СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК 10,11 классы

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по мировой художественной культуре разработана к учебникам Г.И. Даниловой "Мировая художественная культура"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК 10,11 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского»


РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического

Заместитель директора

Директор МБОУ СОШ № 26

объединения

по УВР

________ Е.В. Стратулат

Протокол от «_28_ »08___2017_ г.



№ _1__

________ Г.В. Шван

Приказ от «___»____2017__ г.

Руководитель МО_________

«__ » ________2017__г.

№ ___

С.В. Шульгина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по МХК

10 класс




Разработана



Шульгиной С.В.



учителем истории и обществознания



высшей квалификационной категории











С. Краснокумское 2017 г.























1. Пояснительная записка

Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе Изучение курса рассчитано по 35 часов (1 урок в неделю)

Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века . 10 кл., от XVII века до современности . 11 кл .: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2008.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

 использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

 основные виды и жанры искусства;

 изученные направления и стили мировой художественной культуры;

 шедевры мировой художественной культуры;

 особенности языка различных видов искусства;

уметь:

 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

 пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

 для выбора путей своего культурного развития;

 организации личного и коллективного досуга;

 выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

 самостоятельного художественного творчества.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.


Продуктивные методы работы на уроке являются основными. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

В учебно-методический комплект учителя входят:

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 10, 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений

2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002

3. Хорошенкова А.В. МХК. Поурочные планы.-Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.

6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.

В учебно-методический комплект обучающегося:

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.

6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.






















Календарно – тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре

10 класс.

«Художественная культура от истока до 17 века»

Тема

Содержание

Тип урока

Цели и задачи

Дата

Художественная культура первобытного мира. 2 часа


1.

Введение. Культура первобытного общества.

Значение первобытной культуры. Произведения изобразительного искусства. Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец.

лекция

Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации


2.

Первые художники земли.

Значение первобытной культуры. Произведения изобразительного искусства. Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец.

лекция

Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации


Художественная культура античности. 5 часов


3


Архитектура страны фараонов.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Мировое значение Египетской цивилизации.

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Мекирина – выдающиеся памятники мирового зодчества. Скальные храмы и гробницы, особенности архитектурного облика святилищ.

Скульптурные памятники Египта. Рельефы фрески.

Сокровища гробницы Тутанхомона.

Беседа с опорой на знания учащихся, урок – путешествие.


Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период.

Постижение системы знаний о принципах скульптурного канона, о композиции и символике цвета. Значение и роль человека в изобразительной деятельности египтян.


4.


Золотой век Афин.

Выдающиеся скульпторы древней Эллады.

Афины – столица греческой цивилизации. Афинский акрополь.

Куросы и коры периода архаики.

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Творения Скопаса и Праксителя

Урок – путешествие.

Презентация.

Беседа с опорой не знания учащихся.


Дать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции. О стиле и направлении в архитектуре Древней Греции

Понять общие закономерности в создании художественных произведений.


5.


Архитектура, изобразительное искусство императорского Рима.

Театр и музыка античности.

Форум Древнего Рима, Пантеон – храм всех богов, Колизей, триумфальные арки.

Римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции.

Рождение театра. Театральное и цирковое искусство, музыка.

Беседа с опорой не знания учащихся

общение

Выявить значение древнеримской художественной культуры и ее периодизации.

Знакомство с изобразительным искусством, уметь анализировать произведении искусства с учетом особенностей его художественного языка.


6.

Значение искусства античности в развитии мировой культуры.

Заслушать рефераты, сообщения учащихся. Принять и обсудить их точку зрения.

конференция

Выявить значение искусства античности в развитии современной культуры, основываясь на знания учащихся.


7.

Обобщающий урок.





Художественная культура средневековья. 6 часов


8.

Мир византийской культуры.

Византийская архитектура, искусство мозаики, иконопись.

Лекция

Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры.


9.

Архитектура западноевропейского средневековья.

Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и готического стилей зодчества.

лекция

Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлении в искусстве.


10.

Изобразительное искусство средних веков.

Скульптура романского и готического стиля. Искусство витража.

Урок - вернисаж

Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве.


11.

Театральное искусство и музыка в средние века.

Средневековый пафос, достижения музыкальной культуры.

Беседа с опорой не знания учащихся



12.

Особенности средневековой культуры.

Взаимосвязь художественных образов, стилей в развитии средневекового искусства.

Урок - диспут

Развивать умение анализировать про изведение искусства, понимать и уметь дать художественную оценку.




13.

Обобщающий урок.





Художественная культура Возрождения. 9 часов


14.

Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения.

Архитектура Флоренции, скульптурные шедевры Донателло. Живопись Флоренции.

лекция

Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.


15.

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.

Мастера живописи: Джотто, Симоне Мартни, Боттичелли.

Беседа с опорой не знания учащихся

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.


16.

«Золотой век» Возрождения

Архитектурные творения.

Архитектурные творения Брамане.

лекция

. Постижение системы знаний об архитектуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой архитектуры.


17.

Великие скульпторы эпохи Возрождения

Бунтующий гений Микеланджело.

Урок - общение

Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.


18.

Шедевры живописи эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи, Рафаэль, фресковая живопись

Урок - конференция

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.


19.

Возрождение в Венеции

Архитектура Венеции. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто.

семинар

Развивать умения анализировать произведения искусства и любоваться ими, и умение анализировать произведения искусства.


20.

Северное возрождение

Франция, Нидерланды, Германия. творчество Брейгеля, Дюрера.

Обзорная экскурсия

Постижение знаний о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы.


21.

Театр и музыка Воэрождения


семинар

Роль музыки в нравственном воспитании общества


22.

Культура Западной Европы ХVII века

В. Шекспир, Мигель де Сервантес Сааведра, Мольер ; творчество европейских художников, анализ музыкального искусства (Вивальди, Гендель, Бах )

Урок-путешествие

Охарактеризовать развитие европейской культуры, проследить эволюцию эстетики европейского искусства в этот период.


Художественная культура Христианской Руси. 6 часов


23.

Архитектурный облик Древней Руси.

Архитектура Киевской Руси,

Храмовое строительство.

Беседа с опорой не знания учащихся

Формирование понятий архитектурного стиля, постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси.


24.

Особенности Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности.

Храм Софии Новгородской..

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.

Урок путешествие.



Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.


25.

Московское княжество

Храмы и соборы Московского кремля. Соединение архитектурных стилей.

Урок путешествие


Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.


26.

Деревянное зодчество Руси.

Особенности деревянного зодчества. Архитектурные памятники.

Беседа

Выявить особенности деревянной архитектуры Руси и знакомство с технологией деревянного зодчества


27.

Живопись и музыка Древней Руси.

Мозаики и фрески Киевской Софии, живопись, иконопись. Музыкальная культура.

Беседа с опорой не знания учащихся

Значение живописных произведений в культуре Древней Руси.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им.


28.

Обобщающий урок.





Возникновение и развитие мусульманской культуры. 3 часа


29.

Художественная культура ислама.

Шедевры исламской архитектуры. Изобразительное искусство ислама.

Урок – лекция.

Знакомство с историческими корнями и значением искусства ислама.


30.

Особенности культуры Востока.

Общие и индивидуальные черты искусства народов Востока.

семинар

Обобщить изученный материал. Развивать умения анализировать произведения искусства и любоваться ими.


31.

Обобщающий урок.





Художественная культура народов Северного Кавказа. 4 часа.


32.

Художественная культура народов Кавказа в древности.


Презентация, беседа

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им.


3334.

Художественная культура народов Кавказа в средние века.


Презентация

Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.


35.

