СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана на основе рабочей программы предметной линии учебников Е.Д.Критской и др..
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол № 1 от 30.08.2017 г.
Руководитель МО
/Е.И. Панченко/
| СОГЛАСОВАНА И.о. заместителя директора по учебно-воспитательной работе
/Н.В.Гусева/
«30» августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета ОУ
Протокол № 1 от 30.08.2017 г.
Введена в действие приказом № 2-41 от 01.09.2017 г.
Директор школы /Г.Н.Скоморохова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
Уровень образования, класс: основное общее образование, 5-7 классы
Количество часов: 102
Уровень: базовый
Учитель Панченко Елена Ивановна
Учитель начальных классов; I квалификационная категория
Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования;
рабочей программы предметной линии учебников Е.Д.Критской и др., УМК «Перспектива»
2017 – 2018 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7 классов общеобразовательных организаций составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных организаций, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально- творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией и планомерным формированием музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия всех участников в художественно-педагогическом процессе.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 5-7 классах основной школы выделяется 102 часа (по 34 часа в каждом классе, по 1 часу в неделю).
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально- пластическое движение и др.);
уровень эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство в его взаимосвязи с жизнью, специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Личностные:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учёбе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
По окончании изучения курса школьники научатся:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, использовать специальную терминологию, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве Интернета.
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Содержание тем учебного курса |
1 | Музыка и литература | 17 | Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Живительные родники творчества. «Всю жизнь мою несу родину в душе». Звучащие картины. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, кино и на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. |
2 | Музыка и изобразительное искусство | 17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести и славе. В каждой мимолетности вижу я миры. Мир композитора. С веком наравне. |
| Итого | 34 |
|
6 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Содержание тем учебного курса |
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 18 | Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс». Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Уноси моё сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Образы русской народной и духовной музыки. Русская духовная музыка. Духовный концерт. Фрески Софии Киевской. «Перезвоны» «По прочтении Шукшина». Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Хорал. Образы скорби и печали. Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз-искусство 20 века. Спиричуэл и блюз. |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | 16 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. «Ночной пейзаж. Ноктюрн». Инструментальный концерт. Космический пейзаж. Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель». Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…» Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен. Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»». Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта». Мюзикл. Л.Бернстайн «Вестсайдская история». Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика». А.Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика». Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века. Музыка в отечественном кино. |
| Итого | 34 |
|
7 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Содержание тем учебного курса |
1 | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 16 | Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин». Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь». В музыкальном театре. Балет. Балет Б.Тищенко «Ярославна». Героическая поэма в русской музыке. В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс». Опера Ж.Бизе «Кармен». Новое прочтение оперы Бизе». Р.Щедрин «Кармен-сюита». Сюжеты и образы духовной музыки. Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Музыканты - извечные маги. Полистилистика. |
2 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка». Камерная инструментальная музыка. Этюд. Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке «Кончерто гроссо». А,Шнитке «Сюита в старинном стиле». Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая»). С.Прокофьев «Соната № 2» - В.Моцарт «Соната № 11». Симфоническая музыка. В.А.Моцарт «Симфония № 40». С.Прокофьев «Симфония № 1» («Классическая»).тЛ.В.Бетховен «Симфония №5» («Стук судьбы в дверь…»). Ф.Шуберт «Симфония № 8» («Неоконченная»). В.Калинников «Симфония № 1». П.Чайковский «Симфония № 5». Д.Шостакович «Симфония № 7» («Ленинградская»). Симфоническая картина К.Дебюсси «Празднества». Инструментальный концерт. А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром». Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз». Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. |
| Итого | 34 |
|
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Музыка и литература | 17 |
2 | Музыка и изобразительное искусство | 17 |
| Итого | 34 |
6 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 18 |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | 16 |
| Итого | 34 |
7 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 16 |
2 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 |
| Итого | 34 |
СОГЛАСОВАНО
И. о. заместителя директора по УВР
/Гусева Наталия Владимировна/
«30» августа 2017 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ______ музыке ______
класс ______5-7______
Учитель Панченко Елена Ивановна
Количество часов: всего __102__ ч;
в неделю __1__ ч
Планирование составлено на основе рабочей программы
утвержденной на педсовете № 1 от 30.08.2017 г.
и введенной в действие приказом № 2-41 от 01.09.2017 г.
