Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым
Рассмотрена на заседании МО учителей естественного цикла и истории Протокол № 1 от 24.08. 2017г Руководитель МО Л .И. Остапенко | Согласована Заместитель директора школы по УВР От 30.08 2017г. Стерлёва Е.И. | Утверждена Приказ № 31.08.2017г. Директор МБОУ «Первомайская ОШ » Горева Н.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017 -2018 учебный год
Преподаватель Луговской Владимир Сергеевич
Предмет обществознание ( базовый ) Класс 11
Общее количество часов по предмету по учебному плану 68 часов
Из них: на I полугодие 16 недель 32 урока
на II полугодие 18 недель 36 уроков
Итого: 34 недели 68 уроков
Учебник : Обществознание 11кл под ред Л.Н. Боголюбова Москва «Просвещение» 2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса общеобразовательной школы
( базовый уровень ) рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю ) и составлена на основе :
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по обществознанию, для 11 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования, предложенного Л.Н.Боголюбовым.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», среднее (полное) общее образование является общедоступным. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально - педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциация и индивидуализация. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессиональную и социально - компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно- измерительных материалов указанной аттестации.
Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по курсу «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.
УМК: Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень): для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, — выпущенными издательством «Просвещение».
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» выпускник должен:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Содержание учебного предмета
Основное содержание 68 ч
Экономическая жизнь общества 20ч
Экономика наука о хозяйстве способах его ведения и управления им. Что изучает экономическая наука? Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Основные экономические измерители и показатели. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Экономическое развитие как кардинальное изменение в экономической жизни страны. Рынок и его роль в экономической жизни страны. Характеристика структуры рынка. Конкуренция и монополия. Рыночные реформы в России в начале 90 х годов. Понятие фирмы в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги уплачиваемые предприятиями. Предпринимательская деятельность и право. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы маркетинга и менеджмента. Экономические функции государства. Роль финансов в экономике. Современный рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Глобальные проблемы мировой экономики. Тарифные методы регулирования мировой экономики. Рациональное поведение потребителя в современной экономике. Закон о защите прав потребителя в современной экономике. Рост производительности труда в современном рыночном обществе.
Социальная сфера 17ч
Понятие своды в деятельности современного человека. Какую ответственность несет человек перед современным миром. Структура общественного сознания в современном обществе. Общественная идеология и психология. Индивидуальное и общественное сознание. Политическое сознание его роль в формировании современного человека. Современные политические идеологии. Основные виды политических идеологий в современном российском обществе. Роль идеологии в политической жизни страны. Политическая психология и ее роль в современном обществе. Многообразие форм поведения человека в политике. Выборы и их роль в политическом будущем страны. Средства массовой информации и формирование политической психологии масс в предвыборный период. Политическая реклама в средствах массовой информации. Роль политического поведения в самосознании общества и человека. Причины и сущность политического терроризма. Политическая элита и факторы ее формирования. Роль политического лидера в современном обществе. Основные типы лидеров и факторы их формирования. Связь народа и политического лидера. Характеристика политических лидеров современной России. Выборная стратегия поведения политических лидеров. Тенденции развития семьи в современном обществе. Виды и формы современных семей. Проблема неполных семей. Демографическая ситуация в современном обществе. Пути решения демографической проблемы в современной России. Религиозные объединения в современной России. Основные права религиозных организаций. Проблема поддержания религиозного мира в современном обществе. Основные нормативные акты регулирующие деятельность религиозных организаций в России. Права религиозных организаций проблемы и противоречия в их деятельности. Свобода человека в выборе религии. Конституционное закрепление прав свободы совести человека.