Итоговый урок


Урок-зачет

Контроль полученных знаний


































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского»


РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического

Заместитель директора

Директор МБОУ СОШ № 26

объединения

по УВР

________ Е.В. Стратулат

Протокол от «_28_ »08___2017_ г.



№ _1__

________ Г.В. Шван

Приказ от «___»____20__ г.

Руководитель МО_________

«__ » ________20___г.

№ ___

С.В. Шульгина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по МХК

11 класс




Разработана



Шульгиной С.В.



учителем истории и обществознания



высшей квалификационной категории











С. Краснокумское 2017 г.























1. Пояснительная записка

Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 (общеобразовательном) классе. Изучение курса рассчитано на 34 часов (1 урок в неделю)

Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2008.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

 использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

 основные виды и жанры искусства;

 изученные направления и стили мировой художественной культуры;

 шедевры мировой художественной культуры;

 особенности языка различных видов искусства;

уметь:

 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

 пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

 для выбора путей своего культурного развития;

 организации личного и коллективного досуга;

 выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

 самостоятельного художественного творчества.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.

Продуктивные методы работы являются на уроке основными. Формы организации деятельности учащихся на уроке – фронтальная, групповая, индивидуальная.

В учебно-методический комплект учителя входят:

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений

2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002

3. Хорошенкова А.В. МХК. Поурочные планы.-Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.

6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.

В учебно-методический комплект обучающегося:

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: МХК 11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.

6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.



Календарно – тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре

11 класс.

«Художественная культура: от XVII в. до современности»

Тема

Содержание

Тип урока

Цели и задачи

Дата проведения

По плану фактически

1.

Художественная культура Нового времени

Знать художественные стили и направления в искусстве

Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма

Вводная лекция

Знать историю проведения конкурса на создание восточного фасада дворца Лувра в Париже


2.

Культура Западной Европы ХVII века

В. Шекспир, Мигель де Сервантес Сааведра, Мольер; творчество европейских художников, анализ музыкального искусства (Вивальди, Бах)

Урок-путешествие

Охарактеризовать развитие европейской культуры, проследить эволюцию эстетики европейского искусства в этот период.


3.

Эпоха Просвещения в Западной Европе.

Франция, Англия, Германия

Урок-путешествие

Раскрыть специфику восприятия гуманистических ценностей в эпоху Просвещения, охарактеризовать эстетику стиля рококо, провести сравнительный анализ развития идей просвещения в странах Западной Европы.


4.

Идеи Просвещения в зарубежной литературе.

Стремление писателей приблизить литературу к реальной жизни, активно вмешаться в жизнь. Культ разума. Проблема идеального героя. Романы Д.Дефо «Робинзон Крузо», Д.Свифта «Путешествия Гулливера».

Урок-конференция.

Раскрыть идеальные формы справедливого общественного устройства в произведениях, характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения, выявить тенденции развития худ.культуры эпохи Просвещения, на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Просвещения


5.

Идеи Просвещения в зарубежном изобразительном искусстве.

Портреты в искусстве просветительского реализма, идейные задачи и их художественное воплощение. Скульптурные портреты Жана Антуана Гудона. Творчество Ж.Л.Давида,

У. Хогарта, С.Шардена.

Урок – презентация

Раскрыть идейно-эстетические задачи, охарактеризовать творчество Ж.Л.Давида, У. Хогарта, С.Шардена.


6.

Музыкальная культура эпохи Просвещения

Композиторы «Венской классической школы»

К. Глюк «Орфей и Эвредика»; Й. Гайдн «Сотворение мира», «Времена года»; В. Моцарт «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Юпитер»

Урок - концерт

Раскрыть специфику музыкальной культуры эпохи Просвещения, охарактеризовать эстетику нового музыкального жанра – комической оперы, формировать умение адекватно воспринимать и оценивать музыкальные произведения


7.

Развитие идей Просвещения в России

Баженов, Рокотов

Урок – презентация

Рассказать о развитии русской архитектуры, живописи и музыки в России, сравнить эстетику искусства Просвещения стран Западной Европы и России


8.