V. Календарно-тематическое планирование по искусству (музыке)
5 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема раздела, урока | Кол час | Планируемые результаты обучения | Примечание |
|
|
| Музыка и литература | 17 |
|
|
1 | 06.09 |
| Что роднит музыку с литературой |
| Предметные: выявление общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки с литературой; развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности; овладение способностью воспринимать музыку как живое образное искусство. Регулятивные: создание импровизаций в исполнении романса «Жаворонок». Познавательные: усвоение понятий, объединяющих музыку с литературой. Коммуникативные: передача собственных впечатлений о музыке романса и о картине Левитана «Вечер. Золотой плес». Личностные: чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества. | Поиск лит. и муз. сочинений, созданных в жанрах песни, поэмы, былины, сказки. |
2 | 13.09 |
| Вокальная музыка |
| П: осознание роли музыки, изобразительного искусства и литературы в жизни отдельного человека и общества. Р: планирование собственных действий в процессе исполнения знакомых музыкальных произведений, озвучивающих фрагмент из книги и картину Левитана. П: представление о сходстве и различиях между литературной речью и речью музыкальной. К: передача собственных впечатлений о музыке, картинах, литературе. Л: целостный взгляд на мир в его органичном единстве трех искусств – музыки, литературы и живописи. | Поиск информации о музыке родного края. |
3 | 20.09 |
| Вокальная музыка |
| П: расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа; выявление особенностей каждого жанра русской народной песни; представление о старинных народных обычаях, обрядах и сопровождающих их песен, миропонимании, верованиях народа. Р: оценка музыкальных сочинений своего народа. П: выявление особенностей жанров русской народной песни; усвоение понятий трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические песни, заклички. К: взаимодействие в группе в процессе разыгрывания русских народных песен. Л: осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей российского общества. | Поиск информации о национальном костюме, народных музыкальных инструментах и праздниках. |
4 | 27.09 |
| Вокальная музыка |
| П: определение по интонации жанра романса как камерного вокального произведения; понятие близости и отличия романса и песни. Р: участие в проектно-исследовательской деятельности. П: представление о содержании, форме, музыкальном языке жанра романса и связи его с другими видами искусства. К: совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий). Л: понимание душевного состояния человека, любующегося красотой природы; выявление особенностей музыкального языка романса для раскрытия поэтического образа. |
|
5 | 04.10 |
| Фольклор в музыке русских композиторов |
| П: умение дать характеристику природы, действующих лиц сказа, выбрать тембры музыкальных инструментов оркестра, продумать музыкальное развитие. П: усвоение особенностей музыкальной речи композитора для изображения сказочных событий. Л: расширение представлений о передаче сказочных художественных образов в музыке. | Подбор муз. ряда к сказке своего народа. |
6 | 11.10 |
| Фольклор в музыке русских композиторов |
| П: осмысление понятия «программная музыка», постижение национального колорита музыки Востока в творчестве русского композитора; определение национального стиля музыки. П: определение портретов, нарисованных в музыке четвертой части сюиты, выявление особенностей музыкальных тем, их сходства и различия. Л: уважительное отношение к истории и культуре других народов; освоение художественного наследия народов России и мира. |
|
7 | 18.10 |
| Жанры инструментальной и вокальной музыки |
| П: наблюдение за развитием чувств, возможностями музыкального языка при слушании и исполнении; развитие восприятия музыки через пластическое интонирование; усвоение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. П: исполнение мелодий лирических песен разных народов, сравнение их с мелодиями «песен без слов» и нахождение в них сходств и различий. Л: понимание смысла выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»; понимание чувств других людей и сопереживание им при восприятии музыки. |
|
8 | 25.10 |
| Вторая жизнь песни |
| П: определение связей между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством; умение через сравнение художественного образа с музыкальным образом понять главное – душевное состояние человека. П: познание приемов развития музыкального образа Сольвейг, особенностей музыкального языка произведения Э. Грига. К: владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки. Л: понимание влияния народной музыки на духовно-нравственное становление личности; понимание жизненного содержания народной музыки. |
|
9 | 08.11 |
| Живительные родники творчества |
| П: постижение музыкального произведения через сравнение различных интерпретаций. Р: через исполнительскую деятельность распознать как песня помогает создать картину праздника Масленицы. К: владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки. Л: усвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства. |
|
10 | 15.11 |
| «Всю жизнь мою несу родину в душе» Звучащие картины |
| П: понимание важности народно-песенного искусства России, ее истоков и традиций в творчестве В.Гаврилина; усвоение традиций колокольности в русской музыке. Р: определение собственных действий в процессе передачи характера звучания колоколов. П: усвоение разновидностей колокольных звонов. К: передача собственных впечатлений о музыке, в которой звучат колокольные звоны. Л: признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к истокам и традициям Родины; коммуникативная компетентность в общении со сверстниками в исследовательской творческой и других видах деятельности. | Составление мини-проекта «И несется над землею колокольный звон…» |
11 | 22.11 |
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
