Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Новополеводино
Балаковского района Саратовской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. Директора по УВР Директор школы
___________М В.Ейник
«____»_______________2015 г. ________ Е.Г.Барановская
«____»_________________2015 г.
Рабочая программа
по обществознанию в 11 классе
Конновой Натальи Борисовны
учителя высшей квалификационной категории
«Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №___от____
«____»_________2015 г.
________Н. Б. Коннова
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, Москва «Просвещение», 2009 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Учебник:
Обществознание : учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.
В соответствии с базисным учебным планом, количество часов: всего – 70 (из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти знания необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Литература для учителя и обучающихся:
Обществознание : базовый уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. – М. : Просвещение, 2008.
Обществознание: профил. уровень: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. – М. : Просвещение, 2008.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2006.
Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2001.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – М. : Экзамен, 2005.
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М. : ООО «РУСТЕСТ», 2006.
Единый государственный экзамен 2007. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. – ФИПИ-Центр, 2007. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Обществознание. – М. : Федеральный центр тестирования, 2007.
Интернет ресурсы:
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —.
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. .
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http://www.russianculture.ru/ — Культура России. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники
Календарно-тематическое планирование по обществознанию, 11 кл. 70 ч., 2 часа в неделю
Пояснительная записка
КТП составлено на основе примерной программы по обществознанию и имеющегося
УМК, в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания обществоведческого образования учащихся 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений, а также в соответствии с планом школы и расписанием уроков. Распределение учебных часов является примерным.
Программный материал будет пройден полностью, обязательный минимум содержания обществоведческого образования, требования к уровню подготовки учеников, соответствующие Государственному стандарту обществоведческого образования, будут реализованы.
Учебник Обществознание, 11 класс, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.-М.: Просвещение,2009
Поурочные планы « Обществознание» , 11 класс, автор Л.Н. Боголюбов,2009
№ п/п | Наименование тем, разделов | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактич. |
| РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА | 29 | | |
1 | Что изучает курс «Обществознание» | 1 | 2.09 | |
2-3 | Экономика: наука и хозяйство. Подготовка к ГИА | 2 | 6.09 9.09 | |
4-5 | Экономический рост и развитие | 2 | 13.09 16.09 | |
6-7 | Рыночные отношения в экономике | 2 | 20.09 23.09 | |
8-9 | Фирмы в экономике. Подготовка к ГИА | 2 | 27.09 30.09 | |
10-11 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 2 | 4.10 7.10 | |
12-13 | Слагаемые успеха в бизнесе | 2 | 11.10 14.10 | |
14-15 | Экономика и государство. Решение КИМов | 2 | 18.10 21.10 | |
16-17 | Финансы в экономике. Подготовка к ЕГЭ | 2 | 25.10 28.10 | |
18-19 | Занятость и безработица | 2 | 11.11 15.11 | |
20-21 | Мировая экономика. Подготовка к ЕГЭ | 2 | 18.11 22.11 | |
22-23 | Человек в системе экономических отношений | 2 | 25.11 29.11 | |
24-25 | Человек и экономика. Подготовка к ЕГЭ | 2 | 2.12 6.12 | |
26-27 | Свобода в деятельности человека | 2 | 9.12 13.12 | |
| РАЗДЕЛ 2.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА | 15 | | |
28-29 | Общественное сознание. Подготовка к ЕГЭ | 2 | 16.12 20.12 | |
30-31 | Политическое сознание | 2 | 23.12 27.12 | |
32-33 | Политическое поведение. Подготовка к ЕГЭ | 2 | 13.01 17.01 | |
34-35 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | 20.01 24.01 | |
36-37 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи | 2 | 27.01 31.01 | |
38-39 | Религиозные объединения и организации в российской федерации. Решение КИМов. | 2 | 3.02 7.02 | |
40-41 | Проблемы социально-политической и духовной жизни общества | 2 | 10.02 14.02 | |
| РАЗДЕЛ З. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | 20 | | |
42-43 | Современные подходы к пониманию права | 2 | 17.02 21.02 | |
44-45 | Гражданин российской федерации | 2 | 24.02 28.02 | |
46-47 | Экологическое право. Подготовка к ЕГЭ | 2 | 3.03 7.03 | |
48-49 | Гражданское право. Подготовка к ЕГЭ | 2 | 10.03 14.03 | |
50-51 | Семейное право. Подготовка к ЕГЭ | 2 | 17.03 21.03 | |
52-53 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 2 | 4.04 7.04 | |
54-55 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | 2 | 11.04 14.04 | |
56-57 | Процессуальное право: уголовный процесс | 2 | 18.04 21.04 | |
58-59 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство | 2 | 25.04 28.04 | |
60-61 | Международная защита прав Человека. Подготовка к ЕГЭ | 2 | 5.05 12.05 | |
62-63 | Взгляды в будущее | 1 | 16.05 | |
64-65 | Человек и общество | 1 | 19.05 | |
66-68 | Итоговое повторение и обобщение по курсу. Контрольное тестирование. Решение КИМов | 3 | 23.05 | |
69-70 | Резерв | 2 | | |
Содержание курса
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА (29 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спроси предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной
политики. защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ 2.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 )
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ З. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (20 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в РФ. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобaльных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.