СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс ФГОС.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса. Учебник Смирнова ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 5 класс ФГОС.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 с. Бараники





Рассмотрена и Утверждаю
рекомендована к утверждению Директор МБОУ СОШ № 46 с.Бараники
педагогическим советом Приказ от 31 августа 2015 года № 221
протокол № 1
от 28 августа 2015 года ____________ Л.И.Макаренко





Рабочая программа

Учебный предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Уровень общего образования

Основное образование

Класс

5

Учебный год

2015 - 2016

Количество часов

34

Учитель

Зайцева О.В.

преподаватель-организатор ОБЖ

первой категории











с. Бараники
2015 год



Пояснительная записка.


Перечень основных федеральных нормативных правовых документов, используемых при разработке рабочей программы:

Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Постановления:

- постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».

Приказы:

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобразования и науки России от 05.09.2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;

- приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 г. № 1047»;

- приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Письма:

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 46 с.Бараники на 2015 – 2016 учебный год с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы:

- программы коррекционной работы;

- программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся;

- программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и обществен­ной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, спра­ведливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действи­ям и влияниям, представляющим угрозу для жизни чело­века;

  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоак­тивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.







Общая характеристика учебного предмета.


Рабочая программа по ОБЖ – базовое изучение предмета, составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по ОБЖ и авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова.

Программа курса ОБЖ предусматривает формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, изучат основы здорового образа жизни, правила поведения на улицах и дорогах.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

Межпредметные связи.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-ом классе представляет собой совокупность фрагментов во многих образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В таких блоках как, «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях» и «Чрезвычайные ситуации» прослеживается связь с географией, историей. Используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков.


Место учебного предмета в учебном плане.


Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС ООО) относит ОБЖ к обязательному учебному предмету, входящему в учебный план среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план отводит для изучения ОБЖ в 5 классе 35 часов (т. е. по 1 часу в неделю).

В соответствии с годовым учебным календарным графиком МБОУ СОШ №46 в 2015-16 учебном году планируется провести 34 часа, за счет уплотнения тем: «Дорожное движение. Безопасность участников дорожного движения» и «Причины ДТП» (8.10.2015г) в разделе «Безопасность на дорогах».


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенство ванию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета ОБЖ.


Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Метапредметными результатами обучения курса ОБЖ являются (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Содержание учебного предмета.


Структура учебного предмета.

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.

5

2

Опасные ситуации техногенного и природного характера. Безопасность на дорогах.

12

3

Чрезвычайные ситуации.

2

4

Опасные ситуации социального характера.

6

5

Основы здорового образа жизни.

6

6

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

3


Итого:

34

МОДУЛЬ 1.

Основы безопасности личности, общества и государства.

РАЗДЕЛ I

Основы комплексной безопасности.

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни.

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Тема 3. Опасные ситуации природного характера. Погодные явления и безопасность человека. Безопасность на водоемах.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

РАЗДЕЛ II

Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ.

Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице.

Тема 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

МОДУЛЬ 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

РАЗДЕЛ III.

Основы здорового образа жизни.

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни. О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

РАЗДЕЛ IV.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Тема 9. Первая медицинская помощь и правила ее оказания. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. Первая медицинская помощь при отравлениях.



Результаты освоения предмета ОБЖ и система их оценки.

Планируемые результаты подготовки обучающихся

(с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся)

Тема 1: Человек, среда его обитания, безопасность человека

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тема 2: Опасные ситуации техногенного характера

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства

посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

Познавательные УУД:

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тема 3: Опасные ситуации природного характера

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тема 4: Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, об­щества и государства;

знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

Коммуникативные УУД:

формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тема 5: Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

Предметные:

понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

Тема 6: Экстремизм и терроризм — опасности для общества и государства

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, об­щества и государства;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Тема 7: Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Тема 8: Факторы, разрушающие здоровье

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии и де­лать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Тема 9: Первая помощь и правила её оказания

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

умение оказать первую помощь пострадавшим;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



Раздел/ тема

Результаты освоения обучающимися учебного предмета

На базовом уровне

По адаптированной программе

Безопасность и защита чело-

века в опасных ситуациях.

Знать: наиболее опасные ситуации в повседневной жизни; опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе; аварийные ситуации в жилище; зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе; правила общения с окружающими.

Уметь: избегать криминогенных ситуаций; использовать полученные знания в повседневной жизни.

Знать: наиболее опасные ситуации в повседневной жизни; аварийные ситуации в жилище; зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе.

Уметь: избегать криминогенных ситуаций; использовать полученные знания в повседневной жизни.

