Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
“Алексеевская начальная школа-детский сад №4”
Алексеевского муниципального района
Республики Татарстан
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ “Алексеевская
МБОУ “Алексеевская начальная начальная школа – детский сад №4”
школа – детский сад №4” _____________ Г.Н.Сунгатуллина
_________ Л.Ф.Хисамутдинова Приказ №____ от _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
в 3 классе
(Разработала:учитель Байрамова Алсу Минасхатевна)
Рассмотрено на заседании
МО учителей нач классов
Протокол № 1
от 29_августа
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
-Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-3 РТ (ред. от 23.07.2014) «Об образовании»
-Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373
-Примерной программы основного начального образования по математике и авторской программы под редакцией М.И.Моро,М.А.Бантова
-Учебного плана МБОУ «Алексеевская начальная школа-детский сад №4» муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 29 августа 2014 г.)
УМК «ШКОЛА РОССИИ» для 3 класса вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. Приобретаемые знания дети могут использовать при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной деятельности, а также в быту.
Важнейшей особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.
При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность и др.
При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур (например, свойства противоположных сторон прямоугольника, диагоналей прямоугольника, в частности квадрата); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей и др.).
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.
На первых порах обучения важное значение имеет игровая деятельность детей на уроках математики. Дидактические игры и игровые упражнения учитель подбирает по своему усмотрению с учетом реальных условий работы с классом.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу каждого года обучения, а для выпускного класса начальной школы - уровень требований, необходимых для преемственной связи с курсом математики в среднем звене школы.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучению матиматики в 3 класск отводится 140 учебных часа из расчета 4 учебных часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Разделы тематического планирования
-Сложение и вычитание(10ч)
-Умножение и деление(51)
-Доли(10ч)
-Внетабличное умножение и деление(31ч)
-Нумерация чисел 1-1000(15ч)
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс 140 ч
№ п/п | Тема урока | Виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
план | Факт. |
Сложение и вычитание (10ч) |
1 | Повторение нумерации чисел в пределах 100. | Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100. Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами. Решение задач логического и поискового характера. | 1.09 | |
2. | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | 3.09 | |
3 | Выражения с переменной. | 4.09 | |
4 | Решение уравнений. | 5.09 | |
5 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 8.09 | |
6 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | 10.09 | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. | 11.09 | |
8 | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание» | 12.09 | |
9 | Вводная контрольная работа. | 15.09 | |
10 | Работа над ошибками. | 17.09 | |
Умножение и деление. (51 ч) |
11 | Умножение. Задачи на умножение. | Применение правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычисление значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использование математической терминологии при чтении и записи числовых выражений. Использование различных приемов проверки правильности вычисления значения числового выражения(с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий). Действие по предложенному или самостоятельно составленному плану. Обяснение хода решения задачи. Наблюдение и описывание изменений в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, внесение изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаружение и устранение ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнение задания логического и поискового характера. Оценивание результатов продвижения по теме,проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализ своих действий и управление ими. Воспроизведение по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применение знаний таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений. Нахождение числа, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Работа в паре. Составление плана успешной игры Воспроизведение по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применение знаний таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнение геометрических фигур по площади. Нахождение площади прямоугольника разными способами. Умножение числа на 1 и на 0. Выполнение деления 0 на число, не равного 0. Анализ задачи, устанавливание зависимости между величинами, составление плана решения задачи, решение текстовых задач разных видов. | 18.09 | |
12 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 19.09 | |
13 | Чётные и нечётные числа. | 22.09 | |
14 | Таблица умножения и деления на 3. | 24.09 | |
15 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 25.09 | |
16 | Решение задач с величинами: масса 1 предмета, количество, общая масса. | 26.09 | |
17 | Порядок выполнения действий. | 29.09 | |
18 | Закрепление знаний о порядке выполнения действий. | 1.10 | |
19 | Закрепление умений решать задачи. | 2.10 | |
20 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 3.10 | |
21 | Работа над ошибками. | 6.10 | |
