Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
«Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского» |
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании методического | Заместитель директора | Директор МБОУ СОШ № 26 |
объединения | по УВР | ________ Е.В. Стратулат |
Протокол от «_28_ »08___2017_ г. | | |
№ _1__ | ________ Г.В. Шван | Приказ от «___»____2017__ г. |
Руководитель МО_________ | «__ » ________2017__г. | № ___ |
С.В. Шульгина | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по МХК 10 класс |
| | Разработана | | | Шульгиной С.В. | | | учителем истории и обществознания | | | высшей квалификационной категории | | | | | | | | | | | С. Краснокумское 2017 г. | | | | | | | | | | | | | | |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе Изучение курса рассчитано по 35 часов (1 урок в неделю)
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века . 10 кл., от XVII века до современности . 11 кл .: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2008.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Продуктивные методы работы на уроке являются основными. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
В учебно-методический комплект учителя входят:
1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 10, 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002
3. Хорошенкова А.В. МХК. Поурочные планы.-Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.
В учебно-методический комплект обучающегося:
1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.
Календарно – тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре
10 класс.
«Художественная культура от истока до 17 века»
№ | Тема | Содержание | Тип урока | Цели и задачи | Дата |
Художественная культура первобытного мира. 2 часа | |
1. | Введение. Культура первобытного общества. | Значение первобытной культуры. Произведения изобразительного искусства. Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец. | лекция | Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации | |
2. | Первые художники земли. | Значение первобытной культуры. Произведения изобразительного искусства. Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец. | лекция | Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации | |
Художественная культура античности. 5 часов | |
3 | Архитектура страны фараонов. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. | Мировое значение Египетской цивилизации. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Мекирина – выдающиеся памятники мирового зодчества. Скальные храмы и гробницы, особенности архитектурного облика святилищ. Скульптурные памятники Египта. Рельефы фрески. Сокровища гробницы Тутанхомона. | Беседа с опорой на знания учащихся, урок – путешествие. | Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период. Постижение системы знаний о принципах скульптурного канона, о композиции и символике цвета. Значение и роль человека в изобразительной деятельности египтян. | |
4. | Золотой век Афин. Выдающиеся скульпторы древней Эллады. | Афины – столица греческой цивилизации. Афинский акрополь. Куросы и коры периода архаики. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Творения Скопаса и Праксителя | Урок – путешествие. Презентация. Беседа с опорой не знания учащихся. | Дать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции. О стиле и направлении в архитектуре Древней Греции Понять общие закономерности в создании художественных произведений. | |
5. | Архитектура, изобразительное искусство императорского Рима. Театр и музыка античности. | Форум Древнего Рима, Пантеон – храм всех богов, Колизей, триумфальные арки. Римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции. Рождение театра. Театральное и цирковое искусство, музыка. | Беседа с опорой не знания учащихся общение | Выявить значение древнеримской художественной культуры и ее периодизации. Знакомство с изобразительным искусством, уметь анализировать произведении искусства с учетом особенностей его художественного языка. | |
6. | Значение искусства античности в развитии мировой культуры. | Заслушать рефераты, сообщения учащихся. Принять и обсудить их точку зрения. | конференция | Выявить значение искусства античности в развитии современной культуры, основываясь на знания учащихся. | |
7. | Обобщающий урок. | | | | |
Художественная культура средневековья. 6 часов | |
8. | Мир византийской культуры. | Византийская архитектура, искусство мозаики, иконопись. | Лекция | Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры. | |
9. | Архитектура западноевропейского средневековья. | Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и готического стилей зодчества. | лекция | Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлении в искусстве. | |
10. | Изобразительное искусство средних веков. | Скульптура романского и готического стиля. Искусство витража. | Урок - вернисаж | Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве. | |
11. | Театральное искусство и музыка в средние века. | Средневековый пафос, достижения музыкальной культуры. | Беседа с опорой не знания учащихся | | |
12. | Особенности средневековой культуры. | Взаимосвязь художественных образов, стилей в развитии средневекового искусства. | Урок - диспут | Развивать умение анализировать про изведение искусства, понимать и уметь дать художественную оценку. | |
13. | Обобщающий урок. | | | | |
Художественная культура Возрождения. 9 часов | |
14. | Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения. | Архитектура Флоренции, скульптурные шедевры Донателло. Живопись Флоренции. | лекция | Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа. | |
15. | Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. | Мастера живописи: Джотто, Симоне Мартни, Боттичелли. | Беседа с опорой не знания учащихся | Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи. | |
16. | «Золотой век» Возрождения Архитектурные творения. | Архитектурные творения Брамане. | лекция | . Постижение системы знаний об архитектуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой архитектуры. | |
17. | Великие скульпторы эпохи Возрождения | Бунтующий гений Микеланджело. | Урок - общение | Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики. | |
18. | Шедевры живописи эпохи Возрождения | Леонардо да Винчи, Рафаэль, фресковая живопись | Урок - конференция | Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи. | |
19. | Возрождение в Венеции | Архитектура Венеции. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. | семинар | Развивать умения анализировать произведения искусства и любоваться ими, и умение анализировать произведения искусства. | |
20. | Северное возрождение | Франция, Нидерланды, Германия. творчество Брейгеля, Дюрера. | Обзорная экскурсия | Постижение знаний о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы. | |
21. | Театр и музыка Воэрождения | | семинар | Роль музыки в нравственном воспитании общества | |
22. | Культура Западной Европы ХVII века | В. Шекспир, Мигель де Сервантес Сааведра, Мольер ; творчество европейских художников, анализ музыкального искусства (Вивальди, Гендель, Бах ) | Урок-путешествие | Охарактеризовать развитие европейской культуры, проследить эволюцию эстетики европейского искусства в этот период. | |
Художественная культура Христианской Руси. 6 часов | |
23. | Архитектурный облик Древней Руси. | Архитектура Киевской Руси, Храмовое строительство. | Беседа с опорой не знания учащихся | Формирование понятий архитектурного стиля, постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси. | |
24. | Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры. | Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской.. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. | Урок путешествие. | Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры. | |
25. | Московское княжество | Храмы и соборы Московского кремля. Соединение архитектурных стилей. | Урок путешествие | Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры. | |
26. | Деревянное зодчество Руси. | Особенности деревянного зодчества. Архитектурные памятники. | Беседа | Выявить особенности деревянной архитектуры Руси и знакомство с технологией деревянного зодчества | |
27. | Живопись и музыка Древней Руси. | Мозаики и фрески Киевской Софии, живопись, иконопись. Музыкальная культура. | Беседа с опорой не знания учащихся | Значение живописных произведений в культуре Древней Руси. Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им. | |
28. | Обобщающий урок. | | | | |
Возникновение и развитие мусульманской культуры. 3 часа | |
29. | Художественная культура ислама. | Шедевры исламской архитектуры. Изобразительное искусство ислама. | Урок – лекция. | Знакомство с историческими корнями и значением искусства ислама. | |
30. | Особенности культуры Востока. | Общие и индивидуальные черты искусства народов Востока. | семинар | Обобщить изученный материал. Развивать умения анализировать произведения искусства и любоваться ими. | |
31. | Обобщающий урок. | | | | |
Художественная культура народов Северного Кавказа. 4 часа. | |
32. | Художественная культура народов Кавказа в древности. | | Презентация, беседа | Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им. | |
3334. | Художественная культура народов Кавказа в средние века. | | Презентация | Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры. | |
35. | Итоговый урок | | Урок-зачет | Контроль полученных знаний | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
«Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского» |
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании методического | Заместитель директора | Директор МБОУ СОШ № 26 |
объединения | по УВР | ________ Е.В. Стратулат |
Протокол от «_28_ »08___2017_ г. | | |
№ _1__ | ________ Г.В. Шван | Приказ от «___»____20__ г. |
Руководитель МО_________ | «__ » ________20___г. | № ___ |
С.В. Шульгина | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по МХК 11 класс |
| | Разработана | | | Шульгиной С.В. | | | учителем истории и обществознания | | | высшей квалификационной категории | | | | | | | | | | | С. Краснокумское 2017 г. | | | | | | | | | | | | | | |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 (общеобразовательном) классе. Изучение курса рассчитано на 34 часов (1 урок в неделю)
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2008.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Продуктивные методы работы являются на уроке основными. Формы организации деятельности учащихся на уроке – фронтальная, групповая, индивидуальная.
В учебно-методический комплект учителя входят:
1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002
3. Хорошенкова А.В. МХК. Поурочные планы.-Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.
В учебно-методический комплект обучающегося:
1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: МХК 11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.
Календарно – тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре
11 класс.
