СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России" 2016-2017 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка + тематическое планирование. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России" 2016-2017 учебный год»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в соответствии:

  • с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №22 с углублённым изучением отдельных предметов (2013 год);

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • с Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; (Москва, «Просвещение», 2010 год)

  • программы общеобразовательных учре­ждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),



Выбор этой программы обусловлен следующим:

  • программа составлена с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся и содержит основные компоненты государственного стандарта образования;

  • основными методологическими принципами концепции программы являются принципы личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса;

  • программа обеспечивает полноценное восприятие произведения, глубину понимания учащимися текста, определяет систему работы над навыком чтения;

  • программа предполагает включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в связи с чтением;

  • программа обеспечивает формирование литературоведческих представлений, читательскую компетентность младшего школьника, расширяет круг чтения учащихся, обеспечивает формирование читательских умений;

  • программа формирует адекватную оценку собственных возможностей, воспитывает инициативность и содействует развитию психических процессов.


Программа курса «Русский язык» рассчитана на 102 ч (3 часа в неделю, 34 учебные недели). В 2016/17 учебном году продолжительность курса составляет 104 часов (35 учебных недель).


Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях- М.: Просвещение, 2013.

Содержание учебного курса (102 часа)

Наименование разделов и тем


Часы

Универсальные учебные действия

1

Вводный урок по курсу литера­турного чтения

Вступительная статья.

1

Анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2


Летописи. Былины. Жития.

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»


8

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по со­держанию словами текста; владение моно­логической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и син­таксическими нормами родного языка, со­временных средств коммуникации

3


Чудесный мир классики

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб».

Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень».

А. П. Чехов «Мальчики»


16

Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); извлечение необходимой ин­формации из прослушанных текстов, пре­образование объекта из чувственной фор­мы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и ус­ловий действия, контроль и оценка процес­са и результатов деятельности; использо­вание речевых средств для решения ком­муникативных и познавательных задач

4


Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».

А. Н. Плещеев «Дети и птичка».

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зим­ние сумерки нянины сказки...».

И. А. Бунин «Листопад»



9

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах; опреде­ление эмоционального характера текста

5


Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

  1. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце».

  2. Т. Аксаков «Аленький цветочек»


12

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выра­зительного чтения; осознанное и произ­вольное построение речевого высказыва­ния; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуществен­ных); формирование умения формулиро­вать свои эмоционально-оценочные сужде­ния; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

6

Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном

времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки»,

«Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы

не ел»



6







Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над содер­жанием произведений, выражать своё отно­шение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения призна­ков (существенных, несущественных); фор­мирование умения формулировать свои эмо­ционально-оценочные суждения

7

Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человеч­ков».

К. Г. Паустовский «Корзина с еловы­ми шишками».

М. М. Зощенко «Ёлка»


6

Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над содер­жанием произведений, выражать своё отно­шение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения призна­ков (существенных, несущественных); фор­мирование умения формулировать свои эмо­ционально-оценочные суждения

8

Поэтическая тетрадь

Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

В.А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»


4

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах; опреде­ление эмоционального характера текста

9

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

  1. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка».

Е. И. Чарушин «Кабан».

  1. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»


10

Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над со­держанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного

10

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу».

Д. Б. Кедрин «Бабье лето».

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

С. А. Есенин «Лебёдушка»


6

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах; опреде­ление эмоционального характера текста

11

Родина

И. С. Никитин «Русь».

С. Д. Дрожжин «Родине».

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»


6

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утвержде­ний; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

12

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов «Приключения Элек­троника».

К. Булычёв «Путешествие Алисы»


5

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рас- суждений, анализ истинности утверждений: формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмыс­ление содержания прочитанного текста

13

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В На­зарете»


13

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по со­держанию словами текста; выявлять в тек­сте слова и выражения, значение которых непонятно и осознавать потребность в вы­яснении их смысла




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечест­ву, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценно­стей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен­ной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к дру­гому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов ми­ра; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопо­нимания,


У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обу­чения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, по­строения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ку событий.


