СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературном чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературномучтению 2 класс

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературном чтению»


муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72



Утверждено

приказом №


Директор школы

Рабочая программа

по литературному чтению


2 Б классе

2016-2017 учебный год


учителя Нефедкиной Е. С.







г. Ярославль






  1. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.


Класс

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

  • внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

  • объяснять действия персонажей;

  • делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);

  • сравнивать героев разных произведений;

  • ставить вопросы к тексту.

  • создавать рассказ по циклу картинок;

  • рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

  • выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

  • самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;

  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Познавательные

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Коммуникативные

  • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

  • задавать вопросы по тексту произведения;

  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • умения оценивать свое отношение к учебе;

  • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

  • читать по ролям художественное произведение;

  • сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;

  • придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;

  • создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;

  • участвовать в инсценировании литературных произведений.

  • объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;

  • находить сравнения в тексте произведения;

  • определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;

  • определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;

  • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;

  • определять ритм стихотворения путем прохлопывания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные

  • сравнивать произведения и героев;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;

  • находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные

  • обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

  • аргументировать собственную позицию;

  • получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.


  1. Содержание учебного предмета.



Круг чтения

Осень пришла. Вспомним лето

С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».

Здравствуй, осень

М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».

Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».

Народные песни, сказки, пословицы

Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».

Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…» Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».

Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.

Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».

Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».



Зимние картины

И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок). Загадки о зиме.

Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».


Авторские сказки

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек». Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Писатели о детях и для детей

Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А. Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи». Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное»

Весеннее настроение

Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что краси% вей всего?».

Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».


Навык и культура чтения

Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.

Работа с текстом и книгой

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.

Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.

Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.

Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.

Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.

Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.

Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.

Умение работать с разными видами информации.

Формирование умений определять главную мысль произведения. Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.

Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.

Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции.

Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.

Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.

Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.

Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам. Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.

Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.

Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.


Литературоведческая пропедевтика

Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).

Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.

Развитие умения выделять рифму в стихотворении.

Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма). Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.



  1. Тематическое планирование



Тема

Количество часов

К/Р

1.

Осень пришла

12 ч.

1+1входная к/р

2.

Народные песни, сказки, пословицы

30 ч.

2

3.

Зимние картины

12 ч.

1

4.

Авторские сказки

35 ч.

1

5.

Писатели о детях и для детей

32 ч.

1

6.

Весеннее настроение

15 ч.

1

Итого:


136 ч.

8


Проверочные работы- 8 ч.

Внеклассное чтение – 11 ч.

Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.










  1. Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

136 ч (4 ч в неделю)


урока

Дата

Тема урока,

страницы учебника

Задачи урока

Характеристика

деятельности учащихся



1-е полугодие



ОСЕНЬ ПРИШЛА (12 ч)



Вспомним лето (6 ч)

1


Актуализация летних впечатлений, знакомство с учебником.

Часть 1

С. 3—4

Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умения пользоваться толковым словарем. Актуализация летних впечатлений. Формирование умений воспроизводить их в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности

Воспринимать на слух художественное произведение, Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию.

Пересказывать произведение выборочно, кратко.

Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос.

Объяснять смысл названия произведения. Выявлять основную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения. Придумывать сравнения и использовать их в собственной речи.

Сопоставлять картины природы в произведениях разных авторов.



Оценивать свои эмоциональные реакции. Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание.

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения

2


Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения С. П. Щипачева

«Подсолнух», выяснение смысла названия.

С. 5

Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. Развитие внимания к слову в поэтическом тексте

3


Развитие внимания к ритму стихотворения И. З. Сурикова

«Степь» (отрывок).
Определение места паузы, способа выделения слов.

С. 6—7

Развитие внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте. Формирование умения рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом. Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к ритму стихотворения. Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов

4













Формирование умений отвечать на вопросы, рассказывать по плану при работе с текстом И. С. Соколова-Микитова «Вертушинка».

С. 8—9

Формирование умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения. Формирование умения рассказывать по предложенному плану

5


Пересказ частей рассказа И. С. Соколова-Микитова «Вертушинка».

С. 8—9

6


Знакомство со сравнением как художественным приемом на материале произведения О. О. Дриз «Кончилось лето».

