Утверждаю. Директор БСОШ № 1 _____________________ Марянин Е.А. Приказ №186 от «29» 08 2016 г. | Согласована на Методическом совете школы Протокол № 1 от «27 » 08 2016 г. Руководитель МС __________ Здобнова Г.Н | Рассмотрена на заседании кафедры начального общего образования Протокол № 1 от «26 » 08 2016 г. Соответствует ФГОС НОО Руководитель кафедры: __________ Битунова С.Н. |
МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Спасского муниципального района РТ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 2А класс
Год разработки: 2016 год
Срок реализации программы : 1 год
Составлена на основе: Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской «Литературное чтение» (УМК «Перспективная начальная школа»)
Программу составила: Козлова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 2А класса разработана на основании:
- ФГОС начального общего образования;
-Основной образовательной программы НОО;
- авторской программы Н.А.Чураковой УМК «Перспективная начальная школа»
Она ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
Чуракова Н.А. Литературное чтение 2 класс: учебник в двух частях - М.: Академкнига / Учебник, 2011 г.
Чуракова Н. А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
По программе Г.Агарковой, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховской на изучение литературного чтения отводится 136 часов (4 ч в неделю). По учебному плану МБОУ БСОШ №1 на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 105 часов (3 ч в неделю при 34-ч учебных неделях + 3 часа на тематические экскурсии). В соответствии с этим мною проведено уплотнение учебного материала по следующим разделам:
Раздел | Авторская программа | Рабочая программа |
Народное творчество | 20 ч | 14 ч |
Авторская литература | 115 ч | 84 ч |
Формирование библиографической культуры. | 5 ч | 4 ч |
Тематические экскурсии | - | 3 ч |
Итого | 140 ч | 105 ч |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Предметные результаты освоения ООП НОО
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору)
пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения в области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» во 2- м классе является формирование следующих умений:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.
Народное творчество (14 ч.)
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира, волшебство числа. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).
Авторская литература (84 ч.)
Волшебная сказка в стихах А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что
поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Формирование библиографической культуры. (4 ч.)
Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения (в течение всего года).
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте;
б) выбор темпа чтения;
в) расстановка логических ударений;
г) соблюдение пауз;
д) владение голосом (громче-тише; быстрее-медленнее).
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения «про себя»:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.
Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Развивать умение выразительного чтения.
Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.
Формировать умение читать про себя.
Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).
Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний
Тематические экскурсии (3 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В гостях у учёного Кота (17часов)
№ п/п | Тема урока | Вид учебной деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |
1 | Знакомство с библиотекой Учёного Кота. | работа в группе
| 02.09 | | | |
2 | Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | работа с информационными источниками | 06.09 | | | |
3 | Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Беседа Видиоурок | 07.09 | | | |
4 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке | Практическая работа | 09.09 | | | |
5 | Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | работа с раздаточным материалом; | 13.09 | | | |
6 | Хрестоматия Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» | дидактическая игра | 14.09 | | | |
7 | Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок» | Выборочное чтение. Устные ответы | 16.09 | | | |
8 | Сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса» | Чтение по ролям, беседа. | 20.09 | | | |
9 | Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик» | Просмотр сказки на экране. КОНЭРС | 21.09 | | | |
10 | Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост» | самостоятельная работа по карточкам. | 23.09 | | | |
11 | Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» | разгадывание кроссворда | 27.09 | | | |
12 | Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали» | Тестирование Работа в паре. | 28.09 | | | |
