1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д.
Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание» на базовом общеобразовательном уровне.
На изучение курса отведено 68 часов (2 часа в неделю).
Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.
.
Автор: А.А.Каменская, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник
Издательство: «Дрофа» 2008г.
Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.
Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.
Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.
Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.
Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.
№ урока | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения | Форма контроля | коррекция |
По плану | Фактически |
| Раздел 1. Основы эволюционного учения. (20 часов) |
1-2 | Развитие эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина | 2 | § 52 | | | _____ | |
3-4 | Вид. Критерии вида. Лаб. раб: «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 2 | § 53 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
5 | Популяция – структурная единица вида | 1 | § 54 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
6-7 | Генетический состав популяции. Изменение генофонда популяции | 2 | § 55, 56 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
8-9 | Борьба за существование и ее формы. Лаб. раб: Выявление адаптаций организмов к окружающей среде | 2 | § 57 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
10 | Естественный отбор и его формы | 1 | § 58 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
11 | Изолирующие механизмы | 1 | § 59 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
12 | Видообразование | 1 | § 60 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
13 | Макроэволюция. Доказательства макроэволюции | 1 | § 61 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
14 | Систематика растений и животных - отображение эволюции | 1 | § 62 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
15-16 | Направления эволюции и органического мира | 2 | § 63 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
17-18 | Семинар по теме «Основы эволюционного учения | 2 | Повт §52 63 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
19 | Зачетно - обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции» | 1 | | | | Контрольная работа | |
20 | резерв | 1 час | | | | | |
| Раздел 2. Основы селекции и биотехнологии. (10 часов) |
21-22 | Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений | 2 | § 64-65 сообщения | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
23-24 | Селекция растений, животных и микроорганизмов | 2 | § 65-67 сообщения | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
25-26 | Современное состояние и перспективы биотехнологии | 2 | § 68 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
27 | Обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии» | 1 | | | | Фронтальный, индивидуальный, работа по карточкам | |
28 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии» | 1 | | | | Контрольная работа | |
29-30 | резерв | 2 часа | | | | | |
| Раздел 3. Современное эволюционной учение. Происхождение человека. (8 часов) |
31-32 | Положение человека в системе животного мира Лаб. раб: «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 2 | § 6970 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
33-34 | Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза | 2 | § 70, 71 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
35 | Гипотезы возникновения человека. Прародина человека. | 1 | § 72 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
36 | Происхождение человеческих рас | 1 | § 73 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
37 | Обобщающий урок. контрольная работа по теме «Антропогенез» | 1 | | | | Фронтальный, индивидуальный, работа по карточкам | |
38 | Контрольно - обобщающий урок. контрольная работа по теме «Антропогенез» | 1 | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 4. Основы экологии (20 часов) |
39-40 | Экология как наука. Среда обитания организмов. Факторы среды | 2 | § 74, 75 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
41-42 | Местообитание организма. Экологические ниши | 2 | § 76 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
43-44 | Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция | 2 | § 77, 78 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
45-46 | Экологические характеристики популяции. Динамика популяции | 2 | § 79, 80 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
47-48 | Экологические сообщества. Структура сообщества. Лаб. раб: «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» | 2 | § 81, 82 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
49-50 | Взаимосвязь организмов в сообществах. Цепи питания Лаб. раб: «Составление трофических цепей» Экологические пирамиды | 2 | § 83, 84 § 85 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
51-52 | Экологическая сукцессия. Влияние загрязнителей на живые организмы. Рациональное природопользование | 2 | § 86-88 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
53-54 | Семинар по теме «Основы экологии» | 2 | повт§74-88 | | | Индивидуальные сообщения | |
55 | Обобщающий урок по теме «Основы экологии» | 1 | | | | Фронтальный, индивидуальный, работа по карточкам | |
56 | Зачетно- обобщающий урок по теме «Основы экологии» | 1 | | | | Контрольная работа | |
57-58 | резерв | 2 часа | | | | | |
| Раздел 5. Эволюция биосферы (6 часов) |
59-60 | Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни | 2 | § 89, 90 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
61 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | § 91 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
62 | Эволюция биосферы | 1 | § 92 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
63-64 | Урок-конференция «Антропогенное воздействие на Биосферу» | 2 | § 93 | | | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
65-66 | Заключительный урок по курсу «Общая биология» | 2 | ____ | | | фронтальная беседа | |
67-68 | резерв | 2 часа | | | | | |