| П: формирование чувства прекрасного от соприкосновения с музыкой мастера; расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф.Шопена; выделение особенностей музыкального языка композитора. Р: оценка воздействия музыкальных произведений Г.Свиридова на чувства и мысли слушателя; моделирование ситуации познания музыкального образа через игровую форму. П: осознание значимости изучения своих корней, жизни русского народа, его душевный склад и характер, природу России; выявление специфики музыкальной культуры Польши. К: владение умением слушать и вступать в диалог с учителем, композитором, поэтом, художником, участвовать в коллективном обсуждении. Л: знание культуры своего народа, усвоение моральных и культурных ценностей через творчество Г.Свиридова; развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразного опыта эстетического переживания; осознание жизненного смысла музыкально-художественных образов. |
|
12 | 29.11 |
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
| П: анализ музыки Моцарта от песни до оперы; размышления о выразительности звучания канонов; приобретение навыков цепного дыхания, кантиленного пения; осознание мира сложных чувств, переживаний в музыке Моцарта. Р: осмысленность жизненного кредо композитора через прочтение письма Моцарта другу. К: проявление устойчивого интереса к творческим формам работы в досуговой деятельности. Л: личностное самоопределение в ходе бесед о музыкальном искусстве, анализа произведений искусства, определение жизненных ориентиров. | Презентация мини-проектов. |
13 | 06.12 |
| Первое путешествие в музыкальный театр. Опера |
| П: подробное знакомство с особенностями оперного жанра, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями; усвоение характерных особенностей былинного стиха, песен, заговоров, былин, причитаний из народного эпоса. Р: планирование собственных действий в процессе поиска ассоциативных связей музыки. П: осознание синтеза музыки, драматического (театрального) действия, изобразительного искусства в опере. Л: вхождение в мир духовных ценностей героев оперы; определение особенностей характера литературных персонажей, воплощенных композитором в музыкальных образах опер. | информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников |
14 | 13.12 |
| Второе путешествие в музыкальный театр. Балет |
| П: На основе имеющегося музыкально-слухового опыта углубление знакомства с жанром балета. Знание имен лучших отечественных танцоров и хореографов. Понимание балета как искусства синтетического. Определение особого значения средств музыкальной выразительности в балетной музыке. Рассуждение о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. П: Осознание синтеза музыки, драматического (театрального) действия, изобразительного искусства (костюмы, декорации) в опере. К: Участие в коллективно-творческой деятельности. Л: Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности. | Выполнение творческих задач из рабочей тетради, поиск информации |
15 | 20.12 |
| Музыка в театре, кино и на телевидении |
| П: Осознание роли литературного сценария и значения музыки в театре, кино, на ТВ. П: Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации музыкальных произведений с использованием метода «сходства и различия». Л: Личностное самоопределение в ходе анализа произведений искусства, которые оставляют яркий след в сознании, определение жизненных ориентиров. Развитие чувства прекрасного через восприятие музыки из кинофильмов. | Подбор видеозаписей муз. фильмов, мультфильмов. |
16 | 27.12 |
| Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл |
| П: Знакомство с жанром мюзикла. Усвоение особенностей жанра, его истоков. Понимание особенностей музыкального языка и манеры исполнения в жанре мюзикл и оперном жанре. П: Анализ художественно-образного содержания мюзикла. Выявление выразительных и изобразительных особенностей мюзикла в их взаимодействии. Л: Усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей. Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности. | Составление своего либретто. |
17 | 17.01 |
| Мир композитора. Обобщение материала |
| П: Находить жанровые параллели между музыкой и литературой. Владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомых музыкальных произведениях, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения. Р: Мотивационная готовность к совместным действиям в процессе познания. П: Выделение различных музыкальных жанров и сочинений в основе которых лежат литературные произведения. К: Умение выражать свои мысли с помощью выразительных средств музыкального искусства, выполнение коллективных творческих заданий. |
|
|
|
| Музыка и изобразительное искусство | 17 |
|
|
18 | 24.01 |
| Что роднит музыку с изобразительным искусством |
| П: Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Проявление способности услышать то, что не звучит и увидеть то, что в данный момент не видим. П: Понимать язык различных видов искусства, различать средства выразительности музыки и живописи. Л: Вслушиваясь в живописную музыку, развивать в себе индивидуальный художественный вкус. Иметь мнение о достоинствах высокого искусства. | Поиск картин, созвучных древним песнопениям. |
19 | 31.01 |
| Небесное и земное в звуках и красках |
| П: Сформированность размышлений об отношении композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства. Р: Умение строить этапы творческого процесса при озвучивании художественных полотен. П: Определение связи церковной музыки с другими видами искусства. Нахождение сходств и различий русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, живопись). К: Участие в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера). Л: Освоение духовной музыки через внутреннее созерцание, самооценку, проживание свойственных человеку духовно-нравственных чувств. | Поиск народных поговорок, примет, обычаев, связанных с праздником Покрова Богородицы. |
20 | 07.02 |
| Звать через прошлое к настоящему |
| П: Соотношение героико–эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Осмысление темы о героических образах в искусстве. П: Устойчивое представление об исторических событиях. К: Умение осознанно воспринимать музыкальную и художественную информацию. Л: Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов. |
|
21 | 14.02 |
| Звать через прошлое к настоящему |
|
| |
22 | 21.02 |
| Музыкальная живопись и живописная музыка |
