учителя Нефедкиной Е.С.
г. Ярославль
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни). Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением. Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением. Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи. Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения, деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в несколько раз. Решение задач на краеведческом и экологическом материале (региональный компонент).
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Разностное сравнение чисел с помощью вычитания. Проверка результата сложения вычитанием, результата вычитания сложением. Табличные случаи умножения однозначных чисел (2,3,4,5) и соответствующие случаи деления. Вычисление числовых выражений в 2-3 действия. Сравнение числовых выражений. Решение задач в 1-2 действия.
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений). Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины. Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр). Площадь прямоугольника. Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры.
Угол: прямой, острый, тупой. Диагональ четырехугольника. Равенство диагоналей прямоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Прямоугольный треугольник. Площадь прямоугольного треугольника (на уровне наблюдений)
Вычисление периметра прямоугольника и квадрата (с помощью измерений и вычислений). Определение с помощью угольника прямых, острых, тупых углов в геометрических фигурах. Рисование с помощью угольника: геометрических фигур с прямыми, острыми, тупыми углами.
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
№ урока | Дата | Тема урока | Задачи урока | Характеристика деятельности |
1-е полугодие СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100 |
1-я четверть (36 ч) Что мы знаем о цифрах (16 ч. из них 4 - «Повторение») |
1 | | Повторение: названия цифр, чтение и запись; чётные и нечётные цифры. Состав однозначных чисел. Часть 1 С. 3—5 | Повторение: названия цифр, чтение и запись; чётные и нечётные цифры; обозначение цифрами чисел; состав однозначных чисел | Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. Сравнивать обозначения единиц, десятков, сотен в современной записи. Читать, записывать и сравнивать двузначные числа. Решать задачи на нахождение суммы, остатка, увеличения/уменьшения на несколько единиц. Формулировать вопрос задачи в соответствии с условием. Обсуждать роль знаков-символов (букв, цифр, нот) в языке, математике, музыке. Сравнивать цифры, которые использовали разные народы. Придумывать знаки для обозначения одного предмета (единицы), десяти предметов (десятка); сравнивать разные обозначения. Расшифровывать числа, записанные с помощью пиктограмм, и шифровать числа. Решать логические задачи, составлять анаграммы, Распределять работу при выполнении заданий в паре, объединять полученные результаты. Пользоваться справочником на форзаце учебника. |
2 | | Группы чисел. Знакомство с числами сто, тысяча, запись их цифрами. С. 6—7 | Повторение: названия круглых чисел, чтение, запись. Знакомство с числами сто, тысяча, запись их цифрами |
3 | | Счёт десятками и сотнями. С. 8—9 | Повторение: круглые числа. Знакомство с записью цифрами нескольких сотен |
4 | | Запись чисел. Формирование первичных представлений о разрядном составе чисел. С. 10—11 | Повторение: однозначные и двузначные числа; десятичный состав двузначных чисел; обозначение десятков и единиц цифрами. Формирование первичных представлений о разрядном составе чисел |
5 | | Последовательность чисел. С. 12—13 | Повторение: названия двузначных чисел, последовательность, расположение на числовом луче |
6 | | Сравнение чисел. Знакомство с понятием «верное неравенство». С. 14—15 | Повторение: способы сравнения чисел. Знакомство с понятием «верное неравенство» |
7 | | Вычисления в пределах 10. С. 16—17 | Повторение: приемы вычислений с помощью таблицы сложения, с помощью числового луча и числового ряда, с помощью перестановки чисел в сумме, с опорой на знание состава однозначных чисел | Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. Решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь). Устанавливать закономерность и выполнять вычисления по аналогии. Оценивать свои умения вычислять в пределах 10. Восстанавливать пропущенные цифры в равенствах и неравенствах. Устанавливать закономерность в чередовании чисел и продолжать ряд чисел. Моделировать условие задачи на числовом луче. Ориентироваться в таблице, восстанавливать условие задачи по табличным данным, заполнять пропуски. Комбинировать числа для получения заданной суммы |
8 | | Входная контрольная работа №1 |
9 | | Работа над ошибками. Сложение и вычитание двузначных чисел. С. 20—21 | Повторение: сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток |
