СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для 7 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, п... программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 7 класса»



Рабочая программа по музыке 7 -й класс











Хамуева Екатерина Владимировна

















Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак,

Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре .как важнейшему компоненту гармонического фор­мирования личности.

Задачи музыкального образования:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого чело­века;

  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музы­кальных переживаниях;

  • способствовать развитию интереса к музыке;

  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к верши­нам музыкального искусства;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных про­изведений.

Сведения о программе

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольк­лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплек­та: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2012), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, мето­дические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по

музыке).

Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой


Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:

  • в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органиче­ского взаимодействия;

  • в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежно­стью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;

  • в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощени­ем в образах музыкальных произведений;

  • в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;

  • в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;

  • в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

  • в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.


Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образо­вания в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодей­ствием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) не­разрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.


Виды деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Используемые технологии обучения: проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение, развитие критического мышления.

Формы уроков: формирование новых навыков и умений, сообщение новых знаний, закрепление полученных знаний, навыков и умений.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  • знать/понимать:

    • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки

    • стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;

    • Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

    • Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • уметь:

  • Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.

* Выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ



Дата поведен

Тема урока

урока

Элементы основного и дополнительного содержания

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки в соответствии с ФГОС

1.Предметно-информационная составляющая

2.Деятельностно-коммуникативная составляющая

3. Ценностно-ориентационная составляющая

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Использование краеведческого материала

Приме

чания












Магическая единственность» музы­кального произведения

1

Музыкальная форма, объе­диняющая в едином замыс­ле несколько относительно

самостоятельных частей,

различных по образному содержанию и структуре.

Основные циклические формы

. И Брамс. Симфо­ния № 3; Л. Бет­ховен. Соната

14 для форте­

пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)

Иметь представление о куплетной форме

Уметь находить взаимодействие между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

Уметь находить взаимодействие между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

Знать, что такое

сюита и сонатная

форма, соната.

Уметь определять

смысл, тему, эмо­циональное состоя­ние музыкального произведения и объ­яснять неповтори­мость музыкальных произведений

Устный

опрос.

Хоровое

пение





Музыку труд­но объяснить

словами

2

Два вида музыкальной об­разности. Тишина, непод­вижность и покой; их во­площение в музыке. Зна­комство с различными му­зыкальными образами ти­шины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интер­претация. Переложение.

Ремикс

И. Брамс. Симфо­ния № 3; Я. Бетхо­вен. Соната № 14

для фортепиано;

Ю. Шевчук. «Что

такое осень?» (пе­ние)

Иметь представление о куплетной форме.

Уметь находить особенности содержания и формы в музыке.


Понимать строение песни, выразительные особенности песни.

Знать определение

терминов: сюита,

соната.

Уметь: определять

музыкальный образ

в прослушиваемом произведении; пере­давать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отрабо­танные вокально - хоровые навыки

Устный

опрос.

Хоровое

пение





Что такое музыкальное содержание

3-4

Музыкальное содержание. Характерные черты челове­ка при создании его музы­кального образа. Образ в ли­тературе, изобразительном искусстве и музыке. Музы­кальный образ может вклю­чать в себя одну или не­сколько мелодий - это зна­чит иметь одну или не­сколько граней

. Бетховен. Сона­та № 14 для форте­пиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет му­зыкант»

Иметь представление о музыкальном содержании в песне

Уметь находить особенности содержания и формы в музыке.


Понимать строение песни, выразительные особенности песни.

Знать средства выразительности музыкального содержания

Знать особенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства (ли­тературе, изобрази­тельном искусстве). Уметь анализиро­вать музыкальное произведение

Устный опрос. Хоровое пение





Музыка, кото­рую необходимо объяс­нять словами

5

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движе­ния чувств человека. Про­граммные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке

А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-ми­нор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелю­дия № 20; А. Вар­ламов, М. Лермон­тов. «Горные вер­шины» (хоровое пение)

Иметь представление о музыке, рисующей картины природы

Уметь находить взаимодействие между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

Любовь к природе, родному краю.

Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литерату­ре, изобразительном искусстве. Знать, из чего скла­дывается музыкальное содержание

Устный опрос. Хоровое пение

Синквейн





Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского

6

Музыка русской природы. Образ, воображение, изо­бражение (определение в литературе, изобразитель­ном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский –

. Чайковский. «Ноябрь. На трой­ке» (из фортепиан­ного цикла «Вре­мена года»); А. Варламов, М. Лермон­тов. «)

Иметь представление о музыке, рисующей картину движения «Тройки»

Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

Любовь к природе, к человеку.

Знать особенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства. Уметь определять

Устный опрос. Хоровое пение





«Восточная»

партитура

Н. А. Римского-Корсакова

7

Н. Римскй-Корсаков - вели­кий сказочник в русской

музыке. Восточная тема

в творчестве Р- Корсакова.

«Шехерезада» - самая цельная симфониче­ская партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова

Симфониче­ская сюита «Шехе­резада». I часть;

Е. Подгащ. «Осен­ний вокализ» (хо­ровое пение)

Иметь представление о музыке, передающей восточную культуру

Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства

Уважение к творчеству русских композиторов.

Знать, что музыка

может рассказать

о человеке.

Уметь анализиро­вать музыкальное произведение, ис­полнять вокализ

Устный

опрос.

Хоровое

пение

тестирование





Когда музыка

не нуждается

в словах

8

Музыка - язык чувств. То­нальность, колорит и кра­сочность музыкальных со­чинений

А. Вивальди. «Зи­ма». I часть. Из

цикла «Четыре

концерта для

скрипки с оркест­ром «Времена го­да

Иметь представление о музыке, рисующей зиму

Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства

Знать значение тональности и колори­та в музыке.

Уметь проанализи­ровать музыкальное

произведение

Устный

опрос.

Хоровое

пение





Содержание

в музыке

9

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в му­зыке». Музыкальная викто­рина. Хоровое пение

Л. Бетховен. Сим­фония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)

Иметь представление о музыкальном содержании.

Уметь находить особенности содержания и формы в музыке.

Знать средства выразительности музыкального содержания.




Знать главные осо­бенности содержа­ния и формы в му­зыке

Устный

опрос.

Хоровое

Пение

Музыкальная викторина




Лирические

образы в му­зыке

10

Что означают выражения

«лирическая тема в музыке»,

«лирический образ в музы­кальном произведении». На­строение в музыке. Лириче­ский род в музыке, отлича­ется повышенной

С. Рахманинов.

Прелюдия соль-

диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милю­тин, Е. Долматов­ский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)

Иметь представление о музыке, передающей чувства смятения

Уметь находить взаимодействие между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

Уважение к творчеству русских композиторов

Знать определение

и основные признаки

лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принад­лежностью его к ли­рике

Устный

опрос.

Хоровое пение

Лирические народные и казачьи песни




Драматиче­ские образы

в музыке

11

Драматический образ в му­зыкальном произведении.

Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Ф. Шуберт, стихи

И.-В. Гёте. «Лес­

ной царь»; Г. Стру­ве, Л. Кондратен­ко. «Матерям по­гибших героев» (хоровое пение)

Знать выученные песни.

Уметь исполнять песни выразительно.


Уметь исполнять двухголосные произведения


Владеть своим голосом.

Знать определение

и основные признаки

драматического об­раза в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души

Устный

опрос.

Хоровое пение





Эпические

образы в му­зыке

12

Эпические образы в музы­ке - это образы не только

героев, но и событий исто­рии, образы природы, изо­бражающей Родину в опре­делённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личны­ми проблемами, а история

Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море

синее». Вступле­ние к опере «Сад­ко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря


Иметь представление о понятии – музыкальный

Образ.

Иметь представление о эпических образах


Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу.


Понимать лирическую музыку.

