СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение предмета « Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 часов, 4 часа в неделю ( 34 учебные недели)

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании  нормативно-правовых документов, согласно ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН





Рассмотрено на

заседании ШМО

Протокол №____

от «__»августа2016г.

Руководитель ШМО

________

Подпись расшифровка подписи

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_________

Подпись расшифровка подписи


«____» сентября 2016г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

_____________

Подпись


«____»сентября 2016г.









Календарно - тематическое планирование по литературному чтению

4 класс



Срок реализации: ………. г.






















2016 г.



Пояснительная записка На изучение предмета « Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 часов, 4 часа в неделю ( 34 учебные недели)

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.7 Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования).

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 «О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

  7. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003г. №13-51-120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждения».

  9. Приказ министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).

  10. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009);

  12. концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009;

  13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

  14. Авторская программа по предмету «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина образовательной системы «Перспектива», разработанная авторским коллективом под руководством Л.Г Петерсон.

  15. Локальный акт общеобразовательной организации «О структуре рабочей программы по начальным классам»;

  16. Учебный план общеобразовательной организации.


Цели  и задачи:

Программа «Литературное чтение» 4 класс направлена на достижение следующих целей:

•        развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при   работе с текстами литературных произведений;

•        формирование навыка чтения про себя;

•        приобретение умения работать с разными видами информации;

•        приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;

•        развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

•        обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

•        введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;

•        овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

задачи:

•        развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

•        учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

•        формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

•        развивать поэтический слух,

•        формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

•        обогащать чувственный опыт ребёнка,

•        формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

•         расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

•        обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

  • помочь детям узнать писателей родного края;

  • продолжить знакомство с произведениями писателей родного края;

  • введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

« Литературное чтение»



Виды речевой и читательской деятельности

Ученик научится:

• читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;

• читать про себя произведения различных жанров;

• читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

• передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;

• находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

• находить метафоры и сравнения на примере загадки;

• различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;

• пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

• соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

• составлять план, озаглавливать текст;

• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

• находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

• находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

• пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника ( оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

• определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;

• произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;

• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;

• формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.

Ученик получит возможность научиться:

• осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

• писать отзыв о прочитанной книге;

• работать с тематическим каталогом;

• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя).

Творческая деятельность

Ученик научится:

• пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

• придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;

• устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;

• предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;

• воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;

• самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;

• передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;

• самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого- ли

Ученик получит возможность научиться:

• точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;

• придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;

• описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;

• создавать свой вариант сказки на известный сюжет;

• составлять загадки с использованием метафор;

• составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Ученик научится:

• читать наизусть 10-12 стихотворений;

• назыать 5-6 книг по темам детского чтения;

• различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

• различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;

• сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;

• сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета ( лилии, ромашки, щенка и т. д);

• сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой

Ученик получит возможность научиться:

• сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения.

  1. Содержание учебного предмета Литературное чтение»

Раздел

Колич. часов

1.

Книга в мировой культуре

9

2.

Истоки литературного творчества

21

3

О Родине, о подвигах, о славе

14

4

Жить по совести, любя друг друга

15

5

Литературная сказка

26

6

Великие русские писатели

11

7

Литературное чтение

26

8

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения

13









3. Тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса

на 2016-2017 учебный год.


№ урока


Планируемая дата проведе

ния


Факти

ческая дата проведе

ния

Тема урока


Примечание

1 четверть- 33 ч.

1

02.09.


Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания о книгах известных людей.





Книга в мировой культуре - 9 ч.


2

05.09.


Вводный урок по содержанию раздела.


3

06.09.


Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»


4

08.09.


Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.


5

09.09.


М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.


6

13.09.


История книги. Подготовка сообщения на тему.


7

15.09.


Удивительная находка. Пересказ текста.


8

16.09.


Экскурсия в библиотеку.


9

19.09.


Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.


10

20.09.


Входная контрольная работа (проверка техники чтения)





Истоки литературного творчества – 21 ч.


11

22.09.


Вводный урок по содержанию раздела.


12

23.09.


Пословицы разных народов. Сочинение на тему




13

26.09.


Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).


14

27.09.


Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.




15

29.09.


Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.



16



30.09.


Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры.


17

03.10.


Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.




18


04.10.


Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.




19


06.10.


Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок».




20

07.10.


Славянский миф. Особенности мифа.



21





10.10.




Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского




22

13.10.


Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.




23

14.10.


Самостоятельное чтение. Сказки о животных.




24

17.10.


Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.




25

18.10.


Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.




26

20.10.


Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча.




27

21.10.


Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.


28

24.10.


Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.




29

25.10.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщении по разделу.




30

27.10.


Контрольная работа по разделу «Истоки литературного творчества».





О Родине, о подвигах, о славе – 14 ч.




31

28.10.


Вводный урок по содержанию раздела




32

31.10.


К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.




33

01.11.


Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.


2 четверть – 32 ч.



34

07.11.


Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом.




35

08.11.


Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.




36

10.11.


Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.




37

11.11.


Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.




38

14.11.


А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.




39

15.11.


Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы.




40

17.11.




Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.




41

18.11.


Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.




42

21.11.


Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации.




43

22.11.


Маленькие и большие секреты страны Литературии


44

24.11.


Творческий проект на тему «Нам не нужна война»




45

25.11.


Творческий проект на тему «Нам не нужна война».Защита.





Жить по совести, любя друг друга – 15 ч.


46

28.11.


Вводный урок по содержанию раздела.


47

29.11.


А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.


48

01.12.


А. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.




49

02.12.


И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.




50

05.12.


А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа




51

06.12.


А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.




52

08.12.


М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.




53

09.12.


И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей.




54

12.12.


Н. Носов. Дневник Коли Синицына.


55

13.12.


Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям»




56

15.12.


Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста.




57

16.12.


Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа.




58

19.12.


Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.




59

20.12.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.




60

22.12.


Контрольная работа по разделу « Жить по совести, любя друг друга».





Литературная сказка –26 ч.




61

23.12.


 Работа над ошибками. Вводный урок по содержанию раздела


62

26.12.


Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.


63

27.12.


Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок.




64

29.12.


Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.


65

30.12.


Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.


3 четверть – 39 ч.

66

16.01.


Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.


67

17.01.


Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки.


68

19.01.


Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки.


69

20.01.


Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.


70

23.01.


Сказки Г.-Х. Андерсена.


71

24.01.


Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.


72

26.01.


Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.


73

27.01.


Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»


74

30.01.


Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.


75

31.01.


Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.


76

02.02.


Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки.


77

03.02.


Создание сказки по аналогии.


78

06.02.


Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.


79

07.02.


Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье.


80

09.02.


Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек.


81

10.02.


Особенности литературной сказки.


82

13.02.


С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.


83

14.02.


Особенности литературной сказки Инсценирование.


84

16.02.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога на тему.


85

17.02.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации.


86

20.02.


Контрольная работа по разделу «Литературная сказка»





Великие русские писатели – 11 ч.


87

21.02.


Работа над ошибками. Вводный урок по содержанию раздела.


88

24.02.


Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.


89

27.02.


К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи.


90

28.02.


Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».


91

02.03.


А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сравнение с народной сказкой.


92

03.03.


А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки.


93

06.03.


А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки.


94

07.03.


А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные предметы в сказке.


95

09.03.


А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные помощники в сказке.


96

10.03.


А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок


97

13.03.


А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы.





Литературное чтение – 26 ч.


98

14.03.


А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны.


99

16.03.


Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид…

А. Куиджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы.


100

17.03.


И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.


101

20.03.


Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон.


102

21.03.


М. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове.


103

23.03.


М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов.


104

24.03.


М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы.


4 четверть - 32 ч.

105

03.04.


М. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы.


106

04.04.


М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.


107

06.04.


М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.


108

07.04.


Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом.


109

10.04.


Л.Толстой. Маman(Из повести «Детство»). Герои рассказа.


110

11.04.


Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа.


111

13.04.


И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины.


112

14.04.


И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы.


113

17.03.


И. Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению.


114

18.04.


И. Бунин. Ещё холодно и сыро.


115

20.04.


Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.


116

21.04.


Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.


117

24.04.


Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег.


118

25.04.


Басни Л.Толстого.


119

27.04.


Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов.


120

28.04.


Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.


121

02.05.


Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование.


122

04.05.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.


123

05.05.


Контрольная работа по разделу «Литературное чтение».





Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения – 13 ч.


124

08.05.


Работа над ошибками. Литература как искусство слова.


125

11.05.


Ритм и рифма. Повторение


126

12.05.


Стихотворение и стихотворение в прозе. Сходства и различия.


127

15.05.


И. Тургенев. Голуби.


128

16.05.


Художественная литература. Обобщение.


129

18.05.


А. Пушкин. Деревня


130

19.05.


Комплексная контрольная работа


131

22.05.


Работа над ошибками. С. Есенин. Пороша.


132

23.05.


С. Есенин. Поет зима – аукает.


133

25.05.


Итоговая контрольная работа


134

26.05.


Работа над ошибками.


135

29.05.


С. Чёрный. Воробей.


136

30.05.


Обобщающий урок.






Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся


№ п/п

№ в КТП

Форма проведения контроля, тема

Дата проведения

1

10

Входная контрольная работа (проверка техники чтения)

20.09.

2

30

Контрольная работа по разделу «Истоки литературного творчества».

27.10.

3

60

Контрольная работа по разделу « Жить по совести, любя друг друга».

22.12.

4

86

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка»

20.02.

5

123

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка»

05.05.

6

130

Комплексная контрольная работа

19.05.

7

133

Итоговая контрольная работа

25.05.





Система оценивания.  Контроль образовательных результатов.


В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки 

Ошибки:

-  искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-  неправильная постановка ударений (более 2);

-  чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-        непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

-        неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-        неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-        нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-        нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-        монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

-        не более двух неправильных ударений;        

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать итестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

ИТОГОВЫЙ контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!