Данная рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса на 2015–2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по учебнику авторов Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение. 4 класс», Москва, «Просвещение», 2013г.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Различать виды информации
(научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации, не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 35 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 140 часов.
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного.
Обучение приемам чтения про себя на небольших по объему текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
Ориентация детей на то, что чтение вслух - это чтение для слушателей, а чтение про себя - это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чтения.
Совершенствование звуковой культуры речи; развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание фразы и уловить мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения 85-95 слов в минуту.
Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций.
Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением.
Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.
Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.
Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; оценка их поступков (с помощью учителя).
Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем.
Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.
№ | Тема | Освоение предметных знаний | УУД | Формы деятельности уч-ся | Дата |
1. | 1-ая четверть (36ч.)Вводный урок | Знать фамилии и отчества писателей | Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры | Знать и применять систему условных обозначений | |
| Летописи, былины, жития(10ч.) | | | | |
2. | Знакомство с названием раздела | Осознание значимости чтения для личного развитии | Формирование чувства гордости за свою Родину | Прогнозировать содержание раздела | |
3. | И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…» (из летописи). | Формирование представлений о Родине и ее людях | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст | |
4. | Сравнение текста летописи и исторических источников | Умение использовать простейшие виды анализа текста, устанавливать причинно-следственные связи | Развитие эстетических чувств | Сравнивать былины и волшебные сказки | |
5. | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего..» | Умение работать с разными видами текста | Формирование уважительного отношения к иному мнению | Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников | |
6. | «Ильины три поездочки» | Использование разных видов чтения | Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера | Описывать характер человека | |
7. | Работа над содержанием былины | Делить текст на части | Овладение логическими действиями сравнения | Пересказывать былину от лица ее героя | |
8. | «Житие Сергея Радонежского» | Умение самостоятельно подбирать интересующую литературу | Овладение навыками смыслового чтения | Читать отрывки из древнерусских летописей | |
9. | Работа над содержанием произведения | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста | Умение слушать собеседника и вести диалог | Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека | |
10. | Сравнение поэтического и прозаических текстов | Умение определять главную мысль произведения | Формирование умения планировать учебные действия | Сравнивать текст летописи с художественным текстом | |
11. | Обобщение по разделу «Летописи, былины,жития) | Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития | Формирование умения оценивать учебные действия | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
| | | | | |
| Чудесный мир классики(23ч.) | | | | |
12. | Знакомство с названием раздела | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры | Формирование чувства гордости за свою Родину | Прогнозировать содержание раздела | |
13. | Ершов «Конек-Горбунок» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Воспринимать на слух художественное произведение | |
14. | Работа над содержанием сказки | Формирование понятий о добре и зле | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Наблюдать за развитием событий в сказке | |
15. | Сравнение литературной и народных сказок | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержаие текста | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Сравнивать произведения разных жанров | |
16. | Биография А.С.Пушкина | Умение получать дополнительную информацию | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Высказывать суждения о значении произведений классиков для России и русской культуры | |
17. | Пушкин «Няне» | Развитие художественно-творческих способностей | Овладение навыками смыслового чтения | Выражать свое отношение к мыслям автора | |
18. | Пушкин «ТУЧА» «Унылая пора» | Использование разных видов чтения | Готовность слушать собеседника вести диалог | Осмысливать содержание | |
19. | Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать текст в темпе разговорной речи | |
20. | Работа над содержанием сказки | Умение определять главную мысль произведения | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Сравнивать начало и конец сказки | |
21. | Составление плана. Деление сказки на части | Овладение приемами анализа художественного произведения | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир | Составлять самостоятельно план | |
22. | Пересказ основных эпизодов сказки | Овладение приемами пересказа | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать большие по объему произведения | |
23. | Биография Лермонтова | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры | Формирование чувства гордости за историю российский народ | Высказывать суждения о значении произведений классиков для России и русской культуры | |
24. | Лермонтов «Дары Терека» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать текст в темпе разговорной речи | |
25. | Лермонтов «Ашик-Кериб» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать текст в темпе разговорной речи | |
26. | Работа над содержанием произведения | Достижение необходимого уровня читательской компетентности | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Осмысливать содержание | |
27. | Пересказ произведения Лермонтова | Участие в обсуждении произведения | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать большие по объему произведения | |