10 | | Решение текстовых задач. Использование схем при решении задач. С. 22—23 | Повторение: использование схем при решении задач; формирование умения составлять краткую запись условия задачи | Решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь). Дополнять краткую запись условия числовыми данными. Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. Читать схемы, иллюстрирующие отношение данных как частей к целому. Анализировать условие задачи, вычленяя существенные данные. Рассуждать при дополнении схемы числовыми данными. Придумывать задачи в соответствии с заданной схемой, табличными данными, решением по действиям, алгоритмом вычислений. Комбинировать числа для получения заданной суммы. Сотрудничать при выполнении заданий в паре |
11 | | Решение текстовых задач. Составление краткой записи условия задачи. С. 24—25 | Формирование умений восстанавливать задачу по схеме и рисунку, краткой записи и рисунку, записи решения и рисунку |
12 | | Длина, площадь, объём. Понятия «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб». С. 26—27 | Повторение: длина, площадь, объём. Знакомство с понятиями «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб» | Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника в единичных отрезках. Определять площадь геометрических фигур в единичных квадратах. Определять объём геометрических фигур в единичных кубиках. Ориентироваться в рисунке-схеме. Соотносить длину пути, выраженную в разных единицах (метрах, шагах) |
13 14 15 16 | | Вычисление длины ломаной, периметра многоугольника в единичных отрезках. Определение площади геометрических фигур в единичных квадратах. Определение объёма геометрических фигур в единичных кубиках. Самостоятельная работа по теме: «Длина, площадь, объём». Повторение пройденного. С. 28—35 | Записывать числа цифрами. Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд. Сравнивать числа и результаты вычислений. Решать задачи в 1-2 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы (рабочая тетрадь). Выбирать правильный ответ из предложенных. Определять свои интересы и выбирать задания из вариативной части (расшифровывать слова; участвовать в учебных играх, устанавливая очередность действий, соблюдая правила общения при работе в парах; решать комбинаторные и логические задачи; устанавливать закономерность и выполнять вычисления по аналогии). Применять умения в нестандартной ситуации (выполнять вычисления, заданные с помощью схем, рисунков, цепочек) |
| Сложение и вычитание до 20 (17 ч из них 3 - «Повторение») |
17 | | Сложение и вычитание в пределах 20. С. 36—37 | Повторение: сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. | Складывать и вычитать числа в пределах 20 c переходом через десяток: 1) с опорой на таблицу сложения; 2) с опорой на состав числа 12;3) дополняя одно из слагаемых до десятка. Складывать числа рациональным способом, группируя слагаемые. Решать задачи в 2-3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы и остатка (рабочая тетрадь). Составлять краткую запись условия задачи. Соотносить модели (рисунки, геометрические фигуры) с числами, демонстрировать на моделях состав чисел. Моделировать условие задачи с помощью схемы (рабочая тетрадь). Придумывать задачи в соответствии со схемой, формулировать условие задачи. Ориентироваться в таблице сложения. Комбинировать несколько слагаемых для получения заданной суммы, предлагать разные варианты. Распределять роли и очередность действий при работе в паре |
18 | | Таблица сложения. С. 38—39 | Повторение: использование таблицы сложения при вычислениях. Сложение и вычитание с переходом через десяток с помощью таблицы сложения |
19 | | Состав числа 12. С. 40—41 | Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 12 |
20 | | Состав числа 15. С. 42—43 | Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 15 |
21 | | Состав числа 18. Повторение состава чисел 12,15. С. 44—45 | Формирование умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава чисел 12, 15 и 18 |
22 | | Сложение и вычитание с числом 9. С. 46—47 | Формирование умения выполнять сложение с числом 9 и вычитание числа 9 |
23 | | Состав чисел 11, 13. С. 48—49 | Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 13 | Складывать и вычитать числа в пределах 20, ориентируясь на запоминание, наглядность, свойства чисел, свойства арифметических действий. Восстанавливать пропущенные числа в равенствах. Решать задачи в 2–3 действия на нахождение суммы, остатка, слагаемого (рабочая тетрадь). Наблюдать за свойствами чисел при сложении, делать выводы (если одно слагаемое увеличить/уменьшить на 1, то и сумма увеличится/уменьшится на 1; при сложении соседних чисел получается нечётное число). Использовать результаты наблюдений при сложении чисел. Рассуждать при анализе условия текстовых задач. Комбинировать данные при решении нестандартных задач, предлагать разные варианты. Находить разные способы заплатить требуемую сумму при покупке. Ориентироваться в календаре (дни недели, даты, рабочие и выходные дни). Ориентироваться в рисунках, схемах. Выбирать маршрут на рисунке-схеме, определять его длину, сравнивать разные маршруты. Оценивать свои умения складывать числа с переходом через десяток. Организовывать взаимопроверку при отработке вычислений |