13 | Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо» | Работа в группе | 30.09 | | | |
14 | Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо» | Работа с кроссвордамиТОКИН МЭТ | 04.10 | | | |
15 | Современные поэтические тексты И. Пивоваров «Жила-была собака», «Мост и сом» | Разбор ситуаций. КЛОК БАДИС | 05.10 | | | |
16 | Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход в «Музейный дом» | Работа в группе. Выразительное чтение . | 07.10 | | | |
17 | Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» | работа в группе | 11.10 | | | |
В гостях у Незнайки (6 часов) | |
18 | В гостях у Незнайки Н. Носов «Фантазёры» | Самостоятельное чтение. Ответы на вопросы. Видеоурок | 12.10 | | | |
19 | Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же. Н. Носов «Фантазёры» | Работа в паре. Чтение по цепочке. | 14.10 | | | |
20 | Рассказ Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | Разные виды чтения. Приём «Ромашка Блума» | 18.10 | | | |
21 | Э. Мошковская «Язык и уши», «Если грачи закричали» | самостоятельная работа; | 19.10 | | | |
22 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» | Устная работа. чтение выборочное, по ролям. | 21.10 | | | |
23 | Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь..." | практическая работа; КЛОК БАДИС | 25.10 | | | |
24 | Секреты чайного домика | Сам.работа Работа в парах | 26.10 | | | |
25 | С. Козлов «Ёжик в тумане» | Коллективная работа. МИКС – ПЭА – ШЭА | 28.10 | | | |
26 | Японская сказка «Барсук – любитель стихов» | работа в парах, деление текста на части. | 08.11 | | | |
27 | Японская сказка «Луна на ветке» | Чтение про себя. Устные ответы. | 09.11 | | | |
28 | С.Козлов «Красота» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Венецианова «Жнецы» | Работа в паре Работа с презентацией | 11.11 | | | |
29 | Секрет коротких стихотворений. Хокку. | Работа в группе | 15.11 | | | |
30 | В. Драгунский «Что я люблю» | Самостоятельное чтение с последующим обсуждением. | 16.11 | | | |
31 | В. Драгунский «Что любит Мишка» | работа с раздаточным материалом; | 18.11 | | | |
32 | М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» | работа в группе ТАЙМД ПЭА ШЭА | 22.11 | | | |
33 | Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь» | работа в группе
| 23.11 | | | |
34 | Обобщение по теме «В гостях у Барсука» | - работа с информационным источником | 25.11 | | | |
35 | И. Тургенев «Воробей». М. Карем «Ослик» | Практическая работа Видеоурок | 29.11 | | | |
36 | М. Бородицкая «Котёнок» Э. Мошковская «Кому хорошо» | работа с раздаточным материалом; | 30.11 | | | |
37 | В. Драгунский «Друг детства» | дидактическая игра | 02.12 | | | |
38 | В, Лунин «Кукла». Р. Сеф « Я сделал крылья и летал» | Чтение ролевое. Выделение главной мысли текста. | 06.12 | | | |
39 | Л. Толстой «Прыжок» | Работа в парах. КОНЭРС. Видеоурок | 07.12 | | | |
40 | Л. Толстой «Акула» | Выделение главной мысли текста. Деление на части. Составление плана рассказа. | 09.12 | | | |
Точка зрения ( 37 часов) |
41 | Поэтический текст А. Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом» Портреты италь-янского художника Арчимбольдо | разгадывание кроссворда; | 13.12 | | | |
42 | С. Матохин «Фотограф» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Церковь в Овере» | Работа по карточкам. Работа с презентацией | 14.12 | | | |
43 | О. Дриз «Игра» | Работа в группе | 16.12 | | | |
44 | С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | Чтение по цепочке. | 20.12 | | | |
45 | О. Дриз «Стёклышки» | Работа в паре | 21.12 | | | |
46 | М. Бородицкая «Лесное болотце» | Работа над выразительностью чтения. ТАЙМД-ПЭА-ШЭА | 23.12 | | | |
47 | В. Берестов «Картинки в лужах» | работа в группе , | 10.01 | | | |
48 | А. Ахундова «Окно» | выборочное чтение | 11.01 | | | |
49 | А. Усачёв «Бинокль» | деление на части | 14.01 | | | |
50 | Т. Белозёров «Хомяк», М. Яснов «Хомячок» | тестирование; МИКС ПЭА ШЭА | 17.01 | | | |
51 | Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» | Работа в группе | 18.01 | | | |
52 | Е. Чеповецкий «В тихой речке» А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?» | Чтение с обсуждением | 20.01 | | | |
53 | М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот | Чтение по ролям | 24.01 | | | |
54 | М. Бородицкая «Булочная песенка» П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачёв «Эх!» | Работа в паре Работа с презентацией | 25.01 | | | |
55 | Г. Сапгир «У прохожих на виду». | работа в группе | 27.01 | | | |
56 | О. Кургузов «Сухопутный или морской?» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж» | Работа с иллюстрациями. МИКС – ФРИЗ - ГРУПП | 31.01 | | | |
57 | О. Дриз «Кончилось лето» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла» | Работа в паре | 01.02 | | | |