Просвещение в изобразительном искусстве России. Русский портрет XVIIIв.

Петровские реформы и рождение светского изобразительного искусства. Творчество

И. Никитина, Ф.С.Рокотова. (Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской»; Д.Г. Левицкий «Портрет П.А. Демидова», «Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой»; В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»)

Урок – презентация

Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой


9.

Романтизм в зарубежном искусстве.

Творчество Дж.Байрона, Ф.Гойи, Э.Делакруа, Ф.Шуберта

Урок – лекция, презентация

Знать особенности художественного стиля

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем


10.

Романтизм в художественной культуре России.

Творчество К.П.Брюллова. Русская музыка романтизма. Зарож­дение русской классической музы­кальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкаль­ной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.

Урок – презентация

Знать шедевры изобразительного и музыкального искусства романтизма

Уметь узнавать изученные произведения


11.

Живописный язык романтиков.

Выступления, творческие работы учащихся по данной теме.

Урок – презентация

Уметь выражать собственные суждения о произведениях романтизма



12.

Обобщение. Урок-зачет.


Урок - зачет

Контроль полученных знаний.


13.

Художественная культура ХIХ – ХХ вв.

Особенности восприятия гуманистических ценностей.

лекция

Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации


14.

Эстетика импрессионизма и постимпрессионизма.

Живопись импрессионистов (Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар)

Раскрываются стилевые особенности постимпрессионизма, анализируются произведения и используемые художественные приемы.

Беседа с опорой на знания учащихся, урок – презентация

Охарактеризовать эстетику импрессионизма, рассказать о выдающихся художниках и музыкантах – импрессионистах.

Раскрыть стилевые особенности постимпрессионизма, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения постимпрессионизма.


15.

Художественные образы экспрессионизма.

Особенности восприятия гуманистических ценностей экспрессионистами, стилевые особенности экспрессионизма.


Урок – презентация

Выявить и охарактеризовать стилевые особенности экспрессионизма, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения мастеров экспрессионизма.


16.

Эстетика реализма.

Символизм. Живопись и скульптура.

Основные особенности реализма, творчество писателей – реалистов, развитие реализма в различных странах Европы.

Характеризуется эстетика символизма, рассказывается о жизни и творчестве поэтов и драматургов – символистов, рассматривается тематика произведений.

Урок – лекция.

Презентация.


Проанализировать стилевые особенности реализма, познакомить с творчеством писателей – реалистов.

Познакомить с тематикой произведений символистов и особенностями используемых ими художественных приемов, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения символизма.


2 полугодие






17.

Нетрадиционные направ-ления в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века.

Эстетика фовизма, кубизма, абстракционизма и сюрреализма. Сравниваются нетрадиционные направления в искусстве.

Урок – лекция.

Презентация.

Охарактеризовать эстетику фовизма, кубизма, абстракционизма и сюрреализма, раскрыть стилевые особенности нетрадиционных направлений.


18.


Русская культура первой и второй половины ХIХ века.


Рассматривается историко-культурное развитие России, рассказывается о выдающихся деятелях русской культуры первой половины ХIХ века.

Раскрываются особенности внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века.

Беседа с опорой на знания учащихся, общение

Охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре в первой половине ХIХ века, проанализировать их произведения.

Раскрыть специфику восприятия гуманистических ценностей в русской литературе второй половины ХIХ века, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать эти произведения.


19.

Развитие отечественной живописи в пореформенный период.

Рассказываются особенности эволюции отечественной живописи в пореформенный период.

конференция

Познакомить учащихся с тематикой и художественными приемами русской живописи второй половины ХIХ века, раскрыть особенности эволюции отечественной живописи в пореформенный период.


20

Русское музыкальное искусство второй половины ХIХ века.