С. 10—11

Входная диагностическая работа.


Знакомство со сравнением как художественным приемом. Формирование умений замечать похожие черты в предметах и явлениях, рассказывать о собственных впечатлениях



Здравствуй, осень (6 ч)

7


Развитие умения объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям на материале произведения М. М. Пришвина «Полянка в лесу».

Развитие внимания к состоянию рассказчика. Формирование умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы. Формирование умения создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения

Выразительно читать текст.

Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос.

Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям.

Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.

Определять впечатление от прочитанного. Выражать свое отношение к прочитанному, обсновывать его.

Придумывать иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывать о них или рисовать.

Обозначать ритм стихотворения путем прохлопывания.

Объяснять переносное значение слов, фразеологизмы.

Сочинять рассказы, записывать их.



Подтверждать фрагментами текста ответ на вопрос.

Рассказывать об опыте общения с природой

Привлекать свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим

8


Формирование умения определять настроение произведения, передавать его при чтении (по отрывку из произведения А. Н. Майкова

«Осень»).

С. 14—15

Формирование умения рассказывать о собственном опыте общения с природой. Развитие внимания к позиции поэта. Формирование умения находить в тексте стихотворения слова и словосочетания, позволяющие ответить на поставленный вопрос. Знакомство со звучанием нового (трехсложного) ритма

9


Формирование умения рассказывать о жизненных впечатлениях при работе над лирическим произведением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (отрывок.)
С. 16—17

Формирование умения рассказывать о жизненных впечатлениях. Развитие внимания к настроению автора, выраженному в произведении. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, заучивать стихотворение, выбранное самостоятельно

10


Декламация.Выразительное чтение отрывка из произведения К. Г Паустовского «Прощание с летом» и создание рассказа по аналогии с прочитанным.

С. 18—19

Развитие внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Формирование умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях; рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению. Обучение созданию рассказа по аналогии с прочитанным, записи его.

11


Формирование эстетической оценки произведения изобразительного искусства «Натюрморт. Камелия»

И. И. Машкова.

С. 20—21
Проверочная работа по разделу: «Осень пришла»

Формирование эстетической оценки произведения изобразительного искусства. Развитие внимания к деталям изображенных на картине предметов. Развитие воображения, речи, обогащение словаря

12


Внеклассное чтение

Соотнесение жизненных и читательских впечатлений об осени (по произведениям русских писателей и поэтов). С.22—25

Формирование читательского интереса. Соотнесение жизненных и читательских впечатлений. Развитие умения выразительно читать художественный текст


НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ (30 ч)


Песни (5 ч)

13


Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Декламация песни «Как на тоненький ледок…»(РНП)

С. 26-27

Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу

Определять особенности жанра.

Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении.

Рассказывать о персонаже по предложенному плану.

Придумывать продолжение песни, сочинять.



Объяснять значение слов, встречающихся в тексте.

Рисовать иллюстрацию к прочитанному


14


Развития внимания к настроению песни «Ходит конь по бережку…».(РНП)

С. 28

15


Развитие умения объяснять значение слов, встречающихся в тексте на материале русской народной песенки «Заинька, где ты был…». С. 29—31

16


Развитие умения определять особенности жанра на материале народных песенок:

«Спляшем!» (шотландская народная песенка), «Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки).

С. 32—23

17


Развитие творческого воображения, создание иллюстрации к прочитанной английской народной песенке С.Я. Маршака

«Дом, который построил Джек». С. 34—37



Сказки народов России (15 ч)

18










Внеклассное чтение по
сказкам народов России. Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию.

Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию. Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свой вывод. Формирование умений выдерживать паузы при чтении, выделять нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику.

Читать по ролям.

Делить произведение на части, озаглавливать их.

Определять главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения. Объяснять смысл названия художественного произведения.

Подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Сравнивать героев разных произведений. Оценивать действия героев.

Соотносить иллюстрации с содержанием произведения.

Создавать продолжение сказки.

Рассказывать сказку от лица персонажа.

Создавать рассказ по циклу картинок.

Объяснять значение устойчивых выражений.



Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Рассказывать о чувствах, которые вызывает картина.

Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства

19













Формирование умений пересказывать фрагменты произведения «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) с использованием сказочной лексики.

С. 38—45

20


Составление плана сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

21


Формирование умения соотносить репродукцию картины В. М. Васнецова «Аленушка» с литературным текстом сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

С. 76—77

Формирование умения соотносить репродукцию картины с литературным текстом. Сообщение сведений о некоторых способах передачи авторских настроений в изобразительном искусстве

22








Формирование умений пересказывать фрагменты текста русской народной сказки «Хаврошечка».

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей. Формирование умения привлекать читательский опыт для сравнения персонажей различных сказок


23







Формирование умений объяснять причины поступков персонажей русской народной сказки «Хаврошечка».

С. 46—51

24

















«Развитие внимания к многозначности слова и его значению в контексте русской народной сказки «Мальчик с пальчик»

С. 52—55

Развитие внимания к многозначности слова и его значению в контексте. Формирование умения использовать при пересказе фольклорную лексику. Формирование умений работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста

25


Формирование умения использовать при пересказе русской народной сказки «Мальчик с пальчик» фольклорную лексику.

26


Формирование умения объяснять причины поступков героев русской народной сказки «Каша из топора». С. 56—58

Формирование умений объяснять причины поступков, совершаемых героями; соотносить иллюстрации с содержанием текста

27


Формирование умения понимать внутреннее состояние персонажей ненецкой народной сказки «Кукушка».
С. 59—60

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умения передавать их. Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа

28










Обучение чтению по ролям татарской народной сказки «Три дочери».

С. 61—66

Формирование умения выделять реплики персонажей при чтении по ролям. Формирование умений воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; сравнивать персонажей различных сказок; делать вывод о главной мысли сказки

29


Формирование умения делать вывод о главной мысли татарской народной сказки «Три дочери».

30


Формирование умений оценивать поступки персонажей мордовской народной сказки «Врозь — плохо, вместе — хорошо»

С. 67—70

Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей, рассказывать сказку от лица разных персонажей

31













Формирование умений читать и пересказывать эпизоды из текста лезгинской народной сказки

«Как проверяется дружба».
С. 71—75

Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста, читать или пересказывать их, оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию. Формирование умений прогнозировать развитие сюжета, создавать рассказ по циклу иллюстраций

32






Формирование умений прогнозировать развитие сюжета, создавать рассказ по циклу иллюстраций к тексту лезгинской народной сказки «Как проверяется дружба».
Проверочная работа за 1 четверть



Колыбельные песни (3 ч)


33
















Сообщение знаний о колыбельной песне как жанре фольклора, развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения «Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная).

Сообщение знаний о колыбельной песне как жанре фольклора. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос. Заучивание произведений по собственному выбору

Определять фольклорный жанр и характеризовать его особенности.

Выявлять переживания, выраженные в произведении.

Читать наизусть понравившееся произведение, определять причину выбора

34


Выявление переживаний, выраженных в произведениях: «Нашей Любице…» (сербская колыбельная) и «Спи, усни, мой медвежонок…» (латышская колыбельная).

С. 78—80

35




Внеклассное чтение. Знакомство с жанрами русского фольклора.

С. 97—101

Знакомство с жанрами русского фольклора. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение; выражать свое отношение к прочитанному, обосновывать его



Сказки народов мира (4 ч)

36










Формирование умений определять причины поступков персонажей индийской народной сказки

«Золотая рыба». С. 81—86

Формирование умений определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка, обосновывать свой выбор.

Формирование умений выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения

Читать по ролям, передавать интонацию говорящих.

Пересказывать текст подробно и кратко, полностью или нужные фрагменты.

Пересказывать от лица персонажа.

Определять идею произведения.

Подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Создавать сказки на определенную тему.

Оценивать героев, аргументировать свою позицию. Привлекать свой читательский опыт для оценки персонажей.

  • Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию



37






Формирование умения

читать по ролям, передавая интонацию говорящих (по индийской народной сказке «Золотая рыба».