24 | | Закрепление изученного. Самостоятельная работа по теме: «Состав чисел». С. 50—51 | Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20 |
25 | | Состав числа 14. Формирование временных представлений. С. 52—53 | Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 14. Формирование временных представлений |
26 | | Состав числа 16. С. 54—55 | Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 16 |
27 | | Состав числа 17. С. 56—57 | Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 18 |
28 | | Закрепление изученного. Состав чисел. Выполнение сложения с переходом через десяток в пределах 20. С. 58—59 | Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20 |
29 | | Закрепление изученного. Проверочная работа по теме: « Состав чисел». С. 61—60 | Формирование умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 |
30 | | Составление краткой записи условия задачи. С. 62—63 | Формирование умения составлять краткую запись к задаче | Выбирать вспомогательные средства при решении текстовой задачи (краткая запись, составление схемы). Рассуждать при выборе ключевых слов при составлении краткой записи. Обсуждать с товарищем достоинства и недостатки самостоятельно составленной краткой записи условия задачи |
31 32 33 | | Повторение, обобщение изученного. Контрольная работа за 1четверть №2 Анализ и работа над ошибками. С. 64—69 | Складывать и вычитать числа с переходом через десяток разными способами. Сравнивать результаты вычислений. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение, нахождение суммы и остатка. Выбирать правильный ответ из предложенных. Находить неверные ответы. Выбирать задания из вариативной части: обозначать числа символами; разбивать прямоугольник на части в соответствии с заданным условием; решать комбинаторные и логические задачи; участвовать в учебных играх |
| Наглядная геометрия (9ч. из них 3 - «Повторение») |
34 | | Названия геометрических фигур. Отработка умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20. С. 70—71. | Повторение: названия геометрических фигур, изученных в 1-м классе. Отработка умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 | Различать многоугольники, называть их. Вычислять длину ломаной. Различать прямые, острые и тупые углы. Чертить прямой угол с помощью угольника. Различать прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Определять площадь треугольника в единичных квадратах. Тренироваться в вычислениях, находить выражения с одинаковым значением. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение, нахождение слагаемого, суммы, остатка (рабочая тетрадь). Вспоминать названия геометрических фигур, составлять словарик «название фигуры — рисунок». Распознавать геометрические фигуры, вычленять их на рисунке. Сравнивать геометрические фигуры, находить общее и различия. Конструировать и разрезать геометрические фигуры в соответствии с условием задания. Выполнять чертёж в соответствии с инструкцией. Задавать маршрут движения с помощью обозначений, прослеживать заданный маршрут (при работе в парах). Исследовать простейшие свойства четырёхугольников: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы, проверять их на других фигурах. Моделировать квадрат и ромб с помощью конструктора, экспериментировать с моделями. Экспериментировать с треугольниками (количество прямых и тупых углов). Конструировать фигуры из частей прямоугольника |
35 | | Распознавание геометрических фигур. Черчение линий и геометрических фигур с помощью линейки. С. 72—73 | Различение геометрических фигур на рисунках. Формирование умения чертить линии и геометрические фигуры с помощью линейки. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков |
36 | | Углы. Виды углов (прямой, острый, тупой) черчение и различение их на рисунках. С. 74—75 | Знакомство с видами углов (прямой, острый, тупой) и различение их на рисунках. Формирование умения чертить прямые углы с помощью угольника |
| | 2-я четверть (28 ч) |
37 | | Практическая работа: вычерчивание прямых углов и отрезков заданной длины на клетчатой бумаге, измерение длин отрезков. Знакомство с понятием «диагональ прямоугольника». С. 76—77 | Практическая работа: вычерчивание прямых углов и отрезков заданной длины на клетчатой бумаге, измерение длин отрезков. Знакомство с понятием «диагональ прямоугольника». Отработка вычислительных навыков |
38 | | Четырёхугольники. Свойства сторон и углов. Отработка вычислительных навыков. С. 78—79 | Знакомство с некоторыми свойствами сторон и углов четырёхугольников. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков |
39 | | Треугольники (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) черчение и различение их на рисунках. С. 80—81 | Знакомство с видами треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) и различение их на рисунках. Отработка вычислительных навыков |
