Комитет по образованию Администрации Зонального района Алтайского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Зональная средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________Б.В. Черноштан __.__.____год | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________О.А. Черных __.__.____год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию, профильный уровень
Класс: 6 - 11
Учитель: Колмаков А.И.
Количество часов:
№п | Кол-во часов | 10 «б» социально-гуманитарный класс |
1 | Всего | 105 |
2 | в неделю | 3 |
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, полного среднего и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.
Сборник нормативных документов. Обществознание
Федеральный компонент государственного стандарта.
Москва, «Просвещение», 2009
с. Зональное
2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена к учебнику:
Обществознание: 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 415 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032628-5
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2011 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, социально-гуманитарный профиль, из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 2 года.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Тема 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в сферу социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.
Тема 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.
Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.
Тема 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует многообразие деятельности. Рассматриваются особенности трудовой деятельности, а также деятельности в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.
Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — эти вопросы дают содержательное наполнение теме 4 «Сознание и познание». Философский характер этих вопросов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.
Тема 5 «Личность. Межличностные отношения» профильного курса «Обществознание» в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.
Тема 6 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
Тема 7 «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
Тема 8 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
Тема 9 «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
Учебный план МКОУ Зональной средней общеобразовательной школы разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 10 - 11 классов составляет 34 учебные недели. Таким образом в календарно-тематическое планирование по обществознанию (профильный уровень) в 10 - 11 классе внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа (34 *3=102 часа).
Используемый учебно-методический комплект:
1.Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.) – М.: Просвещение 2011 год
2. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2011 год.
3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011
5. Сорокина Е.Н. .Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО,2010
6. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. – М.: ВАКО,2010
7. Учебное электронное издание «Обществознание»
Дополнительная литература:
Литература для учителя
Дидактические материалы по курсу «Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова
Школьный словарь по обществознанию
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П. А, Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко
Обществознание. Решение сложных заданий. «Интеллект - Центр» 2010 год
Обществознание. Пособие – репетитор, издательство «Феникс», 2006 г.
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П. А, Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко
Обществознание. Учебное пособие. Издательство Санкт – Петербургского университета, 2007
Школьный словарь по обществознанию
КИМы
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность, урок –практикум по решению тестовых заданий по типу ЕГЭ.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ (тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы по курсу "Обществознание"
(профильный уровень) 10-11 класс.
(204 часа)
10 класс (102 ч)
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 ч)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Тема 2. Общество и человек (20 ч)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей (8 ч)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание (14 ч)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения (26 ч)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Резерв времени — 25 ч.
11 класс. (102 часа)
Т е м а 6. Социальное развитие современного общества (28 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 7. Политическая жизнь современного общества (28 ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 8. Духовная культура (16 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 9. Современный этап мирового развития (8 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Резерв времени — 25 ч.
Раздел ХI. Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Предметные умения | Универсальные учебные действия | Домашнее задание | Дата проведения |
Первая четверть |
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 + 4 = 16час.) |
1-3 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. | 3 | Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. | объяснять понятия и термины: «общественные науки», «социально-гуманитарное знание», «социология как наука», «политология как наука», «социальная психология как наука», «философия», «предмет науки», «философский плюрализм», «умозрительная деятельность»; | Знать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук; ознакомить с классификацией социально-гуманитарных наук; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке собственной гражданской позиции. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 1, ?? (с.15), задания (с.17) | 02.09 04.09 05.09 |
