«Рассмотрено» Руководитель МО ______ А.Г. Бутырина. Протокол № ___ от «____»____________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ______ И.Н.Якушева «____»____________2013г. | «Утверждено» Директор ________ Е.В.Ганненко пр. ________________ « ___»__________2013г. |
АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
Борисенковой Марины Юрьевны
учителя I квалификационной категории
6 к класс
с. Городок
2013– 2014 учебный год
МКОУ Городокская СОШ № 2
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики для 6 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании» (статья 32 п. 7)
Базисного учебного плана;
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (2011 год).
Программа рассчитана на 175 часов (в том числе на контрольные работы) – по 5 часов в неделю.
Математика в специальной (Коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение математике в специальной (Коррекционной) школе VIII вида должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении математических знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем
или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.
Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях.
Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических приемов.
Для организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики и во внеурочное время возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе в целях усиления Коррекционной и практической направленности обучения.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах; определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Содержание программы учебного курса
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единил- десятков, сотен тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX.
Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа,
на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные; не пересекаются, т.е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки 1 и 11.
Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.
Масштаб: 1:1000; 1:10000; 2:1; 10:1; 100:1.
Учебно – тематический план
Тема | Часов | Самостоятельные работы | Контрольные работы |
Арифметические действия с целыми числами | 13 | | 1 |
Преобразование чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание | 30 | 3 | 1 |
Обыкновенные дроби | 14 | 1 | 1 |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 13 | | 1 |
Умножение многозначных чисел | 25 | 1 | 1 |
Деление многозначных чисел | 13 | | 1 |
Действия с многозначными числами | 12 | 1 | 1 |
Арифметические действия с многозначными числами | 16 | | 1 |
Умножение и деление на однозначные числа | 9 | | 1 |
Геометрический материал | 10 | 1 | |
Повторение | 20 | | 1 |
| 175 | 7 | 10 |
Контрольные работы
Арифметические действия с целыми числами
Преобразование чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание
Обыкновенные дроби
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Умножение многозначных чисел
Деление многозначных чисел
Действия с многозначными числами
Арифметические действия с многозначными числами
Умножение и
Деление на однозначные числа
Итоговая контрольная
Календарно-тематическое планирование.
5часов в неделю (175 часов)
Тема | Количество часов | Календарные сроки | Форма урока | Наглядность, оборудование | Формы контроля | Домашняя работа |
Четверть. Тысяча (45часов) |
Сложение и вычитание двузначных чисел. | 1 | | повторение | таблица | | С.4, №6 |
Чтение и запись трёхзначных чисел. | 1 | | повторение | | | С.6, № 18 |
Сравнение чисел. | 1 | | повторение | | | С.7, № 25 |
Именованные числа. | 1 | | Сообщение нового | Таблица мер | | С.8, №29 |
Действия с трёхзначными числами. | 1 | | комбинированный | Набор карточек | | С.9, №34 |
Простые и составные числа. | 1 | | Сообщение нового | таблица | | С.10, №38 |
Арифметические действия с целыми числами. | 1 | | повторение | Набор карточек | | С.11, №49 |
Решение уравнений. Компонент. | 1 | | повторение | | | С.14, № 53 |
Решение задач с трёхзначными числами. | 1 | | Комбинированный | | | С.15,№61(3) |