40 41 42 | | Развитие пространственных представлений. Проверочная работа по теме: «Наглядная геометрия». Повторение изученного. Диагональ четырехугольника. Отработка вычислительных навыков. Обобщение изученного. Площадь прямоугольника и квадрата. Прямоугольный треугольник. Площадь прямоугольного треугольника (на уровне наблюдений) С. 82—89 | Называть простейшие геометрические фигуры и их свойства. Вычислять периметр квадрата, прямоугольника. Тренироваться в вычислениях, находить выражения с одинаковым значением. Решать задачи в 2-3 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь). Распознавать прямые, острые, тупые углы на сложном чертеже. Классифицировать геометрические фигуры. Узнавать новое об истории математики из учебника (рубрики «Разворот истории», «У нас в гостях») и дополнительных источников. Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы |
| Вычисления в пределах 100 (17 ч из них 3 - «Повторение») |
43 | | Сложение и вычитание чисел по разрядам. Вычисление столбиком. С. 90—91 | Знакомство с понятием «разряд». Повторение: сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. Знакомство с формой записи вычислений столбиком | Складывать и вычитать двузначные числа по разрядам: 1) устно; 2) записывая вычисления в строчку; 3) записывая вычисления в столбик. Выполнять сложение рациональным способом (дополняя одно из слагаемых до десятка). Решать задачи в 1-2 действия на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, остатка (рабочая тетрадь). Составлять краткую запись условия задачи. Анализировать условие задачи, отбрасывать несущественное, выделять существенные данные. Моделировать условие задачи на схеме «целое – части». Сравнивать эффективность краткой записи и схемы при решении нетиповых задач. Находить закономерность в столбиках примеров, выполнять вычисления по аналогии. Восстанавливать деформированные равенства, предлагать разные варианты решения. Прогнозировать результат сложения (количество десятков в ответе). Оценивать сумму денег, необходимую для покупки. Ориентироваться в таблицах, заполнять пустые клетки в таблице. Расшифровывать задуманное слово(соотносить результаты вычислений с буквами с помощью шифра). Рассуждать при решении числовых ребусов, обосновывать своё решение. Предлагать разные способы вычисления суммы, сравнивать свой способ со способом товарища, оценивать эффективность способа сложения |
44 | | Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. С. 91—93 | Продолжение формирования умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток |
45 | | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. С. 94—95 | Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток |
46 | | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. С. 96—97 | Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток |
47 | | Составление краткой записи условия задачи. С. 98—99 | Формирование умений составлять краткую запись по условию задачи, использовать схемы для решения текстовых задач. Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток |
48 | | Дополнение слагаемого до круглого числа. С. 100—101 | Знакомство с рациональным способом сложения чисел с переходом через десяток |
49 | | Закрепление изученного. Рациональный способ сложения чисел с переходом через десяток. С. 102—103 | Закрепление умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток |
50 | | Вычитание из круглого числа. С. 104—105 | Формирование умения выполнять вычитание из круглого числа | Рассуждать при вычитании чисел. Использовать взаимосвязь сложения и вычитания при вычислениях. Выполнять алгоритм вычислений в столбик. Проверять результат вычитания сложением. Сравнивать числа и величины, отвечая на вопрос: «На сколько больше/меньше?». Решать задачи разными способами. Дополнять условие задачи вопросом. Прогнозировать результат вычитания (количество десятков в ответе). Читать схемы, иллюстрирующие вычитание с переходом через десяток. Использовать в ряде случаев рисунки как источник данных, необходимых для решения задачи. Дополнять схему числовыми данными и формулировать задачу. Моделировать условие нетиповой задачи произвольной схемой. Составлять краткую запись условия взаимообратных задач, наблюдать за их решением, сравнивать и делать выводы. Формулировать вопросы по аналогии, задавать их товарищу. Решать задачи с практическим содержанием, приближенным к реальности (ситуация покупки, подсчёта сдачи, оценивания стоимости покупки). Решать задачи на логику. Экспериментировать с числами (какие числа можно получить на «автомате» с заданной программой) вычислений. |
51 | | Вычитание однозначного числа с переходом через десяток. С. 106—107 | Формирование умения выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток |
52 | | Разностное сравнение. С. 108—109 | Формирование умения решать текстовые задачи на разностное сравнение. Закрепление умения выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток |
53 | | Вычитание двузначного числа с переходом через десяток. С. 110—111 | Формирование умения выполнять вычитание двузначного числа из двузначного с переходом через десяток |
54 | | Взаимосвязь сложения и вычитания. Обратные задачи. С. 112—113 | Формирование представлений о тесной связи действий сложения и вычитания. Знакомство с обратными задачами. Формирование умения выполнять вычитание чисел с переходом через десяток |
