Входит в перечень федеральных программ, в полной мере реализуют требования ФГОС, не противоречит целям и задачам нашего образовательного учреждения. Программа разработана на основе Федерального общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Занятия в школе начинаются и заканчиваются в сроки, установленные для школ системы Министерства образования Российской Федерации.
Учебный год делится на учебные четверти со сроками, установленными для образовательных школ. Осенние, зимние, весенние и летние каникулы проводятся в сроки, установленные для образовательных школ. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая.
Обучение учащихся проводится в процессе учебной работы. Основной формой организации учебного процесс в школе является урок. Продолжительность урока составляет: в 1 классе - 35 минут; во 2-4 классах - 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения). По окончании урока предусматриваются перемены – 15-20 мин. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обеспечения учебного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала в школе в соответствии с учебными планами и программами устанавливаются следующие основные виды работы.
- парная; - практический; - технические средства; - групповая; - частично- поисковый; - модели и таблицы;
- фронтальная; - информативный - дидактический раздаточный материал - индивидуальная
Изменений нет.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.);
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид занятий | Виды и формы учебной деятельности |
Начала геометрии -14 часов |
1 | Здравствуй, школа! | 1 | теоретический, практический | Выполнение заданий с использованием материальных объектов (указателей, фишек и др.) Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Сравнение и классификация объектов по цвету, форме, размеру. Выполнение действий по инструкции учителя. Установление направления движения по горизонтали и вертикали (налево, направо, вверх, вниз) Определение очерёдности элементов при заданном порядке их расположения. Выполнение геометрических построений (отрезки, дуги, прямые, кривые) - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); - фронтальный опрос; -индивидуальный опрос |
2 | Этот разноцветный мир | 1 | теоретический, практический |
3 | Одинаковые и разные по форме | 1 | теоретический, практический |
4 | Слева, справа, вверху и внизу | 1 | теоретический, практический |
5 | Над, под, левее, правее, между | 1 | теоретический, практический |
6 | Плоские геометрические фигуры | 1 | теоретический, практический |
7 | Прямые и кривые | 1 | теоретический, практический |
8 | Впереди и позади | 1 | теоретический, практический |
9 | Точки | 1 | теоретический, практический |
10 | Отрезки и дуги | 1 | теоретический, практический, |
11 | Направления. Налево и направо | 1 | теоретический, практический |
12 | Вверх и вниз | 1 | теоретический, практический |
13 | Больше, меньше, одинаковые | 1 | теоретический, практический |
14 | Первый и последний. Следующий и предшествующий | 1 | теоретический, практический |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 2 – 18. |
Числа 0, 1 и 2 – 10часов |
15 | Один и несколько | 1 | теоретический, практический | Выполнение заданий с использованием материальных объектов (указателей, фишек и др.). Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Сравнение и классификация объектов по цвету, форме, размеру. Выполнение действий по инструкции учителя. Установление направления движения по горизонтали и вертикали (налево, направо, вверх, вниз) Определение очерёдности элементов при заданном порядке их расположения. Выполнение геометрических построений (отрезки, дуги, прямые, кривые) - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); - фронтальный опрос; |
16 | Число и цифра 1 | | теоретический, практический |
17 | Пересекающиеся линии и точка пересечения | 1 | теоретический, практический |
18 | Один лишний. Один и ни одного | 1 | теоретический, практический |
19 | Число и цифра 0 | 1 | теоретический, практический |
20 | Непересекающиеся линии | 1 | теоретический, практический |
21 | Пара предметов | 1 | теоретический, практический |
22 | Число и цифра 2 | 1 | теоретический, практический |
23 | Больше, меньше, поровну | 1 | теоретический, практический |
24 | Знаки , | 1 | практический |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: 1) Тетрадь для самостоятельной работы № 1 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 19 –36. 2) Интерактивные задания и тесты в электронной форме учебника. |
Числа 3, 4 и 5 – 10 часов |
25 | Число и цифра 3 | 1 | теоретический, практический | Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (кубиков, указателей, фишек и др.) Выполнение геометрических построений (ломаная, треугольник, многоугольник) Сравнение геометрических фигур на основе выделения существенных признаков. Выполнение действий по образцу Графическое начертание цифр 3,4,5 Установление временных отношений(части суток, времена года) Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности (последовательность смены событий) Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах. - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); - фронтальный опрос; |