Умножение без перехода через разряд. | 1 | | комбинированный | | | С.16, №71 |
Деление на однозначное число. | 1 | | повторение | | | С.17,№76 |
Контрольная работа №1по теме «Арифметические действия с целыми числами» | 1 | | Закрепление знаний | | Контрольная работа | Повторить деление и умножение чисел. |
Работа над ошибками. | 1 | | Проверка знаний | | | С.18,№80 |
Решение примеров и задач. | 1 | | Закрепление знаний | | | С.19,№85(2) |
Преобразование чисел при измерении. | 1 | | Закрепление знаний | | | С.21,№93 |
Сложение и вычитание чисел при измерении. | 1 | | Закрепление знаний | | | С.23,№101 |
Геометрические построения. | 1 | | комбинированный | Набор геометрических фигур | | С.28,№126 |
Проверочная работа. | 1 | | Проверка знаний | | | С.28,.№125 |
Нумерация в пределах 1000. | 1 | | Сообщение нового | Таблица разрядных единиц. | | С.30,№131 |
Разрядные единицы. | 1 | | Сообщение нового | | | С.32,№137 |
Округление чисел. | 1 | | Комбинированный | | | С.35,№145 |
Запись чисел в виде разрядных единиц. | 1 | | Комбинированный | | | С.36,№151 |
Римская нумерация. | 1 | | Сообщение нового | | | С.45,№192 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 10000. | 1 | | Комбинированный | Раздаточный материал | | С.50,№201 |
Решение задач с многозначными числами. | 1 | | закрепление | Раздаточный материал | | С.52,№210 |
Проверочная работа. | 1 | | Проверка знаний. | | | С.55.№223 |
Порядок действий. | 1 | | Комбинированный | | | С.59,№240 |
Решение уравнений. | 1 | | Групповое повторение | таблица | | С.63,№259(а,б,в,г) |
Решение задач по заданному условию. | 1 | | Сообщение нового. | Схема решения задач. | | С.61,№246 |
Проверка сложения вычитанием. | 1 | | Комбинированный. | Раздаточный материал | | С.62,№256(2) |
Решение уравнений (компоненты) | 2 | | Проверка пройденного | Раздаточный материал | | С.64,№263(1 второй столбик) №263 (2 второй столбик) |
33-34. Решение задач уравнением. | 2 | | Сообщение нового. | | | С.63,№260(2) С.65,№264(3) |
35-36. Проверка вычитания сложением. | 2 | | Комбинированный | | | С.65,№266(2 второй столбик) №266(2 третий столбик) |
Проверочная работа. | 2 | | Проверка знаний | | | С.66, контрольные задания |
Сложение и вычитание чисел при измерении. | 2 | | Комбинированный | Раздаточный материал | | С.68,№275(2столбик) №280 |
41. Контрольная работа №2 по теме «Преобразование чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание» | 1 | | Проверка знаний | | | Повторить перевод единиц |
42-43. Работа над ошибками. | 2 | | Повторение | | | С.71,№»86(3) С.73,№(292) |
44-45. Геометрические построения. | 2 | | Урок - практикум | Набор геометрических фигур. | | С.74,№295 |
2 четверть. 2. Обыкновенные дроби. Геометрический материал.(35 часов ) |
Доли и дроби. | 1 | | Сообщение нового | | | С.78,№305 |
Образование обыкновенных дробей. | 1 | | Сообщение нового | таблица | | С.80,№309 |
Сравнение дробей. | 1 | | Сообщение нового | | | С.81,№311(2) |
Правильные и неправильные дроби. | 1 | | Сообщение нового | | | №312 |
Образование смешанного числа. | 1 | | Сообщение нового | Набор таблиц | | С.82,№315 |
Сравнение смешанных чисел. | 1 | | Сообщение нового | | | С.84,№319 |
Основное свойство дроби. | 1 | | Сообщение нового | | | С.86,№323 |
Проверочная работа. | 1 | | Проверка знаний | | | С.87,№324 |
Деление с остатком. | 1 | | Повторение | | | С.88,№326 |
Преобразование дробей. | 1 | | Закрепление | Набор фигур | | С.89,№330 |
Нахождение части от числа. | 1 | | Сообщение нового Закрепление | | | С.91,№337 |
Нахождение нескольких частей от числа. | 1 | | Сообщение нового Закрепление | | | С.93,№346 |
Контрольная работа №3 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | | Закрепление | | | Повторить часть от числа |
Преобразование дробей. Решение примеров. | 1 | | Закрепление | | | С.105,№ 358 |
15-16.Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем. | 2 | | Сообщение нового | таблица | | С.106.№384 С.108,№391 |
