СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана с учетом особенности обучающихся по УМК Т.Е. Демидовой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»

Рабочая программа по предмету «Математика», 4 класс ОС «2100»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 26.11.2010 г. № 1241 (далее ФГОС НОО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по математике для учащихся 4-го класса Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.Г.Рубина, А.П.Тонких (М,: Баласс, 2012), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».

Рабочая программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 4-го класса.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, который представлен пособиями для учащихся:

  • учебник «Математика», 4-й класс (авторы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова и др.);

  • Дидактические материалы к учебнику «Математика», 4-й класс (авторы С.А.Козлова, В.Н.Гераськин, Е.А.Самойлова);

  • Контрольные и самостоятельные работы по курсу «Математика» и комплексному курсу «Математика и информатика», 4-й класс (авторы С.А.Козлова, А.Г.Рубин);

  • Наглядные пособия к учебнику «Математика», 4-й класс (автор С.А.Козлова);

  • «Дневник школьника», 4-й класс;

  • «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4 классы (авторы Р.Н.Бунеев идр.).


Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

  • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Цели обучения в курсе математики, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь

  • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;

  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

  • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;

  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;

  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;

  • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.


Особенность рабочей программы: наряду с федеральным компонентом программы реализуется внутриучебный компонент, который представлен модулем «Информатика»

Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики:

  • развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

  • создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


2. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане

Учебный предмет «Математика» является обязательным в БУПе с недельной нагрузкой 4 часа - всего за год 136 часов, в том числе 27 часов (20%) в рамках внутрипредметного модуля «Информатика». Количество уроков определено учебным планом ООП НОО школы.

3. Ценностные ориентации

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Духовно-нравственный компонент: на уроках в 4 классе формируются первоначальные представления о нравственных основах учёбы, элементарные представления о роли знаний, науки; первоначальные навыки коллективной работы; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе.


С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, планируемые результаты, что представлено в схематической форме:






Название раздела

Кол-во часов примерной программы

Кол-во часов рабочей

программы

Математика

136

109 + 27

Раздел I. Числа от 1 до 1000

24

17

1.

Повторение и обобщение материала,
изученного в 3-м классе

8

5

2.

Дроби

16

12

Раздел II. Многозначные числа

112

90

3.

Нумерация многозначных чисел

12

10

4.

Величины

12

10

5.

Сложение и вычитание чисел

8

7

6.

Умножение и деление чисел

72

54

7.

Повторение и обобщение изученного

8

9

8.

Резерв


2


Модуль «Информатика в играх и задачах»

34

27

9.

Алгоритмы

9

7

10.

Группы (классы) объектов

8

6

11.

Логические рассуждения

10

8

12.

Применение моделей (схем) для решения задач

7

6


4. Содержание учебной программы

МАТЕМАТИКА

Числа и операции над ними

Числа от 1 до 1 000 000

Дробные числа.

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1 000 000

Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1 000 000 000

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближённые значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000 . Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.

Умножение и деление чисел, оканчивающимися нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии

Изменение положения объёмных фигур в пространстве.

Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

Занимательные и нестандартные задачи

Принцип Дирихле. Математические игры.


Содержание программы, модуль ИНФОРМАТИКА (27 ч)

Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).


5. Планируемые образовательные результаты освоения ООП на предметном содержании «Математика»

Содержание учебной программы математика

Кол-во часов

Предметные результаты освоения программы

Личностные и метапредметные результаты освоения программы

Числа и действия над ними



Сравнивать числа по классам и разрядам.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Описывать явления и события с использованием чисел.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный.

Прогнозировать результат вычислений.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Величины и их измерение


Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.

Переходить от одних единиц измерения к другим.

Группировать величины по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Описывать явления и события с использованием величин.

Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Находить геометрические величины разными способами.

Текстовые задачи


Моделировать изученные зависимости.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Использовать вспомогательные модели для решения задачи.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.

Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Элементы геометрии


Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур.

Описывать свойства геометрических фигур.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур.

Элементы алгебры


Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений.

Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.

Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

Решать простейшие уравнения на основе зависимостей межу компонентами и результатом арифметических действий.

Составлять уравнение как математическую модель задачи.

Строить точки по заданным координатам, определять координаты точек.

Описывать явления и события с использованием буквенных выражений, уравнений и неравенств


Элементы стохастики


Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм (линейных, столбчатых, круговых).

Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций, в том числе комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий; вычислять вероятности событий в простейших случаях.

Занимательные и нестандартные задачи


Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.

Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.

Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач (например, находить решение логических задач с помощью графов и таблиц истинности, задач на переливания и переправы – с помощью таблиц, задач на взвешивание – с помощью алгоритмов, представленных в виде блок-схем и т.д.).

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.

Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи.

Отличать заведомо ложные высказывания.

Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.

Планируемые результаты изучения курса «Информатика»

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни относятся:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

  • моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.



6. Контроль образовательных результатов

Данная программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников («ученик научится»), предусматриваемый ФГОС НОО, а так же позволяет осуществлять подготовку, которая является достаточной для повышенного уровня изучения математики («ученик получит возможность научиться»).



ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(математика и информатика):



урока

Вид работы

Тема

I четверть

1

Входная контрольная работа (тест №1)

Повторение (5 ч)

14

Самостоятельная работа по теме: «Дроби»


Дробные числа (12 ч)

18

Арифметический диктант № 1

22

Тест № 2 по теме «Дробные числа» (текущая)

24

Контрольная работа № 1 по информатике

по разделу «Алгоритмы»


Многозначные числа. (10 ч)

Алгоритмы (7 ч)

26

Арифметический диктант № 2

31

Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация многозначных чисел» за I четверть

II четверть

37

Тест № 3 по теме «Величины»



Величины. (10 ч)

Группы (классы) объектов (6 ч)

38

Арифметический диктант № 3

41

Самостоятельная работа по теме «Единицы измерения величин»

46

Арифметический диктант № 4

48

Контрольная работа № 2 по информатике

по разделу «Группы (классы) объектов»

59

Контрольная работа № 2 за I полугодие

63(64)

ВПР (пробная)


III четверть

69

Тест № 4 по теме «Умножение чисел»




Арифметические действия над числами (83 ч)

Логические рассуждения (8 ч)

71

Арфметический диктант № 5

83

Самостоятельная работа по теме «Арифметические действия над числами»

84

Контрольная работа № 3 по информатике

по разделу «Логические рассуждения»

90

Арифметический диктант № 6

93

Контрольная работа № 3 по теме «Арифметические действия над числами» (текущая)

98

Арифметический диктант № 7

103

Контрольная работа № 4 за III четверть

104

Контрольная работа № 4 по информатике

по разделу «Применение моделей (схем) для решения задач»

Применение моделей (схем) для решения задач (6 ч)

Iv четверть

111

Тест № 5 по теме «Арифметические действия над числами»


Повторение 4 класс (15 ч.)

125

Контрольная работа № 4 за IV четверть

132

Годовая контрольная работа по курсу «Математика и информатика»

134

ВПР (итоговая)

ИТОГО: тесты по математике – 5; арифметические диктанты – 7;

к/р по математике – 6; к/р по информатике – 4; ВПР - 2


Система оценивания планируемых результатов образовательного процесса носит комплексный и критериальный, личностно-ориентированный характер, что позволит отследить динамику достижений четвероклассников.

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для тетради для контрольных работ. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).



7. Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС.

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. .Математика Учебник для 4-го класса в 3-х ч. (ч. 1–2 – по 80 с., ил.; ч. 3 – 96 с., ил.).

  2. Козлова С.А., Рубин А.Г. Тесты и контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика» , 4 класс. – Изд. 3$е, испр. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2011. – 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  3. Козлова С. А., А.Г.Рубин «Моя математика». 4-й класс: Методические рекомендации для учителя.

  4. Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» 4 класс. - Москва «Баласс», 2013 г


Обучение информатике обеспечивается учебниками и пособиями:

  1. Информатика. Учебник, 4-й класс, в 3-х ч. Части 1 и 2 «Информатика в играх и задачах». Часть 3 «Логика и алгоритмы». Горячев А.В. и др

  2. Методические рекомендации для учителя. 4-й класс. Информатика. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю., Лобачева Л.Л.



В календарно-тематическом планировании рабочей программы прописаны № урока, дата проведения, тема, основные виды учебной деятельности, примерное домашнее задание1, кодификатор элементов содержания по предмету (КЭС) и кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету (КПУ)2.





ПРИЛОЖЕНИЕ

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся


Кодификатор включает планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика». Кодификатор разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образо­вания и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по математике и Примерной программы начального общего образования по математике3.


Кодификатор содержит перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Математика». В него включен только один блок планируемых результатов «Выпускник научится. Планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат индивидуальной итоговой оценке.


КОД

Планируемые результаты.

Проверяемые умения

  1. РАЗдел «Числа и величины»

1.1

Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона

1.2

Устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел (фигур),

составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз)

1.3

Группировать числа (фигуры) по заданному или самостоятельно установленному основанию (правилу)

1.4

Различать, записывать и сравнивать величины: масса(вместимость; время,; длина; площадь); скорость); переходить от одних единиц измерения к другим, используя следующие основные единицы величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр, километров в час – метров в час)

  1. РАЗдел «Арифметические действия»

2.1

Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком)

2.2

Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулем и числом 1)

2.3

Находить неизвестный компонент арифметического действия;

2.4

Читать, записывать числовые выражения, комментировать ход выполнения арифметических действий с использованием математической терминологии (названия действий и их компонентов)

2.5

Устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок); находить значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия со скобками и без скобок)

  1. РАЗдел «Работа с текстовыми задачами»

3.1

Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение

3.2

Планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи

3.3.

Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть)

  1. РАЗдел «Пространственные отношения.

Геометрические фигуры»

4.1

Характеризовать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости

4.2

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг),

использовать свойства прямоугольника и квадрата (равенство всех сторон квадрата, равенство противоположных сторон прямоугольника, прямые углы у квадрата и прямоугольника) при выполнении построений, решении задач

4.3

Выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник)

4.4

Распознавать, различать и называть пространственные геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус

4.5

Соотносить реальные объекты с моделями пространственных геометрических фигур

  1. РАЗдел «Геометрические величины»

5.1

Измерять длину отрезка

5.2

Находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата,

находить площадь прямоугольника и квадрата

5.3

Оценивать приближенно размеры предметов, расстояний, геометрических фигур

  1. РАЗдел «Работа с информацией»

6.1

Читать, заполнять несложные готовые таблицы

6.2

Читать несложные готовые столбчатые диаграммы

6.3

Понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…»,"...или...", «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», не»); устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах




Кодификатор элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ

для начальной школы

Код раздела

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями

контрольных и диагностических работ.