26 | Пересекающиеся и непересекающиеся | 1 | теоретический, практический |
27 | Замкнутые и незамкнутые линии | 1 | теоретический, практический |
28 | Ломаная линия. Замкнутая ломаная линия | 1 | теоретический, практический |
29 30 | Внутри, вне, на границе. Замкнутая ломаная и многоугольник | 2 | теоретический, практический |
31 | Треугольники | 1 | теоретический, практический |
32 | Число и цифра 4 | 1 | теоретический, практический |
33 | Раньше и позже. Части суток и времена года | 1 | теоретический, практический |
34 | Число и цифра 5 | 1 | теоретический, практический |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: 1) Тетрадь для самостоятельной работы № 1 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 37 –56; 2) Тетрадь для проверочных работ ( автор Р.Г. Чуракова) – с. 3 – 4, проверочная работа №1. 3) Интерактивные задания и тесты в электронной форме учебника. |
Сложение – 24 часа |
35 36 | Сложение и знак + | 2 | теоретический, практический | Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (кубиков, указателей, фишек и др.) Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Выполнение действий по образцу. Графическое начертание цифр 6,7,8,9. Выполнение арифметических вычислений ( прибавление числа 2, 3, 4) Составление рассказа по рисунку и математической записи. Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий с помощью схем и рисунков. Визуальное сравнение объектов по высоте и длине. – работа в паре (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) - выполнение индивидуальной работы; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); - фронтальный опрос; - индивидуальный опрос. |
37 38 | Слагаемые и сумма. Слагаемые и значение суммы | 2 | теоретический, практический |
39 | Выше и ниже | 1 | теоретический, практический |
40 41 | Прибавление числа 1 | 2 | теоретический, практический |
42 43 | Число и цифра 6 | 2 | теоретический, практический |
44 | Шире и уже | 1 | теоретический, практический |
45 46 | Прибавление числа 2 | 2 | теоретический, практический |
47 48 | Число и цифра 7 | 2 | теоретический, практический |
49 | Дальше и ближе | 1 | теоретический, практический |
50 51 | Прибавление числа 3 | 1-2 | теоретический, практический |
52 53 | Число и цифра 8 | 2 | теоретический, практический |
54 | Длиннее и короче | 1 | теоретический, практический |
55 56 | Прибавление числа 4 | 2 | теоретический, практический |
57 58 | Число и цифра 9 | 2 | теоретический, практический |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: 1) Тетрадь для самостоятельной работы № 1 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 57–112; 2) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 5 – 23, проверочные работы № 2 - № 9 3) Интерактивные задания и тесты в электронной форме учебника. |
Однозначные числа – 1 час |
59 | Все цифры. Однозначные числа | 1 | теоретический, практический | Определение состава однозначных чисел, запись изученных чисел в виде суммы двух слагаемых. Распознавание цифр (0-9) Выполнение заданий на основе рисунков и схем. - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе);- фронтальный опрос; |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: 1) Тетрадь для самостоятельной работы № 1 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 113 – 115; 2) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 24 – 25, проверочная работа № 10. 3) Интерактивные задания и тесты в электронной форме учебника. |
Вычитание и сложение – 17 часов |
60 | Итоговая работа за 1 полугодие | 1 | практический | Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами. Составление рассказа по рисунку и математической записи. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (кубиков, указателей, фишек и др.) Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Выполнение арифметических вычислений (сложение и вычитание) Прогнозирование результата вычислений. Описание взаимосвязи действий сложения и вычитания. Установление зависимости между компонентами арифметических действий. Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий с помощью схем и рисунков. Визуальное сравнение объектов по высоте и длине. Измерение длины объекта путём последовательного откладывания мерки с соответствующей их фиксацией и подсчётом числа таких откладываний. Измерение длины предметов в сантиметрах с использованием линейки. – работа в паре (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) - выполнение индивидуальной работы; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); - фронтальный опрос; - индивидуальный опрос; - самостоятельная работа |
61 62 | Прибавление числа 5 | 2 | теоретический, практический |
63 64 | Число 10 и один десяток. Счет до 10 | 1-2 | теоретический, практический |
65 | Счёт десятками | 1 | теоретический, практический |
66 | Вычитание. Знак– | 1 | теоретический, практический |
67 68 | Разность и ее значение | 1-2 | теоретический, практический |
69 | Уменьшаемое и вычитаемое | 1 | теоретический, практический |
70 71 | Сложение и вычитание | 2 | теоретический, практический |
72 | Старше и моложе | 1 | теоретический, практический |
