Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 с. Бараники
Рассмотрена и Утверждаю
рекомендована к утверждению Директор МБОУ СОШ № 46 с.Бараники
педагогическим советом Приказ от 31 августа 2015 года № 221
протокол № 1
от 28 августа 2015 года ____________ Л.И.Макаренко
Рабочая программа
Учебный предмет | Основы безопасности жизнедеятельности |
Уровень общего образования | Основное образование |
Класс | 5 |
Учебный год | 2015 - 2016 |
Количество часов | 34 |
Учитель | Зайцева О.В. преподаватель-организатор ОБЖ первой категории |
с. Бараники
2015 год
Пояснительная записка.
Перечень основных федеральных нормативных правовых документов, используемых при разработке рабочей программы:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».
Приказы:
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобразования и науки России от 05.09.2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 г. № 1047»;
- приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Письма:
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 46 с.Бараники на 2015 – 2016 учебный год с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы:
- программы коррекционной работы;
- программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся;
- программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по ОБЖ – базовое изучение предмета, составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по ОБЖ и авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова.
Программа курса ОБЖ предусматривает формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, изучат основы здорового образа жизни, правила поведения на улицах и дорогах.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Межпредметные связи.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-ом классе представляет собой совокупность фрагментов во многих образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В таких блоках как, «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» и «Чрезвычайные ситуации» прослеживается связь с географией, историей. Используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков.
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС ООО) относит ОБЖ к обязательному учебному предмету, входящему в учебный план среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план отводит для изучения ОБЖ в 5 классе 35 часов (т. е. по 1 часу в неделю).
В соответствии с годовым учебным календарным графиком МБОУ СОШ №46 в 2015-16 учебном году планируется провести 34 часа, за счет уплотнения тем: «Дорожное движение. Безопасность участников дорожного движения» и «Причины ДТП» (8.10.2015г) в разделе «Безопасность на дорогах».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенство ванию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета ОБЖ.
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса ОБЖ являются (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного предмета.
Структура учебного предмета.
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях. | 5 |
2 | Опасные ситуации техногенного и природного характера. Безопасность на дорогах. | 12 |
3 | Чрезвычайные ситуации. | 2 |
4 | Опасные ситуации социального характера. | 6 |
5 | Основы здорового образа жизни. | 6 |
6 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. | 3 |
| Итого: | 34 |
МОДУЛЬ 1.
Основы безопасности личности, общества и государства.
РАЗДЕЛ I
Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Тема 3. Опасные ситуации природного характера. Погодные явления и безопасность человека. Безопасность на водоемах.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
РАЗДЕЛ II
Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ.
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице.
Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
МОДУЛЬ 2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
РАЗДЕЛ III.
Основы здорового образа жизни.
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни. О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания.
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.
РАЗДЕЛ IV.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Тема 9. Первая медицинская помощь и правила ее оказания. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. Первая медицинская помощь при отравлениях.
Результаты освоения предмета ОБЖ и система их оценки.
Планируемые результаты подготовки обучающихся
(с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся)
Тема 1: Человек, среда его обитания, безопасность человека
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Тема 2: Опасные ситуации техногенного характера
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
Познавательные УУД:
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Тема 3: Опасные ситуации природного характера
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Тема 4: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Тема 5: Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)
Предметные:
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Тема 6: Экстремизм и терроризм — опасности для общества и государства
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Тема 7: Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Тема 8: Факторы, разрушающие здоровье
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Тема 9: Первая помощь и правила её оказания
Планируемые результаты освоения раздела.
