Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Павдинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказ № 85/2 от 31.08.2016 г.
МХК
Рабочая программа для 11 класса
Составила: Воронцова Ю.Н.
учитель истории, 1 кв. категория
п. Павда
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Программа курса «Обществознание» для учащихся 10-11 класса разработана на основе и соответствует требованиям:
-федеральные документы:
•Закона Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
•Постановления РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;
•Приказа Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
•Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
•Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
•Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
•Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- областные документы:
•Закона Свердловской области от15. 07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ.
- школьные:
•Устава МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;
•Образовательной программы МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;
•Календарного учебного графика.
По учебному плану школы на 2016-2017 учебный год на изучение МХК в 11 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Программа содержит объём знаний за четыре года (ХI –ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на части.
В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII в.в», «Художественная культура XIX - XX века».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24декабря 2010г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.
Цели курса
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи курса:
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Содержание
1.Художественная культура Нового времени.
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б. Растрелли); живопись (П.-П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский).
2.Художественная культура конца XIX - XX вв.
Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (В. ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В.Е. Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л. Райт, О. Нимейер).
3.Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство. Культурные традиции родного края.
Обобщающий контрольный срез за курс 11 класса
Тематическое планирование МХК в 11 классе
1 час в неделю, 35 часов в год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Время для выполн. д/з | Требования к уровню подготовки | Контроль | Программное обеспечение |
Предметно-информационная | Деятельно-коммуникативная | Ценностно-ориентировочная |
I. Художественная культура Нового времени -15 часов |
1 | Стили и направления в искусстве Нового времени. | 1 ч | 20 | Знать художественные стили и направления в искусстве Нового времени. Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма | Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
2-3 | Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима. | 2ч | 20 | Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко, Знать происхождение термина «барокко», главные темы искусства барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б. Растрелли); живопись (П.-П. Рубенс). | Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
4 | Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). | 1ч | 20 | Знать особенности живописи барокко, основную тематику. основные этапы творческой биографии Рембрандта ван Рейна. | Уметь узнавать изученные произведения. Уметь узнавать изученные произведения | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
5-6 | Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах). | 2ч | 20 | Знать характерные черты гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Знать происхождение и расцвет свободной полифонии. Основные этапы творческой биографии И.-С. Баха. | Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
7-8 | Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). | 2 | 20 | Знать шедевры классицизма и ампира в архитектуре России. Знать особенности архитектуры классицизма и ампира в России, основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. | Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Парижа, Версаля, Москвы и их представители. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
9 | От классицизма к академизму в живописи | 1ч | 20 | Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и академизма. Знать происхождение, главные темы искусства и его представителей: Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов | Уметь узнавать изученные произведения. Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
10 | Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы. | 1ч | 20 | Знать многообразие жанров и разнообразие наследия Венской классической школы и её знаменитых мастеров, творчество В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена, классический жанр, принципы симфонизма. | Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
11- | Романтический идеал и его отображение в музыке. | 2ч | 20 | Знать шедевры романтизма в живописи и музыке. Знать происхождение, главные темы искусства и его представителей: Ф. Шуберта, Р. Вагнера, прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский. | Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
12 | Зарождение русской классической музыкальной школы | 1ч | 20 | Знать шедевры русской классической музыкальной школы, и её знаменитых мастеров: М.И. Глинка | Уметь узнавать изученные произведения соотносить их с определенным стилем | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
13 | Социальная тематика в живописи реализма | 1ч | 20 | Знать разнообразие тематики в живописи реализма и творческое наследие его представителей: Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники - И.Е. Репин, В.И. Суриков | Уметь узнавать изученные произведения по их авторам. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
