СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ("Начальная школа XXI века")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует новым требованиям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ("Начальная школа XXI века")»

  • Содержание программы (136 часов)

Учебно-тематический план



п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Устное народное творчество

16

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

10

4

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета

5

5

Произведения Л.Н. Толстого

11

6

Произведения Н.А. Некрасова

7

7

Произведения А.П.Чехова

6

8

Сказки зарубежных писателей

4

9

Стихи русских поэтов

7

10

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

7

11

Произведения А.И. Куприна

7

12

Стихи С.А.Есенина

7

13

Произведения К.Г. Паустовского

12

14

Произведения С.Я. Маршака

4

15

Произведения Л. Пантелеева

6

16

Произведения А.П. Гайдара

5

17

Произведения М.М. Пришвина

7

18

Произведения зарубежных писателей

10


ИТОГО

136


Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе

  • произведения устного творчества русского и других народов;

  • стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

  • художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литера­тура; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.


Основные разделы

Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д. Дрожжин «При­вет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (от­рывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуков­ский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга». «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его коман­да» (отрывок); СВ. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Сол­нечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).

  • Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви­вающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со­циальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль­ных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотива­
    ции к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

  1. овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для созда­ния моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуника­ционных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  2. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и по­знавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избира­тельности, этики и этикета;

  3. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказы­вание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;


  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  2. формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих;

  4. формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  5. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процес­сов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  6. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  7. формирование умения работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержани­ем конкретного учебного предмета.


Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится формирование:

  1. понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства со­хранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; форми­рование потребности в систематическом чтении;

  3. понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изу­чающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содер­жание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновы­вать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, на­учно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к результатам обучения в третьем классе

Учащиеся должны научиться:

  • читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

  • читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;

  • определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;

  • пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;

  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разде­лами, темами, жанрами, писателями;

  • работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

  • пользоваться справочной литературой.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Слушание литературного произведения

воспринимать произведения разных жанров из круга чтения;

понимать главную мысль;

изучать произведения одного и того же жанра или несколько произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произве­дения, изображение героев);

сравнивать героев разных произведений, анализировать их поступки, выделять дета­ли для характеристики;

определять время и место событий, выделять описания пейзажа и портрета героя;

выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к произведению и героям.

Чтение

читать вслух и молча (про себя) небольшие произведения или главы из произведений целыми словами;

читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом

осознавать последовательность и смысл событий;

вычленять главную мысль текста;

определять поступки героев и их мотивы; сопоставлять и оценивать поступки персо­нажей;

находить в произведении слова и выражения, характеризующие героев и события; вы­являть авторскую позицию и свое отношение к событиям и персонажам;

работать со структурой текста: начало, развитие, концовка;

делить текст на части и озаглавливать их;

составлять план текста под руководством учителя;

пересказывать содержание текста (подробно и кратко) по готовому плану;

самостоятельно выполнять задания к тексту.

Круг чтения

читать произведения устного народного творчества русского народа и других наро­дов; стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; художественные и научно-популярные рассказы и очерки;

понимать тему чтения: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Роди­ны, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах лю­дей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.);

анализировать более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой);

понимать замедленность действия народной сказки за счет повторов, включения пе­сенок и прибауток; анализировать наличие волшебных превращений; приводить примеры присказки, зачинов и их вариантов, особых концовок;

осознавать идею победы добра над злом, правды над кривдой, реальность и нереаль­ность событий, положительных и отрицательных героев народной сказки;

понимать особенности изображения персонажей былины (гиперболизация), особенно­сти былинного стиха, повторы;

анализировать и кратко характеризовать особенности литературной (авторской) сказки, сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные пе­реживания;

приводить примеры художественных рассказов и давать характеристику их особен­ностей: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений;

понимать особенности жанра рассказа-описания (научно-художественного рассказа) как промежуточного жанра между художественными и научно-популярными рассказами: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации;

пользоваться справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями, книга­ми-справочниками.

Литературоведческая пропедевтика

ориентироваться в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литера­турное произведение;

перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль;

объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произ­ведение, научно-художественное, научно-популярное);

приводить примеры героев (персонажей);

находить в тексте портрет героя, пейзаж;

перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа;

называть средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

развивать интерес к художественному слову;

сочинять (по аналогии с произведениями фольклора) загадки, потешки, небылицы, сказки, забавные истории с героями изученных произведений;

«дописывать», «досказывать» известные сюжеты;

принимать участие в коллективной творческой работе по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д.

участвовать в литературных играх, конкурсах, утренниках, уроках-отчетах.

Чтение: работа с информацией

пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги;

получать информацию с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, анно­тация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»);

пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произве­дениях и книгах;

оформлять информацию в виде моделей, схем, таблиц;

использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, про­изведений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.критерии оценивания7

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");

- умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых -четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 70-85слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя");

I полугодие – 65 – 70 слов в минуту, II полугодие 70 – 85 слов в минуту.

