В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Программа разработана на основе авторской программы по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2010 г. Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предложения).
Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, запись и название «круглых» десятков, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел.
Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы- сотни, третий разряд десятичной записи - разряд сотен, запись и название «круглых» сотен, принцип построения количественных числительных для трехзначных чисел. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел на основе десятичной нумерации.
Изображение чисел на числовом луче. Понятие о натуральном ряде чисел.
Знакомство с римской письменной нумерацией.
Числовые равенства и неравенства.
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычитания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сравнение чисел. Запись сложения и вычитания в столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Способ сложения и вычитания столбиком. Выполнение действий сложения и вычитания с помощью калькулятора.
Связь между компонентами и результатом действия (сложения и вычитания). Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом. Правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.
Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (.), множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Таблица умножения однозначных чисел. Случаи умножения на 0 и 1. Переместительное свойство умножения и его применение.
Увеличение числа в несколько раз.
Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (:). Деление как последовательное вычитание заданного числа с фиксацией количества выполненных вычитаний в качестве результата действия. Делимое, делитель, частное и его значение. Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз.
Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы - килограмм. Измерение массы в килограммах с помощью чашечных весов с гирями, и циферблатных весов. Единица массы - центнер. Соотношение между центнером и килограммом (1 ц=100 кг).
Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и момента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Способы запоминания этих соотношений. Календарь. Единица времени - век. Соотношение между веком и годом (1 век=100 лет).
Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы.
Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Периметр многоугольника. Квадрат как частный случай прямоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.
Графическое моделирование связей между данными и искомыми.
Простые задачи как задачи, в которых искомые является результатом действия над 2 данными. Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели.
Составные задачи как задачи, в которых для нахождения искомого нужно предварительно вычислить одно или несколько неизвестных по имеющимся данным. Преобразование составной задачи в простую и, наоборот, за счет изменения требования или условия. Разбивка составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.
Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения данной.
Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений.
-Е.П.Юдина . Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №1 и №2,. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды деятельности / элементы содержания | Планируемые результаты | Количество часов | Д/з Стр. учебника |
предметные | метапредметные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Повторение(2 ч) |
1 | | Таблица сложения однозначных чисел. Требования к ЗУН. Техника безопасности. | Таблица сложения однозначных чисел. | Знать таблицу сложения однозначных чисел, названия и запись чисел первых двух десятков. Уметь: - вести счет в прямом и в обратном порядке; - выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. | Самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | 1 часть Стр. 7-8 |
2 | | Повторение геометрического материала. Практическая работа №1 «Как найти сокровища» | Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. | Знать названия и свойства многоугольника, треугольника, четырехугольника, прямоугольника. Уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их в тетради. | Знать диагонали прямоугольника. Точка пересечения двух прямых линий. Точка пересечения двух кривых линий. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 9 |
« Круглые» двузначные числа и действия над ними (14 ч) |
3 | | Счет десятками и «круглые» двузначные числа. | Нумерация чисел. Десятки и единицы. Двузначные «круглые» числа, оканчивающиеся нулем. | Знать принцип образования и построения записи «круглых» двузначных чисел. Уметь образовывать, читать и записывать «круглые» двузначные числа. | Самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 10-11 |
4 | | Решение задач с «круглыми» двузначными числами. | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Знать понятия «задача», «условие», «требование». Уметь: - решать арифметические задачи в одно действие; - располагать «круглые» двузначные числа в порядке возрастания и убывания. | Самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 12 |
5 | | Числовые равенства и неравенства. | Числовые равенства и неравенства. | Знать: - понятия «числовые равенства» и «неравенства»; - знаки , =. Уметь читать, решать и распознавать верные и неверные числовые равенства и неравенства. | Сравнивать два равенства путем рассуждений, не прибегая к арифметическим действиям. Верные неравенства. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 13-14 |