28. | Толстой Биография | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры | Формирование чувства гордости за историю российский народ | Высказывать суждения о значении произведений классиков для России и русской культуры | |
29. | Толстой «Детство» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать текст в темпе разговорной речи | |
30. | Толстой «Как мужик убрал камень» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать текст в темпе разговорной речи | |
31. | Чехов «Мальчики» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Выражать свое отношение к мыслям автора | |
32. | Работа над произведением Чехова «Мальчики» | Участие в обсуждении произведения | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Осмысливать содержание | |
33. | Пересказ рассказа « Мальчики» | Делить текст на части | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать большие по объему произведения | |
34. | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития | Формирование умения оценивать учебные действия | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
| Поэтическая тетрадь (12ч.) | | | | |
35. | Знакомство с названием раздела | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры | Формирование чувства гордости за свою Родину | Прогнозировать содержание раздела | |
36 | Тютчев «Еще земли печален вид» | Участие в обсуждении произведения | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов | |
| 2-ая четверть (28ч.) | | | | |
37. | Тютчев «Как неожиданно и ярко..» | Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Воспринимать на слух художественное произведение | |
38. | Фет «Весений дождь» | Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте | Овладение навыками смыслового чтения | Читать выразительно стихи русских поэтов | |
39. | Поэзия Баратынского | Участие в обсуждении произведения | Восптание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы | Определять средства выразительности в лирическом тексте | |
40. | Плещеев «Дети и птичка» | Передача настроения и чувства | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | Наслаждаться поэзией. Понимать, любить ее | | |
41. | Поэзия Никитина | Ритм стихотворения, интонация, тон, паузы,темп стихотворения | Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера | Определять интонацию | |
42. | Некрасов «Школьник» | Выразительное чтение | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы | Определять по тексту, как выражаются переживания автора в его стихах | |
43. | Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки» | Участие в обсуждении произведения | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | Высказывать свое мнение о героях стихотворения | |
44. | Бунин «Листопад» | Сравнения, эпитеты Слово как средство художественной выразительности | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы | Размышлять, всегда ли совпадают переживания автора с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям | |
45. | Работа над содержанием стихотворения. Слово как средство художественной выразительности | Участие в обсуждении произведения | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир | Наслаждаться поэзией. Понимать, любить ее | |
46. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития | Формирование умения оценивать учебные действия | Самостоятельно оценивать свое чтение | | |
| |
| Литературные сказки (16ч) | | | | | |
47. | Знакомство с названием раздела | Прогнозирование содержания раздела | Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры | Прогнозировать содержание раздела планировать работу на уроке | | |
48. | Одоевский «Городок в табакерке» | Особенности данного литературного жанра | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Читать и воспринимать на слух проиизведение | | |
49. | Работа над содержанием сказки | Заглавие главные герои литературной сказки | Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера | Сравнивать народные и литературные сказки | | |
50. | Составление плана-пересказа сказки Одоевского | Деление текста на части | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир | Составлять план сказки с опорой на главные события | | |
51. | Пересказ сказки Одоевского | Подробный пересказ | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы | |
52. | Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Текст-описание в содержании художественного произведения | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Читать и воспринимать на слух проиизведение | |
53. | Работа над содержанием «Сказки о жабе и розе» | Герои литературного текста | Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера | Определять главную мысль произведения и смысл заглавия | |
54. | Пересказ сказки | Главная мысль произведения | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать большие по объему произведения | |
55. | Бажов «Серебряное копытце» | Мотивы народных сказок в авторском тексте | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Читать и воспринимать на слух проиизведение
| |
56. | Работа над содержанием сказки «Серебряное копытце» | Участие в обсуждении произведения | Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера | Знать отличительные особенности литературной сказки | |
57. | Пересказ сказки | Главная мысль произведения | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать большие по объему произведения | |
58. | Аксаков «Аленький цветочек» | Использование разных видов чтения | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Читать и воспринимать на слух произведение | |
59. | Работа над содержанием сказки «Аленький цветочек» | Мотивы народных сказок в литературном тексте | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Определять виды текстов | |
60. | Составление плана-пересказа сказки | Деление текста на части | Формирование умения планировать учебные действия | Составлять план сказки с опорой на главные события | |
61. | Пересказ сказки | Словесное иллюстрирование | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать большие по объему произведения | |
62. | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | Оценка достижений | Формирование умения оценивать учебные действия | Самостоятельно оценивать свое чтение | |
| Делу время – потехе час (9ч.) | | | | |
63. | Знакомство с названием раздела | Прогнозирование содержания раздела | Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры | Объяснять смысл пословиц | |
64 | Шварц «Сказка о потерянном времени» | Определять нравственный смысл прочитанного | Формирование умения планировать учебные действия | Читать без ошибок в темпе разговорной речи | |
| 3-я четверть. (40ч.) | | | | |
65. | Работа над содержанием сказки | Жанр произведения | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Определять нравственный смысл произведения | |
66. | Пересказ сказки | Словесное иллюстрирование | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать текст от лица героя или автора | |
67. | Драгунский «Главные реки» | Особенности юмористического текста | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | Определять жанр произведения | |
68. | Драгунский «Что любит Мишка» | Пересказ текста от лица героев | Овладение навыками смыслового чтения | Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой | |
69. | Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | Смысл заголовка | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | | |
70. | Пересказ произведения | Инсценирование произведения | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Определять прямое и переносное значение слов | |
71. | Обобщение по разделу «Делу время- потехе час» | Оценка достижений | Формирование умения оценивать учебные действи | Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения | |
| Страна детства (8ч.) | | | | |
72. | Знакомство с названием раздела | Прогнозирование содержания раздела | Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры | Планировать работу на уроке | |
73. | Житков «Как я ловил человечков» | Особенности развития сюжета | Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера | Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги | |
74. | Работа над произведением Житкова | Овладение приемами анализа художественного произведен | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Определять отношение автора к героям | |
75. | Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Анализировать возможные заголовки произведений | |
76. | Пересказ рассказа Паустовского | Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных | Составлять план текста | |
77. | Зощенко «Елка» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать и воспринимать на слух произведение | |
78. | Работа над содержанием рассказа | Умение использовать простейшие виды анализа текста, устанавливать причинно-следственные связи | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Придумывать смешные рассказы о школьной жизни | |
79 | Обобщение по разделу «Страна детства» | Оценка достижений | Формирование умения оценивать учебные действи | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
| Поэтическая тетрадь (5ч.) | | | | |
80. | Знакомство с названием раздела | Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры | Формирование чувства гордости за свою Родину | Прогнозировать содержание раздела | |
81. | Брюсов «Опять сон» Есенин «Бабушкины сказки» | Тема стихотворения Развитие чувства в лирическом стихотворении | Овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации | Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием | |
82. | Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» | Сравнение произведений разных поэтов на одну и туже тему | Овладение навыками смыслового чтения | Сравнивать стихотворения разных поэтов | |
83. | Цветаева «Наши царства» | Умение определять главную мысль произведения | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Определять тему,объединяющую разные произведения поэтического творчества | |
84. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития | Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль | Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением | |
| Природа и мы (12ч.) | | | | |
85. | Знакомство с содержанием раздела | Прогнозирование содержания раздела | Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры | Планировать работу на уроке | |
86. | Мамин- Сибиряк «Приемыш» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного | |
87. | Работа над содержанием рассказа «Приемыш» | Овладение приемами анализа художественного произведен | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Определять отношение автора к героям на основе текста | |
88. | Куприн « Барбос и Жулька» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного | |
89. | Пересказ рассказа Куприна «Барбос и Жулька» | Пересказ текста от лица героев | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать текст подробно и выборочно | |
90. | Пришвин «Выскочка» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова | |
91. | Пересказ рассказа «Выскочка» | Пересказ текста от лица героев | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать текст подробно и выборочно | |
92. | Чарушин «Кабан» | Характеристика героев на основе их поступков | Овладение навыками смыслового чтения | Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного | |
93. | Работа над содержанием рассказа Чарушина «Кабан» | Овладение приемами анализа художественного произведен | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Объяснять нравственный смысл рассказа | |
94. | Астафьев «Стрижонок Скрип» | Выборочный пересказ | Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера | Читать выразительно диалоги из текста | |
95. | Составление плана-пересказа к рассказу Астафьева «Стрижонок Скрип» | Деление текста на части | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Делить текст на части | |
96. | Обобщение по разделу «Природа и мы» | Формирование потребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития | Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять | Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме | |
| Поэтическая тетрадь (8ч.) | | | | |
97. | Знакомство с содержанием раздела | Прогнозирование содержания раздела | Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры | Планировать работу на уроке | |
98. | Пастернак «Золотая осень» | Выразительное чтение | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Читать стихи выразительно | |
99. | Клычков «Весна в лесу» | Средства художественной выразительности | Формирование чувства гордости за свою Родину | Определять настроение поэта и лирического героя | |
100. | Кедрин «Бабье лето» | Выразительное чтение | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи | |
101. | Рубцов «Сентябрь» | Сравнения, эпитеты Слово как средство художественной выразительности | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Заучивать стихи наизусть | |
