СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 2 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа




Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Литературное чтение»


Класс:___2___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 8 лет

Квалификация: 1 квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор



2016/2017 учебный год



Пояснительная записка

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.


Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.


Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года»

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2012/2013 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2013/2014 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2014/2015 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2015/2016 уч.г.





В соответствии с Образовательной программой школы используется учебно-методический комплект:

  • Программа образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

  • Э.Э.Кац Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2 частях.- М.: АСТ: Астрель,2012год

  • Э.Э.Кац / Рабочая тетрадь по литературному чтению для учебника 2 класса в 2 ч.

  • Э.Э.Кац / Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение», М.: Астрель, 2012 год





Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.



Общая характеристика учебного предмета


Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

Во втором классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.







Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Программа курса «Литературное чтение» 2 класса (автор Э. Э. Кац) используется без изменений

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015-2016 учебный год установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, само  познание как цен- ность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.




Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

  • выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

  • самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;

  • планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

  • самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

  • задавать вопросы по тексту произведения;

  • сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

  • объяснять действия персонажей;

  • делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);

  • сравнивать героев разных произведений;

  • ставить вопросы к тексту.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • создавать рассказ по циклу картинок;

  • рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

  • выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;

  • находить сравнения в тексте произведения;

  • определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;

  • определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;

  • выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;

  • определять ритм стихотворения путем прохлопывания.


Тематическое планирование и содержание учебного предмета


№ урока

Дата

Тема урока,

страницы учебника

Цели и задачи урока

Характеристика

деятельности учащихся


Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, ЦОР и т.д.

план

факт

1-е полугодие

ОСЕНЬ ПРИШЛА (12 ч)

Вспомним лето (6 ч)

1




Книга как источник необходимых знаний.

Знакомство с учебником

Часть 1

С. 3—4

Проект «Выставка книг по разным темам»

Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умения пользоваться толковым словарем. Актуализация летних впечатлений. Формирование умений воспроизводить их в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности

Воспринимать на слух художественное произведение, Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию.

Пересказывать произведение выборочно, кратко.

Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос.

Объяснять смысл названия произведения. Выявлять основную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения. Придумывать сравнения и использовать их в собственной речи.

Сопоставлять картины природы в произведениях разных авторов.



Оценивать свои эмоциональные реакции. Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание.

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения

Книги для выставки








Иллюстрация подсолнуха





Использование ИКТ

2



Заглавие произведения, его адекватное соотношение с содержанием. С. П. Щипачев

«Подсолнух»

С. 5

Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. Развитие внимания к слову в поэтическом тексте

3



Картины природы в стихотворении И. З. Сурикова

«Степь» (отрывок)

С. 6—7

Развитие внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте. Формирование умения рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом. Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к ритму стихотворения. Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов

4




Научно- популярные произведения для детей. И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка»

С. 8—9

Формирование умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения. Формирование умения рассказывать по предложенному плану

5



Позиция автора и способ её выражения в рассказе И.С.Соколова Микитова «Вертушинка»

С.8-9

6



Сравнение как художественный прием.

О. О. Дриз

«Кончилось лето»

С. 10—11

Знакомство со сравнением как художественным приемом. Формирование умений замечать похожие черты в предметах и явлениях, рассказывать о собственных впечатлениях


Здравствуй, осень (6 ч)

7



Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки. М. М. Пришвин

«Полянка в лесу»

С. 12—13

Развитие внимания к состоянию рассказчика. Формирование умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы. Формирование умения создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения

Выразительно читать текст.

Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос.

Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям.

Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.

Определять впечатление от прочитанного. Выражать свое отношение к прочитанному, обсновывать его.

Придумывать иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывать о них или рисовать.

Обозначать ритм стихотворения путем прохлопывания.

Объяснять переносное значение слов, фразеологизмы.

Сочинять рассказы, записывать их.



Подтверждать фрагментами текста ответ на вопрос.

Рассказывать об опыте общения с природой

Привлекать свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим

Портрет М.М.Пришвина












Презентация А.С.Пушкин, его произведения для детей














Использование ИКТ



Оформление выставки: книги русских писателей об осени, детские поделки.