6 | | Числовое выражение и его значение. | Числовое выражение и его значение. | Знать: - понятия «числовое выражение», «значение числового выражения»; - правила составления числовых выражений. Уметь находить значение числового выражения. | Решать комбинаторные задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 15-16 |
7 | | Сложение «круглых» двузначных чисел. | Сложение «круглых» двузначных чисел. | Знать приемы сложения «круглых» двузначных чисел. Уметь выполнять сложение «круглых» двузначных чисел. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 17-18 |
8 | | Вычитание «круглых» двузначных чисел. Математический диктант | Вычитание «круглых» двузначных чисел. | Знать приемы вычитания «круглых» двузначных чисел. Уметь выполнять вычитание «круглых» двузначных чисел. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 19-20 |
9 | | Десятки и единицы. | Нумерация и сравнение двузначных чисел. Десятки и единицы. | Знать названия разрядных слагаемых двузначного числа. Уметь читать и сравнивать двузначные числа. | Решать комбинаторные задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 21-22 |
10 | | Диагностическая контрольная работа (№1) | Нумерация и сравнение двузначных чисел. | Уметь: - решать простые арифметические задачи; - выполнять сложение и вычитание в пределах 20. | Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | - |
11 | | Работа над ошибками. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. | Работа над ошибками. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами. | Уметь: - выполнять работу над ошибками; - выполнять сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами, используя прием записи двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 17-22 |
12 | | Различные варианты записи задачи. | Варианты записи условия задачи. Решение задачи в одно действие. | Уметь: - составлять различные варианты записи условия задачи по сюжетной картинке; - решать задачу в одно действие. | Самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 23-26 |
13 | | Килограмм. Сколько килограммов? | Единицы измерения массы. Килограмм. | Знать единицу измерения массы «килограмм». Уметь: - определять массу предмета по весам в килограммах; - отвечать на вопрос «Сколько килограммов?»; - устанавливать зависимость между числом одинаковых предметов и их массой. | Использовать различные весы (чашечные рычажные весы и циферблатные). Правила взвешивания. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 27-28 |
14 | | Килограмм. Сколько килограммов? | Единицы измерения массы. Килограмм | Знать единицу измерения массы «килограмм». Уметь: - определять массу предмета по весам в килограммах; - отвечать на вопрос «Сколько килограммов?»; - устанавливать зависимость между числом одинаковых предметов и их массой. | Использовать различные весы (чашечные рычажные весы и циферблатные). Правила взвешивания. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 29-30 |
15 | | Учимся решать задачи. Математический диктант | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Знать принципы построения схемы краткой записи задачи с помощью кругов Эйлера-Венна. Уметь: - выполнять краткую запись условия задачи; - находить нужное арифметическое действие и решать задачу. | Работать с диаграммой Эйлера-Венна: стрелки, цветовое обозначение, геометрические фигуры. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 31-32 |
16 | | Решение задач. Самостоятельная работа № 1. Практическая работа №2 «Далеко ли до Солнца?» | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Знать принципы построения схемы краткой записи задачи с помощью кругов Эйлера-Венна. Уметь: - выполнять краткую запись условия задачи; - находить нужное арифметическое действие и решать задачу. | Работать с диаграммой Эйлера-Венна: стрелки, цветовое обозначение, геометрические фигуры. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | - |
Двузначные и однозначные числа ( 20 ч) |
17 | | Прямая бесконечна. | Прямая линия. | Иметь представление о линии и прямой. Знать свойства прямой линии. Уметь распознавать и изображать на бумаге прямую линию. | Знать параллельные прямые. Прямая бесконечна. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 33-34 |
18 | | Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными. | Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами. | Знать: - понятие «сумма разрядных слагаемых»; - правило сложения «круглого» двузначного числа с однозначным числом. Уметь выполнять сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами, используя прием записи двузначного числа в виде суммы разрядных сла-гаемых. | Самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 35-36 |
19 | | Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными. | Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами. | Знать: - понятие «сумма разрядных слагаемых»; - правило сложения «круглого» двузначного числа с однозначным числом. Уметь выполнять сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами, используя прием записи двузначного числа в виде суммы разрядных сла-гаемых. | Самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 37-38 |
20 | | Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд. | Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд. | Знать прием поразрядного сложения двузначного числа и однозначного без перехода через разряд. Уметь выполнять сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 39-40 |
21 | | Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд. | Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд. | Знать прием поразрядного вычитания однозначного числа из двузначного без перехода через разряд. Уметь выполнять вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 41-42 |