Политическая жизнь общества 20ч
Нормативный подход к изучению права. Общеобязательность и принудительная сила государства в понимании правовой теории. Естественное право как совокупность прав и свобод человека и гражданина. Основные естественные права и их защита государством. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные правовые гарантии защиты прав человека в правовом государстве. Органы государственной власти и их роль в системе регулирования правовых отношений российского общества. Гражданство России. Права и обязанности граждан РФ. Характеристика конституционных прав и обязанностей. Альтернативная гражданская служба и воинская обязанность. Основные права и обязанности налогоплательщика. Общая характеристика экологического права. Способы защиты экологических прав. Гражданские правоотношения личные имущественные и неимущественные права. Право интеллектуальной собственности и наследования. Защита гражданских прав. Семейное право как отрасль права РФ. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей оставшихся без попечения родителей. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. Процессуальное право. Основные принципы гражданского права. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений Уголовный процесс основные принципы и участники. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Суд присяжных заседателей . Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Конституционное судопроизводство. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав и свобод человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия уголовного международного суда. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века. Постиндустриальное информационное общество. Современная социальная структура.
Обязательный минимум диагностического инструментария
(контрольные работы, сочинения, творческие, проектные, исследовательские, практические, лабораторные работы.
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Экономическая жизнь общества | 2о | Контрольная работа ( 2 ) | |
2 | Социальная сфера | 17 | Контрольная работа (1 ) | |
3 | Политическая жизнь общества |
20 | Контрольная работа ( 1 ) | |
4 | Повторение | 11 | Контрольная работа ( 1 ) | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | | Дата | ТЕМА | Всего часов | Формы и темы контроля | Практическая часть | Оборудование |
| План | Факт |
| | | Экономическая жизнь общества | 20 | | | |
1 | 05.09 | | Экономика наука и хозяйство | 1 | ИО | | Компьютер, проектор |
2 | 11.09 | | Экономический рост и развитие | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
3 | 12.09 | | Рыночные отношения в экономике | 1 | Д | | Компьютер, проектор |
4 | 18.09 | | Фирма в экономике | 1 | СП | | Компьютер, проектор |
5 | 19.09 | | Правовые основы предпринимательской деятельности | 1 | ВЗП | | Компьютер, проектор |
6 | 25.09 | . | Слагаемые успеха в бизнесе | 1 | ИО | | Компьютер, проектор |
7 | 26.09 | | Экономика и государство | 1 | Т | | Компьютер, проектор |
8 | 02.10 | | Финансы в экономике | 1 | УО | | Компьютер, проектор |
9 | 03.10 | | Занятость и безработица | 1 | ВЗП | | Компьютер, проектор |
10 | 09.10 | | Занятость и безработица | 1 | УС | | Компьютер, проектор |
11 | 10.10 | | Мировая экономика. Международная торговля. | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
12 | 16.10 | | Глобальные проблемы экономики | 1 | ПР | | Компьютер, проектор |
13 | 17.10 | | Рациональное поведение потребителя | 1 | Т | | Компьютер, проектор |
14 | 23.10 | | Самостоятельная работа | 1 | Самостоятельная работа 1 | | Компьютер, проектор |
15 | 24.10 | | Свобода в деятельности человека | 1 | ИО | | Компьютер, проектор |
16 | 30.10 | | Свобода как осознанная необходимость | 1 | УО | | Компьютер, проектор |
17 | 07.11 | | Роль политики в жизни общества. Экономика наука и хозяйство | 1 | ВЗП | | Компьютер, проектор |
18 | 13.11 | | Рыночные отношения в экономике. Экономический рост и развитие | 1 | СП | | Компьютер, проектор |