8



Позиция автора в стихотворении А. Н. Майкова

«Осень» (отрывок). Составление рассказа о собственном опыте общения с природой.

С. 14—15

Формирование умения рассказывать о собственном опыте общения с природой. Развитие внимания к позиции поэта. Формирование умения находить в тексте стихотворения слова и словосочетания, позволяющие ответить на поставленный вопрос. Знакомство со звучанием нового (трехсложного) ритма

9



Настроение поэта. Передача настроения через художественно-выразительные средства.

А. С. Пушкин *

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок)

С. 16—17

Формирование умения рассказывать о жизненных впечатлениях. Развитие внимания к настроению автора, выраженному в произведении. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, заучивать стихотворение, выбранное самостоятельно

10



Научно- популярные произведения для детей.

К. Г. Паустовский

«Прощание с летом» (отрывок)

С. 18—19

Развитие внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Формирование умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях; рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению. Обучение созданию рассказа по аналогии с прочитанным, записи его

11



Картинная галерея. Эстетическая оценкиа произведения изобразительного искусства.

И. И. Машков

«Натюрморт. Камелия»

С. 20—21

Формирование эстетической оценки произведения изобразительного искусства. Развитие внимания к деталям изображенных на картине предметов. Развитие воображения, речи, обогащение словаря

12



Внеклассное чтение **

Осень в произведениях русских писателей и поэтов

С. 22—25

Проект «Выставка детских поделок»

Формирование читательского интереса. Соотнесение жизненных и читательских впечатлений. Развитие умения выразительно читать художественный текст

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ (30 ч)

Песни (5 ч)

13



Песня как вид народного творчества.

«Как на тоненький ледок…»

(русская народная песенка)

С. 26—27

Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу

Определять особенности жанра.

Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении.

Рассказывать о персонаже по предложенному плану.

Придумывать продолжение песни, сочинять.



Объяснять значение слов, встречающихся в тексте.

Рисовать иллюстрацию к прочитанному


Использование ИКТ

14



Форма слова как способ выражения позиции автора. «Ходит конь по бережку…» (русская народная песенка)

С. 28

15



Автор и герой произведения. Характер героя произведения, выраженный через речь. «Заинька, где ты был…»

(русская народная песенка)

С. 29—31

16



Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. «Спляшем!» (шотландская народная песенка) *

«Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки)

С. 32—33

17



Содержание песни по её названию и иллюстрациям.С.Я. Маршак

«Дом, который построил Джек» (английская народная песенка)

С. 34—37

Сказки народов России (15 ч)

18




Сказки народов России

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

С. 38—40

Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию. Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свой вывод. Формирование умений выдерживать паузы при чтении, выделять нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям

Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию.

Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику.

Читать по ролям.

Делить произведение на части, озаглавливать их.

Определять главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения. Объяснять смысл названия художественного произведения.

Подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Сравнивать героев разных произведений. Оценивать действия героев.

Соотносить иллюстрации с содержанием произведения.

Создавать продолжение сказки.

Рассказывать сказку от лица персонажа.

Создавать рассказ по циклу картинок.

Объяснять значение устойчивых выражений.



Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Рассказывать о чувствах, которые вызывает картина.

Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства

Иллюстрации к произведению «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»





Таблица характеристикиггероев





Репродукция картины





































Использование ИКТ























Таблица сравнений

19



Добро и зло в русских народных сказках. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

С. 41—43

20



Образы главных героев сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

С.44-45.

21



Картинная галере. Сопоставление репродукции картины с литературным текстом.

В. М. Васнецов

«Аленушка»

С. 76—77

Формирование умения соотносить репродукцию картины с литературным текстом. Сообщение сведений о некоторых способах передачи авторских настроений в изобразительном искусстве

22




Причины поступков персонажей в сказке «Хаврошечка»

С. 46—51

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей. Формирование умения привлекать читательский опыт для сравнения персонажей различных сказок

23



Сравнения персонажей различных сказок «Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

С. 46—51

24




Отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним в русской народной сказке «Мальчик с пальчик»

С. 52—55

Развитие внимания к многозначности слова и его значению в контексте. Формирование умения использовать при пересказе фольклорную лексику. Формирование умений работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста

25



Главная мысль сказки «Мальчик с пальчик» .