38


Формирование умения оценивать поступки героев сказки «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка). С. 87—89

Формирование умений находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его, объяснять и оценивать поступки персонажа, определять главную мысль произведения. Формирование умения пересказывать произведение от лица разных персонажей

39


Совершенствование умений определять эмоциональную окрашенность произведений: «Два ленивца» (сербская народная сказка)

«Век живи — век учись»
(хорватская народная сказка).

С. 90—93

Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, аргументировать свой вывод, оценивать персонажей, привлекать читательский опыт. Формирование умения создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему



ПОСЛОВИЦЫ (3 ч)

40









Формирование умения определять особенности жанра пословицы. Выявление смысла пословиц о правде, о труде.

Углубление знаний о пословице. Формирование умения объяснять ее смысл, соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей. Создание сказок и рассказов по мотивам пословиц

Определять особенности жанра. Выявлять смысл пословицы.

Создавать произведения на тему пословиц.

Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Устное народное творчество»: подбирать книги по разным темам; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса знатоков; принимать участие в инсценировке сказок

41


Знакомство с пословицами о лени, о дружбе, об учебе. Создание сказок и рассказов по мотивам пословиц.
С. 94—96

42


Внеклассное чтение. Чтение сказок народов мира. С. 102—107
Проверочная работа по разделу: «Колыбельные песни, сказки народов мира и пословицы»

Подготовка к самостоятельной работе с книгой под руководством учителя и библиотекаря



ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (12 ч)

43


Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в стихотворении И.С. Никитина «Встреча зимы» (отрывок) С. 110—111

Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, авторскому переживанию, способу его выражения. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выразительно читать лирическое произведение

Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания.

Создавать рассказ по предложенным вопросам к репродукции картины.

Сочинять рассказ, загадку на задуманную тему.

Выразительно читать понравившееся произведение. Объяснять свое отношение к нему. Находить сравнения в тексте произведения. Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение



Находить объяснение незнакомых слов в словаре.

Рассказывать о собственных впечатлениях от увиденного.

Соотносить свои чувства, впечатления с чувствами детей, изображенных на картине.

Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать ее, анализировать позицию оппонента

44


Формирование умений пересказывать фрагменты текста «Первый зимний день» К. Г. Паустовского.

С. 112—114

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, понимать позицию автора, объяснять значение слова в контексте произведения

45


Формирование умения создавать рассказ по репродукции с картины

А. А. Пластова «Первый снег».

С. 124—125

Формирование умения рассказывать о собственных наблюдениях за природой по предложенным вопросам, создавать рассказ по репродукции с картины

46








Развитие внимания к собственной эмоциональной реакции на художественное произведение С. А. Есенина «Пороша».

Развитие внимания к собственной эмоциональной реакции на художественное произведение, умения воспроизводить её; воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов. Развитие внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу

47




Наблюдение за поэтическим словом, конкретным художественным образом стихотворения С. А. Есенина «Пороша». С. 115—116

48













Декламация. Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения
«Опрятней модного паркета…» (отрывок). А. С. Пушкина.

С. 118—119

Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения. Формирование умений выражать в устной речи впечатление от стихотворения, придумывать рассказ на заданную тему

49






Формирование умения выражать в устной речи впечатление от стихотворения А. С. Пушкина

«Опрятней модного паркета…»
Составление рассказа на заданную тему.

50


Декламация. Привлечение собственного опыта общения с природой (по произведению
Н. И. Сладкова
«Песенки подо льдом»). С. 120—121

Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой для объяснени поведения персонажей

51


Сопоставление разных картин природы (по произведению С. Я. Маршака «Ветры, бури, ураганы…») (отрывок). С. 122

Формирование умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни

52






Знакомство с некоторыми принципами построения загадок (на примере загадок о зиме).

Знакомство с некоторыми принципами построения загадок. Закрепление знаний о сравнении. Формирование умения сочинять загадки

53






Закрепление знаний о сравнении (на примере загадок о зиме).

С. 122—123

54


Внеклассное чтение. Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления (зима в произведениях

русских писателей).

С. 126—129
Проверочная работа по разделу: «Зимние картины»

Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления. Развитие эстетического чувства



АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (6 ч)

55


Формирование умений прогнозировать поведение персонажа (по произведению К. Д. Ушинского «Мена»).
С. 130—134

Формирование умений прогнозировать поведение персонажа. Развитие внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора. Формирование умения обосновывать сделанный вывод.

