СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для учащихся 8 класса. 2017-2018 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2017 г.

Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2017 г.

_______________________

Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2017 г.

протокол № ____

Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2017 г.

Директор школы ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Обществознание (включая экономику и право)»

8 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна




2017-2018 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для учащихся 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Обществознание 8 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой и рассчитана на годовую нагрузку 34 учебных часа (1 час в неделю).

Характеристика учебно-методического комплекса

  • Примерная программа по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, авторская программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.

  • Учебник Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др., Обществознание. 8 класс, Просвещение, 2014.

  • Рабочая тетрадь «Обществознание», Боголюбов Л.Н, Просвещение, 2014.

  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителей. Л.Н Боголюбов, Просвещение, 2015.

  • Е.Н. Калачева. Обществознание 8 класс. Государственная итоговая аттестация. Практикум по выполнению типовых итоговых тестовых заданий, Экзамен, 2016.

Поздеев А.В. универсальные поурочные разработки по обществознанию. 8 класс, ВАКО, 2008

Особый акцент в программе сделан на более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: социальных и межличностных отношений, экономики, политики, сферы духовной культуры. При этом элементы теоретических знаний сочетается с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей. Программа рассчитана на учащихся со средним уровнем подготовки.


Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Требования к практической части программы

Опыт познавательной и практической деятельности:

- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Характеристика форм и методов контроля


Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, практические работы, тестирование, обобщающие уроки. Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы по обществознанию (включая экономику и право) в 8 классе является целенаправленная подготовка к Государственной итоговой аттестации по обществознанию.







Учебно-тематический план



Раздел

Тема

Кол-во часов

(всего)

Из них

Лабораторные и практические работы

Контроль


Вводный урок. Личность и общество

1



1

Личность и общество

6

1


2

Сфера духовной культуры

8

1


3

Социальная сфера

5

1


4

Экономика

14

1

1

Итого


34

4

1



















Учебная программа

учебной недели в течение

года



уро

ка



Поурочное планирование

(раздел, тема урока)


Ученик

должен знать (основные

понятия, термины

при изучении раздела)


Ученик

должен уметь

(основные умения при изучении раздела)


Повторение ключевых моментов курса.

Межпредметные

связи(по разделам)

1

1

Вводный урок. Личность и общество

О содержании курса обществознания в 8 классе

Работать с дополнительным материалом

Гуманизм, гуманное общество

Раздел 1. Личность и общество (6 ч.)

2

2

Что делает человека человеком. Потребности человека

Что такое мышление, речь, деятельность

Анализировать дополнительную литературу, делать выводы

Биологические, социальные потребности

3

3

Человек, общество, природа. Взаимодействие общества и природы.

Природа и её значение в жизни человека

Работать с текстом учебника, анализировать


4

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

Как история объясняет происхождение человека и общества

Работать с дополнительной литературой, делать выводы

Общественные отношения

5

5

Развитие общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения

Изменчивость и стабильность, реформы и реформаторы, развитие человечества в XXI в.

Работать с дополнительными источниками

Информационная революция. Глобальные проблемы

6

6

Как стать личностью. Личность. Социализация индивида.

Кого можно назвать личностью, какие качества характеризуют сильную личность

Работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения

Человек, индивид, личность

7

7

Урок-практикум по разделу «Личность и общество»

Ранее изученный материал

Отвечать на вопросы теста, аргументировать


Раздел 2. Сфера духовной культуры (8 ч.)

8

8

Сфера духовной культуры и ее особенности

Духовная сфера жизни общества. Развитие культуры в современной России

Выполнять тестовые задания, работать с текстом учебника

Д.С.Лихачёв

9

9

Мораль. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Гуманизм.

Мораль и нравственность. Добро и зло

Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы теста

А. Швейцер

10

10

Долг и совесть. Патриотизм и гражданственность.

Что такое долг, совесть

Работать с дополнительной литературой, анализировать

Общественный и моральный долг

11

11

Моральный выбор-это ответственность. Свобода и ответственность

Что такое моральная норма, долг

Рассуждать, способен ли человек творить себя?

А.Камю

12

12

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Приоритетность образования. Непрерывность образования

Разрабатывать проект «Изменения в системе образования в основной школе»

Самообразование

13

13

Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Роль современной науки.