Деление текста на части. Озаглавливание каждой части.

26



Диалог как вид речи, его роль в русской народной сказке «Каша из топора»

С. 56—58

Формирование умений объяснять причины поступков, совершаемых героями; соотносить иллюстрации с содержанием текста

27



Художественная особенность сказок: лексика, построение (композиция). «Кукушка» (ненецкая народная сказка)

С. 59—60

Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умения передавать их. Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа

28




Бытовые сказки народов мира. «Три дочери» (татарская народная сказка)

С. 61—66

Формирование умения выделять реплики персонажей при чтении по ролям. Формирование умений воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; сравнивать персонажей различных сказок; делать вывод о главной мысли сказки

29



Сюжетные линии сказки, их особенности в татарской народной сказке «Три дочери»

С. 61-66.

30



Сравнительный анализ бытовых зарубежных сказок. Герои произведения.

«Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка)

С. 67—70

Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей, рассказывать сказку от лица разных персонажей

31




Произведения зарубежной литературы. Содержание литературного произведения: тема, события, последовательность

«Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) С. 71—75

Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста, читать или пересказывать их, оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию. Формирование умений прогнозировать развитие сюжета, создавать рассказ по циклу иллюстраций

32



Отличия фольклора от авторского художественного произведения. «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) С. 71—75




Колыбельные песни (3 ч

33




Малые фольклорные формы. Колыбельная песня как жанр фольклора. «Березонька скрип-скрип…»*

(русская колыбельная)

«Нашей Любице…» (сербская колыбельная)

«Спи, усни, мой медвежонок…»

(латышская колыбельная)

С. 78—80

Сообщение знаний о колыбельной песне как жанре фольклора. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос. Заучивание произведений по собственному выбору

Определять фольклорный жанр и характеризовать его особенности.

Выявлять переживания, выраженные в произведении.

Читать наизусть понравившееся произведение, определять причину выбора


Использование ИКТ














Выставка книг

«Русский фольклор»

34



Проект «Инсценировка сказок и песен»

35



Внеклассное чтение **

Русский фольклор «Моё любимое произведение»

С. 97—101

Знакомство с жанрами русского фольклора. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение; выражать свое отношение к прочитанному, обосновывать его

Сказки народов мира (4 ч)

36




Фольклор народов мира. Волшебная сказка. «Золотая рыба» (индийская народная сказка). Основная мысль сказхки.

С. 81—86

Формирование умений определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка, обосновывать свой выбор.

Формирование умений выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения

Читать по ролям, передавать интонацию говорящих.

Пересказывать текст подробно и кратко, полностью или нужные фрагменты.

Пересказывать от лица персонажа.

Определять идею произведения.

Подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Создавать сказки на определенную тему.

Оценивать героев, аргументировать свою позицию. Привлекать свой читательский опыт для оценки персонажей.



Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию


37



Иллюстрация в книге и ее роль в понимании индийской сказки «Золотая рыба».

С. 81—86

38



Главная мысль сказки. «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка)

С. 87—89

Формирование умений находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его, объяснять и оценивать поступки персонажа, определять главную мысль произведения. Формирование умения пересказывать произведение от лица разных персонажей

39



Герои произведения, отношение к ним автора.«Два ленивца» (сербская народная сказка)

«Век живи — век учись» (хорватская народная сказка)

С. 90—93

Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, аргументировать свой вывод, оценивать персонажей, привлекать читательский опыт. Формирование умения создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему

ПОСЛОВИЦЫ (3 ч)

40





Пословица, её смысл. Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе

С. 94—96

Углубление знаний о пословице. Формирование умения объяснять ее смысл, соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей. Создание сказок и рассказов по мотивам пословиц

Определять особенности жанра. Выявлять смысл пословицы.

