Тамбовское областное государственное образовательное
автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации работников образования»
Центр дистанционного образования детей-инвалидов
| СОГЛАСОВАНА Начальник Центра ДО ___________Е.А. Примакова «____»______________ 2014 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 8 класса
на 2014-2015 уч. год
Учитель: А. Х. Борисова
Тамбов, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, «Программы по литературе общеобразовательных учреждений» под ред. В.Я.Коровиной (2011 г.) и учебника по литературе под редакцией В. Я. Коровиной «Литература. 8 класс» - М; Просвещение, 2012 год.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану для обучающихся по индивидуальной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в 2014-2015 учебном году
Цель литературного образования способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, общекультурной и ценностно-смысловой компетенций.
В реальном учебном процессе формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся.
Цель программы.
Способствовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задача курса литературы 8 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 8 класса предусматривает чтение художественных произведений древнерусской литературы, русской литературы 18-20 века, а также произведений зарубежных писателей. Обращение к ним не только дает возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства.
Все разделы построены по одному принципу, суть которого заключается в том, что, изучив обязательные произведения, учащиеся должны применить полученные знания для самостоятельного анализа произведений.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Учебно-тематический план (70 часов)
№ | Название темы | количество часов |
по программе |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 1 |
2 | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 2 |
3 | ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | 1 |
4 | ЛИТЕРАТУРА 17 ВЕКА | 1 |
5 | ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА | 5 |
6 | ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА | 32 |
7 | ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА | 20 |
8 | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 7 |
9 | ИТОГОВЫЙ УРОК | 1 |
| Всего | 70 часов |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…». «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
ЧАСТУШКИ как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
ПРЕДАНИЯ как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 ч)
Из» «Жития Александра Невского. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ЛИТЕРАТУРА 17 ВЕКА (1 ч)
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (5 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (32 ч)
Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча» Разноплановость стихотворение – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновение…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкином как более точное. Смысловое различие. История пугачевского восстание в художественном произведение и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции «Капитанской
дочке» и «Истории Пугачева».
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальное представление). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов – персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно – композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к
историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически – условный историзм поэмы.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять « всё дурное в России». (Н.В.Гоголь).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (20 ч)
ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ.
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов. «Осень»; Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях Пушкина, Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально – биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Журнал «Сатирикон»,Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями – фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте»; «Здесь птицы не поют»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно – воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой – повествователь (развитие представлений).
РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное»; «Не надо звуков»;
Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке»; «Уступи мне, скворец, уголок»; Н.Рубцов. «По вечерам»; «Встреча»; «Привет, Россия».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон – Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности.
«Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Сонет как форма лирической поэзии
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;
выявлять авторскую позицию;
выявлять свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе изученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
•определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;
•поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно-методическое обеспечение
1. Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2011г
2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин Литература 8 класс Учебник в 2-х частях - М., «Просвещение 2009 г
3. Литература 8 класс. Методические советы/ Под ред. В.И.Коровина. М. просвещение.2002,2003.
4. Н.А. Миронова Литература в таблицах 5-11 классы -М, «ACT» 2005г
5. Н.Н.Оглоблина Тесты - М, « ACT» 2004г
6. А.Поликанов и др Биография писателя ( сборник) - М., « Просвещение»
1991г