Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, обеспечена УМК для 1-4 кл., авторов » Л.В.Школяр,В.О.Усачёва и др.
1.В.О.Усачёва,Л.В.Школяр Учебник Музыка. 4 класс – М.: Баласс, 2013 г., рекомендовано МО РФ
- формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитывать интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- овладевать практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет
«Музыка» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34 ч. в год).
участие в музыкальной жизни класса, школы.
Многообразие жанров русской музыки. Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональной. Русские народные инструменты. Оркестр народных инструментов. Маршевые и трудовые русские народные песни. Маршевые и трудовые русские народные песни. Традиции и праздники русского народа. М.И. Глинка и русский фольклор. Традиции русской музыки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры. Народная песня в творчестве П.И. Чайковского. Песенные интонации в концерте С.В. Рахманинова. Плясовые народные интонации в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского. Русский фольклор в современной композиторской музыке.
Музыка славянских народов. (Украинская, Белорусская музыка). Молдавская народная музыка. Музыка народов Закавказья. Знакомство с музыкой народов Средней Азии. Музыка народов Прибалтики. Музыка русского композитора М.И. Глинки в духе итальянской баркаролы. Французская народная песня в творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта. Японская народная песня в музыке Д.Б. Кабалевского. Ф. Шопен – основоположник польской музыки. Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ .(музыка немецкая, норвежская чешская, венгерская, русская). Композитор-исполнитель-слушатель.
Деятельностная технология обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе). Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением).
Результаты на уроке оценивает сам ученик или в диалоге с учителем по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку. Оценивается не наличие знаний, а умение применять знания.
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета*; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конфетной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
ЭОР. 1С: Школа. Игры и задачи, 1– 4 классы.
Диск. «Музыкальные произведения» 4 класс
Дата | № п/п | Тема урока | Деятельность обучающихся на уроке | Использование ЦОР ЭОР | Домашние задание |
Раздел 1. . Музыка моего народа (20 часов). Планируемые результаты: Личностные: наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству. Регулятивные: умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника; умение формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные: информации для выполнения учебных заданий с осуществление поиска необходимой использованием учебника для 4-го класса; умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; участие в музыкальной жизни класса, школы. Предметные: продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; |
05.09 | 1 | Введение. Музыка моего народа. | - взаимодействовать в коллективе при воплощении различных музыкальных образов; - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение). | «Со вьюном я хожу.», «Во поле береза стояла.», «Рябинушка», «У зори у зорюшки», «В сыром бору тропинка», «Ах, вы сени» | Выучить слова песни «Наша школьная страна». |
12.09 | 2 | Многообразие жанров русской музыки. | - исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально - театральных жанров; - определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | «Вниз по матушке по Волге» р. н. п., варианты на песню «Вниз по матушке по Волге» «У зори у зорюшки», «Колыбельная»,«Солдатушки», «А мы просо сеяли», «Милый мой хоровод». | Проиллюстрировать понравившуюся песню*. |
19.09 | 3 | Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональной | - оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; - охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | А. Даргомыжского. «Светит месяц» р.н. плясовая песня, «В сыром бору тропинка. » Главная мелодия I ч. 3 фортепианного концерт С.В. Рахманинова. | подобрать примеры взаимосвязи музыки.* |
26.09 | 4 | Русские народные инструменты.Бурятские народные инструменты. | - воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах; - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Глав.мелодия I-й ч. Третьего фортепианного концерта Рахманинова. «Со вьюном я хожу.», «Плясовые наигрыши», «Частушки», «Озорные частушки» Р. Щедрина. http://www.proshkolu.ru/user/shramko67/folder/645823/ - | Выучить «Озорные частушки» Р.Щедрина. |
03.10 | 5 | Оркестр народных инструментов. | - распознавать многозначность музыкальной речи, ее смысл; - использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | Знакомство с р. н. инструментами с плясовыми песнями | Нарисовать русские народные инструменты. Приготовить презентацию, клип* |
10.10 | 6 | Маршевые и трудовые русские народные песни. | - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; - продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | «В сыром бору тропинка» «Эх ухнем.» «Урожай.» Частушки. «Солдатушкибраво ребятушки ». | Найти -имена героев Гражданской войны* - песни этой эпохи. |