Создавать произведения на тему пословиц.



Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Устное народное творчество»: подбирать книги по разным темам; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса знатоков; принимать участие в инсценировке сказок


Пословицы и иллюстрации к ним








Книги сказок

41



Проект «Конкурс знатоков народных сказок, песен, загадок, поговорок»

42



Внеклассное чтение

Самостоятельная работа с книгой. Сказки народов мира

С. 102—107

Подготовка к самостоятельной работе с книгой под руководством учителя и библиотекаря


ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (12 ч)

43



Поэтическое слово, его смысл в контексте произведения И. С. Никитина

«Встреча зимы» (отрывок)

С. 110—111

Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, авторскому переживанию, способу его выражения. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выразительно читать лирическое произведение

Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания.

Создавать рассказ по предложенным вопросам к репродукции картины.

Сочинять рассказ, загадку на задуманную тему.

Выразительно читать понравившееся произведение. Объяснять свое отношение к нему. Находить сравнения в тексте произведения. Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение



Находить объяснение незнакомых слов в словаре.

Рассказывать о собственных впечатлениях от увиденного.

Соотносить свои чувства, впечатления с чувствами детей, изображенных на картине.

Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать ее, анализировать позицию оппонента





























Толковый словарь




























Презентация «Маршрут работы творческой мастерской»







Выставка книг о зиме.

44



Стихотворная и прозаическая речь, их сходства и различия.

К. Г. Паустовский

«Первый зимний день»

С. 112—114

Формирование умений пересказывать фрагменты текста, понимать позицию автора, объяснять значение слова в контексте произведения

45



Картинная галерея. Устное описание картины

А. А. Пластова

«Первый снег»

С. 124—125

Формирование умения рассказывать о собственных наблюдениях за природой по предложенным вопросам, создавать рассказ по репродукции с картины

46




Изображение картин природы в стихотворении

С. А. Есенина

«Пороша» *

С. 115—116

Развитие внимания к собственной эмоциональной реакции на художественное произведение, умения воспроизводить её; воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов. Развитие внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу



47

!


Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение) в произведении С. А. Есенина

«Пороша»

С. 115—116

48




Связь названия произведения с темой текста, мысль текста.

А. С. Пушкин

«Опрятней модного паркета…» (отрывок)

С. 118—119

Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения. Формирование умений выражать в устной речи впечатление от стихотворения, придумывать рассказ на заданную тему

49



Эмоциональный настрой поэтического произведения.

А. С. Пушкин

«Опрятней модного паркета…» (отрывок)

С. 118—119

50



Произведение о природе и его персонажи.

Н. И. Сладков

«Песенки подо льдом»

С. 120—121

Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой для объяснени поведения персонажей

51



Картины природы, созданные автором и увиденные в жизни.

С. Я. Маршак

«Ветры, бури, ураганы…» (отрывок)

С. 122

Формирование умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни

52




Творческая мастерская «Сочиняем загадки о зиме»

С. 122—123

Знакомство с некоторыми принципами построения загадок. Закрепление знаний о сравнении. Формирование умения сочинять загадки

53



Творческая мастерская «Загадки о зиме»

Оформление выставки .

54



Внеклассное чтение **

Зима в произведениях

русских писателей

С. 126—129

Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления. Развитие эстетического чувства

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (6 ч)

55



Авторская сказка и её особенности.

К. Д. Ушинский

«Мена»

С. 130—134

Формирование умений прогнозировать поведение персонажа. Развитие внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора.Формирование умения обосновывать сделанный вывод

Выразительно читать произведение.

Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Читать по ролям.

Определять основную мысль произведения.

Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения.

Объяснять поведение героев.

Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.

Сравнивать героев сказок, главные мысли произведений.



Выделять из списка слова, близкие по смыслу.

Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов











Использование ИКТ












Иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»

56



Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

С. 135—140

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формирование умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок

57



Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

С. 140—144

58



Сравнение характеров героев. А. С. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

С. 145—149

59



Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

60



Урок – конкурс «Лучший знаток литературных произведений».






