п. Залари 2015г
1. Закон Российской Федерации «Об Образовании»
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;
3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г. стр.14-17.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
-формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
-приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
-формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
На конец 5 класса ученик получит возможность усвоить правила безопасного поведения в различных ситуациях.
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
4. Контрольная работа ( итоговая)
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
раздел | Кол час | Планируемые результаты | № ур | Тема ур | Тип ур | формы | дата | корректировка |
Предметные | Личностные | Метапредметные |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. Человек, среда его обитания, безопасность человека | | Знать основные признаки города, классификацию городов, характерные опасные ситуации современного города. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни. Уметь определить зоны опасности. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Регулятивные: целеполагающие, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | 1 | Город как среда обитания человека. | к | технология деятельностного метода | 02.09 | |
| Знать системы жизнеобеспечения, их предназначение; основные бытовые приборы, правила эксплуатации бытовых приборов; причины возникновения опасных ситуаций в жилище. Уметь действовать при возникновении опасной ситуации в быту. | Усвоение правил безопасного поведения в быту, угрожающих жизни и здоровью людей. | 2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | К | технология деятельностного метода | 07.09 | |
| Знать районы города, которые имеют неблагоприятную экологическую обстановку, меры безопасности в повседневной жизни. | Формирование ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | 3 | Особенности природных условий в городе. | К | технология деятельностного метода | 14.09 | |
| Знать типы городов, специфику взаимоотношений людей в городе, правила безопасного общения с незнакомыми людьми. Уметь безопасно общаться с окружающими людьми в городе. | Усвоение правил безопасного общения с окружающими людьми. | 4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | К | технология деятельностного метода | 21.09 | |
| Знать классификацию чрезвычайных ситуаций, номера основных служб города. Уметь использовать службы безопасности по мере необходимости, применять правила личной безопасности. | Усвоение правил безопасного поведения в повседневной жизни, угрожающих жизни и здоровью людей. | | 5 | Безопасность в повседневной жизни. | К | технология деятельностного метода | 28.09 | |
Опасные ситуации техногенного характера | | Знать назначение дороги, участников дорожного движения, методы осуществления регулирования дорожного движения, группы дорожных знаков. Соблюдать правила дорожного движения. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Регулятивные: целеполагающие, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | 6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | К | технология деятельностного метода | 05.10 | |
| Знать правила безопасного перехода дороги, улицы. Уметь определять опасные места по маршруту своего передвижения. | Усвоение правил безопасного поведения на дороге. | Регулятивные: целеполагающие, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества | 7 | Пешеход. Безопасность пешехода. | К | технология деятельностного метода | 12.10 | |
| Знать правила безопасного поведения в общественном транспорте. Использовать умения для обеспечения личной безопасности. | Формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | 8 | Пассажир. Безопасность пассажира. | К | технология деятельностного метода | 19.10 | |
| Знать требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Уметь правильно действовать в случае аварии, использовать правила поведения велосипедиста на дороге. | Усвоение правил безопасного поведения на проезжей части. | 9 | Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства. | К | технология деятельностного метода | 26.10 | |
| Знать поражающие факторы пожара; причины и последствия пожара. Уметь владеть основными правилами поведения при пожаре. | Усвоение правил безопасного поведения при пожаре. | 10 | Пожарная безопасность. | К | технология деятельностного метода | 09.11 | |
| Знать основные опасные ситуации, возникающие в быту. Уметь действовать при угрозе и во время опасных ситуаций. | Усвоение правил безопасного поведения в бытовых ситуациях. | 11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | К | технология деятельностного метода | 16.11 | |
| Знать правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Уметь пользоваться шестом, уметь плавать. Правильно действовать в случае опасной ситуации на водном транспорте. Знать правила безопасного поведения на льду водоема | 12 | Погодные условия и безопасность человека. | К | технология деятельностного метода | 23.11 | |
| 13 | безопасность на водоемах | К | технология деятельностного метода | 30.11 | |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | | Знать понятие – чрезвычайные ситуации, природное явление. Уметь правильно вести себя на отдыхе в природных условиях. | Усвоение правил безопасного поведения во время различных чрезвычайных ситуаций природного характера. | Регулятивные: целеполагающие, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | 14 | Чрезвычайные ситуации природного характера. | К | технология деятельностного метода | 07.12 | |