| П: Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, поэзии и изобразительного искусства. Р: Совершенствование способностей в процессе создания вокальных, поэтических, пластических импровизаций. П: Вхождение в мир музыкальных образов, созданных С.Рахманиновым, Р.Шубертом. К: Восприятие художественных текстов, фактов из истории, выделение главного. Л: Развитие чувства прекрасного через освоение музыкального и художественного наследия, а также в процессе непосредственной творческой деятельности. |
|
23 | 28.02 |
| Музыкальная живопись и живописная музыка |
| П: Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. |
|
24 | 07.03 |
| Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве |
| П: Выделение особенностей музыкального языка композитора В.Кикты. Наблюдения за выразительностью и загадочностью звучания колокольного звона. Р: Выбор целей и способов решения учебных задач в интонационно-образном и жанрово-стилевом анализе. П: Музицирование в процессе самообразования. Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта, через исполнение музыкальных тем. Л: Реализация своего творческого потенциала на музыкальном материале. Формирование мировоззрения, нравственных чувств в процессе восприятия фресковой живописи. | Презентация мини-проектов. |
25 | 14.03 |
| Портрет в музыке и изобразительном искусстве |
| П: Обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель». Расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей. П: Сравнение концерта Шнитке с картиной «Скрипка». Понимание интерпретации, проникновение в замысел композитора, художника. Л: Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. | Сообщение «Знаменитые итальянские скрипичные мастера» |
26 | 21.03 |
| Волшебная палочка дирижера |
| П: Осмысление роли дирижера в исполнении симфонической музыки. Определение выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. П: Сравнение симфонии с литературным жанром. К: Коллективное музицирование. Л: Сопоставление изображения на фотографии дирижеров со звучащей музыкой, ее эмоциональное восприятие и проникновение в нюансы художественного смысла. | Творческое задание «Выразительные возможности симф. оркестра» |
27 | 04.04 |
| Образы борьбы и победы в искусстве |
| П: Анализ творческого процесса сочинения музыки композитором, особенностей ее симфонического развития. Р: Формирование волевых черт характера. П: Осознание творческого процесса сочинения музыки Л. Бетховеном. К: Размышления на уровне главного героя симфонии, вступление в диалог. Л: Понимание духовно-нравственных категорий, моральных качеств, воплощенных в музыке Бетховена. |
|
28 | 11.04 |
| Застывшая музыка |
| П: Выявление гармонии в синтезе искусств: музыки, архитектуры, изобразительного искусства. Распознавать своеобразия русского и западноевропейского искусства. Р: Умение соотнести сочинения с произведениями других видов искусства. П: Усвоение музыкальных понятий и терминов в описании архитектурных памятников. Л: Расширение интереса к памятникам архитектуры Средневековья западноевропейского искусства. Представление о древнерусском искусстве. Ощущение гармонии храма с природой. | Поиск созвучных музыкальных сочинений с образами храмов. |
29 | 18.04 |
| Полифония в музыке и живописи |
| П: Распознавать общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Р: Аргументация в процессе анализа своего отношения к полифонической музыке. П: Понимание принципов развития темы в музыке через особенности живописи. К: Исполнение уже знакомых сочинений И.Баха. Л: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
|
30 | 25.04 |
| Музыка на мольберте |
| П: Распознавать общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Р: Осмысленность размышлений о зримости литературных зарисовок, особенностей мировосприятия художника-композитора. П: Расширение представления о живописности музыки Чюрлениса и музыкальности его живописных полотен. Знакомство с жанром живописной сонаты. К: Передача собственных впечатлений о живописных образах, если бы я был композитором. Л: Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства. |
|
31 | 02.05 |
| Импрессионизм в музыке и живописи |
| П: Раскрытие особенностей импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и живописи. Р: Оценка воздействия музыки импрессионизма на собственное отношение к ней. П: Знакомство с направлением французского искусства 2-й половины XIX в., получившего название импрессионизм. К: Исполнение ритмических импровизаций. Л: Развитие певческих умений и навыков в исполнении песен, связанных с изобразительным искусством. |
|
32 | 16.05 |
| О подвигах, о доблести и славе |
| П: Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Р: Развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер. П: Устойчивое представление об исторических событиях ВОВ. К: Поиск выразительных речевых интонаций, соответствующего темпа и динамики голоса в прочтении отрывков из «Реквиема» Р. Рождественского. Л: Чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Усвоение традиционных ценностей, духовно-нравственных норм общества. | Подготовить сообщение о памятниках ВОВ. |
33 | 23.05 |
| В каждой мимолетности вижу я миры |
| П: Восприятие образного мира произведений С.Прокофьева и М.Мусоргского, расширение и углубление понимания своеобразия их творчества. Р: Осознание воздействия произведений искусства на чувства и мысли слушателя. П: Раскрытие термина «мимолетность». Использование при интонационно-образном анализе метода сравнения. К: Умение слушать и вступать в диалог с учителем, создателями художественных произведений. Л: Становление индивидуально-оценочных суждений об особенностях музыкальных произведений. |
|
34 | 30.05 |
| Мир композитора. С веком наравне. |
| П: Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. П: Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров. К: Инициативное сотрудничество при разработке творческих проектов. Л: Формирование мировоззрения на основе изучения культурного наследия. |
|
6 класс
№ | Дата план | Дата факт | Темы раздела, урока | Кол час | Планируемые результаты обучения | Примечание |
|
|
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 18 |
|
|
1 | 07.09 |
| Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс.
