СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по общей биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по общей биологии 11 класс .к учебнику " Биология . А.А Каменская Е.А.Краксунова, В.В.Пасечник"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по общей биологии 11 класс»


11 класс ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии ( базовый уровень) 2006 г.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:


1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д.

Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МО РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»..

  2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.


.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», который входит в образовательную область «Естествознание» на базовом общеобразовательном уровне.

На изучение курса отведено 68 часов (2 часа в неделю).

Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.


Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

.

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.


Количество часов

всего 68 часов, в неделю 2 часа, резерв – 6 часов

Количество практических работ – 5

Количество контрольных работ - 4

Учебник: Общая биология

Автор: А.А.Каменская, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник

Издательство: «Дрофа» 2008г.


Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса по биологии:


Учащиеся должны знать: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;

Уметь:

  • Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.

  • Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.

  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.

  • Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.


Учебно-тематический план

Тема (раздел)

Количество часов по рабочей программе

Тема 1. Основы эволюционного учения

Тема 2. Основы селекции и биотехнологии

Тема 3. Современное эволюционной учение Происхождение человека.

Тема 4. Основы экологии

Тема 5. Эволюция биосферы

20

10

8



20

6

Лабораторных/практических работ

Контрольных работ

5

4

Общее количество часов

резерв

68

6



Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.





Тематическое планирование 11 класс

урока

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

Форма контроля

коррекция

По плану

Фактически




Раздел 1. Основы эволюционного учения. (20 часов)

1-2

Развитие эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина

2

§ 52





_____


3-4

Вид. Критерии вида.

Лаб. раб: «Описание особей вида по морфологическому критерию»

2

§ 53



Индивидуальный и фронтальный опрос


5

Популяция – структурная единица вида

1

§ 54



Индивидуальный и фронтальный опрос


6-7

Генетический состав популяции. Изменение генофонда популяции

2

§ 55, 56



Индивидуальный и фронтальный опрос


8-9

Борьба за существование и ее формы.

Лаб. раб: Выявление адаптаций организмов к окружающей среде

2

§ 57



Индивидуальный и фронтальный опрос


10

Естественный отбор и его формы

1

§ 58



Индивидуальный и фронтальный опрос


11

Изолирующие механизмы

1

§ 59



Индивидуальный и фронтальный опрос


12

Видообразование

1

§ 60



Индивидуальный и фронтальный опрос


13

Макроэволюция. Доказательства макроэволюции

1

§ 61



Индивидуальный и фронтальный опрос


14

Систематика растений и животных - отображение эволюции

1

§ 62



Индивидуальный и фронтальный опрос


15-16

Направления эволюции и органического мира

2

§ 63



Индивидуальный и фронтальный опрос


17-18

Семинар по теме «Основы эволюционного учения

2

Повт §52 63



Индивидуальный и фронтальный опрос


19

Зачетно - обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции»

1




Контрольная работа


20

резерв

1 час







Раздел 2. Основы селекции и биотехнологии. (10 часов)


21-22

Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений

2

§ 64-65 сообщения



Индивидуальный и фронтальный опрос


23-24

Селекция растений, животных и микроорганизмов

2

§ 65-67 сообщения



Индивидуальный и фронтальный опрос


25-26

Современное состояние и перспективы биотехнологии

2

§ 68



Индивидуальный и фронтальный опрос


27

Обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии»

1




Фронтальный, индивидуальный, работа по карточкам


28

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии»

1




Контрольная работа


29-30

резерв

2 часа








Раздел 3. Современное эволюционной учение.

Происхождение человека. (8 часов)

31-32

Положение человека в системе животного мира

Лаб. раб: «Описание особей вида по морфологическому критерию»

2

§ 6970



Индивидуальный и фронтальный опрос


33-34

Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза

2

§ 70, 71



Индивидуальный и фронтальный опрос


35

Гипотезы возникновения человека. Прародина человека.


1

§ 72



Индивидуальный и фронтальный опрос


36

Происхождение человеческих рас

1

§ 73



Индивидуальный и фронтальный опрос


37

Обобщающий урок. контрольная работа по теме «Антропогенез»

1




Фронтальный, индивидуальный, работа по карточкам


38

Контрольно - обобщающий урок. контрольная работа по теме «Антропогенез»

1




Контрольная работа



Раздел 4. Основы экологии (20 часов)

39-40

Экология как наука. Среда обитания организмов. Факторы среды

2

§ 74, 75



Индивидуальный и фронтальный опрос


41-42

Местообитание организма. Экологические ниши

2

§ 76



Индивидуальный и фронтальный опрос


43-44

Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция

2

§ 77, 78



Индивидуальный и фронтальный опрос


45-46

Экологические характеристики популяции. Динамика популяции

2

§ 79, 80



Индивидуальный и фронтальный опрос


47-48

Экологические сообщества. Структура сообщества.

Лаб. раб: «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

2

§ 81, 82



Индивидуальный и фронтальный опрос


49-50


Взаимосвязь организмов в сообществах. Цепи питания

Лаб. раб: «Составление трофических цепей»

Экологические пирамиды

2

§ 83, 84

§ 85



Индивидуальный и фронтальный опрос


51-52

Экологическая сукцессия. Влияние загрязнителей на живые организмы. Рациональное природопользование

2

§ 86-88



Индивидуальный и фронтальный опрос


53-54

Семинар по теме «Основы экологии»

2

повт§74-88



Индивидуальные сообщения


55

Обобщающий урок по теме «Основы экологии»

1




Фронтальный, индивидуальный, работа по карточкам


56

Зачетно- обобщающий урок по теме «Основы экологии»

1




Контрольная работа


57-58

резерв

2 часа








Раздел 5. Эволюция биосферы (6 часов)


59-60

Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни


2

§ 89, 90



Индивидуальный и фронтальный опрос


61

Этапы развития жизни на Земле

1

§ 91



Индивидуальный и фронтальный опрос


62

Эволюция биосферы

1

§ 92



Индивидуальный и фронтальный опрос


63-64

Урок-конференция «Антропогенное воздействие на Биосферу»

2

§ 93



Индивидуальный и фронтальный опрос


65-66

Заключительный урок по курсу «Общая биология»

2



____




фронтальная беседа


67-68

резерв

2 часа