СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе Федерального государственного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса на 2015–2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по учебнику авторов Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение. 4 класс», Москва, «Просвещение», 2013г.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.

Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения: основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающего 4 класс.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.


Цель курса: Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.


Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей.

Задачи: Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.


Основные содержательные линии

Виды речевой и читательской деятельности:

  1. Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания. Определение последовательности событий. Умение задавать вопросы по прослушанному произведению.

  2. Чтение. Чтение вслух. Увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

  3. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей этих текстов. Умение ориентироваться в содержании этих текстов. Участие в коллективном обсуждении. Умение отвечать на вопросы, слушать выступление товарищей дополнять ответы по ходу беседы.

  4. Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи: умение понимать вопросы, задавать вопросы, отвечать на них. Работа со словарями. Формирование грамматически правильной речи. Эмоциональной выразительности и содержательности.

  5. Письмо (культура письменной речи). Рассказ на заданную тему. Отзыв о прочитанной книге.




Круг детского чтения


Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Различать виды информации

(научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации, не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.


РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ЧАСОВ


1.

Летописи. Былины. Жития

11

2.


Чудесный мир классики.


23


3.




Поэтическая тетрадь.




12




4.


Литературные сказки


16


5.


Делу время - потехе час.


9


6.


Страна детства.

8

7.


Поэтическая тетрадь.

5


8.


Природа и мы.

12

9.

Поэтическая тетрадь.

8

10.


Родина.

8

11.


Страна фантазия.

7

12.


Зарубежная литература.

21



Всего

140



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА«Летописи. Былины. Жития» ( 11 ч) ( И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда; И вспомнил Олег коня своего; Ильины три поездочки; Житие Сергея Радонежского; Обобщение по разделу).

«Чудесный мир классики» (23 ч) ( произведения П. Ершова «Конёк-горбунок », А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Чехова ).

«Поэтическая тетрадь»( 12 ч) ( произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина).

«Литературные сказки» (16 ч) ( произведения В. Одоевского «Городок в табакерке», В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», П. Бажова «Серебряное копытце», С. Аксакова «Аленький цветочек », Обобщение по разделу).

«Делу время - потехе час» (9 ч) ( Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел», Обобщение по разделу).

«Страна детства» (8 ч) ( произведения Б. Житкова, К. Паустовского, М. Зощенко, Обобщение по разделу).

«Поэтическая тетрадь» (5 ч) ( В. Брюсов «Опять сон», «Детская», С. Есенин «Бабушкины сказки», М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства», Обобщение по разделу).

«Природа и мы» (12 ч) ( Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А. Куприн «Барбос и Жулька», М. Пришвин «Выскочка», Е, Чарушин «Кабан», В. Астафьев «Стрижонок Скрип»).

«Поэтическая тетрадь» (8 ч) ( Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу», Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Сентябрь», С. Есенин «Лебёдушка»)

«Родина» (8 ч) ( Н. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине», А. Жигулин «О, Родина!», Б. Слуцкий «Лошади в океане»).

«Страна фантазия» (7 ч) ( Е. Велтисов «Приключения электроника», К. Булычев «Путешествие Алисы»).

«Зарубежная литература» (21 ч) ( Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Г. Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойра», С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»).

Место курса в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 35 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 140 часов.

Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.


Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

  3. воспитание художественно эстетического вкуса;

  4. развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  5. формирование уважительного отношения к иному мнению;

  6. развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения;

  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  8. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  9. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  4. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях;

  5. овладение навыками смыслового чтения текстов;

  6. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза;

  7. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;

  8. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры;

  2. осознание значимости чтения для личного развития;

  3. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа различных видов текста;

  4. умение самостоятельно выбирать литературу, пользоваться справочными источниками;

  5. устанавливать причинно-следственны связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план.


Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом в 4 классе

Развитие навыка чтения

Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выра­ботка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целост­ного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших по объему тек­стах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведе­ния, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения

Ориентация детей на то, что чтение вслух - это чтение для слу­шателей, а чтение про себя - это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приема­ми выразительной речи и чтения.

Совершенствование звуковой культуры речи; развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления пра­вильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Про­изношение скороговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содер­жанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и за­медлять темп речи и чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, дра­матизация произведений.

Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содер­жание, представить себе изображенную картину, услышать звучание фразы и уловить мелодичность; осмыслить исполнитель­скую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать выступление, корректировать его в соответствии с целью вы­сказывания.