4-6 | Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. | 3 | Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. | объяснять понятия и термины: «миф», «мифологическое сознание», «даосизм», «буддизм», «конфуцианство», «Веда», «реинкарнация», «йога», «дао», «логос»; | Знать особенности мифологического сознания людей древности; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 2, ?? (с.24), задания (с.24-26) | 09.09 11.09 12.09 |
7-9 | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. | 3 | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. | объяснять понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»; | Знать средневековые представления о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время; уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. | § 3, ?? (с.36), задания (с.36-38) | 16.09. 18.09 19.09 |
10-12 | Общественная мысль России. Философские искания XIX века. | 3 | Русская философская мысль начала XX века. | объяснять понятия и термины: «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип»; | знать характеристику общественной мысли России; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение | § 4, ?? (с.45), задания (с.45-47) | 23.09 25.09 26.09 |
13-14 | Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. | 2 | Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. | объяснять понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля», «профессиограмма»; | Знать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; уметь: характеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение | § 5-6, ?? (с.65), задания (с.6-66) | 30.09 02.10 |
15 | Основные профессии социально-гуманитарного профиля. | 1 | Профессиональные образовательные учреждения. | объяснять понятия и термины: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля», «профессиограмма»; | Знать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение | § 5-6, задания (с.66-67), повторить § 1-6 по ?? (с.69-70) | 03.10 |
16 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 1 | (см. уроки №№ 1-15, Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме) | (см. уроки №№ 1-15) | Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы | индивидуально | 07.10 |
Тема 2. Общество и человек (20 + 5 = 25час.) |
17-19 | Происхождение человека и становление общества. | 3 | Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. | объяснять понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; | Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 7, ?? (с.78), задания (с.78-80) | 09.10 10.10 14.10 |
20-21 | Сущность человека как проблема философии. | 2 | Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. | объяснять понятия и термины: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»; | Знать социальную сущностью деятельности человека; выяснять роль и значение мышления в жизни человека; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 8, ?? (с.88), задания (с.88-90) | 16.10 17.10 |
22-24 | Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. | 3 | Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. | объяснять понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «тенденции», «природа»; | Знать социальные взаимодействия и общественные отношения, анализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 9, ?? (с.97), задания (с.97-99) | 21.10 23.10 24.10 |
25-26 | Системное строение общества. | 2 | Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. | объяснять понятия и термины: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»; | Знать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 10, ?? (с.106), задания (с.106-108) | 28.10 30.10 |
27-29 | Типология обществ. | 3 | Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. | объяснять понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт» | Знать типологии обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. | § 11-12, ?? (с.125-126), задания (с.126) | 31.10 11.11 13.11 |
30-32 | Смысл и направленность общественного развития. | 3 | Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. | объяснять понятия и термины: «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «стадиальный подход к истории», «локально-цивилизационный подход к истории», «культурно-исторический тип», «творческое меньшинство», «базис», «надстройка» | Знать подходы к изучению истории, смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение | § 13, ?? (с. 133-134), задания (с. 134-136) | 14.11 18.11 20.11 |
33-35 | Исторический процесс и его участники. | 3 | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. | объяснять понятия и термины: «исторический процесс», «типы социальной динамики», «факторы социальных изменений», «субъекты исторического процесса», «философия истории», «эволюция», «революция», «реформа», «народные массы», «историческая личность» | Знать смысл и направленность исторического процесса, характеризовать роли его участников, типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 14, ?? (с.145), задания (с.146-147) | 21.11 25.11 27.11 |
36-37 | Общественный прогресс. | 2 | Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. | Объяснять понятия: общественный прогресс, регресс, критерии прогресса | Знать: особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Противоречивость прогресса. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания. | § 15, ?? (с.154), задания (с.154-156) | 28.11 02.12 |
38-40 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 3 | Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. | Объяснять понятия: свобода, свобода выбора, ответственность, свободное общество | Знать: роль свободы и необходимость в человеческой деятельности, соотносить понятия «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора Уметь: участвовать в дискуссии, работать с документами, выступать публично, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. | § 16, ?? (с.163), задания (с.163-165), повторить § 7-16 по ?? (с.166-168) | 04.12 05.12 09.12 |