У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской ком­петентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элемен­тарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поиско­вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек­стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справоч­ными источниками;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре­продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту­пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
















Тематическое планирование по литературному чтению

с определением учебной деятельности обучающихся


4 класс ( 104 часа, 3 раза в неделю )


п/п


Тема урока


Решаемые проблемы


Планируемый результат и уровень усвоения

Календарные сроки прохождения программы

план

факт

I четверть - 28 часов

1

Введение. Знакомство с учебником.


Как научить ориентироваться в учебнике по литературному чтению, пользоваться условными знаками, используемыми в учебнике?


Научатся пользоваться иллюстрациями, соотносить их содержание и содержание текста в учебнике,

ориентироваться в книге.

02.09


Летописи, былины, сказания, жития (8 часов) - с 05.09 по 19.09

Регулятивные – формулировать учебную задачу; выделять основную мысль текста

Познавательные – формулировать учебную задачу; анализировать поэтический текст;

Коммуникативные – отвечать на вопросы учебника на основе художественного произведения.

Личностные – формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ

2

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».


Как научить определять роль читательского воображения в процессе чтения исторических произведений?

Научатся рассказывать об исторических событиях, используя материал летописи

05.09


3

Из летописи

« И вспомнил Олег коня своего».

Как научить сравнивать текст летописи с историческими источниками, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев?

Научатся передавать при чтении настроение, чувства героев; рассказывать о герое, составлять сообщение на заданную тему.

07.09


4

Сравнение текста летописи с текстом произведения

А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Как научить осознанно оценивать специфику различных текстов, обосновывать нравственную оценку поступков героев?

Научатся планировать работу на уроке, оценивать свою работу на уроке.

09.09


5

Поэтический текст былины

«Ильины три поездочки».

Как научить правильно читать былины, понимать исторический текст; находить аналогии с реальными историческими событиями?

Научатся участвовать в обсуждении, находить аналогии с реальными историческими событиями.

12.09


6

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

Как обобщить и обогатить знания о былинах, научить находить аналогии с реальными историческими событиями?

Научатся понимать исторический текст, выразительно читать былины.

14.09


7

8


«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры

Как научить формировать устойчивый интерес к предмету?

Научатся формировать эмоционально-личностное отношение к культурологическим и историческим фактам.

16.09

19.09


9

Обобщающий урок-игра. Оценка достижений.

Проект «Создание календаря исторических событий»

Как научить принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения?

Научатся выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на алфавитный каталог, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы

21.09


Чудесный мир классики ( 19 часов ) - с 23.09 по 28.10

Регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; сопоставлять предметы и слова, анализировать; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные – анализ художественного текста; искать и выделять необходимую информацию; строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные – задавать вопросы, слушать друг друга; осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Личностные – проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании

10 (1)

.П.П.Ершов

« Конек-Горбунок».

Как научить формулировать тему урока на основе ключевых слов; читать сказку выразительно, от лица одного из героев сказки, определять основные слова, которые надо выделять голосом?

Научатся прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественное произведение.

23.09


11

(2)

П.П.Ершов

«Конек –Горбунок». Характеристика героев.

Как научить характеризовать героев сказок, соотносить качества с героями сказок?

Научатся находить главную мысль произведения, сравнивать начало и конец сказки, рассказывать о герое произведения.

26.09


12

(3)

П.П.Ершов

« Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

Как научить пересказывать сказку по составленному плану?

Научатся пересказывать сказку по плану, характеризовать героев сказки, рассказывать сказку от лица ее героев.

28.09


13

(4)

А.С. Пушкин

«Няне»

Как научить выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам?

Научатся анализировать текст, выразительно читать, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

30.09


14

(5)

А.С. Пушкин

«Туча»,

«Унылая пора!»


Как научить выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам?

Научатся выразительно читать произведение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

03.10


15

(6)


А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

Как научить выразительно читать волшебные сказки, как определять присказку, как оценивать свои достижения?

Как научить анализировать поступки героев, характеризовать их?

Научатся контролировать свое чтение, выразительно читать волшебные сказки, самостоятельно оценивать свои достижения.

Научатся различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам.

05.10


16

(7)

А.С.Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

Как научить делить текст на части?

Научатся делить текст на части, использовать приемы интонационного чтения.

07.10


17

(8)

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Как научить читать стихотворения выразительно, соблюдая нужную интонацию?

Научатся представлять картины природы, объяснять выражения в лирическом тексте.

