МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №____ от «__»августа2016г. Руководитель ШМО ________ Подпись расшифровка подписи | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _________ Подпись расшифровка подписи «____» сентября 2016г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор _____________ Подпись «____»сентября 2016г. |
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению
4 класс
Срок реализации: ………. г.
2016 г.
Пояснительная записка На изучение предмета « Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 часов, 4 часа в неделю ( 34 учебные недели)
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.7 Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования).
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 «О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003г. №13-51-120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждения».
Приказ министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009);
концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
Авторская программа по предмету «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина образовательной системы «Перспектива», разработанная авторским коллективом под руководством Л.Г Петерсон.
Локальный акт общеобразовательной организации «О структуре рабочей программы по начальным классам»;
Учебный план общеобразовательной организации.
Цели и задачи:
Программа «Литературное чтение» 4 класс направлена на достижение следующих целей:
• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
• формирование навыка чтения про себя;
• приобретение умения работать с разными видами информации;
• приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
• развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
• обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
• введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
• овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
задачи:
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
• учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
• развивать поэтический слух,
• формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
• обогащать чувственный опыт ребёнка,
• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
• обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
помочь детям узнать писателей родного края;
продолжить знакомство с произведениями писателей родного края;
введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
« Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
• читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
• читать про себя произведения различных жанров;
• читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
• передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
• находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
• находить метафоры и сравнения на примере загадки;
• различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;
• пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
• соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
• составлять план, озаглавливать текст;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
• находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
• находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
• пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника ( оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
• определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
• произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;
• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
• формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Ученик получит возможность научиться:
• осознанно выбирать виды чтения ( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• писать отзыв о прочитанной книге;
• работать с тематическим каталогом;
• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя).
Творческая деятельность
Ученик научится:
• пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
• придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
• устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
• предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
• воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
• самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
• передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;
• самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого- ли
Ученик получит возможность научиться:
• точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;
• придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;
• описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;
• создавать свой вариант сказки на известный сюжет;
• составлять загадки с использованием метафор;
• составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Ученик научится:
• читать наизусть 10-12 стихотворений;
• назыать 5-6 книг по темам детского чтения;
• различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
• различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;
• сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;
• сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета ( лилии, ромашки, щенка и т. д);
• сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения.
Содержание учебного предмета Литературное чтение»
№ | Раздел | Колич. часов |
1. | Книга в мировой культуре | 9 |
2. | Истоки литературного творчества | 21 |
3 | О Родине, о подвигах, о славе | 14 |
4 | Жить по совести, любя друг друга | 15 |
5 | Литературная сказка | 26 |
6 | Великие русские писатели | 11 |
7 | Литературное чтение | 26 |
8 | Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения | 13 |
3. Тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса
на 2016-2017 учебный год.
№ урока | Планируемая дата проведе ния | Факти ческая дата проведе ния | Тема урока | Примечание |
1 четверть- 33 ч. |
1 | 02.09. | | Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания о книгах известных людей. | |
| | | Книга в мировой культуре - 9 ч. | |
2 | 05.09. | | Вводный урок по содержанию раздела. | |
3 | 06.09. | | Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» | |
4 | 08.09. | | Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. | |
5 | 09.09. | | М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. | |
6 | 13.09. | | История книги. Подготовка сообщения на тему. | |
7 | 15.09. | | Удивительная находка. Пересказ текста. | |
8 | 16.09. | | Экскурсия в библиотеку. | |
9 | 19.09. | | Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. | |
10 | 20.09. | | Входная контрольная работа (проверка техники чтения) | |
| | | Истоки литературного творчества – 21 ч. | |
11 | 22.09. | | Вводный урок по содержанию раздела. | |
12 | 23.09. | | Пословицы разных народов. Сочинение на тему | |
13 | 26.09. | | Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). | |
14 | 27.09. | | Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. | |
15 | 29.09. | | Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. | |
16 | 30.09. | | Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. | |
17 | 03.10. | | Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | |
18 | 04.10. | | Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. | |
19 | 06.10. | | Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». | |
20 | 07.10. | | Славянский миф. Особенности мифа. | |
21
| 10.10. | | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского | |
22 | 13.10. | | Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. | |
23 | 14.10. | | Самостоятельное чтение. Сказки о животных. | |
24 | 17.10. | | Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. | |
25 | 18.10. | | Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. | |
26 | 20.10. | | Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. | |
27 | 21.10. | | Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча. | |
28 | 24.10. | | Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. | |
29 | 25.10. | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщении по разделу. | |
30 | 27.10. | | Контрольная работа по разделу «Истоки литературного творчества». | |
| | | О Родине, о подвигах, о славе – 14 ч. | |
31 | 28.10. | | Вводный урок по содержанию раздела | |
32 | 31.10. | | К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. | |
33 | 01.11. | | Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | |
2 четверть – 32 ч. |
34 | 07.11. | | Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | |
35 | 08.11. | | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | |
36 | 10.11. | | Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. | |
37 | 11.11. | | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. | |
38 | 14.11. | | А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. | |
39 | 15.11. | | Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. | |
40 | 17.11. | |
Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. | |
41 | 18.11. | | Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. | |
42 | 21.11. | | Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации. | |
43 | 22.11. | | Маленькие и большие секреты страны Литературии | |
44 | 24.11. | | Творческий проект на тему «Нам не нужна война» | |
45 | 25.11. | | Творческий проект на тему «Нам не нужна война».Защита. | |
| | | Жить по совести, любя друг друга – 15 ч. | |
46 | 28.11. | | Вводный урок по содержанию раздела. | |
47 | 29.11. | | А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. | |
48 | 01.12. | | А. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа. | |
49 | 02.12. | | И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. | |
50 | 05.12. | | А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа | |
51 | 06.12. | | А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. | |
52 | 08.12. | | М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. | |
53 | 09.12. | | И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. | |
54 | 12.12. | | Н. Носов. Дневник Коли Синицына. | |
55 | 13.12. | | Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям» | |
56 | 15.12. | | Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста. | |
57 | 16.12. | | Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа. | |
58 | 19.12. | | Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. | |
59 | 20.12. | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | |
60 | 22.12. | | Контрольная работа по разделу « Жить по совести, любя друг друга». | |
| | | Литературная сказка –26 ч. | |
61 | 23.12. | | Работа над ошибками. Вводный урок по содержанию раздела | |
62 | 26.12. | | Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. | |
63 | 27.12. | | Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок. | |
64 | 29.12. | | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. | |
65 | 30.12. | | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. | |
3 четверть – 39 ч. |
66 | 16.01. | | Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки. | |
67 | 17.01. | | Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. | |
68 | 19.01. | | Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки. | |
69 | 20.01. | | Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. | |
70 | 23.01. | | Сказки Г.-Х. Андерсена. | |
71 | 24.01. | | Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. | |
72 | 26.01. | | Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. | |
73 | 27.01. | | Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» | |
74 | 30.01. | | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. | |
75 | 31.01. | | Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. | |
76 | 02.02. | | Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки. | |
77 | 03.02. | | Создание сказки по аналогии. | |
78 | 06.02. | | Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. | |
79 | 07.02. | | Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье. | |
80 | 09.02. | | Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. | |
81 | 10.02. | | Особенности литературной сказки. | |
82 | 13.02. | | С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. | |
83 | 14.02. | | Особенности литературной сказки Инсценирование. | |
84 | 16.02. | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога на тему. | |
85 | 17.02. | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации. | |
86 | 20.02. | | Контрольная работа по разделу «Литературная сказка» | |
| | | Великие русские писатели – 11 ч. | |
87 | 21.02. | | Работа над ошибками. Вводный урок по содержанию раздела. | |
88 | 24.02. | | Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. | |
89 | 27.02. | | К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. | |
90 | 28.02. | | Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». | |
91 | 02.03. | | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. | |
92 | 03.03. | | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. | |
93 | 06.03. | | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. | |
94 | 07.03. | | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные предметы в сказке. | |
95 | 09.03. | | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные помощники в сказке. | |
96 | 10.03. | | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок | |
97 | 13.03. | | А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы. | |
| | | Литературное чтение – 26 ч. | |
98 | 14.03. | | А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны. | |
99 | 16.03. | | Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куиджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | |
100 | 17.03. | | И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. | |
101 | 20.03. | | Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. | |
102 | 21.03. | | М. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. | |
103 | 23.03. | | М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов. | |
104 | 24.03. | | М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы. | |
4 четверть - 32 ч. |
105 | 03.04. | | М. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. | |
106 | 04.04. | | М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. | |
107 | 06.04. | | М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. | |
108 | 07.04. | | Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. | |
109 | 10.04. | | Л.Толстой. Маman(Из повести «Детство»). Герои рассказа. | |
110 | 11.04. | | Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа. | |
111 | 13.04. | | И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. | |
112 | 14.04. | | И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы. | |
113 | 17.03. | | И. Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению. | |
114 | 18.04. | | И. Бунин. Ещё холодно и сыро. | |
115 | 20.04. | | Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. | |
116 | 21.04. | | Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. | |
117 | 24.04. | | Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег. | |
118 | 25.04. | | Басни Л.Толстого. | |
119 | 27.04. | | Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов. | |
120 | 28.04. | | Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. | |
121 | 02.05. | | Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. | |
122 | 04.05. | | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | |
123 | 05.05. | | Контрольная работа по разделу «Литературное чтение». | |
| | | Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения – 13 ч. | |
124 | 08.05. | | Работа над ошибками. Литература как искусство слова. | |
125 | 11.05. | | Ритм и рифма. Повторение | |
126 | 12.05. | | Стихотворение и стихотворение в прозе. Сходства и различия. | |
127 | 15.05. | | И. Тургенев. Голуби. | |
128 | 16.05. | | Художественная литература. Обобщение. | |
129 | 18.05. | | А. Пушкин. Деревня | |
130 | 19.05. | | Комплексная контрольная работа | |
131 | 22.05. | | Работа над ошибками. С. Есенин. Пороша. | |
132 | 23.05. | | С. Есенин. Поет зима – аукает. | |
133 | 25.05. | | Итоговая контрольная работа | |
134 | 26.05. | | Работа над ошибками. | |
135 | 29.05. | | С. Чёрный. Воробей. | |
136 | 30.05. | | Обобщающий урок. | |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
№ п/п | № в КТП | Форма проведения контроля, тема | Дата проведения |
1 | 10 | Входная контрольная работа (проверка техники чтения) | 20.09. |
2 | 30 | Контрольная работа по разделу «Истоки литературного творчества». | 27.10. |
3 | 60 | Контрольная работа по разделу « Жить по совести, любя друг друга». | 22.12. |
4 | 86 | Контрольная работа по разделу «Литературная сказка» | 20.02. |
5 | 123 | Контрольная работа по разделу «Литературная сказка» | 05.05. |
6 | 130 | Комплексная контрольная работа | 19.05. |
7 | 133 | Итоговая контрольная работа | 25.05. |
Система оценивания. Контроль образовательных результатов.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать итестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
ИТОГОВЫЙ контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.