«5» - без ошибок, самостоятельно пересказывает прочитанное4

«4» - 1-2 ошибки, допущены 1-2 неточности, ошибки в пересказе

«3» - 3-5 ошибок, неточно ответил на вопросы, допущены ошибки и недочеты в пересказе, пересказ при помощи наводящих вопросов;

«2» - прочитал ниже нормы, не может передать содержимое прочитанного


Чтение наизусть

«5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

«4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

«3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

«2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.


Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  1. Правильная постановка логического ударения

  2. Соблюдение пауз

  3. Правильный выбор темпа

  4. Соблюдение нужной интонации

  5. Безошибочное чтение

«5»– выполнены правильно все требования

«4»– не соблюдены 1–2 требования

«3»– допущены ошибки по трем требованиям

«2»– допущены ошибки более, чем по трем требованиям


Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  1. Своевременно начинать читать свои слова

  2. Подбирать правильную интонацию

  3. Читать безошибочно

  4. Читать выразительно

«5»– выполнены все требования

«4»– допущены ошибки по одному какому-то требованию

«3»– допущены ошибки по двум требованиям

«2»– допущены ошибки по трем требованиям


Пересказ

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

«4»– допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

«3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

«2» – не может передать содержание прочитанного.

Примерное планирование проверочных и контрольных работ



п/п

Компетенция. Вид проверки

Время выполнения

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка.

Сентябрь

2

Контрольная тестовая работа за 1 четверть.


Октябрь

3

Комплексная разноуровневая работа за 1 полугодие.

Декабрь

4

Проверка навыка чтения вслух.

Декабрь

5

Контрольная тестовая работа за 3 четверть.


Март

6

Комплексная раз­ноуровневая кон­трольная работа.

Май

7

Проверка навыка чтения вслух.

Май
















  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема урока


Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

план

факт

I четверть (34 ч)

Устное народное творчество (16 ч)

1

01.09

02.09


Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик».


1

Называть жанры фольклора. Работать с понятием «загадка». Называть тему, форму, виды загадок. Выразительно читать загадки.


2


Пословицы. Какие бывают пословицы.

Д/чт. Загадки, пословицы.


1

Называть жанры фольклора. Работать с понятием «пословица». Рассказывать об особенностях по­строения пословиц. Называть тему по­словицы. Вырази­тельно читать посло­вицы.






3-

4

05.09

06.09


Русская народная сказка «Самое до­рогое». Русская народная сказка «Про Лени­вую и Радивую».

2

Работать с понятием «присказка». Назы­вать виды присказок. Рассказывать знако­мые сказки с разными присказками. Опре­делять смысл (глав­ную мысль) сказки. Рассказывать сказку от лица одного из героев.

5

08.09




Д/чт. Русские народные сказки. «Лиса и КотофейИваныч», «Дрозд Еремеевич».

1

Работать со схемой «Какие бывают сказ­ки». Устно приводить примеры. Работать с текстом сказки (пра­вильно называть, оп­ределять тему и жанр). Рассказывать сказки с присказками. Выразительно читать диалоги. Выявлять особенности языка сказки, тона и темпа чтения.

6

09.09



Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка.


1

Самостоятельно со­ставлять план (блок-схему). Читать сказку по частям. Вырази­тельно читать диало­ги. Определять глав­ную мысль сказки.

7-

8

12.09


13.09



Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр».

2

Заполнять схему «Народные сказки» и устно приводить при­меры сказок. Делить сказку на части, со­ставлять словесный план. Упражняться в выразительном чте­нии по частям, в вы­борочном чтении (желания девиц, про­делки Ягищи, диалог в бочке сына и цари­цы, описание чудес, превращение Нехитёра-Немудёра).

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках.


9

15.09








Д/чт.Русские народные сказки: «Елена Премуд­рая», «Умная внуч­ка», чу­котская сказка «Де­вушка и Месяц».


1

Рассматривать и анализировать книги (правильно называть, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, ху­дожника, жанр, год издания, кратко пе­редавать суть прочи­танной сказки).

10

16.09



Скороговорки. Потешки.


1

Рассказывать сказки по выбору. Участво­вать в коллективном заполнении схемы «Фольклор» (с приве­дением примеров). Упражняться в чтении скороговорок. Приду­мывать скороговорки.

11

19.09



Урок-обобщение по разделу. Проверка навыка чтения вслух.


1

Участвовать в кон­курсе «Знатоки зага­док, пословиц и ско­роговорок».

12

20.09



Былина «Добрыня и Змея»

1

Познакомить с поня­тием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повто­ры, устойчивые эпи­теты).

13-14

22.09


23.09



Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Былины: «Алё­ша Попович и Туга­рин Змеёвич», «Вольга и Микула»

2

Пересказывать былину по плану. Выразитель­но читать отрывок из былины. Сравнивать былины «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Работать со схемой «Герои былины». Рас­сказывать о героях былины.

15

26.09



Д/ чт. Былины:«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муром­ца», «Алёша По­пович».


1

Пересказывать были­ну по готовому плану. Самостоятельно ра­ботать со схемой «Былинные герои».

