Муниципальное образовательное учреждение «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО историко- филологических наук Протокол №___ от «___» августа 2016 г. Руководитель МО /______ /О.Н.Григорьева/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ /Л.В.Черникова/ «_____» августа 2016 г | « Утверждаю» Директор школы _______ /Т.В.Проскурина/ Приказ № ___ от «___» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МХК 11 класс
Ступень обучения: среднеее общее
Количество часов: за год- 34, в неделю - 1 час
Уровень: базовый
Учитель: Cтепанова Светлана Викторовна (учитель русского языка и литературы; 1 квал. категория)
Сроки реализации программы: 2016 - 2017 учебный год
село 1-Засеймье
2016 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе составлена на основе примерной программы Г. И. Данилова- М.: Просвещение, 2004. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю) в рамках базового курса.
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 5-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2014.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Продуктивные методы работы являются на уроке основными. Формы организации деятельности учащихся на уроке – фронтальная, групповая, индивидуальная.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА
Худажественная культура 17-18вв.(13)
Стилевое многообразие искусства 17-18 вв.
Искусство маньеризма.
Архитектура барокко
Изобразительное искусство барокко
Классицизм в архитектуре Западной Европы
Шедевры классицизма в архитектуре России
«Строгий, стройный вид» Петербурга
Изобразительное искусство классицизма и рококо
Реалистическая живопись Голландии
Русский портрет XVIII в.
Музыкальная культура барокко
Композиторы Венской классической школы
Театральное искусство XVII – XVIII вв.
Художественная культура 19 в.(21)
Романтизм.
Изобразительное искусство романтизма
Реализм – художественный стиль
Изобразительное искусство реализма
Художники импрессионизма
Многообразие стилей зарубежной музыки
Русская музыкальная культура
Пути развития западноевропейского театра
Русский драматический театр
Искусство символизма
Триумф модернизма
Архитектура: от модерна до конструктивизма
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства
Мастера русского авангарда
Зарубежная музыка XX в.
Русская музыка XX столетия
Зарубежный театр XX в.
Русский театр XX в.
Становление и расцвет мирового кинематографа
Киноавангард XX в
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Худажественная культура 17-18вв. | 13 |
2 | Художественная культура 19 в. | 21 |
Период обучения | Количество часов |
1 полугодие | 16 |
2 полугодие | 18 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во час. | Предполагаемые результаты | Дат.по план | Дат. фак. | Примечание |
| Худажественная культура 17-18вв.(13) | | Знать характерные черты и художественные идеалы 17-18 вв Уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов. Знать художественные стили и направления в искусстве Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» | | | |
1 | Стилевое многообразие искусства 17-18 вв. | 1 | | | |
2 | Искусство маньеризма. | 1 | | | |
3 | Архитектура барокко | 1 | Знать характерные черты архитектуры барокко, шедевры итальянского, русского барокко. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | | | Л. Бернини «площадь перед собором Святого Петра»; Б. Растрелли «Собор Смольного монастыря», «Зимний дворец» |
4 | Изобразительное искусство барокко | 1 | Знать особенности живописи барокко, основную тематику. Уметь узнавать изученные произведения. Знать основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини. | | | П. Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант», «Союз воды и земли» |
5 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | 1 | Знать происхождение термина «классицизм». Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | | | Дворец и парки Версаля |
6 | Шедевры классицизма в архитектуре России | 1 | Знать особенности архитектуры классицизма в России, основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Знать шедевры архитектуры русского классицизма | | | В.И. Баженов Паншков дом, Дворцовый ансамбль в Царицино, М.Ф. Казаков Петровский дворец |
7 | «Строгий, стройный вид» Петербурга | 1 | | | К.Росси Александрийский театр, О. Монферан Исаакиевский собор, Д. Трезини Здание двенадцати коллегий, А.Д. Захаров Адмилартейст-во, А.Н. Воронихин Казанский собор |
7 | Изобразительное искусство классицизма и рококо | 1 | Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Знать главные мотивы творчества крупнейших мастеров живописи рококо Уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов | | | Н. Пуссен «Аркадские пастухи», «Автопортрет» |
8 | Реалистическая живопись Голландии | 1 | Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров Уметь узнавать изученные произведения. Знать многообразие жанров, мастеров и шедевров голландской живописи. | | | Ян Вермер «Кружевница», «Уличка», «Делфта»; Рембрандт «Портрет Яна Сикса», «Портрет Старушки» |
9 | Русский портрет XVIII в. | 1 | Знать творчество прославленных мастеров портретной живописи начала и середины 18 в. Уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой | | | Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской»; Д.Г. Левицкий «Портрет П.А. Демидова», «Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой»; В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» |
