СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в   соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы по математике А. Л. Чекина-«Программы по учебным предметам»,М.::  Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.1: 240 с)  -  Проект  «Перспективная начальная школа» , Основной образовательной программы НОО МКОУ Инзенская СШ № 2 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 4 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы по математике А. Л. Чекина-«Программы по учебным предметам»,М.:: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.1: 240 с) - Проект «Перспективная начальная школа» , Основной образовательной программы НОО МКОУ Инзенская СШ № 2


Цели и задачи курса

Предлагаемый начальный курс математики имеет целью не только ввести обучающегося в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью: этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование самоконтроль, самооценка и др.).

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или квазиреальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть давнего математического понятия В свою очередь такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в трудном случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться. Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у обучающихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.

Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно постичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. В вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической величиной.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Предметные результаты

Раздел «Натуральные и дробные числа»

Выпускники научатся:

  • называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их деся­тичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

  • сравнивать дробные числа с натуральными и записывать ре­зультаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

Раздел «Действия над числами и величинами»

Выпускники научатся:

  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на ос­нове законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на одно­значные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

  • вычислять значения выражений в несколько действий со скоб­ками и без скобок;

  • выполнять изученные действия с величинами;

  • решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;

Раздел «Величины и их измерение»

Выпускники научатся:

  • выражать изученные величины в разных единицах;

  • измерять вместимость в различных единицах;

  • понимать связь вместимости и объёма;

  • понимать связь между литром и килограммом;

  • проводить соотношение между минутой и се­кундой (1 мин = 60 с), часом и секундой.

  • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объе­ма заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

Раздел «Элементы геометрии»

Выпускники научатся:

  • определять вид многоугольника;

  • определять вид треугольника;

  • изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);

  • изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);

  • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоуголь­ника;

  • вычислять площадь прямоугольника;

  • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

Раздел «Арифметические сюжетные задачи»

Выпускники научатся:

  • распознавать и составлять текстовые задачи;

  • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

  • записывать решение задачи по действиям и одним выраже­нием;

  • выполнять доступные по программе вычисления с многознач­ными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

Раздел «Элементы алгебры»

  • использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

  • использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;

  • читать круговые диаграммы с разделением круга на 2,3, 4, 6, 8 равных долей;

  • осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;

  • строить простейшие круговые диаграммы;

  • понимать смысл термина «алгоритм»;

  • осуществлять построчную запись алгоритма;

  • записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.


Личностные УУД

Система заданий, ориентирующая обучающихся на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи .


Регулятивные УУД.

Система заданий, ориентирующая на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит обучающимся научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.


Познавательные УУД

Выпускники научится или получит возможность научиться:

  • подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

  • владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

  • выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:

  • выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

  • выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

  • проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

выполнять действия по заданному алгоритму;

  • строить логическую цепь рассуждений;


Коммуникативные УУД

  • Выпускник научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе, выполнять работу по цепочке.

Содержание учебного предмета, курса


№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Натуральные и дробные числа

16

2

Действия над числами и величинами

34

3

Величины и их измерение

22

4

Элементы геометрии

24

5

Арифметические сюжетные задачи

26

6

Элементы алгебры

18


Натуральные и дробные числа (16 ч)

Новая разрядная единица - миллион (1000000). Знакомство с ну­мерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядо­ченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Дробная черта как отличительный знак записи дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.


Действия над числами и величинами (34 ч)

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.

Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимо­связь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

Алгоритм письменного деления с остатком столбиком. Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного чис­ла на многозначное.

Сложение и вычитание однородных величин.

Умножение величины на натуральное число как нахождение крат­ной величины.

Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

Деление величины на однородную величину как измерение.


Величины и их измерение (22ч).

Единица времени — секунда. Соотношение между минутой и се­кундой (1 мин = 60 с), часом и секундой.

Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измере­ние объема тел произвольными мерками.

Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубиче­ский дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими еди­ницами длины.

Литр как единица объема и вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантимет­ром, между литром и кубическим дециметром.


Элементы геометрии (24 ч)

Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на не­сколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника. Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.

Знакомство с некоторыми многогранниками (призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).


Арифметические сюжетные задачи (26 ч)

Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость - время - расстояние; цена - количество - стоимость; про­изводительность - время работы - объем работы. Задачи на вычис­ление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.


Элементы алгебры (18 ч)

Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной вели­чины. Буквенное выражение как выражение с переменной (перемен­ными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных).

Уравнения. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств ис­тинных числовых равенств.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

по плану

по факту

Повторение (2 ч )

1-2

Повторение изученного в 3 классе

2

02.09.2016-05.09.2016

 

Задачи на разностное и кратное сравнение (4 ч.)

