№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) | Планируемые результаты (личностные) | Дом.задание |
п | ф |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника тивные УУД | | |
| вВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (1 ЧАС) | |
1. | | | Знакомство с учебником по литературному чтению. | Обучающийся с помощью учителя научится ориентироваться в учебнике по литературному чтению, прогнозировать содержание раздела. Знать и применять: - систему условных обозначений при выполнении заданий. Знать: – структуру учебника; – приемы ориентирования в учебнике; - ФИО писателей, произведения которых читали в 3 классе. Находить нужную главу и нужное произведение в содержание учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | - ориентировать ся в учебнике. | - организовы вать рабочее место. | - вступать в диалог, отвечать на вопросы; - составлять связное высказывание по иллюстра- циям и оформлению учебника. | - принятие и освоение социальной роли обучающегося. | Принести наиболее понравившуюся книгу из прочитанного летом |
летописи, былины, жития. (11 ч) | |
2. | | | Знакомство с названием раздела . Прогнозирование содержания раздела. | Обучающийся с помощью учителя научится прогнозировать содержание изучаемого раздела, планировать работу на уроке. Знать и применять: - систему условных обозначений при выполнении заданий; – структуру учебника; – приемы ориентирования в учебнике. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | - понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры; - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета; -строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -владеть общим приемом анализа литературного произведения -понимать цель чтения и осмысли- вать прочитанное; -извлекать информацию, представленную в разных формах; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
| - организо вывать рабочее место; -выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, и освоенного неизвестного -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки -вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно -сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека(учителя, одноклассника, родителей).
| -участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения, - договари- ваться друг с другом; - принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание; - проявлять уважение к чужому мнению; -строить монологическое высказывание; - участвовать в учебном диалоге; -аргументиро вать свою точку зрения; -уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе - сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир. -воспитание художественно-эстетического вкуса; - проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги.
- проявлять заинтересован ность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей;
- сформировы вать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительнос ти и принятия образца «хорошего ученика»;
| С.6 - 8 |
3. | | | Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Обучающийся научится: - читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития; - находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах; - сравнивать текст летописи с художественным текстом; - сравнивать поэтический и прозаический текст былины; - пересказывать былину от лица её героя; - определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст; - сравнивать былины и волшебные сказки; - находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки; - составлять рассказ по репродукциям картин известных художников; - описывать скульптурный памятник известному человеку; - находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека; - описывать характер человека; высказывать своё отношение; - рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации; - участвовать в проектной деятельности; составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Читать вслух текст целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Размышлять над прочитанным. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. | С.7 - 9 |
4. | | | События летописи – основные события Древней Руси | Выр.чт. понравившегося отрывка |
5. | | | Из летописи « И вспомнил Олег коня своего» | С.10 - 11 |
6. | | | Летопись – источник исторических фактов. | Наизусть отрывок « Песнь о вещем Олеге» |
7. | | | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | С.12 - 16 |
8. | | | Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой | С.17 – 20,задание7 |
9. | | | Житие Сергия Радонежского | С.22 - 29 |
10. | | | Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | Прочитать о поединке Челубея с Пересветом |
11. | | | Проект «Создание календаря исторических событий». | _____ |
12. | | | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Оценка достижений. | С.34 вопросы |
| чудесный мир классики. (22 ч) | |
13. | | | Знакомство с разделом . Прогнозирование содержания раздела. | Обучающийся научится прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Учащийся научится: - воспринимать на слух художественное произведение; - читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание; - ускорять и замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка словесного и изобразительного в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | - планирование работы с произведением; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- освоение приёмов поиска нужной информации в дополнительных источниках; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художествен ной выразитель ности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; - освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром
| - принимать учебную задачу, анализировать информацию, оценивать свои достижения; - организовы вать свое рабочее место;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; - для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу4
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, - осмысливать собственное поведение и поведение окружающих
| - соблюдать нормы речевого этикета;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познаватель ных задач; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения; - умение высказывать и пояснять свою точку зрения; - умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них - на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы | - оценивать ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; -признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
-доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; - анализировать ситуации и поступки других, опираясь на общечеловеческие ценности; - анализировать себя и свои поступки: что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может; -способность признавать свои плохие поступки и отвечать за них - признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия; - проявлять заинтересован ность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов; - объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России; - признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия
| С.38 |
14. | | | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». | С.39 - 51 |
15. | | | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». События литературной сказки. | Дочитать сказку до конца |
16. | | | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Герои сказки. | С.60 задание7 |
17. | | | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». | С.61 задание13 |
18. | | | А. С. Пушкин «Няне». | С.66 наизусть |
19. | | | А. С. Пушкин «Туча». | С.67 наизусть |
20. | | | А. С. Пушкин «Унылая пора! ...». | |
21. | | | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». | С.70 - 90 |
22. | | | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». | Дочитать сказку до конца |
23. | | | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Д | Подробный пересказ одной из частей |
24. | | | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». | С.90 – 91 вопросы |
25. | | | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». | С.94 - 96 |
. | | | | |
26. | | | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. | С.97 - 110 |
27. | | | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки | С.111, задане2 |
28 | | | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | Краткий пересказ |
29. | | | Л. Н. Толстой «Детство». | С.114 |
30. | | | Л. Н. Толстой «Детство». | С.115 - 118 |
31. | | | Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». | Найти и прочитать другие басни Толстого |
32. | | | А. П. Чехов «Мальчики». | С.123 - 133 |
33. | | | А. П. Чехов «Мальчики». | Пересказ по плану |
34. | | | Урок-обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка своих достижений. | С.135 задание 3 |
| ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. (12 ч) | |
35. | | | Знакомство с разделом Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знать: - произведения русских поэтов 19-20 вв. о природе; Уметь: - готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов; - воспринимать на слух художественное произведение; – выразительно читать стихотворения русских поэтов; – использовать приёмы интонационного чтения; - передавать настроение автора; – воспроизводить стихотворные произведения наизусть; – определять средства художественной выразительности в лирическом тексте; – наслаждаться поэзией, понимать и любить её; – анализировать поэтическое изображение природы в стихах; – анализировать средства художественной выразительности; – определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения; - определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах; – размышлять, всегда ли они совпадают с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям; – высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; - определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей; - читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором; – оценивать события, героев произведения; - самостоятельно оценивать своё чтение. | - формулировать выводы, обосновывать их на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (нахождение средств художествен ной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; - освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; - освоение приёмов поиска нужной информации; - учитель привлекает детей к открытию новых знаний, они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни; | - организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль своей работы; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; - осознавать уровень и качество выполнения работы; - вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно - сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека учителя, одноклассника, родителей);
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | -анализировать средства художествен ной выразительности; - применять правила и нормы поведения, принятые в обществе; - овладение основами коммуникативной деятельности; - участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; - на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы; - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - полноценное восприятие художественной литературы; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; - положительное отношение к школе; чувство необходимости учения; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия; - проявлять заинтересован ность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов; - осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово; - способность к самоанализу | Принести сборник с понравившимися стихами |
36. | | | Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». | С.138 наизусть |
37. | | | Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». | С.139 наизусть |
38. | | | А. А. Фет «Весенний дождь». | С.141 выр.чтение |
39. | | | А. А. Фет «Бабочка». | С.142 наизусть |
40. | | | Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…». Передача настроения и чувства в стихотворении. | С.144 выр.чтение |
41. | | | А. Н. Плещеев « Дети и птичка» | С.145 наизусть |
42. | | | И. С. Никитин «В синем небе над полями…». | С.146 выр.чт |
43. | | | Н. А. Некрасов «Школьник». | С.147 – 148выр.чт |
44. | | | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…». | С.148 – 149 наизусть |
45. | | | И. А. Бунин «Листопад». | С.150 – 151 выр.чт |
46. | | | Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка своих достижений. | С.154, вопросы |
литературные сказки. (16 ч) | |
47 | | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела | | | | | | |
48 | | | В.Ф,Одоевский « Городок в табакерке» | С.1156 - 167 |
49 | | | В.Ф,Одоевский « Городок в табакерке» | С.168 задание 3,4 |
50 | | | В.Ф,Одоевский « Городок в табакерке» | Подготовить рассказ о Мише |
51. | | | В.Ф,Одоевский « Городок в табакерке» | Пересказ от лица Миши |
52. | | | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | Прочитать сказку |
53. | | | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | С.169 – 178,задание 8 |
54. | | | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | Придумать и записать сказку о растении или о животном |
55. | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | Перечитать сказку |
56. | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | Иллюстрации к сказке |
57 | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | пересказ |
58. | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | С.194 - 204 |
59. | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | Дочитать сказку до конца |
60. | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | С.192 задание6 |
61. | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | Краткий пересказ |
62. | | | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. | С.215 вопрсы |
| делу время – потехе час. (9 ч) | |
63. | | | Знакомство с разделом Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Знать понятие «жанр произведения». Уметь: - определять нравственный смысл произведения; - определять жанр произведения; - анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения; - определять прямое и переносное значение слов; - понимать, как поступки характеризуют героев произведения; - определять нравственный смысл поступков героев; - инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра; - пересказывать текст от лица автора или одного из героев; - узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе; - находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя; - готовить сообщение о писателе; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; - подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. | - учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока; - для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - формулировать выводы, обосновывать на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - определять причины и следствия простых явлений, событий. | - оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, -определять наиболее эффективные способы достижения результата- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; | - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания; - организация работы в парах и группах. | - восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев; - формулирова ние личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции
| ______ |
64. | | | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Перечитать сказку |
65. | | | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | пересказ |
66. | | | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | Пересказ от лица героя |
67. | | | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | С.24 - 28 |
68. | | | Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. | Сообщение о Драгунском |
69. | | | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». | Мини - сочинение о прогульщике |
70. | | | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». | С.29 - 34 |
71. | | | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. | С.36 вопросы |
| страна детства. (8 ч) | |
72. | | | Знакомство с разделом Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение, отношение. Выразительное чтение диалогов. Наблюдение за развитием и последовательностью событий в произведении. Чтение диалогов в лицах. Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение высказываний о произведении (героях, событиях). Уметь: - читать осознанно вслух и про себя; – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; - использовать приёмы выразительного чтения; - находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; - определять отношение автора к героям; – определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора; – анализировать возможные заголовки произведений; – использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); - придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту; - составлять план текста; - пересказывать текст на основе плана; - придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей; – проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - формулировать выводы, обосновывать их на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; -извлекать информацию, представленную в разных формах; - строить высказывание в устной и письменной форме; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | - организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль своей работы; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - пользовать ся приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- аргументиро вать свою точку зрения
| - понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; - оценивать ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; - признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; - объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность к самоанализу; -способность признавать свои плохие поступки и отвечать за них. | |
73. | | | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | С.38 46- |
74. | | | Герой произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». | Пересказ от имени героя |
75. | | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | С.47 - 58 |
76. | | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Выписать эпитеты и олицетворения |
77. | | | М. М. Зощенко «Ёлка». | С.59 – 64 |
78. | | | М. М. Зощенко «Ёлка». | Пересказ от лица мамы или папы |
79. | | | Обобщение по разделу «Страна детства». Литературная викторина. Оценка своих достижений. | С.66 вопрсы |
поэтическая тетрадь. (5 ч) | |
80. | | | Знакомство с разделом Прогнозирование содержания раздела. Тема стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихотворения к теме. Уметь: – воспринимать на слух художественное произведение; - размышлять над его содержанием; – срав; - различать стихотворения разных поэтов; - определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества; - определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение; - рассказывать об эпизодах из своего детства; - участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. | - освоение приёмов поиска нужной информации; - формулировать выводы, обосновывать на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -владеть общим приемом анализа литературного произведения; - понимать цель чтения и осмысли- вать прочитанное. | - организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль за своей работой; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - пользовать ся приёмами слушания: фиксиро вать тему (заголовок), ключевые слова; - активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познаватель ных задач | - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - развитие самостоятельнос ти и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; - формирова ние умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | С.68 – 70 наизусть одно из стихотворений |
81. | | | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Т | С.71 выр.чт |
82. | | | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». | С.72 – 73 выр.чт |
83. | | | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. | __________ |
84. | | | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | С.74 |
природа и мы. (12 ч) | |
85. | | | Знакомство с разделом Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение. Размышлять над содержанием произведения. Выразительное и осознанное чтение использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в творческих проектах. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. Уметь: – читать текст вслух и про себя; – понимать смысл прочитанного; - передавать настроение автора; – анализировать заголовок произведения; – характеризовать героя произведения на основе поступка; – определять отношение автора к героям на основе текста; – наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова; - объяснять нравственный смысл рассказа; – определять тему, которая объединяет рассказы в разделе; – оценивать события, героев произведения; - формулировать основную мысль темы; - делить текст на части; - пересказывать текст подробно и выборочно; - находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки сообщения по теме; - составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря; - читать выразительно диалоги из текста; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - формулировать выводы, обос-новывать их на тексте; находить аргументы, под-тверждающие вывод; - умение высказывать и пояснять свою точку зрения; - освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; - освоение приёмов поиска нужной информации;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-владеть общим приемом анализа литературного произведения; - понимать цель чтения и осмысли- вать прочитанное. | - организовы вать свое рабочее место; - осуществлять контроль за своей работой;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; - осознавать уровень и качество выполнения работы; - вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно - сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека учителя, одноклассника, родителей).
| - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- пользовать ся приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. | - формулирова ние личной оценки; - аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - полноценное восприятие художественной литературы; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; - положительное отношение к школе; чувство необходимости учения; - проявлять заинтересован ность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов; - осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово. | ______ |
86- 87 | | | Д.Н.Мамин – Сибиряк « Приёмыш» | С.76 – 83 Придумать продолжение |
88 | | | А.И.Куприн « Барбос и Жулька» | С.85 - 91 |
89 | | | А.И.Куприн « Барбос и Жулька | Пересказ от имени Барбоса |
90. | | | М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. | С.92 - 95 |
91 | | | М.М.Пришвин « Выскочка» | Написать историю наблюдений за животными |
| | | | |
92 | | | Е. И. Чарушин «Кабан». | С.96 -99, пересказ |
| | | | |
93. | | | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | С.100- 109 |
94. | | | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | С.110, вопросы |
95. | | | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | пересказ |
96. | | | Проект « Природа и мы». Обобщение по разделу « Природа и мы». Оценка достижений | |
. | | | С.111 - 112 |
| поэтическая тетрадь. (8 ч) | | | | | | |
97. | | | Знакомство с разделом Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Самостоятельное сочинение стихотворений. Знать: средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение) Уметь: – подобрать сборники стихов к выставке книг; - заучивание стихов наизусть; - определять настроение поэта и лирического героя; - наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи; – находить в произведениях и анализировать средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения), сравнивать их, самостоятельно дополнять; - сравнивать произведения живописи, музыки, литературы; - определять общее настроение произведения; - формулировать и высказывать своё мнение; – проверять чтение друг друга, работая в паре; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формулировать выводы, обос-новывать на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
| - организовы вать свое рабочее место; - обращается внимание на развивающую ценность любого задания; - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - определять последовательность действий для решения предметной задачи; - осуществлять простейшее планирование своей работы; - обращаться к способам действий, оценивая свои возможности. | - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - слушать и понимать речь других; - пользовать ся приёмами слушания; - уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклас сников, сотрудничать с ними при работе в группе; - аргументи ровать свою точку зрения. | - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; - признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия. | Принести сборник с любимыми стихами |
98. | | | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». | С.114 – 115 выр.чт |
99. | | | С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в стихотворении. | С.116 – 117 выр.чт |
100 | | | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». | С.118 наизусть |
101 | | | Н. М. Рубцов «Сентябрь». | С.119 наизусть |
102 | | | С. А. Есенин «Лебёдушка». | С.120 - 125 |
103 | | | Урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». | Выучить понравившееся стихотворение |
104 | | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | С.126 Принести книги о Родине |
| родина. (8 Ч) | | | | | | |
105 | | | Знакомство с разделом «Родина». Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержания раздела. Планировать работу с произведением на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Выразительное чтение стихотворений, передавая чувство гордости за своих предков. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Понимать особенности поэтического текста. Уметь: – рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения; - предполагать содержание произведения по его названию; - писать сценарий поэтического вечера; - составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Роидине; - просерять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - формулировать выводы, обосновывать на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - освоение приёмов поиска нужной информации; - определять причины и следствия простых явлений, событий; - делать выводы на основе обобщения знаний; - переносить взаимосвязи и закономерности; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - понимать цель чтения и осмысливать прочитанное.
