СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для обучающихся по индивидуальной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, «Программы по литературе общеобразовательных учреждений» под ред. В.Я.Коровиной (2011 г.) и учебника по литературе под редакцией В. Я. Коровиной «Литература. 8 класс» - М; Просвещение, 2012 год.

       Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану для обучающихся по индивидуальной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в 2014-2015 учебном году

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное учебно-тематическое планирование для Саленко Иван»

    1. Приложение

    2. Индивидуальное учебно-тематическое планирование

для ученика …...7

по литературе 8 класса на 2014 – 2015 учебный год

Составитель: учитель Борисова А. Х

Пояснительная записка



1. Соответствие программе

Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом по программе В.Я.Коровиной, В.И.Коровина и др. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в 7 классе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученика.

На уроках будут использованы ресурсы:

— материалы i-Класса «Литература. 8 класс»,

— материалы учебника «Литература. 8 класс», под редакцией В. Я. Коровиной,

— индивидуальные разработки учителя,

— наглядный материал (иллюстрации, схемы, таблицы),

— аудио- и видеоматериалы,

— ЦОРы,

— материалы литературоведческих сайтов







2. Количество часов в неделю

Количество часов в неделю соответствует базовому и составляет 2 часа в неделю дистанционно.

Индивидуализация планирования связана:

— с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,



3. Особенности ИУТП

1) в конце 7 -го класса ученик был аттестован, поэтому ИУТП составлено с учетом пройденных в предыдущем учебном году тем

2) некоторые темы могут изучаться обзорно, потому что возможны непосещение занятий по состоянию здоровья.



4. Виды деятельности

Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:

— устный ответ,

— письменный ответ,

— пересказ,

— подбор / поиск примеров


В планирование включены виды работ, связанные с подготовкой к выпускному экзамену по литературе: написание сочинений


5. Формы контроля

Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:

— опрос,

— устный ответ,

— письменный ответ,

— тестирование,

— сочинение,


По объективным причинам сложно проконтролировать действительный уровень знаний ученика, не исключена помощь близких в выполнении заданий, все занятия проходят в дистанционной форме.


6. Основные сложности

— отсутствие систематических знаний,

— несформированность навыков самостоятельной работы,

— неумение строить развернутый устный / письменный ответ на вопрос,


7. Зона ближайшего развития предметных и общих навыков

Сформировать навык самостоятельной работы, сформировать умение давать развернутый устный и письменный ответ на вопрос и пересказать художественный текст устно и письменно; развить навыки устной монологической речи.



8. Корректировка ИУТП

Во время учебного года для повышения мотивации и общего развития ученика будет привлекаться к участию в конкурсах, поэтому ИУТП может незначительно корректироваться в течение учебного года

Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).

В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.












Учебный курс «Литература» включает в себя 8 разделов


Раздел 1. Введение (1 ч.)

Дидактические цели:

- сформировать представление о взаимосвязи характеров и обстоятельств в художественном произведении

- сформировать представление о таких понятиях, как личность автора, его труд, позиция автора и отношение к героям;

- помочь осознать, что изображение человека – важнейшая проблема литературы.

Воспитать любовь и интерес к русской литературе.



Раздел 2. Устное народное творчеств ( 2 ч.)

Дидактические цели:

- ввести понятие о народной песне, ее разновидностях;

- развить представление о преданиях;

- совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, навыки устной речи

Воспитать чувство патриотизма.



Раздел 3. Древнерусская литература ( 1 ч.)


Дидактические цели:

- развить представление о летописи,житие;

- ввести начальное представление о жанре поучения, древнерусской повести;

Воспитать нравственные качества: любовь, верность, уважительное отношение к книгам.






Раздел 4. Литература 17 века (1 ч)


Дидактические цели:

- познакомить главным новшеством литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие

сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

- ввести начальное представление о сатирической повесть как жанре литературы (начальные представления).

Воспитать чувство патриотизма




Раздел 5. Русская литература 18 века ( 5 ч.)

Дидактические цели:

- познакомить с основными биографическими сведениями из жизни Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова

- ввести начальное представление о классическом направлении в литературе, басне.