16

27.09



Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя»).


1

Комментировать и доказывать ответ словами из текста былин.

Басни (5 ч)

17

29.09



Эзоп. «Лисица и виноград».И.А. Крылов. «Лисица и Виноград».


1

Работать со схемой «Герои сказок и их основные признаки». Отвечать на вопросы по теме урока. Слу­шать басню Эзопа. Читать вслух басню И.А. Крылова. Упражняться в выра­зительном чтении басен. Раскрывать единство формы и содержания басни.

18

30.09



И.А. Крылов. «Во­рона и Лисица». Д/чт. Эзоп. «Во­рон и Лисица».


1

Выполнять взаимо­проверку знания наи­зусть басни (работа в парах). Комменти­ровать иллюстрации к выбранной басне и подбирать строки и к рисунку.

19

03.10



Д/чт. И.А. Кры­лов. «Волк и Ягнё­нок», «Крестьянин и Работник».


1

Читать басню, выде­лать мораль, опреде­лять главную мысль басни. Участвовать в беседе по выявлению первичного воспри­ятия. Выделять части басни. Упражняться в чтении морали (вы­делять назидатель­ный, поучительный тон).

20

04.10



Д/чт. Эзоп. «Го­лубь, который хо­тел пить», «Бесхво­стая Лисица». А.Е.Измайлов. «Филин и чиж».


1

Представлять само­стоятельно прочи­танные книги по об­разцу. Чтение наи­зусть или по книге самостоятельно под­готовленных басен.

21

06.10



Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»).


1

Выполнять задания в рубрике «Проверь себя».

Произведения А.С. Пушкина (11 ч)

22

07.10




Произведения А.С. Пушкина. «У лукоморья дуб зелёный...» Отрывок из поэмы «Руслан и Людми­ла».

1

Вспомнить и назвать несколько изученных ранее произведений А.С. Пушкина. Отвечать на вопросы по теме урока. Самостоятельно читать вводную статью, дополнить схему новым жанром - «поэмой». Читать и делить на час­ти прочитанный отры­вок из поэмы.

23

10.10



Д/чт. А.С. Пушкин. «Бой Руслана с гигант­ской головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людми­ла»)


1

Упражняться в выра­зительном чтении: определение задачи чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения.

24

11.10



А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»


1

Выразительно читать наизусть выбранную часть (работа в парах). Перечитывать сказку. Читать по ролям слова сестер и царя Салтана. Наблюдать за риф­мующимися строками.

25

13.10



А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»


1

Наблюдать в сказке за изменением со­стояния моря, движе­ния кораблика и из­менением настроения автора.

26

14.10



А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»


1

Работать с образами героев (по группам): образ царя Салтана, образ князя Гвидона, образ царевны Лебеди.

2728

17.10

18.10



К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Д/чт. А.С. Пуш­кин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...»

2

Работать с книгами сказок А.С. Пушкина. Рассматривать книги со сказками разных изданий. Составлять выставку книг со сказками А.С. Пушки­на. Слушать «Сказку мёртвой царевне и о семи богатырях».

29

20.10



А.С. Пушкин. «Вот север, тучи наго­няя...», «Зимний вечер»


1

Работать с кроссвор­дом. Самостоя­тельно работать со стихотворением. Сравнивает стихо­творения: определе­ние их тем, наблюде­ние за построением строф и рифмой.

30

21.10



Контрольная тестовая работа за 1 четверть.


1

Самостоятельно вы­полнять задания ком­плексной контрольной работы.

31

24.10



А. С. Пушкин. «Няне».


1

Сравнивать стихо­творения по критери­ям общее (жанр, ав­тор) - различия (те­ма, заглавие). Назы­вать стихотворения, соответствующие моделям.

32

25.10



Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»)


1

Оформляет страничку для книж­ки-самоделки «При­сказки и устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина».

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета (4 ч)

33

27.10



Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первона­чальной...», «Чаро­дейкою зимою...»


1

Заполнять схему «Русские поэты». На­зывать имена русских поэтов. Узнавать ав­торов строк знакомых произведений. Пони­мать, что такое стро­фа. Приводить при­меры строф. Вырази­тельно читать стихо­творения.

34

28.10



А.Н. Майков. «Осень».

1

Работать в группах (проверка вырази­тельного чтения наи­зусть). Наблюдать за построением строф, выделять рифмую­щиеся строки, само­стоятельно читать стихотворение.

II четверть (28часов)

35

07.11



А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окош­ка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

1

Самостоятельно за­полнять схему «Рус­ские поэты». Назы­вать фамилию одного из поэтов и его стихо­творения, читать наи­зусть одно из стихо­творений поэта.. Отрабатывать навык выразительного чте­ния. Сравнивать тек­сты стихотворения А.А. Фета: построе­ние строф, рифмую­щиеся строки.

36

08.11



Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»).


1

Самостоятельно вы­полнять задания раздела «Проверь себя».