3

Когда известен результат разностного сравнения

1

06.09.2016

 

4

Когда известен результат кратного сравнения

1

07.09.2016

 

5

Учимся решать задачи

1

09.09.2016

 

6

Входная контрольная работа

1

12.09.2016

 

Класс миллионов. Буквенные выражения (13 ч.)


7

Работа над ошибками. Алгоритм умножения столбиком

1

13.09.2016

 

8

Поупражняемся в вычислениях столбиком

1

14.09.2016

 

9

Тысяча тысяч, или миллион

1

16.09.2016

 

10

Разряд единиц миллионов и класс миллионов

1

19.09.2016

 

11

Когда трех классов для записи числа недостаточно.

1

20.09.2016

 

12

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел»

1

21.09.2016

 

13

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел»

1

23.09.2016

 

14

Может ли величина изменяться?

1

26.09.2016

 

15

Всегда ли математическое выражение является числовым?

1

27.09.2016

 

16

Всегда ли математическое выражение является числовым?

1

28.09.2016

 

17

Зависимость между величинами

1

30.09.2016

 

18

Зависимость между величинами

1

03.10.2016

 

19

Поупражняемся в нахождении значений зависимой вели­чины

1

04.10.2016

 

Задачи «купли – продажи» (4 ч.)


20

Стоимость единицы товара, или цена

1

05.10.2016

 

21

Когда цена постоянна

1

07.10.2016

 

22

Учимся решать задачи

1

10.10.2016

 

23

Самостоятельная работа по теме: «Задачи на нахождение цены, количества и стоимости»

1

11.10.2016

 

Деление с остатком (16 ч.)


24

Деление с остатком и деление нацело

1

12.10.2016

 

25

Неполное частное и остаток

1

14.10.2016

 

26

Остаток и делитель

1

17.10.2016

 

27

Когда остаток равен 0

1

18.10.2016

 

28

Когда делимое меньше делителя

1

19.10.2016

 

29

Контрольная работа за I четверть

1

21.10.2016

 

30

Когда делимое меньше делителя

1

24.10.2016

 

31

Деление с остатком и вычитание

1

25.10.2016

 

32

Какой остаток может получиться при делении на 2?

1

26.10.2016

 

33

Какой остаток может получиться при делении на 2?

1

28.10.2016

 

34

Самостоятельная работа по теме «Деление с остатком. Зависимость между величинами»

1

07.11.2016

 

35

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком»

1

08.11.2016

 

36

Запись деления с остатком столбиком

1

09.11.2016

 

37

Способ поразрядного нахождения результата деления

1

11.11.2016

 

38

Самостоятельная работа по теме: «Деление столбиком»

1

14.11.2016

 

39

Поупражняемся в делении столбиком. Вычисление с помощью калькулятора.

1

15.11.2016

 

Задачи на движение (5 ч.)


40

Час, минута и секунда

1

16.11.2016

 

41

Кто или что движется быстрее?

1

18.11.2016

 

42

Длина пути в единицу времени, или скорость

1

21.11.2016

 

43

Учимся решать задачи

1

22.11.2016

 

44

Самостоятельная работа по теме « задачи на движение»

l

23.11.2016

 

Объем (9 ч.)


45

Какой сосуд вмещает больше?

1

25.11.2016

 

46

Литр. Сколько литров?

1

28.11.2016

 

47

Вместимость и объем

1

29.11.2016

 

48

Кубический сантиметр и измерение объема

1

30.11.2016

 

49

Кубический дециметр и кубический сантиметр

1

02.12.2016

 

50

Кубический дециметр и литр

1

05.12.2016

 

51

Литр и килограмм

1

06.12.2016

 

52

Разные задачи

1

07.12.2016

 

53

Поупражняемся в измерении объема

1

09.12.2016

 

Задачи о работе (7 ч.)


54

Кто выполнил большую работу

1

12.12.2016

 

55-56

Производительность - это скорость выполнения работы

2

13.12.2016-14.12.2016

 

57

Самостоятельная работа по теме «Решение задач. Величины и их измерение»

1

16.12.2016

 

58

Учимся решать задачи

1

19.12.2016

 

59

Отрезки, соединяющие вершины многоугольника

1

20.12.2016

 

60

Контрольная работа за I полугодие

 1

21.12.2016

 

Вычисление площади и объема (9 ч.)

61

Разбиение многоугольника на треугольники

1

23.12.2016

 

62

Записываем числовые последовательности

1

26.12.2016

 

63

Работа с данными

1

27.12.2016

 

64

Площадь прямоугольного треугольника

1

28.12.2016

 

65

Вычисление площади треугольника

1

11.01.2017

 

66

Поупражняемся в вычислении площади

1

13.01.2017

 

67

Единицы объема. Кубический сантиметр и миллилитр

1

16.01.2017

 

68

Единицы объема. Кубический метр и кубический дециметр

1

17.01.2017

 

69

Единицы объема. Кубический метр и кубический сантиметр

1

18.01.2017

 

Деление столбиком (9 ч.)