22 | Умножение 4, на 4 и соответствующие случаи деления. | 8.10 | |
23 | Закрепление .Таблица умножения. 1 | 9.10 | |
24 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 10.10 | |
25 | Решение задач на увеличение числа в несколько раз. | 13.10 | |
26 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 15.10 | |
27 | Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. | 16.10 | |
28 | Умножение 5, на 5 и соответствующие случаи деления. | 17.10 | |
29 | Задачи на кратное сравнение. | 20.10 | |
30 | Решение задач на кратное сравнение. | 22.10 | |
31 | Решение задач на разностное и кратное сравнение. | 23.10 | |
32 | Умножение 6, на 6 и соответствующие случаи деления. | 24.10 | |
33 | Контрольная работа за 1 четверть. | 27.10 | |
34 | Работа над ошибками. | 29.10 | |
35 | Решение задач с опорой на схематический рисунок. | 30.10 | |
36 | Решение составных задач. | 31.10 | |
37 | Закрепление умений решать составные задачи. | 10.11 | |
38 | Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления | 12.11 | |
39 | Закрепление изученного материала. | 13.11 | |
40 | Площадь. | 14.11 | |
41 | Единицы площади. Квадратный сантиметр. | 17.11 | |
42 | Площадь прямоугольника. | 19.11 | |
43 | Умножение 8, на 8 и соответствующие случаи деления. | 20.11 | |
44 | Умножение 9, на 9 и соответствующие случаи деления. | 21.11 | |
45 | Закрепление умения решать составные задачи. | 24.11 | |
46 | Таблица умножения. Закрепление. | 26.11 | |
47 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 27.11 | |
48 | Работа над ошибками.Квадратный дециметр. | 28.11 | |
49 | Умножение на 1 | 1.12 | |
50 | Умножение на 0 | 3.12 | |
51 | Повторение пройденного. | 4.12 | |
52 | Квадратный метр. | 5.12 | |
53 | Повторение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 8.12 | |
54 | Закрепление знаний по теме «Умножение и деление». | 10.12 | |
55 | Повторение пройденного. | 11.12 | |
56 | Контрольная работа за 1 полугодие | 12.12 | |
57 | Работа над ошибками. | 15.12 | |
58 | Случаи деления вида 6:6, 6:1. | 17.12 | |
59 | Деление нуля на число. | 18.12 | |
60 | Закрепление.Решение задач | 19.12 | |
61 | Повторение пройденного | 22.12 | |
Доли.(10 ч) |
62 | Доли. | Черчение окружности (круга) с использованием циркуля. Моделирование различного расположения кругов на плоскости. Классифицикация геометрических фигур по заданному или найденному основанию. Нахождение доли величин и величину по ее доле. Сравнение разных долей одной и той же величины. Описывание явления и события с использованием величин времени. Перевод одних единиц времени в другие. Оценивание результатов продвижения по теме, проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализ своих действия и управление ими. | 24.12 | |
63 | Круг. Окружность. | 25.12 | |
64 | Диаметр окружности. | 26.12 | |
65 | Решение задач на нахождение числа по доле и доли от числа | 12.01 | |
66 | Единицы времени. Год, месяц. | 14.01 | |
67 | Единицы времени. Сутки. | 15.01 | |
68 | Решение задач изученных видов. | 16.01 | |
69 | Повторение пройденного. | 19.01 | |
70 | Проверка знаний по теме «Доли». | 21.01 | |
71 | Работа над ошибками. | 22.01 | |
Умножение и деление.(31ч) |
72 | Умножение и деление круглых десятков. | Выполнение внетабличного умножения и деления в пределах 100 разными способами. Использование правил умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правил деления суммы на число при выполнении деления. Сравнение разных способов вычислений, выбор наиболее удобного. Использование разных способов для проверки выполненных действий умножения и деления. | 23.01 | |
73 | Случаи деления вида 80 : 20. | 26.01 | |
74 | Умножение суммы на число. | 28.01 | |
75 | Решение задач с применением способов умножения суммы на число. | 29.01 | |
76 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 30.01 | |
77 | Закрепление знаний умножения двузначного числа на однозначное. | 2.02 | |
78 | Решение задач на приведение к единице пропорционального. | Решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснение смысла деления с остатком, выполнение деления с остатком и проверка правильности деления с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом. Вычисление значений выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв. Решение задач логического и поискового характера, выполнение заданий, требующих соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не …, то», «если не …, то не …»; выполнение преобразования геометрических фигур по заданным условиям. Составление и решение практических задач с жизненными сюжетами. сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и их решение. Составление плана решения задач. Работа в парах, анализ и оценка результата работы. | 4.02 | |
79 | Деление суммы на число. | 5.02 | |
80 | Закрепление знаний приёмов деления суммы на число. | 6.02 | |
81 | Деление двузначного числа на однозначное. | 9.02 | |
82 | Делимое. Делитель. | 11.02 | |
83 | Проверка деления. | 12.02 | |
84 | Деление вида 87:29. | 13.02 | |
85 | Проверка умножения. | 16.02 | |
86 | Решение уравнений. | 18.02 | |
87 | Закрепление умений решать уравнения. | 19.02 | |
88 | Решение задач изученных видов. | 20.02 | |
89 | Закрепление пройденного по теме «Умножение и деление». | 23.02 | |
90 | Контрольная работа по теме « Умножение и деление». | 25.02 | |
91 | Работа над ошибками. | 26.02 | |
92 | Деление с остатком. | 27.02 | |
93 | Закрепление умения делить с остатком. | 2.03 | |
94 | Деление с остатком с опорой на таблицу умножения. | 4.03 | |
95 | Деление с остатком методом подбора. | 5.03 | |
96 | Задачи на деление с остатком. | 6.03 | |
97 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 9.03 | |
