СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе ФГОС 9 класс по учебнику Курдюмовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учётом требований ФГОС. Содержит раздел результаты обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе ФГОС 9 класс по учебнику Курдюмовой»

Пояснительная записка


В 9 классе ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе, русская литература представлена в контексте мировой литературы, рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Девятиклассники знакомятся с основными литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом.

Ученик должен знать:

1.общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

2.авторов и содержание изученных произведений;

3.основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса: литературный процесс, классика, литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также изученные ранее понятия.

Ученик должен уметь:

  1. комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;

2. использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позиции автора при анализе и оценке произведения;

3. обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;

  1. использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и при оценке произведения;

  2. пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;

  3. активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.

По учебному плану школы на 2017-2018 учебный год на изучение литературы в 9 классе отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Распределение часов рабочей программы по разделам:


п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Введение.

2

Литература эпохи Средневековья

3

Древнерусская литература

4

Литература эпохи Возрождения

5

Литература 18 века

6

Литература 19 века

54ч

7

Литература 20 века

29ч


Итого

102ч



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2ч)

Художественная литература как искусство слова.

Литература эпохи Средневековья (3ч)

Данте «Божественная комедия». Жизненный и творческий путь Шекспира.

Древнерусская литература (4ч)

«Слово о полку Игореве»: Историческая основа, идейный смысл. Сочинение №1 по произведению «Слово о полку Игореве».

Литература эпохи Возрождения (3ч)

Шекспир «Гамлет»

Литература 18 века (7ч)

О русском классицизме.

М.В.Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…»

Г.Р.Державин, В.А.Жуковский: Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина.

«Недоросль» Д.И.Фонвизин: Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Герои и события комедии «Недоросль». Тема воспитания в комедии

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Черты классицизма и сентиментализма в произведении.

Н.М.Карамзин: «Бедная Лиза». Сентиментализм.


Литература 19 века (54ч)

А.С.Грибоедов: Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Сочинение №2 по комедии «Горе от ума».

А.С.Пушкин: Жизнь и судьба А.С.Пушкина. Стихотворения Пушкина разных лет. Сочинение №1 домашнее «Анализ лирического стихотворения».История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. Сочинение № 2 домашнее по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

М.Ю.Лермонтов: Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова. Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». Сочинение №3 по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь: Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. «Шинель»Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». Чичиков и чиновники в поэме. Чичиков и помещики в поэме. Приемы создания образа главного героя. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сочинение №3 домашнее по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Ф.И.Тютчев: Лирика природы Ф.И.Тютчева.

Н.А.Некрасов: Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова.

И.С.Тургенев:. Идейный замысел повести «Первая любовь». Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. Нравственная проблематика повести

Л.Н.Толстой:. Автобиографическая трилогия писателя. Судьба Николеньки в повести «Юность».

А.П.Чехов:. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». Сюжет и герои «Человека в футляре»

Литература 20 века (29ч)

О русской литературе 20 века.

И.А.Бунин: Основные мотивы лирики И.А.Бунина. Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя. М.Горький: Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты»..

А.А.Блок: Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока. Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока.

А.А.Ахматова: Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой. Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой.

С.А.Есенин: Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В.В.Маяковский: Слово о В.В.Маяковском. Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского.

М.А.Булгаков: Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.

М.А.Шолохов: Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека».

А.Т.Твардовский: Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой,.

А.И.Солженицын: Смысл названия рассказа «Матренин двор».

В.М.Шукшин: Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина. Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин».

В.П.Астафьев: Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева. В.Г.Распутин: Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии»..

А.В.Вампилов: Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын».

Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

     Средствами предмета (курса) «Литература» будут сформированы личностные, метапредметные и предметные знания и умения.

      Личностные результаты:

  • чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любить и уважать Отечество, его язык, литературу, культуру;

  • проявлять устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • осознавать и осваивать литературу как часть общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

  • эмоционально положительно принимать свою этническую идентичность;

  • уважать и принимать другие народы России и мира, проявлять межэтническую толерантность;

  • иметь потребность в самовыражении через слово;

  • проявлять устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

     Средствами достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

     Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

     Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат а также технология продуктивного чтения.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • уметь задавать вопросы.

     Предметными результатами изучения курса «Литература» являются следующие умения:

на базовом уровне:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

  • пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;

  • определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

на повышенном уровне:

  • сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и (или) придумывать сюжетные линии;

  • сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект и др.).