СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК, 10 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по МХК, 10 класс, базовый уровень, сделанная на основе авторской программы Даниловой Г.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК, 10 класс, базовый уровень»



муниципальное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа





Утверждаю

Директор школы

_______

Приказ по школе №

от «___» ______2017 г.

















Рабочая программа



учебного курса Мировая художественная культура

в 10 классе, базовый уровень



















Составитель: учитель

Мещерская Галина Леонидовна































2017-2018 учебный год

Цели изучения курса и содержание программы.



Изучение курса МХК в 10 классе (От истоков до XVII века) направлено на достижение следующих целей:

  1. формировать представление учащихся о шедеврах мировой и русской культуры от культуры древних цивилизаций до XVII века;

  2. развивать в школьниках потребность общения с произведениями искусства, учить находить в произведениях искусства нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  3. воспитывать художественно-эстетический вкус школьников.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- познакомить учащихся с шедеврами мировой и отечественной культуры от культуры древних цивилизаций до XVII века;

- учить анализу произведений искусства живописи, скульптуры, музыки, архитектуры, кино;

- создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках и внеклассных занятиях;

- учить монологической речи – высказыванию собственного суждения о произведениях искусства;

- знакомить с теоретическими понятиями, необходимыми школьникам для освоения курса.

Прилагается текст авторской программы Даниловой Г.А. (Мировая художественная культура 5-11 класс. Москва, Дрофа, 2010)

Авторская программа Даниловой Г.И.содержит темы, не обозначенные в государственном стандарте:

1.Изобразительное искусство Древнего Египта.

2.Театральное искусство и музыка Средних веков.

В целях сохранения авторского замысла перечисленные темы включены в рабочую программу.

В авторской программе Даниловой Г.И. не учтены темы, обозначенные в государственном стандарте для обязательного изучения:

1.Слияние восточных и античных традиций в эллинизме. Пергамский алтарь.

2.Художественная культура Ренессанса. Комплекс Фонтенбло.

Данные темы включены в рабочую программу в целях выполнения государственного стандарта.

Авторская программа Даниловой Г.И. (базовый курс) рассчитана на 35 часов.

Настоящая рабочая программа составлена на 34 учебных часа (1 час в неделю). Количество часов в данной рабочей программе совпадает с количеством часов, отведённых в базовом учебном плане МОУ Ильинская СОШ. При составлении рабочей программы сохранена тематика, обозначенная государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по МХК (базовый уровень).

Рабочая программа реализуется при использовании традиционной системы обучения. Используются общие формы обучения, индивидуальные, групповые, фронтальные.

Данная программа реализуется на основе УМК:

  1. программы курса «Мировая художественная культура, 10-11 классы» Даниловой Г.И., (базовый уровень), 2010

  2. учебника Даниловой Г.И. «Искусство, 10 класс», Москва, «Дрофа», 2014.

  3. Г.И.Данилова. Тематическое поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс». «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 класс». Дрофа, Москва, 2006

Требования к уровню подготовки обучаемых.



В результате изучения курса МХК в 10 классе ученик должен:



Знать/ понимать:

  • основные виды и жанры искусства с древнейших времён по ХVII век;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры с древнейших времён по ХVII век;

  • особенности языка особенности языка музыки, живописи, архитектуры, театра.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения искусства и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации);

  • уметь анализировать произведения искусства разных видов: живописные, архитектурные, музыкальные.



Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

















































Учебно-тематический план.



Раздел, тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

Практич. занятия

I.













II.









III.













IV.







V.









VI.

Введение.

Древние цивилизации.















Культура Античности.









Средние века.















Культура Востока.









Возрождение.











Итоговые уроки.



6











3









11













4







8









2




2





















1













2







3



4











3









10













2







5









2


Промежуточный:

устный опрос, сообщения уч-ся, практикум-анализ архитект. сооруженя.





Промежуточный: сообщения, характеристика архитектурного сооружения, кроссворды, с\р.

Промежуточный:

сообщения, сочинение, практикум-анализ живописного полотна, с/р.





Промежуточный: презентации, синквейн, тест.



Промежуточный: презентации, анализ картин, кроссворд, викторина.