14 | Развитие русской музыки во второй половине XIX в. | 1ч | 20 | Знать становление и развитие, шедевры русской музыки во второй половине XIX в . Творческое наследие ее представителей: П.И. Чайковский | Уметь узнавать изученные произведения. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
15 | Контрольная работа по теме «Художественная культура Нового времени». | 1ч | | Знать/понимать основные понятия и вопросы темы и применить их в практической работе. Использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | | Контрольная работа №1 |
II. Художественная культура конца XIX - XX вв.-9 часов |
1-2 | Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм и постимпрессионизм. | 2ч | 20 | Знать особенности и направления в живописи конца XIX в. Знать национальное своеобразие импрессионизма в искусстве разных стран, значение его для дальнейшего развития МХК. Произведения авторов импрессионизма и постимпрессионизма (К. Моне), постимпрессионизм (В. ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген) | Узнавать изученные произведения живописи и соотносить их с определенным стилем | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
3 | Модерн в архитектуре | 1ч | 20 | Знать шедевры модерна в архитектуре разных стран. Знать особенности архитектуры модерна в России, основные этапы творческой биографии В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтеля | Узнавать изученные архитектурные произведения и соотносить их с определенным стилем | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
4-5 | Символ и миф в живописи (М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин) | 2ч | 20 | Символ и миф и его отображение в живописи и музыке. Творчество М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин)Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универсальная роль музыки. | Расширение границ словесной и музыкальной изобразительности в творчестве М.А. Врубель) и музыке (А.Н. Скрябин) Связь символизма и мифологизма в музыке с произведениями изобразительного искусства. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
6-7 | Художественные течения модернизма в живописи XX в | 2ч | 20 | Знать становление, течение и шедевры модернизма в живописи XX в, творчество представителей кубизма (П. Пикассо), абстрактивизма (В. Кандинский), сюрреализма (С. Дали) | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
8 | Архитектура XX в. | 1ч | 20 | Знать особенности и шедевры в архитектуре 20 века в разных странах. Основные этапы творческой биографии В.Е. Татлина, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л. Райта, О. Нимейера | Узнавать изученные архитектурные произведения и соотносить их с определенным стилем | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
9 | Контрольная работа по теме: «Художественная культура конца XIX - XX вв.» | 1ч | Знать/понимать основные понятия и вопросы темы и применить их в практической работе. Использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | Тестирование | Тесты |
III. Театральная культура XX в. -9 часов |
1-2 | Режиссерский театр (К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. | 2ч | 20 | Художественные принципы режиссерского театрального искусства и его известные мастера. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого стиля в режиссерском театральном искусстве. Творческая биография его представителей: К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; Б. Брехта | Узнавать изученные театральные произведения и соотносить их с определенным автором и театром. | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
3-4 | Стилистическая разнородность в музыке XX в. | 2ч | 20 | Идеи и принципы музыки XX в. Мастера и шедевры музыки XX в : творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.Г. Шнитке | Узнавать изученные музыкальные произведения и соотносить их с определенным автором. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
5-6 | Синтез искусств - особенная черта культуры XX в | 2ч | 20 | Знать разнообразие художественных направлений и стилей искусства, их синтез и взаимодействие. Особенности кинематографа, творчество С.М. Эйзенштейна, Ф. Феллини, виды и жанры телевидения, дизайн компьютерной графики и анимации, мюзикла Э. Ллойда Уэббера. | Программность искусства XX в Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека. Взаимосвязь в жанрах и направлениях культуры и искусства 20 века. | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
7-8 | Рок-музыка 20 века. Массовое искусство. | 2ч | 20 | Музыкальный мир рок-музыки и электронной музыки XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера рок-музыки Биттлз, Пинк Флойд, электронной музыки Ж.-М. Жарр. Особенности массового искусства. | Развитие направленности в рок-музыке и электронной на примере творчества Биттлз, Пинк Флойд. Новые принципы организации электронной музыки. Создание стиля массовой музыки | Формировать умение вести опорные записи в тетради новой темы. Развивать навыки самостоятельной работы | Учебник, презентация, рабочая тетрадь, тесты |
9 | Проверочная работа по теме: «Театральная культура XX в». | 1 | | Знать/понимать основные понятия и вопросы темы и применить их в практической работе. Использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды | Развивать навыки самостоятельной работы | Тестирование |
10 | Итоговая проверочная работа за курс 11 класса | 2 | | Знать/понимать основные понятия и вопросы темы и применить их в практической работе. Использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды | Развивать навыки самостоятельной работы | Защита презентаций по темам |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Использованная литература
Учебники:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.
Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО
« ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.)
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
Список цифровых образовательных ресурсов:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»
« История древнего мира и средних веков» электронный вариант
Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
«Архитектура»
5