Опасные ситуации техногенного и природного характера. Безопасность на дорогах.

Знать: правила поведения на дороге; группы дорожных знаков, сигналы светофора; правила пожарной безопасности; правила пользования газом и электричеством.

Уметь: правильно вести себя на дороге и улице, соблюдать ПДД, распознавать дорожные знаки; правильно пользоваться бытовыми приборами; действовать в случае пожара; пользоваться газом и электричеством; оказать помощь утопающему; использовать полученные знания в повседневной жизни.

Знать: правила поведения на дороге; сигналы светофора; правила пожарной безопасности; правила пользования газом, электричеством.

Уметь: правильно вести себя на дороге и улице, соблюдать ПДД, правильно пользоваться бытовыми приборами; действовать в случае пожара; пользоваться газом и электричеством; использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности.

Чрезвычайные ситуации.

Знать: ЧС природного и техногенного характера, их особенности, причины и последствия.

Уметь: правильно действовать в случае ЧС различного происхождения, во время эвакуации.

Знать: ЧС природного и техногенного характера.

Уметь: правильно действовать в случае ЧС различного происхождения, во время эвакуации.


Опасные ситуации социального характера.

Знать: меры личной безопасности при возникновении криминогенной ситуации, общие правила безопасного поведения дома; какую опасность представляет экстремистская и террористическая деятельность; правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни; в случае террористических актов.

Знать: меры личной безопасности, общие правила безопасного поведения дома; какую опасность представляет террористическая деятельность; правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни; в случае террористических актов.

Основы здорового образа жизни.

Знать: основы ЗОЖ, вредные привычки, причины утомления, основы гигиены, закаливания; последствия наркомании.

Уметь: заниматься физ. культурой, правильно питаться, планировать режим, соблюдать гигиену, отказаться от вредных привычек.

Знать: основы ЗОЖ, вредные привычки, основы гигиены, закаливания; последствия наркомании.

Уметь: заниматься физ. культурой, правильно питаться, соблюдать гигиену, отказаться от вредных привычек.

Основы медицинск. знаний и оказания первой медицинск. помощи.

Знать: средства первой медицинской помощи, причины травм и отравлений.

Уметь: оказать первую помощь при небольших травмах и отравлениях.

Знать: средства первой медицинской помощи.

Уметь: оказать первую помощь при небольших травмах.


Критерии оценки планируемых индивидуальных достижений обучающихся.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний. Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс-опросы, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.


Календарно-тематическое планирование



№ урока


Дата проведе

ния

Тема урока,
(темы контрольных работ).

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды контроля

Прове

рочная работа

Конт

рольн. работа

I



Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.

5




1

3.09

Город как среда обитания.

1

Слуш. уч-ля. Полилог



2

10.09

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения.

1

Работа с

учебник



3

17.09

Особенности природных условий в городе.

1

Слуш. уч-ля. Полилог



4

24.09

Взаимоотношения людей и безопасность.

1

Слуш. уч-ля. Полилог



5

1.10

Безопасность в повседневной жизни. Электробезопасность.

1

Работа в

парах

+


II


Опасные ситуации техноген- ного и природного характера. Безопасность на дорогах.

13




6

8.10

Дорожное движение. Безопас- ность участников дорожного движения.

1

Урок-беседа.

Полилог



7

8.10

Причины ДТП.

1

Слуш. уч-ля. Полилог



8

15.10

Пешеход. Безопасность пешехода.

1

Практ.

занятие



9

22.10

Пассажир. Безопасность пассажира.

1

Практ.

занятие



10

29.10

Водитель.

1

Практ. занятие



11

12.11

Разметка проезжей части улиц и дорог.

1

Практ.

занятие



12

19.11

Сигналы светофора с дополнительными секциями.

1

Практ. занятие



13

26.11

Дорожные знаки, их виды.

1

Практ. занятие



14

3.12

Железнодорожный переезд.

1

Просм.видео

Письм.раб.

+


15

10.12

Пожарная безопасность.

1

Просм.видео

Полилог



16

17.12

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1

Слуш. уч-ля. Полилог



17

24.12

Погодные явления и безопасность человека.

1

Урок-беседа.

Полилог.



18

14.01

Безопасность на водоёмах.

1

Просм. видео




III


Чрезвычайные ситуации.

2




19

21.01

ЧС природного характера.

1

Просм.видео

Полилог



20

28.01

ЧС техногенного характера.

1

Слуш. уч-ля. Полилог



IV


Опасные ситуации социального характера.

6




21

4.02

Обеспечение личной безопасности дома.