Требования к уровню сформированности навыка чтения

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения 85-95 слов в минуту.

Выработка умений работать с текстом

Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использовани­ем приемов устного рисования и иллюстраций.

Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий; подкрепле­ние правильных ответов на вопросы выборочным чтением.

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.

Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содер­жания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художе­ственным текстам.

Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, кото­рые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их пове­дения, чувств и мыслей действующих лиц; оценка их поступков (с помощью учителя).

Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем.

Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учеб­ной книге произведений, близких по тематике.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст;

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.

  2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс (К учебнику Л.Ф. Климановой) – М.: ВАКО, 2013.

  3. Тесты

Технические средства обучения:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Магнитофон, компьютер, принтер., интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

  2. Видеофильмы


Календарно-тематическое планирование


Тема

Освоение предметных знаний

УУД

Формы деятельности уч-ся

Дата

1.

1-ая четверть (36ч.)Вводный урок

Знать фамилии и отчества писателей

Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры

Знать и применять систему условных обозначений



Летописи, былины, жития(10ч.)





2.

Знакомство с названием раздела

Осознание значимости чтения для личного развитии

Формирование чувства гордости за свою Родину

Прогнозировать содержание раздела


3.

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…» (из летописи).

Формирование представлений о Родине и ее людях

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст


4.

Сравнение текста летописи и исторических источников

Умение использовать простейшие виды анализа текста, устанавливать причинно-следственные связи

Развитие эстетических чувств

Сравнивать былины и волшебные сказки


5.

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего..»

Умение работать с разными видами текста

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников


6.

«Ильины три поездочки»

Использование разных видов чтения

Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера

Описывать характер человека


7.

Работа над содержанием былины

Делить текст на части

Овладение логическими действиями сравнения

Пересказывать былину от лица ее героя


8.

«Житие Сергея Радонежского»

Умение самостоятельно подбирать интересующую литературу

Овладение навыками смыслового чтения

Читать отрывки из древнерусских летописей


9.

Работа над содержанием произведения

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста

Умение слушать собеседника и вести диалог

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека


10.

Сравнение поэтического и прозаических текстов

Умение определять главную мысль произведения

Формирование умения планировать учебные действия

Сравнивать текст летописи с художественным текстом


11.

Обобщение по разделу «Летописи, былины,жития)

Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития

Формирование умения оценивать учебные действия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения









Чудесный мир классики(23ч.)





12.

Знакомство с названием раздела

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры

Формирование чувства гордости за свою Родину

Прогнозировать содержание раздела


13.

Ершов «Конек-Горбунок»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Воспринимать на слух художественное произведение


14.

Работа над содержанием сказки

Формирование понятий о добре и зле

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Наблюдать за развитием событий в сказке


15.

Сравнение литературной и народных сказок

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержаие текста

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Сравнивать произведения разных жанров


16.

Биография А.С.Пушкина

Умение получать дополнительную информацию

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Высказывать суждения о значении произведений классиков для России и русской культуры


17.

Пушкин «Няне»

Развитие художественно-творческих способностей

Овладение навыками смыслового чтения

Выражать свое отношение к мыслям автора


18.

Пушкин «ТУЧА» «Унылая пора»

Использование разных видов чтения

Готовность слушать собеседника вести диалог

Осмысливать содержание


19.

Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать текст в темпе разговорной речи


20.

Работа над содержанием сказки

Умение определять главную мысль произведения

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Сравнивать начало и конец сказки


21.

Составление плана. Деление сказки на части

Овладение приемами анализа художественного произведения

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир

Составлять самостоятельно план


22.

Пересказ основных эпизодов сказки

Овладение приемами пересказа

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать большие по объему произведения


23.

Биография Лермонтова

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры

Формирование чувства гордости за историю российский народ

Высказывать суждения о значении произведений классиков для России и русской культуры


24.

Лермонтов «Дары Терека»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать текст в темпе разговорной речи


25.

Лермонтов «Ашик-Кериб»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать текст в темпе разговорной речи


26.

Работа над содержанием произведения

Достижение необходимого уровня читательской компетентности

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Осмысливать содержание


27.

Пересказ произведения Лермонтова

Участие в обсуждении произведения

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать большие по объему произведения


28.