2-е полугодие

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (29 ч)

(продолжение)

61




Произведения зарубежной литературы. Причины поступков героев в сказке

Братьев Гримм

«Храбрый портной».

Часть 2

С. 3—10

Формирование умени работать с текстом: выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его, определять причины поступков героя и оценивать их

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям, передавать интонацию говорящих.

Описывать внешний вид персонажа.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Составлять план произведения.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Продолжать сказку, создавать сказки по заданной теме в устной и письменной форме.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению



Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Оценивать свое отношение к учебе.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.

Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

Находить нужные книги в библиотеке



























Презентация «Х.К.Андерсен и его произведения детям»























Книга А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»






Иллюстрация Буратино











Использование ИКТ

















Вопросы викторины








Использование ИКТ (просмотр фрагмента фильма)










Книги для чтения












Выставка юмористических произведений для детей























Книги о животных

62



Связь названия произведения с темой текста, мысль текста.

Братья Гримм

«Храбрый портной»

С. 10-13

63



Урок – конкурс «Кто лучше сочиняет»

64



Современные произведения для детей. Словесный рисунок произведения. И. П. Токмакова

«Гном»

С. 14

Формирование эмоциональной реакции на прочитанное, умения воспроизвести ее в рассказе; развитие чувства ритма. Формирование умений сочинять по заданной теме; передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении литературного произведения

65




Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Х.-К. Андерсен

«Оле Лукойе» (отрывок)

С. 15—18

Формирование собственного отношения к героям произведения, умения аргументированно его выразить. Развитие творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанного

66



Заглавие произведения; адеквотное соотношение с его содержанием.

Х.-К. Андерсен

«Оле Лукойе» (отрывок)

С. 19 – 21

67



Урок – экскурсия. Выбор книг в библиотеке на основе рекомендованного списка. Оформление выставки книг и поделок.

68



Внеклассное чтение1**

Х.-К. Андерсен

«Сказки». Оформление книги.

Расширение круга чтения. Формирование умения пользоваться аппаратом книги. Развитие внимания к оформлению книги

69



Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Братья Гримм

«Маленькие человечки»

С. 22—25

Формирование умений кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды, развивать отдельные сюжетные линии, актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства

70




Произведения современной отечественной литературы для детей. Оценка поведения героев. А. Н. Толстой.

Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

С. 26—31

Формирование умений выражать состояние персонажей при чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев. Обогащение словаря, характеризующего отношение героев друг к другу

71



Образ главного героя в произведении А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

72



Идея произведения А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Сюжетные линии и их взаимосвязь.

73



Внеклассное чтение **

А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Роль иллюстраций в произведении.

Формирование умений пересказывать сюжет понравившейся сказки, характеризовать главного героя, высказывать мнение об иллюстрациях к конкретному произведению

74



Картинная галерея Сравнительная характеристика девочки и природы.

А. Муха «Плакат»

С. 64—65

Развитие внимания к композиции картины, осознание эмоционально-смысловой связи её элементов

75




Диалог о прочитанном произведении.

С. Хопп.

Главы из книги «Волшебный мелок»

С. 32—33

Формирование умений работать с текстом произведения. Формирование умений выражать впечатления, полученные при чтении художественного прозведения, использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности

76



Главный герой и его волшебные приключения. С. Хопп.

Главы из книги «Волшебный мелок»

С. 34—37

77



Р./р. Составление собственного сочинения «Что могло произойти с Юном в саду?».

Конкурс фантазёров.

78



Урок -викторина «Кто больше знает» по произведению С. Хопп «Волшебный мелок».

79




Эмоционально - нравственные переживания героев и автора произведения.

Н. Н. Носов.

Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

С. 38—44

Формирование умений вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям. Формирование умения определять причину поступков героя произведения

80



Причины поступков главных героев в произведении Н. Н. Носова.

Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей»


81



Книга: тип книги, исходные данные (автор, заглавие, подзаголовок), оглавление, аннотация для самостоятельного выбора и чтения книг.