1

Числа и вычисления

1.1

Натуральные числа.

1.1.1

Десятичная система счисления. Римская нумерация.

1.1.2

Арифметические действия над натуральными числами.

1.1.4

Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители.

1.1.7

Деление с остатком.

1.2

Дроби

1.2.1

Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей.

1.2.3

Нахождение части от целого и целого по его части.

1.3

Рациональные числа.

1.3.6

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий.

1.5

Измерения, приближения, оценки.

1.5.1

Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.


1.5.3

Представление зависимости между величинами в виде формул.

2

Алгебраические выражения.

2.1

Буквенные выражения (выражения с переменными)


2.1.1

Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения.


2.1.2

Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения.

3

Уравнения и неравенства.

3.1

Уравнения

3.1.1

Уравнение с одной переменной, корень уравнения.

3.2

Неравенства

3.2.1

Числовые неравенства и их свойства.

3.3

Текстовые задачи

3.3.1

Решение текстовых задач арифметическим способом.

4

Числовые последовательности.

4.1

4.1.1

Понятие последовательности.

7

Геометрия

7.1

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.

7.1.1

Начальные понятия геометрии.

7.1.2

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы.

7.1.3

Прямая.

7.1.4

Отрезок.

7.2

Треугольник.

7.2.2

Равнобедренный и равносторонний треугольник.

7.3

Многоугольники.

7.3.2

Прямоугольник, квадрат. Их свойства и признаки.

7.5

Измерение геометрических величин.

7.5.1

Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника.

7.5.4

Площадь и её свойства. Площадь прямоугольника.

8

Статистика и теория вероятности.

8.1

Описательная статистика.

8.1.1

Представление данных в виде таблиц, диаграмм.

8. Календарно-тематическое планирование, МАТЕМАТИКА + ИНФОРМАТИКА 4 класс, ОС «Школа 2100»

урока

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности


КЭС


КПУ

Домашнее задание

I четверть - 35 (36) часов

Раздел I. Числа от 1 до 1000 – 17 часов

1. Повторение и обобщение материала, изученного в 3 классе - 5 часов,

модуль «Информатика» - Алгоритмы – 7 часов

1.


Повторение материала 3-го класса.

Турнир 1. Самый последний день каникул.

Входная контрольная работа. ТЕСТ №1.

Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. Повторение изученного в третьем классе

1.1.2

1.2.3

1.3.6

1.5.1

1.5.3

3.1.1

3.3.1

7.5.1

7.5.4

8.1.1

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.5

3.1

3.2

3.3

5.2


2.


Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые


Устные случаи сложения и вычитания, основанные на нумерации. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых


1.1

1.2

1.3

С.7,№8, 9

3.



Арифметические действия над числами



Алгоритмы письменных вычислений с трехзначными числами. Решение уравнений изученных видов.

1.1.2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

С.8-9, № 9

С.11, №5,6


4.


МОДУЛЬ № 1

Ветвление в построчной записи алгоритма

(команда «Если – то»).

Алгоритм. Команда алгоритма. Схема алго­ритма. Ветвление в ал­горитме. Условие ветв­ления в команде «Если - то». Вложен­ность алгоритмов


6.2

6.3

№ 3

5.


Арифметические действия над числами

Алгоритмы письменных вычислений с трехзначными числами. Решение уравнений изученных видов. Нахождение площади прямоугольника. Решение комбинаторных задач

1.1.2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

С. 12, №5,8

6.


Арифметические действия над числами

1.1.2

С.15, № 9

С. 19, №7

2. Дроби – 12 ЧАСОВ

7.1


Дроби. Нахождение части от числа

Алгоритм поиска части от числа. Решение задач на пропорциональные величины

1.2.1

1.2.3

3.3

С.21, №7

С.23, № 6,7

8.


МОДУЛЬ № 2

Ветвление в построчной записи алгоритма

(команда «Если – то – иначе»).

Алгоритм. Команда ал­горитма. Схема алго­ритма. Ветвление в ал­горитме. Условие ветв­ления в команде «Если - то - иначе».


6.2

6.3

№ 5, 7

9.2


Нахождение числа по его части

Алгоритм поиска числа по его части. Чтение и разъяснение информации

1.2.1

1.2.3

3.3

С.25, № 4,6

10.3


Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части.

Сравнивание алгоритмов поиска части от числа и числа по заданной части

1.2.1

1.2.3

3.3

С.27, № 4,5

11.4


Сравнение дробей

Сравнение дробей 
с одинаковыми знаменателями; с одинаковыми числителями; с разными числителями и разными знаменателями

1.2.1

1.2.3

3.3

С. 29, № 8

12.


МОДУЛЬ № 3

Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»).

Цикл в алгоритме. Ко­манда «Повторяй... раз». Условие цикла в команде «Повторяй по­ка...», «Повторяй для...»


6.1

6.3

№ 10

13.5


Сравнение дробей

Сравнение дробей 
с одинаковыми знаменателями; с одинаковыми числителями; с разными числителями и разными знаменателями


1.2.1

1.2.3

3.3

С. 31, № 8

С. 33 №№ 8, 9

14.6


Решение задач

Самостоятельная работа по теме «Дроби»

Нахождение периметра и площади прямоугольника. Решение задач

1.2.1

1.2.3

3.3.1

3.1

3.2

3.3

С. 35, № 7,8

15.7


Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями

1.2.1

1.2.3

3.3

С. 37, №6,7

16.