55 | | Закрепление изученного материала. Составление краткой записи условия взаимообратных задач, наблюдение за их решением. С. 114—115 | Закрепление умения выполнять вычитание чисел с переходом через десяток |
56 | | Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. С. 116—117 | Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток |
57 58 59 | | Контрольная работа по теме «Вычисления в пределах 100» №3 Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Повторение, обобщение изученного. Решение задач разными способами. С. 118—125 | Складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100 с переходом через десяток (устно и письменно). Решать задачи на разностное сравнение. Ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений (выполнять вычисления, восстанавливать пропуски, записывать цепочки). Выбирать задания из вариативной части: комбинировать слагаемые для получения заданной суммы; участвовать в учебных играх; прогнозировать результат вычислений). Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Вычислительные машины»: узнавать новое о способах счёта; составлять список приборов (или коллаж), фантазировать на заданную тему; моделировать «автомат» для вычислений, конструировать счёты для вычисления сумм одинаковых слагаемых. Планировать своё участие с опорой на шаблон в рабочей тетради |
Знакомимся с новыми действиями (14 ч из них 5 – «Повторение») Часть 2 |
60 | | Смысл действия умножения. Часть 2 С. 3—5 | Формирование первоначальных представлений о действии умножения. Запись суммы одинаковых слагаемых с помощью знака умножения | Использовать знак умножения для записи суммы одинаковых слагаемых. Вычислять произведение чисел с помощью сложения. Записывать решение задачи двумя способами (используя сложение и умножение). Восстанавливать пропущенные числа в равенствах. Проверять верность записанных равенств. Наблюдать за переместительным свойством умножения. Придумывать задачу на нахождение произведения |
61 | | Перестановка множителей. Переместительное свойство умножения. С. 6—7 | Знакомство с понятиями «множители», «произведение»; переместительное свойство умножения |
62 | | Использование действия умножения при выполнении заданий. Применение перестановки множителей при вычислениях. С. 8—9 | Формирование умений использовать знак умножения при записи суммы одинаковых слагаемых, применять перестановку множителей при вычислениях |
63 | | Контрольная работа за 2 четверть №4 | |
64 | | Работа над ошибками. Увеличение в 2 раза. Различение операции «увеличить на 2» и «увеличить в два раза». С. 10—11 | Формирование умений увеличивать числа вдвое и различать операции «увеличить на 2» и «увеличить в два раза» | Увеличивать числа (величины) вдвое. Находить половину числа подбором, записывать результат с помощью знака деления. Различать увеличение/уменьшение «на 2» и «в 2 раза», сравнивать результаты вычислений. Решать задачи на увеличение/уменьшение в 2 раза. Делить на равные части: 1) число, подбирая ответ (одинаковые слагаемые); 2) отрезок на глаз, проверяя себя измерениями. Доказывать, что умножение и деление — взаимно-обратные действия, составляя равенства. Наблюдать над свойством чётных чисел «делиться на 2» |
| | II полугодие |
65 | | Знакомство с действием деления. Уменьшение числа вдвое. С. 12—13 | Формирование первоначальных представлений о делении. Знакомство со знаком деления. Формирование умения уменьшать числа вдвое |
66 | | Деление на равные части. С. 14—15 | Формирование первоначальных представлений о делении на равные части |
67 | | Деление — действие, обратное умножению. С. 16—17 | Формирование представлений о делении как действии, обратном умножению |
68 | | Смысл арифметических действий. Правила умножения чисел на 0 и 1. С. 18—19 | Формирование представлений о смысле четырёх арифметических действий. Знакомство с правилами умножения чисел на 0 и 1 | Находить произведение с помощью сложения. Увеличивать/уменьшать числа в 2 раза. Выполнять умножение с числами 0 и 1. Находить результат деления, зная результат умножения. Выполнять вычисления в 2 действия (без скобок) с действиями 1 и 2 ступени. Решать задачи на увеличение/уменьшение в 2 раза и на 2, нахождение произведения (с помощью сложения), деления на части и по содержанию (подбором). Узнавать о способах вычислений в Древнем Египте. Наблюдать за свойством умножения (если увеличить один множитель в 2 раза, а другой уменьшить в 2 раза, то результат не изменится). Исследовать свойства чисел 0 и 1 (умножение на 0 и на 1). Исследовать изменение площади квадрата при увеличении его сторон в 2 раза. Решать нестандартные задачи. Комбинировать данные (составлять пары из данных с помощью графов, таблиц, перебором) в соответствии с условием задания. Работать с указателем имён в конце учебника: находить сведения об известных людях, героях произведений, упоминаемых на страницах учебника (рубрика «У нас в гостях») Устанавливать закономерность в ряду чисел, продолжать ряд, соблюдая закономерность |