70

Деление на однозначное число столбиком

1

20.01.2017

 

71-73

Деление на однозначное число столбиком

3

23.01.2017-25.01.2017

 

74

Деление на двузначное число столбиком

1

27.01.2017

 

75

Алгоритм деления столбиком

1

30.01.2017

 

76

Сокращенная форма записи деления столбиком

1

31.01.2017

 

77

Самостоятельная работа по теме «Деление многозначного числа на двузначное число столбиком. Единицы объема»

1

01.02.2017

 

78

Поупражняемся в делении столбиком

1

03.02.2017

 

Действия над величинами (9 ч.)


79

Сложение и вычитание величин

1

06.02.2017

 

80

Умножение величины на число и числа на величину

1

07.02.2017

 

81

Деление величины на число

1

08.02.2017

 

82

Нахождение доли от величины и величины по ее доле

1

10.02.2017

 

83

Нахождение части от величины

1

13.02.2017

 

84

Нахождение величины по её части

1

14.02.2017

 

85

Деление величины на величину

1

15.02.2017

 

86

Самостоятельная работа по теме «Действия с величинами. Решение задач с величинами»

1

17.02.2017

 

87

Поупражняемся в действиях над величинами

1

20.02.2017

 

Движение нескольких объектов (6 ч.)


88

Когда время движения одинаковое

1

21.02.2017

 

89

Когда длина пройденного пути одинаковая

1

22.02.2017

 

90

Движение в одном и том же направлении

1

24.02.2017

 

91

Движение в противоположных направлениях

1

27.02.2017

 

92

Учимся решать задачи на движение

1

28.02.2017

 

93

Поупражняемся в вычислениях и повторении пройденное по теме «Решение задач»

1

01.03.2017

 


Задачи о работе нескольких объектов (6 ч.)


94

Когда время работы одинаковое

1

03.03.2017

 

95

Когда объем выполненной работы оди­наковый

1

06.03.2017

 

96

Производительность при совместной работе

1

07.03.2017

 

97

Время совместной работы

1

08.03.2017

 

98

Учимся решать задачи и повторяем пройденное

1

10.03.2017

 

99

Контрольная работа за III четверть

1

13.03.2017

 

Задачи на куплю-продажу (7 ч.)


100

Когда количество одинаковое

1

14.03.2017

 

101

Когда стоимость одинаковая

1

15.03.2017

 

102

Цена набора товаров

1

17.03.2017

 

103

Самостоятельная работа по теме «Решение задач на движение, производительность труда, нахождение стоимости»

1

20.03.2017

 

104

Учимся решать задачи

1

21.03.2017

 

105

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

22.03.2017

 

106

Вычисления с помощью калькулятора

1

24.03.2017

 

Логические задачи (5 ч.)


107

Как в математике применяют союз «и» и союз «или»

1

03.04.2017

 

108

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого.

1

04.04.2017

 

109

Не только одно, но и другое

1

05.04.2017

 

110

Учимся решать логические задачи

1

07.04.2017

 

111

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

10.04.2017

 

Геометрические фигуры и тела (6 ч.)


112

Квадрат и куб

1

11.04.2017

 

113

Круг и шар

1

12.04.2017

 

114

Площадь и объем

1

14.04.2017

 

115

Измерение площади с помощью палетки

1

17.04.2017

 

116

Поупражняемся в нахождении площади и объема

1

18.04.2017

 

117

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

19.04.2017

 

Уравнение(7 ч.)


118

Уравнение. Корень уравнения

1

21.04.2017

 

119

Учимся решать задачи с помощью уравнений

1

24.04.2017

 

120

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

25.04.2017

 

121

Самостоятельная работа по теме «Уравнение»

1

26.04.2017

 

122

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

28.04.2017

 

123-124

Разные задачи

2

01.05.2017-02.05.2017

 

Повторение(16 ч.)


125

Натуральные числа и число 0

1

03.05.2017

 

126

Алгоритмы вычисления столбиком

1

05.05.2017

 

127

Итоговая контрольная работа

1

08.05.2017

 

128

Действия с величинами

1

10.05.2017

 

129

Как мы научились решать задачи на движение

1

12.05.2017

 

130

Как мы научились решать задачи на производительность труда

1

15.05.2017

 

131

Как мы научились решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости

1

16.05.2017

 

132-133

Геометрические фигуры и их свойства

2

17.05.2017 19.05.2017

 

134-135

Буквенные выражения и уравнения

2

22.05.2017-23.05.2017

 

136

Учимся находить последовательности

1

24.05.2017

 

137-138

Работа с данными

2

26.05.2017 29.05.2017

 

139

Вопросы для повторения

1

30.05.2017

 

140

Обыкновенные дроби

1

31.05.2017