19 | 14.11 | | Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство | 1 | ИО | | Компьютер, проектор |
20 | 20.11 | | Зачёт по теме «Экономическая жизнь общества» | 1 | Зачёт 1 | | Компьютер, проектор |
| | | Социальная сфера | 17 | | | |
21 | 21.11 | | Социальная структура общества | 1 | УО | | Компьютер, проектор |
22 | 27.11 | | Социальная структура общества | 1 | ИО | | Компьютер, проектор |
23 | 28.11 | | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
24 | 04.12 | | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
25 | 05.12 | | Нации и межнациональные отношения | 1 | ВЗП | | Компьютер, проектор |
26 | 11.12 | | Нации и межнациональные отношения | 1 | СП | | Компьютер, проектор |
27 | 12.12 | | Семья и быт | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
28 | 18.12 | | Семья и быт | 1 | ВЗП | | Компьютер, проектор |
29 | 19.12 | | Гендер – социальный пол | 1 | ИО | | Компьютер, проектор |
30 | 25.12 | | Гендер – социальный пол | 1 | Т | | Компьютер, проектор |
31 | 26.12 | | Молодёжь в современном обществе | 1 | УО | | Компьютер, проектор |
32 | 15.01 | | Молодёжь в современном обществе | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
33 | 16.01 | | Демографическая ситуация в современной России | 1 | СП | | Компьютер, проектор |
34 | 22.01 | | Демографическая ситуация в современной России | 1 | ВЗП | | Компьютер, проектор |
35 | 23.01 | | Обобщение темы | 1 | ПР | | Компьютер, проектор |
36 | 29.01 | | Обобщение темы | 1 | СР | | Компьютер, проектор |
37 | 30.01 | | Зачёт по теме | 1 | Зачёт 1 | | Компьютер, проектор |
| | | Политическая жизнь общества | 20 | | | |
38 | 05.02 | | Политика и власть | 1 | УС | | Компьютер, проектор |
39 | 06.02 | | Политика и власть | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
40 | 12.02 | | Политическая система | 1 | СП | | Компьютер, проектор |
41 | 13.02 | | Политическая система | 1 | Т | | Компьютер, проектор |
42 | 19.02 | | Гражданское общество и правовое государство | 1 | УО | | Компьютер, проектор |
43 | 20.02 | | Гражданское общество и правовое государство | 1 | ВЗП | | Компьютер, проектор |
44 | 26.02 | | Демократические выборы | 1 | ИО | | Компьютер, проектор |
45 | 27.02 | | Демократические выборы | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
46 | 05.03 | | Политические партии и партийные системы | 1 | УО | | Компьютер, проектор |
47 | 06.03 | | Политические партии и партийные системы | 1 | ВЗП | | Компьютер, проектор |
48 | 12.03 | | Политическая элита и политическое лидерство | 1 | ПР | | Компьютер, проектор |
49 | 13.03 | | Политическая элита и политическое лидерство | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
50 | 19.03 | | Политическое сознание | 1 | УО | | Компьютер, проектор |
51 | 20.03 | | Политическое сознание | 1 | ВЗП | | Компьютер, проектор |
52 | 02.04 | | Политическое поведение | 1 | ИО | | Компьютер, проектор |
53 | 03.04 | | Политическое поведение | 1 | СП | | Компьютер, проектор |
54 | 09.04 | | Политический процесс и культура политического участия | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
55 | 10.04 | | Политический процесс и культура политического участия | 1 | ФО | | Компьютер, проектор |
56 | 16.04 | | Обобщение темы | 1 | ПР | | Компьютер, проектор |
57 | 17.04 | | Зачёт по теме | 1 | Зачёт 1 | | Компьютер, проектор |
| | | Повторение | 11 | | | |
58 59 | 23.04 23.04 | | | 2 | | | Компьютер, проектор |
60 | 24.04 | | | 1 | | | Компьютер, проектор |
61 | 30.04 | | | 1 | | | Компьютер, проектор |
62 | 07.05 | | | 1 | | | Компьютер, проектор |
63 | 08.05 | | | 1 | | | Компьютер, проектор |
64 65 | 14.05 14.05 | | | 2 | | | Компьютер, проектор |
66 | 15.05 | | | 1 | | | Компьютер, проектор |
67 | 21.05 | | | 1 | Контрольная работа | | Компьютер, проектор |
68 | 22.05 | | | 1 | | | Компьютер, проектор |
| | | Итого | 68 | 5 | | |
УО – устный опрос ФО – фронтальный опрос
Т - тестирование СР – самостоятельная работа
КР – контрольная работа
ПР – практическая работа
ИО – индивидуальный опрос
ВЗП- взаимопроверка
СП -самопроверка