Воспитать чувство патриотизма



Раздел 6. Русская литература 19 века (32 ч.)


(первая половина)

Дидактические цели:

- познакомить с основными биографическими сведениями из жизни К. Ф. Рылеева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н. В. Гоголя.

- сформировать представление об особенностях труда поэтов и писателей;

- ввести начальное представление о родах литературы; развить представление о балладе, повести, поэме, размерах стихосложения.

- познакомить с темой, идеей, сюжетом изучаемых произведений, системой образов;

- научить определять тему, основную мысль произведения, анализировать его художественные особенности;

- обучить умению давать развёрнутую и сравнительную характеристику героев произведений.

- активизировать самостоятельную работу учащихся, совершенствовать навык анализа эпизода

Объяснить основы нравственного поведения, воспитать патриотизм, активную жизненную позицию.


(вторая половина)

Дидактические цели:

- познакомить с основными биографическими сведениями из жизни М. Е. Салтыкова- Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

- развить представление о стихотворении в прозе, автобиографическом характере произведения, сатире, юморе.

- познакомить с темой, идеей, сюжетом изучаемых произведений, системой образов;

- научить определять тему, основную мысль произведения, анализировать его художественные особенности;

Разъяснить критерии нравственности, воспитать патриотизм, гуманизм.



Раздел 7. Русская литература 20 века (20 ч. )

(первая половина)

Дидактические цели:

- познакомить с основными биографическими сведениями жизни И.А.Бунина, А. И. Куприна, А. А. Блока, С. А. Есенина, А.Платонова, А. Т. Твардовского;

- познакомить с основными биографическими сведениями жизни писателей русского зарубежья;

- развить представление об идее произведения, портрете как средстве характеристики героя, о лирическом герое;

- развить понятие о ритме и рифме,

- обучить составлению плана рассказа:

- обучить умению писать отзыв о прочитанном произведении;

- совершенствовать умение давать развёрнутую характеристику героя;

- развить умение определять тему, идею (основную мысль) произведения, его сюжетной линии, писать отзыв;

Воспитать чувство гуманизма к человеку, сострадания к животным.


(вторая половина)

Дидактические цели:

- познакомить с основными биографическими сведениями их жизни В. П. Астафьева

- ввести понятие об общем и индивидуальном в восприятии природы;

- развить понятие о проблеме произведении, умение выразить позицию автора и собственную позицию по поднятой проблеме;

- развить умение анализировать прозаическое и лирическое произведение;

Воспитать чувство любви к родной природе, чувство патриотизма, гордости за свою страну и её героев.




Раздел 8. Зарубежная литература (7 ч.)

Дидактические цели:

- дать общее представление о творчестве изучаемых писателей и поэтов;

- углубить и расширить понятие о связи литератур разных стран.

Воспитать интерес к литературе других стран.



Все разделы курса построены по одному принципу, суть которого заключается в том, что, изучив обязательные произведения, учащиеся должны применить полученные знания для самостоятельного анализа произведений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

В программе предусматривается разнообразные виды устных и письменных работ. Особое внимание уделяется взаимосвязям литературы с историей, музыкой рисованием.

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы. В процессе обучения применяется пятибалльная система оценки достижений учащихся.





Условия реализации программы


Рабочее место преподавателя и учащегося: компьютер, выход в Интернет, сканер, принтер.

Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель – ученик», вести коллективную проектную работу.

Минимальное клиентское программное обеспечение:

  • NeoOffice

  • TeamViewer

  • Skype

  • VideoMost

Кроме того, необходим флеш-плеер.

Стартовый уровень учащихся:

• умение работать с браузером;

• умение работать с почтовой программой;

• умение работать в специальной среде обучения;

• умение работать со сканером, с принтером.

Необходимый стартовый уровень достигается в ходе первоначального обучения, а также использованием сетевых инструкций и обучающих дисков.














Методические и учебные пособия для учителя


Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2011

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин Литература. 8класс. Учебник в 2-х частях - М., «Просвещение 2011 г

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература. 8 класс. Методические советы/ Под ред. В.И.Коровина. М. просвещение.2002,2003.

Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.

Н.Н.Оглоблина Тесты - М, « ACT» 2011г

http://www.internet-school.ru/

http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru/

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

http://rus.1september.ru

http://www.openclass.ru


Литература для ученика


В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин Литература. 8 класс. Учебник в 2-х частях - М., «Просвещение 2011 г

Художественные произведения по программе

Уроки литературы 7-8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://www.internet-school.ru/

http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru/



Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематический план»


Календарно-тематический план



№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Форма контроля

Д/З


1


Введение. Литература и история.


1


3.09

Выявление уровня литературного развития учащихся;

Сформировать представление о связи литературы и истории;

Обучение конспектированию (краткому)

Текущий

закончить творческую работу


Устное народное творчество






2


Отражение жизни народа в народных песнях


1


4.09

Обучение выразительному чтению (исполнению)

преданий, песен, частушек;
Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы

Текущий, устный

чтение лирических песен


3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.


1


10.09

Развитие умений и навыков исследовательской деятельности

Обучение выразительному чтению, выборочному пересказу

Текущий, устный

пересказ предания




Древнерусская литература






4


Житийная литература как особый жанр


1


11.09

Обучение навыкам работы со справочным материалом, анализу эпизодов произведения, сопоставительному анализу

Текущий, устный

Стр.18-19, составить небольшой словарик слов



5


«Житие Александра Невского».


1


17.09

Развитие речи в процессе написания творческой работы

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы

Текущий, устный

Стр. 19-26,

в 1-3




Русская литература 17 века






6

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

1


18.09

Обучение навыкам работы со справочным материалом, анализу эпизодов произведения, сопоставительному анализу


Текущий, устный

Стр.31-36, в 1-3



Русская литература 18 века






7


Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

1


24.09

Обучение аналитическому чтению; умению давать характеристику герою

Текущий, устный

Стр.41-58,

в1-3


8

Анализ эпизода комедии И.Фонвизина «Недоросль».

1


25.09

Развитие связной речи учащихся;

развитие навыка восприятия информации

Текущий, устный

Стр.58-73,

в 4-6


9


И.А.Крылов. Слово о баснописце.

1


1.10

Обучение выразительному чтению и анализу; повторить знание терминов

Текущий, устный

Стр.80-82,

в 1-2


10


И.А.Крылов. Басни «Лягушки», «Обоз»


1


2.10

Развитие связной речи учащихся;

развитие навыка восприятия информации

Текущий, устный

Стр,82-86,

в 1-3




Русская литература 19 века







11


К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

1


8.10

Обучение умению составлять сравнительный анализ произведений

двух поэтов на одну тему. Обучение выразительному чтению

Текущий, устный

выразительное чтение думы



12

А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября»

1


9.10

Обучение конспектированию (краткому);

обучение навыкам работы со справочным материалом

Текущий, устный

выразительное чтение


13


А. С. Пушкин «История Пугачёва»

1


15.10

Обучение комментированному чтению; анализу эпизодов; сжатому пересказу

Текущий, устный

Стр.97-102 чтение


14


А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка».


1


16.10

Обучение комментированному чтению; анализу эпизодов; сжатому пересказу

Текущий, устный

Стр.105-122 чтение


15

Анализ сцены бурана. Первая встреча с Пугачёвым


1


22.10

Обучение комментированному чтению; анализу эпизодов; сжатому пересказу

Текущий, устный

Стр.122-137

чтение


16

Вторая и третья встреча с Пугачёвым.


1


23.10

Обучение составлению характеристики героя на основании его поступков; углубление навыков комментированного чтения. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне

Текущий, устный

Стр.137-154

чтение


17

Швабрин и Гринёв. Сравнительная характеристика


1


29.10

Углубление навыков комментированного чтения; обучение составлению характеристики героя на основании его поступков.

Текущий, устный

Стр.154-167

чтение


18


Образ Марьи Ивановны

1


30.10

Углубление навыков комментированного чтения; обучение составлению характеристики героя на основании его поступков.

Текущий, устный

Стр.167-179

чтение


19

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».