«Художественная культура: от XVII в. до современности»
№ | Тема | Содержание | Тип урока | Цели и задачи | Дата проведения По плану фактически |
1. | Художественная культура Нового времени | Знать художественные стили и направления в искусстве Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма | Вводная лекция | Знать историю проведения конкурса на создание восточного фасада дворца Лувра в Париже | |
2. | Культура Западной Европы ХVII века | В. Шекспир, Мигель де Сервантес Сааведра, Мольер; творчество европейских художников, анализ музыкального искусства (Вивальди, Бах) | Урок-путешествие | Охарактеризовать развитие европейской культуры, проследить эволюцию эстетики европейского искусства в этот период. | |
3. | Эпоха Просвещения в Западной Европе. | Франция, Англия, Германия | Урок-путешествие | Раскрыть специфику восприятия гуманистических ценностей в эпоху Просвещения, охарактеризовать эстетику стиля рококо, провести сравнительный анализ развития идей просвещения в странах Западной Европы. | |
4. | Идеи Просвещения в зарубежной литературе. | Стремление писателей приблизить литературу к реальной жизни, активно вмешаться в жизнь. Культ разума. Проблема идеального героя. Романы Д.Дефо «Робинзон Крузо», Д.Свифта «Путешествия Гулливера». | Урок-конференция. | Раскрыть идеальные формы справедливого общественного устройства в произведениях, характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения, выявить тенденции развития худ.культуры эпохи Просвещения, на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Просвещения | |
5. | Идеи Просвещения в зарубежном изобразительном искусстве. | Портреты в искусстве просветительского реализма, идейные задачи и их художественное воплощение. Скульптурные портреты Жана Антуана Гудона. Творчество Ж.Л.Давида, У. Хогарта, С.Шардена. | Урок – презентация | Раскрыть идейно-эстетические задачи, охарактеризовать творчество Ж.Л.Давида, У. Хогарта, С.Шардена. | |
6. | Музыкальная культура эпохи Просвещения | Композиторы «Венской классической школы» К. Глюк «Орфей и Эвредика»; Й. Гайдн «Сотворение мира», «Времена года»; В. Моцарт «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Юпитер» | Урок - концерт | Раскрыть специфику музыкальной культуры эпохи Просвещения, охарактеризовать эстетику нового музыкального жанра – комической оперы, формировать умение адекватно воспринимать и оценивать музыкальные произведения | |
7. | Развитие идей Просвещения в России | Баженов, Рокотов | Урок – презентация | Рассказать о развитии русской архитектуры, живописи и музыки в России, сравнить эстетику искусства Просвещения стран Западной Европы и России | |
8. | Просвещение в изобразительном искусстве России. Русский портрет XVIIIв. | Петровские реформы и рождение светского изобразительного искусства. Творчество И. Никитина, Ф.С.Рокотова. (Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской»; Д.Г. Левицкий «Портрет П.А. Демидова», «Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой»; В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной») | Урок – презентация | Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой | |
9. | Романтизм в зарубежном искусстве. | Творчество Дж.Байрона, Ф.Гойи, Э.Делакруа, Ф.Шуберта | Урок – лекция, презентация | Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | |
10. | Романтизм в художественной культуре России. | Творчество К.П.Брюллова. Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. | Урок – презентация | Знать шедевры изобразительного и музыкального искусства романтизма Уметь узнавать изученные произведения | |
11. | Живописный язык романтиков. | Выступления, творческие работы учащихся по данной теме. | Урок – презентация | Уметь выражать собственные суждения о произведениях романтизма | |
12. | Обобщение. Урок-зачет. | | Урок - зачет | Контроль полученных знаний. | |
13. | Художественная культура ХIХ – ХХ вв. | Особенности восприятия гуманистических ценностей. | лекция | Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации | |
14. | Эстетика импрессионизма и постимпрессионизма. | Живопись импрессионистов (Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар) Раскрываются стилевые особенности постимпрессионизма, анализируются произведения и используемые художественные приемы. | Беседа с опорой на знания учащихся, урок – презентация | Охарактеризовать эстетику импрессионизма, рассказать о выдающихся художниках и музыкантах – импрессионистах. Раскрыть стилевые особенности постимпрессионизма, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения постимпрессионизма. | |
15. | Художественные образы экспрессионизма. | Особенности восприятия гуманистических ценностей экспрессионистами, стилевые особенности экспрессионизма. | Урок – презентация | Выявить и охарактеризовать стилевые особенности экспрессионизма, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения мастеров экспрессионизма. | |
16. | Эстетика реализма. Символизм. Живопись и скульптура. | Основные особенности реализма, творчество писателей – реалистов, развитие реализма в различных странах Европы. Характеризуется эстетика символизма, рассказывается о жизни и творчестве поэтов и драматургов – символистов, рассматривается тематика произведений. | Урок – лекция. Презентация. | Проанализировать стилевые особенности реализма, познакомить с творчеством писателей – реалистов. Познакомить с тематикой произведений символистов и особенностями используемых ими художественных приемов, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения символизма. | |