1

Слуш. уч-ля. Полилог

+


22

11.02

Обеспечение личной безопасности на улице.

1

Работа с

учебником



23

18.02

Экстремизм и терроризм. Понятия. Причины.

1

Урок-беседа.

Полилог



24

25.02

Виды экстремистской и террористической деятельности.

1

Слуш. уч Полилог



25

3.03

Виды террористических актов и их последствия.

1

Слуш. уч Полилог



26

10.03

Ответственность несовершенно летних за антиобществен.повед.

1

Урок-беседа.

Полилог

+


V


Основы здорового образа жизни.

6




27

17.03

О здоровом образе жизни.

1

Беседа



28

7.04

Двигательная активность и закаливание организма.

1

Самост.

изучение



29

14.04

Рациональное питание. Гигиена питания.

1

Полилог-беседа.



30

21.04

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

1

Работа по карточкам



31

28.04

Здоровый образ жизни и профилактик вредных привычек.

1

Сообщ.

учителя



32

5.05

Контрольная работа.

1

Письмен. работа


+

VI


Основы медицинских знаний и оказания первой мед. помощи.

3




33

12.05

Первая мед. Помощь при различных повреждениях.

1

Практ. занятие



34

19.05

Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах.

1

Практ. занятие



35

26.05

Отравления, их причины. Первая помощь при отравлениях.

1

Слуш. уч-ля. Полилог



Контрольно измерительные материалы для 5 класса.

Контрольная работа № 1 по теме: «Основы здорового образа жизни»

  1. Что такое здоровый образ жизни?

  2. Как закаливание влияет на организм человека? Перечислите методы закаливания.

  3. Что такое рациональное питание, перечислите элементы питательных веществ.

  4. Какое влияние на здоровье человека оказывает курение, а какое алкоголь?

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Авторы

Название

Год изда ния

Издательство

1

А.Т.Смирнов,

Б.О.Хренников

«ОБЖ» 5 кл.

2012г

М. «Просвещение»

2

А.Т.Смирнов

«Примерная программа основного общего образования «ОБЖ» (Стандарты второго поколения).

2010г.

М. «Просвещение»

3

А.Т.Смирнов

«ОБЖ.Методическое пособие»

2001г.

М. «Просвещение»

4

А.М. Костров

«Гражданская оборона»

1998г.

М. «Дрофа»

5

В.Г. Бубнов,

Н.В. Бубнова

«Основы медицинских знаний»

9-11кл

1997г.

М. «АСТ-ЛТД»

6

В.Н. Латчук, В.В.Марков

«Дидактические материалы по ОБЖ 5-9 кл»

2000г.

М. «Дрофа», «Дик»






№ п/п

Наименование оборудования, приборов и т.п.

1.

Электронные наглядные пособия. Презентации.


  1. «Средства пожаротушения»

  2. «ЧС природного и техногенного характера»

  3. «Нарушение экологического равновесия»

  4. «В 21 век без вредных привычек»

  5. «Наркомания – мифы и реальность»

  6. «Вред курения»

  7. «Вредные привычки и их влияние на здоровье»

  8. «Вся правда о курении»

  9. «Факторы, разрушающие здоровье»

  10. «Основные понятия о здоровье и ЗОЖ»

  11. «Здоровье»

  12. «Правила перехода через проезжую часть дороги»

  13. «Правила поведения на дорогах»

  14. «Автомобиль, дорога, пешеход

  15. «Дорожные знаки»

  16. «ДТП»

  17. «Движение пешехода»

  18. «Движение по тротуарам и обочинам»

  19. «Первая медицинская помощь»

  20. «Раны и кровотечения»

  21. «Средства оказания медицинской помощи»

  22. Образовательные электронные ресурсы интернета.




2.



Комплекты наглядно-демонстрационных плакатов по:

  1. основам медицинских знаний;

  2. терроризму;

  3. пожарной безопасности;

  4. дорожные знаки;

  5. ЗОЖ.

3.


Техническое оснащение:

  1. компьютер,

  2. мультимедийный проектор,

  3. экран проекционный,

  4. принтер,

  5. телевизор







































Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Наименование раздела и темы

Краткая характеристика вносимых изменений в содержание рабочей программы

Причины корректировки рабочей программы

Роспись учителя, ответственного за реализацию рабочей программы

Роспись заместителя директора по учебно-воспитательной работе


























































































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

Естественно-научного цикла


МБОУ СОШ № 46 с. Бараники


от 27 августа 2015 года № 1


Руководитель МО


____________ И.В.Сологуб____________________




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


_______________ Е.В.Артамонова

27 августа 2015 года




21