69 | | Решение задач на умножение и деление. С. 20—21 | Формирование умений выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи |
70 | | С. 22—23 Повторение, обобщение изученного. Моделирование условия текстовой задачи. | Знакомство с графическим способом решения комбинаторных задач и с представлением данных в виде таблицы. Формирование первоначальных представлений о решении комбинаторных задач с помощью умножения |
71 72 73 | | Повторение изученного. Решение нестандартных задач. Задачи на увеличение/уменьшение в 2 раза и на 2, нахождение произведения (с помощью сложения), деления на части и по содержанию (подбором). С. 24-31 Контрольная работа по теме: «Знакомимся с новыми действиями» №5 Работа над ошибками контрольной работы. |
Измерение величин (10 ч из них 3 – «Повторение») |
74 | | Величины и единицы измерения величин. С. 32—33 | Актуализация представлений о величинах (время, расстояние, объём, масса) и названиях единиц измерения | Измерять длины отрезков, сравнивать их, чертить отрезки заданной длины. Переводить сантиметры в миллиметры и обратно. Вычислять площадь прямоугольника по числовым данным. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Находить результат умножения (сложением) и деления (подбором). Восстанавливать задачи по табличным данным, ставить вопрос к задаче. Соотносить условие задачи с табличной формой, заполнять таблицу. Решать задачи на разностное сравнение, определение длительности событий. Соотносить единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура). Ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме. Использовать умение вычислять площадь прямоугольника при решении задач с практическим содержанием. Определять время по часам, длительность событий, ориентироваться во времени в течение суток. Исследовать числовые закономерности на геометрических моделях. Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы старшим. Выбирать задания из вариативной части: исследовать зависимость между скоростью, временем, расстоянием; решать нестандартные задачи. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Свойства площади»: узнавать новое о возникновении геометрии; исследовать свойства площади с помощью наблюдений и экспериментов; конструировать фигуры из частей |
75 | | Измерение длины. Сантиметр и миллиметр. Соотношения между единицами длины. С. 34—35 | Актуализация знаний учащихся: названия единиц измерения длины. Формирование первоначальных представлений о метрических соотношениях между единицами длины. Сантиметр и миллиметр |
76 | | Вычисление длины пройденного пути. С. 36—37 | Формирование пространственных представлений и первоначальных представлений о скорости |
77 | | Площадь прямоугольника. С. 38—39 | Знакомство с названиями единиц площади. Формирование представлений о вычислении площади прямоугольника с помощью умножения |
78 | | Нестандартные способы вычислений. Выполнение заданий разными способами. С. 40—41 | Формирование умения выполнять задание разными способами. Развитие логики, пространственного мышления |
79 | | Определение времени по часам. С. 42—43 | Формирование временных представлений, умений определять время по часам, длительность событий |
80 | | Продолжительность событий С. 44—45 | Формирование временных представлений: длительность событий; соотнесение времени событий с временем суток |
81 82 83 | | Повторение, обобщение изученного. Определение времени по часам. Контрольная работа по теме: « Измерение величин». №6 Работа над ошибками контрольной работы. С. 46—53 |
Учимся умножать и делить (27ч из них 5 – «Повторение») |
84 | | Таблица умножения. С. 54—55 | Знакомство с таблицей умножения. Наблюдения над числами, расположенными в таблице | Соотносить умножение чисел с площадью (числом клеток) соответствующего прямоугольника. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Использовать таблицу умножения в качестве справочника. Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике. Наблюдать за числовыми закономерностями |
85 | | Умножение одинаковых чисел от 1 до 5. С. 56—57 | Запоминание квадратов чисел 1, 2, 3, 4 и 5 (без терминологии) |
86 | | Деление числа на 1 и само на себя. С. 58—59 | Формирование представлений о делении числа на 1 и на себя |
87 | | Умножение и деление на 2. С. 60—61 | Актуализация умений учащихся удваивать числа и делить пополам. Составление таблицы умножения на 2. Знакомство с признаком деления чисел на 2. Формирование умений решать текстовые задачи на деление | Самостоятельно составлять таблицу умножения на 2, на 3. Умножать и делить числа на 2 и на 3. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Решать задачи в 1 действие на нахождение произведения, деление на части, деление по содержанию. Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике. Моделировать с помощью схем задачи на деление. Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях. Решать нестандартные задачи. Сотрудничать с товарищами при работе в паре |
88 | | Умножение и деление на 3. С. 62—63 | Составление таблицы умножения на 3. Формирование умений умножать и делить числа на 3 |
