Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено методическим объединением учителей начальных классов Протокол № 5 от «11» июня 2015 г. ______________О.А.Балесная | «Согласовано» зам. директора по УВР _____________В.А. Ерёмина «30» августа 2015г. | «Утверждаю» Директор школы _______И.В. Боровинская Приказ № 270 от 31 августа 2015 г. |
Адаптированная основная общеобразовательная программа
для детей с умственной отсталостью
по математике
для 1 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Вавилкина Екатерина Сергеевна
с.п. Алябьевский
2015 -2016 уч.г.
Пояснительная записка
Учебные планы для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам составлен на основании следующих нормативных документов:
Требований ФГОС общего образования, основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алябьевская средняя общеобразовательная школа».
Настоящая рабочая программа по русскому языку 1 классе по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (8 вид) в условиях общеобразовательного класса составлена на основе:
1. Рабочая программа по курсу «Математика», авторов М.Н.Перова, В.В.Эк изданной в сборнике программ подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой), утвержденной МО РФ, 2013 год.
2. Годового учебного календарного графика на 2015-2016 учебный год.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы нуждаются в постоянном и последовательном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей детей с ОВЗ. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год- 165 часов в год, 5 часов в неделю.
Рабочая программа соответствует содержанию авторской программы «Математика» (М.Н.Перова, В.В.Эк), изданной в сборнике программ подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой), утвержденной МО РФ, 2013 год. но распределение часов по темам выполнено с учетом психофизических возможностей обучающихся.
Для реализации программного содержания используется:
Т.В.Алышева. Математика: Учебник для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. – М.: «Просвещение», 2013.
Задачи преподавания математики:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
- использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие абстрактных математических понятий;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова, их обозначающие;
- части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;
- количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 10; состав чисел;
- названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания;
- линии — прямую, кривую, отрезок;
- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру, массе;
- оценивать и сравнивать количество предметов;
- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
- устанавливать и называть порядок следования предметов;
- узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
- определять форму знакомых предметов;
- писать цифры 1 - 10; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;
- пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество предметов; производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 10;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать решение задачи в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать с наименованиями;
- выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче;
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание их состава, использовать переместительное свойство сложения;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Результаты изучения курса «Математика»
Личностные результаты:
1. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2. Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
3. Целостное восприятие окружающего мира.
4. развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
5. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
6. Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
7. Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Предметные результаты
1. Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных отношений.
2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
4. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
5. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).
№ п/п | Тема урока | Дата |
I четверть. |
1. | Предметы, обладающие определенными свойствами. Цвет, назначение предметов. | 04.09 | |
2. | Геометрическая фигура – круг. | 07.09 | |
3. | Сравнение двух предметов по размерам: большой - маленький. | 08.09 | |
4. | Одинаковые, равные по величине. | 09.09 | |
5. | Сравнение группы предметов по размерам. | 10.09 | |
6. | Положение предметов в пространстве. Понятия слева – справа. | 11.09 | |
7. | Положение предметов в пространстве. Понятия в середине, между. | 14.09 | |