Выразительно читать произведение.

Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Читать по ролям.

Определять основную мысль произведения.

Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения.

Объяснять поведение героев.

Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.

Сравнивать героев сказок, главные мысли произведений.



Выделять из списка слова, близкие по смыслу.

Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов

56



Чтение по ролям «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

С. 135—148

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формирование умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок

57


Выявление основной мысли «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

58


Формирование умений пересказывать фрагменты «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения.

59



Развитие умения объяснять и оценивать поступки героев произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

60


Сравнение героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.


2-е полугодие


АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (29 ч)

(продолжение)

61





Декламация. Обучение выразительному чтению произведения

Братьев Гримм

«Храбрый портной».

Часть 2 С. 3—13

Формирование умение работать с текстом: выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его, определять причины поступков героя и оценивать их

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям, передавать интонацию говорящих.

Описывать внешний вид персонажа.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Составлять план произведения.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Продолжать сказку, создавать сказки по заданной теме в устной и письменной форме.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению



Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Оценивать свое отношение к учебе.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.

Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

Находить нужные книги в библиотеке



62


Составление плана произведения Братьев Гримм «Храбрый портной», пересказ эпизода.


63


Оценка поступков героев произведения Братьев Гримм «Храбрый портной».

64


Формирование эмоциональной реакции на прочитанное произведение И. П. Токмаковой

«Гном».

С. 14

Формирование эмоциональной реакции на прочитанное, умения воспроизвести ее в рассказе; развитие чувства ритма. Формирование умений сочинять по заданной теме; передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении литературного произведения

65




Формирование навыка выразительного чтения произведения Х.-К. Андерсена

«Оле Лукойе» (отрывок).

Формирование собственного отношения к героям произведения, умения аргументированно его выразить. Развитие творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанного


66





Развитие творческого воображения при работе над сказкой Х.-К. Андерсена «Оле Лукойе» (отрывок).

67


Формирование собственного отношения к героям произведения Х.-К. Андерсена «Оле Лукойе» (отрывок). С. 15—21

68


Внеклассное чтение по «Сказкам»

Х.-К. Андерсена, формирование умения пользоваться аппаратом книги, развитие внимания к её оформлению.

Расширение круга чтения. Формирование умения пользоваться аппаратом книги. Развитие внимания к оформлению книги

69


Подробный пересказ эпизода сказки Братьев Гримм «Маленькие человечки».

С. 22—25

Формирование умений кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды, развивать отдельные сюжетные линии, актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства

70






Анализ состояния персонажей сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого (главы из книги) С. 26—31

Формирование умений выражать состояние персонажей при чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев. Обогащение словаря, характеризующего отношение героев друг к другу

71





Развитие навыка чтения по ролям

глав из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого.с 26—31.

72


Оценка поведения героев книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого.С. 26—31.

73


Внеклассное чтение по сказке

А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», формирование умения пересказывать сюжет

Формирование умений пересказывать сюжет понравившейся сказки, характеризовать главного героя, высказывать мнение об иллюстрациях к конкретному произведению

74


Развитие внимания к композиции картины А. Муха «Плакат»

С. 64—65

Развитие внимания к композиции картины, осознание эмоционально-смысловой связи её элементов

75








Работа с текстом произведения С. Хопп «Волшебный мелок» (главы из книги)

С. 32—37.

Формирование умений работать с текстом произведения. Формирование умений выражать впечатления, полученные при чтении художественного прозведения, использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности

76






Формирование умений выражать впечатления, полученные при чтении глав из книги С. Хопп «Волшебный мелок»

С. 32—37

77





Работа с толковым словарём при чтении глав из книги С. Хопп «Волшебный мелок»

С. 32—37.

78


Декламация. Формирование навыков выразительного чтения на материале глав из книги С. Хопп «Волшебный мелок».С. 32—37.

79









Чтение по ролям глав из книги «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова.

С. 38—44.