Произведения Л.Н. Толстого (11 ч)

37

10.11



Л.Н. Тол­стой. Сказка «Два брата», басня «Белка и волк»


1

Вспомнить и называть изученные в 1 -2 клас­сах произведения Л.Н. Толстого. Самостоя­тельно читать вводную статью о писателе. Принимать участие в выставке книг Л.Н Тол­стого. Аннотировать знакомые книги.

3839

11.11

14.11



Д/чт. Л.Н. Тол­стой. «Работник Емельян и пустой барабан».


2

Работать со схемой «Л.Н. Толстой пи­сал...». Пересказы­вать сказку. Вырази­тельно читать басню.

40

15.11


Л.Н. Тол­стой. «Лебеди».


1

Упражняться в выра­зительном чтении рассказа «Лебеди». Рассказывать сказку с любой присказкой. Рассказывать сказку от лица героя. Выяв­лять сходство и раз­личие рассказов «Ле­беди» и «Зайцы». Читать научно-познавательный рас­сказ по частям.

41

17.11




Л.Н. Тол­стой. «Зайцы».

Д/чт. «Лев и собачка».


1

Называть любые сказки, рассказы, на­зывать любые рас­сказы о детях и жи­вотных. Работать с моделями обложек. Соотносить рассказы Л.Н. Толстого с мо­делями обложек.

42 4344

18.11

21.11

22.11



Л.Н. Тол­стой. Рассказ «Прыжок».

Л.Н. Тол­стой. Былина «Как боролся русский богатырь».

Д/чт. Л.Н. Толстой. «Ореховая ветка».

3

Выполнять задания в учебнике и в тетради. Составлять обоб­щающую схему «Рас­сказы Л.Н. Толстого». Тренироваться в рас­сказывании былины.

Пересказывать рас­сказ «Прыжок».

Рас­сказывать былину.

45

46

24.11

25.11



Д/чт. А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рас­сказывал сказку об огурцах».

Книги Л.Н. Толстого. Рубрика «Книжная полка»

2

Вы­разительно читать подготовленную часть рассказа. Заполнять схему «Что писал Л.Н. Тол­стой». Слушать вос­поминания А. Серге­енко.

47

28.11



Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»).


1

Самостоятельно вы­полнять задания раз­дела «Проверь себя».

Произведения Н.А. Некрасова (7 ч)

48

29.11



Н.А. Некра­сов. «Крестьянские де­ти» (отрывок). «Му­жичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чу­ковский «Мужичок с ноготок».


1

Выразительно читать произведения Л.Н. Толстого. Рабо­тать со справочным материалом о Н.А. Некрасове. Чи­тать вводную статью по теме раздела. Уп­ражняться в вырази­тельном чтении. Со­ставлять партитуру чтения стихотворе­ния. Самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради.

49

01.12



Д/чт. Н.А. Не­красов. «Крестьян­ские дети» (в сокра­щении).


1

Выполнять упражне­ния в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Кре­стьянские дети». Вы­разительно читать наизусть один от­рывок. Выделять те­матические отрывки в большом поэтиче­ском тексте.

50

51

02.12

05.12



Н.А. Некра­сов. «Славная осень...». Д/чт.К.И. Чуков­ский. «Зелёный Шум».



2

Взаимопроверка чте­ния наизусть. Выпол­нять самостоятель­ную работу со стихо­творением по плану. Заучить наизусть фрагмент из стихо­творения.

52

06.12



Н.А. Некра­сов. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1

Взаимопроверка вы­разительного чтения с оцениванием по критериям, предло­женным учителем. Слу­шать стихотворение. Аналитически читать текст стихотворения. Выделять эпитеты, сравнения, олицетво­рения. Выбирать нужный тон и темп чтения. Заучивать наизусть фрагмент стихотворения.

53

08.12



К. И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некра­сова». Д/чт. Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождем».

1

Моделировать об­ложку. Составление аннотации к книге. Упражняться в чтении стихотворения. Вы­полнять самостоя­тельную работу по плану.

54


09.12



Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Самостоятельно вы­полнять задания раз­дела «Проверь себя».

Произведения А.П. Чехова (7 ч)

55 56

12.12

13.12



А.П. Чехов. «Степь» (отрывок).

Д/чт. А.П. Чехов. «Бело­лобый»


2

Сравнивать произве­дения разных жанров. Различать понятия «описание» и «пове­ствование». Выде­лять описания героев и пейзажа. Понимать главную мысль. Со­ставлять блок-схему (модульный план) произведения. Со­ставлять кластер «Они писали рас­сказы».

И.С. Тур­генев. «Лес и степь».


57

58

15.12

16.12


А.П. Чехов. «Вань­ка». Д/ чт. Н.С. Шер. «0 рас­сказах А.П. Чехова».

2

Взаимопроверка на­выка чтения (ско­рость и правиль­ность). Объяснять заглавие (заглавие - жанр, заглавие - имя героя, заглавие -главная мысль). Сравнивать рассказ-описание и рассказ-повествование. Со­ставлять словарь не­обыч ных слов. Находить в тексте эпизоды и вырази­тельно читать их.

Проверка навыка чтения вслух.