Работать в группе, анализировать текст дополнительной литературы

А.Д.Сахаров

14

14

Религия как одна из форм культуры. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Особенности религиозной веры. О роли религии в жизни общества

Работать с дополнительной литературой. Готовить сообщения

Свобода совести

15

15

Урок-практикум по разделу

«Сфера духовной культуры»

Определения. Ранее изученный материал

Решать тестовые задания


Раздел 3. Социальная сфера (5 ч.)

16

16

Социальная структура общества.

Что такое социальная структура. Социальная мобильность

Анализировать дополнительную литературу, делать выводы

Социальные конфликты

17

17

Социальные статусы и роли. Социальная мобильность

Социальная позиция человека в обществе

Работать по тексту учебника

Социальная роль

18

18

Нации и межнациональные отношения

Этнос, нация, национальность, племя, народность

Анализировать дополнительную литературу, делать выводы

Культура межнациональных отношений

19

19

Отклоняющееся поведение

Что такое отклоняющееся поведение

Работать с дополнительной литературой, СМИ

Алкоголизм, наркомания

20

20

Урок-практикум по разделу

«Социальная сфера»

Определения, ранее изученный материал

Решать тестовые задания


Раздел 4. Экономика (14 ч.)

21

21

Экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Потребности и ресурсы, свободные и экономические блага

Работать по тексту учебника, заполнять таблицу

Альтернативная стоимость

22

22

Главные вопросы экономики.

Что производить, как производить, для кого производить

Анализировать, делать выводы

Типы экономических структур

23

23

Собственность. Экономические системы и собственность

Имущественные отношения, формы собственности

Работать с документами, анализировать, делать выводы

Защита права собственности

24

24

Рыночная экономика. Рынок и рыночный механизм.

Рынок, спрос, предложение

Работать с документами, анализировать, делать выводы

Рыночное равновесие


25

25

Производство-основа экономики. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда

Факторы производства

Характеризовать факторы производства

Специализация

26

26

Предпринимательская деятельность. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль предпринимательства в экономике

Работать по тексту учебника, анализировать, отвечать на вопросы

Индивидуальное частное предприятие, товарищество, акционерное общество

27

27

Роль государства в экономике

Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Налоги

Отвечать на вопросы, анализировать


28

28

Распределение доходов. Издержки, выручка, прибыль.

Доходы граждан и прожиточный минимум

Характеризовать неравенство доходов

Перераспределение доходов

29

29

Потребление. Экономические основы прав потребителя

Семейное потребление, страховые услуги

Работать по тексту учебника, заполнять таблицу

Права потребителей

30

30

Инфляция и семейная экономика. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами

Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан

Приводить примеры, делать выводы

Банковские услуги

31

31

Безработица, её причины и последствия. Деятельность профсоюзов.

Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости

Определять уровень безработицы


32

32

Мировое хозяйство и международная торговля. Обменные курсы валют

Внешняя торговля и внешняя политика. Обменные курсы валют

Работать по тексту учебника

Спутник рыночной экономики

33

33

Урок – практикум по разделу «Экономика»

Определения, ранее изученный материал

Отвечать на вопросы теста


34

34

Контрольно-обобщающий урок «Социально-экономическая сфера общества»

Ранее изученный материал

Отвечать на вопросы, анализировать
















Литература

Календарно-тематический план ориентиро­ван на использование учебника:

«Обществознание. 8 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой

дополнительные пособия для учителя:

  1. Абрамов Ю.А. 100 великих книг. М. Вече, 2010.

  2. Бязрова Д.Б. Глобализация и проблема национальных ценностей // Философия и общество, 2004, №4.

  3. Врага надо знать в лицо // Здоровье. 2001, №5.

  4. Всеобщая декларация прав человека.

  5. Декларация прав ребёнка.

  6. Крылова И.А. Современные угрозы и безопасность России // Философия и общество, 2004, № 4.

  7. Крысин М. Джихад. От Кашмира до Нью-Йорка. М.: Вече, 2005.



Дополнительная литература для учащихся:



  1. Декларация прав ребёнка.

  2. Нефёдов С.А. История нового времени. Эпоха Возрождения. М. ВЛАДОС, 2009.

  3. Твен.М. Приключения Тома Сойера. М.: Худож. Лит. 1998.

  4. Харт Майкл Х. 100 великих людей. М.: Вече.2008.

  5. Энциклопедия для детей. Т.18: Человек Ч. 3: Духовный мир человека. М.:Аванта +, 2004.

  6. Энциклопедия для детей. Т. 21: Общество. Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта +, 2004.