Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Новокасторенская средняя общеобразовательная школа"
Касторенского района Курской области
Принято на педагогическом совете Утверждено
протокол № __ Директор школы _______________/А. В. Матяшова/
от "___" _____________ 20____ года Приказ № ___
от "___" ____________________20____года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (МХК)
для учащихся 11 класса
Составитель: Гайдукова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
п. Новокасторное, 2015 год
Начало формы
Конец формы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по искусству (МХК) для 11 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-РФ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года;
- Примерной программы основного общего образования на основе программы среднего (полного) общего образования ( базовый уровень) Л.А. Рапацкой. (изд. Владос, Москва 2010 год);
- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ "Новокасторенская средняя общеобразовательная школа";
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных школах.
За основу рабочей программы взята Программа курса "Мировая художественная культура. 10-11 классы / Л. А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010".
Рабочая программа по МХК для 11 класса рекомендована к следующему учебнику: Мировая художественная культура. Для 11 классов./ Л. А. Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цель: на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.
Задачи:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры эпохи Возрождения до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков».
В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура» отводится в 10 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 11 классе за год должно быть проведено 34 часа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественная культура Ренессанса (1 час).
Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Художественная культура Нового времени (16 часов).
Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).
Художественная культура конца XIX -- XX вв. (17 часов)
Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программного содержания используются:
Литература:
1. Мировая художественная культура. Для 11 класса/ Л. А. Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. Допущено Министерством образования и науки РФ.
2. МХК. 11 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 11 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006.
3. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Интернет ресурсы.
Материально-техническая база:
1. Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3. Колонки
4. Интерактивная доска
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема, количество часов | Практическая часть программы (Зачет) |
1 | Художественная культура Ренессанса (1 ч.) | 1. Эпоха Возрождения (1 ч.) | |
2 | Художественная культура Нового времени (16 ч.) | 1. Стили и направления в искусстве Нового времени. Барокко(1 ч.) 2. Архитектурные ансамбли Рима (пл.С.Петра Л. Берини). (1 ч.) 3. Петербурга и его окрестностей (Зимний Дворец, Петергоф, Ф. Б. Растрелли)- национальные варианты барокко. (1 ч.) 4. Пафос грандиозности в живописи П. П. Рубенса. (1 ч.) 5. Творчество Рембрандта как пример психологического реализма 17 в живописи. (1 ч.) 6. Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди), высший расцвет свободной полифонии (Бах). (1 ч.) 7. Классицизм - гармоничный мир парков и дворцов Версаля. Ампирные ансамбли Парижа и Петербурга. (1 ч.) 8. От классицизма к академизму. П. Пуссен. Ж.Л.Давид. К. П. Брюллов. А. А. Иванов. (1 ч.) 9. Симфонизм в произведениях мастеров Венской классической школы: В. А. Моцарт («Дон Жуан», Бетховен «Героическая симфония», «Лунная соната». (1 ч.) 10. Романтический идеал в камерной музыке. «Лесной царь» Шуберта, «Летучий голландец» Вагнера. (1 ч.) 11. Романтизм в живописи. Религиозная и литературная тема у прерафаэлитов. Революционный пафос Гойи и Делакруа. Образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. (1 ч.) 12. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. (1 ч.) 13. Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Курбе, Домье) и русской (Суриков, Репин) школ. (1 ч.) 14. Развитие русской музыки во второй половине 19в. Чайковский. (1 ч.) 15. Сравнительный анализ художественных стилей. (2 ч.) | |
3 | Художественная культура конца XIX - началаXXвека (17 ч.) | 1. Живопись конца 19в. Импрессионизм Моне(1 ч.) 2. Постимпрессионизм: символизм и экспрессия В. Ванн Гога и П. Гогена. (1 ч.) 3. Синтез искусств в модерне: Собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. Шехтеля. (1 ч.) 4. Символ и миф в живописи. «Демон» Врубеля и музыке – «Прометей» Скрябина. (1 ч.) 5. Модернизм в живописи 20в. П. Пикассо Геометрические формы в кубизме. (1 ч.) 6. Абстрактное искусство. В.Кандинский. (1 ч.) 7. Сюрреализм С. Дали(1 ч.) 8. Архитектура в 20в. Башня 3 Интернационала В. Татлина. Вилла «Савой» в Пуаси Ш. Э.Ле Корбюзье. (1 ч.) 9. Ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. (1 ч.) 10. Театральная культура 20в. Режиссерский театр Станиславского и Немировича-Данченко. (1 ч.) 11. Эпический театр Брехта. (1 ч.) 12. Музыка 20 в. Прокофьев, Шостакович, Шнитке. (1 ч.) 13. Синтез искусств 20 в: кинематограф («Броненосец Потемкин» Эйнштейна, «Амаркорд» Феллини). (1 ч.) 14. Виды и жанры телевидения, дизайн. (1 ч.) 15. Компьютерная графика и анимация, мюзикл «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер. Рок- музыка (Битлз, Пинк Флойд «Стена») (1 ч.) 16. Современное искусство. Его роль, специфика. Направления. (1 ч.) 17. Зачет по главе «Художественная культура конца XIX -- XX вв.» (1 ч.) | 1 |