22 | | Решение арифметических задач. Самостоятельная работа №2 | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Уметь: - выполнять поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел; - решать задачи с опорой на краткую запись и схему; - дополнять условие задачи. | Работать со схемами на основе кругов (диаграммы) Эйлера-Венна. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 43-44 |
23 | | Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. | Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. | Уметь: - выполнять поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел; - решать задачи с опорой на краткую запись и схему. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 45-46 |
24 | | Прямая и луч. Математический диктант | Луч. Распознавание и изображение луча на чертеже. | Знать бесконечность луча и прямой. Уметь: - распознавать и изображать луч в тетради; - отмечать луч на прямой; - сравнивать признаки прямой и луча. Иметь представление о луче как части прямой линии. | Знать сонаправленные лучи и противонаправленные лучи. Решать комбинаторные задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 47-48 |
25 | | Прибавление к «круглому» двузначному числу двузначного числа. | Прибавление к «круглому» двузначному числу двузначного числа. | Знать прием прибавления к «круглому» двузначному числу двузначного числа. Уметь выполнять изученный прием сложения. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 49-50 |
26 | | Вычитание «круглого» двузначного числа из двузначного. | Вычитание «круглого» двузначного числа из двузначного. | Знать прием вычитания «круглого» двузначного числа из двузначного числа. Уметь выполнять изученный прием вычитания. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 51-52 |
27 | | Дополнение двузначного числа до «круглого» числа. Контрольный математический диктант №1 | Десятки и единицы. Состав чисел первого десятка. Дополнение двузначного числа до «круглого» числа. | Знать правило прибавления по частям. Уметь дополнять двузначное число до «круглого» числа с помощью однозначного слагаемого. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 53-54 |
28 | | Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд. | Свойства сложения. Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд. | Знать и уметь выполнять прием сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд. | Работать с круговыми схемами. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 57-58 |
29 | | Вычитание однозначного числа из «круглого». | Прием «заимствования» десятка. Вычитание однозначного числа из «круглого». | Знать прием «заимствования» десятка. Уметь выполнять прием вычитания однозначного числа из «круглого». | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 59-60 |
30 | | Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. | Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. | Знать и уметь выполнять прием поразрядного вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 61-62 |
31 | | Угол. Какой угол меньше | Угол. Свойства угла. | Знать: - понятие «угол»; - свойства угла. Уметь: - распознавать и изображать на чертеже углы; - сравнивать углы. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 63-65 |
32 | | Прямой, острый и тупой углы. Практическая работа №3 «Солнце - обыкновенный жёлтый карлик» (начало) | Угол. Распознавание и изображение на чертеже углов. | Знать: - термин «угол»; - виды углов, элементы угла. Уметь: - распознавать и сравнивать виды углов; - строить углы в тетради. | Знать виды углов: острый и тупой углы. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 66-67 |
33 | | Последовательность чисел Контрольный математический диктант | Определение последовательности чисел | Знать: - последовательность чисел в пределах 100. Уметь: - определять последовательность чисел, находить пропущенные числа; - составлять свои последовательности чисел. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 68 |
34 | | Углы многоугольника | Многоугольник. Угол. | Иметь представление об углах многоугольника. Уметь: - определять количество углов многоугольника; - соотносить название многоугольника с количеством углов. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 69-70 |
35 | | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел» | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | Уметь: - выполнять сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел; - решать задачи. | Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | - |
36 | | Работа над ошибками. Решение арифметических задач. | Работа над ошибками. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Уметь: - выполнять работу над ошибками; - решать задачи; - применять поразрядное сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 71-72 |
Двузначные числа и действия над ними (13 ч) |
37 | | Разностное сравнение чисел. | Разностное сравнение чисел. | Знать понятие «разностное сравнение чисел». Уметь: - выполнять разностное сравнение чисел; - составлять пары чисел, которые отличаются на заданное число; - решать задачи, содержащие два вопроса. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 73-74 |
38 | | Разностное сравнение чисел. | Разностное сравнение чисел. Решение арифметических задач. | Уметь: - находить, какое из двух чисел больше или меньше другого; - дополнять условие задачи по известному требованию; - составлять задачу по данному решению и ответу. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 75-76 |
39 | | Задачи на разностное сравнение. Самостоятельная работа №3 | Разностное сравнение чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи). | Уметь: - решать задачи на разностное сравнение; - отличать задачи на разностное сравнение от задач на нахождение неизвестного слагаемого и от задач на нахождение вычитаемого. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 77-78 |
40 | | Двузначное число больше однозначного. Математический диктант | Сравнение двузначного и однозначного чисел. Поразрядный способ сравнения чисел. | Знать поразрядный способ сравнения двузначных чисел. Уметь: - применять правило сравнения чисел; - выбирать из двух чисел большее по количеству цифр в десятичной записи. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 79-80 |
41 | | Сравнение двузначных чисел. | Сравнение двузначных чисел. | Знать поразрядный способ сравнения двузначных чисел. Уметь: - применять правило сравнения чисел; - выбирать из двух чисел большее по количеству цифр в десятичной записи. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал. | 1 | Стр. 81-82 |
42 | | Прямоугольник и квадрат. | Прямоугольник. Квадрат. Свойства прямоугольника и квадрата. | Знать: - понятия «прямоугольник», «квадрат»; - свойства прямоугольника и квадрата. Уметь: - соотносить два понятия: «прямоугольник», «квадрат»; - распознавать и изображать на чертеже прямоугольник и квадрат. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 83-84 |
43 | | Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд. | Правило прибавления суммы к сумме. Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. | Знать и уметь выполнять прием поразрядного сложения двузначных чисел без перехода через разряд. | Работать с круговыми схемами. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 85-86 |
44 | | Поразрядное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | Поразрядное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | Знать и уметь выполнять прием поразрядного вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 87-88 |
45 | | Контрольная работа№3 по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» | Сложение и вычитание двузначных чисел. | Уметь: - выполнять сложение и вычитание двузначных чисел; - решать задачи. | Самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | - |
46 | | Работа над ошибками. Десять десятков или сотня. | Нумерация двузначных и трехзначных чисел. Единицы. Десятки. Сотня. | Знать: - понятие «сотня»; - местоположение числа 100 в ряду ранее изученных чисел. Уметь выполнять работу над ошибками. | Знать геометрическую модель числа 100. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 91-92 |
47 | | Дециметр и метр. | Единицы измерения длины. Дециметр и метр. | Знать соотношения между единицами длины «дециметр» и «метр». Уметь измерять длину в дециметрах и метрах. | Работать с моделью «складного» метра. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 93-94 |
48 | | Килограмм и центнер. Математический диктант | Единицы измерения массы. Килограмм и центнер. | Знать соотношения между единицами массы «килограмм» и «центнер». Уметь измерять массу в килограммах и центнерах. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | 1 | Стр. 95-96 |
49 | | Сантиметр и метр. Практическая работа №4 «Солнце - обыкновенный жёлтый карлик» (окончание) | Единицы измерения длины. Сантиметр и метр. | Знать соотношения между единицами длины «сантиметр» и «метр». Уметь измерять длину в сантиметрах и метрах. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 97-98 |
Действие умножение (14 ч) |
50 | | Сумма одинаковых слагаемых и произведение. Знак «*». | Смысл действия умножения. | Знать: - термин «умножение»; - смысловое значение чисел, образующих произведение. Уметь записывать и читать сумму одинаковых слагаемых в виде произведения. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 99-100 |
51 | | Произведение и множители. | Связь между суммой и произведением. Название компонентов действия умножения. | Знать: - понятия «произведение», «множитель»; - название компонентов действия умножения. Уметь: - составлять произведение и переходить от него к сумме; - распознавать первый и второй множители в произведении и понимать их смысл. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 101-102 |
52 | | Значение произведения и умножение. | Название результата действия умножения. | Знать понятие «значение произведения». Уметь вычислять значение произведения на основе сложения одинаковых слагаемых. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 103-105 |
53 | | Задачи, раскрывающие смысл действия умножения. | Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения. | Уметь: - решать простые задачи действием умножения; - вычислять значение произведения на основе сложения одинаковых слагаемых. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 106-107 |
54 | | Перестановка множителей. | Переместительное свойство умножения. | Знать переместительное свойство умножения. Уметь применять переместительный закон умножения и правила умножения числа на 0 и 1. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки материала. | 1 | Стр. 108-109 |
55 | | Умножение числа 0 и на число 0. | Правило умножения числа 0 и на число 0. | Знать переместительное свойство умножения. Уметь применять переместительный закон умножения и правила умножения числа на 0 и 1. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал. | 1 | Стр. 110-111 |
56 | | Умножение числа 1 и на число 1. Математический диктант | Правило умножения числа 1 и на число 1. | Знать переместительное свойство умножения. Уметь применять переместительный закон умножения и правила умножения числа на 0 и 1. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 112-113 |
57 | | Длина ломаной линии. | Распознавание геометрических фигур на чертеже. Длина ломаной линии. | Знать понятия «звено ломаной линии», «длина ломаной линии». Уметь: - чертить ломаную линию; - вычислять длину ломаной линии без соответствующего чертежа. | Знать ломаную, звенья ломаной линии. Вершины ломаной. Конфигурация ломаной линии. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 114-115 |
58 | | Умножение числа 1 на однозначные числа. | Таблица умножения однозначных чисел. Умножение на 1. | Знать таблицу умножения на 1. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 116-117 |
59 | | Умножение числа 2 на однозначные числа. | Таблица умножения однозначных чисел. Умножение на 2. | Знать таблицу умножения на 2. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки материала. | 1 | Стр. 118-119 |
60 | | Сумма сторон многоугольника. Периметр прямоугольника. | Многоугольник. Стороны многоугольника. Прямоугольник. Периметр прямоугольника. | Знать понятие «периметр». Уметь: - вычислять периметр многоугольника; - вычислять периметр прямоугольника, используя формулу. | Знать формулу вычисления периметра прямоугольника. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 120-123 |
61 | | Умножение числа 3 на однозначные числа. | Таблица умножения однозначных чисел. Умножение на 3. | Знать таблицу умножения на 3. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 124-125 |
62 | | Умножение числа 4 на однозначные числа. | Таблица умножения однозначных чисел. Умножение на 4. | Знать таблицу умножения на 4. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Устанавливать связи между целью деятельности и мотивом. | 1 | Стр. 126-127 |
63 | | Поупражняемся в вычислениях. Самостоятельная работа №4. Практическая работа №5 «Спутники планет» (начало) | Таблица умножения однозначных чисел | Знать таблицу умножения на 2, 3, 4. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 128-129 |
Таблица умножения однозначных чисел (10 ч) |
64 | | Умножение и сложение: порядок выполнения действий. Контрольный математический диктант | Порядок выполнения действий: умножение и сложение. | Знать и уметь выполнять порядок действий: умножение и сложение. | Знать действие первой и второй ступени. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 130-131 |
65 | | Периметр квадрата. | Квадрат. Свойства квадрата. Периметр квадрата. | Знать: - понятие «периметр квадрата»; - таблицу умножения на 5. Уметь: - вычислять периметр квадрата, используя формулу; - выполнять умножение на однозначное число. | Знать формулу вычисления периметра квадрата. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 132-133 |
66 | | Умножение числа 5 на однозначные числа. | Таблица умножения однозначных чисел. Умножение на 5. | Знать таблицу умножения на 5. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 134-135 |
67 | | Умножение числа 6 на однозначные числа. | Таблица умножения однозначных чисел. Умножение на 6. | Знать: - понятия «стороны угла», «вершина угла»; - таблицу умножения на 6. Уметь: - строить угол; - выполнять умножение на однозначное число. | Знать пересекающиеся отрезки, лучи, прямые. Элементы угла. Смежные и вертикальные углы. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 136-137 |
68 | | Умножение числа 7 на однозначные числа. | Таблица умножения однозначных чисел. Умножение на 7. | Знать таблицу умножения на 7. Уметь выполнять умножение на однозначное число. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 138-139 |
69 | | Умножение числа 8 на однозначные числа. | Таблица умножения однозначных чисел. Умножение на 8. Сложение «круглых» сотен. | Знать: - таблицу умножения на 8; - прием сложения «круглых» сотен. Уметь: - выполнять умножение на однозначное число; - сложение «круглых» сотен. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами. | 1 | Стр. 141-142 |
70 | | Умножение числа 9 на однозначные числа. Математический диктант | Таблица умножения однозначных чисел. Умножение на 9. Вычитание «круглых» сотен. | Знать: - таблицу умножения на 9; - прием вычитания «круглых» сотен. Уметь: - выполнять умножение на однозначное число; - вычитание «круглых» сотен. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 143-144 |
71 | | Таблица умножения однозначных чисел. Практическая работа №6 «Спутники планет» (окончание) | Многоугольник. Таблица умножения. | Знать: - разрядный состав трехзначного числа. Уметь: - записывать трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | Самостоятельно определять отклонения от эталона в работе. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 148-149 |
72 | | Увеличение в несколько раз. Самостоятельная работа №5 | Увеличение в несколько раз. | Знать отношение «больше в несколько раз». Уметь увеличивать данное число в несколько раз. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 150-151 |
73 | | Контрольная работа №4 по теме «Таблица умножения» | Таблица умножения. | Уметь: - выполнять умножение чисел; - решать задачи. | Самостоятельно определять отклонения от эталона в работе. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | - |
Трёхзначные числа (10 ч) |
74 | | Работа над ошибками. Счет десятками и «круглое» число десятков. | Нумерация трехзначных чисел. | Знать, что в числе 100 «круглое» число десятков. Уметь: - выполнять работу над ошибками; - записывать число 100. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами. | 1 | 2 часть Стр. 7, Т. 2, стр.3 |
75 | | Разряд сотен и названия «круглых» сотен. | Устная и письменная нумерация трехзначных чисел. | Знать: - разряд «сотни»; - понятие «круглые» сотни. Уметь читать и записывать числа, которые являются «круглыми» сотнями. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами. | 1 | Стр.8-11, Т.2, стр.4 |
76 | | Сложение и вычитание «круглых» сотен. | Сложение и вычитание «круглых» сотен. | Уметь выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел, выражающих «круглые» сотни. | Выполнять комбинаторные задания. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 11-14, Т.2, стр. 5-6 |
77 | | Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых. | Запись трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Знать разрядный состав трехзначного числа. Уметь записывать трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 15-16, Т.2, стр.7 |
78 | | Трехзначное число – сумма «круглых» сотен и двузначного или однозначного числа. | Устная нумерация трехзначных чисел. Запись трехзначного числа в виде суммы разрядного слагаемого. | Знать термин «сумма разрядных слагаемых». Уметь записывать трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 17-19, Т.2, стр. 8 |
79 | | Трехзначное число больше двузначного. Сравнение трехзначных чисел. | Сравнение трехзначных чисел. Разряд единиц, десятков, сотен. Разностное сравнение. | Знать нумерацию двузначных и трехзначных чисел. Уметь выполнять поразрядное сравнение трехзначных чисел. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 20-21, Т.2, стр. 9 |
80 | | Одно условие и несколько требований. Математический диктант | Решение задач в два действия на сложение и вычитание трехзначных чисел. | Знать понятие «составная задача». Уметь решать составные задачи на сложение и вычитание трехзначных чисел. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 26-27, Т.2, стр. 11-12 |
81 | | Введение дополнительных требований. | Решение составных задач с введением дополнительных требований. | Уметь анализировать условие задачи и дополнять его требованиями. | Знать дополнительное и промежуточное требование. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 28-29, Т.2, стр. 13-14 |
82 | | Запись решения задач по действиям. Практическая работа №7 «Кто строит дома на воде?» | Правильное оформление записи решения. Решение задач по действиям. | Уметь выполнять решение задачи по действиям с пояснением. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр.30-31, Т.2, стр. 15-16 |
83 | | Запись решения задачи в виде числового выражения. Учимся решать задачи и записывать их решение. Самостоятельная работа №5 | Запись решения задачи в виде числового выражения. Решение составных задач по действиям и числовым выражениям. | Уметь записывать решение составной задачи в виде числового выражения. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр.33-35, Т.2, стр. 17-18 |
Сложение и вычитание столбиком (12 ч) |
84 | | Запись сложения в строчку и столбиком. | Письменный прием сложения трехзначных чисел. | Знать правило записи сложения трехзначных чисел в столбик. Уметь: - записывать сложение трехзначных чисел в строчку и столбиком; - выполнять вычисления. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 36-37, Т.2, стр.19 |
85 | | Способ сложения столбиком. | Письменный прием сложения трехзначных чисел. | Знать правило записи сложения трехзначных чисел в столбик. Уметь: - записывать сложение трехзначных чисел в строчку и столбиком; - выполнять вычисления. | Варианты получения трехзначного числа при сложении двух двузначных чисел. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 38-41, Т.2, стр.20-21 |
86 | | Окружность и круг. | Окружность и круг. | Знать термины «окружность» и «круг». Уметь: - распознавать и изображать на чертеже окружность и круг; - выполнять построение с помощью циркуля. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 44-46, Т.2, стр.22 |
87 | | Центр и радиус окружности. | Окружность. | Знать термины «центр окружности» и «радиус окружности». Уметь распознавать и изображать на чертеже центр и радиус окружности. | Знать центр и радиус окружности. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 47-48, Т.2, стр.23 |
88 | | Радиус и диаметр окружности. Математический диктант | Окружность. | Знать термины «радиус окружности» и «диаметр окружности». Уметь распознавать и изображать на чертеже радиус и диаметр окружности. | Знать радиус и диаметр окружности. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 49-50, Т.2, стр. 24 |
89 | | Вычитание суммы из суммы. | Правило вычитания суммы из суммы. | Знать правило вычитания суммы из суммы. Уметь выполнять прием вычитания суммы из суммы рациональным способом. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 52-54, Т.2, стр. 26 |
90 | | Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд. | Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд. | Знать прием поразрядного вычитания чисел без перехода через разряд. Уметь выполнять поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 55-56, Т.2, стр. 27 |
91 | | Поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд. | Поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд. | Знать прием поразрядного вычитания чисел с переходом через разряд. Уметь выполнять поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | Стр. 57-58, Т.2, стр.28 |
92 | | Запись вычитания в строчку и столбиком. Самостоятельная работа №6 | Письменный прием вычитания трехзначных чисел. | Знать правило записи вычитания трехзначных чисел в столбик. Уметь: - записывать вычитание трехзначных чисел в строчку и столбиком; - выполнять вычисления. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | Стр. 59-60, Т.2, стр.29 |
93 | | Способ вычитания столбиком. Практическая работа №8 «Кто построил это гнездо?» | Письменный прием вычитания трехзначных чисел. | Знать правило записи вычитания трехзначных чисел в столбик. Уметь: - записывать вычитание трехзначных чисел в строчку и столбиком; - выполнять вычисления. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | Стр. 61-64, Т.2, стр.30-31 |
94 | | Контрольная работа №5 по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | Уметь выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел. | Самостоятельно определять отклонения от эталона в работе. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | - |
95 | | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трехзначных чисел. | Работа над ошибками. Письменный прием сложения и вычитания трехзначных чисел. | Уметь: - выполнять работу над ошибками; - записывать сложение и вычитание трехзначных чисел в строчку и столбиком; - выполнять вычисления. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