17.10 | 7 | Обрядовые песни. Урок- викторина. | - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; - высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. | «Бояре» р.н. игровая п., «Сел комарик на дубочек» р.н. п., «Со вьюном я хожу.», «В сыром бору тропинка», «Милый мой хоровод». | Нарисовать рисунки к песни «Сел комарик на дубочек»* Выучить слова «Со вьюном я хожу.», «В сыром бору тропинка». |
24.10 | 8 | Традиции и праздники русского народа. Урок- презентация. | - исполнять, инсценировать песни; - соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира. | «Бояре» р.н. игровая п., «Сел комарик на дубочек» р.н. п., «Со вьюном я хожу.», «В сыром бору тропинка», «Милый мой хоровод», «У зори-то у зореньки», «Во поле береза стояла». | Приготовить презентацию * |
31.10 | 9 | Калейдоскоп русских народных песен. Игра «Угадай мелодию» | - исследовать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Запись изученных песен на СD диске | Приготовить клип* |
14.11 | 10 | М.И. Глинка и русский фольклор. | - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; исследовать звучание настроений, чувств и характера человека; - размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. | «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин», «Ария Сусанина» | Сообщение о жизни и творчестве М.И. Глинка. Приготовить презентацию * |
21.11 | 11 | Традиции русской музыки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. | - размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. - воплощать в звучании голоса инструмента собственные мысли и чувства; - исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | «Садко» фрагменты оперы, Римский-Корсаков. | Сообщение о жизни и творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Приготовить презентацию * |
2.11 | 12 | Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры. | - взаимодействовать в коллективе при воплощении различных музыкальных образов; - размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. | Бортнянский «Иже херувимы», «Достойно есть», «Отче наш». А.Архангельский «Милость мира». | Некоторые особенности русской духовной музыки (слушание фрагментов) |
05.12 | 13 | Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры. | - распознавать многозначность музыкальной речи, ее смысл; - воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах; - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Чесноков «Благослови, душа моя, Господа», «Благослови», «Величит душа моя», фрагменты песнопений «Всенощной» С.Рахманинова.. | Приготовить презентацию, клип* |
12.12 | 14 | Колокольные звоны России. Урок – концерт. | - исследовать звучание настроений, чувств и характера человека; - размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; - воплощать в звучании голоса, инструмента собственные мысли и чувства. | «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин», бой Кремлёвских курантов, фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский», «Колокольные звоны России» | Приготовить презентацию, клип* |
19.12 | 15 | Народная песня в творчестве П.И. Чайковского. | - взаимодействовать в коллективе при воплощении различных музыкальных образов; Исполнять, инсценировать песни танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера); -распознавать многозначность музыкальной речи, ее смысл. | Финал Четвертой симфонии П.И. Чайковского. «Во поле береза стояла» р.н.п. Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром. «Веснянка». | Сообщение о жизни и творчестве П.И. Чайковского Приготовить презентацию * |
26.12 | 16 | Песенные интонации в концерте С.В. Рахманинова. | - использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; - исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально - поэтического творчества своего народа. | Главная мелодия 1-й части «Третьего фортепианного концерта» С.В. Рахманинова, «Мир похож на цветной луг», «Тонкая рябина». | Сообщение о жизни и творчестве С.В. Рахманинова. Приготовить презентацию * |
16.01 | 17 | Плясовые народные интонации в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского. | - участвовать в коллективных народных играх, инсценировках обрядов на основе полученных знаний; - узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. | «Хованщина», фрагмент оперы. «Мир похож на цветной луг». | Сообщение о жизни и творчестве М.П. Мусоргского.. Приготовить презентацию * |
23.01 | 18 | Русский фольклор в современной композиторской музыке. | - исполнять, «играть» народные песни; - выражать в исполнении образно-эмоциональные «интонации духа»; - импровизировать в народной манере. | Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Весна», «Романс» Г. Свиридов. | Выучить песни к празднику «Масленица» |
30.01 | 19 | Праздник «Масленица». Урок- праздник. | - продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; | Творчество Г. Свиридова. | Приготовить презентацию, клип* |
06.02 | 20 | Музыкальная викторина. Игра «Угадай мелодию.» - контрольное исполнение пройденного материала | - исполнять, «играть» народные песни; - выражать в исполнении образно-эмоциональные «интонации духа»; - импровизировать в народной манере. | СD диске с изученными песнями. | Приготовить презентацию, клип* |
Раздел 2. . Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ (14 часов). Планируемые результаты: Личностные: наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию; установление простых причинно-следственных связей. Познавательные: осуществление элементов синтеза как составление целого; понимание основ смыслового чтения художественного текста. Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; участие в музыкальной жизни класса, школы. Предметные: продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение). |