Итого 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ п/п | Тема | Тип урока | Вид контроля | Дата |
По плану | По факту |
1 | Эпоха Возрождения | Лекция | Текущий | | |
2 | Стили и направления в искусстве Нового времени. Барокко. | Лекция | Текущий | | |
3 | Архитектурные ансамбли Рима (пл.С.Петра Л. Берини). | Лекция | Текущий | | |
4 | Петербурга и его окрестностей (Зимний Дворец, Петергоф, Ф. Б. Растрелли)- национальные варианты барокко. | Презентация | Текущий | | |
5 | Пафос грандиозности в живописи П. П. Рубенса. | Презентация | Текущий | | |
6 | Творчество Рембрандта как пример психологического реализма 17 в живописи. | Лекция | Текущий | | |
7 | Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди), высший расцвет свободной полифонии (Бах). | Лекция | Текущий | | |
8 | Классицизм - гармоничный мир парков и дворцов Версаля. Ампирные ансамбли Парижа и Петербурга. | Лекция | Текущий | | |
9 | От классицизма к академизму. П. Пуссен. Ж.Л.Давид. К. П. Брюллов. А. А. Иванов. | Семинар | Текущий | | |
10 | Симфонизм в произведениях мастеров Венской классической школы: В. А. Моцарт («Дон Жуан», Бетховен «Героическая симфония», «Лунная соната». | Леция | Текущий | | |
11 | Романтический идеал в камерной музыке. «Лесной царь» Шуберта, «Летучий голландец» Вагнера. | Лекция | Текущий | | |
12 | Романтизм в живописи. Религиозная и литературная тема у прерафаэлитов. Революционный пафос Гойи и Делакруа. Образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. | Семинар | Текущий | | |
13 | Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. | Лекция | Текущий | | |
14 | Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Курбе, Домье) и русской (Суриков, Репин) школ. | Семинар | Текущий | | |
15 | Развитие русской музыки во второй половине 19в. Чайковский. | Лекция | Тест | | |
16 | Сравнительный анализ художественных стилей. | Защита рефератов | Защита рефератов | | |
17 | Сравнительный анализ художественных стилей. | Защита рефератов | Защита рефератов | | |
18 | Живопись конца 19в. Импрессионизм Моне. | Лекция | Текущий | | |
19 | Постимпрессионизм: символизм и экспрессия В. Ванн Гога и П. Гогена. | Семинар | Текущий | | |
20 | Синтез искусств в модерне: Собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. Шехтеля. | Презентация | Текущий | | |
21 | Символ и миф в живописи. «Демон» Врубеля и музыке – «Прометей» Скрябина. | Семинар | Текущий | | |
22 | Модернизм в живописи 20в. П. Пикассо Геометрические формы в кубизме. | Лекция | Текущий | | |
23 | Абстрактное искусство. В.Кандинский. | Лекция | Текущий | | |
24 | Сюрреализм С. Дали | Лекция | Текущий | | |
25 | Архитектура в 20в. Башня 3 Интернационала В. Татлина. Вилла «Савой» в Пуаси Ш. Э.Ле Корбюзье. | Семинар | Текущий | | |
26 | Ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. | Презентация | Текущий | | |
27 | Театральная культура 20в. Режиссерский театр Станиславского и Немировича-Данченко. | Лекция | Текущий | | |
28 | Эпический театр Брехта. | Лекция | Текущий | | |
29 | Музыка 20 в. Прокофьев, Шостакович, Шнитке. | Семинар | Текущий | | |
30 | Синтез искусств 20 в: кинематограф («Броненосец Потемкин» Эйнштейна, «Амаркорд» Феллини). | Презентация | Текущий | | |
31 | Виды и жанры телевидения, дизайн. | Защита рефератов | Защита рефератов | | |
32 | Компьютерная графика и анимация, мюзикл «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер. Рок- музыка (Битлз, Пинк Флойд «Стена») | Презентация | Тест | | |
33 | Современное искусство. Его роль, специфика. Направления. | Лекция | Текущий | | |
34 | Зачет по главе «Художественная культура конца XIX -- XX вв.» | Обобщающий урок | Зачёт | | |
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ИСКУССТВУ (МХК) ДЛЯ 11 КЛАССА
Нормативно-методические материалы | Рабочая программа по искусству (МХК) для 11 класса составлена на основе следующих документов: - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-РФ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года; - Примерной программы основного общего образования на основе программы среднего (полного) общего образования ( базовый уровень) Л.А. Рапацкой. (изд. Владос, Москва 2010 год); - Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ "Новокасторенская средняя общеобразовательная школа"; - Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных школах. |
Реализуемый УМК | 1. Мировая художественная культура. Для 11 классов./ Л. А. Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. Допущено Министерством образования и науки РФ. 2. МХК. 11 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 11 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. 3. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. |
Цели и задачи изучения предмета | Цель: на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса. Задачи: - развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; - воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; - освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; - овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; - использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. |
Место учебного предмета в учебном плане | На изучение предмета в 11 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. |
Результаты освоения учебного предмета | В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен: Знать / понимать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства. Уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения). Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность. |