17,18, 19, 20, 21.Сложение и вычитание смешанных чисел. | 5 | | Сообщение нового, закрепление. | | | С.109,№397 С.113,№419 С.115,№422 С.116,№428 С.119,№442 |
22-23.Взаимное расположение прямых. | 2 | | Урок - практикум | Приборы для построения | | С.98,№363 С.99.№364(4) |
Треугольник. Высота треугольника. | 2 | | Урок - практикум | Таблицы | | С.100,№366 С.101,№368 |
Параллельные прямые. | 2 | | Урок - практикум | | | С.102,№370(4) С.103,№372 |
Построение параллельных прямых. | 2 | | Комбинированный | | | С.104,№374(6) С.125,№477 |
Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 1 | | Проверка знаний | | | Повторить дроби |
Работа над ошибками. | 1 | | Закрепление | | | С.126,№481 |
Решение примеров и задач. | 3 | | Закрепление | | | С.122,№461 С.124,№472 С.125.№475 |
3 четверть. 4. Действия с многозначными числами. (50 часов) |
Скорость, время, расстояние. | 1 | | Сообщение нового | | | С.130,№485 |
2,3,4,5,6,7. Решение задач на движение. | 6 | | Урок – практикум, закрепление | Таблица натуральных чисел | | С.131,№487(2) №488 №495 №504 №507 №510 |
7. Проверочная работа. | 1 | | Проверка изученного | | | №511 |
8,9,10. Умножение многозначного числа на однозначное. | 3 | | Комбинированный | Таблица умножения | | С.141,№514 №520 №540 |
Решение задач. | 2 | | Комбинированный | | | №553 №559 |
13,14,15,16. Порядок действий. | 4 | | Комбинированный | Таблица умножения | | №574 №578 №585 №588 |
Умножение чисел, содержащих ноль. | 2 | | Сообщение нового | | | №591(2) №598 |
19,20,21,22. Решение примеров и задач. | 4 | | Комбинированный | | | №607 №613 №631 №642 |
Умножение на круглые десятки. | 1 | | Повторение | | | №654 |
Контрольная работа №5 по теме «Умножение многозначных чисел» | 1 | | Проверка знаний | | | Повторить порядок действий |
Работа над ошибками. | 1 | | Закрепление | | | №652 |
26,27,28. Деление многозначных чисел на однозначное число. | 3 | | Сообщение нового | | | №661 №666 №671 |
30,31. Решение задач. | 2 | | Закрепление | | | №673 №679 |
32,33,34,35,36,36. Деление чисел, содержащих ноль. | 6 | | Сообщение нового | | | №687 №689 №690 №672(1-3) №678 №682 |
Контрольная работа №6 по теме «Деление многозначных чисел» | 1 | | Проверка пройденного | | | С.172 вариант2 |
38.Работа над ошибками. | 1 | | | | | Исправить ошибки в заданиях |
39,40,41. Порядок действий. | 3 | | Урок – практикум | | | №928(1ст, 4 примера) №928(1ст, 4 примера) №928(1ст, 4 примера) |
42. Деление чисел с нулём в делителе. | 1 | | Комбинированный | | | №799 |
43. Проверка деления умножением. | 1 | | Комбинированный | | | №795 (3 столбик) |
Проверочная работа. | 1 | | Проверка пройденного | | | Решить примеры с проверочной |
Дробь от числа. | 1 | | Сообщение нового, закрепление | | | №335 (1,2) |
Решение примеров и задач с делением. | 1 | | Урок – практикум | | | №356 |
Деление с остатком. | 1 | | Повторение | | | №689 (2стр, 4 примера) |
Контрольная работа №7 по теме «Действия с многозначными числами» | 1 | | Проверка пройденного | | | С.172. вариант 1 |
Работа над ошибками. | 1 | | Закрепление | | | Решить примеры |
Решение примеров и задач. | 1 | | Урок - практикум | Набор фигур | | №687(4 примера |
4 четверть. Геометрический материал. Повторение (45часов) |
Шар. Куб. | 1 | | | | | №694 |
Брус. | 1 | | | | | №698 |
Масштаб. | 1 | | | | | №704 |
Разложение чисел в виде разрядных единиц. | 1 | | Повторение | | | №706 |
Сравнение многозначных чисел. | 1 | | Повторение | | | №712 |
Округление чисел. | 1 | | Повторение | | | №723 |
Числа при измерении. | 1 | | Урок – практикум | | | №725 |
8,9,10. Сложение и вычитание многозначных чисел. | 3 | | Групповое занятие | | | №727 №730 №736(2) |
11,12,13. Решение примеров и задач. | 3 | | Урок – практикум, закрепление | | | №738 №740 №743 |
Решение уравнений. | 1 | | Закрепление | | | №№746(1) |
Контрольная работа №8 по теме «Арифметические действия с многозначными числами». | 1 | | Проверка знаний | | | Пример с контрольной работы |
Работа над ошибками. | 1 | | | | | Примеры с контрольной |
17,18. Умножение и деление на однозначные числа. | 2 | | Комбинированный | | | №751 №755(4 примера) |