13.02 | 21 | Музыка других народов. | - использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; - исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально - поэтического творчества других народов. | «Молдовеняска», «Лезгинка», «Веснянка», финал Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковский (фрагмент). | Сообщение на тему: «Каких известных композиторов других народов знают ваши родители?» Приготовить презентацию* |
20.02 | 22 | Музыка славянских народов. (Украинская, Белорусская музыка.) Урок – викторина. | - взаимодействовать в коллективе при воплощении различных музыкальных образов; Исполнять, инсценировать песни танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера); -распознавать многозначность музыкальной речи, ее смысл. | «Веснянка» у.н.п., «Перепелочка» б.н.п., «Попевка о природе», «Вариации на тему «Перепелочки», «Бульба», «Гопак», «Светит месяц». | Творческое домашнее задание по вариантам: сочинить музыкальную сказку. |
27.02 | 23 | Молдавская народная музыка. | - исполнять, инсценировать песни; - соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира. | «Молдавеняска», «Попевки о природе». | Подобрать стихи к молдавской музыке. Приготовить клип* |
06.03 | 24 | Музыка народов Закавказья. | - участвовать в коллективных народных играх, инсценировках обрядов на основе полученных знаний; - узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. | «Лезгинка» гр. н. п., «Цыплята» азерб. н.п., «Светлячок» гр. н.п. | нарисовать картину природы, которую вы “увидели” в музыке. |
13.03 | 25 | Знакомство с музыкой народов Средней Азии. | - исполнять, «играть» народные песни; - выражать в исполнении образно-эмоциональные «интонации духа»; - импровизировать в народной манере. | «Мавриги» уз.н. песня – танец, «Русская пляска» из балета «Гаяне» Хачатуряна | нарисовать картину природы, которую вы “увидели” в музыке. Приготовить презентацию, клип* |
20.03 | 26 | Музыка народов Прибалтики. Концерт. Игра «Угадай мелодию» | - исполнять, инсценировать песни; - соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира. | «Вей ветерок» латышская народная песня, «Хор нашего Яна» эстонская народная песня. Пролог и фрагмент из 2 ч. кантаты «Не смейте трогать голубой глобус» Э. Бальсиса. | нарисовать картину природы, которую вы “увидели” в музыке. Приготовить презентацию, клип* |
03.04 | 27 | Музыка русского композитора М.И. Глинки в духе итальянской баркаролы. | - исполнять, «играть» народные песни; - выражать в исполнении образно-эмоциональные «интонации духа»; - импровизировать в народной манере. | «Комаринская» р.н.п. Вариации на русскую тему Л. Бетховена, «Заход солнца», «Утро» Э. Григ, «Полька» чешская нар.песня. «Заход солнца» Э. Григ, «Чардаш из оперы «Хари Янош» ЗКодая. | нарисовать картину природы, которую вы “увидели” в музыке. |
10.04 | 28 | Французская народная песня в творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта. | - взаимодействовать в коллективе при воплощении различных музыкальных образов; - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение). | «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта К.Караев «Танец чёрных» из балета «Тропою грома», «Урок в школе» | Подобрать стихи к музыке композитора В.А. Моцарта. Приготовить презентацию, клип* |
17.04 | 29 | Японская народная песня в музыке Д.Б. Кабалевского. | - исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально - театральных жанров; - определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | Игра «Угадай мелодию.» - контрольное исполнение пройденного материала. | Подобрать стихи к музыке композитора Д.Б. Кабалевского. |
24.04 | 30 | Ф. Шопен – основоположник польской музыки. | - оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; - охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Исполнение песен и слушание музыки по выбору учащихся. | Подготовить презентацию о творчестве Ф. Шопена. |
08.05 | 31 | Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ .(музыка немецкая, норвежская чешская, венгерская, русская.). | - воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах; - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | музыка по желанию учащихся | Подготовить презентацию о музыке немецкого, норвежского чешского, венгерского, русского. |
15.05 | 32 | Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ (музыка азербайджанская, африканская, австрийская, турецкая). | - распознавать многозначность музыкальной речи, ее смысл; - использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | «Комаринская» р.н.п. Вариации на русскую тему Л. Бетховена, «Заход солнца», «Утро» Э. Григ, «Полька» чешская нар.песня. «Заход солнца» Э. Григ, «Чардаш из оперы «Хари Янош» ЗКодая. | Подготовить презентацию о музыке азербайджанского, африканского, австрийского, турецкого. |
22.05 | 33 | Главная песня России. | - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; - продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; | Два Гимна России во время Гражданской войны («Интернационал» и «Боже, царя храни!»). | Выучить Гимн России. |
29.05 | 34 | Концерт. Игра «Угадай мелодию.» - контрольное исполнение пройденного материала. Экскурсия в Дом природы. | - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | СD диске с изученными песнями. | |