СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 5 класса В.О. Усачёва, Л.В. Школяр

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для общеобразовательных школ  В.О.Усачёва, Л.В. Школяр

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 5 класса В.О. Усачёва, Л.В. Школяр»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ

ДЛЯ 5 КЛАССА

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр

Пояснительная записка

Программа по Музыке для 5 класса общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 5 класса авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Структура документа. Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также результаты обучения, основное содержание и требования к уровню

подготовки выпускников основной школы.

Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры. 

Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства –коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.

Общая характеристика программы

Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.

        Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.

       Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

       Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

       Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

 становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

 развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,

музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Для этого необходимо решение таких задач, как

развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;

воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;

освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;

изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;

знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;

развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5 классе в объеме не менее  35 часов.

Требования к результатам обучения музыке

В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».

Личностные результаты изучения музыки, становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

 формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;

потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры);

 регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.);

коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).

Метапредметные результаты изучения музыки:

анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования. 

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:

сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;

творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

 расширение музыкального и общего культурного кругозора;

музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

 овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Общие содержательные особенности программы для 5 класса

Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).

Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.

В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Сделана также попытка предоставить учащимся 5 класса более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 4-х лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве.

Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах[1]: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 5-му классу становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня.

Первое полугодие: «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»

1четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

   Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.

2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»?

  Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Учащимся предлагается целый ряд произведений, в которых нашли отражение незабываемые образы выдающихся музыкальных сочинений или жизнь и творчество знаменитых композиторов,

музыкантов – исполнителей.  Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

            Второе полугодие «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку»

Задача этой четверти – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. В результате изучения материала этой четверти ребята должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят.

Развитие этих чувств -  основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Работа по этой теме направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ.

4 четверть: «Можем ли  мы услышать живопись»

Продолжается развитие умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).

Наряду с этим продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. В 5 классе расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.

                                   

        Планируемые предметные результаты освоения содержания программы

5 класс. Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.

Учащиеся смогут понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащиеся смогут принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.




















Тематическое планирование уроков музыки

5 класс

Четверть/

полугодие

Тема урока

Проблемный 

контекст уроков

Примерный музыкальный материал

К-во ч.


1 Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

9



Музыка и литература




Песни без слов


Многообразие и богатство связей музыки и литературы:

особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров;

С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч; Гимн РФ




С. Рахманинов. Вокализ.



1




1





Мелодия и слово


Лейся песенка моя

значение поэзии в вокальной музыке;

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.

Образная природа в русской музыке


Русская народная песня «Мы пойдем погулять».П. Чайковский «Грустная песенка». 

М. Глинка «Жаворонок».М. Глинка – М. Балакирев ««Осень» Кюи, «Осень» Чайковского, «Родная земля» Дубравина Жаворонок».


1


1










Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи


Лаборатория музыки


Богатство музыкальных образов в вокальной музыке

литература как идея или основа для создания програм-мных и непрограм-мных произведений;



 Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из кантаты «Памяти Есенина»). 


«У зори – то у зорюшки» р.н.п. «Моя Россия» Струве.



1


1



Знакомимся с песней, историей, людьми


Из песни слова не выкинешь


формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов;

многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки;

Франц. нар. песни «Карманьола» и «Са Ира», «Рабочая марсельеза», «По долинам и по взгорьям», «Варшавянка»

Н. Мясковский. Симфония №6 (финал)  




1



1




Что может случиться с музыкой?


жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия


Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»).  Д. Кабалевский. Сцена и «Прощальная» (из оперы «Семья Тараса»).


1


                         2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

7



Ещё немного о солдатских песнях и о том, что было бы с литературой, если бы не было музыки



Музыка в рассказе

Музыка обогащает литературу:

 музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений;

 каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни;

Немецкая революционная песня «Маленький барабанщик».

А. Гайдар «Судьба барабанщика» (фрагмент).

«Горные вершины» А.Рубинштейн

«Северное сияние» Ярмак – исполнение.




«Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта, Симфония «Юпитер» (фрагмент 2-й части).





2





1







Вторая жизнь песни


Можем ли мы увидеть музыку

 музыкальность как мера совершенства литературного текста;

 «говорящая» тема как критерий выразительности музыки; 

 воспитание музыкой через литературу;

 музыка как компонент синкретичных жанров.

«Наш край» Д.Кабалевский;

«Беснуйтесь, тираны»; «Варшавянка»

Д.Шостакович Симфония №11 (1905 год)


«У лукоморья» (попевка).

Норвежская народная песня «Волшебный смычок».

Грузинская народная мелодия.

Сказка «Музыкант-чародей». А. Аладов  «Мелодия».

И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки).

А. Бородин. Квартет № 2(фрагмент 3-й части) 

Ф. Шопен. Вальс (си минор). Р. Роджерс «До-ре-ми» (фрагмент из к/ф «Звуки музыки»)


2


2


3.Музыка и живопись

10



«Расслышать» рассвет




Песни гражданской войны


«Богатырская» тема в музыке и живописи


Героические образы в музыке и живописи



Слушайте, рассматривайте, изучайте

Связь музыки с изобразительным искусством:

музыка рождает зрительные ассоциации;

картинность как характерное свойство русской классической музыки;

изображение рож-дает музыкальные ассоциации;

музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему;

«зримый образ»  как критерий яркого рельефного музыкального воплощения

«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина» М. Мусоргский). «Островок», «Весенние воды» Рахманинов – слушание,


К. Листов. «Песня о тачанке».

Шведская народная песня «Три парня». А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч).  Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых».  С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Л. Бетховен «Кориолан» (экспозиция главной темы увертюры).