МОДУЛЬ № 4

Алгоритм с пара­метрами («Слова-актеры»)

Игра «Слова-актеры». Алгоритм с парамет­рами


6.1

6.3

№ 17

17.8


Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

1.2.1

1.2.3


3.3

С.38, №3,6

18.9


Решение задач по теме «Дроби» Арифметический диктант № 1

Решение задач 
с опорой на схему

1.2.1

1.2.3

3.3.1

3.1

3.2

3.3

С.41, № 5

19.10


Деление меньшего числа на большее

Алгоритм деления меньшего числа на большее

1.1.4

3.3

С.43, №6, 8

20.


МОДУЛЬ № 5

Пошаговая запись результатов вы­полнения алго­ритма («Выполняй и записывай»).

Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы».


Пошаговая запись ре­зультатов выполнения алгоритмов. Игра «Что получается?»


6.1

6.3

№ 17,

20, 24

21.11


Какую часть одно число составляет от другого.

Решение задач по теме «Дроби»

Связь действия деления с понятием дроби

1.2.1

1.2.3

3.3

С.45, №6, 8

С. 47, № 3


22.12


Турнир 2. Самый взрослый взрослый

Тест №2 по теме «Дроби»

Вспомогательные модели к составным задачам. Истинные и ложные высказывания

1.2.1

1.2.3

3.1

3.2

3.3



Раздел II. Многозначные числа – 90 часов

3. Нумерация многозначных чисел - 10 часов,

модуль «Информатика» - «Группы (классы) объектов» – 6 часов

23.1


Анализ контрольной работы. РНО

Проект 1

Путешествие 1

Модель машины времени. Не только математика… (компетентностная задача 1)

Формирование умений применять имеющиеся знания и умения в жизненной ситуации

3.3.1

3.1

3.2

Приготовить материал по теме проекта.

24.


МОДУЛЬ № 6

Контрольная работа по теме «Алгоритмы».

Проведение контроль­ной работы


6.1

6.3


25.2



Многозначные числа. Разряды и классы.

Чтение и запись многозначных чисел

Название и последовательность чисел в пределах

1 000 000. Применение имеющихся знаний и умений в жизненных ситуациях

Перенесение известных сведений о десятичной системе счисления на новые числа

1.1.1

1.1.2


1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

С. 61, № 4,5

С. 63, № 7, 8


26.3


Сравнение чисел

Арифметический диктант

2

Способы сравнения многозначных чисел

1.1.2

1.1

1.2

2.1

2.2

С.65, № 5, 8

27.4


Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Класс единиц и класс тысяч. Представление в виде разрядных слагаемых

1.1.4

1.1

1.2

2.1

2.2


С. 67, № 7, 8

28.


МОДУЛЬ № 7

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Повторение.


Подведение итогов кон­трольной работы № 1. Дополнительные зада­ния № 25-29


6.1

6.3

№№ 28, 30

29.5


Умножение числа 1 000. Умножение и деление на 1 000, 10 000, 100 000

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Прием рационального вычисления

1.1.2

1.3.6

2.1

2.2

С.69, № 7,10

30.6


Чтение и запись многозначных чисел

Перенесение известных сведений 
о записи многозначных чисел на новые числа

1.1.1

1.1

1.2

2.1

2.2

С.71,№9,11

31.7


Контрольная работа № 1 за 1-ю четверть («Дроби, многозначные числа»)

Нумерация многозначных чисел. 
Действия с числами (умножение и деление)

1.1.2

1.2.1

1.2.3

1.3.6

3.3.1

2.1

2.3

3.1

3.2

3.3


32.


МОДУЛЬ № 8

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»).

Группа объектов. Об­щие и единичные име­на. Игра «Кто это? Что это?». Общие составные части и действия груп­пы объектов. Таблица «Состав - действия». Отличительные призна­ки.


6.1

6.3


С. 32, № 3, 4

33.8


Анализ контрольной работы. РНО.

Миллион. Класс миллионов. Миллиард

Знакомство с новым классом – классом миллионов. Названия и последовательность классов

1.1.1

1.1.2

1.1

1.2

1.3

3.1

3.2

3.3

С.75 № 8

34.9


Чтение и запись многозначных чисел

Проект №2. Страничка из Энциклопедия.

Название и последовательность чисел в пределах 1 000 000

1.1.1

1.1.2

1.1

2.1

2.2

С.77 №7,

35.10


Путешествие 2. Страничка из энциклопедии. Не только математика… (компетентностная задача 2)

Применение имеющихся знаний и умений в жизненных ситуациях

1.1.1

1.1.2

1.3.6

3.3.1

3.1

3.2

С.78-81 прочитать и решить задачи.

36.


МОДУЛЬ № 9

Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок»).

Схема состава объекта. Адрес составной части


6.1

6.3

С. 35 № 8, 9

II четверть - 28 часа

Величины - 10 часов

37.1


Турнир 3. Отважный путешественник. Тест №3 по теме «Величины»

Тестовые задания. Устные приемы вычислений. Выбор ответа

1.5.1

1.5.2

1.4

С.82-83

38.2


Единицы длины

Арифметический диктант № 3

Алгоритм перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и наоборот

1.5.1

1.5.2

1.4


С.85, №8,9

39.3


Единицы массы. Грамм, тонна

Новые единицы измерения массы: грамм и тонна. Зависимости между группами величин

1.5.1

1.5.2

1.4

С.87, № 9, 10

40.