1


12.11

Обучение аналитическому чтению;

Текущий, устный

Стр.179-195

чтение


20


А.С.Пушкин «Пиковая дама»


1


13.11

Обучение аналитическому чтению; умению давать характеристику герою

Текущий, устный

Стр.195-221

чтение


21


А.С.Пушкин «Пиковая дама»

1


19.11

Обучение аналитическому чтению; умению давать характеристику герою

Текущий, устный

Стр. 228-229, в 1-4


22


Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям А. С. Пушкина


1


20.11

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Промежуточный,

устный и письменный

написать сочинение на тему «Береги честь смолоду



23


М.Ю.Лермонтов и история


1


26.11

Обучение конспектированию, работе со справочной литературой

Текущий, устный

Стр. 230-232


24

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри».

1


27.11

Обучение выразительному чтению и анализу лирического произведения, умению делать самостоятельные выводы

Текущий, устный

прочитать поэму


25

Особенности композиции поэмы «Мцыри».


1


3.12

Обучение выразительному чтению и анализу лирического произведения, умению делать самостоятельные выводы

Текущий, устный

Отрывок наизусть


26

Р.р. Обучение анализу эпизода из поэмы «Мцыри».


1


4.12

Обучение умению составлять характеристику литературного образа

Текущий, устный

Стр. 258, в 1-5


27

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»


1


10.12

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Промежуточный, устный и письменный


написать сочинение –характеристику по поэме « Мцыри»


28


Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия.


1


11.12

Отработка навыков

комментированного чтения драматического произведения


Текущий, устный


Стр 260-265, в 1-3


29


Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.


1


17.12

Обучение выразительному и аналитическому чтению

Комедия

Пьеса

Текущий, устный

Чтения 1 и II2д


30


Хлестаков и хлестаковщина

1



18.12

Отработка навыков

комментированного чтения драматического произведения

Текущий, устный

Чтения 3 и 4 д


31


Речевая характеристика городничего

1


24.12

Отработка навыков

комментированного чтения драматического произведения

Текущий, устный

Чтения 5 д


32

Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель». Образ «маленького человека»

1


25.12

Формирование исследовательских навыков анализа текста

Текущий, устный

Стр 358-378


33


Образ Петербурга.


1



14.01

Формирование исследовательских навыков анализа текста

Текущий, устный

Стр 378-390, в 1-3


34

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям Н.В. Гоголя

1


15.01

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Промежуточный, устный и письменный

написать сочинение


35

М.Е.Салтыков-Щедрин.

«История одного города» (отрывок).


1


21.01

Обучение конспектированию;

работе со справочной литературой

Текущий, устный

2 часть.

Стр.3-14


36

Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».


1


22.01

Формирование исследовательских навыков анализа текста

Текущий, устный

Стр 14, в 1-6


37

Н.С.Лесков.

Рассказ «Старый гений».


1


28.01

Обучение конспектированию;

работе со справочной литературой

Текущий, устный

Стр. 15-25, в 1-5

38

Л.Н.Толстой.

Рассказ «После бала».

1


29.01

Формировать умения и навыки анализа прозаического текста

Текущий, устный

стр.27-40


39


Мастерство Толстого в рассказе «После бала».


1


4.02

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы (диспута)

Текущий, устный

Стр. 40, в 1-6

40

Поэзия родной природы в творчестве А. С Пушкина, М. Ю. Лермонтова


1


5.02

Совершенствование навыков анализа лирического произведения

Текущий, устный

Стр 41-44, стихотворение наизусть


41

Поэзия родной природы в творчестве

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Майкова.


1


11.02

Совершенствование навыков анализа лирического произведения

Текущий, устный

выразительное чтение


42

А.П.Чехов.

Рассказ «О любви».


1


12.02

Обучение комментированному чтению эпизодов, умению работать с текстом, отвечать на вопросы

Текущий, устный

Стр, 45- 57, в 1-5



Русская литература 20 века









43

А.И.Бунин.

Рассказа «Кавказ».


1


18.02

Обучение комментированному чтению эпизодов, умению работать с текстом, отвечать на вопросы


Текущий, устный

Стр 59- 65, в1-5


44

А.И.Куприн.