73 | Вычитание числа 1 | 1 | теоретический, практический |
74 | Вычитание предшествующего числа | 1 | теоретический, практический |
75 | Измеряй и сравнивай | 1 | теоретический, практический |
76 | Измерение длины отрезка. Сантиметр | 1 | теоретический, практический |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: 1) Тетрадь для самостоятельной работы № 1 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 116 – 126; 2) Тетрадь для самостоятельной работы № 2 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 2 –25; 3) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 26 – 43, проверочные работы № 11 – № 18. 4) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 44 – 46, контрольная работа № 1. 5) Интерактивные задания и тесты в электронной форме учебника. |
Двузначные числа -10 часов |
77 78 | Десяток и единица | 1-2 | теоретический, практический | Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами. Составление рассказа по рисунку и математической записи. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (счётных палочек, фишек и др.) Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Определение числа разряда десятков и числа разряда единиц в записи двузначных чисел. Выполнение арифметических вычислений на основе переместительного свойства сложения. Прогнозирование результата вычислений. Установление зависимости между значением второго слагаемого и номером строки в «Таблице сложения». Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий с помощью «Таблицы сложения». – работа в паре (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) - выполнение индивидуальной работы; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); - фронтальный опрос; - индивидуальный опрос; - самостоятельная работа |
79 | Разряд единиц и разряд десятков | 1 | теоретический, практический |
80 | Сложение с числом 10 | 1 | теоретический, практический |
81 | Разрядные слагаемые | 1 | теоретический, практический |
82 | Перестановка слагаемых | 1 | теоретический, практический |
83 | Сложение числа 1 с однозначными числами | 1 | теоретический, практический |
84 | Сложение числа 2 с однозначными числами | 1 | теоретический, практический |
85 | Сложение числа 3 с однозначными числами | 1 | теоретический, практический |
86 | Сложение числа 4 с однозначными числами | 1 | теоретический, практический |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: 1) Тетрадь для самостоятельной работы № 2 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 26 – 49; 2) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 47 – 58, проверочные работы № 19 – № 25. 3) Интерактивные задания и тесты в электронной форме учебника. |
Задачи – 11 часов |
87 88 | Задача. Условие и требование | 2 | теоретический, практический | Сравнение текстов с целью выявления задачи. Выделение условия и требования в тексте задачи. Составление текста задачи по предложенному решению и по рисунку. Нахождение и запись решения задачи. Составление сумм, используя группировку слагаемых.Моделирование ситуаций, иллюстрирующих арифметическое действие и ход его выполнения. Выполнение арифметических действий по алгоритму (прибавление числа к сумме) Выполнение поразрядного сложения по алгоритму. Исследование ситуаций, требующих сравнения по продолжительности. – работа в паре (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) - выполнение индивидуальной работы; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); - фронтальный опрос; - индивидуальный опрос; - самостоятельная работа |
89 | Задачи и загадки | 1 | теоретический, практический |
90 | Группировка слагаемых. Скобки | 1 | теоретический, практический |
91 | Прибавление числа к сумме | 1 | теоретический, практический |
92 | Продолжительность | 1 | теоретический, практический |
93 | Поразрядное сложение единиц | 1 | теоретический, практический |
94 95 | Задача. Нахождение и запись решения | 2 | теоретический, практический |
96 97 | Задача. Нахождение и запись ответа | 2 | теоретический, практический |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: 1) Тетрадь для самостоятельной работы № 2 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 50 – 68; 2) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 59 – 71, проверочные работы № 26 – № 30. 3) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 66 – 67, контрольная работа № 2. 4) Интерактивные задания и тесты в электронной форме учебника. |
«Таблица сложения» - 17 часов |
98 | Прибавление суммы к числу | 1 | теоретический, практический | Установление зависимости между значением второго слагаемого и номером строки в «Таблице сложения». Моделирование ситуаций, иллюстрирующих зависимости арифметических действий. Выполнение арифметических действий по алгоритму (прибавление по частям, прибавление суммы к сумме) Выполнение вычитания числа из суммы по алгоритму. Сравнение разных способов вычислений, выбор удобного способа. Прогнозирование результата вычислений. Запоминание табличных случаев сложения. Установление закономерностей случаев сложения в «Таблице сложения» со случаями вычитания, выбор строки при вычислении разности. Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий с помощью «Таблицы сложения». Сравнение геометрических фигур на основе существенных признаков (четырёхугольник) Составление задач по рисунку с последующим её решением. – работа в паре (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) - выполнение индивидуальной работы; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); - фронтальный опрос; - индивидуальный опрос; - самостоятельная работа |
