Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/04/s_5a25672b43273/763423_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/04/s_5a25672b43273/763423_3.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017 -2018 учебный год
Преподаватель Луговской Владимир Сергеевич
Предмет обществознание ( базовый ) Класс 9-А
Общее количество часов по предмету по учебному плану 34 часа
Из них: на I полугодие 16 недель 16 уроков
на II полугодие 18 недель 18 уроков
Итого: 34 недели 34 урока
Учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева и др. Обществознание для 8-9 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2014 г.;
1. Пояснительная записка:
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса общеобразовательной школы ( базовый уровень ) рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю ) и составлена на основе :
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации по обществознанию по программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 136 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
УМК
1. Учебник «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова .Рекомендовано Министерством образования и наук Российской Федерации 2014
2.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова
3.Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, А,Т.Кинкулькина
Планируемые предметные результаты
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) выпускник должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии примерной программы в VI1 – IX классах реализуются в
рамках курса «Обществознание». С учетом психолого-возрастных особенностей
учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа
устанавливает примерное распределение учебного времени и крупных тематических блоков.
9 класс
Тема 1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Количество часов | Контрольная работа №, тема | Практическая часть |
1 | Раздел 1 «Политика» | 8 | 1 | |
2 | Раздел 2 – «Право» | 22 | 2- 3-4 | |
3 | Итоговое повторение | 4 | | |
4 | Итого | 34 | 4 | |
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема (общая и подтемы) | Кол-во часов | Практическая часть | Формы и темы контроля | Оборудование |
| | | Политика | 8 | | | |
1 | 05.09 | | Политика и власть | 1 | | СП | Компьютер, проектор |
2 | 12.09 | | Государство | 1 | | ФО | Компьютер, проектор |
3 | 19.09 | | Политические режимы | 1 | | СП | Компьютер, проектор |
4 | 26.09 | | Правовое государство | 1 | | ВЗП | Компьютер, проектор |
5 | 03.10 | | Гражданское общество и государство | 1 | | Т | Компьютер, проектор |
6 | 10.10 | | Участие граждан в политической жизни. | 1 | | УС | Компьютер, проектор |
7 | 17.10 | | Политические партии и движения | 1 | | ВЗП | Компьютер, проектор |
8 | 24.10 | | Контрольная работа | 1 | | КР - 1 | Компьютер, проектор |
| | | Право. | 22 | | | |
9 | 07.11 | | Роль права в жизни человека, общества и государства. | 1 | | ИО | Компьютер, проектор |
10 | 14.11 | | Правоотношения и субъекты права. | | | | |
11 | 21.11 | | Правоотношения и юридическая ответственность. | 1 | | ПР | Компьютер, проектор |
12 | 28.11 | | Правоохранительные органы. | 1 | | СП | Компьютер, проектор |
13 | 05.12 | | Конституция Российской Федерации | 1 | | ИО | Компьютер, проектор |
14 | 12.12 | | Контрольная работа | 1 | | КР - 2 | Компьютер, проектор |
15 | 19.12 | | Основы конституционного строя РФ | 1 | | УО | Компьютер, проектор |
16 | 26.12 | | Права и свободы человека и гражданина | 1 | | СП | Компьютер, проектор |
17 | 16.01 | | Права и свободы человека и гражданина | 1 | | ВЗП | Компьютер, проектор |
18 | 23 01 | | Гражданские правоотношения | 1 | | ПР | Компьютер, проектор |
19 | 30.01 | | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | | Т | Компьютер, проектор |
20 | 06.02 | | Контрольная работа | 1 | | ПР | Компьютер, проектор |
21 | 13.02 | | Семейные правоотношения | 1 | | КРОССВОРД | Компьютер, проектор |
22 | 20.02 | | Административные правоотношения | 1 | | СП | Компьютер, проектор |
23 | 27.02 | | Уголовно-правовые отношения | 1 | | ВЗП | Компьютер, проектор |
24 | 06.03 | | Социальные права | 1 | | УО | Компьютер, проектор |
25 | 13.03 | | Контрольная работа | 1 | | КР - 3 | Компьютер, проектор |
26 | 20.03 | | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов | 1 | | ПР | Компьютер, проектор |
27 | 03.04 | | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | | Т | Компьютер, проектор |
28 29 | 10.04 | | Практикум | 2 | | СП | Компьютер, проектор |
30 | 17.04 | | Контрольная работа | 1 | | КР - 4 | Компьютер, проектор |
31 | 24.04 | | Итоговое повторение | 4 | | | |
32 | 08.05 | | | 1 | | ФО | Компьютер, проектор |
33 | 15.05 | | | 1 | | ФО | Компьютер, проектор |
34 | 22.05 | | Итоговое занятие. Ролевая игра. | 1 | | | Компьютер, проектор |
| | | | | | | |
УО – устный опрос
ФО – фронтальный опрос
Т - тестирование
СР – самостоятельная работа
КР – контрольная работа
ПР – практическая работа
ИО – индивидуальный опрос
Д – диктант
ВЗП – взаимопроверка
СП - самопроверка