Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
(1-4 КЛАССЫ) |
г. Абакан
Программа учебного предмета «Музыка» является частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ г. Абакана «СОШ № 12» и состоит из следующих разделов:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Содержание учебного предмета «Музыка»
Тематическое планирование с указанием количества часов
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты
1 класс
У ученика будут сформированы:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приёмы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
Ученик получит возможность:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать;
иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
2 класс
У ученика будут сформированы:
целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремлённость и самостоятельность.
Ученик получит возможность:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
3 класс
У ученика будут сформированы:
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
знать какие бывают чувства, уметь определять своё эмоциональное состояние;
знать и принять на личностном уровне качество – веру в себя.
Ученик получит возможность для формирования:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.
4 класс
У ученика будут сформированы:
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения;
приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития;
знать и принять на личностном уровне самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Ученик получит возможность:
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие;
знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Регулятивные УУД
1 класс
Ученик научится:
понимать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа, приобретёт опыт осознанного прохождения первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения);
понимать основные функции ученика и учителя на уроке;
правилам поведения на уроке, уметь их применять;
понимать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания;
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие.
Ученик получит возможность научиться:
осознанно осуществлять пробное учебное действие;
самостоятельно проверять свою работу по образцу;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, принимать участие в жизни микро- и макросоциума (группы, классы, школы, города, региона).
2 класс
Ученик научится:
выполнять 12 шагов учебной деятельности, при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль);
приобретёт опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять два этапа коррекционной деятельности, понимать структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), осуществлять ее.
осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма;
продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
3 класс
Ученик научится:
понимать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобретёт опыт их самооценки;
понимать алгоритм планирования учебных действий, применять его;
понимать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, применять его;
понимать алгоритм первичного применения нового знания, применять его;
понимать два основных этапа коррекционной деятельности и уточнённую структуру из 11 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии.
Ученик получит возможность научится:
осознанно осуществлять шаги при коррекции своих затруднений под руководством учителя, приобретёт опыт самооценки выполнения этих шагов;
понимать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, применять его, приобретёт опыт самооценки учебной деятельности;
планировать и определять наиболее эффективные способы достижения результата в музыкально-творческой деятельности.
4 класс
Ученик научится:
понимать уточненную структуру учебной деятельности, осознанно применять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку;
понимать уточненную структуру коррекционной деятельности, под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку;
понимать различные виды музыки, певческие голоса, «голоса» музыкальных инструментов, составы оркестров.
Ученик получит возможность научиться:
понимать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, применять его.
понимать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
понимать алгоритм оценки качества и уровня усвоения музыкального материала.
Познавательные УУД
1 класс
Ученик научится:
грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия;
формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений);
понимать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения);
способам реализации собственных творческих замыслов через понимание целей.
Ученик получит возможность научиться:
основным приемам развития внимания, приобретёт опыт их применения;
способам решения проблем поискового характера в творческих заданиях;
понимать роль музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, основных закономерностей музыкального искусства.
2 класс
Ученик научится:
различать знания и умения;
воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;
формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;
определять средства для открытия нового знания;
фиксировать результат открытия нового знания, в т. ч. используя условные обозначения, составлять эталон;
ориентироваться в многообразии музыкальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
понимать алгоритм исправления ошибок;
понимать алгоритм анализа, применять его;
понимать алгоритм оценки музыкальных произведений.
3 класс
Ученик научится:
понимать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, выполнять его;
понимать, что такое план и находить его отличительные признаки;
основным приёмам эффективного запоминания и приобретёт опыт их применения;
понимать алгоритм сравнения объектов, приобретёт опыт его применения;
понимать алгоритм обобщения, приобретёт опыт его применения;
понимать алгоритм построения логической цепи рассуждений о прослушанном музыкальном произведении.
Ученик получит возможность научиться:
понимать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания;
понимать алгоритм наблюдения объектов, приобретёт опыт его применения;
понимать алгоритм знаково - символического моделирования в музыкальной речи.
4 класс
Ученик научится:
понимать структуру проектирования — цель, план, сроки, средства, способ, приобретёт опыт построения практико - ориентированных проектов;
понимать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний;
понимать основные правила поиска и представления информации, использовать их для решения задач;
знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Ученик получит возможность научиться:
знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять;
знать алгоритм формулирования учебной цели в работе с музыкальными произведениями.
Коммуникативные УУД
1 класс
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
2 класс
Ученик научится:
применять простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения;
уметь слушать, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
Ученик получит возможность научиться:
правилам поведения «автора» в совместной работе, приобретёт опыт их применения;
правилам поведения «понимающего» в совместной работе, приобретёт опыт их применения;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в музыкально - учебной деятельности.
3 класс
Ученик научится:
правилам успешного выступления, приобретёт опыт применять их;
правилам понимания информации, приобретёт опыт применять их.