10.10


18

(9)

М.Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб».

Как научить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения?

Научатся прогнозировать содержание произведения, развивать мышление, речь.

12.10


19

(10)

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

Как научить находить особенности волшебной сказки?

Научатся различать волшебные сказки, сравнивать мотивы русской и турецкой сказок.

14.10


20

(11)

М.Ю.Лермонтов

«Ашик-Кериб». Характеристика героев.

Как научить делить текст на части, характеризовать героев?

Научатся распределять героев по группам (положительные и отрицательные), давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам.

17.10


21

(12)

Жизнь и творчество

Л.Н. Толстого.

Л.Н.Толстой

«Детство».

Как научить искать нужную информацию о писателе, описывать события и переживания героя?

Научатся искать необходимую информацию о писателе, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, характеризовать героя, оценивать свою работу.

19.10


22

(13)

Л.Н. Толстой

Басня «Как мужик камень убрал».

Как научить контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения, свой ответ?

Научатся выразительно читать произведение, называть отличительные признаки басни.

21.10


23

(14)

А.П.Чехов

«Мальчики».

Как научить прогнозировать содержание произведения, раскрывать его смысл?

Научатся прогнозировать содержание произведения, раскрывать его смысл

24.10


24

(15)

А.П. Чехов

«Мальчики». Главные герои рассказа - герои своего времени.

Как научить искать нужную информацию в тексте, характеризовать героев?

Научатся находить нужную информацию в тексте, характеризовать героев.

26.10


25

(16)

Обобщающий урок-КВН

«Чудесный мир классики».

Оценка достижений.

Как научить пользоваться справочными материалами, составлять краткую аннотацию, проверять полученные знания и оценивать результаты своей читательской деятельности?

Научатся выбирать книгу для самостоятельного чтения, пользоваться справочными материалами, составлять краткую аннотацию, проверять полученные знания и оценивать свои достижения.

28.10


Поэтическая тетрадь ( 9 часов ) с 31.10 по 28.11

Регулятивные – планирование деятельности по изучению темы;

Познавательные –определять известные и неизвестные модели языковых средств;

Коммуникативные – строить понятные для партнёра высказывания; вести устный диалог.

Личностные – формирование системы нравственных ценностей

26

(1)

Знакомство с названием раздела.

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…»,

«Как неожиданно и ярко…»

Как научить формулировать тему урока на основе ключевых слов; выразительно читать стихотворение, находить в тексте средства художественной выразительности?

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять тему урока; воспринимать на слух поэтическое произведение, выразительно читать стихотворение, находить в тексте средства художественной выразительности

31.10


27

(2)

А.А.Фет

«Весенний дождь», «Бабочка»

Как научить видеть и замечать прекрасное в природе, выразительно читать стихотворение, находить в тексте средства художественной выразительности?


Научатся рисовать иллюстрации к стихотворению, выразительно читать, находить в тексте средства художественной выразительности.


02.11


Итого: 27 часов

II четверть ( 21 час )

28

(3)

Е.А.Баратынский

«Весна, весна!..»

Как научить видеть прекрасное с помощью поэзии?

Научатся выразительно читать стихотворение, находить в тексте средства художественной выразительности.

14.11


29

(4)

Е.А. Баратынский «Где сладкий шёпот»

Как научить планировать свою деятельность на уроке, выразительно читать, соблюдая правильную интонацию?

Научатся читать стихотворение, соблюдая ритм и интонацию

16.11


30

(5)

А.Н.Плещеев

«Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Как научить видеть прекрасное вокруг нас, развивать память, речь, мышление?

Научатся выразительно читать стихотворение, подбирать иллюстрации к стихотворению.

18.11


31

(6)

И.С.Никитин

«В синем небе плывут над полями…»

Как научить анализировать художественный текст, выделяя в нем главную мысль; отличать стихотворение от рассказа, находить ритм в стихотворении?

Научатся воспринимать на слух художественные произведения, определять жанр данного произведения, находить в тексте средства художественной выразительности.

21.11


32

(7)

Н.А.Некрасов «Школьник»,

«В зимние сумерки нянины сказки…»

Как научить чувствовать поэтический мир, пополнять словарный запас, развивать речь, память, воображение?

