СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной программы «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утверждён приказом МОиН РФ 06.10.2009), учебнику Литературное чтение.  1 класс в 2 ч. / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2012

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1 класс»

«Согласовано»

Руководитель МО начальных классов «Детство» ______________/Антоева Л.И./

«___»______________ 2014 год


«Утверждено»

Зам. директора по УВР ________________/ Пахомова С.С./

«_____» ________________ 2014 год







Предмет: Литературное чтение Класс: 1


Количество часов в неделю: 2

Программа: «Перспектива»

Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская «Литературное чтение» 1 класс учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011


Другие учебные пособия:

  • Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти «Литературное чтение» 1 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014



Всего: 22 учебных часов (2 часа в неделю)

I четверть –

II четверть –

III четверть – 6 ч..

IV четверть – 16 ч.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной программы «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утверждён приказом МОиН РФ 06.10.2009), учебнику Литературное чтение. 1 класс в 2 ч. / Сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2012

Основные задачи и цели данного курса:

Изучение курса литературное чтение направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с различными видами информации;

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирования эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Задачи курса:

  • Овладение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Общая характеристика учебного предмета:

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»:

В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, пониматъ и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.

Результаты освоения учебного предмета:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;

  • Мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

  • Эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

  • Эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;

  • Первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;

  • Освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;

  • Формирование чувства любви к родине; уважения к взрослым;

  • Способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

  • Составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;

  • Составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;

  • Оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

  • Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными разделами Примерной программы по литературному чтению и рабочей программы по литературному чтению:

  • Виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура);

  • Круг детского чтения;

  • Литературоведческая пропедевтика;

  • Творческая деятельность.

Результатом формирования предметных действий (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

  • Воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

  • Читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

  • Читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;

  • Самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

  • Вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);

  • Участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

  • Пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);

  • Представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1 класса

К концу I класса учащиеся должны знать:

  • Наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

  • Автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;

  • Имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

К концу I класса учащиеся должны уметь:

  • Читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;

  • Читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого; — отвечать на вопросы к прочитанному тексту;

  • Воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;

  • Высказать свое отношение к прочитанному.










п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные умения


УУД


Дата
проведения

план

факт

Книги — мои друзья (3 часа)

1

«Книги- мои друзья».

Как хорошо уметь читать.


Что такое «книга», «читатель», «писатель»?

Научить работать с новой учебной книгой «Литера-турное чтение»; дать первоначальное представ-ление о книге как о друге, советчике, источнике доб-рых мыслей, чувств и важных знаний. Зачем современному человеку нужны книги?

Книга—писатель—читатель.

Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер.

Малые фольклорные жанры: загадки


Умение работать с учебником; читать, стараясь передать чувства и настроение автора; учиться читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого; разгадывать загадки, выделяя в них главные слова. Иметь представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами, радио и телевидением; иметь желание научиться хорошо читать; познакомиться с информацией о возникновении письменности; уметь уважительно относиться к книге как культурной ценности; уметь обращаться с книгой.

Личностные: формирование позитивного отноше-ния к чтению, к книге.

Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.

Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение от­бирать нужную информацию.

Коммуникативные: формирование кон-структивных способов взаимодействия с книгой.

02.03


2

Как бы мы жили без книг?

«Мои любимые писатели».

А.С. Пушкин.


Можно ли обойтись без книг?

Почему имя А. Пушкина внесено в раздел «Мои любимые писатели?» Почему имя А. Пушкина является любимым для многих людей?

Библиотека, картотека

Книга—писатель—читатель.

Знакомство с библиотекой, уметь выбирать книги, ориентируясь на тематические указатели книг; уметь внимательно рассматривать иллюстрации в учебнике и получать необходимую информацию о библиотеке и работе в ней с книгой; знакомство с рекомендательным списком книг; уметь читать тексты в медленном и ускоренном темпе.

Знакомство с биографией А. Пушкина, его стихами и сказками; уметь читать произведения А. Пушкина неторопливо, воссоздавая в своем воображении сказочные образы, прислушиваясь к звучанию стиха А. Пушкина.

05.03


3

Сказки

К. Чуковского


Почему многие дети считают К. Чуковского своим любимым детским писателем?

Нужны ли каждому человеку знания о том, что хорошо и что плохо?

Книга—писатель—читатель, артисты, декорации, режиссер.

Добро, зависть, злость, ложь, милосердие

Знакомство со сказками К. Чуковского; учиться инсценировать отрывок из сказки «Айболит»; уметь выделять слова автора и действующих лиц; уметь выразительно читать по ролям отрывок из сказки К. Чуковского. Уметь составлять представление о персонаже на основе его поступков; иметь первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как добро, зависть, злость, ложь, милосердие; уметь читать выразительно, передавая свое отношение к содержанию читаемого текста.