59

19.12



Комплексная разноуровневая работа за 1 полугодие


1

Самостоятельно вы­полнять задания ком­плексной контрольной работы.

60

20.12




Д/чт. Л. Андре­ев. «Кусака».


1

Пользоваться преди­словием и послесло­вием в книге. Отраба­тывать навык пра­вильного, быстрого и выразительного чте­ния. Упражняться в написании аннотации (дополнение текста).

61

22.12



Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»).


1

Самостоятельно вы­полнять задания ком­плексной контрольной работы или раздела «Проверь себя».

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

62

23.12



Ш. Перро. «Подар­ки феи».



1

Работать со схемами «Литературные сказ­ки», «Народные сказ­ки». Называть извест­ные сказки. Составлять схематическую цепоч­ку событий. Сравни­вать героев. Различать положительных и от­рицательных героев сказки. Называть ос­новные признаки ав­торских и народных сказок.

III четверть (44 часа)

63

09.01


Ц. Топелиус «Сол­нечный Луч в нояб­ре». Д/чт. Ц. То­пелиус. «Зимняя сказка».


1

Работать с сюжетом сказки. Выделять особенности сказки. Художественно рас­сказывать сказки. Пересказывать по плану сказку Ц. Топелиуса. Выразительно читать отдельные эпизоды сказки. Ви­деть сходство и раз­личия сказок народов мира, отечественных и зарубежных писа­телей.

64

10.01



Урок-утренник «В мире сказок».

1

Называть народные и литературные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. Защищать книгу ска­зок, подготовив анно­тацию.

Стихи русских поэтов (7 ч)

65

12.01



И.С. Никитин. «Русь».

1

Называть изученные стихотворения рус­ских поэтов. Читать наизусть стихотворения русских поэтов. Читать молча, без речедвижения, спра­вочную статью об авторе. Работать со справочной статьей (читать по абзацам, выделять важные факты из жизни авто­ра). Делить стихотво­рение на части. Уп­ражняться в вырази­тельном чтении сти­хотворения.

66

13.01



И.С. Никитин. «Утро».


1

Читать наизусть вы­бранную часть стихо­творения. Моделиро­вать обложку к стихо­творению. Записать понравившуюся стро­ку. Иллюстрировать ее. Выявлять главную мысль стихотворе­ния. Упражняться в нахождении логиче­ского ударения.

67

16.01



И.З. Суриков. «Детство».


1

Сравнивать модели обложек. Выполнять словарную работу, объяснять значения слов, встречающихся в тексте. Слушать и понимать справочную статью об авторе.

68

17.01



Д/чт. И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…».


1

Систематизировать книги для тематиче­ской выставки. Рас­сматривать книги, иллюстрации, ти­тульный лист, оглав­ление, предисловие и послесловие. Пред­ставлять книгу на вы­ставке.

69

19.01



С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».


1

Самостоятельно вы­полнять задания по алгоритму. Анализи­ровать текст. Гото­вить партитуру чте­ния. Выразительно читать стихотворе­ния.

70

20.01



Д/чт. Ф.Н. Глин­ка. «Москва».


1

Сравнивать стихо­творения по темам, авторам. Читать сти­хотворения о Родине. Составлять словарь устаревших слов из стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва».

71

23.01



Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»).


1

Самостоятельно вы­полнять задания раз­дела «Проверь себя».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 ч)

72

24.01



Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».


1

Осознавать понятия «авторская позиция» и «автор-рассказчик». Работать с сюжетом и планом. Находить в тексте слова, под­тверждающие пози­цию автора.

73 74

26.01

27.01



Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».

2

Находить в тексте повествование, опи­сание, рассуждение. Определять микро­темы рассказа.

75

30.01


Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказка «Умнее всех».


1

Работать со сказкой: чтение, выделение основного содержа­ния. Сравнить сказку с басней. Кратко пе­ресказывать сказку. Выразительно читать одну из частей по ролям.

76

31.01


Д/чт.Д.Н. Мамин-Сиби­ряк. «Постойко».


1

Находить и вырази­тельно читать юмо­ристические эпизоды, мораль - главную мысль сказки. Срав­нивать сказку с бас­ней А.Е. Измайлова «Филин и чиж». Инс­ценировать сказку.

77

02.02



Д/чт.Д.Н. Мами­н-Сибиряк «Постойко»


1

Пересказывать пер­вую часть рассказа. Читать историю жиз­ни Постойко. Выпол­нять словарную ра­боту. Работать по индивидуальному заданию.

78

03.02



Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»).


1

Выразительно читать последнюю часть рассказа Д.Н. Мами­на-Сибиряка «По­стойко». Иллюстри­ровать выбранныйэпизод. Составить список произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка. Читать наизусть отрывок из любого произведения писателя.


Произведения А.И. Куприна (7 ч)

79

06.02


А.И. Куприн. «Синяя звезда».


1

Работать над содер­жанием рассказа, сюжетом. Анали­тически читать, рабо­тать с планом. Вы­полнять задания.

80

81

07.02

09.02



А.И. Куприн. «Синяя звез­да».