10 | Музыкальная культура барокко | 1 | Знать шедевры музыкальной культуры барокко Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. | | | Бах «Страсти по Матфею», «Высокая месса» |
11 | Композиторы Венской классической школы | 1 | Знать разнообразие наследия Венской классической школы. Уметь узнавать изученные произведения. Знать значение творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена. Уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов. | | | К. Глюк «Орфей и Эвредика»; Й. Гайди «Сотворение мира», «Времена года»; В. Моцарт «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Юпитер» |
12 | Театральное искусство XVII – XVIII вв. | 1 | Знать основные принципы драматургии классицизма. Уметь видеть особенности авторского стиля Корнеля, Расина и Мольера. Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | | | |
| Художественная культура 19 в.(21) | | | | | |
13 | Романтизм. | 1 | Знать национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХК. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Знать философские основы романтизма, характерные особенности романтического героя. | | | |
14 | Изобразительное искусство романтизма | 1 | Знать тип романтического пейзажа, портрета. Уметь видеть особенности авторского стиля Делакруа, Жерико, Кипренского. Уметь узнавать изученные произведения | | | Э.Делакруа «Автопортрет в костюме Гамлета», «Автопортрет Фридерика Шопена»; Ф.Гойя Портрет доны Исабели»; О.Кипренской «Портер Е.В.Давыдова» |
15 | Реализм – художественный стиль | 1 | Знать художественные принципы реализма. Уметь видеть особенности авторского стиля Курбе, Золя и др. Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | | | |
16 | Изобразительное искусство реализма | 1 | Знать творчество выдающихся мастеров реалистического пейзажа. Уметь видеть особенности авторского стиля Венецианова, Крамского, Ярошенко и др. | | | Г. Кубре «Дробильшики камня»; Ф. Милле «Сборщицы колосьев»; А.Г. Веницианов «На жатве»; И. Крамской «Мина Моисеев» |
17 | Художники импрессионизма | 1 | Знать особенности изображения жизни и человека в творчестве художников – импрессионистов. Уметь видеть особенности авторского стиля Э.Мане, К. Моне, Ренуара, Грабаря. | | | Э. Мане «Завтрак на траве», «Олимпия»; К. Моне «Впечатление», «Стог сена в Живерии», «Вокзал в Сен-Лазар»; Э. Дега «Голубые танцовщицы»; О. Ренуар «Качели» |
18 | Многообразие стилей зарубежной музыки | 1 | Знать характерные черты западноевропейской музыки. Уметь видеть особенности музыки романтизма, реализма, импрессионизма. Знать Западноевропейскую музыку романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. | | | |
19 | Русская музыкальная культура | . 1 | Знать характерные черты русской музыки, творчество выдающихся музыкантов. Уметь видеть особенности русской музыки романтизма, реализма, импрессионизма. | | | |
20 | Пути развития западноевропейского театра | 1 | Знать пути развития западноевропейского театра. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. | | | |
21 | Русский драматический театр | 1 | Знать основные этапы становления русского театра. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. | | | |
22 | Искусство символизма | 1 | Знать творчество мастеров западноевропейской живописи. Уметь видеть особенности авторского стиля Чюрлёниса, Редона, Борисова-Мусатова и др. | | | |
23 | Триумф модернизма | 1 | Знать художественные принципы модернизма. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. | | | |
24 | Архитектура: от модерна до конструктивизма | 1 | Знать основные идеи и принципы развития архитектуры начала ХХ века. Знать мастеров и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер; архитектурные достижения России, творчество Ф. О. Шехтеля. | | | |
25 | Стили и направления зарубежного изобразительного искусства | 1 | Знать характерные черты живописи модернизма. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. Знать разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства- фовизм А. Матисса, кубизм П. Пикассо, сюрреализм С.Дали. | | | |
26 | Мастера русского авангарда | | Знать творчество выдающихся мастеров русского модерна. Уметь видеть особенности авторского стиля Кандинского, Малевича. | | | |
27 | Зарубежная музыка XX в. | | Знать характерные черты музыки модерна. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера. | | | |
28 | Русская музыка XX столетия | | | | |
30 | Зарубежный театр XX в. | | | | |
31 | Русский театр XX в. | | | | |
32 | Становление и расцвет мирового кинематографа | | | | |
33 | Киноавангард XX в. | | | | |
34 | Заключительный урок | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
В учебно-методический комплект учителя входят:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 20012
2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002
3. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007
4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5.МХК. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.
В учебно-методический комплект обучающегося:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2008
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.