МОДУЛЬ № 10

Массив объектов на схеме состава («Веток - много, ствол - один»).

Массив объектов на схеме состава. Номер составной части в ад­ресе


6.1

6.3

С. 37 № 11, 15

41.4


Единицы измерения величин

Самостоятельная работа по теме «Единицы измерения величин»

Сопоставление представлений о десятичной системе счисления и десятичной системе мер

1.5.1

1.5.2

1.4

С.89, №8, 10

42.5


Единицы площади

Новые единицы измерения площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Оценка площади. Решение составных задач

1.5.1

1.5.2

7.5.1

7.5.4

1.4

5.2

С.91, № 7,8

С.93, №9

43.6


Площадь прямоугольного треугольника

Алгоритм определения площади прямоугольного треугольника. Вычисление числовых выражений 
(со скобками и без)

1.4

5.2

С.95, №9,10

44.


МОДУЛЬ № 11

Признаки и дей­ствия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»).

Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты»

Признаки объекта и его составных частей. Игра «Признаки целого, при­знаки части». Действия объекта и его составных частей

Подготовка к контрольной работе


6.1

6.3

С.41 № 21,

С. 44 № 25, 28

45.7


Приближённое вычисление площадей. Палетка

Способы нахождения площадей (с помощью палетки)

1.5.1

1.5.2

7.5.1

7.5.4

1.4

5.2

5.3


С.3 № 9,10

46.8


Единицы объёма

Арифметический диктант № 4

Алгоритм перехода 
от больших единиц объема к меньшим и наоборот

1.5.1

1.5.2

7.5.1

7.5.4

1.4

4.4

С.4, №5

47.9


Решение задач

Решение задач изученных видов.

7.5.1

7.5.4

3.3.1

3.1

3.2

С.6, №4

С.7 правило выучить

48.


МОДУЛЬ № 12

Контрольная ра­бота по теме: «Объекты»


Проведение контроль­ной работы


3.2

6.1

6.3


49.10


Точные и приближённые значения величин

Решение задач

Округление числа. Точные и приближенные значения величин

1.5.1

1.5.3

3.3.1

3.1

3.2

4.5

5.3



Сложение и вычитание чисел - 7 часов,

модуль «Информатика» - «Логические рассуждения» – 8 часов

50.1.


Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности

Примерное определение результатов действий сложения и вычитания

1.1.2

1.1.4

1.3.6


1.1

2.1

2.2

С.13, № 9,10

51.2.


Сложение и вычитание многозначных чисел


1.1.2

1.1.4

1.3.6

1.1

2.1

2.2

С.15, № 8,9

С.16, № 2,

С.17, №9

52.


МОДУЛЬ № 13

Анализ работы. Работа над ошиб­ками. Повторение

Повторение по разделу «Группы объектов»


6.1

6.3

С. 46 № 22,27

С. 54№ 38, 41

53.3


Сложение и вычитание многозначных чисел

Округление чисел до заданного разряда. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Разрядный состав чисел

1.1.2

1.1.4

1.3.6


1.1

2.1

2.2

С.18, № 3; С.19, №9,11

54.4


Сложение и вычит

ание многозначных чисел


1.1.2

1.1.4

1.3.6

1.1

2.1

2.2

С.21 №8,9,10

55.5


Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности

Введение нового понятия «производительность» на основе понятия «скорость работы»

1.1.2

1.1.4

1.3.6

1.5.3

1.4

3.1

С.23 № 7, 8

56.


МОДУЛЬ № 14

Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»).

Множество. Элементы множества. Число эле­ментов множества. Подмножества. Пересе­чение множеств. Игры «Назови подмножест­во», «Что на пересече­нии?»


6.1

6.3

С. 3 № 3, 6

57.6


Решение задач

Решение задач на «работу», «движение» с опорой на формулы. Составление математических моделей задач на процессы движения, работы, купли-продажи


7.5.1

7.5.4

3.3.1


3.1

3.2

3.3

1.4

С.25 № 5, 3

58.7


Решение задач

С.27 № 4, 7,8

Умножение и деление чисел – 54 часа

59.1


Контрольная работа № 2

за I полугодие

Вычисления с многозначными числами: умножение, деление

1.1.2

7.5.1

7.5.4

1.4

2.1

2.3

2.5

3.1

3.2

5.2



60.


МОДУЛЬ № 15

Истинность вы­сказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»)

Подмножество. Множе­ство на пересечении двух множеств. Истин­ность высказываний со словами «не», «и», «или»


6.1

6.3

С. 5 № 7,9

61.2


Анализ контрольной работы. РНО.

Умножение чисел. Группировка множителей

Алгоритм устного умножения многозначных чисел на однозначное число

1.1.2

1.4

2.1

2.3

2.5

3.1

3.2

5.2


С. 29 № 10,11

62.3


Арифметические действия над числами


1.1.2

С. 31 № 8,11

63 (64).


Резервные уроки

Вычисления с многозначными числами: умножение, деление



III четверть - 40 часов

64.


МОДУЛЬ № 16

Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»).

