СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ("Школа России")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации рабочей программы используется учебник "Литературное чтение" в двух частях ( авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ("Школа России")»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.Н. Ленкина

г. Горно-Алтайска»


Рассмотрено

На заседании МО

Протокол № _________

От «____» ___________ 2016г.

Табакаева А.П._________

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

Казанцева Л.В._________

«____» ___________ 2016г.


Утверждаю:

директор школы № 8

Тишкова Л.В. __________

«____» _________ 2016г.

Приказ № __ от « »____2016г.







Рабочая программа

по литературному чтению

для 3 «А» класса

на 2016-2017 учебный год

УМК «Школа России»




Составитель Бабешкова А.И.,

учитель начальных классов












Горно-Алтайск, 2016


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана для учащихся 3 А класса МБОУ «СОШ № 8 г. Горно- Алтайска» с целью обеспечения планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными способностями его развития и состояния здоровья.

Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ( в ред. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N .373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707).

  • Приказ Минобрнауки России № 1576 от 31.12. 2015 г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»

  • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 Г. № 81 « О внесении изменений в Сан ПиН 2.4.2. 2821-10»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  • Положение о рабочей программе учителя начальных классов МБОУ «СОШ №8 г. Горно- Алтайска», работающего по ФГОС № 182 –Д от 16.08. 2016 г.

Для реализации программы используются учебники «Литературное чтение» в двух частях (авторы Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Издательство Просвещение 2016г), включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017учебный год».

Особенность по отношению к ФГОС НОО

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она  детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературного чтения, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.

Концепция программы

Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:

  • Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

  • Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

  • Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);

  • Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);

  • Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.

Основная цель урока литературного чтения в начальной школе – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  • Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя)

  • Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • Включать учащихся в эмоционально- творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах);

  • Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова);

  • Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство), соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для


На изучение литературного чтения выделяется в 3 классе136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Срок реализации программы- 1 год (2016-20017 учебный год).








Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • наизусть стихи - произведения классиков русской литературы;

  • автора и заглавие прочитанных книг;

  • имена и фамилии писателей, произведения которых читали в классе

  • героев изученных произведений


Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;

  • бегло, выразительно читать текст;

  • ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова не менее 80-90 слов в минуту;

  • улавливать главную мысль произведения, логику поведения ,смысловые и интонационные связи в тексте;

  • составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;

  • устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

  • самостоятельно знакомиться с книгой;

  • выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;

  • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

  • описывать устно содержание репродукций картин известных художников;

  • отвечать на вопросы к прочитанному тексту;

  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;

  • высказать свое отношение к прочитанному.




Содержание учебного предмета.


п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов

Понятия, термины, явления.

1.

Самое великое чудо на свете.

4 ч.

Раздел, рукописная книга, Древняя Русь, печатный станок, первопечатник Иван Фёдоров, кремль, «Апостол»,посох, дукарь, напраслина, кноварь, «Летописный свод».

2.

Устное народное творчество.

14 ч.

УНТ, считалка, припевка, дразнилка, колыбельная, прибаутка, загадка, заклички, кликати, невзгодою, колядки, песни- потешки, докучные сказки. Прикладное искусство. «вещий каурка», «добрая пшеница», «худая одежонка».

3.

Поэтическая тетрадь 1.

11ч.

Поэзия, лирики, поэт, ритм, Древняя Греция, боги древних греков: бог Борей, Зефир. Логическое ударение, выразительность, рифма.

4.

Великие русские писатели.

24 ч.

Знакомство с фамилиями известных писателей. Работа над новыми словами из текстов (нега, аврора, вачор, нынче, образа), басня, баснописец нравоучение, иносказание, олицетворение, мораль

5.

Поэтическая тетрадь 2.

6 ч.

Поэзия, лирики, поэт, логическое ударение, выразительность, рифма. Знакомство с фамилиями известных поэтов и писателей.

6.

Литературные сказки.

8 ч.

Понятие – литературная сказка, жанр, присказка. Знакомство с фамилиями известных писателей.

7.

Были – небылицы.

10 ч.

Понятие «быль-небылица», знакомство с фамилиями известных писателей, работа с новыми слова из произведений.

8.

Поэтическая тетрадь 1.

