СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс. ПО программе  общеобразовательных учреждений А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 класс, М.: Просвещение -2010 г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ, 10 класс»

Пояснительная записка

 Настоящая программа составлена на основе

    • Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по информатике и информационным технологиям, утвержденным приказом Минобразования РФ от 5.03.2004г. №1089.

    • Образовательной программы среднего общего образования МБОУ Шиковской СШ на 2015-2018 уч. годы, утвержденная приказом №99 от 14.01.2016г.

    • Программы общеобразовательных учреждений А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 класс, М.: Просвещение -2010 г.


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Место предмета «основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане школы.

Предмет «основы безопасности жизнедеятельности » изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета .

В 10 классе на изучение основы безопасности жизнедеятельности отводится 2 ч в не­делю.

Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

Цель изучения предмета «основы безопасности жизнедеятельности»:

-- воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными

проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их

исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

— В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, знания по основам здорового образа жизни, гражданской обороне, приобретут практические навыки действия в условиях чрезвычайных ситуаций. Получат систематизированное представление о путях укрепления и сохранения здоровья, о прогнозировании опасных ситуаций, оценки влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритмов безопасного поведения.

--- В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а так же внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности.

Задачи изучения предмета «основы безопасности жизнедеятельности» следующие:

— формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

—о выработки умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

— ответственного отношения к сохранению окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

— формирование учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей;

— развитие у учащихся предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

— формирование у школьников потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознано выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации;


Общая характеристика предмета «основы безопасности жизнедеятельности».

Данный курс играет важную роль в формирование современного уровня культуры безопасности, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету основы безопасности», Предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде—природной, техногенной и социальной.

Специфика содержания курса ОБЖ заключается в следующем:

-- учет основных закономерностей развития теории безопасности;

-- интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

-- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

Содержание предмета основы безопасности жизнедеятельности конструируется на следующих принципах:

принцип постепенного наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности учащихся соответствовал принятому Российской Федерации.;

принцип объективности, основанный на фактах в их ис­тинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, мно­гогранно;

принцип социального подхода предполагает рассмотре­ние исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

принцип альтернативности, Предполагающий гипоте­тическое, вероятностное осуществление того или иного собы­тия, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позво­ляет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, со­держание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотива­ции, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности.

Методы обучения:

-словесный (рассказ, беседа, дискуссии, работа с текстом);

- наглядный ( демонстрация плакатов, презентаций, видео, работа с компьютером);

- практический (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

- учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися - юношами 10 классов;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках

детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей,

различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками

военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические

выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса основы безопасности жизнедеятельности по 10 класса.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах направлено на достижение следующих целей:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
- о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства,
- об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,
- о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,

- об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,

- об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
- о мерах профилактики наркомании,
- о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;



усвоение учащимися содержания:

- основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,
- нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условия и меры противодействия терроризму;

усвоения учащимися знаний:
- о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации,
- о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,
- о руководстве и управлении Вооруженными силами Российской Федерации,
- об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях,
- о государственных и военных символах Российской Федерации;

формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии, как к выполнению долга и обязанностей по защите прав Отечества;

развитие у учащихся:
- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
- потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

-потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
- физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

  • ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Система контроля:

Предполагается учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.

Формы контроля: самостоятельная работа, тестирование, контрольная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.











Учебно-тематический план по ОБЖ

10 класс


Раздел, тема,

урок

Наименование раздела и темы

Раздел

Тема

Урок

I

Основы комплексной безопасности.

15



1.

Тема1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни


6


1.1.

Автономное пребывание человека в природной среде.



1

1.2.

Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде.



1

1.3.

Обеспечение личной безопасности на дорогах.



1

1.4.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.



1

1.5.

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта.



1

1.6

Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.



1

2.

Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.


4


2..1.

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия



1

2.2.

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности с условиях чрезвычайных ситуаций природного характера



1

2.3.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия



1

2.4.

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуации техногенного характера



1

3.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера


5


3.1..

Военные угрозы национальной безопасности России



1

3.2..

Характер современных войск и вооруженных конфликтов



1

3.3.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России



1

3.4.

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления



1

3.5.

Наркотизм и национальная безопасность России




1

II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2



4.

Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства


2


4.1.

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности



1

4.2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи



1

III

Основы здорового образа жизни

6



5.

Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний


2


5.1.

Сохранение и укрепления здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности



1

5.2.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика



1

6.

Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие


4


6.1

Здоровый образ жизни



1

6.2.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека



1

6.3.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека



1

6.4.

4 Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек



1

III

Основы обороны государства

19



7.

Тема 7. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны


7


7.1.

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны



1

7.2.

Основные виды оружия и их поражающие факторы



1

7.3.

3 Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени



1

7.4.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени



1

7.5.

Средства индивидуальной защиты



1

7.6.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.



1

7.7.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении



1

8.

Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации- защитники нашего Отечества


3


8.1.

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации



1

8.2.

Памяти поколений – дни воинской славы России



1

8.3.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации



1

9.

Тема 9.Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск


7


9.1.

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск



1

9.2.

Военно-Воздушные Силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.



1

9.3.

Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.



1

9.4.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.



1

9.5.

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.



1

9.6.

Космические войска, их состав и предназначение.



1

9.7.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.



1

10

Тема 10.Боевые традиции Вооружённых Сил РФ


2


10.1.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.



1

10.2.

Дружба и войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений.



1

VI

Основы военной службы.

28



11.

Тема 11.Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.


3


11.1

Размещение военнослужащих.



1

11.2.

Распределение времени и повседневный порядок.



1

11.3.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.



1

12.

Тема 12. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.


3


12.1

Суточный наряд, общие положения.



1

12.2.

Обязанности дежурного по роте.



1

12.4

Обязанности дневального по роте.



1

12.5.

Организация караульной службы. Общие положения.



1

12.6.

Часовой и его неприкосновенность.



1

12.7.

Обязанности часового.



1

13.

Тема 13.Строевая подготовка.


6


13.1

Строи и управление ими.



1

13.2.

Строевые приемы и движение без оружия.



1

13.3.

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.



1

13.4.

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.



1

13.5.

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.



1

13.5.

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движение.



1

14.

Тема14.Огневая подготовка.


2


14.1.

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова АК-74.



1

14.2.

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова(практическая занятия).



1

15.

Тактическая подготовка.


2


15.1.

Современный бой.



1

15.2.

Обязанности солдата в бою.



1

Всего часов:

70








































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(10 КЛАСС)


Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства


Раздел I. Основы комплексной безопасности(15)


Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни(6)

1.1. Автономное пребывание человека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная

автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе.

Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

1.2. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде.

1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах .Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при перестрелке.1.10. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.

1.6. Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта

(совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей).

Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте

терроризма, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.


2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций(4)

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения

и возможные последствия. Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей.

2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях

чрезвычайной ситуации природного характера. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

2.3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения

и возможные последствия.

2.4.Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях

чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения

аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на

гидротехническом объектах.


3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера(5)

3.1. Военные угрозы национальной безопасности.

3.2.Характер современных воск и вооруженных конфликтов.

3.3.Международный терроризм- угроза национальной безопасности.

3.4.Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении

террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и

какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют

современный терроризм.

3.5. Наркотизм и национальная безопасность России

Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению

наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие

наркотизма.


Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций(2)


Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению

безопасности личности, общества и государства(2)

4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по

обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской

Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности»,

«О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание

основных положений законов, права и обязанности граждан.

4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни(6)


Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний(2)

5.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки

юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и

общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние

окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость

сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

5.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи

инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете,

экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи

инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.



6. Здоровый образ жизни и его составляющи(4)

6.1. Здоровый образ жизни

Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья

человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы

жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон,

питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих

высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного

развития человека, его физических и духовных качеств.

6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических

ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при

распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня

работоспособности.

6.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья

Человека Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его

жизнедеятельности. Необходимость выработки привычки к систематическим занятиям

физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и

долголетия.

6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных

привычек. Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление

алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в

результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика

наркомании.


Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства


Раздел V. Основы обороны государства(19)


Тема 7. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны(7)

10.1. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по

обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых

действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

10.2. Основные виды оружия и их поражающие факторы

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения..

10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях

военного и мирного времени. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и

мирного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных

сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в

защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных

сооружениях).

10.5. Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

10.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных

работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

10.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее

предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения.

Обязанности учащихся.


Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества(3)

11.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная

реформа Ивана IV Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I Великого,

создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй

половине XIX в., создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

11.2. Памяти поколений — дни воинской славы России Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

11.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.