58 | О. Дриз «Синий дом» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Шагала | Работа в паре, устная беседа. | 03.02 | | | |
59 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | Практич.работа | 07.02 | | | |
60 | М. Лермонтов «Осень» | самостоятельная работа; | 08.02 | | | |
61 | О. Дриз «Кто я?» | самостоятельное чтение с обсуждением. | 10.02 | | | |
62 | М. Карем «Повезло!» Р. Сеф «Лучше всех» | практическая работа; | 14.02 | | | |
63 | Л. Яхнин «Моя ловушка» | Чтение по цепочке, анализ прочитанного | 15.02 | | | |
64 | Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» | Сам. работа | 17.02 | | | |
65 | Г. Юдин «Скучный Женя» | работа в группе | 21.02 | | | |
66 | А. Усачёв «Обои» | - работа в парах; видеоурок | 22.02 | | | |
67 | А. Усачёв «Обои» | Работа над выразительностью. | 24.02 | | | |
68 | В. Лунин «Что я вижу» | Работа в паре | 28.02 | | | |
69 | Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень» | Рассматривание иллюстраций КУИЗ – КУИЗ - ТРЭЙД | 01.03 | | | |
70 | Обобщение по теме «Точка зрения» | работа с раздаточным материалом; | 03.03 | | | |
71 | С. Михалков «А что у вас?» | дидактическая игра | 07.03 | | | |
72 | Что такое новости? Кто рассказывает новости? | работа в группе | 10.03 | | | |
73 | Детская периодика. Журналы для детей | работа в группе; работа с презентацией
| 14.03 | | | |
74 | По страницам детского журнала «Мурзилка» | работа с информационными источниками | 15.03 | | | |
75 | По страницам детского журнала «Весёлые картинки» | - работа с информационными источниками, работа в группах. | 17.03 | | | |
76 | Развивающие задания Журнала «Мурзилка», «Весёлые картинки» | работа с раздаточным материалом; | 04.04 | | | |
77 | Обобщение по теме «Детские журналы» | дидактическая игра. | 05.04 | | | |
Природа для поэта – любимая и живая (15 часов) | |
78 | Л. Яхнин « Музыка леса» | Слушание музыки. | 07.04 | | | |
79 | Ю. Коваль «Три сойки» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Заяц» | Чтение с обсуждением. | 11.04 | | | |
80 | Р. Сеф «Добрый человек», Л.Яхнин «Пустяки» | Осмысление цели чтения. | 12.04 | | | |
81 | Е. Чарушин «Томка испугался» | работа в группе
| 14.04 | | | |
82 | Е. Чарушин «Томкины сны» | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | 18.04 | | | |
83 | Г. Юдин «Вытри лапы и входи» | Чтение и анализ текста. | 19.04 | | | |
84 | М. Пришвин «Разговор деревьев» | работа с раздаточным материалом; | 21.04 | | | |
85 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | дидактическая игра | 25.04 | | | |
86 | М.Пришвин «Золотой луг» | Работа в паре. Видеоурок | 26.04 | | | |
87 | С. Козлов «Жёлудь» | Чтение с обсуждением. | 28.04 | | | |
88 | М.Лермонтов «Утес» | Работа над выразительностью чтения. | 03.05 | | | |
89 | М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» | дидактическая игра | 05.05 | | | |
90 | Дональд Биссет «Ух!» | Работа над выразительностью чтения. | 10.05 | | | |
91 | А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» | Работ в парах. | 12.05 | | | |
92 | Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая» | Выполнение проекта СТЁ ЗЕ КЛАСС | 16.05 | | | |
Почему нам бывает смешно ( 13 часов) | |
93 | К. Чуковский «Федотка» | Работа над выразительностью чтения. Видеоурок | 17.05 | | | |
94 | О. Дриз «Доктор», «Обида» | Работа в паре | 17.05 | | | |
95 | В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | Работа в группе | 19.05 | | | |
96 | В. Драгунский. Недостатки героев | Работа в паре | 19.05 | | | |
97 | М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» | Выборочное чтение. | 23.05 | | | |
98 | Л.Квитко «Способный мальчик» | Все виды чтения. | 23.05 | | | |
99 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | Знакомство с текстом сказки. МИКС ФРИЗ ГРУПП | 24.05 | | | |
100 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» (деление на части) | Просмотр мультфильма | 24.05 | | | |
101 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» (чтение по ролям) | Выполнение рисунков к сказке | 26.05 | | | |
102 | П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком» | Наблюдение за объектом природы с последующим анализом. | 26.05 | | | |
103 | Экскурсия в сосновый бор «Секреты коротких стихотворений» | Наблюдение за объектом природы с последующим анализом. | 30.05 | | | |
104 | Экскурсия на луг «Природа у поэта любимая и живая» | Наблюдение за объектом природы с последующим анализом. | 30.05 | | | |
105 | Экскурсия к озеру Рабиги «Красота природы в стихах и прозе» | Наблюдение за объектом природы с последующим анализом. | 31.05 | | | |
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ТЕСТ .
1 вариант.
Определи жанр произведения.
Ходит сон у окон.
Ходит к Дрёме на поклон.
Ты входи-ка Дрёма в дом,
Напусти нам угомон.
а) частушка; б) колыбельная; в) скороговорка.