Знать определение

и основные признаки

эпического образа.


Уметь определять и описывать в музы­ке эпические образы, отличать эпос от ли­рики и драмы

Устный

опрос.

Хоровое пение

Самостоятельная работа





О чём рассказывает музыкальный жанр

«Память жан­ра»

13

Жанры классической музы­ки: вокальная, танцеваль­ная, вокально-инструмен­тальная, инстр, симф, музыка, музыкально-театральные жан­ры. Муз. жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу ис­полнителей.

П. Чайковский.

Симфония № 4;

М. Глинка. Романс

«Я помню чудное

мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазур­ка фа минор;

  1. Берковский,

Никитин, А. Величанский


Иметь представление о разнообразии жанров


Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью лирике, драме, эпосу.

Знать лучшие образцы русской классической музыки.


Знать, чем отлича­ется песня от роман­са; в чём разница

между полькой и

маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализиро­вать музыкальное произведение.

Устный

опрос.

Хоровое

пение




Такие разные песни

14

Песня как вид искусства де­лится на два направления - бытовая и профессиональ­ная.

Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки

Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;

  1. Берковский,

Никитин, А. Величанский. «Под музыку Виваль­ди...»

Иметь представление о песне в симфонии

Уметь находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в муз. образах.


Знать: виды песен; чем отличается пес­ня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятель­ности

Устный опрос. Хоровое пение

Казачьи песни (слушание)



Такие разные танцы

15

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средства­ми пластических движений и ритмически четкой и не­прерывной сменой вырази­тельных положений челове­ческого тела. Виды танцев

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это та­нец»

Иметь представление о жанре вальса

Уметь находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах

Знать лучшие образцы русской и зарубежной классической музыки.

Знать, в чём разни­ца между полькой и маршем, и валь­сом, менуэтом и ма­зуркой.

Уметь: слушать, воспринимать и ана­лизировать музы­кальные произведе­ния; определять му­зыкальный ритм

Устный опрос. Хоровое пение

Танцы казаков (слушание ,видео)



Такие разные марши

16

Марш получает разные на­звания в зависимости от скорости движения. Цере­мониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)


Иметь представление о жанре марша


Знать лучшие образцы русской и зарубежной классической музыки

Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой

Устный опрос. Хоровое пение

Марши казаков , строевые песни



«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

17

Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, при­мененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения.

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»;


Иметь представление о герое и сюжете в музыкальной форме

Уметь находить особенности содержания и формы в музыке.

Знать лучшие образцы зарубежной классической музыки.

Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьиро­вания, контраста, развития.

Устный опрос. Хоровое пение




Художествен­ная форма – это ставшее зримым содержание

18

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы

Ф. Шуберт. «Се­ренада»; А. Заце­пин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (


Иметь представление об увертюре

Уметь находить особенности содержания и формы в музыке. Уметь вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса.

Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение




От целого к деталям

19

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы

Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...»

Иметь представление о музыке Ф.Шуберта.

Уметь находить особенности содержания и формы в музыке.

Знать лучшие образцы зарубежной классической музыки.

Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки

Устный опрос. Хоровое пение




Какой бывает музыкальная композиция

20

Композиция (составление, сочинение) - категория му­зыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработан­ного и завершённого в себе музыкального произведе­ния, «опуса»

Ф. Шопен. Прелю­дия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...»


Иметь представление о музыкальной композиции.

Уметь определять форму музыки на основе её содержания


Понимать содержание музыки через музыкальную форму.

Знать определение композиции в музы­ке; разновидности музыкальной компо­зиции.

Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельно­сти.

Устный опрос. Хоровое пение




Музыкальный

шедевр в шестнадцати

тактах

21

Разнообразие музыкальных

Образов.

Л. Бетховен. Сим­ония № 5.1 часть.

Фрагмент; А. Рыб­ников, Р. Тагор.

