РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МХК.
10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Образовательные цели и задачи курса: изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды; изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации; осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса: помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.
Уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества
Дополнительные материалы:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»
« История древнего мира и средних веков» электронный вариант
Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
«Архитектура»
Количество часов, на которое рассчитана программа – 35.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Раздел | Часы | Уроки | Часы |
1 | Предисловие. Художественная культура первобытного мира. | 3 | №1 «Художественная культура первобытного мира» | 1 |
№ 2 «Славянские земледельческие обряды» | 1 |
№ 3 «Зарождение искусства» | 1 |
2. | Художественная культура Древнего мира. | 14 | № 4 «Месопотамия» | 1 |
№ 5 - 6 «Древний Египет» | 2 |
№ 7 - 8 «Древняя Индия» | 2 |
№ 9 «Древняя Америка» | 1 |
№ 10 «Крито-микенская культура» | 1 |
№ 11. «Греческий храм» | 1 |
№ 12 «Эволюция греческого рельефа» | 1 |
№ 13 «Скульптура Древней Греции» | 1 |
№ 14 « Синтез восточных и античных традиций в эллинизме» | 1 |
№15 - 16 «Древний Рим» | 2 |
№17 «Раннехристианское искусство» | 1 |
3. | «Художественная культура Средних веков» | 14 | № 18 «Византийский центрально-купольный храм» | 1 |
| № 19. «Топографическая и временная символика храма» | 1 |
№ 20. «Византийский стиль в мозаичном декоре» | 1 |
№ 21 « Византийский стиль в живописи» | 1 |
№ 22 « Формирование московской школы живописи» | 1 |
№ 23. Московская архитектурная школа» | 1 |
№ 24 « Фресковые росписи на тему Величания Богородицы» | 1 |
№ 25 «Дороманская культура» | 1 |
№ 26 «Романская культура» | 1 |
№ 27 «Готика» | 1 |
№ 28 «Основные этапы готического стиля» | 1 |
| № 29 «Проторенессанс в Италии» | 1 |
№ 30 «Аллегорические циклы Арс нова» | 1 |
№ 31 «Специфика Арс нова на Севере» | 1 |
4. | «Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века» | 3 | № 32 «Китай» | 1 |
№ 33 «Япония» | 1 |
№34-35 «Ближний Восток» | 1 |
5. | Повторение. | 1 | | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
МХК
10 класс.
1 часа в неделю.
35 часов
Учебник
под редакцией Л. Г. Емохоновой
№ | ТЕМА | ЧА СЫ | Д/З | Дата/ план | Дата/ факт | Виды работы, контроля |
1. | «Введение. Художественная культура первобытного мира» | 1 | Стр. 9-18; таблица; № 1 | | | Объяснение. Работа с учебником. |
2. | «Славянские земледельческие обряды» | 1 | № 2 | | | Объяснение. Работа с учебником. |
3. | «Зарождение искусства» | 1 | № 3 | | | Беседа. Работа с учебником, иллюстрациями. |
4. | «Месопотамия» | 1 | № 4 | | | Беседа. Работа с учебником, иллюстрациями. |
5.-6. | «Древний Египет» | 2 | № 5-6 | | | Беседа. Работа с учебником. |
7-8 | «Древняя Индия» | 2 | № 7-8 | | | Фронтальный опрос. Работа с учебником. |
9. | «Древняя Америка» | 1 | № 9 | | | Фронтальный опрос. Работа с учебником. |
10 | «Крито-микенская культура» | 1 | № 10 | | | Объяснение. Работа с учебником |
11 | «Древняя Греция» « Греческий храм» | 1 | № 11 | | | Фронтальный опрос. Работа с текстом. |
12 | «Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики» | 1 | № 12 | | | Беседа. Работа с учебником |
13 | «Скульптура Древней Греции» | 1 | № 13 | | | Объяснение. Работа с иллюстрациями |
14 | «Синтез восточных и античных традиций в эллинизме» | 1 | № 14 | | | Объяснение. Работа с документами, картой |
1516 | «Древний Рим» | 2 | № 15-16 | | | Фронтальный опрос. В/Ф. |
17 | «Раннехристианское искусство» | 1 | № 17 | | | Работа с документами, картами. В/Ф. |
18 | «Византия и Древняя Русь» «Византийский центрально-купольный храм» | 1 | № 18 | | | Беседа. Работа с текстом учебника, В/Ф |
19 | «Топографическая и временная символика храма» | 1 | № 19 | | | Объяснение. Работа с дополнительной литературой. |
20 | «Византийский стиль в мозаичном декоре» | 1 | № 20 | | | Беседа. Работа с документами |
21 | «Византийский стиль в иконописи» | 1 | № 21 | | | Объяснение. Работа с дополнительной литературой. |
22 | «Формирование московской школы иконописи» | 1 | № 22 | | | Объяснение. Работа с дополнительной литературой. |
23 | «Московская архитектурная школа» | 1 | № 23 | | | Беседа. Работа с иллюстрациями |
24 | Фресковые росписи на тему Величания Богородицы» | 1 | № 24 | | | Работа с документами |
25 | «Западная Европа» «Дороманская культура» | 1 | № 25 | | | Работа с документами, картами. |
26 | «Романская культура» | 1 | № 26 | | | Беседа. Работа с текстом учебника |
27 | «Готика» | 1 | № 27 | | | Объяснение. Работа с учебником |
28 | «Основные этапы готического стиля» | 1 | № 28 | | | Объяснение. Работа с иллюстрациями |
29 | «Проторенессанс в Италии». | 1 | № 29 | | | Объяснение. Работа с иллюстрациями |
30 | «Аллегорические циклы Арс нова». | 1 | № 30 | | | Фронтальный опрос. |
31 | «Специфика Арс нова на Севере» | 1 | № 31 | | | Беседа. Работа с учебником |
32 | «Китай» | 1 | № 32 | | | Беседа. Работа с дополнительной литературой. |
33 | «Япония» | 1 | № 33 | | | Беседа. Работа с дополнительной литературой. |
34 | «Ближний Восток» | 1 | № 34-35 | | | Беседа. Работа с дополнительной литературой. |
35 | Повторение | 1 | | | | Беседа. Работа с дополнительной литературой. Сообщения |