82



Внеклассное чтение Новые приключения главного героя.

Н. Носов

«Приключения Незнайки и его друзей».

Рассказ о действиях литературного героя.

Формирование умений рассказывать о действиях литературного героя, определять свое отношение к нему

83






Юмористические произведения для детей Б. В. Заходер

«Про пана Трулялинского»

С. 45—47

Развитие внимания к смыслу слова, интереса к словотворчеству. Формирование умения характеризовать внутреннее состояние персонажей. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи

84



Словотворчество. Характеристика внутреннего состояниеяперсонажей в произведении Б. В. Заходера

«Про пана Трулялинского»


85






Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Дж. Родари

«Волшебный барабан»

С. 48—52

Развитие внимания к многозначности слова, выявлению его смысла в контексте. Формирование собственного отношения к прочитанному, умений определять позицию автора в произведении. Развитие умения помещать себя в вымышленную ситуацию, продолжать предложенный сюжет

86



Личная оценка, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других- источников.

Дж. Родари

«Волшебный барабан»

С. 52 – 55

87



Современные произведения про животных для детей

.С. А. Седов

«Два медведя»

С. 56—58

Формирование умений объяснять внутреннее состояние персонажей, рассказывать об их поступках. Формирование умения составлять и записывать план произведения

88






Поступки героя и его внутреннее состояние.

О. О. Дриз

«Очень Высокий Человек»

С. 59—63

Формирование умения объяснять поступки героя, его внутреннее состояние. Развитие внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте. Обучение сочинению сказок определённой эмоциональной окрашенности, запись их. Актуализация прошлого читательского опыта

89



Многозначность слова, его смысл в контексте О. О. Дриз

«Очень Высокий Человек»


ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (32 ч)

90






Произведения о детях и для детей.

Л. А. Мей

«Баю-баюшки…» с. 72

Развитие внимания к особенностям колыбельной как поэтического жанра. Формирование умения объяснять собственное эмоциональное впечатление от прочитанного. Формирование умения самостоятельно работать с книгой

Выразительно читать текст, делая нужные паузы.

Выявлять общие черты жанра.

Определять отличие сказки от рассказа.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Сравнивать героев.

Читать по ролям, передавая состояние героев.

Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.

Ставить вопросы к тексту.

Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа.

Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним.

Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения.

Выбирать нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.

Сочинять рассказы по жизненным и читательским впечатлениям, записывать их полностью или частично.

Придумывать подписи к иллюстрациям в учебнике.

Соотносить предложенные пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа.

Подбирать рифмы.

Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению.

Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным.

Рассказывать о человеке, изображенном на картине, по предложенному плану.



Вести диалог, выслушивать мнение оппонента. Формулировать свою точку зрения.

Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков.

Объединять слова, близкие по смыслу, в группы.

Пользоваться толковым словарем.

Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора





































План описания литературного героя





































Иллюстрации на тему «Друг детства»









Выставка книг «Поэты о детях» С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков










Таблица для сравнения характеристик героев





Алгоритм воспроизведения текста.















шляпа


















Иллюстрация рыцаря











Выставка книг



















Репродукция картины В.И. Суриков

«Портрет дочери художника»


91



Колыбельная песня как поэтический жанр.

А. Н. Майков

«Спи, дитя мое, усни…»

И. П. Токмакова

«Как на горке снег, снег…» с.73.

92



Урок -конкурс «Кто лучше исполняет».

О. О. Дриз

«Нашумелись…» *

С. 75

93



Смысл названия произведения и его сравнение с текстом.

А. Л. Барто

«Колыбельная»

С. 75—76

Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, находить нужные слова для его определения, объяснять смысл названия произведения. Закрепление знаний о жанре колыбельной песни

94






Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность в рассказе

Н. Н. Носова

«Фантазеры»

С. 77—80

Формирование умений работать с текстом произведения. Обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека. Актуализация читательского опыта. Развитие воображения, умения помещать себя в вымышленную ситуацию

95



Характеристика героев, причины совершаемых ими поступков в рассказе Н. Н. Носова

«Фантазеры»

С. 81—83

96



Инсценирование части рассказа Н. Н. Носова

«Фантазеры»


97



Основные темы детского чтения: взаимоотношения людей, приключения в детских журналах.