«Последняя поэма»

(хоровое пение)

Иметь представление о музыке Л. Бетховена

Уметь находить особенности содержания и формы в музыке

Знать лучшие образцы зарубежной классической музыки.

Знать определение

одночастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкаль­ных произведении.

Устный

опрос.

Хоровое

пение




Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

22

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со вре­мен барокко. Прелюдия вы­ступает в роли импровиза­ционного вступления к фу­ге. Циклы «прелюдия-фуга»

могут объединяться в бо­лее крупные циклы на осно­ве какого-либо формально­

го или тематического прин­ципа

М. И. Глинка,

И. Козлов. «Вене­цианская ночь»

(слушание, пение);

Ф. Шопен. Прелю­дия ля-мажор,

соч. 28 № 7 (слу­шание)

Иметь представление о периоде в музыке.


Уметь определять форму музыки на основе её содержания


Понимать содержание музыки через музыкальную форму.

Знать определение

двухчастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкаль­ных произведений

с двухчастной фор­мой; проявлять при­обретенные навыки

хоровой деятельно­сти

Устный

опрос.

Хоровое

пение




Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

23

Трехчастность в «Ночной

серенаде» Пушкина и Глин­ки. Трехчастная форма - тип

композиционной структуры,

применяемый в музыке в ка­честве формы целой пьесы

или ее части. Схема строения

трехчастной формы: ABA.

Что такое музыкальная репризная трехчастная форма

М. И. Глинка,

А. С. Пушкин,

«Я здесь, Инезилья...»; С. Про­кофьев. «Джульетта-девочка»

(из балета «Ромео

и Джульетта»)

Иметь представление о трёхчастной форме.

Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства


Понимать содержание музыки через музыкальную форму.

Знать определение

трехчастной формы

в музыке, репризы,

композиционное по­

строение трехчастной

формы, какие произведения излагаются

в трехчастной форме.

Уметь приводить

примеры трехчастной формы в музыкаль­ных произведениях

Устный

опрос.

Хоровое

пение





Многомер­ность образа в форме рондо

24-25

Рондо - музыкальная фор­ма, сложившаяся под неко­торым влиянием лириче­ских стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повто­ряется. Происхождение свя­зано с народной песенно-танцевальной музыкой

А. Бородин. «Спя­щая княжна». М. Глинка, И. Коз­лов. «Венецианская ночь» (пение)

Иметь представление о форме рондо.


Уметь определять форму музыки на основе её содержания


Понимать содержание музыки через музыкальную форму.

Знать определение формы рондо и со­натной формы в му­зыке.

Уметь приводить примеры музыкаль­ных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризо­вать и сравнивать их

Устный опрос. Хоровое пение




Образ Вели­кой Отечест­венной войны в «Ленинград­ской» симфо­нии Д. Шостаковича

26

Образ Великой Отечествен­ной войны в «Ленинград­ской» симфонии Д. Шоста­ковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности слож­ных жанров: симфония

Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашест­вия»); В. Синяв­ский, М. Владими­ров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Иметь представление о форме – вариации

Уметь определять форму музыки на основе её содержания. Уметь вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса.

Принятие общечеловеческих ценностей: любовь к человечеству, к Родине.

Знать о том, что в му­зыкальных образах слиты воедино судь­бы отдельных лю­дей и судьба всего народа.

Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение




Музыкальная композиция

27

Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная ком­позиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»

В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, сол­даты, вас!»

Знать выученные песни.

Уметь выразительно исполнять песни.


Владеть голосом.

Знать о роли ком­позиции в музыке, о многозначности использования тер­мина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятель­ности

Устный опрос. Хоровое пение




Музыка в раз­витии

28

Музыка в развитии. Драма­тургия музыкальная - сис­тема выразительных средств и приёмов вопло­щения драматического дей­ствия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Сер­пин. «Родина» (хоровое пение)

Иметь представление о едином музыкальном образе.

.

Уметь определять характер развития музыкального образа – основы музыкальной драматургии


Понимать фортепианную музыку.