Формирование умений вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям. Формирование умения определять причину поступков героя произведения

80








Формирование навыков выразительного чтения и правильного интонирования при чтении глав из книги «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова.

81


Формирование умения определять причину поступков героя произведению Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (Главы из книги)

С. 38—44

82


Внеклассное чтение по произведению Н. Н. Носова

«Приключения Незнайки и его друзей»

Формирование умений рассказывать о действиях литературного героя, определять свое отношение к нему

83





Формирование умения характеризовать внутреннее состояние персонажей произведенияБ. В. Заходера

«Про пана Трулялинского». С. 45—47

Развитие внимания к смыслу слова, интереса к словотворчеству. Формирование умения характеризовать внутреннее состояние персонажей. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи

84


Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи на материале стихотворения «Про пана Трулялинского» Б. В. Заходера. С. 45—47

85





Работа с многозначностью слова в произведении «Волшебный барабан» Дж. Родари. С. 48—55

Развитие внимания к многозначности слова, выявлению его смысла в контексте. Формирование собственного отношения к прочитанному, умений определять позицию автора в произведении. Развитие умения помещать себя в вымышленную ситуацию, продолжать предложенный сюжет

86


Формирование собственного отношения к прочитанному, умения определять позицию автора в произведении Дж. Родари «Волшебный барабан» С. 48—55

87


Развитие умения объяснять внутреннее состояние персонажей произведения С. А. Седова

«Два медведя», составлять и записывать план.

С. 56—58

Формирование умений объяснять внутреннее состояние персонажей, рассказывать об их поступках. Формирование умения составлять и записывать план

88





Формирование умения объяснять поступки героя произведения О. О. Дриз «Очень Высокий Человек» С. 59—63

Формирование умения объяснять поступки героя, его внутреннее состояние. Развитие внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте. Обучение сочинению сказок определённой эмоциональной окрашенности, запись их. Актуализация прошлого читательского опыта

89


Обучение сочинению сказок, их записи при работе над произведением О. О. Дриз

«Очень Высокий Человек».

С. 59—63
Проверочная работа по разделу: «Авторские сказки»


ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (32 ч)

90






Выявление особенностей колыбельной песни как поэтического жанра (на материале колыбельной Л. А. Мей

«Баю-баюшки…»)

Развитие внимания к особенностям колыбельной как поэтического жанра. Формирование умения объяснять собственное эмоциональное впечатление от прочитанного. Формирование умения самостоятельно работать с книгой

Выразительно читать текст, делая нужные паузы.

Выявлять общие черты жанра.

Определять отличие сказки от рассказа.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Сравнивать героев.

Читать по ролям, передавая состояние героев.

Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.

Ставить вопросы к тексту.

Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа.

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения.

Выбирать нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.

Сочинять рассказы по жизненным и читательским впечатлениям, записывать их полностью или частично.

Придумывать подписи к иллюстрациям в учебнике.

Соотносить предложенные пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа.

Подбирать рифмы.

Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению.

Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным.

Рассказывать о человеке, изображенном на картине, по предложенному плану.



Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Формулировать свою точку зрения.

Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков.

Объединять слова, близкие по смыслу, в группы.

Пользоваться толковым словарем.

Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора


91




92


Формирование умения объяснять собственное эмоциональное впечатление от прочитанного (на материале произведений :А. Н. Майкова «Спи, дитя мое, усни…», И. П. Токмаковой

«Как на горке снег, снег…»,

О. О. Дриз «Нашумелись…». Выразительное чтение стихотворений.

С. 72—75

93


Закрепление знаний о жанре колыбельной песни на материале «Колыбельной»

А.Л. Барто.

С. 75—76

Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, находить нужные слова для его определения, объяснять смысл названия произведения. Закрепление знаний о жанре колыбельной песни

94






Декламация. Формирование умений работать с текстом произведения Н. Н. Носова «Фантазеры».

С. 77—83

Формирование умений работать с текстом произведения. Обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека. Актуализация читательского опыта. Развитие воображения, умения помещать себя в вымышленную ситуацию


95







Обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека в рассказе Н. Н. Носова «Фантазеры».

С. 77—83

96


Развитие воображения при чтении

рассказа Н. Н. Носова «Фантазеры». Внеклассное чтение по рассказам Носова.