|
| Предметные: Знать и развивать традиции русской песенной культуры. Регулятивные: самостоятельно отличать интонацию романса и речи. Познавательные: знать единство музыкальной и поэтической речи романса. Коммуникативные: знать особенности мелодической линии. Личностные: Речевая декламация и романс – это связь прошлого и настоящего. |
|
2 | 14.09 |
| Песня-романс. Мир чарующих звуков
|
| П: Четко понимать специфику и особенности романса ( лирический, драматический, эпический) Р: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа. П: различать какие качества души русского человека запечатлены в музыкальных образах романса. К: находить поэтическое и музыкальное выражение главной мысли романса. Л: Знать известные русские романсы. |
|
3 | 21.09 |
| Два музыкальных посвящения
|
| П: Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. П: уметь определять форму романса К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса. Л: Научиться испытывать глубокие чувства в общении с природой. |
|
4 | 28.09 |
| «Уноси моё сердце в звенящую даль…»
|
| П: Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир. Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса. П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса. К: знать приемы развития музыки в романсе. Л: Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса. |
|
5 | 05.10 |
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя
|
| П: Знать различные способы звуковедения. Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина) П: понимать красоту и правду в искусстве. К: расширять музыкальную компетентность. Л: Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным. |
|
6 | 12.10 |
| Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов
|
| П: Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской. Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений П: Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ. К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно» Л: Понимать и любить русские народные обряды. |
|
7 | 19.10 |
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения |
| П: Уметь различать становление музыкального образа. Л: Расширять музыкальный кругозор Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии музыкальных произведений. П: знать музыкальные термины. К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь» |
|
8 | 26.10 |
| Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта
|
| П: Определять основную мелодику музыкальных произведений Ф.Шуберта. Р: самостоятельно сравнивать язык трех художественных произведений: литер, муз и ИЗО П: знать музыкальные термины. К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта. Л: Уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта. |
|
9 | 09.11 |
| Образы русской народной и духовной музыки |
| П: Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора. Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. П: знать народные музыкальные инструменты. К: уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах. Л: Уважать традиции русской духовной музыки. |
|
10 | 16.11 |
| Русская духовная музыка |
| П: Понимать значение духовной музыки. Р: самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений. П: владеть знаниями музыкальных терминов. К: разучивание духовного музыкального произведения. Л: Уважать традиции русской духовной музыки |
|
11 | 23.11 |
| Духовный концерт
|
| П: Знать особенности русской духовной музыки 18 века. Р: самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства. П: определять тесную связь слов и музыки духовного концерта. К: углублять знание жанра хорового концерта. Л: Уважать традиции русской духовной музыки |
|
12 | 30.11 |
| Фрески Софии Киевской |
| П: Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике. Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки. (темп, регистр, динамика, ритм) П: владеть знаниями музыкальных терминов. К: знать приемы раскрытия музыкальных образов Л: Уважать и любить историю Родины. |
|
13
| 07.12 |
| «Перезвоны» «По прочтении Шукшина»
|
| П: Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов. Р: самостоятельно определят главные интонации музыкального произведения. П: определять контраст инструментального и вокального начала. К: выполнение творческого задания. Л: Знать значение колокола в церковных обрядах. |
|
14 | 14.12 |
| Образы духовной музыки Западной Европы |
| П: Знать особенности полифонической музыки Западной Европы. Р: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста. П: сравнивать темы токкаты и фуги. К: определять близость хоралов к народным песням. Л: Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. |
|
15 | 21.12 |
| Небесное и земное в музыке Баха. Хорал
|
| П: Уметь определять многоголосность музыки Баха. Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем произведения. П: отличать светскую и духовную церковную музыку. К: определять близость хоралов к народным песням. Л: Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки. |
|
16 | 28.12 |
| Образы скорби и печали
|
| П: Знать особенности музыкального языка Западноевропейской музыки (кантата, реквием) Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки. П: знать голоса хора К: знать приемы раскрытия музыкальных образов. Л: уважать традиции Западноевропейской духовной музыки |
|
17 | 11.01 |
| Авторская песня: прошлое и настоящее |
| П: Знать историю становления авторской песни. Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты и т.д. П: знать жанры и особенности авторской песни. К: выполнение творческого задания. Л: Формировать художественный вкус |