99 | Прибавление по частям | 1 | теоретический, практический |
100 | Сложение числа 5 с однозначными числами | 1 | теоретический, практический |
101 102 | Прибавление суммы к сумме | 1-2 | теоретический, практический |
103 104 | Сложение числа 6 с однозначными числами | 2 | теоретический, практический |
105 106 | Сложение числа 7 с однозначными числами | 2 | теоретический, практический |
107 | Сложение числа 8 с однозначными числами | 1 | теоретический, практический |
108 | Сложение числа 9 с однозначными числами | 1 | теоретический, практический |
109 | «Таблица сложения однозначных чисел». «Таблица сложения» и вычитание. | 1 | теоретический, практический |
110 | Многоугольники и четырехугольники | 1 | теоретический, практический |
111 | Вычитание однозначных чисел из 10 | 1 | теоретический, практический |
112 | Вычитание числа из суммы. | 1 | теоретический, практический |
113 | Вычитание разрядного слагаемого | 1 | теоретический, практический |
114 | Поразрядное вычитание единиц | 1 | теоретический, практический |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: 1) Тетрадь для самостоятельной работы № 2 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 69 – 99; 2) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 72 – 105, проверочные работы № 31 – № 45. 3) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 80 – 82, контрольная работа № 3, с. 97 – 99, контрольная работа № 4. 4) Интерактивные задания и тесты в электронной форме учебника. |
Разностное сравнение – 18 часов |
115 | Больше на некоторое число. 1 | 1 | теоретический, практический | Установление отношений: «на … больше» и «на … меньше». Выполнение разностного сравнения чисел и длин отрезков. Моделирование ситуаций, иллюстрирующих зависимости арифметических действий. Выполнение арифметических действий по алгоритму (вычитание суммы из числа, вычитание по частям) Сравнение разных способов вычислений, выбор удобного способа. Прогнозирование результата вычислений. Самоконтроль правильности выполнения арифметических действий (сложения и вычитания). Выполнение заданий на основе рисунков и схем, в том числе сделанных самостоятельно. Решение простых задач, прогнозирование результата решения задачи. Измерение длины с использованием линейки. Запись результатов измерения длины в сантиметрах и дециметрах. Исследование ситуаций, требующих сравнения реальных предметов по массе и стоимости (тяжелее и легче, дороже и дешевле) Изображение симметричных фигур. – работа в паре (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) - выполнение индивидуальной работы; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе); - фронтальный опрос; - индивидуальный опрос; - самостоятельная работа |
116 | Меньше на некоторое число. Больше и меньше на некоторое число | 1 | теоретический, практический |
117 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | теоретический, практический |
118 119 | Итоговая комплексная работа | 2 | практический |
120 121 | Вычитание суммы из числа. Вычитание по частям | 2 | теоретический, практический |
122 | Вычитание по одному | 1 | теоретический, практический |
123 | Сантиметр и дециметр | 1 | теоретический, практический |
124 | Сложение и вычитание длин | 1 | теоретический, практический |
125 | Тяжелее и легче. Дороже и дешевле | 1 | теоретический, практический |
126 | Симметричные фигуры | 1 | теоретический, практический |
127 | Годовая проверочная работа | 1 | практический |
128 | От первого до двадцатого и наоборот. Числа от 0 до 20 | 1 | теоретический, практический |
129 | Сравнение, сложение и вычитание чисел | 1 | теоретический, практический |
130 | Геометрические фигуры | 1 | теоретический, практический |
131 | Измерение длины | 1 | теоретический, практический |
132 | Разные задачи | 1 | теоретический, практический |
| Задания для самоконтроля и контроля результатов деятельности обучающихся: 1) Тетрадь для самостоятельной работы № 2 (авторы О.А. Захарова, Е.П. Юдина) – с. 100 – 127; 2) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 59 – 71, проверочные работы № 26 – № 30. 3) Тетрадь для проверочных работ (автор Р.Г. Чуракова) – с. 66 – 67, контрольная работа № 2. 4) Интерактивные задания и тесты в электронной форме учебника. |
Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Захарова О.А. Математика в практических заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы: 1-4 класс. — М.: Академкнига/Учебник,
2013.
Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя.— М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Авторская программа по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Чуракова Р.Г. Математика. 1 класс. Поурочное планирование. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.