89 | | Закрепление изученного. Проверочная работа «Умножение и деление на 1, 2, 3» С. 64—65 | Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3 |
90 | | Увеличение и уменьшение в 2 (в 3) раза. С. 66—67 | Формирование первичных представлений об операциях увеличения и уменьшения чисел в несколько раз. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3 |
91 | | Таблица умножения на 4. С. 68—69 | Составление таблицы умножения на 4. Формирование умений выполнять умножение чисел на 4 | Самостоятельно составлять таблицу умножения на 4. Умножать и делить числа на 4. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на … (несколько единиц)» и «увеличение/уменьшение в… (несколько раз)» и соотносить их с математическими действиями. Решать задачи на нахождение произведения, деление на части, деление по содержанию, на увеличение/уменьшение на несколько единиц» и в несколько раз. Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике. Исследовать изменение площади прямоугольника при увеличении его сторон вдвое. Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях. Восстанавливать задачи по табличным данным, по схемам. |
92 | | Таблица деления на 4. С. 70—71 | Знакомство с приемом деления чисел на 4. Формирование умений выполнять деление чисел на 4 |
93 | | Увеличение и уменьшение в несколько раз. С. 72—73 | Формирование умений увеличивать и уменьшать числа в несколько раз |
94 | | Умножение и деление чисел в пределах изученного. Решение текстовых задач на увеличение и уменьшение. С. 74—75 | Формирование умений выполнять умножение и деление чисел в пределах изученного. Формирование умений решать задачи на увеличение и уменьшение |
95 | | Таблица умножение и деление на 5. С. 76—77 | Составление таблицы умножения на 5. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 5 | Самостоятельно составлять таблицу умножения на 5. Умножать и делить числа на 5. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на … (несколько единиц)» и «увеличение/уменьшение в… (несколько раз)» и соотносить их с математическими действиями. Решать задачи в 2 действия (увеличение/уменьшение в несколько раз, нахождение суммы, разностное сравнение). Планировать решение задачи в 2 действия. Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях. Решать нестандартные задачи. Сотрудничать с товарищами при работе в паре. Находить информацию с помощью взрослых |
96 | | Умножение и деление на 5. Проверочная работа «Умножение и деление на 4, 5». С. 78—79 | Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 5 |
97 | | Закрепление изученного. Умножение и деление чисел на 1, 2, 3, 4 и 5. С. 80—81 | . Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5 |
98 | | Контрольная работа за 3 четверть. №7 | . Оценка результатов за 3 четверть. |
99 | | Работа над ошибками. Решение составных задач. С. 82—83 | Формирование умений решать задачи в два действия |
100 | | Умножение и деление на 10. С. 84—85 | Знакомство с приемами умножения и деления чисел на 10. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5 |
Резерв 101 – 102 – 103 | | Повторение. Решение задачи в 2 действия. Умножение и деление чисел на 1, 2, 3, 4 и 5. Увеличение и уменьшение в несколько раз. | Решение текстовых задач на увеличение и уменьшение. | |
104 | | Приемы умножения на 9. С. 86—87 | Знакомство с приемом умножения чисел на 9. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5 | Умножать и делить числа в пределах 50. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Решать задачи в 2 действия (увеличение/уменьшение в несколько раз, нахождение суммы, разностное сравнение). Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях. Планировать решение задачи в 2 действия. Моделировать условие задачи на схеме. Решать нестандартные задачи. Узнаватьо способах вычислений в Древнем Вавилоне. Комбинировать данные для проведения вычислений. Выбирать задания из вариативной части: решать примеры и числовые ребусы, выполнять вычисления по цепочке, рисовать прямоугольникизаданной площади, группировать числа; решать нестандартные задачи |
105 | | Умножение одинаковых чисел от 6 до 10. С. 88—89 | Знакомство с квадратами чисел 6, 7, 8, 9 и 10 |
106 | | Знакомство со случаями умножения 6 7, 6 8 и 7 8. С. 90—91 | Знакомство со случаями умножения 6 7, 6 8 и 7 8. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5 |
107 | | Закрепление изученного. Проверочная работа «Умножение и деление на 6-10» С. 92—93 | Формирование умений выполнять деление чисел на основе знания таблицы умножения |
108 | | Использование умножения при решении текстовых задач. С. 94—95 | Формирование умений выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи. Формирование умений применять знание таблицы умножения в ситуации текстовой задачи. |
109 | | Решение нестандартных задач, применяя знание таблицы умножения. С. 96—97 | Формирование умений применять знание таблицы умножения при решении нестандартных задач |
110 111