09.03


п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные умения


УУД


Дата
проведения

план

факт

Радуга-дуга (3 часа)

4

«Пословица - мудрость народная».

«Песенки разных народов»


Почему пословицу считают народной мудростью?

Что можно узнать о старинном народном быте из народных песенок?

Малые фольклорные жанры: песенки, загад-ки, пословицы, считал-ки.


Знакомство с произведениями малых фольклорных жанров — пословицей, поговоркой и загадкой; уметь отгадывать загадки, сравнивать предмет загадки и предмет отгадки, выделять признаки предмета, на которые указывает загадка; проявлять творческую активность при отгадывании загадок и составлении своих собственных.

Уметь сравнивать фольклорные песенки разных народов, видеть в них общее; развивать речь: обогащать словарный запас словами, которые дают представление о старине, о русском быте; уметь выразительно читать произведения малого фольклорного жанра.

Личностные: формирование пози-тивного отношения к чтению. Регулятивные: освоение способов работы с книгой. Познавательные: умение различать пословицы и поговор-ки, формирование на-выка выразительного чтения. Коммуникативные: умение взаимодей-ствовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках.

12.03


5

«Мы идём в библиотеку»,

Сборник англ. народных песенок и шуток. «Наш театр»

Есть ли что-то общее в фольклорных произведе-ниях разных народов?

Малые фольклорные жанры: песенки, загадки, пословицы, считалки

Продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами народов разных стран; уметь выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический указатель, название книги; уметь вчитываться в содержание текста, используя приемы драматизации.

16.03


6

«Маленькие и большие секреты Страны Литературии»

Как устроена загадка? Каким образом в загадке прячется отгадка? Как ее найти?

Малые фольклорные жанры: песенки, загадки, пословицы, считалки

Иметь представление о малых фольклорных жанрах (загадка, пословица, считалка, детская песенка); уметь сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; уметь выделять загадки разного типа: загадки-вопросы, загадки-описания, в которых указываются признаки предмета; обогатить свою речь словами с уменьшительно-ласкательными формами имен нарицательных и собственных.

19.03



п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные умения


УУД


Дата
проведения

план

факт

Здравствуй, сказка! (3 часа)

7

«Сказки народов России»

«Лень до добра не доведёт»


Что такое сказка?

Чем похожи и чем различаются сказки?

Чему учат сказки?

Чем похожи и чем отличаются сказки народов России?

Чем похожи и чем отличаются народные и авторские сказки?

Сказка, сказка о животных.

Сказочный герой.

Персонажи.

Сказка народная и авторская, сказка о животных.


Уметь высказывать собственное мнение о про-читанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций; учиться читать целыми словами; учиться придумать иное окончание сказки. Уметь вчитываться в текст и всесторонне ос-мысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы; учиться следить в сказке за разви-тием действия, готовиться к пересказу; учиться обращать внимание на речь персонажей, осмыс-ливать их поступки; уметь выразительно читать диалоги в сказке: предста-вить настроение пер-сонажей, их характеры. Знакомство со сказками разных народов России, учиться их сопостав-лять с народными русскими сказками по глав-ной мысли; учиться читать целыми словами, уметь выразительно читать. Уметь различать народную сказку и авторскую (на практическом уровне);

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нуж­ный источник информации.

Познавательные: умение отличать сказку от других литературных произведений, совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.

Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаи­модействия с книгой.

02.04


8

Народные и авторские сказки о животных


Чем похожи и чем отличаются народные и авторские сказки?

Сказка народная и авторская, сказка о животных.

Сказочный герой.

Персонажи.

Иметь представление о народной и литературной сказках; учиться сравнивать тексты художественных и научно- познавательных произведений, находить общее и различное; учиться наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; уметь читать выразительно.

06.04


9

«Общение с миром природы».

Относится ли природа к живому? Как ее может спасти любовь? Можно ли словами передать звуки природы? Как это делают авторы? Как вы понимаете слова «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе?

Общение, диалог героев.

Звукоподражательные слова.


Учиться работать с книгой;

Уметь выразительно читать тексты; уметь находить слова, характеризующие героя; иметь представление о взаимоотношениях человека и природы.

Знакомство с приемом звукописи как средством создания образа; уметь находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы;

Учиться работать в паре;

Уметь выразительно читать стихотворение.

Учиться работать в группе;

Уметь отбирать материал в соответствии с темой.

09.04


п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные умения


УУД


Дата
проведения

план

факт

Люблю все живое (3 часа)

10

«Обходиться добром со всяким»


Почему имя Л. Толстого является любимым для

многих людей?


Общение, диалог героев.

Звукоподражательные слова.