Рассказ «Куст сирени».


1


19.02

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков

Текущий, устный

Стр.67-74, в 1-4


45


Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»


1



25.02

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы

Текущий, устный

Стр 75, в 1-3


46

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по произведению А. И. Куприна


1


26.02

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Промежуточный, устный и письменный

написать сочинение


47

А.А.Блок. Историческая тема в стихотворении «Россия».


1


4.03

Обучение выразительному и аналитическому чтению

Текущий, устный

Стр. 77- 86, с. « Россия»

наизусть


48

С.А.Есенин.

Поэма «Пугачёв»


1


5.03

Обучение выразительному и аналитическому чтению

Текущий, устный

Стр. 88- 94, выразительное чтение


49

Образ Пугачёва в произведениях фольклора, у Пушкина и Есенина


1


11.03

Обучение выразительному и аналитическому чтению

Текущий, устный

Стр.95, в 1-4

50

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем»


1


12.03

Обучение комментированному чтению

Текущий, устный

Стр. 96- 105 читать, в 1-4


51

М.А.Осоргин.

Рассказ «Пенсне».


1


18.03

Углубление навыков комментированного чтения и словесного рисования

Текущий, устный

Стр. 108-114 читать, 1-3


52

Журнал «Сатирикон».



1


19.03

Увидеть средства создания автором сатирического или юмористического произведения

Текущий, устный

Стр. 114-124, в 1-3


53

Тэффи.

Рассказ «Жизнь и воротник».


1


8.04

Обучение комментированному чтению

Текущий, устный

Стр.125-130 читать, в 1-3


54


Зощенко. «История болезни».


1


9.04

Обучение комментированному чтению

Текущий, устный

Стр. 130-135 читать , в 1-4


55

А.Т.Твардовский.

Поэма «Василий Тёркин».


1


15.04

Обучение комментирован-

ному чтению эпизодов

Текущий, устный

Стр. 136-146, выразительное чтение


56

Василий Тёркин – защитник родной страны


1


16.04

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; отработка практических умений и навыков

Текущий, устный

Стр.146-161, выразительное чтение


57


Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»


1


22.04

Обучение выразительному чтению и анализу лирического произведения, умению делать самостоятельные выводы

Текущий, устный

Отрывок наизусть


58

А.П.Платонов.

Рассказ «Возвращение».


1


23.04

Формирование интеллектуальных умений и навыков восприятия текста, развитие речи, наблюдение над сюжетом

Текущий, устный

Стр 165- 189 читать, в 1-3


59

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.


1


29.04

Углубление навыков комментированного чтения; анализа лирического произведения

Текущий, устный

Выпазительное чтение


60

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».


1


30.04

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков

Текущий, устный

Стр.203-220 читать, в 1-3


61


Русские поэты о Родине, родной природе.


1


6.05

Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения

Текущий, устный

выучить одно стихотворение наизусть


62


Поэты русского зарубежья о Родине

1


7.05

Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения

Текущий, устный

Выразительное чтение



Зарубежная литература








63

У. Шекспир. Слово о писателе. Театр Шекспира. «Ромео и Джульетта».

1

13.05

Обучение конспектированию;

Составление словесных портретов главных героев; Обучение владению диалогической речью в процессе беседы


Текущий, устный

Стр.240-250 выразительное чтение


64


Сонеты У. Шекспира.


1


14.05

Обучение выразительному чтению (исполнению) сонета (наизусть); комментированному чтению

Текущий, устный

Стр.251 выразительное чтение


65

Ж.-Б. Мольер.

Пьеса «Мещанин во дворянстве»


1


20.05

Составление словесных портретов главных героев;

Отработка навыков

комментированного чтения драматического произведения

Текущий, устный

Стр 255-305 чтение


66

Дж. Свифт.

Роман «Путешествие Гулливера».


1


21.05

Обучение конспектированию;

обучение комментированному чтению

Текущий, устный

Стр.309-325 чтение


67

В.Скотт.