Научатся определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению

23.11


33

(8)

И.А.Бунин «Листопад».

Картина осени в стихах И.А. Бунина

Как познакомить с классической поэзией, увлечь чтением стихов о Родине, о её людях, о природе

Научатся выбирать книгу для самостоятельного чтения, составлять краткую аннотацию

25.11


34

(8)

Обобщающий урок-игра по разделу

«Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений.


Как обобщить знания по данному разделу, развивать навыки выразительного чтения?

Научатся оценивать результаты своей читательской деятельности

28.11


Литературные сказки ( 12 часов ) с 30.11 по 26.12

Регулятивные – осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности; формулировать и удерживать учебную задачу;

Познавательные – отбор опорных слов для создания собственного текста; анализировать и выделять существенные признаки объектов;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе текста, доказательство своей точки зрения.

Личностные – проявление интереса к литературной сказке; эмоционально-нравственная отзывчивость.

35

(1)

В.Ф.Одоевский

«Городок в табакерке». Составление плана сказки.

Как научить составлять план сказки, делить текст на смысловые части, грамотно составлять ответы на вопросы?

Научатся делить текст на смысловые части, составлять план, грамотно формулировать ответы на вопросы.

30.11


36

(2)

В.Ф. Одоевский

«Городок в табакерке». Подробный пересказ.

Как научить пересказывать сказку по плану выборочно и подробно?

Научатся пересказывать сказку по плану, определять последовательность событий.

02.12


37

(3)

В.М.Гаршин

«Сказка о жабе и розе».

Как научить определять жанр произведения, выражать свое собственное отношение к героям?

Научатся определять жанр произведения, понимать тему и главную мысль произведения, выражать собственное отношение к прочитанному.

05.12


38

(4)

В.М.Гаршин

«Сказка о жабе и розе».


Как научить придумывать свои вопросы по содержанию, описывать события, происходящие в сказке, характеризовать главных героев?

Научатся придумывать свои вопросы по содержанию, описывать события, происходящие в сказке; анализировать поступки и характер героев.

07.12


39

(5)

П.П. Бажов

«Серебряное копытце».

Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Как познакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова, отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; научить определять мотивы народных сказок в авторском тексте?

Научатся правильно и выразительно читать, понимать прочитанное, определять мотивы народных сказок в авторском тексте, наблюдать за развитием и последовательностью событий.

09.12


40

(6)

41

(7)

П.П. Бажов

«Серебряное копытце».

Герои художественного произведения.

Как научить сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки?


Научатся

сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

12.12

14.12


42

(8)

С.Т.Аксаков

«Аленький цветочек».

Как познакомить с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова, отрабатывать навыки выразительного чтения?

Научатся читать сказку вслух, используя приёмы выразительного чтения; объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря.

16.12


43

(9)

С.Т.Аксаков

«Аленький цветочек».

Герои произведения.

Как научить анализировать содержание прочитанного, давать характеристику героев?

Научатся анализировать содержание прочитанного, давать характеристику героев.

19.12


44

(10)

С.Т.Аксаков

«Аленький цветочек».


Как научить делить текст произведения на части, составлять план, делать выборочный пересказ сказки, работать с иллюстрациями?

Научатся делить текст произведения на части, составлять план, делать выборочный пересказ сказки, работать с иллюстрациями.

21.12


45

(11)

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Оценка достижений.

Как обобщить знания по изученному разделу, формировать и развивать навыки выразительного чтения?

Научатся проверять себя и оценивать свои достижения

23.12


46

(12)

КВН «Литературные сказки»


Как расширить знакомство с классической литературой, увлечь чтением литературных сказок?

Научатся называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основ­ное содержание изу­ченных литератур­ных произведений

26.12


Делу время – потехе час (6 часов) с 28.12 по 20.01

Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; предвосхищать результат

Познавательные – анализ сказки, выделение в ней основной мысли;

Коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение; осуществлять взаимный контроль.

Личностные – положительная самооценка успешности учебной деятельности

47

(1)

Е.Л.Шварц

«Сказка о потерянном времени».

Как научить прогнозировать содержание раздела, определять прямое и переносное значение слов?

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять прямое и переносное значение слов, бережно относиться к своему и чужому времени, ценить его.

