от «___»_____2016 г.
1 квалификационной категории.
2016 г.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся научатся:
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся получат возможность научиться:
- различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
№ п/п | Дата | Тема урока | Количест-во часов |
Дата | Дата по факту |
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»Добукварный период. 14 часов |
1 | 01.09 | | «Азбука» – первая учебная книга. | 1 |
2 | 02.09 | | Речь устная и письменная. Предложение. | 1 |
3 | 06.09 | | Слово и предложение. | 1 |
4 | 07.09 | | Слог. | 1 |
5 | 08.09 | | Ударение. Ударный слог. | 1 |
6 | 09.09 | | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 |
7 | 13.09 | | Звуки в словах. | 1 |
8 | 14.09 | | Слог-слияние. | 1 |
9 | 15.09 | | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 |
10 | 16.09 | | Гласный звук а, буквы А, а. | 1 |
11 | 20.09 | | Гласный звук о, буквы О, о. | 1 |
12 | 21.09 | | Гласный звук и, буквы И, и. | 1 |
13 | 22.09 | | Гласный звук ы, буква ы. | 1 |
14 | 23.09 | | Гласный звук у, буквы У, у. | 1 |
Букварный период | 58 часов |
15 | 27.09 | | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. | 1 |
16 | 28.09 | | Согласные звуки с, с’, буквыС, с. | 1 |
17 | 29.09 | | Согласные звуки к, к’, буквыК, к. | 1 |
18 | 30.09 | | Согласные звуки т, т, буквыТ, т. | 1 |
19 | 04.10 | | Согласные звуки т, т, буквыТ, т.Закрепление | 1 |
20 | 05.10 | | Согласные звуки л, л, буквы Л, л. | 1 |
21 | 06.10 | | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. | 1 |
22 | 07.10 | | Согласные звуки в, в’, буквыВ, в. | 1 |
23 | 11.10 | | Гласные буквыЕ, е. | 1 |
24 | 12.10 | | Согласные звуки п, п’, буквы П, п. | 1 |
25 | 13.10 | | Согласные звуки м, м’, буквы М, м. | 1 |
26 | 14.10 | | Согласные звуки м, м’, буквы М, м.Закрепление | 1 |
27 | 18.10 | | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. | 1 |
28 | 19.10 | | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Закрепление | 1 |
29 | 20.10 | | Согласные звуки б, б’, буквыБ, б. | 1 |
30 | 21.10 | | Согласные звуки б, б’, буквыБ, б. Закрепление | 1 |
31 | 25.10 | | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 |
32 | 26.10 | | Согласные звуки д, д’, буквыД, д. | 1 |
33 | 27.10 | | Согласные звуки д, д’, буквыД, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1 |
34 | 28.10 | | Гласные буквы Я, я.Знакомство с новой буквой | 1 |
35 | 09.11 | | Гласные буквы Я, я. | 1 |
36 | 10.11 | | Гласные буквы Я, я.Закрепление | 1 |
37 | 11.11 | | Гласные буквы Я, я.Повторение | 1 |
38 | 15.11 | | Гласные буквы Я, я.Закрепление | 1 |
39 | 16.11 | | Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. | 1 |
40 | 17.11 | | Согласные звуки[г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 |
41 | 18.11 | | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 |
42 | 22.11 | | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Закрепление | 1 |
43 | 23.11 | | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 |
44 | 24.11 | | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Закрепление | 1 |
45 | 25.11 | | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 |
46 | 29.11 | | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Закрепление. | 1 |
47 | 30.11 | | Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж. | 1 |
48 | 01.12 | | Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 |
49 | 02.12 | | Гласные БуквыЁ, ё. | 1 |
50 | 06.12 | | Гласные БуквыЁ, ё.Закрепление. | 1 |
51 | 07.12 | | Звук [j’], буквы Й, й. | 1 |
52 | 08.12 | | Звук [j’], буквы Й, й.Закрепление. | 1 |
53 | 09.12 | | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 |
54 | 13.12 | | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.Закрепление. | 1 |
55 | 14.12 | | Согласные звуки[х], [х’], буквы Х, х.Повторение | 1 |
56 | 15.12 | | Гласные буквы Ю, ю. | 1 |
57 | 16.12 | | Гласные буквы Ю, ю.Закрепление | 1 |
58 | 20.12 | | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 |
59 | 21.12 | | Твёрдый согласный звук [ц],буквыЦ, ц.Закрепление | 1 |
60 | 22.12 | | Гласный звук [э], буквыЭ, э. | 1 |
61 | 23.12 | | Гласный звук [э], буквыЭ, э.Закрепление | 1 |
62 | 27.12 | | Чтение предложений с разной интонацией. | 1 |
63 | 28.12 | | Отработка техники чтения. | 1 |
64 | 29.12 | | Пересказ текста. | 1 |
65 | 30.12 | | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 |
66 | 13.01 | | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Закрепление | 1 |
67 | 17.01 | | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.Повторение | 1 |
68 | 18.01 | | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 1 |
69 | 19.01 | | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 1 |
70 | 20.01 | | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 |