Граф. Вершины и ребра графа. Описание отно­шений между объекта­ми с помощью графов. Игра «Нужна ли стрел­ка?»


6.1

6.3

С.10

№ 12, 13

65.4


Умножение многозначных чисел на однозначные

Перенесение устного приема умножения на большие числа. Округление числа до заданного разряда.

1.1.2

2.1


С.33 № 6,7,8

66.5


Умножение чисел

Перенесение устного приема умножения на большие числа. Округление числа до заданного разряда

1.1.2

2.1

С.35 № 6, 7, 8

С.37 № 7,8

67.6


Решение задач «Не только математика…» (компетентностная задача 3).

Проект 3 Инсценировка: российская ярмарка 18 века

Путешествие 3

Десятичная система мер

Применение имеющихся знаний и умений в жизненной ситуации

3.3.1

3.1

3.2

1.4

С.40 № 1 (а,б)

68.


МОДУЛЬ № 17

Пути в графах («Путешествие по графу»).

Граф

Вершина графа

Ребро графа

Путь в графе


6.1

6.3

С.13 № 15, 17

69.7


Турнир 4. Школьные мастерские.

Тест № 4 по теме «Умножение чисел»

Обобщение знаний


2.1

2.5

Повторить таблицу умножения

70.8


Деление круглых чисел

Алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0. Округление чисел до заданного

разряда. Решение неравенств путем подбора. Решение составных задач

1.1.2

2.1

С.49 № 7, 8

71.9


Арифметические действия над числами.

Арифметический диктант № 5

1.1.2

2.1

2.5

1.1

1.3

С. 50 № 4, 5

72.


МОДУЛЬ № 17

Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части».

Высказывание с «не», «и», «или» и выделение подграфов

Граф

Подграф



6.1

6.3

С. 13 № 15, 17

73.10


Деление числа на произведение

Правило деления числа на произведение. Способы вычислений

1.1.2

1.1.4

2.1

2.4

2.5

С. 53 №6,8

74.11


Деление круглых многозначных чисел на круглые числа

Алгоритм устного деления круглых чисел. Округление многозначных чисел. Прикидка результатов вычислений

1.1.2

1.1.4

2.1

2.5

С. 55 № 7, 8

75.12


Арифметические действия над числами


Алгоритм устного деления (метод подбора). Чтение и запись информации

1.1.2

1.1.4

2.1

2.5

С. 57 № 8

76.


МОДУЛЬ № 18

Правило «Если – то».

Правило «Если — то». Правило «Если - то» со словами «и», «или». Игра «Назови условие».

Истинность. Условие. Следствие


6.1

6.3

С.18 № 21, Составить высказыва­ние со сло­вами «и», «или»

77.13


Деление с остатком на 10, 100, 1000

Прием деления 
на 10, 100, 1000

1.1.2

1.1.4

2.1


С.59 № 6

78.14


Деление круглых чисел с остатком

Применение алгоритма устного деления. Деление с остатком


1.1.2

1.1.4

2.1


С.60- 61 № 4, 7

79.15


Уравнения

Новый вид уравнения и алгоритм его решения.


3.1.1

2.3

С.63 № 8, 9

80.


МОДУЛЬ № 19

Схема рассуждений («Делаем выводы»).

Подготовка к контрольной работе

Истинность

Условие. Следствие

Схема рассуждений.

Цепочка вывода

Рассуждение

Игра «Составь цепочку правил»



6.1

6.3

С. 20

№№ 24, 25, 26

81.16


Арифметические действия над числами

Устные и письменные вычисления с многозначными числами

1.1.2

2.1

2.4

С.65 № 5,6

82.17


Уравнения

Новый вид уравнения и алгоритм его решения.

3.1.1

2.3

С.67 № 8, 9

83.18


Арифметические действия над числами

Самостоятельная работа

Устные и письменные вычисления 
с многозначными числами

1.1.2

2.1

2.4

2.5

С.69 № 8, 9, 10

84.


МОДУЛЬ № 20

Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»

Проведение контроль­ной работы


6.1

6.3


85.19


Деление многозначных чисел на однозначные

Алгоритм письменного деления четырехзначного числа

1.1.2

1.1.4

2.1

С.71 № 7

С.73 № 6,9

86.20


Арифметические действия над числами

Устные и письменные вычисления 
с многозначными числами

1.1.2

2.1

2.5

С.75 № 5,7

87.21


Письменное деление многозначных чисел на однозначные

Сокращенная запись деления в столбик. Письменные приемы деления многозначных чисел. Решение числовых выражений

1.1.2

1.1.4

1.1.7

2.1

2.5

С.77 № 7, 9

С.79 № 8, 9

88.


МОДУЛЬ № 21

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

Составные части объек­тов. Игра «У кого (у че­го) это есть?».

Объекты с необычным составом

Объект

Состав объекта



6.1

6.3

С.32 № 3, 5

89.22


Арифметические действия над числами

Устные и письменные вычисления 
с многозначными числами

1.1.2

1.1.4

1.1.7

2.1

2.5

С.81 №5,8


90.23


Деление многозначных чисел на однозначные.

Арифметический диктант № 6

Алгоритм письменного деления четырехзначных чисел на однозначное

1.1.2

1.1.4

1.1.7

2.1

2.5

1.1

С. 83 №6,8


91.24


Письменное деление многозначных чисел на круглые.