112 113 | | Повторение изученного. Обобщение изученного. Решение текстовые задачи в 2-3 действия. Контрольная работа по теме «Таблица умножения и деления» №8 Работа над ошибками контрольной работы. С. 98—105 |
Действия с выражениями (20ч из них 4 – «Повторение») |
114 115 | | Переместительные законы сложения и умножения. Закрепление по теме «Переместительные законы сложения и умножения» С. 106—107 | Повторение и обобщение знаний о сложении и умножении. Переместительные законы сложения и умножения. Формирование умения выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи | Правильно использовать в речи названия компонентов арифметических действий. Сопоставлять свойства сложения и умножения (переместительные законы, действия с числами 0 и 1).. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Решать задачи на все арифметические действия. Составлять взаимообратные задачи. Комбинировать данные для проведения вычислений. Исследовать закономерности при выполнении действий с чётными и нечётными числами. Сотрудничать с товарищами при работе в паре |
116 | | Сложение и умножение с числами 0 и 1. С. 108—109 | Повторение и обобщение знаний о правилах сложения и умножения с числами 0 и 1 |
117 | | Вычитание и деление. Обратные задачи. С. 110—111 | Повторение и обобщение знаний о вычитании и делении как действиях, обратных сложению и умножению. Формирование представлений об обратных задачах. Отработка вычислительных навыков |
118 | | Выражения. Название компонентов сложения, умножения, вычитания и деления. С. 112—113 | Повторение названий компонентов сложения, умножения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов деления. Правила деления числа 0 | Правильно использовать в речи названия выражений (сумма, разность, произведение, частное). Определять порядок действий в выражениях без скобок. Выполнять вычисления в несколько действий. Сравнивать значения выражений. Решать задачи на все арифметические действия. Составлять задачи с опорой на схемы. Составлять выражения для решения задач. Сопоставлять выражение с условием задачи. Сотрудничать с товарищами при работе в паре |
119 | | Порядок действий в выражении без скобок. С. 114—115 | Обобщение знаний о правилах действий в выражениях без скобок. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения |
120 | | Составление выражения при решении задачи. С. 116—117 | Формирование умений выполнять вычисления в выражениях без скобок. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения |
121 | | Выражения со скобками. С. 118—119 | Знакомство с выражениями, содержащими скобки. Формирование первоначальных представлений о порядке действий в выражениях со скобками. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения. | Правильно использовать в речи названия выражений и их компонентов. Определять порядок действий в выражениях со скобками. Выполнять вычисления в несколько действий. Сравнивать значения выражений. Группировать слагаемые (множители) для рациональных вычислений. Решать задачи в 2 действия на нахождение произведения, деление на части и по содержанию, нахождение суммы и остатка, на увеличение/уменьшение в несколько раз, разностное сравнение. Сопоставлять выражение с условием задачи. Составлять выражения для решения задач разными способами. Наблюдать за изменением значения выражений в зависимости от наличия и места скобок. Контролировать выполнение вычислений в несколько действий. Сотрудничать с товарищами при работе в паре. Выбирать задания из вариативной части. Пользоваться справочными материалами в конце учебника (таблицей сложения, таблицей умножения, именным указателем) |
122 | | Порядок действий в выражении со скобками. С. 120—121 | Формирование представлений о порядке действий в выражениях со скобками |
123 124 | | Порядок действий в выражении со скобками. Проверочная работа. Порядок действий в выражении со скобками. С. 122—123 | Формирование умений выполнять вычисления. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения |
125 126 | | Сравнение значений выражений. Закрепление по теме «Сравнение значений выражений». С. 124—125 | Формирование умений выполнять вычисления. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения |
127 | | Сочетательные законы сложения и умножения. С. 126—127 | Обобщение накопленного опыта вычислений. Знакомство с сочетательными законами сложения и умножения |
128 129 | | Решение задач с помощью составления выражений. Закрепление. Решение задач с помощью составления выражений. С. 128—129 | Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения. |
130 131 132 133 | | Повторение изученного. Порядок действий в выражениях без скобок и со скобками. Обобщение изученного. Выполнение вычислений в несколько действий. Сравнение значений выражений. Итоговая контрольная работа. №9 Работа над ошибками. С. 130—141 |
134 135 136 |
| Повторение изученного по теме «Решение задач на нахождение стоимости». Повторение, обобщение изученного по теме «Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз». Повторение, обобщение изученного по теме «Решение задач на нахождение площади и периметра». | |