2

Делить текст на смы­словые части и со­ставлять план, пере­сказывать подробно и кратко по плану. Вы­делять в тексте опи­сания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи.

82

10.02



А И Куприн. «Барбос и Жулька»


1

Описывать героев рассказа. Выделять эпитеты и сравнения. Работать по сюжету. Дополнять план. Са­мостоятельно рабо­тать с текстами про­изведений (читать вслух и молча, опре­делять главную мысль).

83

13.02


А И Куприн. «Барбос и Жулька». Д/чт. «Со­бачье счастье».


1

Сравнивать этот рас­сказ с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Вырази­тельно читать подго­товленный текст. Со­блюдать паузы, вы­делять логические ударения в предло­жениях, передавать интонационный рису­нок. Выполнять зада­ния в учебнике.

84

14.02



Книги о братьях наших меньших. Рубрика «Книжная полка».

1

Слушать рассказ Ку­прина «Ю-ю», рас­сматривать книги о животных (назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод). Самостоя­тельно работать с текстами произведе­ний (читать вслух и молча, определять главную мысль).

85

16.02



Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).


1

Называть произведе­ния А.И. Куприна, вошедшие в круг чте­ния. Различать ос­новные жанры произ­ведений А.И. Купри­на. Выполнять зада­ния в учебнике и тет­ради.

Стихи С.А. Есенина (7 ч)

86

17.02



С.А. Есени­н. Стихи о Родине (отрывки); «Я поки­нул родимый дом...».

1

Комментировать за­главие. Выполнять задания в учебнике. Выделять эпитеты, сравнения, олицетво­рения. Сравнивать строфы, указывать паузы, выделять ло­гические ударения. Выразительно читать один из отрывков наизусть.

87

20.02



С.А. Есени­н. «Нивы сжаты, рощи голы...».


1

Работать со стихо­творением: первич­ное восприятие (чи­тает учитель), выде­лять сравнения и эпитеты, определять интонационную пар­титуру. Выполнять за­дания в тетради.

88

21.02



С.А. Есени­н. «Берёза». Д/чт. Стихи о берёзе (отрывки).



1

Читать стихотворе­ния, выделять срав­нения и эпитеты, сравнивать строфы. Выразительно читать стихотворение «Бе­рёза»: определять интонационную пар­титуру, отношение автора ;заучивать наизусть.

89

24.02



С.А. Есенин. «Ба­бушкины сказки».


1

Самостоятельно чи­тать стихотворение «Бабушкины сказки», выполнять задания к тексту. Выразительно читать под руково­дством учителя. Срав­нивать стихотворения И.З. Сурикова «Детст­во», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня...» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Выполнять творческую работу: рассказывать сказку «Про Ивана-дурака».

90

25.02



Д/чт. С.А. Есенин. «Топи да болота...», «Сы­плет черёмуха сне­гом...»; И.С. Турге­нев. «Деревня».


1

Слушать стихи С.А. Есенина. Рабо­тать с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной при­роде. Слушать стихо­творное произведение И.С. Тургенева из кни­ги «Деревня». Ра­ботать с книгами сти­хов русских поэтов о природе.

91

27.02



Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»).


1

Выполнять задания в учебнике и тетради. Выразительно читать стихотворения С.А. Есенина (работа в группах).

92

28.02



Стихи русских поэтов.

1

Организовывать вы­ставку книг со стиха­ми русских поэтов. Выполнять твор­ческую работу. Рабо­тать с каталогами и библиотечными фор­мулярами.

Произведения К.Г. Паустовского (12 ч)

93

02.03



К.Г. Паустовский. «Стальное колечко».


1

Работа с произведе­нием. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. Описание об­раза Вари, выделе­ние сравнений и слов бойца «анютины глазки с косичками». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художест­венному пересказу по плану (план в учеб­нике).

94

03.03



К.Г. Паустовский. «Стальное колеч­ко».


1

Различать рассказ-повествование, рас­сказ-описание, рас­сказ-рассуждение. Заучивать наизусть описание воробья Сидора.

95

06.03


К.Г. Паустовский. «Стальное

колечко».


1

Читать эпизоды «На­ступление весны», «Чудесная сила вес­ны», «Весеннее ут­ро». Определять главную мысль. За­учивать наизусть эпи­зод. Выполнять зада­ния в тетради.

96

07.03



К.Г. Паустовский. «Кот-ворюга».


1

Понятия: юмористи­ческий рассказ, юмор. Работать с текстом рассказа: чтение, сю­жет (развитие собы­тий), образ кота (внешний вид, по­ступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя ко­шачья жизнь».

97

09.03



К.Г. Паустовский. «Какие бывают дожди».


1

Самостоятельно чи­тать рассказ, выпол­нять задания в учеб­нике. Сравнивать этот рассказ с рас­сказом «Кот-ворюга». Понятие: «научно-познавательный рас­сказ». Работать с описаниями дождей. Придумать рассказ «Дождь идёт».

98

10.03



Д/чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы».


