Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с. Новополеводино"
Балаковского района Саратовской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. Директора по УВР Директор школы
___________М В.Ейник
«____»_______________2015 г. ________ Е.Г.Барановская
«____»_________________2015 г.
Рабочая программа
по обществознанию в 10 классе
Конновой Натальи Борисовны
учителя высшей квалификационной категории
«Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №___от____
«____»_________2015 г.
________Н. Б. Коннова
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, Москва «Просвещение», 2009 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Учебник:
Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов. Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2010.
В соответствии с базисным учебным планом, количество часов: всего – 68 (из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти занятия необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми
разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Литература для учителя и обучающихся:
Обществознание : базовый уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. – М. : Просвещение, 2008.
Обществознание: профил. уровень: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [и др.]. – М. : Просвещение, 2008.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2006.
Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2001.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – М. : Экзамен, 2005.
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М. : ООО «РУСТЕСТ», 2006.
Единый государственный экзамен 2007. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. – ФИПИ-Центр, 2007. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Обществознание. – М. : Федеральный центр тестирования, 2007.
Интернет ресурсы:
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —.
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. .
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http://www.russianculture.ru/ — Культура России. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники
Календарно-тематическое планирование, 10 класс, обществознание, 70 часов. 2ч. в неделю
КТП составлено на основе примерной программы по обществознанию и имеющегося
УМК, в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания обществоведческого образования учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, а также в соответствии с планом школы и расписанием уроков. Распределение учебных часов является примерным.
Программный материал будет пройден полностью, обязательный минимум содержания обществоведческого образования, требования к уровню подготовки учеников, соответствующие Государственному стандарту обществоведческого образования, будут реализованы.
Учебник: Обществознание, 10 класс, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.-М.: Просвещение,2009
Поурочные планы « Обществознание» , 10 класс, автор Л.Н. Боголюбов,2009
№ п/п | Наименование тем, разделов | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактич. |
| Раздел 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК | 16 | | |
| Тема 1. Общество | 4 | | |
1-2 | 1. Что такое общество | 2 | 2.09. 4.09 | |
3 | Общество как сложная динамическая система | 1 | 9.09 | |
4 | Общество | 1 | 11.09 | |
| Тема 2. Человек | 12 | | |
5 | Природа человека | 1 | 16.09 | |
6-7 | Человек как духовное существо | 2 | 18.09 23.09 | |
8-9 | Деятельность – способ существования людей | 2 | 25.09 2.10 | |
10-11 | Познание и знание | 2 | 7.10 9.10 | |
12-13 | Человек в системе социальных связей | 2 | 14.10 16.10 | |
14 | Общество и человек | 1 | 21.10 | |
| РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | 38 | | |
| Тема З. Духовная культура | 8 | | |
15-16 | Культура и духовная жизнь общества | 2 | 23.10 28.10 | |
17-18 | Наука и образование | 2 | 30.10 11.11 | |
19-20 | Мораль. Религия | 2 | 13.11 18.11 | |
21 | Искусство и духовная жизнь | 1 | 20.11 | |
22 | Духовная культура | 1 | 25.11 | |
| Тема 4. Экономическая сфера | 4 | | |
23-24 | Роль экономики в жизни общества | 2 | 27.11 2.12 | |
25 | Экономическая культура | 1 | 4.12 | |
26 | Экономика | 1 | 9.12 | |
| Тема 5. Социальная сфера | 14 | | |
27-29 | Социальная структура общества | 3 | 11.12 16.12 18.12 | |
30-32 | Социальное взаимодействие | 3 | 23.12 25.12 13.01 | |
33-35 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 3 | 15.01 20.01 22.01 | |
36-37 | Нации и межнациональные отношения | 2 | 27.01 29.01 | |
38-39 | Семья и быт | 2 | 3.02 5.02 | |
40 | Социальное развитие и молодежь | 1 | 10.02 | |
41 | Социальная сфера | 1 | 12.02 | |
| Тема 6. Политическая сфера | 12 | | |
42 | Политика и власть | 1 | 17.02 | |
43-44 | Политическая система | 2 | 19.02 24.02 | |
45-48 | Гражданское общество и правовое государство | 4 | 26. 02 3.03 5.03 10.03 | |
49-50 | Демократические выборы и политические партии | 2 | 12.03 17.03 | |
51-52 | Участие гражданина в политической жизни | 2 | 19.03 2.04 | |
53 | Политическая сфера | 1 | 9.04 | |
| РАЗДЕЛ З. ПРАВО | 12 | | |
| Тема 7. Право как особая система норм | 12 | | |
54-55 | Право в системе социальных норм | 2 | 14.04 16.04 | |
56 | Источники права | 1 | 21.04 | |
57-59 | Правоотношения и правонарушения | 2 | 23.04 28.04 | |
60-61 | Современное российское законодательство | 2 | 30.04 5.05 | |
62 | Предпосылки правомерного поведения | 1 | 7.05 | |
63-64 | Общество в развитии | 2 | 12.05 14.05 | |
65 | Человек и общество | 1 | 19.05 | |
66-67 | Обществознание и право | 2 | 21.05 26.05 | |
68 | Итоговое обобщение по всему курсу | 1 | 28.05 | |
69-70 | Резерв | 2 | | |
Содержание курса, 10 класс
Раздел 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 ч) Тема 1. Общество (4 ч)
Общество как совместная Жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер Жизни общества.
Социальные институты.
Тема 2. Человек (12 ч) Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл Жизни человека. Науки o человеке .Человек как духовное существо. Духовная Жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность .Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (З8 ч)
Тема З. Духовная культура (8 ч) Духовная Жизнь общества. Культура и духовная Жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни совр. России.
Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (14 ч) Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (12 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ З. ПРАВО (10 ч) Тема 7. Право как особая система норм (12 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.