Тема 9 . Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск(7)

9.1.Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная

техника Сухопутных войск

9.2.Военно-Воздушные Силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная

техника ВВС

9.3.Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная

техника ВМФ

9.4.Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и

предназначение. Вооружение и военная техника РВСН

9.5.Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение

9.6.Космические войска, их состав и предназначение

9.7.Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил

Российской Федерации

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, их

предназначение. Войска гражданской обороны, входящие в состав МЧС России, их задачи

в мирное и военное время.


Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил России(2)

14.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника

Отечества. Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего —

защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг — обязанность военнослужащего по вооруженной защите

Отечества. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества,

способного с честью и достоинством выполнять воинский долг.

Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды

Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих.

Раздел 6 Основы военной службы.(28)


Тема 11. Размещение и быт военнослужащих(3)

22.1. Размещение военнослужащих

Размещение военнослужащих. Содержание помещений, противопожарная защита,

охрана окружающей среды.

22.2. Распределение времени и повседневный порядок

Распределение времени в воинской части, распорядок дня.

Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебные

занятия.

Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

22.3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих


Тема 12. Суточный наряд, общие обязанности суточного наряда(6)

12.1. Суточный наряд. Общие положения

Общие обязанности лиц суточного наряда.

12.2.Обязанности дежурного по роте

Дежурный по роте. Основные обязанности дежурного по роте.

12.3. Обязанности дневального по роте

Дневальный по роте. Общие обязанности дневального по роте.

Тема 13. Организация караульной службы. Общие положения(2)

13.1.Часовой и его неприкосновенность

13.2.Обязанности часового

Тема 14. Строевая подготовка(6)

14.1. Строи и управление ими

14.2. Строевые приемы и, движение без оружия

Строевая стойка, повороты на месте и в движении.

14.3.Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

14.4.Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от

него

14.5.Строи отделения, развернутый строй, походный строй

14.6. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

Тема 15. Огневая подготовка(2)

15.1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и

хранение.

15.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата

Приемы и правила стрельбы из автомата.

Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при стрельбе.

Тема 16. Тактическая подготовка(2)

16.1. Современный бой

Основные виды современного боя.

16.2. Обязанности солдата в бою

Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою.

Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места

для стрельбы, самоокапывания и маскировки.




Межпредметные связи


Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность

фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое

обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В обществознании – сведения о человеке, обществе и государстве для раздела «Основы военной службы» и тем, связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.

Особенности организации учебного процесса по ОБЖ.

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и

самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.

Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание,

активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся,

интерактивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)

Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение,

инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классно-групповое (занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.

Виды интерактивных методов используемых в обучении -мозговая атака, обучение в малых

группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и

средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.

Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.

Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные

виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.

Нетрадиционные формы урока – Интернет- урок, видеоурок, урок интервью и т. д. проводятся после изучения какой – либо темы, выполняя функции обучающего контроля.

Контроль результатов обучения

Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов

оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа (к.р.), самостоятельная работа (с.р.), тест, контрольный тест (т.), устный опрос (у.о.).

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены

на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих

предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик

должензнать/понимать:

—основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность

жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;—потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,

характерные для региона проживания;

—основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

—основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности

граждан;

—порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского

освидетельствования, призыва на военную службу;

—состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;

—основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время

прохождения военной службы и пребывания в запасе;

—основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения

военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

—требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

—предназначение, структуру и задачи РСЧС;

— предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

—владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера;

—пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по

отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

— ведения здорового образа жизни;

— оказания первой медицинской помощи;

—развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для службы;

—вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб

экстренной помощи.

Оценка знаний

Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим действиям в повседневной жизни.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое

понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные

ошибки.

Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая

последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения

использовать знания в своем опыте.

Оценку «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в

соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем

необходимо для оценки «3».




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

Знать:

- основные понятия ГО;

- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите

населения;

- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и

мирного времени;

- организацию гражданской обороны в школе.

- основные понятия и структуру ЗОЖ;

- роль питания как составляющей ЗОЖ;

- влияние двигательной активности на здоровье человека;

- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры

профилактики.

- основные понятия, функции и показатели здоровья;

- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;

- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.

- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;

- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;

- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;

- общие черты международного терроризма.

- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,

характерные для Тамбовской области;

- потенциально опасные объекты в районе проживания.

- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;

- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;

- правила поведения при захвате в заложники или похищении.

Уметь:

- определить вид применённого оружия;

- пользоваться убежищем;

- подобрать противогаз и пользоваться им;

- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе

- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию

- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;

- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных

заболеваний.

- работать с правовыми документами.

-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического

происхождения;

- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;

- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!