71 | 24.01 | | Мягкий и твёрдый разделительные знаки.Закрепление | 1 |
72 | 25.01 | | Русский алфавит. | 1 |
Послебукварный период | 18 часов |
73 | 26.01 | | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям. | 1 |
74 | 27.01 | | Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «НашеОтечество». | 1 |
75 | 31.01 | | История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». | 1 |
76 | 01.02 | | В. Крупин«Первый букварь». | 1 |
77 | 02.02 | | А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг. | 1 |
78 | 03.02 | | Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка. | 1 |
79 | 14.02 | | К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей. | 1 |
80 | 15.02 | | К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. | 1 |
81 | 16.02 | | К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица». | 1 |
82 | 17.02 | | В.В. Бианки «Первая охота». | 1 |
83 | 21.02 | | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | 1 |
84 | 22.02 | | М.М. Пришвин «Предмайское утро». | 1 |
85 | 24.02 | | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | 1 |
86 | 28.02 | | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». | 1 |
87 | 01.03 | | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука». Выразительное чтение | 1 |
88 | 02.03 | | Проект «Живая Азбука» | 1 |
89 | 03.03 | | Проект «Живая Азбука».Презентация проектов | 1 |
90 | 07.03 | | Наши достижения. | 1 |
91 | 09.03 | | Составление рассказа по опорным словам | 1 |
92 | 10.03 | | Составление схем предложения | 1 |
Блок «Литературное чтение» | |
93 | 14.03 | | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 |
Жили-были буквы | 7 часов |
94 | 15.03 | | Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. | 1 |
95 | 16.03 | | Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. | 1 |
96 | 17.03 | | Стихотворения Г. Сапгира, М. БородицкойИ. Гамазковой, Е.Григорьевой. | 1 |
97 | 30.03 | | Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. | 1 |
98 | 31.03 | | Творческая работа: волшебные превращения. | 1 |
99 | 04.04 | | Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок». | 1 |
100 | 05.04 | | Конкурс чтецов.Оценка планируемых достижений. | 1 |
Сказки, загадки, небылицы | 8 часов |
101 | 06.04 | | Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба».«Теремок». «Рукавичка». | 1 |
102 | 07.04 | | Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. | 1 |
103 | 11.04 | | Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. | 1 |
104 | 12.04 | | Потешки. Герои потешки. | 1 |
105 | 13.04 | | Небылицы. Сочинение небылиц. | 1 |
106 | 14.04 | | Сказки А.С. Пушкина. | 1 |
107 | 18.04 | | Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 |
108 | 19.04 | | Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений. | 1 |
Апрель, апрель. 3венит капель! | 5 часов |
109 | 20.04 | | Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. | 1 |
110 | 21.04 | | Литературная загадка. Сочинение загадок. | 1 |
111 | 25.04 | | Проект «Составляем сборник загадок». | 1 |
112 | 26.04 | | Чтение стихотворений наизусть. | 1 |
113 | 27.04 | | Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Оценка планируемых достижений. | 1 |
И в шутку и всерьёз | 6 часов |
114 | 28.04 | | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой Г. Кружкова. | 1 |
115 | 02.05 | | Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой. | 1 |
116 | 03.05 | | Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. | 1 |
117 | 04.05 | | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова,О. Григорьева, Т. Собакина. | 1 |
118 | 05.05 | | Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского. | 1 |
119 | 10.05 | | Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Оценка планируемых достижений. | 1 |
Я и мои друзья | 6 часов |
120 | 11.05 | | Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. | 1 |
121 | 12.05 | | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | 1 |
122 | 16.05 | | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | 1 |
123 | 17.05 | | Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. | 1 |
124 | 18.05 | | Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я. Акима, Ю. Энтина. | 1 |
125 | 19.05 | | Оценка достижений. | 1 |
О братьях наших меньших | 7 часов |
126 | 22.05 | | Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой | 1 |
127 | 23.05 | | Рассказы В. Осеевой. | 1 |
128 | 24.05 | | Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского | 1 |
129 | 25.05 | | Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова. | 1 |
130 | 26.05 | | Оценка достижений.Комплексная контрольная работа | 1 |
131 | 29.05 | | Сравнение художественного и научно - популярного текста | 1 |
132 | 30.05 | | Рассказы о животных | 1 |