Характеризуется развитие русского музыкального искусства, раскрывается тематика и специфика художественных приемов русских композиторов этого периода.

Урок – концерт

Охарактеризовать развитие русского музыкального искусства во второй половины ХIХ века, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать музыкальные произведения, способствовать развитию у них эстетического вкуса.


21


“Серебряный век” русской культуры.

Русский авангард.

Раскрываются особенности «освобождения духовной культуры» в творчестве мастеров русской культуры Серебряного века.

Характеризуется эстетика авангарда.

Урок – презентация.

Беседа, анализ

Охарактеризовать особенности эстетики символизма, раскрыть особенности «освобождения духовной культуры» в творчестве мастеров русской культуры Серебряного века.

Охарактеризовать особенности восприятия действительности в работах авангардистов, формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения художников – авангардистов.


22.


Неоклассицизм и романтизм в русской культуре начала ХХ века. Мировое значение творческих исканий российских художников в начале ХХ века.

Характеризуется эстетика русского неоклассицизма и позднего романтизма, рассказывается о жизни и творчестве мастеров неоклассицизма и позднего романтизма.

Анализируется художественное наследие Серова, Бенуа, Рериха.


Урок - конференция

Познакомить с эстетикой стиля модерн, рассказать о жизни и творчестве мастеров неоклассицизма и позднего романтизма.

Проанализировать художественное наследие Серова, Бенуа, Рериха, выявить традиционные и новаторские черты в русском искусстве начала ХХ века.


23.

Обобщающий урок.


Урок – зачет

Контроль полученных знаний.


24.

Художественная культура России начала ХХ века.

Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравин­ского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке

Урок – репортаж

Охарактеризовать основные тенденции художественной жизни России начала ХХ века. Проанализировать художественное наследие В.Серова, А.Н.Бенуа, Н.К.Рериха. раскрыть особенности музыкального языка Н.Ф.Стравинского и С.В.Рахманинова. Выявить традиционные и новаторские черты в русском искусстве начала ХХ века.


25.

Музыкальная жизнь ХХ века.

Театральная культура ХХ века.

Музыкальный мир XX в., разнород­ность его стилей и направлений. Но­вые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера.

Основные пути развития зарубежно­го театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрре­ализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет

Урок – концерт


Охарактеризовать основные тенденции и направления музыкального искусства в ХХ веке. Раскрыть основные направления театрального искусства.



26.

Синтез искусств – особенная черта культуры ХХ века: кино, виды и жанры телевидения.

Рождение и первые шаги кинемато­графа. Великий немой. Ч. С. Чап­лин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение наци­онального кинематографа. Киноавангард XX в. Рождение наци­онального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители

Урок – презентация

Охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей и осмысление современности в кино ХХ века. Формировать умение адекватно воспринимать и оценивать кинофильмы ХХ века.


27.


Отечественная культура в военные годы.

Общечеловеческие ценности в советском искусстве периода “оттепели”.

Литература, кинематография, музыкальное искусство военных лет. Авторская песня. Театральное искусство 60-х годов. Развитие живописи и музыки.

Урок диалог. Презентация

Лекция

Проанализировать систему ценностей отечественной культуры. Раскрыть систему ценностей отечественного искусства в 60-е годы ХХ века.


2829

Современное изобразительное искусство народов Северного Кавказа

Произведения искусств народов Северного Кавказа

Лекция, беседа.

Знать шедевры художников Северного Кавказа иметь представление о музеях.


30-31

Становление и развитие профессионального музыкального искусства.

Музыкальный фольклор народов Северного Кавказа.

Урок – презентация

Знать шедевры и основные этапы биографии композиторов народов Северного Кавказа.


32-33

Театральное искусство народов Северного Кавказа

Театры Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Республики Осетии – Алании.

Лекция, беседа.

Знать историю создания театров народов Северного Кавказа


34

Итоговый урок.


Зачет

Контроль полученных знаний.