|
18 | 18.01 |
| Джаз-искусство 20 века. Спиричуэл и блюз |
| П: Знать историю становления джаза и блюза. Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов. П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза. К: разучивание песни. Л: Знать и любить джазовую музыку |
|
|
|
| Мир образов камерной и симфонической музыки | 16 |
|
|
19 | 25.01 |
| Вечные темы искусства и жизни
|
| П: Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы (сходство-различие; повтор-контраст) Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет. П: знать отличие камерной музыки от симфонической. К: знать жанры камерно музыки ( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра) Л: Расширять музыкальный кругозор. |
|
20 | 01.02 |
| Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена
|
| П: Знать посторенние фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка. Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена. К: знать жанр музыки ноктюрн. Л: Расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз. познаний |
|
21 | 08.02 |
| «Ночной пейзаж. Ноктюрн»
|
| П: Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение. Р: самостоятельно определять особенности камерной музыки П: эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека. К: четко определять средства муз. выразительности, помогающие понять содержание музыки. Л: Ценить музыкальные шедевры |
|
22 | 15.02 |
| Инструментальный концерт
|
| П: Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки. Р: Самостоятельно определять части инструмента. Концерта Вивальди ( быстро-медленно-быстро) П: вспомнить жанр духовного концерта. К: знать форму построения первой части концерта ( «Весна») - рондо, вариация. Л: Ценить актуальность старинной музыки. |
|
23 | 22.02 |
| Космический пейзаж
|
| П: Понимать оригинальность музыки и особенную манеру её изложения. Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ. П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики. К: уметь находить сходство и различие в композициях ( Космос и Вселенная) Л: Интересоваться современной электронной музыкой |
|
24 | 01.03 |
| Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель»
|
| П: Знать возможности симфонического оркестра, в раскрытии образов литер. сочинений. Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова. П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации. К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений. Л: Глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова. |
|
25 | 15.03 |
| Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»
|
| П: Знать интонации музыкальных иллюстраций. Р: самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов. П: знать отличие пьес лирических от драматических К: творческое задание. Л: Гордиться творчеством Пушкина. |
|
26 | 22.03 |
| Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен |
| П: Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям. Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане» П: определять жанр музыки. К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского. Л: С уважением относится к современным интерпретациям. |
|
27 | 05.04 |
| Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»»
|
| П: Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра. Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры. П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма. К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний. Л: Развивать в себе патриотическое отношение к Родине. |
|
28 | 12.04 |
| Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» |
| П: Знать этапы разработки разделов сонатной формы. Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов. П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии. К: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта» Л: Уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы. |
|
29 | 19.04 |
| Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
|
| П: Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации и танца. Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета. П: знать значение контраста музыкальной темы. К: творческое задание. Л: Интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета |
|
30 | 26.04 |
| Мюзикл. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»
|
| П: Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения. Р: самостоятельно находить виды мелодий -речитативной и песенной. П: узнавать фрагменты олицетворяющие эмоциональное состояние героев. К: знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни. Л: Любить современное искусство, посещать театр. |
|
31 | 03.05 |
| Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»
|
| П: Понимать, что сюжет древнего мифа положенного на музыку показывает связь времен и талант композитора. Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев. П: знать основные понятия и термины. К: творческое задание. Л: Уважать и понимать оперное искусство. |
|
32 | 10.05 |
| А.Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика»
|
| П: Знать, что жанр рок-опера воплотил новыми средствами вечную тему жизни – тему любви и силу искусства. Р: самостоятельно определять, какую роль в рок-опере играет хор. ( участник действия) П: знать жанры музыки входящие в состав рок-оперы. К: уметь сравнивать образы рок-оперы Журбина и образы оперы Глюка. Л: Повышать музыкальный кругозор. |
|
33 | 17.05 |
| Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века.