2 полугодие | | | | | |
17. | Нетрадиционные направ-ления в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века. | Эстетика фовизма, кубизма, абстракционизма и сюрреализма. Сравниваются нетрадиционные направления в искусстве. | Урок – лекция. Презентация. | Охарактеризовать эстетику фовизма, кубизма, абстракционизма и сюрреализма, раскрыть стилевые особенности нетрадиционных направлений. | |
18. | Русская культура первой и второй половины ХIХ века. | Рассматривается историко-культурное развитие России, рассказывается о выдающихся деятелях русской культуры первой половины ХIХ века. Раскрываются особенности внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века. | Беседа с опорой на знания учащихся, общение | Охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре в первой половине ХIХ века, проанализировать их произведения. Раскрыть специфику восприятия гуманистических ценностей в русской литературе второй половины ХIХ века, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать эти произведения. | |
19. | Развитие отечественной живописи в пореформенный период. | Рассказываются особенности эволюции отечественной живописи в пореформенный период. | конференция | Познакомить учащихся с тематикой и художественными приемами русской живописи второй половины ХIХ века, раскрыть особенности эволюции отечественной живописи в пореформенный период. | |
20 | Русское музыкальное искусство второй половины ХIХ века. | Характеризуется развитие русского музыкального искусства, раскрывается тематика и специфика художественных приемов русских композиторов этого периода. | Урок – концерт | Охарактеризовать развитие русского музыкального искусства во второй половины ХIХ века, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать музыкальные произведения, способствовать развитию у них эстетического вкуса. | |
21 | “Серебряный век” русской культуры. Русский авангард. | Раскрываются особенности «освобождения духовной культуры» в творчестве мастеров русской культуры Серебряного века. Характеризуется эстетика авангарда. | Урок – презентация. Беседа, анализ | Охарактеризовать особенности эстетики символизма, раскрыть особенности «освобождения духовной культуры» в творчестве мастеров русской культуры Серебряного века. Охарактеризовать особенности восприятия действительности в работах авангардистов, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения художников – авангардистов. | |
22. | Неоклассицизм и романтизм в русской культуре начала ХХ века. Мировое значение творческих исканий российских художников в начале ХХ века. | Характеризуется эстетика русского неоклассицизма и позднего романтизма, рассказывается о жизни и творчестве мастеров неоклассицизма и позднего романтизма. Анализируется художественное наследие Серова, Бенуа, Рериха. | Урок - конференция | Познакомить с эстетикой стиля модерн, рассказать о жизни и творчестве мастеров неоклассицизма и позднего романтизма. Проанализировать художественное наследие Серова, Бенуа, Рериха, выявить традиционные и новаторские черты в русском искусстве начала ХХ века. | |
23. | Обобщающий урок. | | Урок – зачет | Контроль полученных знаний. | |
24. | Художественная культура России начала ХХ века. | Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке | Урок – репортаж | Охарактеризовать основные тенденции художественной жизни России начала ХХ века. Проанализировать художественное наследие В.Серова, А.Н.Бенуа, Н.К.Рериха. раскрыть особенности музыкального языка Н.Ф.Стравинского и С.В.Рахманинова. Выявить традиционные и новаторские черты в русском искусстве начала ХХ века. | |
25. | Музыкальная жизнь ХХ века. Театральная культура ХХ века. | Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера. Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет | Урок – концерт | Охарактеризовать основные тенденции и направления музыкального искусства в ХХ веке. Раскрыть основные направления театрального искусства. | |
26. | Синтез искусств – особенная черта культуры ХХ века: кино, виды и жанры телевидения. | Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа. Киноавангард XX в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители | Урок – презентация | Охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей и осмысление современности в кино ХХ века. Формировать умение адекватно воспринимать и оценивать кинофильмы ХХ века. | |
27. | Отечественная культура в военные годы. Общечеловеческие ценности в советском искусстве периода “оттепели”. | Литература, кинематография, музыкальное искусство военных лет. Авторская песня. Театральное искусство 60-х годов. Развитие живописи и музыки. | Урок диалог. Презентация Лекция | Проанализировать систему ценностей отечественной культуры. Раскрыть систему ценностей отечественного искусства в 60-е годы ХХ века. | |
2829 | Современное изобразительное искусство народов Северного Кавказа | Произведения искусств народов Северного Кавказа | Лекция, беседа. | Знать шедевры художников Северного Кавказа иметь представление о музеях. | |
30-31 | Становление и развитие профессионального музыкального искусства. | Музыкальный фольклор народов Северного Кавказа. | Урок – презентация | Знать шедевры и основные этапы биографии композиторов народов Северного Кавказа. | |
32-33 | Театральное искусство народов Северного Кавказа | Театры Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Республики Осетии – Алании. | Лекция, беседа. | Знать историю создания театров народов Северного Кавказа | |
34 | Итоговый урок. | | Зачет | Контроль полученных знаний. | |