Толстой Биография

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры

Формирование чувства гордости за историю российский народ

Высказывать суждения о значении произведений классиков для России и русской культуры


29.

Толстой «Детство»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать текст в темпе разговорной речи


30.

Толстой «Как мужик убрал камень»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать текст в темпе разговорной речи


31.

Чехов «Мальчики»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Выражать свое отношение к мыслям автора


32.

Работа над произведением Чехова «Мальчики»

Участие в обсуждении произведения

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Осмысливать содержание


33.

Пересказ рассказа « Мальчики»

Делить текст на части

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать большие по объему произведения


34.

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития

Формирование умения оценивать учебные действия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



Поэтическая тетрадь (12ч.)





35.

Знакомство с названием раздела

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры

Формирование чувства гордости за свою Родину

Прогнозировать содержание раздела


36

Тютчев «Еще земли печален вид»

Участие в обсуждении произведения

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов



2-ая четверть (28ч.)





37.

Тютчев «Как неожиданно и ярко..»

Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Воспринимать на слух художественное произведение


38.

Фет «Весений дождь»

Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте

Овладение навыками смыслового чтения

Читать выразительно стихи русских поэтов


39.

Поэзия Баратынского

Участие в обсуждении произведения

Восптание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

Определять средства выразительности в лирическом тексте


40.

Плещеев «Дети и птичка»

Передача настроения и чувства

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Наслаждаться поэзией. Понимать, любить ее



41.

Поэзия Никитина

Ритм стихотворения, интонация, тон, паузы,темп стихотворения

Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера

Определять интонацию


42.

Некрасов «Школьник»

Выразительное чтение

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

Определять по тексту, как выражаются переживания автора в его стихах


43.

Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки»

Участие в обсуждении произведения

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Высказывать свое мнение о героях стихотворения


44.

Бунин «Листопад»

Сравнения, эпитеты Слово как средство художественной выразительности

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

Размышлять, всегда ли совпадают переживания автора с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям


45.

Работа над содержанием стихотворения. Слово как средство художественной выразительности

Участие в обсуждении произведения

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир

Наслаждаться поэзией. Понимать, любить ее


46.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития

Формирование умения оценивать учебные действия

Самостоятельно оценивать свое чтение






Литературные сказки (16ч)






47.

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры

Прогнозировать содержание раздела планировать работу на уроке



48.

Одоевский «Городок в табакерке»

Особенности данного литературного жанра

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Читать и воспринимать на слух проиизведение



49.

Работа над содержанием сказки

Заглавие главные герои литературной сказки

Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера

Сравнивать народные и литературные сказки



50.

Составление плана-пересказа сказки Одоевского

Деление текста на части

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир

Составлять план сказки с опорой на главные события



51.

Пересказ сказки Одоевского

Подробный пересказ

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы


52.

Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Текст-описание в содержании художественного произведения

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Читать и воспринимать на слух проиизведение


53.

Работа над содержанием «Сказки о жабе и розе»

Герои литературного текста

Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия


54.

Пересказ сказки

Главная мысль произведения

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать большие по объему произведения


55.

Бажов «Серебряное копытце»

Мотивы народных сказок в авторском тексте

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Читать и воспринимать на слух проиизведение






56.

Работа над содержанием сказки «Серебряное копытце»

Участие в обсуждении произведения

Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера

Знать отличительные особенности литературной сказки


57.

Пересказ сказки

Главная мысль произведения

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать большие по объему произведения


58.

Аксаков «Аленький цветочек»

Использование разных видов чтения

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Читать и воспринимать на слух произведение


59.

Работа над содержанием сказки «Аленький цветочек»

Мотивы народных сказок в литературном тексте

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Определять виды текстов


60.

Составление плана-пересказа сказки

Деление текста на части

Формирование умения планировать учебные действия

Составлять план сказки с опорой на главные события


61.

Пересказ сказки

Словесное иллюстрирование

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать большие по объему произведения


62.

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Оценка достижений

Формирование умения оценивать учебные действия

Самостоятельно оценивать свое чтение



Делу время – потехе час (9ч.)





63.

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры

Объяснять смысл пословиц


64

Шварц «Сказка о потерянном времени»

Определять нравственный смысл прочитанного

Формирование умения планировать учебные действия

Читать без ошибок в темпе разговорной речи



3-я четверть. (40ч.)





65.