С. Я. Маршак

«Чего боялся Петя?»

С. 84—85

Формирование умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины, сопоставлять героев разных произведений. Развитие внимания к ритму лирического произ ведения

98



Творчество А. Л. Барто. Герои её произведений.

«Олень» *

С. 86

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, чувствовать его ритм, выделять рифму. Развитие самостоятельного опыта работы с книгой

99



Построение небольшого монологического высказывания

О. Ф. Кургузов

«Надоело летать»

С. 87—89

Развитие внимания к причинам совершенных героями поступков, их внутреннему состоянию, эмоциональным оттенкам слова, его иносказательному смыслу. Формирование умений определять собственное отношение к прочитанному, аргументировать его

100



Юмор в стихотворениях

Ю. М. Владимирова

«Чудаки»

С. 90—91

Формирование умений читать лирическое произведение, определять позицию автора. Развитие внимания к названию произведения, смысловым оттенкам слова

101



Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев.

Л. Н. Толстой

«Косточка»

С. 92—93

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений сопоставлять близкие по смыслу слова, определять их значение в тексте художественного произведения, воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей

102



Анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

А. П. Гайдар

«Совесть»

С. 94—95

Формирование умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним своё отношение, привлекать читательский опыт

103






Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

В. Ю. Драгунского

«Друг детства»

С. 96—101

Развитие внимания к личности рассказчика. Обогащение словаря, определяющего чувства человека. Работа над выразительным чтением прозаического текста. Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным, и записывать их

104



Связь названия произведения с темой текста, мысль текста.

В. Ю. Драгунский

«Друг детства»


105



Проект «Моя любимая игрушка».

106



Внеклассное чтение**

Поэты о детях. Любимое произведение, своё отношение к нему.

Расширение круга чтения (С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков). Формирование умения работать с книгой. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению

107





Знакомство с простейшеми приёмами анализа текста, установление причинно-следственных связей.

В. А. Осеева

«Волшебное слово»

С. 102—106

Формирование собственного отношения к прочитанному, умения передавать его при чтении. Формирование умений выявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных произведений. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица

108



Сравнительная характеристика героев произведения.

В. А. Осеева

«Волшебное слово»

С. 102—106

109






Человек и окружающая его природа.

Л. Н. Толстой

«Птичка»

С. 107—109

Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия

110



Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста Л. Н. Толстого

«Птичка»


111



Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

Л. Пантелеев

«Трус»

С. 110—111

Развитие внимания к поведению и внутреннему состоянию литературных персонажей. Формирование умений ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения, привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев

112



Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения.

Н. Н. Носов

«Живая шляпа»

С. 112—115

Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям, пересказывать произведение от лица одного из персонажей.

113






Словесное рисование портрета главного героя по стихотворению А. Л. Барто

«Снегирь»

С. 116—119

Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений определять собственное отношение к герою, прогнозировать его поступки

114



Внутреннее состояние персонажа и способы его выражения. А. Л. Барто

«Снегирь»

115






Внутренний мир ребёнка, его чувства, переживания, принятие решения в рассказе В. К. Железникова

«Рыцарь»

С. 120—123

Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки

116



Работа с текстом: деление на части, озаглавливание каждой части, составление плана.

В. К. Железников

«Рыцарь»


117



Внеклассное чтение **

Рассказы о детях. Работа с книгой.

Расширение круга чтения (Н Носов, В. Драгунский, В. Железников). Формирование умения работать с книгой

118





Монологическое речевое небольшое высказывание с опорой на авторский текст

А. Г. Алексина

«Первый день»

С. 124—126

Формирование умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажей, умения объяснять причины их поступков, соотносить пословицу с содержанием произведения

119



Соотношение пословицы и содержания произведения А. Г. Алексина

«Первый день»


120



Смысл названия произведения С. Я. Маршак

«Друзья-товарищи»

С. 127

Формирование умений определять эмоциональное состояние персонажей; объяснять смысл названия произведения; привлекать опыт собственных переживаний по аналогии с состоянием литературного персонажа

121



Картинная галерея. Описание настроения дочери художника через композицию и детали картины.