8. | Геометрическая фигура – квадрат. | 15.09 | |
9. | Понятия вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, Понятия на, над, под. | 16.09 | |
10. | Сравнение двух предметов по размерам: длинный – короткий. | 17.09 | |
11. | Положение предметов в пространстве. Понятия внутри – снаружи, | 18.09 | |
12. | Понятия в, рядом, около. | 21.09 | |
13. | Геометрическая фигура – треугольник. | 22.09 | |
14. | Сравнение предметов по размеру. Понятия широкий – узкий. | 23.09 | |
15. | Сравнение предметов по цвету и по ширине, по длине и ширине. | 24.09 | |
16. | Положение предметов в пространстве. Понятия далеко – близко, дальше – ближе, к, от. | 25.09 | |
17. | Геометрическая фигура – прямоугольник. | 28.09 | |
18. | Сравнение предметов по размеру. Понятия высокий – низкий. | 29.09 | |
19. | Понятия глубокий – мелкий. | 30.09 | |
20. | Положение предметов в пространстве. Понятия впереди – сзади, перед, за. | 01.10 | |
21. | Отношения порядка следования. Понятия первый – последний, крайний, после. | 02.10 | |
22. | Понятия после, следом, следующий за. | 05.10 | |
23. | Ориентировка на листе: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре). | 06.10 | |
24. | Ориентировка на листе: верхний, нижний, правый, левый край, сторона. | 07.10 | |
25. | Сравнение предметов по размеру. Понятия толстый – тонкий. | 08.10 | |
26. | Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. | 09.10 | |
27. | Понятия рано – поздно. | 12.10 | |
28. | Понятия сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 13.10 | |
29. | Понятия быстро – медленно. | 14.10 | |
30. | Сравнение двух предметов по массе (весу). Понятия тяжёлый – лёгкий. | 15.10 | |
31. | Сравнение групп предметов. Понятия много – мало, несколько. | 16.10 | |
32. | Понятия один – много, ни одного. | 19.10 | |
33. | Временные представления. Понятия давно – недавно. | 20.10 | |
34. | Сравнение по возрасту. Понятия молодой – старый. | 21.10 | |
35. | Понятия больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | 22.10 | |
36. | Изменение количества предметов. Уравнивание. | 23.10 | |
37. | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одной ёмкости до и после изменения объёма. | 26.10 | |
38. | Обобщающий урок. | 27.10 | |
II четверть. | |
39. | Повторение пройденного. | 05.11 | |
40. | Количество и счет. Число и цифра 1. | 06.11 | |
41. | Место числа 1 в числовом ряду. | 09.11 | |
42. | Число и цифра 2.Образование. | 10.11 | |
43. | Место числа 2 в числовом ряду. | 11.11 | |
44. | Числа 1, 2. Соотношение количества предметов, числа и цифры. | 12.11 | |
45. | Сравнение чисел 1, 2. | 13.11 | |
46. | Арифметическое действие: сложение «+». | 16.11 | |
47. | Понятие пара предметов. | 17.11 | |
48. | Арифметическое действие: вычитание «-». | 18.11 | |
49. | Монеты 1 рубль, 2 рубля. | 19.11 | |
50. | Простые арифметические задачи на нахождение суммы. | 20.11 | |
51. | Простые арифметические задачи на нахождение остатка. | 23.11 | |
52. | Структура задачи. | 24.11 | |
53. | Закрепление. Решение простых задач. | 25.11 | |
54. | Решение задач на сложение и вычитание. | 26.11 | |
55. | Геометрическая форма: шар. | 27.11 | |
56. | Число и цифра 3. Образование. | 30.11 | |
57. | Место числа 3 в числовом ряду. | 01.12 | |
58. | Прямой и обратный счёт 1-3, 3-1. | 02.12 | |
59. | Числа 1, 2,3. Соответствие количества, числа, цифры. | 03.12 | |
60. | Числовой ряд 1-3. Сравнение чисел. | 04.12 | |
61. | Состав числа 3. | 07.12 | |
62. | Сравнение состава чисел 1, 2, 3. | 08.12 | |
63. | Составление и решение примеров с числами 1-3 на сложение. | 09.12 | |
64. | Решение примеров на сложение изученным способом. | 10.12 | |
65. | Закрепление. Сложение в пределах трех. | 11.12 | |
66. | Переместительное свойство сложения. | 14.12 | |
67. | Простые задачи. Структурные части задачи. | 15.12 | |
68. | Арифметическое действие: вычитание. | 16.12 | |
69. | Решение задач на нахождение остатка. | 17.12 | |
70. | Решение задач на нахождение суммы. | 18.12 | |
71. | Составление и решение задач по сюжетным картинкам. | 21.12 | |
72. | Закрепление. Решение задач на сложение и вычитание. | 22.12 | |
73. | Итоговая контрольная работа № 2 «Действия с числами 1-3». | 23.12 | |
74. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 24.12 | |
75. | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 1-3. | 25.12 | |
76. | Решение задач на нахождение суммы и остатка. | 28.12 | |
77. | Геометрическая форма: куб. | 29.12 | |
78. | Закрепление пройденного. Решение примеров и задач. | 30.12 | |
III четверть. |
81. | Повторение пройденного. | 11.01 | |
82. | Число и цифра 4. | 12.01 | |