| техногенного характера. Уметь обеспечить личную безопасность в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. | Усвоение правил безопасного поведения во время чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 15 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | К | технология деятельностного метода | 14.12 | |
Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение | | Знать понятие «криминогенная ситуация». Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми. Уметь соблюдать правила поведения в криминальных ситуациях. | Формирование антитеррористи-ческого мышления, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни. | Регулятивные: целеполагающие, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | 16 | Антиобщественное поведение и его опасность. | К | технология деятельностного метода | 21.12 | |
| Знать возможные криминогенные ситуации в доме. Владеть умениями предвидеть возможности возникновения криминогенной ситуации в доме, уметь применять правила на практике. | Усвоение правил безопасного поведения дома. | 17 | Обеспечение личной безопасности дома. | К | технология деятельностного метода | 28.12 | |
| Знать возможные криминогенные ситуации на улице. Владеть умениями предвидеть возможности возникновения криминогенной ситуации, уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников, уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. | Усвоение правил безопасного поведения на улице. | 18 | Обеспечение личной безопасности на улице. | К | технология деятельностного метода | | |
Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства | | Знать общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризовать основные виды террористической деятельности. | Формирование антитеррористи-ческого мышления, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни. | Регулятивные: целеполагающие, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | 19 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. | К | технология деятельностного метода | . | |
| Анализировать виды экстремистской и террористической деятельности. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | 20 | Виды экстремистской и террористической деятельности. | К | технология деятельностного метода | | |
| Уметь составлять план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализировать виды террористических актов и их характерные особенности. Формулировать правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями. Знать ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Формирование антитеррористи-ческого мышления, потребности соблюдать нормы здорового образа жизни. | 21 | Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолет-них за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. | К | технология деятельностного метода | | |
| Закрепить на практике полученные знания | Формирование понимания о правилах безопасности | 22 | Практическая работа № 1 | К | технология деятельностного метода | | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | | Знать понятия здоровье, здоровый образ жизни. Выработать убеждение, что режим дня - это одна из составляющих ЗОЖ. Уметь рационально распределять свое время. | Формирование понимания ценности здорового образа жизни. | Регулятивные: целеполагающие, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества | 23 | О здоровом образе жизни. | К | технология деятельностного метода | | |
| Знать значение двигательной активности. Уметь систематически заниматься физической культурой. | Формирование понимания ценности здорового образа жизни. | 24 | Двигательная активность и закаливание организма -необходимые условия укрепления здоровья. | К | технология деятельностного метода | | |
| Знать понятие «рациональное» питание; основные питательные вещества; рацион питания человека. Соблюдать правила рационального питания. Уметь приводить примеры продуктов, содержащих: углеводы, жиры, белки, витамины. | Формирование понимания ценности здорового образа жизни. | 25 | Рациональное питание. Гигиена питания. | К | технология деятельностного метода | | |
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье | | Знать последствия вредных привычек. Уметь применять правила «Нет!» для профилактики курения и употребления спиртных напитков, называть возможные последствия употребления алкоголя и никотина. | Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью. | Регулятивные: целеполагающие, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. | 26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | К | технология деятельностного метода | | |
| Знать, что вредные привычки зачастую начинаются с первой пробы, как сказать «НЕТ», как уберечь друга. Уметь уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя. | Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью. | 27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | К | технология деятельностного метода | | |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Тема 9. Первая медицинская помощь и правила её оказания | | Знать последовательность оказания ПМП; порядок вызова скорой помощи. Уметь оказывать первую медицинскую помощь. | Формирование понимания ценности здорового образа жизни. | Регулятивные: целеполагающие, планирование, самоконтроль, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | 28 29 | ПМП при различных видах повреждений. Практические занятия №2 | К | технология деятельностного метода | | |
| Уметь оказывать первую медицинскую помощь при ушибах и ссадинах. | Формирование понимания ценности здорового образа жизни. | 30 31 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах. Практические занятия №3 | К | технология деятельностного метода | | |
| | Уметь оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином угарным газом. | | 32 33 | ПМП при отравлениях. Практические занятия №4 | К | технология деятельностного метода | | |
| | | | 34 | Контрольное тестирование | | | | |