6 ч.

Поэзия, лирики, поэт, логическое ударение, выразительность, рифма. Знакомство с фамилиями известных поэтов и писателей. Словарно-лексическая работа.

9.

Люби живое.

16 ч.

Работа с названием раздела, словарно-лексическая работа. новые фамилии авторов,

10.

Поэтическая тетрадь 2.

8 ч.

Поэзия, лирики, поэт, логическое ударение, выразительность, рифма. Знакомство с фамилиями известных поэтов и писателей. Словарно-лексическая работа.

11.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

12 ч.

Знакомство с названием раздела, словарно-лексическая работа. Знакомство с новыми фамилиями известных писателей.

12.

По страницам детских журналов.

8 ч.

Знакомство с названием раздела, словарно-лексическая работа. Названия известных детских журналов.

13.

Зарубежная литература.

8 ч.

Знакомство с названием раздела, словарно-лексическая работа. Мифы. Древняя Греция, легенда, имена богов Древней Греции (Персей. Ахилл, Зевс, Гера и др.) словарно-лексическая работа.

Формы контроля


Вид работы

1четв

2 четв

3 четв.

4 четв.

1

Проверочные тесты по произведениям (выборочно)

6

4

6

4

2

Контрольная работа по разделам.

2

1

3

3


Техника чтения


Классы

Обязательный уровень

Возможный уровень


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

3

65 слов

70

75

80

75

80

85

90







Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы со держания

Дата проведения

План

Факт

1

День Знаний!


1




2

Самое великое чудо на земле (4ч).

Знакомство с названием раздела

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении

заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Иметь представление о старинных и современных книгах. Сравнивать книги, составлять сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси - настоящие произведения искусства».

Обобщать полученную информацию по истории создания книги; составлять сообщение на тему «Первопечатник Иван Фёдоров».

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.



3

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения

1



4

Первопечатник Иван Федоров

1



5

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений

1



6

Устное народное творчество (14ч).

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особен­ности.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, са­мостоятельно).

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.

Использовать чтение про себя для составления выборочного и кратко­го пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшеб­ные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; нахо­дить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристи­ке героев.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительно­го искусства.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текстов в паре, договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



7

Русские народные песни

1



8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

1



9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

1



10


Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1



11

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1



12

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

1



13

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

1



14

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

1



15

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1



16

Русская народная сказка «Сивка-бурка».




17

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1



18

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).

1



19

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений .

1



20

Страницы русской классики. Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, пе­редавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения



21

Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского.

1



22

Ф. Тютчев «Весенняя гроза.

1



23

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расска­жут осенние листья»

1



24

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1



25

Стихи поэтов-классиков 19 века. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, пе­редавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности.



26

И. Никитин «Встреча зимы»..

1



27

И. Суриков «Детство»..

1



28

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания кар­тины природы в лирическом стихотворении.


1



29

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»)

1

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).



30

Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

1



31

Великие русские писатели (24ч).

Знакомство с названием раздела.

А. Пушкин о весне. Беседа о творчестве писателя.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических тек­стах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных вы­сказываниях.

Знать особенности литературной сказки.



32

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

1



33


А. Пушкин. Лирические стихотворения.

1



34

А. Пушкин «Зимнее утро»

1



35

А. Пушкин «Зимний вечер»

1



36

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1



37

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1



38

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1



39

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

1



40

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с ху­дожественным текстом

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических тек­стах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных вы­сказываниях.

Знать особенности литературной сказки.



41

И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на ос­нове статьи учебника, книг о Крылове

1



42

И. Крылов «Мартышка и Очки»

1



43

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1



44

И. Крылов «Ворона и Лисица»

1



45

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка со­общения на основе статьи

1



46

М. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком сто­ит одиноко...»

1



47

М. Лермонтов «Утес», «Осень».

1



48

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подго­товка сообщения.

1

Находить средства художественной выразительности в лирических тек­стах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных вы­сказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.




49

Л. Толстой «Акула».

1



50

Л. Толстой «Прыжок».

1



51

Л. Толстой «Лев и собачка».

1



52

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

1



53

Оценка достижений.




54


Обобщающий урок по теме: «Великие русские писатели».