Знать об особенно­стях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкаль­ной выразительности в музыкальных про­изведениях

Устный опрос. Хоровое пение




Музыкальный порыв

29

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки рус­ской национальной школы. Музыкальный порыв. Со­поставление образов в му­зыкальной драматургии

Р. Шуман. «По­рыв» (из фортепи­анного цикла «Фантастические пьесы»); С. Со­снин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Иметь представление о музыке, Р.Шумана развитии в музыке.

Уметь определять характер развития музыкального образа – основы музыкальной драматургии

Понимать фортепианную музыку.

Знать определение музыкальной драма­тургии, как проявля­ет себя музыкальная драматургия в ми­ниатюре.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки

Устный опрос. Хоровое пение




Движение об­разов и персонажей в опер­ной драматургии

30

Типы музыкальной драма­тургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музы­кальной выразительности в опере, балете. Драматур­гия музыкальных образов

М. Глинка. «Ма­зурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Со­снин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Иметь представление о музыке М.И.Глинки, о развитии музыкальных образов в опере.

Уметь определять характер развития музыкального образа – основы музыкальной драматургии

Любить Родину, понимание значения мира на Земле.

Знать определение музыкальной драма­тургии, об особенно­стях и законах дра­матургии оперы, ба­лета.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музы­кальных произведений.

Устный опрос. Хоровое пение




Диалог ис­кусств: «Слово

о полку Иго-

реве» и «Князь

Игорь»

31-32

Типы музыкальной драма­тургии, связь с симфониче­ской музыкой. Симфония -жанр музыкального искус­ства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизиро­ванной формы.

М. Глинка. Хор

поляков из «Сцены

в лесу» (из оперы

«Жизнь за царя»);

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хо­ровое пение)


Иметь представление о развитии музыкальных образов.

Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства


Любить Родину, понимание значения мира на Земле.

Знать понятие сим­фонии как музы­кальной формы, об­ласти ее примене­ния.

Уметь применять на­выки вокально-хоровой деятельности

Устный

опрос




Развитие музыкальных

тем в симфонической

драматургии

1

Композитор А. П. Бородин.

Музыка передает глубокие

размышления, боль о без­

мерных страданиях людей,

раскрывает борьбу двух на­чал: добра и зла. Противо­борство музыкальных обра­зов в одном произведении

А. Бородин. «Князь

Игорь» (фрагмен­ты из оперы: хор

«Слава», «Интро­дукция» и др.)

Иметь представление о музыке а А. Бородина, о развитии музыкальных образов в опере.

Понимать симфоническую музыку.

Знать понятие сим­фонии как музы­кальной формы, об­ласти ее примене­ния.

Уметь применять на­выки вокально-хоро­вой деятельности

Устный

опрос.

Хоровое

пение




Содержание и

формы в музыке (заключительный урок

34-35

Подведение итогов работы

за четверть и учебный год. Музыкальная форма в ши­роком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность фор­мы и содержания в музыке

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Про­изведения по вы­бору

Знать песни, выученные в течение года.

Знать музыкальные формы

Уметь петь выразительно. Уметь вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса.

Знать, чем отлича­ется музыкальная драматургия от му­зыкальной компози­ции, в чем состоит непрерывность фор­мы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии.

Устный

опрос.

Хоровое пение




Научно- методическое оснащение


    1. Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.

    2. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.

    3. Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.

4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).


Дополнительная литература


Методические пособия для учителя:

    1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Изда­тельский центр «Академия», 2004.

    2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

    3. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.

    4. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

    5. Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.

    6. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

    7. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

    8. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

    9. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.

    10. Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.

  1. Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.

«Академия», 2003.

  1. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература для учащихся:

    1. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

    2. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

    3. Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Му­зыка, 1972.

    4. Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Му­зыка, 1972..

Интернет-ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki

      1. Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html

      2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

      3. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music

      4. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru

      5. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: