 | | |
77. | Контрольная работа по произведениям 2 половины 19 и 20 веков. | 1 | | |
Из русской поэзии 20 века – 14 часов.
78. | Русская поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. | 1 | | |
79. | Штрихи к портретам. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка», «О, весна без конца…», «О, я хочу безумно жить,,,», Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта. | 1 | | |
80. | С. Есенин. Слово о поэте. Тема любви в лирике поэта. | 1 | | |
81. | Тема России – главная в есенинской поэзии. | 1 | | |
82, 83. | В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы», «Люблю». Новаторство поэзии Маяковского . Своеобразие стиха, ритма, интонации. | 2 | | |
84. | М.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится», «Стихи к Блоку». Стихотворения о поэзии, о любви. | 1 | | |
85. | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1 | | |
86. | Н.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обощения поэта – мыслителя. | 1 | | |
87. | А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | | |
88. | Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | | |
89. | Б.Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики Пастернака. | 1 | | |
90. | А.Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль . | 1 | | |
91. | А.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонация стихов о войне. | 1 | | |
92,93.в.ч. | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 -20 веков. | 2 | | |
94. | Контрольная работа по русской лирике 20 века. | 1 | | |
Зарубежная литература -7 часов.
95,96 в. чт | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлётов и падений молодого римлянина. Пушкин как переводчик Катулла. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Традиции оды Горация в русской поэзии. | 2 | | |
97. | Данте Алегъери. Слово о поэте. « Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально – философский характер. | 1 | | |
98. | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных глав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | 1 | | |
99. | Трагизм любви Офелии и Гамлета. Философский характер трагедии. Гамлет как «вечный образ» мировой литературы. | 1 | | |
100. | И.Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных глав). Эпоха Возрождения. «Фауст» как философская трагедия. Борьба добра и зла. | 1 | | |
101. | Смысл противопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. | 1 | | |
102. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания на лето. | 1 | | |
Итого: | | 102 часа | | |