41 | Общество и человек | 1 | (см. уроки №№ 17-40, Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме) | (см. уроки №№ 17-40) | Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы | индивидуально | 11.12 |
Тема 3. Деятельность как способ существования людей (8 +4 = 12 час.) |
42-43 | Многообразие деятельности. | 2 | Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. | Объяснять понятия: деятельность, мотивы, интересы, потребности, творчество, средства достижения, цели | Знать: социальная сущность деятельности человека, потребности и мотивы, типологии деятельности Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых объектов | § 17, ?? (с.177), задания (с.177-179) | 12.12 16.12 |
44-46 | Деятельность в сфере духовной культуры. | 3 | Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. | Объяснять понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология | Знать: деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. Уметь: осуществлять поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания. | § 18, ?? (с.186-187), задания (с.187-192) | 18.12 19.12 23.12 |
47-49 | Трудовая деятельность. | 3 | Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. | объяснять понятия: труд, социология труда, социальное партнерство, культура труда, человеческий фактор производства. | Знать: сущность и особенности трудовой деятельности людей, познакомиться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства; уметь: осуществлять поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, выступать публично | § 19, ?? (с.201), задания (с.201-203) | 25.12 26.12 13.01 |
50-52 | Политическая деятельность. | 3 | Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти. | Объяснять понятия: политика, власть, политическая власть, харизма, легитимность власти | Знать: характеристику политической деятельности, сопоставлять понятия «власть» и «политика», анализировать типологию властных отношений. Уметь: участвовать в дискуссии, работать с документами, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | § 20, ?? (с.211), задания (с.211-213), повторить § 17-20по ?? (с.13-216) | 15.01 16.01 20.01 |
53 | Деятельность как способ существования людей | 1 | (см. уроки №№ 42-52, Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме) | (см. уроки №№ 42-52) | Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы | индивидуально | 22.01 |
Тема 4. Сознание и познание (14 + 3 = 17 час.) |
54-55 | Онтология и теория познания. | 2 | Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. | Объяснять понятия: знание, онтология, гносеология, понятие, представление, суждение, агностицизм | Знать: характеристику познавательной деятельности, проблему познаваемости мира. Уметь: сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы. | § 21, ?? (с.224), задания (с.224-226) | 23.01 27.01 |
56-57 | Истина и ее критерии. | 2 | Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. | Объяснять понятия: эмпиризм, рационализм, абсолютная истина, относительная истина, критерий | Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение. Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности , объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | § 22, ?? (с.234), задания (с.234-236) | 29.01 30.01 |
58-60 | Виды и уровни человеческих знаний. | 3 | Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. | Объяснять понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука | Знать характеристику и анализ видов и уровней человеческих знаний. Уметь: устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы | § 23, ?? (с.246), задания (с.246-248) | 03.02 05.02 06.02 |
61-62 | Научное познание. | 2 | Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. | Объяснять понятия: научная теория, научный эксперимент, гипотеза, моделирование | Знать: сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | § 24, ?? (с.256), задания (с.256-258) | 10.02 12.02 |
63-64 | Социальное познание, его особенности. | 2 | Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. | Объяснять понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, идеальный тип, конкретно-исторический подход | Знать: сущность и особенности социального познания, раскрывать проблемы социальных и гуманитарных наук. Уметь: устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы | § 25, ?? (с.267), задания (с.267268) | 13.02 17.02 |
65-66 | Знание и сознание. | 2 | Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. | Объяснять понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение | Знать: Сущность категории «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденное. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | § 26, ?? (с.277), задания (с.277-278) | 19.02 20.02 |
67-69 | Самопознание и самооценка. | 3 | Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя. | Объяснять понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-образ, идентичность | Знать: характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя. Уметь: работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | § 27, ?? (с.286), задания (с.286-287), повторить § 21-27 по ?? (с.288-290) | 24.02 26.02 27.02 |
70 | Сознание и познание | 1 | (см. уроки №№ 54-69, Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме) | (см. уроки №№ 54-69) | Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы | индивидуально | 03.03 |
Тема 5. Личность. Межличностные отношения (26 +7 = 33 час.) |
71-73 | Индивид, индивидуальность, личность. | 3 | Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. | Объяснять понятия: индивид, индивидуальность, личность, экзистенционализм., Ид, Эго, супер-Эго | Знать: черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности. Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности , объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов | § 28, ?? (с.299), задания (с.299-301) | 05.03 06.03 10.03 |
