Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2017 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2017 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2017 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2017 г.
Директор школы ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Обществознание (включая экономику и право)»
8 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для учащихся 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Обществознание 8 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой и рассчитана на годовую нагрузку 34 учебных часа (1 час в неделю).
Характеристика учебно-методического комплекса
Примерная программа по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, авторская программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.
Учебник Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др., Обществознание. 8 класс, Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь «Обществознание», Боголюбов Л.Н, Просвещение, 2014.
Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителей. Л.Н Боголюбов, Просвещение, 2015.
Е.Н. Калачева. Обществознание 8 класс. Государственная итоговая аттестация. Практикум по выполнению типовых итоговых тестовых заданий, Экзамен, 2016.
Поздеев А.В. универсальные поурочные разработки по обществознанию. 8 класс, ВАКО, 2008
Особый акцент в программе сделан на более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: социальных и межличностных отношений, экономики, политики, сферы духовной культуры. При этом элементы теоретических знаний сочетается с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей. Программа рассчитана на учащихся со средним уровнем подготовки.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Требования к практической части программы
Опыт познавательной и практической деятельности:
- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Характеристика форм и методов контроля
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, практические работы, тестирование, обобщающие уроки. Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы по обществознанию (включая экономику и право) в 8 классе является целенаправленная подготовка к Государственной итоговой аттестации по обществознанию.
Учебно-тематический план
Раздел № | Тема | Кол-во часов (всего) | Из них |
Лабораторные и практические работы | Контроль |
| Вводный урок. Личность и общество | 1 | | |
1 | Личность и общество | 6 | 1 | |
2 | Сфера духовной культуры | 8 | 1 | |
3 | Социальная сфера | 5 | 1 | |
4 | Экономика | 14 | 1 | 1 |
Итого | | 34 | 4 | 1 |
Учебная программа
№ учебной недели в течение года | № уро ка | Поурочное планирование (раздел, тема урока) | Ученик должен знать (основные понятия, термины при изучении раздела) | Ученик должен уметь (основные умения при изучении раздела) | Повторение ключевых моментов курса. Межпредметные связи(по разделам) |
1 | 1 | Вводный урок. Личность и общество | О содержании курса обществознания в 8 классе | Работать с дополнительным материалом | Гуманизм, гуманное общество |
Раздел 1. Личность и общество (6 ч.) |
2 | 2 | Что делает человека человеком. Потребности человека | Что такое мышление, речь, деятельность | Анализировать дополнительную литературу, делать выводы | Биологические, социальные потребности |
3 | 3 | Человек, общество, природа. Взаимодействие общества и природы. | Природа и её значение в жизни человека | Работать с текстом учебника, анализировать | |
4 | 4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | Как история объясняет происхождение человека и общества | Работать с дополнительной литературой, делать выводы | Общественные отношения |
5 | 5 | Развитие общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения | Изменчивость и стабильность, реформы и реформаторы, развитие человечества в XXI в. | Работать с дополнительными источниками | Информационная революция. Глобальные проблемы |
6 | 6 | Как стать личностью. Личность. Социализация индивида. | Кого можно назвать личностью, какие качества характеризуют сильную личность | Работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения | Человек, индивид, личность |
7 | 7 | Урок-практикум по разделу «Личность и общество» | Ранее изученный материал | Отвечать на вопросы теста, аргументировать | |
Раздел 2. Сфера духовной культуры (8 ч.) |
8 | 8 | Сфера духовной культуры и ее особенности | Духовная сфера жизни общества. Развитие культуры в современной России | Выполнять тестовые задания, работать с текстом учебника | Д.С.Лихачёв |
9 | 9 | Мораль. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Гуманизм. | Мораль и нравственность. Добро и зло | Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы теста | А. Швейцер |
10 | 10 | Долг и совесть. Патриотизм и гражданственность. | Что такое долг, совесть | Работать с дополнительной литературой, анализировать | Общественный и моральный долг |
11 | 11 | Моральный выбор-это ответственность. Свобода и ответственность | Что такое моральная норма, долг | Рассуждать, способен ли человек творить себя? | А.Камю |