Предметные:
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Раздел/ тема | Результаты освоения обучающимися учебного предмета |
На базовом уровне | По адаптированной программе |
Безопасность и защита чело- века в опасных ситуациях. | Знать: наиболее опасные ситуации в повседневной жизни; опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе; аварийные ситуации в жилище; зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе; правила общения с окружающими. Уметь: избегать криминогенных ситуаций; использовать полученные знания в повседневной жизни. | Знать: наиболее опасные ситуации в повседневной жизни; аварийные ситуации в жилище; зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Уметь: избегать криминогенных ситуаций; использовать полученные знания в повседневной жизни. |
Опасные ситуации техногенного и природного характера. Безопасность на дорогах. | Знать: правила поведения на дороге; группы дорожных знаков, сигналы светофора; правила пожарной безопасности; правила пользования газом и электричеством. Уметь: правильно вести себя на дороге и улице, соблюдать ПДД, распознавать дорожные знаки; правильно пользоваться бытовыми приборами; действовать в случае пожара; пользоваться газом и электричеством; оказать помощь утопающему; использовать полученные знания в повседневной жизни. | Знать: правила поведения на дороге; сигналы светофора; правила пожарной безопасности; правила пользования газом, электричеством. Уметь: правильно вести себя на дороге и улице, соблюдать ПДД, правильно пользоваться бытовыми приборами; действовать в случае пожара; пользоваться газом и электричеством; использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности. |
Чрезвычайные ситуации. | Знать: ЧС природного и техногенного характера, их особенности, причины и последствия. Уметь: правильно действовать в случае ЧС различного происхождения, во время эвакуации. | Знать: ЧС природного и техногенного характера. Уметь: правильно действовать в случае ЧС различного происхождения, во время эвакуации. |
Опасные ситуации социального характера. | Знать: меры личной безопасности при возникновении криминогенной ситуации, общие правила безопасного поведения дома; какую опасность представляет экстремистская и террористическая деятельность; правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни; в случае террористических актов. | Знать: меры личной безопасности, общие правила безопасного поведения дома; какую опасность представляет террористическая деятельность; правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни; в случае террористических актов. |
Основы здорового образа жизни. | Знать: основы ЗОЖ, вредные привычки, причины утомления, основы гигиены, закаливания; последствия наркомании. Уметь: заниматься физ. культурой, правильно питаться, планировать режим, соблюдать гигиену, отказаться от вредных привычек. | Знать: основы ЗОЖ, вредные привычки, основы гигиены, закаливания; последствия наркомании. Уметь: заниматься физ. культурой, правильно питаться, соблюдать гигиену, отказаться от вредных привычек. |
Основы медицинск. знаний и оказания первой медицинск. помощи. | Знать: средства первой медицинской помощи, причины травм и отравлений. Уметь: оказать первую помощь при небольших травмах и отравлениях. | Знать: средства первой медицинской помощи. Уметь: оказать первую помощь при небольших травмах. |
Критерии оценки планируемых индивидуальных достижений обучающихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний. Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс-опросы, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
| Календарно-тематическое планирование | |
№ урока | Дата проведе ния | Тема урока, (темы контрольных работ). | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Виды контроля |
Прове рочная работа | Конт рольн. работа |
I | | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях. | 5 | | | |
1 | 3.09 | Город как среда обитания. | 1 | Слуш. уч-ля. Полилог | | |
2 | 10.09 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения. | 1 | Работа с учебник | | |
3 | 17.09 | Особенности природных условий в городе. | 1 | Слуш. уч-ля. Полилог | | |
4 | 24.09 | Взаимоотношения людей и безопасность. | 1 | Слуш. уч-ля. Полилог | | |
5 | 1.10 | Безопасность в повседневной жизни. Электробезопасность. | 1 | Работа в парах | + | |
II | | Опасные ситуации техноген- ного и природного характера. Безопасность на дорогах. | 13 | | | |
6 | 8.10 | Дорожное движение. Безопас- ность участников дорожного движения. | 1 | Урок-беседа. Полилог | | |
7 | 8.10 | Причины ДТП. | 1 | Слуш. уч-ля. Полилог | | |
8 | 15.10 | Пешеход. Безопасность пешехода. | 1 | Практ. занятие | | |
9 | 22.10 | Пассажир. Безопасность пассажира. | 1 | Практ. занятие | | |
10 | 29.10 | Водитель. | 1 | Практ. занятие | | |
11 | 12.11 | Разметка проезжей части улиц и дорог. | 1 | Практ. занятие | | |