|
| П: Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе. Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов. П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев. К: знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема Л: Интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино. |
|
34 | 24.05 |
| Музыка в отечественном кино
|
| П: Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства Р: самостоятельно осуществлять суждения о муз.фильмах. П: знать, как музыка помогает раскрыть образ героев. К: творческое задание. Л: Любить и ценить киноискусство. |
|
7 класс
№ | Дата план | Дата факт | Темы раздела, урока | Кол час | Планируемые результаты обучения | Примечание |
|
|
| Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | 16 |
|
|
1 | 05.09 |
| Классика и современность
| 1 | Предметные: Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью Регулятивные: самостоятельно определять стиль музыки. Познавательные: ориентироваться в муз. терминах. Коммуникативные: знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений. Личностные: Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке. |
|
2 | 12.09 |
| В музыкальном театре. Опера | 1 | П: Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере Р: самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере. П: знать жанры оперы (эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые). К: знать значение оркестровых эпизодов. Л: Научиться понимать оперное искусство. |
|
3 | 19.09 |
| Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.Глинки «Иван Сусанин» | 1 | П: Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа. Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!». П: четко определять кульминационную сцену оперы. К: знать составные части оперы (интродукция и эпилог) Л: Уважать патриотические чувства русского народа. |
|
4 | 26.09 |
| Русская эпическая опера. А.Бородин «Князь Игорь»
| 1 | П: Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов. Р: самостоятельно определять выразительные муз. средства использованные в песне «Плач Ярославны» П: знать интонационно-жанровые особенности построения музыки К: уметь описывать женские образы на картинах различных художников. Л: Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события, происходившие в России. |
|
5 | 03.10 |
| В музыкальном театре. Балет. | 1 | П: Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы. Р: самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. П: четко знать муз. термины. К: знать роль музыки в балете. Л: Научиться понимать сложные внутренние взаимоотношения. |
|
6 | 10.10 |
| Балет Б.Тищенко «Ярославна» | 1 | П: Знать роль хора в балете «Ярославна» Р: самостоятельно определять главные темы героев. П: сопоставлять плач-песню и плач-причитание. К:понимать пластику движений эмоционального состояния героев. Л: Уважать исторические корни России. |
|
7 | 17.10 |
| Героическая поэма в русской музыке | 1 | П: Знать, как народный патриотизм отразился в музыкальном произведении. Р: самостоятельно определять героическую тему в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям» Л: Уважать героику русского народа. |
|
8 | 24.10 |
| В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс»
| 1 | П: Знать главные принципы муз. сцены драматургии (контраст) Р: самостоятельно опр. средства муз. выразит. отрицат. персонажей. П: отличать негритянский фольклор от джазовой стилистики Гершвина. К: уметь определять сферу муз. творчества Гершвина. Л: Уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа. |
|
9 | 31.10 |
| Опера Ж.Бизе «Кармен» | 1 | П: Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет (литер. произведение) Р: самостоятельно определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев. П: определять кульминационный момент оперы. К: определять жанровые особенности тем главных героев. Л: Прочитать новеллу П.Мориме «Кармен» |
|
10 | 14.11 |
| Новое прочтение оперы Бизе» Р.Щедрин «Кармен-сюита» | 1 | П: Знать, что слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому. Р: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: находить «цитаты» оперы Бизе в балете Щедрина «Кармен-сюита» Л: Расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства. |
|
11 | 21.11 |
| Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | П: Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее. Р: самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях. П: отличать полифонию от аккордового звучания. К: знать почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры. Л: Расширять свои познания в области духовной музыки |
|
12 | 28.11 |
| Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда»
| 1 | П: Знать основные мелодические линии. Р: самостоятельно отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической. П: знать отличия музыки эпилога от увертюры. К: спеть главную мелодию «Осанна» Л: Расширять музыкальный кругозор. |
|
13 | 05.12 |
| Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | 1 | П: Уметь сравнивать муз.образы разных жанров в одноименном произведении. Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты. П: отличать пейзажные зарисовки от образов героев. К: творческое задание. Л: Образно воспринимать музыкальные зарисовки. |
|
14 | 12.12 |
| Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | П: Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни» Р: самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей. П: знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке К: какие муз.жанры Раскрывают скрытый смысл художественного образа. Л: Вдумчиво перечитать произведения Гоголя. |
|
15 | 19.12 |
| Музыканты - извечные маги. Полистилистика | 1 | П: Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого Р: самостоятельно отличать певческую культуру России от современных ритмов. П: различать приемы раскрытия образов современности от прошлого. К: музыкально-творческое задание. Л: Видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого. |
|
16 | 26.12 |
| Повторительно-обобщительный урок | 1 | П: Знать изученные музыкальные произведении я и термины. Р: самостоятельно ориентироваться в муз. терминах. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. Л: Расширять музыкальный кругозор. |