97


Совершенствование умений рассказывать о переживаниях героя произведения С. Я. Маршака

«Чего боялся Петя?»

С. 84—85

Формирование умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины, сопоставлять героев разных произведений. Развитие внимания к ритму лирического произ ведения

98


Декламация. Развитие внимания к ритму и рифме лирического произ ведения А. Л. Барто

«Олень». С. 86

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, чувствовать его ритм, выделять рифму. Развитие самостоятельного опыта работы с книгой

99


Наблюдение за эмоциональными оттенками слов в рассказе О. Ф. Кургузова «Надоело летать»

С. 87—89


Развитие внимания к причинам совершенных героями поступков, их внутреннему состоянию, эмоциональным оттенкам слова, его иносказательному смыслу. Формирование умений определять собственное отношение к прочитанному, аргументировать его

100


Определение позиции автора, смысла названия произведения, Ю. М. Владимирова «Чудаки»

С. 90—91

Формирование умений читать лирическое произведение, определять позицию автора. Развитие внимания к названию произведения, смысловым оттенкам слова

101


Анализ текста Л. Н. Толстого

«Косточка», обучение пересказу от лица разных персонажей. С. 92—93

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений сопоставлять близкие по смыслу слова, определять их значение в тексте художественного произведения, воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей

102


Формирование умения выражать отношение к поступкам героев рассказа А. П. Гайдара

«Совесть». С. 94—95.

Формирование умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним своё отношение, привлекать читательский опыт

103





Развитие внимания к личности рассказчика, обогащение словаря, определяющего чувства человека при работе с рассказом В.Ю. Драгунского«Друг детства» С. 96—101

Развитие внимания к личности рассказчика. Обогащение словаря, определяющего чувства человека. Работа над выразительным чтением прозаического текста. Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным, и записывать их

104






Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным произведением В. Ю. Драгунского «Друг детства», и записывать их .С. 96—101

105


Развитие умения связно отвечать на вопросы по рассказу В. Ю. Драгунского «Друг детства»

С. 96—101

106


Внеклассное чтение. Формирование умения работать с книгой, расширение круга чтения произведений поэтов о детях (С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков).

Расширение круга чтения (С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков). Формирование умения работать с книгой. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению

107







Декламация. Формирование собственного отношения к прочитанному, сопоставление героев разных произведений (по рассказу В. А. Осеевой «Волшебное слово»

С. 102—106

Формирование собственного отношения к прочитанному, умения передавать его при чтении. Формирование умений выявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных произведений. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица

108


Развитие внимания к внутреннему состоянию героя рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово», умения пересказывать текст от его лица.

С. 102—106

109





Формирование умения работать с текстом произведения Л. Н. Толстого «Птичка».

С. 107—109

Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия

110


Совершенствование навыка выразительного чтения произведения Л. Н. Толстого

«Птичка».

С. 107—109

111


Развитие внимания к поведению и внутреннему состоянию литературных персонажей произведения Л. Пантелеева «Трус».

С. 110—111

Развитие внимания к поведению и внутреннему состоянию литературных персонажей. Формирование умений ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения, привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев

112


Формирование умения определять эмоциональную окрашенность произведения Н. Н. Носова

«Живая шляпа», передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям. С. 112—115

Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям, пересказывать произведение от лица одного из персонажей.

113






Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения (по произведению А. Л. Барто «Снегирь»).

С. 116—119

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений определять собственное отношение к герою, прогнозировать его поступки

114


Совершенствование умения анализировать и прогнозировать поступки героев произведения А. Л. Барто «Снегирь».

С. 116—119

115






Декламация. Формирование умения работать с текстом произведения

В. К. Железникова «Рыцарь».

С. 120—123

Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки

116


Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки (по произведению В. К. Железникова «Рыцарь», С. 120—123.

117


Внеклассное чтение. Формирование умения работать с книгой в ходе знакомства с рассказами о детях Н. Носова, В. Драгунского, В. Железникова.