12 | 12 | Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | Приоритетность образования. Непрерывность образования | Разрабатывать проект «Изменения в системе образования в основной школе» | Самообразование |
13 | 13 | Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Роль современной науки. | Работать в группе, анализировать текст дополнительной литературы | А.Д.Сахаров |
14 | 14 | Религия как одна из форм культуры. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Особенности религиозной веры. О роли религии в жизни общества | Работать с дополнительной литературой. Готовить сообщения | Свобода совести |
15 | 15 | Урок-практикум по разделу «Сфера духовной культуры» | Определения. Ранее изученный материал | Решать тестовые задания | |
Раздел 3. Социальная сфера (5 ч.) |
16 | 16 | Социальная структура общества. | Что такое социальная структура. Социальная мобильность | Анализировать дополнительную литературу, делать выводы | Социальные конфликты |
17 | 17 | Социальные статусы и роли. Социальная мобильность | Социальная позиция человека в обществе | Работать по тексту учебника | Социальная роль |
18 | 18 | Нации и межнациональные отношения | Этнос, нация, национальность, племя, народность | Анализировать дополнительную литературу, делать выводы | Культура межнациональных отношений |
19 | 19 | Отклоняющееся поведение | Что такое отклоняющееся поведение | Работать с дополнительной литературой, СМИ | Алкоголизм, наркомания |
20 | 20 | Урок-практикум по разделу «Социальная сфера» | Определения, ранее изученный материал | Решать тестовые задания | |
Раздел 4. Экономика (14 ч.) |
21 | 21 | Экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | Потребности и ресурсы, свободные и экономические блага | Работать по тексту учебника, заполнять таблицу | Альтернативная стоимость |
22 | 22 | Главные вопросы экономики. | Что производить, как производить, для кого производить | Анализировать, делать выводы | Типы экономических структур |
23 | 23 | Собственность. Экономические системы и собственность | Имущественные отношения, формы собственности | Работать с документами, анализировать, делать выводы | Защита права собственности |
24 | 24 | Рыночная экономика. Рынок и рыночный механизм. | Рынок, спрос, предложение | Работать с документами, анализировать, делать выводы | Рыночное равновесие |
25 | 25 | Производство-основа экономики. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда | Факторы производства | Характеризовать факторы производства | Специализация |
26 | 26 | Предпринимательская деятельность. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | Роль предпринимательства в экономике | Работать по тексту учебника, анализировать, отвечать на вопросы | Индивидуальное частное предприятие, товарищество, акционерное общество |
27 | 27 | Роль государства в экономике | Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Налоги | Отвечать на вопросы, анализировать | |
28 | 28 | Распределение доходов. Издержки, выручка, прибыль. | Доходы граждан и прожиточный минимум | Характеризовать неравенство доходов | Перераспределение доходов |
29 | 29 | Потребление. Экономические основы прав потребителя | Семейное потребление, страховые услуги | Работать по тексту учебника, заполнять таблицу | Права потребителей |
30 | 30 | Инфляция и семейная экономика. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами | Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан | Приводить примеры, делать выводы | Банковские услуги |
31 | 31 | Безработица, её причины и последствия. Деятельность профсоюзов. | Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости | Определять уровень безработицы | |
32 | 32 | Мировое хозяйство и международная торговля. Обменные курсы валют | Внешняя торговля и внешняя политика. Обменные курсы валют | Работать по тексту учебника | Спутник рыночной экономики |
33 | 33 | Урок – практикум по разделу «Экономика» | Определения, ранее изученный материал | Отвечать на вопросы теста | |
34 | 34 | Контрольно-обобщающий урок «Социально-экономическая сфера общества» | Ранее изученный материал | Отвечать на вопросы, анализировать | |
Литература
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:
«Обществознание. 8 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой
дополнительные пособия для учителя:
Абрамов Ю.А. 100 великих книг. М. Вече, 2010.
Бязрова Д.Б. Глобализация и проблема национальных ценностей // Философия и общество, 2004, №4.
Врага надо знать в лицо // Здоровье. 2001, №5.
Всеобщая декларация прав человека.
Декларация прав ребёнка.
Крылова И.А. Современные угрозы и безопасность России // Философия и общество, 2004, № 4.
Крысин М. Джихад. От Кашмира до Нью-Йорка. М.: Вече, 2005.
Дополнительная литература для учащихся:
Декларация прав ребёнка.
Нефёдов С.А. История нового времени. Эпоха Возрождения. М. ВЛАДОС, 2009.
Твен.М. Приключения Тома Сойера. М.: Худож. Лит. 1998.
Харт Майкл Х. 100 великих людей. М.: Вече.2008.
Энциклопедия для детей. Т.18: Человек Ч. 3: Духовный мир человека. М.:Аванта +, 2004.
Энциклопедия для детей. Т. 21: Общество. Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта +, 2004.