| - организовы вать свое рабочее место; - выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - самостоятель но конструиро вать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи; - определять последователь ность действий для решения предметной задачи; - осуществлять простейшее планирование своей работы. | - участие в диалоге при обсуждении произведения; - выражение личного отношения к прочитанному; - аргументация своей позиции; - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы) при работе в группах. | - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач; - проявлять заинтересован ность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
| Мини – сочинение « Что значит для меня моя Родина?» |
106 | | | И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | С.128 – 132,выр.чт |
107 | | | И. С. Никитин «Русь». | Составить план |
108 | | | С. Д. Дрожжин «Родине». | С.133 наизусть |
109 | | | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». | С.138 наизусть |
110 | | | Поэтический вечер. Декламация (чтение наизусть) стихотворений. | стихи |
111 | | | ПРОЕКТ «Они защищали Родину». | С.140 - 141 |
112 | | | Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений. | С.142 |
| страна фантазия. (7 ч) | | | | | | |
113 | | | Знакомство с разделом Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности фантастических произведений. Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Уметь: – определять особенности фантастического жанра; - сравнивать и характеризовать героев произведения; - отвечать на вопросы по содержанию произведения; - придумывать свои вопросы к текстам; – придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно); - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -владеть общим приемом анализа литературного произведения; - освоение приёмов поиска нужной информации; - формулирование несложных выводов, обос-новывание на тексте; - находить аргументы, подтверждающие вывод; - понимать цель чтения и осмысливать прочитанное. | - выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - пробовать самостоятельно конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи; -определять последователь ность действий для решения предметной задачи; - осуществлять простейшее планирование своей работы; - обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; - осознавать уровень и качество выполнения работы. | -использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях -интерпретация информации в соответствии с коммуникатив ными и познавательными задачами; - проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения; - уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе | - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; - признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия; | |
114 | | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». | С.144 - 149 |
115 | | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». | | | | | | пересказ |
116 | | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». | | | | | | Составить рассказ № Наш друг Электроник» |
117 | | | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | | | | | | С.150 – 156 Нарисовать иллюстрацию на космическую те Му С.158 |
118 | | | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | |
| | | | |
119 | | | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. | |
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. (15 Ч) |
120 | | | Знакомство с разделом « Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Выразительно читать диалоги. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Уметь: - подготовить к выставке книги зарубежных писателей; - пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений; - составлять рассказ о герое, используя авторский текст; - высказывать своё мнение о прочитанном произведении; - характеризовать поступки героев произведения; - рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение; - пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | - использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета; -строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -владеть общим приемом анализа литературного произведения -понимать цель чтения и осмысли- вать прочитанное; -извлекать информацию, представленную в разных формах; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
| - организовы вать свое рабочее место под руководством учителя; - организовы вать свое рабочее место; - выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; - самостоятель но конструиро вать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи; - определять последователь ность действий для решения предметной задачи; - осуществлять простейшее планирование своей работы; - формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | - участие в диалоге при обсуждении произведения; - выражение личного отношения к прочитанному; - аргументация своей позиции; - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы) при работе в группах;
- готовность конструктив но разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
| | - оценивать и анализировать ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; - объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность к самоанализу; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
121 | | | Дж Свифт» Путешествие Гулливера» | |
122 | | | Дж.Свифт « Путешествие Гулливера» | |
123 | | | Г.Х.Андерсен «Русалочка» | |
124 | | | Г.Х.Андерсен «Русалочка» | |
125 | | | Г.Х.Андерсен «Русалочка» | |
126-127 | | | Г.Х.Андерсен «Русалочка» | |
128 | | | М.Твен «» Приключения Тома Сойера» | |
129 | | | М.Твен «» Приключения Тома Сойера | |
130 | | | М.Твен «» Приключения Тома Сойера | |
131 - 132 133 134 135 136 | | | Сельма Лагерлёф « Святая ночь» « В Назарете» « Святое семейство» Обобщающий урок. Оценка достижений Урок – игра « Литературные тайны» | |
В. Г. Горецкого и др. Москва. Просвещение. 2011 г.
4 класс. Москва «ВАКО», 2014.