Ученик получит возможность научиться:
правилам построения диалога, приобретёт опыт их применения;
правилам постановки вопросов в диалоге со сверстниками и взрослыми в коллективной творческой деятельности.
4 класс
Ученик научится:
понимать признаки отличия спора и дискуссии, приобретёт опыт ведения дискуссии;
основным правилам сотрудничества в командной работе, приобретёт опыт работы в команде;
основным правилам создания договоренности в совместной работе, приобретёт опыт их применения;
правилам управления поведением партнёра: контроль, коррекция в совместной творческой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
понимать функции «организатора», приобретёт опыт их применения в совместной работе;
понимать функции «критика», приобретёт опыт их применения в совместной работе;
понимать правила разрешения творческих конфликтов и обоснования личного мнения.
Формирование ИКТ — компетентности
1 класс
Ученик научится:
мини- зарядки при использовании на уроке средств ИКТ.
Ученик получит возможность научиться:
2 класс
Ученик научится:
соблюдать правила работы на компьютере;
распознавать основные устройства компьютера;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера.
Ученик получит возможность научиться:
3 класс
Ученик научится:
набирать текст на русском языке, рисовать и сканировать изображения, пользоваться основными функциями текстового редактора, искать информацию в базах данных компьютера и сети Интернет, использовать сменные носители.
Ученик получит возможность научиться:
4 класс
Ученик научится:
искать информацию в базах данных компьютера и сети Интернет, создавать и передавать сообщения по электронной почте;
создавать презентации в программе PowerPoint, с использованием фото- и видеоматериалов, с применением гиперссылок.
Ученик получит возможность научиться:
Чтение. Работа с текстом.
1 класс
Ученик научится:
понимать информацию, представленную словесно;
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного текста.
Ученик получит возможность научиться:
понимать информацию, представленную в виде таблицы, схемы;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
определять тему и главную мысль текста;
сопоставлять различные точки зрения.
2 класс
Ученик научится:
определять тему и главную мысль текста;
устно подробно пересказывать текст;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
устно сжато пересказывать текст.
Ученик получит возможность научиться:
уметь оценивать содержание и языковые особенности текста, определять место иллюстративного ряда в тексте;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с несколькими источниками выявлять достоверную и противоречивую информацию.
3 класс
Ученик научится:
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
делить текст на смысловые части, составлять план текста;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Ученик получит возможность научиться:
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
4 класс
Ученик научится:
делить текст на смысловые части, составлять план текста;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте примеры, выделять общий признак группы элементов);
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Ученик получит возможность научиться:
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять различные точки зрения;
использовать формальные элементы текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
1 класс
Ученик научится:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально;
выражать своё отношение к искусству;
проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать музыку различных жанров;
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах искусства.
2 класс
Ученик научится:
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности.
3 класс
Ученик научится:
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции.
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
Ученик получит возможность научиться:
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация).
4 класс
Ученик научится:
проявлять устойчивый интерес к музыке и различным видам искусства (или какому-нибудь одному виду) музыкально-творческой деятельности;
знать общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
проявлять элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
определять виды музыки;
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание учебного предмета «Музыка»
1 класс
Содержание программы первого года делится на два раздела: «Музыка вокруг нас» (посвящен музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и «Музыка и ты» (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащимся предоставляется возможность почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас». Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты». Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Содержание музыкального материала:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»: «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский. «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков. «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. «Гусляр Садко». В. Кикта. «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В.Кикта. «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой. «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др. «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др. «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня. «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова. «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты» Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина. «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке. «Наигрыш». А. Шнитке. «Утро». Э. Денисов. «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев. «Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян. «Менуэт». Л. Моцарт. «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто. «Баба Яга». Детская народная игра. «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин. «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня. «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова. «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова. «Волынка».И.С.Бах. «Колыбельная». М. Кажлаев. «Колыбельная». Г. Гладков. «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Лютневая музыка. Франческо да Милано. «Кукушка». К. Дакен. «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой. «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой. Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский. «Клоуны». Д. Кабалевский. «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского. «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского. «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова. «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова. «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
2 класс:
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Моя Хакасия. Гимн России.
Раздел 2. «День, полный событий». Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы…. Хакасские танцы. Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные русского и хакасского народа. Мама.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Русские и хакасские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.
Раздел 5. «В музыкальном театре». Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. Увертюра. Финал.
Раздел 6. «В концертном зале». Симфоническая сказка. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт. Симфония № 40. Увертюра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Волшебный цветик - семицветик. Орган. И все это – Бах. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?