Уравнение (9 ч) |
96 | | Умножение и вычитание: порядок выполнения действий. Математический диктант | Порядок выполнения действий: умножение и вычитание. | Знать порядок выполнения действий: умножение и вычитание. Уметь: - выполнять вычисления в выражениях без скобок; - определять порядок выполнения действий в числовом выражении. | Знать действия первой и второй ступени. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
97 | | Вычитание с помощью калькулятора. | Назначение калькулятора. Правила пользования калькулятором. | Уметь выполнять вычисления на калькуляторе. | Работать с калькулятором. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | |
98 | | Известное и неизвестное. | Известное и неизвестное. | Знать понятия «известное», «неизвестное». Уметь пользоваться математической терминологией. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
99 | | Числовое равенство и уравнение. | Уравнение. Числовое равенство. | Знать понятие «уравнение». Уметь: - распознавать уравнения; - составлять уравнения и числовые равенства. | Знать уравнение. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
100 | | Как найти неизвестное слагаемое. | Уравнение. Правило нахождения неизвестного слагаемого. | Знать и уметь применять при решении уравнений правила нахождения неизвестного слагаемого. | Работать с круговой схемой. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
101 | | Как найти неизвестное слагаемое | | | | | 1 | |
102 | | Как найти неизвестное вычитаемое. | Уравнение. Правило нахождения неизвестного вычитаемого. | Знать и уметь применять при решении уравнений правила нахождения неизвестного вычитаемого. | Работать с круговой схемой. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | |
103 | | Как найти неизвестное уменьшаемое. | Уравнение. Правило нахождения неизвестного уменьшаемого. | Знать и уметь применять при решении уравнений правила нахождения неизвестного уменьшаемого. | Работать с круговой схемой. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
104 | | Учимся решать уравнения. Математический диктант | Решение арифметических задач. | Уметь решать составные и простые задачи. | Уметь дополнять текст задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами. | 1 | |
Деление (10 ч) |
105 | | Распределение предметов поровну. | Деление. Распределение предметов поровну. | Знать смысл действия деления на равные части. Уметь распределять предметы поровну. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
106 | | Деление. Знак «:». | Деление по содержанию. | Уметь: - записывать деление чисел; - вычислять деление на основе практических действий. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | |
107 | | Частное и его значение. | Название результата действия деления. | Знать понятия «частное чисел», «значение частного». Уметь вычислять значение частного по рисунку или схеме. | Составлять шаги алгоритма решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
108 | | Делимое и делитель. | Название компонентов действия деления. | Знать понятия «делимое», «делитель». Уметь: - читать и записывать частные чисел по схеме; - конструировать частные. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | |
109 | | Деление и вычитание. | Связь между делением и вычитанием. | Уметь вычислять значение частного с помощью последовательного многократного вычитания делителя из делимого. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
110 | | Деление и измерение. | Связь деления с процессом измерения величины (длины). | Уметь применять способ подбора. | Составлять шаги алгоритма решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал, ситуацию. | 1 | |
111 | | Деление пополам и половина. | Смысл действия деления. Деление на равные части. | Знать понятие «половина». Уметь устанавливать связь между делением геометрической фигуры пополам и делением соответствующей величины. | Знать точку пересечения диагоналей прямоугольника. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами. | 1 | |
112 | | Деление на несколько равных частей и доля. Математический диктант | Случаи деления на несколько равных частей. Применение деления на равные части. | Уметь выполнять деление на несколько (более чем на 2) равных частей данной величины. | Знать доли. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
113 | | Уменьшение в несколько раз. | Уменьшение в несколько раз. | Знать отношение «уменьшить в несколько раз». Уметь: - уменьшать данную величину в несколько раз; - использовать сравнение величин. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
114 | | Действия первой и второй ступеней. | Порядок выполнения арифметических действий. | Знать порядок выполнения действий. Уметь определять порядок действий в выражениях, содержащих действия первой и второй ступеней. | Знать действия первой и второй ступеней. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
Время (12 ч) |
115 | | Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы. | Единицы измерения времени. | Знать понятие «время». Уметь отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?». Иметь представление о работе песочных и солнечных часов. | Знать время – дата (точка), продолжительность (отрезок). Солнечные и песочные часы. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
116 | | Который час? Полдень и полночь. | Единицы измерения времени. | Знать понятия «полдень», «полночь». Уметь отвечать на вопрос «Который час?». | Знать момент времени. Интервал времени. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | |
117 | | Циферблат и римские цифры. | Единицы измерения времени. | Знать понятия «циферблат», «римские цифры». Уметь определять время по часам; читать и записывать римские цифры. | Знать римские цифры. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