|
|
|
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 |
|
|
17 | 16.01 |
| Музыкальная драматургия -развитие музыки | 1 | П: Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра. Р: самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией. П: знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения. К: знать, для чего используется варьирование в муз. произведениях. Л: Ценить музыкальное искусство прошлого |
|
18 | 23.01 |
| Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка» | 1 | П: Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры. Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки . П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. Л: Ценить музыкальное искусство прошлого. |
|
19 | 30.01 |
| Камерная инструментальная музыка. Этюд | 1 | П: Знать жанры камерной инструментальной музыки. Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки. П: знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений. К: Творческое задание. Л: Уважительно относиться к камерной музыке. |
|
20 | 06.02 |
| Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке «Кончерто гроссо» | 1 | П: Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки. Р: знать особенности музыки Шнитке (свободное совмещение прошлого и настоящего) П: уметь отличать главные темы музыки Шнитке. К: творческое задание. Л: Расширять музыкальный кругозор. |
|
21 | 13.02 |
| А,Шнитке «Сюита в старинном стиле» | 1 | П: Знать, что сюита Шнитке – это путешествие во времени. Р: самостоятельно определять музыкальные образы каждой части сюиты. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание Л: Расширять музыкальный кругозор. |
|
22 | 20.02 |
| Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая»)
| 1 | П: Знать признаки построения сонатной формы. Р: определять главные части сонаты. П: знать принципы варьирования К: определять главные и побочные темы сонаты. Л: Интересоваться музыкой и жизнью Бетховена. |
|
23 | 27.02 |
| С.Прокофьев «Соната № 2» - В.Моцарт «Соната № 11»
| 1 | П: Уметь сравнивать сонаты Прокофьева и Моцарта. Р: самостоятельно уметь объяснять, для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты. П: уметь следить за развитием темы в вариациях. К:знать музыкальные термины. Л: Восхищаться творчеством Моцарта и Прокофьева. |
|
24 | 06.03 |
| Симфоническая музыка | 1 | П: Хорошо разбираться в особенностях симфонии. Р: знать роль контраста в симфонии. П: знать муз. термины. К: творческое задание. Л: Заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах. |
|
25 | 13.03 |
| В.А.Моцарт «Симфония № 40»
| 1 | П: Знать сюжетные линии всех частей симфонии. Р: самостоятельно узнавать главную и побочную темы симфонии. П: знать особенности построения главной партии. К: с каким художесвенным произведением сравнивают «Симфонию № 40» Моцарта с «Джокондой» Л: Самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Моцарта. |
|
26 | 20.03 |
| С.Прокофьев «Симфония № 1» («Классическая») | 1 | П: Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии. Р: самостоятельно объяснять, почему симфония названа «классической» П: определять музыкальный почерк Прокофьева. К: какие части симфонии построены в сонатной форме. Л: Вдумчиво относиться к творчеству Прокофьева. |
|
27 | 03.04 |
| Л.В.Бетховен «Симфония №5» («Стук судьбы в дверь…») | 1 | П: Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни. Р: самостоятельно определять темы главных идей симфонии: «Через борьбу - к победе, от мрака - к свету, через тернии - к звездам» П: отвечать на вопросы учителя. К: какое завещание сделал Бетховен потомкам. Л: Читать о жизни и деятельности Бетховена самостоятельно. |
|
28 | 10.04 |
| Ф.Шуберт «Симфония № 8» («Неоконченная») В.Калинников «Симфония № 1» | 1 | П: Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке. Р: самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы. П: как в симфонии передается «жизнь чувств» К: какие инструменты озвучивают главные темы в симфониях. Л: Вдумчиво относиться к творчеству Шуберта. |
|
29 | 17.04 |
| П.Чайковский «Симфония № 5» | 1 | П: Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни» Р: самостоятельно определять особенности музыкального языка и жанровую принадлежность. П: уметь сравнивать симфонии Чайковского и Бетховена. К: творческое задание. Л: Гордиться великим русским композитором П.Чайковским. |
|
30 | 24.04 |
| Д.Шостакович «Симфония № 7» («Ленинградская») | 1 | П: Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской» Р: самостоятельно знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана. П: объяснить, почему «Симфония № 7» -это поэма о борьбе и победе. К: знать мелодику главных тем. Л: Помнить подвиг русского народа в ВОВ. |
|
31 | 08.05 |
| Симфоническая картина К.Дебюсси «Празднества»
| 1 | П: Знать понятие симфоническая картина. Р: самостоятельно определять основные темы «Празднеств» П: уметь сравнивать муз. язык с художественным языком картины. К: творческое задание. Л: Уважать творчество зарубежных композиторов. |
|
32 | 15.05 |
| Инструментальный концерт. А.Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром» | 1 | П: На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки. Р: самостоятельно отличать программную от непрограммной музыки П: уметь определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте» К: с помощью чего достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки) Л: Уважать творчество народов мира. |
|
33 | 22.05 |
| Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | П: Знать, почему рапсодию Гершвин отнес к серьезной музыке. Р: определять главные темы «Рапсодии» П: знать, какой жанр классической музыки положен в основу рапсодии. К: вспомнить мелодии в стиле джаз других композиторов. Л: С любовью относится к музыке джаза и блюза. |
|
34 | 29.05 |
| Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | 1 | П: Знать звучание народных муз. инструментов, и хиты мюзиклов и рок-опер. Р: самостоятельно определять национальный колорит народной музыки. П: знать поп муз. хиты. К: слушать муз. обработки и электронную музыку. Л: Уважительно относится к народному творчеству, увеличивать духовный багаж: «Чем больше багаж, тем легче идти» |
|