28.12


Итого: 20 часов

III четверть ( 32 часа )

48

(2)

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

Как научить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализировать характер и поступки героев?

Научатся делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализировать характер и поступки героев.

11.01


49

(3)

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

Как научить понимать юмористический смысл рассказа, пересказывать произведение от лица героя?

Научатся понимать юмористический смысл рассказа, выразительно читать, пересказывать от лица одного из героев.

13.01


50

(4)

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

Как научить определять жанр произведения, соотносить название с содержанием произведения, определять основную мысль рассказа?

Научатся определять жанр произведения, соотносить название с содержанием произведения, определять основную мысль рассказа.

16.01


51

(5)

В.В. Голявкин

«Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка.

Как научить понимать нравственный смысл рассказа, анализировать поступки героев?

Научатся понимать нравственный смысл рассказа, анализировать поступки героев.

18.01


52

(6)

Обобщающий урок «Делу время - потехе час».

Оценка достижений.

Как обобщить знания по изученному разделу, формировать и развивать навыки выразительного чтения?

Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок


20.01


Страна детства (6 часов ) с 23.01 по 03.02

Регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия;

Познавательные – анализ пословиц и поговорок; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе текста учебника; строить понятные высказывания.

Личностные – формирование системы нравственно-этических ценностей

53

(1)

Б.С. Житков « Как я ловил человечков».

Как научить прогнозировать содержание раздела, определять основную мысль рассказа?

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять основную мысль рассказа.


23.01


54

(2)

Б.С.Житков

«Как я ловил человечков». Герой произведения.

Как научить составлять план для краткого и полного пересказа, соотносить иллюстрацию с текстом?

Научатся составлять план для краткого и полного пересказа, соотносить иллюстрацию с текстом.

25.01


55

(3)

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Как научить определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту, правильно и выразительно читать?

Научатся определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту, правильно и выразительно читать вслух и про себя.

27.01


56

(4)

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

Как научить характеризовать героев произведения, последовательно воспроизводить содержание рассказа, анализировать музыкальное сопровождение произведения?

Научатся характеризовать героев произведения, последовательно воспроизводить содержание рассказа, анализировать музыкальное сопровождение произведения.


30.01


57

(5)

М.М.Зощенко

«Елка».




Как познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко, научить ставить вопросы по содержанию прочитанного, составлять план, пересказывать произведение?

Научатся ставить вопросы по содержанию прочитанного, анализировать поступки героев, составлять план, пересказывать произведение.

01.02


58

(6)

Обобщение по разделу «Страна детства».

Оценка достижений.

Как научить ориентироваться в содержании раздела, называть изученные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных произведений?

Научатся ориентироваться в содержании раздела, называть изученные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных произведений.

03.02


Поэтическая тетрадь ( 4 часа ) с 06.02 по 13.02

Регулятивные – определять цель учебной деятельности; формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные – анализировать и выделять существенные признаки объектов

Коммуникативные – ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение.

Личностные – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств

59

(1)

В.Я. Брюсов

«Опять сон», «Детская».

Как научить прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения выразительно, выражая авторское настроение?

Научатся прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения выразительно, выражая авторское настроение.


06.02


60

(2)

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Как научить сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему, определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать стихотворение, использовать интонацию?

Научатся сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему, определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.

08.02


61

(3)

М.И.Цветаева

«Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»

Как научить читать стихотворение, передавая настроение автора; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения?

Научатся читать стихотворение, передавая настроение автора; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения

10.02


62

(4)

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

Как научить отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе, оценивать свои достижения?

Научатся отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе, оценивать свои достижения.

13.02


Природа и мы (10 часов) с 15.02 по 08.03

Регулятивные – осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности;

Познавательные – анализ художественного текста; сравнение, установление аналогий;

Коммуникативные – проявлять инициативу в сотрудничестве; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные – привитие нравственных ценностей ( любовь к природе, к животным, уважение к старшим )

63

(1)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Как научить прогнозировать содержание раздела, определять тему и главную мысль произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя?

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять тему и главную мысль произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

15.02


64

(2)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Как научить определять последовательность событий в произведении, пересказывать текст по плану?