2. Определи жанр произведения:
Секи, секи, дождь,
На нашу рожь,
На бабину пшеницу,
На просо и чечевицу,
На дедов ячмень –
Поливай целый день.
а) закличка; б) колыбельная; в) загадка.
3.Определи жанр произведения:
Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
а) загадка; б) пословица; в) скороговорка.
4. «Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», - это
а) считалка; б) пословица; в) загадка.
5. В какой народной сказке среди персонажей есть волк?
А) Теремок; б) Каша из топора; в) У страха глаза велики.
6. Назовите фамилию поэта, автора стихотворений «Иван Иваныч Самовар», «Очень-очень вкусный пирог», «Весёлые чижи»?
а) А.Введенский; б) А.Пушкин; в) Д.Хармс.
7. Кто написал рассказы «Филиппок», «Котёнок», «Старый дед и внучек»?
а) А. С.Пушкин; б) Л.Н.Толстой; в) В.В.Бианки.
8. Вспомните, кто автор стихотворения
«Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее».
а) К. Д. Бальмонт; б) Ф.И.Тютчев; в) А.А.Фет.
9. Можно ли понять такой текст? Обозначь цифрой порядок частей по смыслу.
_ И стала у них ссора. Пока спорили, рыба вся ушла.
- Два рыбака тянули невод.
_ Когда стало тяжело, один сказал:
- Невод не хорош.
Другой сказал:
- Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь.
Прочитай текст, ответь на вопросы по тексту.
* * *
Встретились Кабанчик и Лисёнок.
- Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая, да ещё жёсткая, как же ты зимовать будешь?
- Какой же ты худой, Лисёнок! Одна кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
- У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну.
- А у меня под кожей жир. Жир лучше всякой шубы греет.
(По Н.Сладкову)
1) Как описать Кабанчика, чтобы все поняли, что это за зверь?
* у Кабанчика щетинка редкая, да ещё жёсткая;
* у Кабанчика шёрстка густая, шубка тёплая.
2) Как ты расцениваешь разговор животных?
* они подсмеивались друг над другом;
* они сочувствовали друг другу.
3) Выбери правильный ответ на вопрос: «Где зимуют лисы?»
* в берлоге;
* в норе;
* в дупле.
4) Выбери заголовок к тексту
* «Кабанчик и Лисёнок»;
* «Разговор зверей»;
* «Как зимуют звери?»
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
2вариант.
Определи жанр произведения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи поди-ка ты!
а) частушка; б) считалка; в) скороговорка.
2. Определи жанр произведения:
Потягунюшки, порастунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки!
а) пестушка; б) колыбельная; в) загадка.
3.Определи жанр произведения:
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается,
А улыбка – лучи очень горячи.
а) загадка; б) пословица; в) скороговорка.
4.«Хочешь есть калачи – не сиди на печи », - это
а) считалка; б) пословица; в) загадка.
5.В какой народной сказке среди персонажей есть заяц?
А) Гуси-лебеди; б) Каша из топора; в) У страха глаза велики.
6.Назовите фамилию поэта, автора произведений «Музыкант», «Сова», «Лесные домишки»?
а) В. В. Бианки; б) А.С.Пушкин; в) Д.Хармс.
7.Кто написал басни «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука» ?
а) А. С.Пушкин; б) Л.Н.Толстой; в) И.А.Крылов
8.Вспомните, кто автор стихотворения
«Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду».
а) С.А.Есенин; б) Ф.И.Тютчев; в) А.А.Фет.
9.Можно ли понять такой текст? Обозначь цифрой порядок частей по смыслу.
_ Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода в кувшине поднялась до краёв, и галка напилась.
_ Галка хотела пить.
_ На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Галке нельзя было достать.
Прочитай текст, ответь на вопросы по тексту.
* * *
Лиса попала хвостом в капкан. Рвалась изо всех сил и убежала без хвоста. Другие лисицы смеются над ней. Проходу ей не дают.
Бесхвостая лиса позвала к себе в гости подруг и советует им отрубить свои хвосты. «Без хвоста, - говорит, _ и красивее, и легче».
«Когда бы у тебя цел был хвост, так ты бы говорить этого не стала», - сказали ей подруги.
1) Почему лиса советовала другим лисам отрубить свои хвосты?
* заботилась об их красоте.
* чтобы не ей одной пришлось бегать без хвоста.
2) Как ты расцениваешь предложение лисы?
* как хитрость;
* как глупость.
3) согласились ли другие лисы расстаться со своими хвостами?
* да;
* нет.
4) Выбери заголовок к тексту.
* «Хитрая лиса»;
* «Верные подруги»;
* «Капкан»
8