Содержание музыкального материала
«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова. «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева. «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев. «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского. «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса. «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой. «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня. «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева. «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский. «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского. Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского. Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская». «Наигрыш». А. Шнитке. Русские народные песни: «Выходили, красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли». «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев. «Камаринская». П. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков, слова народные. Масленичные песенки. Песенки - заклички, игры, хороводы. «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль. «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев. «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового. Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев. «Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина. «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах. «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской. «Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Песня жаворонка». П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский. «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский. «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова. «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина. «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
3 класс:
Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для 2 класса:
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Мелодия — душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Опера. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна…
Раздел 2. «День, полный событий». Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Хакасские народные игры.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! Древнейшая песнь материнства. Вербное воскресенье. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Настрою гусли на старинный лад… (былина). Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины. Лель мой Лель...Хакасская народная песня. Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Раздел 5. «В музыкальном театре». Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка. Опера «Орфей и Эвридика» К.В.Глюк. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах (мюзиклы).
Раздел 6. «В концертном зале». Музыкальное состязание (концерт). Музыкальные инструменты (флейта). Музыкальные инструменты (скрипка). Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. «Героическая». Вторая часть, финал. Мир Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. Лирические песни Хакасии. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Содержание музыкального материала
Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого. «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко. «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева. «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто. «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. «Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах. «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. «Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Л. Уэббер «Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока. «Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого. «Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина). Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Веснянки. Русские, украинские народные песни. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк. «Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков. «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков. «Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский. «Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский. «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. «Мелодия». П. Чайковский. «Каприс» № 24. Н. Паганини. «Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ. Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен. «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. «Волшебный смычок», норвежская народная песня. «Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова. «Мелодия». П. Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
«Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина. «Слава солнцу, слава миру?», канон. В. А. Моцарт-Симфония № 40, фрагмент финала. В. А. Моцарт. Симфония № 9, фрагмент финала. Л. Бетховен. «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синявского.
«Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова 3. Александровой. «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Музыканты», немецкая народная песня. «Камертон», норвежская народная песня. «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
4 класс:
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Мелодия. Ты запой мне ту песню. Что не выразишь словами, звуком на душу навей. Жанры народных песен, их интонационно – образные особенности. Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! Хак. хайджи – С.П. Кадышев.
Раздел 2 - «О России петь — что стремиться в храм». Святые земли Русской.
Раздел 3. «День полный событий». Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… Что за прелесть эти сказки…
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Хакасские народные инструменты. О музыке и музыкантах.
Раздел 5. В концертном зале. Музыкальные инструменты. Старый замок. «Счастье в сирени живет…» Не молкнет сердце чуткое Шопена… «Патетическая» соната Л. ван Бетховена. Годы странствий. Царит гармония оркестра…
Раздел 6. День, полный событий. Зимнее утро. Зимний вечер
Раздел 7. В музыкальном театре. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» (II – III действия). Опера «Чанар Хус» А.А. Кенеля. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие). Исходила младёшенька… Русский Восток. Восточные мотивы. Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка». Театр музыкальной комедии.
Раздел 8. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... Исповедь души. Мастерство исполнения. В каждой интонации спрятан человек.
Раздел 9. О России петь – что стремиться в храм… Праздников праздник, торжество из торжеств. Светлый праздник. Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Праздники русского народа: Троицын день. Хакасский народный праздник.
Раздел 10. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Праздники русского народа: Троицын день.
Раздел 11. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Музыкальные инструменты. Авторская песня Булат Окуджава. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве – реке.
Содержание музыкального материала
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов. «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова. «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. «В деревне». М. Мусоргский. «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский. «У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина. «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков. «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова. «Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых. Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин. «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого. Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков. «Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов. «Не шум шумит», русская народная песня. «Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский. «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов. «Светит месяц», русская народная песня-пляска. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Троицкие песни. «Музыкант-чародей», белорусская сказка. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка. Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский. «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова. «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин. «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский. «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. «Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко. «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен. «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского. Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен. «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова. «Арагонская хота». М. Глинка. «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен. Соната № 8 («Патетическая»). Л.Бетховен. «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ. Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка»,французская, в обраб. Ж. Векерлена и др. «Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы. «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого. «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц. «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков, «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. П. Мусоргский.
Тематическое планирование с указанием количества часов
Наименование раздела | Количество часов |
1 класс |
Музыка вокруг нас | 16 |
Музыка и ты | 17 |
2 класс
Россия – родина моя | 3 |
День, полный событий | 6 |
О России петь — что стремиться в храм | 4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 |
В музыкальном театре | 6 |
В концертном зале | 5 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... | 5 |
3 класс
Россия – родина моя | 5 |
День, полный событий | 3 |
О России петь — что стремиться в храм | 4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 5 |
В музыкальном театре | 5 |
В концертном зале | 6 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... | 5 |
4 класс
Россия – родина моя | 3 |
О России петь — что стремиться в храм | 4 |
День, полный событий | 6 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 |
В концертном зале | 5 |
В музыкальном театре | 6 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... | 7 |
19