Итоговый контроль: к/р.






Итого: 34ч. 8 26













Календарно-тематический план.

Тема , форма урока

Основное содержание урока

Форма и содержание проверки знаний

Оборудование

Домашнее задание

Художественная культура древнейших цивилизаций. 6ч.


1

Лекция с элементами беседы.

Введение. Роль мифов в мировой художественной культуре. Первые художники Земли. Художественные комплексы Альтамиры.

Понятие мифа, культуры. Древние образы и символы. Первобытная магия. Понятие ритуала. Особенности изображения животных в пещере.

.


Выставка книг.

Инд.сообщения:

Новые гипотезы о назначении Стоунхенджа.

Класс: записи в тетрадях

2

Видеоурок с элементами беседы.

Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.

Своеобразие и гипотезы о назначении Стоунхенджа.

Инд.сообщения, фронтальный опрос

Видеофильм.


3

Видеоурок,

лекция с элементами беседы. Особенности художественной культуры Месопотамии.

Аскетизм и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий).

Фронтальный опрос.

Видеофильм

Составить кроссворд или викторину по теме «Древняя Месопотамия».



Инд: сообщение «Египетские пирамиды».

4

Лекция с элементами беседы.

Древний Египет: культура, олицетворяющая Вечность.

Представления египтян о жизни, смерти, бессмертии. Общая характеристика пирамиды как архитектурного сооружения; пирамиды Гизы; храмы Карнака и Луксора.

инд.сообщение.

Фотографии египетских храмов и пирамид.

1.Составить кроссворд или викторину по теме.

5

Комплексный урок.

Изобразительное искусство Древнего Египта.

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта. Скульптурные памятники, рельефы и фрески, сокровища гробницы Тутанхамона.

Кроссворды и викторины (письм.).


Выучить глоссарий урока (записи в тетради).


6.

Практикум-анализ архитектурного сооружения. Искусство доколумбовой Америки.

Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (комплекс в Паленке, Теночтитлан).

Практикум-анализ архитектурного сооружения.


1.Составить глоссарий лексики по теме «архитектура»

Инд.: сообщения об архитектурных шедеврах древних Афин (Акрополь, Парфенон); Пергамский алтарь.

Художественная культура Античности.3ч.


7

Урок-путешествие.

Золотой век Афин.

Слияние восточных и античных традиций в эллинизме: Пергамский алтарь.

Мифологическая картина мира как основа развития античной ХК. Древнегреческая архитектура (Акрополь, Парфенон), своеобразие скульптуры; искусство театра.

Инд. сообщения об архитектурных шедеврах древних Афин (Акрополь, Парфенон).

Фотографии Акрополя, Парфенона, скульптурных произведений.

1.Групп.задания: характеристика архитектурного сооружения: Форум, Колизей, Пантеон.

2. Инд.: подготовить сообщение «Образы античного искусства в русской культуре».

8

Урок – путешествие с элементами беседы.

Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима.

Архитектурные памятники «Вечного города», отражающие философию и образ жизни древних римлян: Форум, Колизей, Пантеон. Архитектура триумфальной арки, колонны, базилики.

Рассказ- анализ архитектурного сооружения; инд. сообщение «Образы античного искусства в русской культуре».

Фотографии архитектурных сооружений Древнего Рима.

Составить кроссворд «Античная культура» или написать акростих «Античность».

9

Комбинированный урок. Театральное искусство Античности.

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.

Кроссворд «Античная культура», акростих «Античность».

Видеоряд

Подготовиться к с/р по теме «Античность»

Художественная культура Средневековья. 11ч.


10

Лекция с элементами беседы.

Мир византийской культуры.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи.



С\р по теме «Античность»

Видеофильм «Айя София»

Составить глоссарий «Архитектура христианского храма».


11

Заочная экскурсия.

Христианские основы средневекового европейского искусства. Романский стиль в искусстве.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Внутренняя символика и структура католического храма.

Взаимодиктант по лексике «Православный храм»; монолог-заочная экскурсия.

Видеоряд «Пизанский собор», фотографии средневековых замков.

1.Начертить схему католического храма.