1

Работать с текстом рассказа: читать, комментировать за­главие, выполнять задания в учебнике. Выполнять диффе­ренцированную рабо­ту: читать истории «Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и ге­рои рассказа». По­вторить понятие «ав­тор-рассказчик».

99 100

13.03

14.03


Д/чт. К.Г. Пау­стовский. «Тёплый хлеб».

2

Слушать сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Рас­сматривать книгу, работать с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннота­ция. Работать с кни­гами о природе, срав­нение книге одним и тем же произведени­ем, но разных изданий.

Выяснять авторскую точку зрения и отно­шение автора к ге­рою. Выразительно читать эпизод «Воро­бей и собака». Объ­яснять заглавие рас­сказа и поступок мальчика.

101

16.03


Д/ чт. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».


1

Самостоятельно за­полнять схему «Они писали о животных». Следить по учебнику за чтением учителя. Моделировать об­ложку. Составлять схему «Скрип и дру­гие персонажи рас­сказа». Готовить или читать все эпизоды, связанные с отноше­ниями Скрипа и одно­го из персонажей.

102

17.03


Контрольная тестовая работа за 3 четверть.


1

Выполнение заданий комплексной раз­ноуровневой кон­трольной работы.

103

20.03



Д/чт. И.С. Тургенев. «Воробей», «Пере­пёлка».


1

Выразительно читать кульминационный момент. Выполнять задания.

104

21.03


«Моя любимая книга».

1

Организовать вы­ставку «Моя любимая книга» с отзывом ученика. Принять участие в конкурсе чтецов и рассказ­чиков произведений, изученных в течение четверти. Принять участие в конкурсе творческих работ («Моя кошачья жизнь», «Дождь-дождик» и др.), в вик­торине «По страни­цам нашего учебни­ка». Инсценировать эпизоды отдельных произведений.

4 четверть (32 часа)

Произведения С.Я. Маршака (4 ч)

105

23.03


С.Я.Маршак. «Урок родного языка».


1

Называть знакомые произведения С.Я. Маршака, читать наизусть фрагменты. Работать со стихо­творением «Урок род­ного языка»: чтение, выполнение заданий в учебнике.

106

24.03


С.Я. Маршак. «Ландыш».


1

Оформлять выставку книг С.Я. Маршака. Слушать стихотворе­ние «Ландыш», вы­делять эпитеты и сравнения. Сравни­вать стихотворения С.Я. Маршака. За­учивать одно из сти­хотворений наизусть (свободный выбор).

107

03.04


Д/чт. С.Я. Маршак. «Кошкин дом».


1

Слушать пьесу-сказку С.Я. Маршака «Кош­кин дом». Организо­вывать выставку книг С.Я. Маршака разных годов издания. Нахо­дить и рассматривать книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием.

108

04.04


Урок-обобщение по разделу «Произве­дения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком».


1

Оформлять книги-самоделки «По стра­ницам книг С.Я. Мар­шака» и «Герои пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Груп­пировать книги со сказ­ками, стихами, загад­ками. Читать по ролям сказки С.Я. Маршака. Рассказывать наизусть загадки С.Я. Маршака. Самостоятельно пи­сать отзыв на книгу С.Я. Маршака.

Произведения Л. Пантелеева (6 ч)

109

06.04


Л. Пантелеев. «Честное слово».

1

Работать с расска­зом: первичное чте­ние, определение темы. «Автор-рассказчик», «автор -герой рассказа». Вы­полнять задания к тексту в учебнике и в тетради. Художест­венно пересказывать по плану в учебнике.

110

07.04


Л. Пантелеев. «Честное слово».


1

Делить рассказ на смысловые части. Составлять план и пересказывать по го­товому плану.

111

10.04


Л. Пантелее­в. «Ка­милл и учитель».


1

Различать историче­ский рассказ. Объяс­нять, кто такой автор-рассказчик. Работать с «сюжетным тре­угольником». Выпол­нять задания в учеб­нике и в тетради. Вы­разительно читать текст - наизусть и с листа.

112

11.04


Л. Пантелее­в. «Ка­милл и учитель».


1

Определять главную мысль рассказа. Срав­нивать рассказы Л. Пантелеева. Модели­ровать обложки. Срав­нивать их. Выделять кульминационные мо­менты в рассказах. Самостоятельно про­верять скорость чтения по песочным часам.

113

13.04


Д/чт. Л. Пантелее­в. «Фенька», «Новенькая».


1

Различать фантасти­ческие рассказы. Ра­ботать с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новень­кая». Работа с книга­ми Л. Пантелеева.

114

14.04


Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»).


1

Самостоятельно за­полнять схему, указы­вать, какие рассказы написал Л. Пантелеев. Читать и пересказы­вать рассказы Л. Пан­телеева. Работать с книгами о детях и для детей. Придумывать фантастический рас­сказ, записывать его и иллюстрировать. На­ходить в справочниках информацию о Л. Пан­телееве.

Произведения А.П. Гайдара (5 ч)

115

17.04


А.П. Гайдар. «Горячий камень».