Уметь работать с книгой;

Уметь определять тему выставки и класси-фицировать книги по подтемам;

Знакомство произведениями русских и советских писателей о природе и живот-ных; с произведениями великого русского писателя Л. Толстого; учиться слышать и слушать художественное произведение и на основе слушания проводить анализ художественного произведения; учиться самостоятельно читать книги.

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нуж­ный источник информации.

Познавательные: умение отличать сказку от других литературных произведений, совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.

Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаи­модействия с книгой.

13.04


11

«Эй не стойте слишком близко- я тигрёнок, а не киска».


Каким образом можно ярко описать предмет?

Общение, диалог героев.

Звукоподражательные слова.

Знакомство произведениями малых фоль-клорных жанров — загадками, стихотворе-ниями, где главными героями выступают животные; учиться характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки; уметь ви-деть отношение автора к своим героям; зау-чивать произведения наизусть; придумы-вать свои варианты загадок.

16.04


12

«Маленькие и большие секреты Страны Литературии»

Чем похожи и чем отличаются художественные и научно – познавательные тексты?

Общение, диалог героев.

Звукоподражательные слова.

Иметь представление о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер, выраженный через слово; знакомство с новым произведением С. Маршака, имеющим нравственно-этический смысл; уметь выразительно читать.

20.04










п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные умения


УУД


Дата
проведения

план

факт

Хорошие соседи, счастливые друзья (3 часа)

13

«Когда мои друзья со мной»




Что такое дружба?

Может ли человек, который не уважает людей, защитить их и совершить героический, хороший поступок?

Как правильно общаться с друзьями?

Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям.

Дружба, взаимопомощь и поддержка.


Уметь различать, что хорошо, а что плохо, уметь давать оценку поступкам; учиться характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки; уметь видеть отношение автора к своим героям; иметь представле-ние о том, что разрешать споры (конфлик-ты) нужно на основе взаимопонимания и доброжелательных отношений; уметь чи-тать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения.

Учиться определять основную (главную) мысль произведения; учиться вчитываться в текст, подниматься от осмысления содержа-ния к главной мысли произведения; уметь сравнивать произведения по теме, содержа-нию и главной мысли; уметь характеризо-вать героя по его речи и поступкам.


Личностные: представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оцени­вать свои действия.

Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах.

23.04


14

«Нет друга – ищи, а нашёл -береги».


27.04


15

«Маленькие и большие секреты Страны Литературии»


Что такое совесть, честность, обман, лень, трудолюбие, внимание к ближнему?

Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям.

Дружба, взаимопомощь и поддержка.

Иметь представление о дружбе и друзьях, о нравственно-этических понятиях (обман, лень, доброта, совесть, трудолюбие, честность и др.);

Знакомство с новыми произведениями Л. Толстого и

В. Сутеева, имеющими нравственно-этический смысл; учиться общаться на основе уважения и взаимопонимания.


30.04









п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные умения


УУД


Дата
проведения

план

факт

Край родной, навек любимый (7 часа)

16

«Лучше нет родного края».


Что такое родной край?

Как в стихотворениях русских поэтов описывается родная природа?

Родной край, главный город страны (столица).

Красота родного края.

Времена года: весна, лето, осень, зима.

Стихи, рифма.

.

Учиться чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, размышлять над их содержанием; уметь сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, находить общее и различное; улавливать основную мысль произведения.

Учиться сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и настроению; наблюдать за использованием сравнений;

уметь создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; уметь находить в стихах слова, указывающие на отношение поэта, его настроение.

Личностные: представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах.


04.05


17

«Стихотворения русских поэтов о весне и лете».


07.05


18

«Стихотворения русских поэтов о зиме и осени»

11.05


19

«Родина любимая, что мать родимая»

Что такое Родина?

Родной край, главный город страны (столица).

Красота родного края.

Времена года: весна, лето, осень, зима.

Стихи, рифма.

Иметь представление о понятиях «родина как мать», «семейное согласие»; учиться составлять рассказы о своей семье, родителях, передавать в слове свое отношение к ним; уметь выразительно читать.

14.05


20

«Родина любимая, что мать родимая»

18.05


21

«Мы идём в библиотеку».

Что такое дружная семья?

Родной край, главный город страны (столица). Красота родного края. Семья, уважение, любовь.

Иметь первоначальное представление о родине, любовь к которой начинается с семьи; учиться доброжелательно и уважи-тельно относиться к детям и взрослым в школе, родителям и близким в семье.

21.05


22

Интегрированная контрольная работа


Ознакомление с содержанием заданий контрольной работы; поэтапное выполнение заданий контрольной работы; самоконтроль и самопроверка

Познавательные: общеучебные – владение приемами понимания прочитанного; самостоятельное поэтапное выполнение заданий; структурирование знаний; логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; анализ объектов; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче.

Личностные: осуществляют самоконтроль и самопроверку.

25.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!