Научатся выделять в тексте главное и второстепенное, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

17.02


65

(3)

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Как научить соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, анализировать поступки героев, отвечать на вопросы по содержанию?

Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, анализировать поступки героев, отвечать на вопросы по содержанию.

20.02


66

(4)

67

(5)

М.М. Пришвин «Выскочка»

Как научить анализировать поступки и характер героев, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения?

Научатся анализировать поступки и характер героев, понимать нравственный смысл рассказа, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

22.02

24.02


68

(6)

Е.И. Чарушин «Кабан»

Как научить воспринимать на слух художественное произведение, анализировать текст, пересказывать его, характеризовать героев на основе их поступков?

Научатся воспринимать на слух художественное произведение, анализировать текст, пересказывать его, характеризовать героев на основе их поступков.

27.02


69

(7)

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Как научить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста?

Научатся анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста.

01.03


70

(8)

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Как научить делить текст на части, озаглавливать каждую часть, рассказывать от имени героя?

Научатся делить текст на части, озаглавливать каждую часть, рассказывать от имени героя

03.03


71

(9)

Проект «Природа и мы».

Как научить находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме; составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря

Научатся находить информацию в разных источниках

06.03


72

(10)

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Оценка достижений.

Как повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела;

научить находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме?

Научатся называть изученные литературные произведения и их авторов, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

08.03


Поэтическая тетрадь (6 часов ) с 10.03 по 22.03

Регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу;

Познавательные – анализировать и выделять существенные признаки объектов

Коммуникативные – выполнять работу парами, в группах.

Личностные – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств

73

(1)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Как научить формулировать тему урока на основе ключевых слов, анализировать произведение живописи, сравнивать произведение живописи и литературный текст?

Научатся формулировать тему урока на основе ключевых слов, анализировать произведение

10.03


74

(2)

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Как научить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства, анализировать и делать выводы, развивать навыки правильного и осознанного чтения?

Научатся видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства, анализировать и делать выводы, развивать навыки правильного и осознанного чтения

13.03


75

(3)

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Как научить выражать свои мысли, читать поэтические произведения?

Научатся выражать свои мысли, читать поэтические произведения, оценивать свой ответ.

15.03


76

(4)

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Как научить наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Научатся называть произведения русских поэтов; определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения

17.03


77

(5)

С.А. Есенин «Лебедушка»

Как научить прогнозировать содержание текста, правильно и выразительно читать

Научатся прогнозировать содержание текста, правильно и выразительно читать

20.03


78

(6)

Путешествие в мир поэзии Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь».

Как научить воспринимать на слух лирические тексты, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому?

Научатся воспринимать на слух лирические тексты, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



22.03


Родина (6 часов ) с 24.03 по 12.04

Регулятивные – эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока

Познавательные – анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины

Коммуникативные – отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения; строить монологическое высказывание.

Личностные – умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну»

79

(1)

И.С. Никитин

«Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

Как научить прогнозировать содержание раздела, анализировать лирический текст, определять его опорные слова, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений?

Научатся прогнозировать содержание раздела,

анализировать лирический текст, определять его опорные слова, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений.

24.03


Итого: 32 часа

IV четверть ( 25 часов )

80

(2)

С.Д. Дрожжин

«Родине» .

Как научить работать над поэтическими произведениями о родине, делить текст на части?

Научатся работать над поэтическими произведениями о родине, делить текст на части.

03.04


81

(3)

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»


Как научить работать над поэтическими произведениями о родине, делить текст на части?

Научатся работать над поэтическими произведениями о родине, делить текст на части.

05.04


82

(4)

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»


Как научить работать над поэтическими произведениями о родине, делить текст на части?

Научатся работать над поэтическими произведениями о родине, делить текст на части.

07.04


83

(5)

О родине. Проект: «Они защищали Родину»

Как научить находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме, представлять свой проект?

Научатся находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме, представлять свой проект.

10.04


84

(6)

Обобщающий урок по теме

«Родина».

Оценка достижений.

Как научить контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения?

Научатся контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения.




12.04


Страна Фантазия (5 часов) с 14.04 по 24.04

Регулятивные – планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы;

Познавательные – отвечать на вопросы на основе фантастических произведений

Коммуникативные – отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения.