Работа над содержанием сказки

Жанр произведения

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Определять нравственный смысл произведения


66.

Пересказ сказки

Словесное иллюстрирование

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать текст от лица героя или автора


67.

Драгунский «Главные реки»

Особенности юмористического текста

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Определять жанр произведения


68.

Драгунский «Что любит Мишка»

Пересказ текста от лица героев

Овладение навыками смыслового чтения

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой


69.

Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Смысл заголовка

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки



70.

Пересказ произведения

Инсценирование произведения

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Определять прямое и переносное значение слов


71.

Обобщение по разделу «Делу время- потехе час»

Оценка достижений

Формирование умения оценивать учебные действи

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения



Страна детства (8ч.)





72.

Знакомство с названием раздела

Прогнозирование содержания раздела

Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры

Планировать работу на уроке


73.

Житков «Как я ловил человечков»

Особенности развития сюжета

Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги


74.

Работа над произведением Житкова

Овладение приемами анализа художественного произведен

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Определять отношение автора к героям


75.

Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Анализировать возможные заголовки произведений


76.

Пересказ рассказа Паустовского

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных

Составлять план текста


77.

Зощенко «Елка»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать и воспринимать на слух произведение


78.

Работа над содержанием рассказа


Умение использовать простейшие виды анализа текста, устанавливать причинно-следственные связи

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни


79

Обобщение по разделу «Страна детства»

Оценка достижений

Формирование умения оценивать учебные действи

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



Поэтическая тетрадь (5ч.)





80.

Знакомство с названием раздела

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры

Формирование чувства гордости за свою Родину

Прогнозировать содержание раздела


81.

Брюсов «Опять сон»

Есенин «Бабушкины сказки»

Тема стихотворения Развитие чувства в лирическом стихотворении

Овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации

Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием


82.

Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Сравнение произведений разных поэтов на одну и туже тему

Овладение навыками смыслового чтения

Сравнивать стихотворения разных поэтов


83.

Цветаева «Наши царства»

Умение определять главную мысль произведения

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Определять тему,объединяющую разные произведения поэтического творчества


84.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Формирование пот ребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития

Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением



Природа и мы (12ч.)





85.

Знакомство с содержанием раздела

Прогнозирование содержания раздела

Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры

Планировать работу на уроке


86.

Мамин- Сибиряк «Приемыш»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного


87.

Работа над содержанием рассказа «Приемыш»

Овладение приемами анализа художественного произведен

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Определять отношение автора к героям на основе текста


88.

Куприн « Барбос и Жулька»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного


89.

Пересказ рассказа Куприна «Барбос и Жулька»

Пересказ текста от лица героев

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать текст подробно и выборочно


90.

Пришвин «Выскочка»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова


91.

Пересказ рассказа «Выскочка»

Пересказ текста от лица героев

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать текст подробно и выборочно


92.

Чарушин «Кабан»

Характеристика героев на основе их поступков

Овладение навыками смыслового чтения

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного


93.

Работа над содержанием рассказа Чарушина «Кабан»

Овладение приемами анализа художественного произведен

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Объяснять нравственный смысл рассказа


94.

Астафьев «Стрижонок Скрип»

Выборочный пересказ

Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера

Читать выразительно диалоги из текста


95.

Составление плана-пересказа к рассказу Астафьева «Стрижонок Скрип»

Деление текста на части

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Делить текст на части


96.

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Формирование потребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития

Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме



Поэтическая тетрадь (8ч.)





97.

Знакомство с содержанием раздела

Прогнозирование содержания раздела

Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры

Планировать работу на уроке


98.

Пастернак «Золотая осень»

Выразительное чтение

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Читать стихи выразительно


99.

Клычков «Весна в лесу»

Средства художественной выразительности

Формирование чувства гордости за свою Родину

Определять настроение поэта и лирического героя


100.

Кедрин «Бабье лето»

Выразительное чтение

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи


101.

Рубцов «Сентябрь»

Сравнения, эпитеты Слово как средство художественной выразительности

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Заучивать стихи наизусть


102.

Есенин «Лебедушка»

Выразительное чтение

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

Находить средства художественной выразительности, сравнивать их. Самостоятельно дополнять


103.

Мотивы народного творчества в авторском произведении

Участие в обсуждении произведения

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Сравнивать произведения живописи, музыки, литературы, определять общее настроение


104.