1


Знать особенности литературной сказки.



55

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, пе­редавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (рит мом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения



56

Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором».

1



57

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок).

1



58

К. Бальмонт «Золотое слово».

1



59

И. Бунин и его стихи.

1



60

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).

1



61

Литературные сказки (8 ч)

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литератур­ных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью слова­ря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, ис­пользуя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике




62

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

1



63

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1



64

В. Гаршин «Лягушка – путешественница».

1



65

В. Гаршин «Лягушка – путешественница».

1



66

В. Одоевский «Мороз Иванович».

1



67

В. Одоевский «Мороз Иванович».

1



68

Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщаю­щий урок по I части учебника).

1



69

Были – небылицы (10ч).

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям



70


Вступление. М. Горький «Случай с Евсейкой».

1



71

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1



72

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1



73

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1



74

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1



75

А. Куприн «Слон».

1



76

А. Куприн «Слон».

1



77

А. Куприн «Слон».

1



78

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

1



79

Поэтическая тетрадь 1 (6ч).

Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тиска­ешь утенка?..»

1

Читать выразительно стихи, пе­редавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (рит мом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности.



80

С. Черный «Воробей», «Слон»

1



81

А. Блок «Ветхая избушка»

1



82

А. Блок «Сны», «Ворона»

1



83

С. Есенин «Черемуха». Обобщение изученного.

1



84

Урок-викторина по разделу. Оценка достижений.

1



85

Люби живое (16ч).

Знакомство с названием раздела.

1

Планировать работу с произведением на уроке с использованием ус­ловных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять глав­ную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпи­зоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к собы­тиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни де­тей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни де­тей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения




86

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста

1



87

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»




88

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1



89

В. Белов «Малька провинилась».

1



90

В. Белов « Ещё про Мальку».

1



91

В. Бианки « Мышонок Пик».

1



92

В. Бианки « Мышонок Пик».

1



93


Б. Житков «Про обезьянку».

1



94

Б. Житков «Про обезьянку».

1



95

Б. Житков «Про обезьянку».

1



96

Л. Дуров «Наша Жучка».

1



97

В. Астафьев «Капалуха».

1



98

В. Драгунский «Он живой и светится».

1



99

Обобщающий урок по теме: «Люби живое».

1



100

Оценка достижений.

1



101

Страницы русской классики. Поэтическая тетрадь 2 (8ч).

Знакомство с названием раздела

1

Читать выразительно стихи, пе­редавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности

Читать выразительно стихи, пе­редавая настроение автора.



102


С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»

1



103

А. Барто «Разлука»

1



104

А. Барто «В театре»

1

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства вырази­тельности



105

С. Михалков «Если», «Рисунок»

1



106

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

1



107

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэти­ческая тетрадь 2»)

1



108

Оценка достижений

1



109

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)

Знакомство с названием раздела


Планировать работу с произведением на уроке с использованием ус­ловных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять глав­ную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпи­зоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к собы­тиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни де­тей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения




110

Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок». Осо­бенность заголовка произведения

1



111

А. Платонов. «Цветок на земле»

1



112

А. Платонов. «Цветок на земле».

1



113

А. Платонов «Еще мама»

1



114

А. Платонов «Еще мама»

1



115

М. Зощенко «Золотые слова»

1



116


М. Зощенко «Великие путешественники»

1



117

Н. Носов «Федина задача»

1



118

Н. Носов «Телефон».

1



119

В. Драгунский «Друг детства».

1



120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Оценка достижений.

1



121

По страницам детских журналов (8 ч)

Знакомство с названием раздела.

1

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



122

JI. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1



123

Ю. Ермолаев «Проговорился».

1



124

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

1



125

Г. Остер «Вредные советы».

1



126

Г. Остер «Как получаются легенды».

1



127

Р. Сеф «Веселые стихи».

1

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



128

«По страницам детских журна­лов» (обобщающий урок). Оценка достижении.

1



129

Зарубежная литература (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о пред­ставлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному вы­бору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных ле­том.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



130

Легенды и мифы Древней Греции.

1



131

Легенды и мифы Древней Греции.

1



132

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1



133

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1



134

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1



135

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»..

1



136

«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса)

1