74-75 | Периодизация развития личности. | 2 | Понятие возраста в психологии. Становление личности. | Объяснять понятия: персонализация, рефлексия, универсализация, интенциональность | Знать: периоды развития личности, анализировать процесс становления личности. Уметь: сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы | § 29, ?? (с.308), задания (с.308-310) | 12.03 13.03 |
76-78 | Направленность личности. | 3 | Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. | Объяснять понятия: социальная установка, направленность личности, альтруизм, убеждения, фрустрация | знать: основные виды направленности личности, характеризовать социальное поведение личности, объяснять мотивы поведения личности, выяснить особенность жизненных целей человека, его социальные установки. Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, различать факты и мнения, аргументы и выводы | § 30, ?? (с.318), задания (с.320) | 17.03 19.03 20.03 |
79-81 | Общение как обмен информацией. | 3 | Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. | Объяснять понятия: общение как обмен информацией, коммуникация, невербальное общение, хронотоп | Знать: процесс общения как обмен информацией, сопоставлять процесс общения и коммуникации, характеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации, описать вербальное невербальное общение. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | § 31, ?? (с.327), задания (с.327-329) | 31.03 02.04 03.04 |
82-84 | Общение как межличностное взаимодействие | 3 | Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. | Объяснять понятия: конкуренция, интеракция, доминантный собеседник, экстраверт, интроверт | Знать: характеристику общения как процесса межличностного взаимодействия, описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, рационально решать познавательные и проблемные задания | § 32, ?? (с.338), задания (с.338-340) | 07.04 09.04 10.04 |
85-87 | Общение как взаимопонимание. | 3 | Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. | Объяснять понятия: идентификация, эмпатия, стереотип, социальная перцепция, казуальная атрибуция, механизм взаимовосприятия. | Знать: общения как процесс взаимопонимания, объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы го восприятия. Уметь: устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы. Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения | § 33, ?? (с.348), задания (с.348-349) | 14.04 16.04 17.04 |
88-89 | Малые группы. | 2 | Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. | Объяснять понятия: малая группа, условная группа, референтная группа, социометрия, деиндивидуализация, групповая интеграция | Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий | § 34, ?? (с.359), задания (с.359-360) | 21.04 23.04 |
90-92 | Межличностная совместимость. | 3 | Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. | Объяснять понятия: конформность, групповая сплоченность, нонкомформность, групповая сплоченность | Знать: межличностная совместимость, групповая сплоченность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конформного поведения в группе. Уметь: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач | § 35, ?? (с.368), задания (с.368-370) | 24.04 28.04 30.04 |
93-94 | Групповая дифференциация | 2 | Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. | Объяснять понятия: групповая дифференциация, лидер, стили лидерства | Знать: сущность групповой дифферинциации, стили и черты лидерства. Уметь: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач | § 36, ?? (с.378), задания (с.378-380) | 05.05 07.05 |
95-97 | Семья как малая группа. | 3 | Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. | Объяснять понятия гендер, гендерное поведение, многопоколенная семья, нуклеарная семья, личностные ресурсы семьи | Знать: семья как малая группа, познакомиться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, рационально решать познавательные и проблемные задания. | § 37, ?? (с.388), задания (с.388-390) | 08.05 12.05 14.05 |
98-99 | Антисоциальные группы. | 2 | Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. | Объяснять понятия: антисоциальная субкультура, криминальные группы, дедовщина. | Знать : антисоциальные группы, проанализировать явление «дедовщины», задуматься над опасностью криминальных групп. Уметь: Осуществлять индивидуальные и групповые исследования по социальной проблематике, характеризовать с научных позиций основные социальные объекты. | § 38, ?? (с.399), задания (с.399-400) | 15.05 19.05 |
100 | Конфликт. | 1 | Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта. | Объяснять понятия: компромисс, избегание, конфликт, переговоры, инцидент, соперничество | Знать: сущность и природу конфликта, рассмотреть проблему межличностного конфликта, определить пути конструктивного разрешения конфликта. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, рационально решать познавательные и проблемные задания | § 39, ?? (с.410), задания (с.410-411),повторить § 28-39 по ?? (с.411-415) | 21.05 |
101 | Личность. Межличностные отношения | 1 | (см. уроки №№ 71-100, Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме) | (см. уроки №№ 71-100) | Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы | индивидуально | 22.05 |
102 | Итоговое повторение | 1 | (Систематизация и контроль качества знаний учащихся по курсу) | (см. уроки №№ 1-100) | Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы | индивидуально | 26.05 |
103 | Итоговое повторение | 1 | (Систематизация и контроль качества знаний учащихся по курсу) | (см. уроки №№ 1-100) | Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы | индивидуально | 28.05 |
104 | Итоговое повторение | 1 | (Систематизация и контроль качества знаний учащихся по курсу) | (см. уроки №№ 1-100) | Уметь: обобщать и систематизация знания по теме, корректировать допущенные пробелы | индивидуально | 29.05 |
По программе 105; праздничный день – 01.05; по плану 104
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата (с… по …) | Содержание изменений по корректировке программы | Нормативный акт, закрепляющий изменения (приказ) | Примечание (причина, событие) |
| | | |
12