Роман. «Айвенго»


1


26.05

Обучение конспектированию;

обучение комментированному чтению

Текущий, устный

Стр.330-369 чтение


68

Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса



1


27.05

Контроль ЗУН

Текущий, устный

Стр. 373 - 376 , в 1-3


69



Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса


1


28.05

Контроль ЗУН

Текущий, устный

Стр.377-378, в 1-3

70

Резервные уроки


1


29.05

Задание на лето


Задание на лето


Всего:

70 часов






В связи с тем, что уроки литературы попадают на праздничные дни, возникла необходимость объединить некоторые темы.


Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 8 классе»

Тамбовское областное государственное образовательное

автономное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации работников образования»




Центр дистанционного образования детей-инвалидов





СОГЛАСОВАНА


Начальник Центра ДО

___________Е.А. Примакова

«____»______________ 2014






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 8 класса

на 2014-2015 уч. год





Учитель: А. Х. Борисова
















Тамбов, 2014



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, «Программы по литературе общеобразовательных учреждений» под ред. В.Я.Коровиной (2011 г.) и учебника по литературе под редакцией В. Я. Коровиной «Литература. 8 класс» - М; Просвещение, 2012 год.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану для обучающихся по индивидуальной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в 2014-2015 учебном году

Цель литературного образования способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, общекультурной и ценностно-смысловой компетенций.

В реальном учебном процессе формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся.

Цель программы.

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задача курса литературы 8 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Курс литературы 8 класса предусматривает чтение художественных произведений древнерусской литературы, русской литературы 18-20 века, а также произведений зарубежных писателей. Обращение к ним не только дает возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства.

Все разделы построены по одному принципу, суть которого заключается в том, что, изучив обязательные произведения, учащиеся должны применить полученные знания для самостоятельного анализа произведений.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.










Учебно-тематический план (70 часов)

Название темы


количество часов

по программе


1


ВВЕДЕНИЕ



1


2


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО



2


3



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА


1

4


ЛИТЕРАТУРА 17 ВЕКА


1


5


ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА


5

6


ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА


32


7


ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА



20


8


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА


7

9


ИТОГОВЫЙ УРОК


1



Всего

70 часов













СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)


Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…». «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

ЧАСТУШКИ как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

ПРЕДАНИЯ как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 ч)


Из» «Жития Александра Невского. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.


ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ЛИТЕРАТУРА 17 ВЕКА (1 ч)


«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).



ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (5 ч)



Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.




Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.


ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).


ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (32 ч)


Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Дума (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча» Разноплановость стихотворение – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновение…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкином как более точное. Смысловое различие. История пугачевского восстание в художественном произведение и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции «Капитанской

дочке» и «Истории Пугачева».

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальное представление). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов – персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно – композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к

историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически – условный историзм поэмы.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять « всё дурное в России». (Н.В.Гоголь).

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.


Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (20 ч)



ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ.

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов. «Осень»; Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях Пушкина, Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Драматическая поэма (начальные представления).


Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально – биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ


Журнал «Сатирикон»,Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.


Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.



Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями – фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.


ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.



СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ


Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте»; «Здесь птицы не поют»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно – воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой – повествователь (развитие представлений).


РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ.


И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное»; «Не надо звуков»;

Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке»; «Уступи мне, скворец, уголок»; Н.Рубцов. «По вечерам»; «Встреча»; «Привет, Россия».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон – Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.




ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч)


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности.

«Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Сонет как форма лирической поэзии


Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Классицизм. Сатира (развитие понятий).


Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.


Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


















Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

  • содержание изучаемых литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;


уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выявлять свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе изученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

•определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;

•поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).






Учебно-методическое обеспечение


1. Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2011г

2. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин Литература 8 класс Учебник в 2-х частях - М., «Просвещение 2009 г

3. Литература 8 класс. Методические советы/ Под ред. В.И.Коровина. М. просвещение.2002,2003.

4. Н.А. Миронова Литература в таблицах 5-11 классы -М, «ACT» 2005г

5. Н.Н.Оглоблина Тесты - М, « ACT» 2004г

6. А.Поликанов и др Биография писателя ( сборник) - М., « Просвещение»

1991г









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!