Арифметические действия над числами

Алгоритм деления многозначного числа на круглое многозначное число 
с остатком

Урок открытия новых знаний

1.1.2

1.1.4

1.1.7

2.1

2.4

2.5


С.85 № 7

С.87 №8,9

92.


МОДУЛЬ № 22

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»).

Игра «Кто это делает? С чем это делают?»

Объект

Действия объекта

Объекты с необычным составом и действиями

6.1

6.3

С. 32 № 3, 5


93.25


Контрольная работа № 3 (текущая) по теме «Деление и умножение многозначных чисел»

Урок обобщения

1.1.2

1.1.4

1.1.7

2.1

2.4

2.5


94.26


Анализ работы. Деление многозначных чисел на круглые

Урок открытия новых знаний

Урок развития умений

1.1.2

2.1

2.4

2.5

С.89 № 9

95.27


Не только математика.

Решение задач по теме «Умножение и деление чисел»

Знакомство с понятием «скорость сближения»

1.1.2

3.3.1

3.1

3.2

2.1

С. 91 № 6,8

С. 93 № 5

96.


МОДУЛЬ № 23

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»).

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и дейст­виями. Игра «Для чего пригодится?»



6.1

6.3

С. 39

№ 10, 11

97.28


Умножение на двузначное число

Сочетательное свойство сложения и умножения

1.1.2

2.1

С.95 № 3

98.29


Умножение многозначных чисел на двузначное число

Арифметический диктант № 7

Умножение многозначного числа  на двузначное. Вычисление значений числовых выражений, содержащих 3–4 действия. Представление круглых многозначных чисел в виде группы сомножителей

Знакомство с понятием «скорость удаления»

1.1.2

2.1

1.1

С.3 № 7,9

С.5 № 7

99.30


Решение задач по теме «Одновременное движение»

3.3.1

3.1

3.2

1.4

С. 7 № 5

100.


МОДУЛЬ № 24

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»). Подготовка к контрольной работе.

Действие. Обратное действие. Способ вы­полнения действия. Ал­горитм действия, об­ратного заданному


6.1

6.3

С. 43

№№ 15, 16

101.31


Умножение многозначных чисел на трёхзначное число

Способы записи умножения в столбик, когда в записи множителей есть нули

1.1.2

2.1

2.4

2.5

С.9 № 7, 8

102.32


Умножение многозначных чисел на трёхзначное число

1.1.2

2.1

2.4

2.5

С. 11 № 10

С.13 № 7, 8

103.33


Контрольная работа № 4

за 3-ю четверть по теме «Умножение и деление многозначных чисел»

Умножение и деление многозначных чисел


1.1.2

1.1.4

1.1.7

3.1.1

2.1

2.4

2.5


IV четверть - 32 часа

104


МОДУЛЬ № 25

Контрольная работа по теме «Модели в информатике»

Проведение контрольной работы


6.1

6.3


105.34


Анализ работы.

Работа над ошибками.

Решение задач

«Умножение многозначных чисел на трёхзначное число»

Решение задач 
на одновременное движение двух объектов в одном направлении

1.1.2

3.1.1


2.1

2.4

2.5

1.4

С, 15 № 4, 5

106.35


Решение задач

«Умножение многозначных чисел на трёхзначное число»

Решение задач 
на одновременное движение двух объектов в одном направлении

3.1.1

3.1

3.2

2.1

2.4

2.5

1.4

С.17 № 5, 6

107.36


Решение задач

по теме «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число»

Решение задач 
на одновременное движение двух объектов в одном направлении

3.1.1

3.1

3.2

2.1

2.4

2.5

1.4

С.19 № 4

С.21 № 5

108.


МОДУЛЬ № 26

Анализ контрольной работы. Повторение.

Подведение итогов кон­трольной работы № 4 и повторение по разде­лу «Модели в информа­тике»

Объект

Признаки

Действия

Состав


6.1

6.3

С. 48 № 22, 23, 24


109.37


Решение задач

по теме «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число»


3.1.1

3.1

3.2

2.1

2.4

2.5

1.4

С.23 № 8,9

110.38


Проект № 4 «Теория игр» /«Играй и выигрывай» (Компетентностная задача «Случайное блуждание частицы»)

Решение задач. «Не только математика…»

Применение имеющихся знаний и умений в жизненной ситуации

3.1.1

3.1

3.2

6.3

С. 27 № 5

111.39


Турнир 5. Большая игра

Тест № 5 «Умножение и деление чисел»


1.1.2

1.1.4

2.1

2.4

2.5

С. 28 № 1

112.40


Письменное деление многозначных чисел на двузначное число

Письменное деление многозначных чисел на двузначное число, когда в записи частного используется одна цифра; две цифры; три цифры