12 | 19.11 | Сигналы светофора с дополнительными секциями. | 1 | Практ. занятие | | |
13 | 26.11 | Дорожные знаки, их виды. | 1 | Практ. занятие | | |
14 | 3.12 | Железнодорожный переезд. | 1 | Просм.видео Письм.раб. | + | |
15 | 10.12 | Пожарная безопасность. | 1 | Просм.видео Полилог | | |
16 | 17.12 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях. | 1 | Слуш. уч-ля. Полилог | | |
17 | 24.12 | Погодные явления и безопасность человека. | 1 | Урок-беседа. Полилог. | | |
18 | 14.01 | Безопасность на водоёмах. | 1 | Просм. видео | | |
|
III | | Чрезвычайные ситуации. | 2 | | | |
19 | 21.01 | ЧС природного характера. | 1 | Просм.видео Полилог | | |
20 | 28.01 | ЧС техногенного характера. | 1 | Слуш. уч-ля. Полилог | | |
IV | | Опасные ситуации социального характера. | 6 | | | |
21 | 4.02 | Обеспечение личной безопасности дома. | 1 | Слуш. уч-ля. Полилог | + | |
22 | 11.02 | Обеспечение личной безопасности на улице. | 1 | Работа с учебником | | |
23 | 18.02 | Экстремизм и терроризм. Понятия. Причины. | 1 | Урок-беседа. Полилог | | |
24 | 25.02 | Виды экстремистской и террористической деятельности. | 1 | Слуш. уч Полилог | | |
25 | 3.03 | Виды террористических актов и их последствия. | 1 | Слуш. уч Полилог | | |
26 | 10.03 | Ответственность несовершенно летних за антиобществен.повед. | 1 | Урок-беседа. Полилог | + | |
V | | Основы здорового образа жизни. | 6 | | | |
27 | 17.03 | О здоровом образе жизни. | 1 | Беседа | | |
28 | 7.04 | Двигательная активность и закаливание организма. | 1 | Самост. изучение | | |
29 | 14.04 | Рациональное питание. Гигиена питания. | 1 | Полилог-беседа. | | |
30 | 21.04 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | Работа по карточкам | | |
31 | 28.04 | Здоровый образ жизни и профилактик вредных привычек. | 1 | Сообщ. учителя | | |
32 | 5.05 | Контрольная работа. | 1 | Письмен. работа | | + |
VI | | Основы медицинских знаний и оказания первой мед. помощи. | 3 | | | |
33 | 12.05 | Первая мед. Помощь при различных повреждениях. | 1 | Практ. занятие | | |
34 | 19.05 | Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах. | 1 | Практ. занятие | | |
35 | 26.05 | Отравления, их причины. Первая помощь при отравлениях. | 1 | Слуш. уч-ля. Полилог | | |
Контрольно измерительные материалы для 5 класса.
Контрольная работа № 1 по теме: «Основы здорового образа жизни»
Что такое здоровый образ жизни?
Как закаливание влияет на организм человека? Перечислите методы закаливания.
Что такое рациональное питание, перечислите элементы питательных веществ.
Какое влияние на здоровье человека оказывает курение, а какое алкоголь?
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ | Авторы | Название | Год изда ния | Издательство |
1 | А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников | «ОБЖ» 5 кл. | 2012г | М. «Просвещение» |
2 | А.Т.Смирнов | «Примерная программа основного общего образования «ОБЖ» (Стандарты второго поколения). | 2010г. | М. «Просвещение» |
3 | А.Т.Смирнов | «ОБЖ.Методическое пособие» | 2001г. | М. «Просвещение» |
4 | А.М. Костров | «Гражданская оборона» | 1998г. | М. «Дрофа» |
5 | В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова | «Основы медицинских знаний» 9-11кл | 1997г. | М. «АСТ-ЛТД» |
6 | В.Н. Латчук, В.В.Марков | «Дидактические материалы по ОБЖ 5-9 кл» | 2000г. | М. «Дрофа», «Дик» |
№ п/п | Наименование оборудования, приборов и т.п. |
1. | Электронные наглядные пособия. Презентации. «Средства пожаротушения» «ЧС природного и техногенного характера» «Нарушение экологического равновесия» «В 21 век без вредных привычек» «Наркомания – мифы и реальность» «Вред курения» «Вредные привычки и их влияние на здоровье» «Вся правда о курении» «Факторы, разрушающие здоровье» «Основные понятия о здоровье и ЗОЖ» «Здоровье» «Правила перехода через проезжую часть дороги» «Правила поведения на дорогах» «Автомобиль, дорога, пешеход «Дорожные знаки» «ДТП» «Движение пешехода» «Движение по тротуарам и обочинам» «Первая медицинская помощь» «Раны и кровотечения» «Средства оказания медицинской помощи» Образовательные электронные ресурсы интернета. |
2. | Комплекты наглядно-демонстрационных плакатов по: основам медицинских знаний; терроризму; пожарной безопасности; дорожные знаки; ЗОЖ. |
3. | Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, телевизор |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Наименование раздела и темы | Краткая характеристика вносимых изменений в содержание рабочей программы | Причины корректировки рабочей программы | Роспись учителя, ответственного за реализацию рабочей программы | Роспись заместителя директора по учебно-воспитательной работе |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения Естественно-научного цикла МБОУ СОШ № 46 с. Бараники от 27 августа 2015 года № 1 Руководитель МО ____________ И.В.Сологуб____________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Е.В.Артамонова 27 августа 2015 года |
21