83. | Числа 1-4. Соответствие количества, числа, цифры. | 13.01 | |
84. | Сравнение чисел 1-4. | 14.01 | |
85. | Составление и решение примеров на сложение и вычитание. | 15.01 | |
86. | Состав числа 4. | 18.01 | |
87. | Решение задач на нахождение суммы. | 19.01 | |
88. | Решение задач на нахождение остатка. | 20.01 | |
89. | Закрепление. Составление и решение задач на сложение и вычитание. | 21.01 | |
90. | Геометрическая форма: брус. | 22.01 | |
91. | Число и цифра 5. | 25.01 | |
92. | Числа 1-5. Соответствие количества, числа, цифры. | 26.01 | |
93. | Прямой и обратный счет в пределах 5. | 27.01 | |
94. | Сравнение чисел в пределах 5. | 28.01 | |
95. | Отсчитывание и присчитывание по 1. | 29.01 | |
96. | Примеры на сложение и вычитание. Прибавление и вычитание числа 1. | 01.02 | |
97. | Состав числа 5. Решение примеров. | 02.02 | |
98. | Сложение и вычитание в пределах 5. Закрепление. | 03.02 | |
99. | Решение задач на нахождение суммы с числами 1-5. | 04.02 | |
100 | Задачи на нахождение остатка с числами1-5. | 05.02 | |
101 | Решение примеров и задач с числами 1-5. | 06.02 | |
102 | Точка. Линии. | 08.02 | |
103 | Геометрическая фигура: овал. | 09.02 | |
104 | Контрольная работа № 3 «Сложение и вычитание в пределах 5». | 10.02 | |
105 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 11.02 | |
106 | Число и цифра 0. | 12.02 | |
107 | Решение примеров на вычитание с результатом 0. | 15.02 | |
108 | Задачи на нахождение остатка с результатом 0. | 16.02 | |
109 | Число и цифра 6. Образование числа 6. | 17.02 | |
110 | Числовой ряд 1-6. Место числа 6 в числовом ряду. | 18.02 | |
111 | Состав числа 6. | 19.02 | |
112 | Решение примеров на сложение. | 29.02 | |
113 | Решение примеров на вычитание. | 01.03 | |
114 | Сложение и вычитание в пределах 6. | 02.03 | |
115 | Составление и решение задач на нахождение суммы. | 03.03 | |
116 | Составление и решение задач на нахождение остатка. | 04.03 | |
117 | Построение прямой линии через одну точку, две точки. | 07.03 | |
118 | Число и цифра 7. Образование числа. | 09.03 | |
119 | Числовой ряд 1-7. Сравнение предметных множеств. | 10.03 | |
120 | Контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание в пределах 7». | 11.03 | |
121 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 14.03 | |
122 | Сравнение чисел в пределах 7. | 15.03 | |
123 | Состав числа 7. | 16.03 | |
124 | Сложение и вычитание в пределах 7. | 17.03 | |
125 | Составление и решение задач на сложение и вычитание. | 18.03 | |
IV четверть. |
126 | Повторение пройденного. | 28.03 | |
127 | Сутки, неделя. | 29.03 | |
128 | Отрезок. | 30.03 | |
129 | Число и цифра 8.Образование числа 8. | 31.03 | |
130 | Место числа 8 в числовом ряду. | 01.04 | |
131 | Числовой ряд 1-8. Прямой и обратный счет. | 04.04 | |
132 | Сравнение чисел в пределах 8. | 05.04 | |
133 | Отсчитывание и присчитывание от числа по единице. | 06.04 | |
134 | Состав числа 8. | 07.04 | |
135 | Решение примеров на сложение и вычитание с числами 1-8. | 08.04 | |
136 | Решение задач с числами 1-8. | 11.04 | |
137 | Закрепление. Составление и решение задач и примеров на сложение и вычитание. | 12.04 | |
138 | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. | 13.04 | |
139 | Число и цифра 9. Образование числа. | 14.04 | |
140 | Числовой ряд 1-9. Прямой и обратный счет. | 15.04 | |
141 | Сравнение чисел 1-9. | 18.04 | |
142 | Состав числа 9. | 19.04 | |
143 | Счёт равными группами. | 20.04 | |
144 | Решение примеров и задач с числами 1-9. | 21.04 | |
145 | Мера длины – сантиметр. | 22.04 | |
146 | Контрольная работа №5 «Действия с числами 8-10». | 25.04 | |
147 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 26.04 | |
148 | Число 10. Образование числа. | 27.04 | |
149 | Числовой ряд 1-10.Прямой и обратный счет. | 28.04 | |
150 | Понятие «десяток». | 29.04 | |
151 | Сравнение чисел в пределах 10. | 04.05 | |
152 | Состав числа 10. | 05.05 | |
153 | Решение примеров на сложение и вычитание с числами 1-10. | 06.05 | |
154 | Простые задачи на нахождение суммы, остатка. | 10.05 | |
155 | Решение примеров и задач с числами 1-10. | 11.05 | |
156 | Меры стоимости – рубль, копейка. | 12.05 | |
157 | Мера массы – килограмм. | 13.05 | |
158 | Мера ёмкости – литр. | 16.05 | |
159 | Контрольная работа № 6 «Сложение и вычитание в пределах 10». | 17.05 | |
160 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 18.05 | |
161 | Числа и цифры 1-10. Числовой ряд 1-10. | 19.05 | |
162 | Сравнение чисел в пределах 10. | 20.05 | |
163 | Состав чисел в пределах 10. | 23.05 | |
164 | Меры стоимости, массы, ёмкости. Геометрические фигуры. | 24.05 | |
165 | Решение примеров и задач в пределах 10. | 25.05 | |