1.1.2

1.1.4

2.1

2.4

2.5

С. 33 № 8

113.41


Арифметические действия над числами

Алгоритм письменного деления многозначного числа на многозначное число

1.1.2

1.1.4

2.1

2.4

2.5

С. 35 № 9

114.42


Арифметические действия над числами

1.1.2

1.1.4

2.1

2.4

2.5

С. 37 № 7, 8

115.43


Арифметические действия над числами

1.1.2

1.1.4

2.1

2.4

2.5

С. 39

№ 7, 8, 9

С. 40 № 3

116.44


Среднее арифметическое

Нахождение среднего арифметического

1.1.2

1.1.4

2.1

2.4

2.5

С. 43 № 9, 10


117.45


Письменное деление многозначных чисел на трёхзначные числа

Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное число

1.1.2

1.1.4

1.1.7

2.1

2.4

2.5


С. 45 № 7, 9

118.46


Деление многозначных чисел на трёхзначное число

1.1.2

1.1.4

1.1.7

2.1

2.4

2.5

С.47 № 6, 8

119.47


Арифметические действия над числами

Числовые выражения, содержащие по 6 действий

1.1.2

1.1.4

1.1.7

2.1

2.4

2.5

С. 49

№ 10, 11

С. 51 № 8, 9

120.48


Арифметические действия над числами

Числовые выражения, содержащие по 6 действий

1.1.2

1.1.4

1.1.7

2.1

2.4

2.5

С. 53

№ 6, 8, 9

121.49


Круговая диаграмма

Арифметические действия над числами

Понятие «круговая диаграмма». Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных чисел

1.1.2

1.1.4

1.1.7

8.1.1

6.1

6.2

С. 57 № 7

С. 59 № 6, 7

122.50


Числовой луч. Координаты точек на числовом луче

Знакомство с понятиями «числовой луч» и «координата точки». Изображение натурального ряда с помощью числового отрезка

7.1.1

4.2

4.3

С.61 № 9, 10

123.51


Адрес в таблице. Пара чисел.

Координаты точек на плоскости

Знакомство с понятиями «пара чисел» и «координата ячейки»

Понятия «координатный угол» и «координата на плоскости»

8.1.1

6.1

С. 63

№ 6, 7, 8

124.52


Арифметические действия над числами

Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных чисел

1.1.2

1.1.4

2.1

2.4

2.5

С. 67 № 5,6

125.53


Контрольная работа № 4

за 4-ю четверть

Выполнение арифметических действий с многозначными числами. Сравнение многозначных чисел

1.1.2

1.1.4

8.1.1

2.1

2.3

2.5

3.1

3.2


126.54


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Проект №5 Страница нового учебника

Решение задач , арифметические действия над числами.

Выполнение арифметических действий с многозначными числами. Сравнение многозначных чисел


1.1.2

1.1.4

8.1.1

2.1

2.3

2.5

3.1

3.2

С. 69 № 6, 7

С. 73 № 4


Повторение - 9 часов


127.1


Повторение. Нумерация.

Арифметические действия над числами.

Самостоятельная работа


Нумерация чисел

1.1.2

1.1.4

2.1

2.2

2.4

2.5

С. 77 № 2, 3

128.2


Повторение.

Письменные приемы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.


Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных 
чисел

1.1.2

1.1.4

2.1

2.2

2.4

2.5

С. 78

№ 3, 3 (в)

Повторить таблицу умножения

129.3


Повторение.

Порядок действий в выражениях

Числовые выражения, содержащие 
по 6 действий. Порядок выполнения арифметических действий

1.1.2

1.1.4

1.3.6

2.1

2.2

2.4

2.5

С. 79 № 3

С. 85 № 1


130.4


Повторение.

Решение уравнений, неравенств.

Выражения с переменной

Решение уравнений вида

а · х ± b = с
(x ± b) : с d;

а ± х ± b = с.


3.1.1

3.2.1

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

С. 80 № 1 (в)

С 81 № 5

131.5


Повторение.

Действия с именованными числами

Запись с помощью букв простейших выражений


1.5.1

1.5.3

1.4

2.4

2.5

С.81 № 3, 4

132.6


Повторение.

Геометрический вариант

Плоские и объемные геометрические фигуры

7.1.1

1.4

4.2

4.4

С. 83 № 8, 9

С. 85 № 12

132.7


Повторение.

Решение задач по теме «Умножение многозначных чисел на трехзначное»

Решение изученных видов задач

3.1.1

2.1

3.1

3.2

С. 88 № 17

С.90 № 30, 34

132.8


Итоговая контрольная работа

Выполнение арифметических действий с многозначными числами. Сравнение многозначных чисел

1.1.2

1.1.4

1.3.6

1.5.3

3.3.1

2.1

2.3

2.5

3.1

3.2


133.9


Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.

Решение задач по теме «Умножение многозначных чисел на трехзначное число»

Решение задач , арифметические действия над числами.

Выполнение арифметических действий с многозначными числами. Сравнение многозначных чисел

3.3.1

2.1

2.3

2.5

3.1

3.2

С. 91 № 41

С. 93 № 11

С. 94 № 15


134


ВПР


1.1

1.2

1.3

1.5

2.1

3.1

3.2

4.1

7.1

7.2

7.3

7.5

8.1.1

1.1

1.2

1.3

2.1

2.3

2.4

2.5

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5.1

5.2

5.3

6.1

6.2

6.3


135

-

136


Резервные уроки. Повторение и обобщение изученного в начальной школе



1.1

1.2

1.3

2.1

2.3

2.4

2.5

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5.1

5.2

5.3

6.1

6.2

6.3


ИТОГО: 136 часов, из них: математика – 10 часов + модуль «Информатика» - 27 часов


1 В соответствии со ст. 10.30 СанПина объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч. Домашнее задание планируется учителем на каждом уроке, исходя из степени усвоения программного материала учащимися, целей и типа урока.

2 Кодификаторы КЭС и КПУ, разработанные на основании методики оценивания по Фоминой Н.С., представлены в приложении к рабочим программам.

3 Примерная основная образовательная программа начального общего образования, М. 2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!