В.И. Суриков

«Портрет дочери художника»

С. 128—129

Развитие внимания к композиции и деталям картины, позволяющим понять состояние и настроение изображенного человека

ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (15 ч)

122






Русские народные весенние праздники и обряды.

«Идет матушка-весна…» (русская народная песня)

«Призыв весны»

С. 136

Приобретение знаний о народных обрядах, обогащение словаря. Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при восприятии художественного произведения

Выразительно читать лирические и эпические произведения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства.

Сопоставлять описание природы в разных произведениях.

Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос.

Создавать сочинения по своим наблюдениям.



Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе.

Подбирать книги на заданную тему.

Работать в группе, выслушивать мнение партнера, объяснять собственную позицию.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке литературных произведений


Презентация «Русские народные праздники и обряды»

















Репродукция картины И. И. Левитана

«Март»











Использование ИКТ


















Презентация «План проектной работы»

123



Описание природы в народном творчестве. Особенности написания песен о природе.«Сад» (русские народные песни)

С. 136—137

124



Р./р. Мини-сочинение «Весеннее настроение».

125






Поэзия, её предназначение. А. Н. Плещеев

«Птичка», С. 138.

Формирование умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях. Развитие внимания к переживаниям автора. Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие внимания к поэтическому ритму

126



Средства художественной выразительности в стихотворении А. Н. Плещеева

«Весна» (отрывок)* С.139

127



Картинная галерея. Изобразительные средства художника.

И. И. Левитан

«Март»

С. 154—155

Формирование умений понимать настроение художника, вычленять изобразительные средства, используемые им

128



Научно – популярные произведения для детей. В. В. Вересаев

«Перелетные птицы»

С. 140—141

Формирование умений работать с текстом произведения, определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении произведения

129



Описание пробуждения природы в стихотворении А. С. Пушкина

«Только что на проталинах весенних…»

С. 142

Формирование умений выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста, привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе, создавать сочинения по своим наблюдениям

130



Произведения о природе для детей. А. Н. Толстой

«Весна». Собственные жизненные впечатления детей.

С. 143—144

Формирование умений вычленять необходимые фрагменты текста, выразительно читать и пересказывать их. Формирование умения рассказывать о собственных жизненных впечатлениях

131



Саша Черный

«Зеленые стихи». Сравнение как средство художественной выразительности.

С. 144—145

Формирование умений читать лирическое произведение, передавать переживания, выраженные в нём, выделять фрагменты текста для ответа на вопросы, сопоставлять персонажей разных произведений

132






Связь названия с темой текста, мысль текста.

Л. Милева

«Синяя сказка» С. 146—148

Формирование умений рассказывать об отдельных персонажах, оценивать их, объяснять смысл названия произведения, придумывать сказки по аналогии с прочитанным

133



Проект «Моя сказка». Придумывание и иллюстрирование сказки.

134




Осмысление цели чтения рассказа О. Ф. Кургузова

«Мы пишем рассказ»

С. 149—151

Формирование умений находить нужные фрагменты текста, пересказывать их кратко и близко к тексту, сочинять рассказ по предложенному плану, привлекать впечатления от восприятия разных видов искусства

135



Р./р. Сочинение « Мое любимое дерево», «Моё любимое растение» по предложенному плану.

136



Впечатления детей от восприятия произведенияй о природе, рассказ об этих впечатлениях Б. В. Заходер

«Что красивей всего?»

С. 152—153

Подведение итогов.

Формирование умений понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения, привлекать эстетические впечатления, полученные при восприятии природы, различных произведений искусства, и рассказывать об этих впечатлениях


1 Время проведения урока внеклассного чтения определяет учитель в зависимости от объема предложенных произведений и читательских возможностей учащихся.

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!