Увеличить «на» и «в». | 1 | | Повторение | | | №763 |
20,21,22. Решение примеров и задач. | 3 | | Комбинированный, закрепление | | | №758(2) №759 №762 |
Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление на однозначные числа» | 1 | | Проверка знаний | | | №766 |
Работа над ошибками. | 1 | | | | | №767(1) |
Действия с числами при измерении. | 1 | | Групповой | | | №774(3примера) |
Порядок действий. | 2 | | Урок – практикум | | | №776(1) №779(2примера) |
Решение примеров и задач | 2 | | Урок – практикум | | | №782 №785 |
Преобразование чисел при измерении. | 2 | | Комбинированный | | | №789(2) №792 |
Решение уравнений | 2 | | Закрепление | | | №795(1) №798 |
34,35,36. Дробь от числа. | 3 | | Повторение, закрепление | | | №805(4примера) №813(4примера) №819 |
37,38. Преобразование обыкновенных дробей. | 2 | | Групповой | | | №832 №837(1) |
Контрольная работа (годовая) | 1 | | Проверка пройденного | | | №№856(1) |
Работа над ошибками. | 1 | | | | | Пример с контрольной |
41,42,43. Геометрические построения. | 3 | | Урок – практикум | | | №863(2) №878 №950 |
Решение задач на движение. | 2 | | | | | №961(1) |
-
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
десятичный состав чисел в пределах 1 000 000;
разряды и классы;
основное свойство обыкновенных дробей;
смешанные числа;
расстояние, скорость, время, зависимость между ними:
Учащиеся должны уметь:
• устно складывать и вычитать круглые числа; читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;
• чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа, сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее; округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы письменно;
сравнивать смешанные числа;
заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми знаменателями;
решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа, на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?*; решать и составлять задачи на встречное движение двух тел;
чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;
чертить высоту в треугольнике;
выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
ПРИМЕЧАНИЯ
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено:
— нумерация чисел в пределах 1 000 000; получение десятков, сотен,
Тысяч, сложение и вычитание круглых чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (все задания на нумерацию должны быть ограничены числами в пределах 10 000);
— черчение нумерационной таблицы с включением разрядов десятков и сотен тысяч;
• округление чисел до десятков, сотен тысяч;
• обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX (достаточно знакомства с числами I - XII);
• сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел), со знаменателями более чисел первого десятка достаточно, если б знаменателе будут числа 2-10), с получением суммы или разности, требующих выполнения преобразований;
простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время;
задачи на встречное движение двух тел;
высота треугольника, прямоугольника, квадрата;
свойства элементов куба, бруса.
Данная группа учащихся должна овладеть:
мости, длины, массы;
- решением простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого;
приемами построения треугольников по трем сторонам с помощью циркуля и линейки, классификацией треугольников по видам углов и длинам
сторон;
вычислением периметра .многоугольника.
Учебно – методические средства обучения
Основная литература:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В2сб. \Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
2.Перова М.Н. Математика 6 класс. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004г
Дополнительная литература:
1.Перова М.Н.. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студ. Дефект. Фак. Педвузов. 4-е изд., перераб.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 408с.: ил.
2.Математика. Дидактические материалы для 5 класса общеобразовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2007г
3.Научно – методический журнал «Дефектология», «Начальная школа».