118 | | Час и минута. Учимся узнавать время. | Единицы измерения времени. Час и минута. | Знать единицы измерения времени «час» и «минута». Уметь определять время по часам. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Оценивать предлагаемый материал. | 1 | |
119 | | Откладываем равные отрезки. Числа на числовом луче. | Луч. | Знать понятие «числовой луч». Уметь: - откладывать равные отрезки на числовом луче; - использовать циркуль для геометрических построений. | Работать с числовым лучом. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
120 | | Натуральный ряд чисел. Математический диктант | Натуральный ряд чисел. | Знать понятие «натуральное число». Уметь строить натуральный ряд чисел на числовом луче. | Знать координаты на числовом луче. | Оценивать предлагаемый материал. | 1 | |
121 | | Час и сутки. | Единицы измерения времени. Час и сутки. | Знать единицы измерения времени: «час» и «сутки». Уметь определять время по часам; соотносить час и сутки. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
122 | | Сутки и неделя. | Единицы измерения времени. Сутки и неделя. | Знать единицы измерения времени «сутки» и «неделя». Уметь: - определять время по часам; - соотносить сутки и неделю. | Знать понятия: завтра, послезавтра, вчера, позавчера. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
123 | | Сутки и месяц. | Единицы измерения времени. Сутки и месяц. | Знать единицы измерения времени «сутки» и «месяц». Уметь: - определять время по часам; - соотносить сутки и месяц. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
124 | | Месяц и год. Календарь. | Единицы измерения времени. Месяц и год. Календарь. | Знать: - единицы измерения времени «месяц» и «год»; - виды календарей. Уметь: - определять время по часам; - соотносить месяц и год. | Знать определения: високосный год, юлианский календарь, григорианский календарь. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
125 | | Год и век. Учимся пользоваться календарем. | Единицы измерения времени. Год и век. | Знать единицы измерения времени «век» и «год». Уметь: - определять время по часам; - соотносить год и век, пользоваться календарями. | Знать виды календарей: карманный, перекидной, отрывной. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | |
126 | | Итоговая контрольная работа (№6) | Итоговая контрольная работа. | Уметь: - решать составные задачи; - выполнять сложение и вычитание в пределах 100; - выполнять умножение и деление однозначных чисел. | Самостоятельно определять отклонения от эталона в работе. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
Обратная задача (10 ч) |
127 | | Работа над ошибками. Данные и искомые. | Работа над ошибками. Решение составных задач. Условие и требование арифметической задачи. | Знать понятия «данное», «искомое». Уметь выделять условие и требование в арифметической задаче. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
128 | | Обратная задача. Математический диктант | Решение и составление обратной задачи. | Знать понятие «обратная задача». Уметь: - выполнять проверку решения задачи; - составлять и решать обратные задачи. | Работать с обратной задачей. Восстанавливать текст задачи по схеме, таблице. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
129 | | Обратная задача и проверка ее решения. | Проверка решения обратной задачи. | Уметь выполнять проверку решения обратной задачи. | Дополнять текст задачи. Взаимосвязь между обратными задачами. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
130 | | Запись решения задачи в виде уравнения. | Решение задач с помощь уравнений. | Знать способ записи решения задачи в виде уравнения. Уметь выполнять решение задачи с помощью уравнения. | Знать алгебраический способ решения задач. | Оценивать предлагаемый материал или ситуацию. | 1 | |
131 | | Геометрические построения с помощью циркуля и линейки. | Построение на бумаге геометрических фигур. | Знать правила пользования чертежными инструментами. Уметь выполнить построение равностороннего треугольника с помощью циркуля и линейки. | Распознавать равносторонний треугольник. Выполнять построения с помощью циркуля и линейки. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
132 | | Вычисление значений выражений. Контрольный математический диктант | Вычисление значений выражений. | Уметь: - вычислять значение числовых выражений; - использовать свойства изученных арифметических действий. | Определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |
133 | | Решение задач с проверкой. | Решение арифметических задач с проверкой решения. | Уметь решать составные задачи и выполнять проверку решения. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Подбирать аргументы для оценки материала. | 1 | |
134 | | Время-дата и время-продолжительность. | Временная последовательность событий. Единицы измерения времени. | Знать понятия «время-дата» и «время-продолжительность». Уметь: - пользоваться изученной терминологией; - решать задачи на определение времени. | Самостоятельно определять этапы решения учебной задачи; составлять шаги алгоритма решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
135 | | Занимательное путешествие по таблице умножения. | Таблица умножения. | Знать таблицу умножения однозначных чисел. Уметь выполнять изученные приемы сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел. | Самостоятельно определять этапы решения задачи. | Самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 | |
136 | | Так учили и учились в старину. | Забавная арифметика. | Уметь анализировать условие и решать логические задачи. | Выполнять логические задания. | Подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала. | 1 | |