1

Работать с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работать с сюжетом рассказа по композиционному тре­угольнику. Самостоя­тельно читать одну из частей. Выбирать сло­ва из текста (образ Ивашки). Сравнивать рассказы АЛ. Гайдара «Горячий камень» и К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Кратко пересказывать по плану в учебнике.

116

117

18.04

20.04


А.П. Гайдар. «Ти­мур и его команда» (отрывок).


2

Работать с отдель­ными главами повес­ти «Тимур и его ко­манда»: чтение, вы­полнение заданий в тетради и в учебнике. Рассказывать о дружбе ребят (по вы­бору).

118

21.04



С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустов­ский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Д/ чт. С.В. Ми­халков. «Ошибка».


1

Работать со стихотво­рением СВ. Михалко­ва «Аркадий Гайдар»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушать очерк К.Г. Паустов­ского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Повторять произведе­ния СВ. Михалкова и К.Г. Паустовского.

119

24.04


Д/чт. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

1

Рассматривать книги о детях, сравнивать игры, забавы и жизнь детей в годы войны и в мирное время. Мо­делировать обложку прочитанной книги. Узнавать произведе­ния о детях по эпизо­ду. Составлять спи­сок произведений о детях. Рассказывать истории о любимом герое-сверстнике.

Произведения М.М. Пришвина (7 ч)

120

25.04


М.М. Пришвин. «Моя Родина».


1

Работать с очерком «Моя Родина»: чте­ние, выполнение за­даний в учебнике и в тетради. Следить за развитием сюжета в рассказе «Двойной след», комменти­ровать заглавия, Выполнять задания к тексту.

121

27.04


Д/чт. М.М. Пришвин. «Двойной след».


1

Находить в тексте описание героя. Чи­тать текст произве­дения осознанно, правильно, быстро (вслух - не менее 70 слов в минуту; молча -не менее 90 слов в минуту).

122

28.04


М.М. Пришвин. «Выскочка».


1

Комментировать за­главие. Аналитически читать рассказ. Со­ставлять план. Опре­делять отношение автора к Выскочке. Выполнять задания в учебнике.

123

02.05


М.М. Пришвин. «Жаркий час».


1

Сравнивать рассказы «Двойной след» и «Выскочка». Читать рассказ-описание «Жаркий час». Пояс­нять заглавие слова­ми из текста. Ком­ментировать особен­ности описания (вы­деление глаголов, повторов, поведения зайца).

124

04.05


В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».



1

Сравнивать разные по жанру произведе­ния М.М. Пришвина: очерк, художествен­ный рассказ, юмо­ристический рассказ, рассказ-описание.

125

05.05


Д/чт. В. В. Биан­ки. «По следам».


1

Слушать рассказ В.В. Бианки «По сле­дам» или другой рас­сказ этого автора. Работать с книгами писателей-натуралистов (М.М. Пришвин, Г. Скребицкий, И.С. Соколов-Микитов, В. Бианки, Э. Шим и др.).

126

06.05


Проверка навыка чтения вслух.


1

Читать вслух описа­ние следов в расска­зе В. Бианки. Читать и рассказывать про­читанные в детских журналах произведе­ния о животных и природе. Выполнять самостоятельную ра­боту в учебнике и тетради.

Произведения зарубежных писателей (10 ч)

127

128

129

08.05

11.05

12.05




Дж. Лондон. «Бурый волк».


3

Работать с расска­зом: чтение, работа с сюжетом, герои рас­сказа, смысл расска­за. Выполнять зада­ния в учебнике. Делить текст на части, выделять отдельные эпизоды. Составлять план. Пи­сать отзыв о книге.Понимать схожесть рассказов зарубеж­ных и отечественных писателей. Правиль­но читать иностран­ные имена, названия населенных пунктов.

130

131

132

13.05

15.05

16.05



Э. Сетон-Томпсон. «Чинк».

3

Сюжет рассказа, ге­рой, описание куль­минационного мо­мента. Сравнивать рассказ «Чинк» с рас­сказами русских пи­сателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна.Выполнять диффе­ренцированную рабо­ту по группам. Со­ставлять библиогра­фический список. На­ходить на карте стра­ну изучаемого произ­ведения.

133

18.05



Д/чт. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и куз­нечик Дэн».


1

Слушать стихотворе­ния. Работать с вы­ставкой книг за­рубежных писателей. Называть произведе­ния зарубежных пи­сателей из круга дет­ского чтения.

134

19.05



Урок-обобщение по разделу («Проверь­те себя»).

1

Называть произведе­ния зарубежных пи­сателей из круга дет­ского чтения. Выпол­нение заданий в учебнике.

135

22.05


Комплексная раз­ноуровневая кон­трольная работа.

1

Самостоятельно вы­полнять здания по темам, изученным в третьем классе.

136

23.05


«Летнее чтение».

1

Аннотировать «свою» книгу. Отбирать книгу по теме и жанрам. Рассказывать о лю­бимом писателе (с использованием справочного мате­риала в книгах и эн­циклопедиях). Оформлять дневник летнего чтения по разделам.