2.Инд.: Подготовить сообщения о готических храмах (Кёльнский собор, Собор Парижской Богоматери)

12

Заочная экскурсия.

Готический собор как образ мира.

. Региональные школы Западной Европы. Кёльнский собор, Собор Парижской Богоматери.

Монолог – рассказ о структуре и символике католического храма; сообщения о готических храмах.

Фотографии готических храмов.

Составить сравнительную таблицу «Православный и католический христианские храмы: сходство и различие».

Инд.: сообщение «Искусство витража»

13

Изобразительное искусство Средних веков.

Живопись, скульптура, мозаика и фрески западноевропейских храмов. Искусство витража.

Монолог-рассказ по таблице «Православный и католический христианские храмы: сходство и различие».

сообщение «Витражи»

Видеоряд «Скульптура мозаика и фрески западноевропейских храмов».

Презентация «Искусство витража».


14

Комбинированный урок.

Театральное искусство и музыка Средних веков.

Литургическая драма и средневековый фарс. Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев)

.Эссе «Когда я слушаю…»

Звукозаписи (григорианский хорал «Ave, Maria”,

знаменный распев «Господи воззвах»).



Инд.: заочная экскурсия по православному храму.

15

Урок-заочная экскурсия. Архитектурный облик Древней Руси.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

глоссарий «Архитектура христианского храма».

Инд.: заочная экскурсия по православному храму.

Презентация «Устройство православного храма».

Групп.: подготовить фотовыставку «Художественный облик Ростова Великого».

16

Комбинированный урок . Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Художественный облик Ростова Великого.

Архитектура Великого Новгорода и её особенности: храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества: храм Покрова на Нерли.

Художественный облик соборов Ростова Великого.


фотовыставка «Художественный облик Ростова Великого».

фотовыставка «Художественный облик Ростова Великого».

Подготовиться к семинару «Архитектура Московского княжества».

17

Искусство единого Российского государства.

Семинар. Архитектура Московского княжества.

Спасский собор Спас-Андрониковского монастыря,храм Вознесения в Коломенском, ансамбль московского Кремля.



Групп.: подготовить заочную экскурсию по Угличу

18

Заочная экскурсия.

Облик Угличского Кремля.

Памятники архитектуры и истории древнего Углича (церковь царевича Дмитрия «на крови», палаты угличских князей,Успенский собор).

монолог-заочная экскурсия

Фотовыставка «Древний Углич»

1.Написать сочинение-миниатюру «Самое яркое впечатление…»

2.Презентации по творчеству Ф.Грека, А.Рублёва.

19

Комбинированный урок.

Изобразительное искусство Древней Руси. Икона и иконостас.

Мозаика и фрески Киевской Софии. Творчество Ф.Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле), А.Рублёва («Троица»).

сочинение-миниатюра «Самое яркое впечатление…»

Презентации по творчеству Ф.Грека, А.Рублёва

Презентации по творчеству Ф.Грека, А.Рублёва.

1.Глоссарий на тему «Икона и иконостас»

2.Инд.: начертить схему иконостаса Ильинского храма (с. Ильинское)

20

Заочная экскурсия. Исторический центр Ярославля. Иконы Ярославских храмов.

Исторический центр Ярославля (список Всемирного наследия ЮНЕСКО) : Спасо-Преображенский монастырь, церковь Ильи Пророка. Иконы ярославских храмов.

Глоссарий «Икона и иконостас»

Презентация «Исторический центр Ярославля»

Повторить лексику по теме «Православный храм».

Подготовиться к с/р «Культура Средневековья».

Средневековая культура Востока. 4ч.


21

Лекция с элементами беседы.

Модель Вселенной Древней Индии.


Мифология и философия Древней Индии. Храмовое зодчество: буддийский храм. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Каджурахо.

СР по теме «Культура Средневековья», элементы анализа архитектурного сооружения.

Фотографии индийских храмов.


22

Видеоурок с элементами беседы.

Художественная культура Китая.

Религиозно-нравственные представления древних китайцев. Ансамбль храма Неба в Пекине. Великая китайская стена. Скульптура и живопись Китая.

СР-взаимопроверка по подготовленным глоссариям.