Расширение круга чтения (Н Носов, В. Драгунский, В. Железников). Формирование умения работать с книгой

118





Пересказ фрагментов текста произведения А. Г. Алексина

«Первый день». С. 124—126
.

Формирование умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажей, умения объяснять причины их поступков, соотносить пословицу с содержанием произведения

119


Проверочная работа по разделу: «Писатели о детях и для детей»

120


Формирование умения объяснять смысл названия произведения С. Я. Маршака «Друзья-товарищи».

С. 127

Формирование умений определять эмоциональное состояние персонажей; объяснять смысл названия произведения; привлекать опыт собственных переживаний по аналогии с состоянием литературного персонажа

121


Развитие внимания к композиции и деталям картины В.И. Сурикова

«Портрет дочери художника».

С. 128—129


Развитие внимания к композиции и деталям картины, позволяющим понять состояние и настроение изображенного человека


ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (15 ч)

122





Приобретение знаний о народных обрядах, обогащение словаря в процессе изучения русской народной песни «Идет матушка-весна…».

Приобретение знаний о народных обрядах, обогащение словаря. Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при восприятии художественного произведения

Выразительно читать лирические и эпические произведения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства.

Сопоставлять описание природы в разных произведениях.

Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос.

Создавать сочинения по своим наблюдениям.



Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе.

Подбирать книги на заданную тему.

Работать в группе, выслушивать мнение партнера, объяснять собственную позицию.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке литературных произведений



123










Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее переживания при восприятии художественного произведения при знакомстве с русскими народными песнями: «Призыв весны», «Сад».

С. 136—137

124






Развитие умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях (по поизведению А. Н. Плещеева

«Птичка»).

Формирование умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях. Развитие внимания к переживаниям автора. Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие внимания к поэтическому ритму

125


Декламация. Формирование культуры выразительного чтения лирического произведения А. Н. Плещеева «Весна» (отрывок).

С. 138—139

126


Совершенствование умения понимать настроение художника, определять изобразительные средства, используемые им (по картине И. И. Левитана «Март»)

С. 154—155

Формирование умений понимать настроение художника, вычленять изобразительные средства, используемые им

127


Обучение выразительному чтению при работе с текстом В. В. Вересаева

«Перелетные птицы».

С. 140—141

Формирование умений работать с текстом произведения, определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении произведения

128


Формирование умений выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста А. С. Пушкина

«Только что на проталинах весенних…». С. 142

Формирование умений выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста, привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе, создавать сочинения по своим наблюдениям

129


Декламация. Развитие умений выделять необходимые фрагменты текста А. Н. Толстого «Весна».

С. 143—144

Формирование умений вычленять необходимые фрагменты текста, выразительно читать и пересказывать их. Формирование умения рассказывать о собственных жизненных впечатлениях

130


Формирование умения читать лирическое произведение, используя «Зеленые стихи» Саши Черного.

С. 144—145

Формирование умений читать лирическое произведение, передавать переживания, выраженные в нём, выделять фрагменты текста для ответа на вопросы, сопоставлять персонажей разных произведений

131





Декламация. Обучение объяснению смысла названия (по произведению Л. Милевой «Синяя сказка»).

С. 146—148

Формирование умений рассказывать об отдельных персонажах, оценивать их, объяснять смысл названия произведения, придумывать сказки по аналогии с прочитанным

132


Придумывание сказки по аналогии с прочитанной (Л. Милева

«Синяя сказка»).

С. 146—148

133



Контрольная работа за год




134






Формирование умения пересказывать близко к тексту при чтении произведения О. Ф. Кургузова

«Мы пишем рассказ».

С. 149—151



Формирование умений находить нужные фрагменты текста, пересказывать их кратко и близко к тексту, сочинять рассказ по предложенному плану, привлекать впечатления от восприятия разных видов искусства

135


Совершенствование навыка краткого пересказа при чтении произведения О. Ф. Кургузова «Мы пишем рассказ».

С. 149—151

136


Развитие умения понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения Б. В. Заходера

«Что красивей всего?»

С. 152—153

Формирование умений понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения, привлекать эстетические впечатления, полученные при восприятии природы, различных произведений искусства, и рассказывать об этих впечатлениях








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!