98 | Проверка деления с остатком. | 11.03 | |
99 | Повторение пройденного. | 12.03 | |
100 | Контрольная работа за 3 четверть. | 13.03 | |
101 | Работа над ошибками. | 16.03 | |
102 | Решение задач изученных видов. | 18.03 | |
Нумерация чисел 1-1000 (15ч) |
103 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | Чтение и запись трехзначных чисел. Сравнение трехзначных чисел и запись результатов сравнения. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 19.03 | |
104 | Числа 100-1000. | 20.03 | |
105 | Десятичный состав трёхзначных чисел. | 1.04 | |
106 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | Упорядочивание заданных чисел Устанавливание правила, по которому составлена числовая последовательность, ее продолжение, или восстанавливание пропущенных в ней чисел. Группировка чисел по заданному или самостоятельно установленному основанию. Перевод одних единиц массы в другие. Сравнение предметов по массе. Чтение и запись числа римскими цифрами. Сравнение позиционной десятичной системы счисления с Римской непозиционной системой записи чисел. Чтение записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами | 2.04 | |
107 | Увеличение и уменьшение чисел в 10,100 раз. | 3.04 | |
108 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 6.04 | |
109 | Приёмы устных вычислений. | 8.04 | |
110 | Сравнение трёхзначных чисел. | 9.04 | |
111 | Разрядный состав чисел в пределах 1000. | 10.04 | |
112 | Римские цифры. | 13.04 | |
113 | Единицы массы. Грамм. | 15.04 | |
114 | Закрепление изученного материала. | 16.04 | |
115 | Повторение пройденного. | 17.04 | |
116 | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 1000». | 20.04 | |
117 | Работа над ошибками. | 22.04 | |
Сложение и вычитание. (9ч) |
118 | Приёмы устных вычислений. | Выполнение устного вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнение разных способов вычислений, выбор удобного. Применение алгоритмов письменного сложения и вычитания чисел и выполнение этих действий с числами в пределах 1 000. Использование различных приемов проверки правильности вычислений. Работа в паре. Нахождение и исправление неверного высказывания. Изложение и отстаивание своего мнения, аргументирование своей точки зрения, оценивание точки зрения товарища. | 23.04 | |
119 | Решение приёмов вида 450+30, 620-200. | 24.04 | |
120 | Закрепление решения приемов 450+30, 620-200 | 27.04 | |
121 | Приёмы вычислений для случаев вида 470+80, 560-90. | 29.04 | |
122 | Закрепление вычислений для случаев вида 470+80, 560-90. | 30.04 | |
123 | Приёмы вычислений для случаев вида 260+310, 670-140 | 30.04 | |
124 | Закрепление устных приёмов вычислений. | 1.05 | |
125 | Приёмы письменных вычислений. | 4.05 | |
126. | Письменное сложение трёхзначных чисел. | 6.05 | |
Умножение и деление. (10ч) |
127 | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание». | Различение треугольников по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и их называние. Решение задач творческого и поискового характера. Использование различных приемов для устных вычислений. Сравнение разных способов вычислений, выбор удобного. Различение треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Нахождение их в более сложных фигурах. Применение алгоритмов письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнение этих действий. Использование различных приемов проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор. | 7.05 | |
128 | Виды треугольников. | 8.05 | |
129 | Приёмы устных вычислений. | 11.05 | |
130 | Деление трёхзначных чисел путём подбора. | 13.05 | |
131 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 14.05 | |
132 | Письменное умножение трёхзначных чисел на однозначные с переходом в другой разряд. | 15.05 | |
133 | Закрепление умножения трехзначных чисел | 18.05 | |
134. | Приёмы письменного деления. | 20.05 | |
135 | Подготовка к контрольной работе | 21.05 | |
136 | Контрольная работа за год. | 22.05 | |
137 | Работа над ошибками. | 25.05 | |
138 | Письменное деление трёхзначных чисел на однозначные. | 27.05 | |
139 | Закрепление знаний письменных приёмов вычислений. | 28.05 | |
140 | Обобщение изученного за год. | 29.05 | |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в третьем классе ученик научится: называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
- чётные и нечётные числа;
- определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
- приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
- моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
- конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000. используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности.
- составлять равенства и неравенства;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
М.И.Моро. и др. Математика. Программа: 1-4 классы.
Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник 3 класс: В 2 ч.: Ч.1.
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник 3 класс: В 2 ч.: Ч.2.
Методические пособия для учителя
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1-4 класс.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс
(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Персональный компьютер
3.Мультимедийный проектор
4. Фотокамера.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
5. Строительный набор, содержащий геометрические тела.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.
Интернет-ресурсы
http://www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/file/4740346/
http://www.zavuch.ru/methodlib/301/107552/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/10/13/prezentatsiya-k-uroku-matematike-3-klass-umk-shkola-rossii