Видеофильм.

1.Подготовиться к семинару.

2.Написать хокку.

3.Инд.: подготовить презентации «Сад камней», «Сад воды», «Сад деревьев»

23

Семинар. Японская художественная культура.

Философия и мифология в садово-парковом искусстве (сад камней Реандзи в Киото)

Монологические ответы на семинаре.

Фотографии японских храмов и произведений искусства.

Написать синквейн по содержанию урока.

Инд.: сообщение «Архитектурные особенности мечети и минарета»

24

Лекция с элементами беседы.

Художественная культура ислама.

Ислам как мировая религия. Архитектурные особенности мечети и минарета. Шедевры исламской архитектуры (комплекс Регистана, Тадж-Махал).

Чтение синквейнов.

сообщение «Архитектурные особенности мечети и минарета»

Видеоряд «Шедевры исламской архитектуры»

1.Подготовится к тесту по теме «Культура средневекового Востока».


Художественная культура Возрождения.10ч


25.

Лекция с элементами беседы. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской ХК. Воплощение идей Ренессанса в архитектуре и живописи Флоренции

Особенности гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения (Данте, Л.Альберти). Творчество Ф.Брунеллески. Живопись Джотто.


тест по теме «Культура средневекового Востока».


Видеоряд «Живопись Джотто».

Написать синквейн «Раннее Возрождение».

Инд.: презентация «Творчество Леонардо да Винчи»

26.

Лекция с элементами беседы .

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

Судьба Леонардо да Винчи, основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника.

Чтение синквейнов,

презентация

презентация «Творчество Леонардо да Винчи»

Рассказ-анализ одной из картин Да Винчи (по выбору).

Инд. презентация «Творчество Микеланджело».

27

Комбинированный урок.

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них философских размышлений автора о жизни и смерти.

Рассказ-анализ одной из картин да Винчи (по выбору), монолог-презентация

Презентация «Творчество Микеланджело».


28

Комбинированный урок. Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных».

Рафаэль – певец женской красоты» от «Мадонны Конестебиле» к «Сикстинской Мадонне».


Видеоряд «Мадонны Рафаэля»

Групп.: 1.заочная экскурсия «Архитектура Венеции».

2.Мифологические сюжеты в творчестве Тициана.

29

Заочная экскурсия.

Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции (творчество Я.Сансовино и А.Палладио). Художественный мир Тициана. Мифологические сюжеты в его творчестве.

Монолог-заочная экскурсия, презентация «Мифологические сюжеты в творчестве Тициана»

Видеоряд «Архитектура Венеции», презентация «Мифологические сюжеты в творчестве Тициана»


Составить кроссворд «Итальянское Возрождение».



Инд.: презентация «Творчество А.Дюрера».

30

Лекция с элементами беседы. Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Творчество А.Дюрера.

.

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщённый образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравёра. Придворная культура французского Ренессанса: комплекс Фонтенбло.

Монолог-презентация.

Репродукции картин А.Дюрера.


инд.: заочная экскурсия «Комплекс Фонтенбло»

31.

Урок –заочная экскурсия. Музыка эпохи Возрождения. Комплекс Фонтенбло.


Хоровая полифоническая музыка, инструментальная музыка, рождение оперы.

монолог-презентация

Записи музыки эпохи Возрождения. Видеоряд «Комплекс Фонтенбло».


Групп.:1.Составить словарь «Музыка в эпоху Возрождения».

2.Составить викторину «Жизнь и творчество В.Шекспира»

32

Комбинированный урок.

Театр Шекспира.

Своеобразие драматургии Шекспира. Театр «Глобус».

Викторина «Музыка в эпоху Возрождения», «Жизнь и творчество Шекспира». Обсуждение эпизодов из к/ф «Гамлет», «Ромео и Джульетта»

Выставка произведений Шекспира, эпизоды к/ф по пьесам Шекспира.

Повторить материал «Культура эпохи Возрождения», подготовиться к итоговой контрольной работе.

33

Итоговая контрольная работа по курсу МХК в 10 классе.





34

Заключительный урок по курсу МХК в 10 классе.

Защита докладов, рефератов по изученным темам курса.