Обобщение по разделу Поэтическая тетрадь»

Формирование потребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития

Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением



4-ая четверть. (36ч.) Родина (8ч.)





105.

Знакомство с содержанием раздела

Прогнозирование содержания раздела

Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры

Планировать работу на уроке Подобрать сборники стихов к выставке книг


106.

Никитин «Русь»

Выразительное чтение

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно


107.

Дрожжин «Родине»

Средства художественной выразительности

Формирование чувства гордости за свою Родину

Определять настроение поэта и лирического героя


108.

Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Выразительное чтение

Формирование чувства гордости за свою Родину

Заучивать стихи наизусть


109.

Работа над содержанием произведения

Сравнения, эпитеты Слово как средство художественной выразительности

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи


110.

Работа над содержанием произведения

Словесное иллюстрирование

Овладение навыками смыслового чтения

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением


111.

Образ Родины в поэтическом тексте

Развитие художественно-творческих способностей

Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль

Сравнивать произведения живописи, музыки, литературы, определять общее настроение


112.

Обобщение по разделу «Родина»

Формирование представлений о Родине и ее людях

Формирование умения оценивать учебные действия

Самостоятельно оценивать свое чтение



Страна Фантазия (7ч.)





113.

Знакомство с содержанием раздела

Прогнозирование содержания раздела

Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры

Планировать работу на уроке


114.

Велтистов «Приключение Электроника»

Участие в обсуждении произведения

Овладение навыками смыслового чтения

Определять особенности фантастического жанра


115.

Работа над содержанием произведения

Развитие художественно-творческих способностей

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Сравнивать и характеризовать героев произведения


116.

Пересказ рассказа

Выборочный пересказ


Придумывать фантастические истории


117.

Булычев «Путешествие Алисы»

Выразительное чтение

Воспитание художественно-эстетического вкуса

Сравнивать и характеризовать героев произведения


118.

Работа над содержанием произведения

Развитие художественно-творческих способностей

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Сравнивать и характеризовать героев произведения


119.

Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Формирование потребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития

Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме



Зарубежная литература (21ч.)





120.

Знакомство с содержанием раздела

Прогнозирование содержания раздела

Понимание лит-ры как явления национальной и мировой культуры

Планировать работу на уроке


121.

Свифт «Путешествие Гулливера»

Особое развитие сюжета в зарубежной литературе


Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно


122.

Работа над содержанием произведения

Герои приключенческой литературы


Характеризовать поступки героев


123.

Составление плана-пересказа произведения

Пересказ текста от лица героев

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений


124.

Пересказ произведения Свифта «Путешествие Гулливера»

Выборочный пересказ

Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений


125.

Андерсен «Русалочка»

Авторская сказка


Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно


126.

Работа над содержанием сказки «Русалочка»

Развитие художественно-творческих способностей

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Характеризовать поступки героев


127.

Составление плана-пересказа сказки

Пересказ текста от лица героев

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст


128.

Пересказ сказки

Выборочный пересказ

Освоение способами решения проблем творческого и поиского характера

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений


129.

Сказки Андерсена

Овладение приемами анализа художественного произведен

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно


130.

Твен «Приключения Тома Сойера»

Участие в обсуждении произведения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно


131.

Работа над содержанием произведения Твена

Овладение приемами анализа художественного произведен

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза

Высказывать свое мнение о прочитанном произведении


132.

Пересказ произведения М. Твена

Пересказ текста от лица героев

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений




133

Лагерлёф «Святая ночь»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно


134

Работа над содержанием произведения С.Лагерлёф «Святая ночь»

Овладение приемами анализа художественного произведен

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза



135.

Лагерлёф «В Назарете»

Использование разных видов чтения

Овладение навыками смыслового чтения

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно


136.

Работа над содержанием произведения С.Лагерлёф «В Назарете»»

Овладение приемами анализа художественного произведен

Овладение логическими действиями сравнения анализа синтеза



137.

Пересказ произведений С.Лагерлёф

Пересказ текста от лица героев

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных проблем

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений


138.

Обобщение по разделу Зарубежная литература»

Формирование потребности в систематическом чтении, осознание значимости чтения для личного развития

Умение договариваться в распределении ролей в совместной деятельности. Осуществлять

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме


139.

Создание проектов


Защита проектов



140

Создание проектов


Защита проектов












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!