Личностные – проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книги чтения для себя

85

(1)

86

(2)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Как научить прогнозировать содержание раздела, развивать интерес к чтению, познакомить с понятием «научно-фантастическая литература»?

Научатся прогнозировать содержание раздела, развивать интерес к чтению, формировать навыки связной речи.

14.04

17.04


87

(3)

88

(4)

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Как познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычёва, заинтересовать его произведениями, научить анализировать поступки героев?

Научатся прогнозировать содержание произведения, определять особенности фантастических рассказов, анализировать поступки героев

19.04

21.04


89

(5)

Путешествие по стране Фантазии.

Оценка достижений.

Как повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела; развивать речь, мышление, творческие способности?

Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

24.04


Зарубежная литература ( 13 часов ) с 26.04 по 24.05

Регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование деятельности по изучению темы урока;

Познавательные – оценивание поступков героев; анализировать и выделять существенные признаки объектов;

Коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы учебника; ставить вопросы, обращаться за помощью.

Личностные – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

90

(1)

Дж. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Как научить прогнозировать содержание раздела, познакомить с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта?

Научатся прогнозировать содержание раздела, познакомятся с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Дж. Свифта.


26.04


91

(2)

Дж. Свифт

«Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Как научить характеризовать героя и его поступки, составлять картинный план, пересказывать текст от имени героя?

Научатся характеризовать героя и его поступки, составлять картинный план, пересказывать текст от имени героя.

28.04


92

(3)

Г.Х.Андерсен

«Русалочка»

Как научить делить текст на части, озаглавливать их; находить ответы на вопросы по тексту?

Научатся делить текст на части, озаглавливать их; находить ответы на вопросы по тексту.

01.05


93

(4)

Г.Х.Андерсен

«Русалочка». Деление произведения на части.

Как научить характеризовать героев, анализировать их поступки; отрабатывать навыки выразительного чтения?

Научатся характеризовать героев, анализировать их поступки; выразительно читать и делить текст на части.

03.05


94

(5)

95

(6)

Г.Х. Андерсен

«Русалочка». Характеристика героев.

Как научить составлять пересказы самых интересных эпизодов произведения от лица главных героев?

Научатся составлять пересказы самых интересных эпизодов произведения от лица главных героев.

05.05

08.05


96

(7)

М.Твен

«Приключения Тома Сойера»

Как познакомить с жизнью и творчеством М. Твена, отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения по ролям; учить сравнивать героев и их поступки?

Научатся выразительно читать по ролям, планировать работу на уроке, понимать поступки героев, характеризовать их.

10.05


97

(8)

М.Твен

«Приключения Тома Сойера».

Сравнение героев, их поступков.

Как научить сравнивать героев и их поступки, пересказывать текст от имени героя; прививать интерес к зарубежной литературе?

Научатся сравнивать героев и их поступки, пересказывать текст от имени героя.

12.05


98

(9)

С.Лагерлеф

«Святая ночь»

Как познакомить с жизнью и творчеством С. Лагерлеф, раскрыть содержание произведения; развивать память, мышление и речь?

Научатся анализировать характер и поступки героев, бегло выразительно читать.

15.05


99

(10)

С.Лагерлеф

«Святая ночь»

Как научить характеризовать героев на основе анализа их поступков, составлять пересказы самых интересных эпизодов произведения от лица главных героев?

Научатся характеризовать героев на основе анализа их поступков, составлять пересказы самых интересных эпизодов произведения от лица главных героев.

17.05


100

(11)

С.Лагерлеф

«В Назарете». Святое семейство.

Как научить определять тему и главную мысль, давать характеристику главным героям, участвовать в обсуждении прочитанного?

Научатся определять тему и главную мысль, давать характеристику главным героям, участвовать в обсуждении прочитанного.

19.05


101

(12)

С.Лагерлеф

«В Назарете». Иисус и Иуда.

Как научить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки?

Научатся оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки.

22.05


102

(13)

Обобщение по разделу

«Зарубежная литература»


Как повторить и обобщить материал изученного раздела; научить работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения?

Научатся работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения

24.05


103

РЕЗЕРВ



26.05


104

РЕЗЕРВ



29.05


Итого: 25 часов


8