М. Глинка. Ария Сусанина  (из оперы «Иван Сусанин»).



С. Прокофьев. Ария Кутузова «Вальс» Прокофьева – слушание, (из оперы «Война и мир»).

2





2





2




2




2


4. Можем ли мы услышать живопись

8



Можем ли мы «услышать» живопись


Лаборатория музыки


Русские в Париже


Потешные сцены

«Это - как музыка»…

Найти главный мотив и взять верный тон


Лаборатория музыки

внутренний слух и внутреннее зрение;

картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве;

ритм, колорит, пространство в музыке и живописи;

музыка и изображение как основа синкретичных жанров;

музыка и музыканты становятся живописными образами;

«звучащие» полотна;

«живописные» партитуры;

границы отдельных искусств не замкнуты;

искусства ежеминутно переходят одно в другое

К. Дебюсси «Празднества».

Военные сигналы. М. Равель

 А. Цфасман «Здорово». 

 «Хабанера».Д. Кабалевский 





И. Стравинский «Петрушка» (1 картина 1-й части балета). «Спокойной ночи».

Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге»

Ростовские звоны. Русская народная песня «Вечерний звон».  



«Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта


1




1


1



2



1



2
















Тема урока

Элементы содержания

Хар-ка основных видов деятельности

УУД

дата







план

факт


 1.  Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?  (9 ч.)


1






2

Музыка и литература




Песни без слов

Многообразие и богатство связей музыки и литературы:

особенности взаимодействия музыки и текста в возникновении народных песенных жанров;

 Слушание музыки, пение, работа с учебником. инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение.

Л: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; 

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; 




3

Мелодия и слово




значение поэзии в вокальной музыке;


Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.

Образная природа в русской музыке

Слушание музыки,

работа с учебником.








Слушание, работа с учебником,

инструментальное музицирование,

Л: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; 

П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;




4

Лейся песенка моя



Л: углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры;




5

Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи


Богатство музыкальных образов в вокальной музыке

литература как идея или основа для создания программных и  непрограммных произведений;


Слушание музыки,

работа с учебником.


импровизация, драматизация исполняемых произведений

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; 




6

Лаборатория музыки







7

Знакомимся с песней, историей, людьми



формы песни как результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов;

многообразие жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки;



Слушание музыки, пение, работа с учебником.

Л: потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;




8

Из песни слова не выкинешь







9

Что может случиться с музыкой?

жизнь – единый источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия

Слушание музыки, пение, работа с учебником.

П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;




2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (7 ч.)


10,11







12

Ещё немного о солдатских песнях и о том, что было бы с литературой, если бы не было музыки


Музыка в рассказе

Музыка обогащает литературу:

 музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений;

 каждая встреча с музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни;

Слушание музыки, пение, работа с учебником.


инструментальное музицирование,










Л: реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).


М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; 










13, 14






15,16

Вторая жизнь песни




Можем ли мы увидеть музыку

музыкальность как мера совершенства литературного текста;

 «говорящая» тема как критерий выразительности музыки; 

 воспитание музыкой через литературу;

 музыка как компонент синкретичных жанров.

пение,

Слушание музыки, пение, работа с учебником

Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; 

Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

П: овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.




3.Музыка и живопись (10 ч.)


17,18

«Расслышать» рассвет

Связь музыки с изобразительным искусством:

музыка рождает зрительные ассоциации;

картинность как характерное свойство русской классической музыки;

изображение рож-дает музыкальные ассоциации;

музыка, литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-своему;

«зримый образ»  как критерий яркого рельефного музыкального воплощения

Слушание музыки, пение, работа с учебником,

музыкально-пластическое движ ение,       пение,







музыкально-пластическое движение.


Слушание музыки, пение, работа с учебником,

М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;




19,20

Песни гражданской войны



П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;




21,22

«Богатырская» тема в музыке и живописи



М: наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; 




23,24,

Героические образы в музыке и живописи



Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.




25,26

Слушайте, рассматривайте, изучайте



П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;




4. Можем ли мы услышать живопись (8 ч.)


27

Можем ли мы «услышать» живопись



внутренний слух и внутреннее зрение;


картина, портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве;



ритм, колорит, пространство в музыке и живописи;


музыка и изображение как основа синкретичных жанров;



музыка и музыканты становятся живописными образами;


«звучащие» полотна;

«живописные» партитуры;



границы отдельных искусств не замкнуты;


искусства ежеминутно переходят одно в другое


Слушание музыки, пение, работа с учебником









инструментальное музицирование,      Слушание музыки, пение, работа с учебником









Слушание музыки, пение, работа с учебником, пение





инструментальное музицирование, работа с учебником, пение

   











инструментальное музицирование,   работа с учебником, пение

   








 

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;




28

Лаборатория музыки



Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; 




29,30

Русские в Париже



М: убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;




31

Потешные сцены



М: наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;




32

«Это - как музыка»… 




Л: овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.




33

Найти главный мотив и взять верный тон




М: проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

П: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;




34

Лаборатория музыки



Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; 

М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;



Формы контроля: викторины, тестовые задания, музыкальные кроссворды.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения музыки пятиклассник должен:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания    специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;

- знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;

- уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

Знать новые имена композиторов—К. Дебюсси и М. Равеля, а так же некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом  движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a’capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).

- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.

Описание учебно-методического и материально-технического

 обеспечения образовательного процесса по предмету «Музыка»

Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа по музыке для 5–7-го классов (под рук. Д.Б. Кабалевского):

Программа по музыке (4–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).

Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.

В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5 кл.

Нотная хрестоматия для 5 кл.

Фонохрестоматия для 5 кл.

Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян, скрипку), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Возможно использование клавишного синтезатора.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!