СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу МХК (10 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для преподавателей МХК в 10 класса. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу МХК (10 класс)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МХК.

10 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Образовательные цели и задачи курса: изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды; изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации; осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса: помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.




Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.

Уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества

Дополнительные материалы:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Количество часов, на которое рассчитана программа – 35.

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Учебно-тематическое планирование.

Раздел

Часы

Уроки

Часы

1

Предисловие.

Художественная культура первобытного мира.

3

№1 «Художественная культура первобытного мира»

1

№ 2 «Славянские земледельческие обряды»

1

№ 3 «Зарождение искусства»

1

2.

Художественная культура Древнего мира.

14

№ 4 «Месопотамия»

1

№ 5 - 6 «Древний Египет»

2

№ 7 - 8 «Древняя Индия»

2

№ 9 «Древняя Америка»

1

№ 10 «Крито-микенская культура»

1

№ 11. «Греческий храм»

1

№ 12 «Эволюция греческого рельефа»

1

№ 13 «Скульптура Древней Греции»

1

№ 14 « Синтез восточных и античных традиций в эллинизме»

1

№15 - 16 «Древний Рим»

2

№17 «Раннехристианское искусство»

1

3.





«Художественная культура Средних веков»



14



№ 18 «Византийский центрально-купольный храм»

1


№ 19. «Топографическая и временная символика храма»

1

№ 20. «Византийский стиль в мозаичном декоре»

1

№ 21 « Византийский стиль в живописи»

1

№ 22 « Формирование московской школы живописи»

1

№ 23. Московская архитектурная школа»

1

№ 24 « Фресковые росписи на тему Величания Богородицы»

1

№ 25 «Дороманская культура»

1

№ 26 «Романская культура»

1

№ 27 «Готика»

1

№ 28 «Основные этапы готического стиля»

1


№ 29 «Проторенессанс в Италии»

1

№ 30 «Аллегорические циклы Арс нова»

1

№ 31 «Специфика Арс нова на Севере»

1

4.


«Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века»

3

№ 32 «Китай»

1

№ 33 «Япония»

1

№34-35 «Ближний Восток»

1

5.

Повторение.

1


1





Календарно-тематическое планирование.

МХК

10 класс.

1 часа в неделю.

35 часов

Учебник

под редакцией Л. Г. Емохоновой


ТЕМА

ЧА

СЫ

Д/З


Дата/

план

Дата/

факт

Виды работы, контроля

1.

«Введение. Художественная культура первобытного мира»

1

Стр. 9-18; таблица;

№ 1



Объяснение. Работа с учебником.

2.

«Славянские земледельческие обряды»

1

№ 2



Объяснение. Работа с учебником.

3.

«Зарождение искусства»

1

№ 3



Беседа. Работа с учебником, иллюстрациями.

4.

«Месопотамия»

1

№ 4



Беседа. Работа с учебником, иллюстрациями.

5.-6.

«Древний Египет»

2

№ 5-6



Беседа. Работа с учебником.

7-8

«Древняя Индия»

2

№ 7-8



Фронтальный опрос. Работа с учебником.

9.

«Древняя Америка»

1

№ 9



Фронтальный опрос. Работа с учебником.

10

«Крито-микенская культура»

1

№ 10



Объяснение. Работа с учебником

11

«Древняя Греция»

« Греческий храм»

1

№ 11



Фронтальный опрос. Работа с текстом.

12

«Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики»

1

№ 12



Беседа.

Работа с учебником

13

«Скульптура Древней Греции»

1

№ 13



Объяснение. Работа с иллюстрациями

14

«Синтез восточных и античных традиций в эллинизме»

1

№ 14



Объяснение. Работа с документами, картой

1516

«Древний Рим»

2

№ 15-16



Фронтальный опрос. В/Ф.

17

«Раннехристианское искусство»

1

№ 17



Работа с документами, картами. В/Ф.

18

«Византия и Древняя Русь»

«Византийский центрально-купольный храм»

1

№ 18



Беседа. Работа с текстом учебника, В/Ф

19

«Топографическая и временная символика храма»

1

№ 19



Объяснение. Работа с дополнительной литературой.

20

«Византийский стиль в мозаичном декоре»

1

№ 20



Беседа. Работа с документами

21

«Византийский стиль в иконописи»

1

№ 21



Объяснение. Работа с дополнительной литературой.

22

«Формирование московской школы иконописи»

1

№ 22



Объяснение. Работа с дополнительной литературой.

23

«Московская архитектурная школа»

1

№ 23



Беседа.

Работа с иллюстрациями

24

Фресковые росписи на тему Величания Богородицы»

1

№ 24



Работа с документами

25

«Западная Европа»

«Дороманская культура»

1

№ 25



Работа с документами, картами.

26

«Романская культура»

1

№ 26



Беседа. Работа с текстом учебника

27

«Готика»

1

№ 27



Объяснение.

Работа с учебником

28

«Основные этапы готического стиля»

1

№ 28



Объяснение. Работа с иллюстрациями

29

«Проторенессанс в Италии».

1

№ 29



Объяснение. Работа с иллюстрациями


30

«Аллегорические циклы Арс нова».

1

№ 30



Фронтальный опрос.

31

«Специфика Арс нова на Севере»

1

№ 31



Беседа.

Работа с учебником

32

«Китай»

1

№ 32



Беседа.

Работа с дополнительной литературой.

33

«Япония»

1

№ 33



Беседа.

Работа с дополнительной литературой.

34

«Ближний Восток»

1

№ 34-35



Беседа. Работа с дополнительной литературой.

35

Повторение

1




Беседа. Работа с дополнительной литературой. Сообщения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!