102. | Есенин «Лебедушка» | Выразительное чтение | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы | Находить средства художественной выразительности, сравнивать их. Самостоятельно дополнять | |
103. | Мотивы народного творчества в авторском произведении | Участие в обсуждении произведения | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Сравнивать произведения живописи, музыки, литературы, определять общее настроение | |
104. | Обобщение по разделу Поэтическая тетрадь» | Формирование потребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития | Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль | Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением | |
| 4-ая четверть. (36ч.) Родина (8ч.) | | | | |
105. | Знакомство с содержанием раздела | Прогнозирование содержания раздела | Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры | Планировать работу на уроке Подобрать сборники стихов к выставке книг | |
106. | Никитин «Русь» | Выразительное чтение | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно | |
107. | Дрожжин «Родине» | Средства художественной выразительности | Формирование чувства гордости за свою Родину | Определять настроение поэта и лирического героя | |
108. | Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | Выразительное чтение | Формирование чувства гордости за свою Родину | Заучивать стихи наизусть | |
109. | Работа над содержанием произведения | Сравнения, эпитеты Слово как средство художественной выразительности | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи | |
110. | Работа над содержанием произведения | Словесное иллюстрирование | Овладение навыками смыслового чтения | Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением | |
111. | Образ Родины в поэтическом тексте | Развитие художественно-творческих способностей | Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль | Сравнивать произведения живописи, музыки, литературы, определять общее настроение | |
112. | Обобщение по разделу «Родина» | Формирование представлений о Родине и ее людях | Формирование умения оценивать учебные действия | Самостоятельно оценивать свое чтение | |
| Страна Фантазия (7ч.) | | | | |
113. | Знакомство с содержанием раздела | Прогнозирование содержания раздела | Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры | Планировать работу на уроке | |
114. | Велтистов «Приключение Электроника» | Участие в обсуждении произведения | Овладение навыками смыслового чтения | Определять особенности фантастического жанра | |
115. | Работа над содержанием произведения | Развитие художественно-творческих способностей | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Сравнивать и характеризовать героев произведения | |
116. | Пересказ рассказа | Выборочный пересказ | | Придумывать фантастические истории | |
117. | Булычев «Путешествие Алисы» | Выразительное чтение | Воспитание художественно-эстетического вкуса | Сравнивать и характеризовать героев произведения | |
118. | Работа над содержанием произведения | Развитие художественно-творческих способностей | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Сравнивать и характеризовать героев произведения | |
119. | Обобщение по разделу «Страна Фантазия» | Формирование потребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития | Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять | Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме | |
| Зарубежная литература (21ч.) | | | | |
120. | Знакомство с содержанием раздела | Прогнозирование содержания раздела | Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры | Планировать работу на уроке | |
121. | Свифт «Путешествие Гулливера» | Особое развитие сюжета в зарубежной литературе | | Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно | |
122. | Работа над содержанием произведения | Герои приключенческой литературы | | Характеризовать поступки героев | |
123. | Составление плана-пересказа произведения | Пересказ текста от лица героев | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений | |
124. | Пересказ произведения Свифта «Путешествие Гулливера» | Выборочный пересказ | Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений | |
125. | Андерсен «Русалочка» | Авторская сказка | | Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно | |
126. | Работа над содержанием сказки «Русалочка» | Развитие художественно-творческих способностей | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Характеризовать поступки героев | |
127. | Составление плана-пересказа сказки | Пересказ текста от лица героев | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Составлять рассказ о герое, используя авторский текст | |
128. | Пересказ сказки | Выборочный пересказ | Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений | |
129. | Сказки Андерсена | Овладение приемами анализа художественного произведен | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно | |
130. | Твен «Приключения Тома Сойера» | Участие в обсуждении произведения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно | |
131. | Работа над содержанием произведения Твена | Овладение приемами анализа художественного произведен | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | Высказывать свое мнение о прочитанном произведении | |
132. | Пересказ произведения М. Твена | Пересказ текста от лица героев | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений | |
|
|
133 | Лагерлёф «Святая ночь» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно | |
134 | Работа над содержанием произведения С.Лагерлёф «Святая ночь» | Овладение приемами анализа художественного произведен | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | | |
135. | Лагерлёф «В Назарете» | Использование разных видов чтения | Овладение навыками смыслового чтения | Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно | |
136. | Работа над содержанием произведения С.Лагерлёф «В Назарете»» | Овладение приемами анализа художественного произведен | Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза | | |
137. | Пересказ произведений С.Лагерлёф | Пересказ текста от лица героев | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений | |
138. | Обобщение по разделу Зарубежная литература» | Формирование потребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития | Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять | Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме | |
139. | Создание проектов | | Защита проектов | | |
140 | Создание проектов | | Защита проектов | | |
| | | | | |